16.05.2015
0

Поделиться

Что такое алхимия

Душа по своей природе Алхимик.

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора — это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии.

Мой «алхимический» сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя. Это был мир предназначенный для бога этого мира, который мог изменить в этом мире все. Все кроме вороны. Ворона была в центре мира. И вначале бог играл на перефирии, но потом ему стало скучно и он обратился к вороне. Но как только он «направил на неё свой луч», ворона всосала его и весь мир схлопнулся, а бог распался на атомы света.

Только через десять лет, читая труды Юнга, я с удивлением обнаружил что в моем детском сне мне была открыта герметическая космогония. Что процесс воплощения духа в мистической философии часто трактуется как «распад на искры» в результате которой первичная духовная целостность нарушается и дух оказывается в плену. Но больше всего я был изумлен когда узнал что прима материя которая пленяет дух, или — по алхимическому мифу, «бейя» которая пленяет юного Габриция — чаще всего у алхимиков символизировалась именно вороной! После таких снов, гипотеза архетипической реальности представляется самоочевидной.

Не только сны, но и детские игры тоже по своей природе алхимичны. Так, исследуя труды по алхимии, я вспомнил, как в возрасте пяти лет мог часами натирать порошок из кирпича, представляя, что тем самым делает камень «хорошим» и что эта пудра имеет волшебные свойства – действие, которое по всем алхимическим источникам называется «сублимацией вещества».

В своих лекциях по Алхимии Мария Луиза Фон Франц приводит впечатляющие примеры из своего детства:

В детские годы со мной произошел случай, который, быть может, прольет свет на этот вопрос. В десятилетней возрасте из-за болезни мне нередко приходилось пропускать занятия в школе. Обычно школу я посещала в утренние часы и во второй половине дня, когда моя сестра была на занятиях в школе, я оставалась дома одна. Я очень скучала, мне не с кем было играть, поэтому в задней части птичника я оборудовала то, что я назвала своей лабораторией. Однажды я прочитала, что янтарь образуется из смолы, которая, попав в морскую воду, через много лет затвердевает. В моей фантазии янтарь быстро превратился в желтую жемчужину, и я решила изготовить круглую желтую янтарную жемчужину.

После многочисленных карабканий и падений с ели мне удалось собрать немного смолы. Затем я решила, что необходимо изготовить морскую воду. Из словаря я узнала, из чего она состоит, и, похитив из ванной соль и йод, я старательно перемешала их с водой и получила то, что я назвала морской водой. Затем, полагая, что для получения желтой жемчужины янтарь необходимо очистить, я решила расплавить янтарь, чтобы удалить из него мертвых муравьев и других насекомых. Когда я наблюдала за его плавлением, меня охватило чувство одиночества и жалости к нему.

Решив снискать у него прощение, я стала беседовать с янтарем, говоря, что он не должен страдать испытывая жжение, потому что в конечном счете он превратится в красивую желтую жемчужину.

Таким образом, идея изготовления желтой жемчужины, возникшая рационально, после прочтения об этом, приняла форму фантазии, Однако я испытывала чувство одиночества, поэтому все событие подверглось амплификации, превратившись в алхимический опус с характерными для него мольбами о ниспослании успеха. Можно предположить, что у древних людей существовал такой же примитивный или инфантильный склад психики.

Иными словами, алхимия в своих мифологемах имеет дело с чистыми психологическими структурами, априори присущими человеку. С этой точки зрения, главная идея алхимии — превращение первичной материи в философский камень это идея трансформации своей психики из бессознательного и раздробленного состояние в осознанное и целостное.

Но давайте поставим вопрос — почему именно алхимия оказывается наилучшим отражением бессознательного? В конце концов, издревле существовало множество эзотерических школ, целью которых была особого рода духовная практика, преобразующая индивида, «из тьмы в свет».

На вскидку можно привести индийских тантристов, китайских даосов или христианских гностиков или розенкрейцеров. Очевидно, что в процессе своих медитаций, посвященные разных традиций имели дело с глубинным бессознательным, и символы с которыми мы встречаемся изучая эти традиции столь же живые и ресурсные.

Здесь есть только одна проблема. Любая традиция относится к материалу бессознательного выборочно. Как правило всегда присутствует своя генерально-символическая линия и все что в нее не входит в лучшем случае признается неважным и игнорируется а в худшем — преследуется как страшная ересь.

Так например, медитирующему йогу известно что в его медитации могут являться различные образов, богов, богинь, пребывающих во внутренних дворцах, однако его предупреждают чтобы он игнорировал такие образы. Христианский монах медитирующий по методике Лойолы будет приветствовать любой образ который можно включить в миф о Христе, но не заметит остального. Даже в первобытном племени, считаются важными лишь те сны, которые связаны с мифом племени — грубо говоря если тотем этого племени — заяц, сновидение с зайцем сновидец будет обсуждать на общем совете племени, а, скажем, сновидение с медведем он забудет в то же утро.

Иными словами, в любом обществе бессознательное было представлено ни в его «сыром виде» но включенном в существующий коллективный миф и фильтруемое этим мифом.

А что же Алхимия? Секрет в том что никакого единого алхимического мифа не существовало, если не считать общую для всех алхимиков мечту открыть философский камень (который впрочем каждый адепт понимал по разному).

Алхимик оказывался наедине со своим экспериментальным материалом, по отношению к которому у него не было никаких предварительных установок и знаний.

Таблицу Менделеева еще не придумали. Ни какой единой теории относительно элементов не существует даже близко. Базовые алхимические понятия – такие, как Сера, Соль и Ртуть – разные алхимики рассматривают совсем по разному – одни утверждают, что ртуть представляет женский принцип, а соль – это порождение союза серы и ртути, а другие напротив считают женским принципом соль.

Но соль, сера и ртуть — это три базовых единицы алхимии. И есть даже в понимании фундаментальных материй разные алхимики предлагали различное видение, то что говорить о более частных нюансах алхимического образного ряда. Под одним и тем же названием в алхимических трактатах могли присутствовать принципиально различные вещи.

Попробуем поставить себя на место средневекового алхимика. Допустим вы заинтересовались алхимией. Чтобы посветить себя экспериментам, вы покупаете себе домик на краю города (заметим, что все алхимики жили в уединении) и превращаете его в лабораторию. Алкая открыть тайны вещества, вы азартно экспериментируете с металлами и минералами, но поскольку отсутствует единая научная теория – вы лишь можете фиксировать то, что происходит у вас в колбах, даже не пытаясь привести это в систему.

И тут происходит самое интересное. Долгое уединение, сосредоточенность и духота лаборатории делают свое дело – начинает работать фантазия. И вы уже видите в расплавленном свинце разъяренного дракона, а в ртутной амальгаме – прекрасную деву.

Происходит очень интересный процесс, который называется в психологии «проекция» — реагенты в колбах становятся своего рода зеркалом, в котором отражается то, что происходит в вашей душе, на самом глубоком уровне бессознательного. Человеку свойственно накладывать свои проекции на любое явление – от неживого вещества до незнакомца – при условии, что он не обладает знаниями об этом.

Так это только воображение? – может подумать разочарованный читатель. Да. Но именно воображение является тем золотым ключиком, который открывает врата познания. Очень многие серьезные мыслители двадцатого века (например Якоб Голософкер или Жильбер Дюран) говорили о воображении как об основе бытия и единственной подлинно реальности. С точки зрения Жильбера Дюрана единственное что нам дано — это воображаемое, которое противостоит обреченности времени и смерти.

Тогда, может спросить читатель, зачем такие сложности с колбами и реагентами и почему бы просто не пофантазировать?

Секрет в том, что точно также, как мы не можем увидеть свои уши без зеркала, так и самые глубинные уровни бессознательного останутся от нас сокрыты, пока мы не найдем экран, на котором они смогут отразиться. Проекция является предворительным условием познания глубинного! Фантазируя, мы можем поднять только внешний уровень бессознательного, но, воспользовавшись особого рода поэтическим языком, языком символов, и применив определенные психологические техники, которые позволяют раскрыть двери восприятия – мы можем проникнуть гораздо глубже.

Теперь становится понятно, что алхимия – это не просто наука и даже не просто эзотерическая школа, но сокровищница образов которые родились в наиболее естественных условиях.

Позднее естественная или наивная алхимия разделилась на алхимию спиритуальную и материальную. Материальная алхимия стала химией, а спиритуальная получила свой рассвет в разного рода тайных обществах. Однако для Юнга, наибольшей ценностью обладает не столько поздная, спиритуальная алхимия, (которая тоже стала формировать свой генеральный миф) а та самая, ранняя и наивная алхимия проекции, когда зачастую сам адепт и не догадывался сколь неожиданные и еретические идеи он высказывает.

Со временем, популярность алхимии сошла на нет а к концу 19го века и вовсе повсеместно считалась экзотической лженаукой, эдакой химерой, порожденная людской легковерностью, помноженной на людскую жадность.

Переворот в отношении к Алхимии произошел в результате многолетнего труда Карла Густава Юнга. Именно работы Юнга вернули алхимии потерянное с наступлением научной революции уважение и солидность. Теперь, каждый образованный человек знает что алхимия — это предтеча глубинной психологии и Карл Юнг первым обратился к ней за разгадками тайн психики.

Справедливости ради, отметим что первым психологом заинтересовавшемся Алхимией был даже не Юнг а Герберт Зильберер. Сам Зильберер практиковал как ученик Фрейда и психоаналитик, открыл Алхимию, и написал свою первую и последнюю работу «О проблемах алхимического и мистического символизма». Вопреки его ожиданиям, эта работа была воспринята Фрейдом достаточно холодно, и не в силах смириться с отвержением Герберт покончил с собой. Очевидно что Зильберер разделил судьбу многих алхимиков отождествивших себя со своим опусом и пытавшихся осуществить этот опус слишком буквально. Трагедия Зильберера — это трагедия гениального суфлера, который подошел к вратам великой науки, но так и не смог проникнуть в её главную тайну.

Однако труд не пропал в пустую и работы Зильберера заинтересовали Юнга,, который продолжил исследования в этой области. Его интерес вначале проявился в нескольких статьях таких как «Парацельс как духовное явление», «Дух Меркурия», «Парацельс как врач» и уже потом была написаны масштабные сочинения такие как «Misteriom Coniunсtionis», «Психология и алхимия» и «Психология переноса».

Работы Юнга демонстрируют богатство алхимического символизма и его применения. Так в «Психологии переноса» Юнг использует гравюры одного из алхимических трактатов «Розариум Философорум» для иллюстрации стадий развития отношения аналитика и его клиента. В «Психологии и алхимии», Юнг берет за основу сны своего пациента, который, остается в книге не названным, но как потом выясняется это лауреат нобелевской премии по физики Вольфганд Паули, и выводит из этих снов алхимический символизм. Все это доказывает, то насколько алхимическая образность оказывается первичной образностью нашей души, её фундаментом.

Юнг пришел к такому пониманию алхимии далеко не сразу. Открыв для себя богатейший символизм гностицизма, Юнг много лет не мог понять – неужели «серебряная нить» гнозиса прервалась более чем на полторы тысячи лет? Годы и десятилетия Юнг мучительно искал связующую нить между древним гностицизмом и своей глубинной психологией.

Ответ пришел к нему во сне. В этом сне он оказался в пространстве, о котором прочитал через месяц в алхимическом гримуаре. Юнг услышал голос – «теперь мы плотно застряли в 16м веке».

Застрял он там действительно «плотно». Последние тридцать лет жизни Юнг посвятил психологическому осмыслению алхимических откровений, результатом чему стало четыре тома «алхимических» сочинений Юнга.

Как уже было сказано, благодаря исследованиям Юнга в наше время психологически образованный человек знает, что алхимия – это своего рода предтеча глубинной психологии, первая наука о душе, которая через метафоры химических процессов описывала то, что происходит на самых глубоких уровнях нашей психики.

Но, как правило, на этом, чисто формальном, знании все заканчивается. Да, алхимические символы – это символы душевных процессов. Да, Философский Камень – это Самость, высшее я, голос, которой алхимик должен научиться слышать из самых далеких глубин. И? Неужели все богатство алхимического символизма может быть сведено к нескольким, достаточно очевидным тезисам?

Конечно же, нет – при таком, чисто тезисном, знании ускользает уникальное своеобразие алхимии как символической и мифопоэтической традиции. Приоткрыть красоту алхимического мифа мы попытаемся в этом исследовании.

Средневековая культура пропитана религиозным духом в своей сути. Даже самые, на первый взгляд, мирские отрасли человеческой жизни сплетены невидимыми нитями с религиозным духом. Поэтому рассматривать алхимию вне религиозного, и – берем шире – мистического контекста просто невозможно.

С начала христианской эры, коллективный миф разкололся на ортодоксальную церковь и гностицизм, веру и знание, убеждение и опыт. Согласно Юнгу, алхимия оказывается естественной наследницей гностицизма.

Хотя, исторически, первые алхимические источники датируются первым веком новой эры, настоящего расцвета алхимия достигает в средневековье. В отличие от гностических учений, она защищена от обвинения в Ереси, поскольку говорит «всего лишь» о химических процессах в реторте алхимика, да и короли с надеждой поглядывают в сторону адептов этого странного искусства – а вдруг и правда золото сделают?

Впрочем, вопрос о золоте на самом деле существовал не более чем для отвода глаз. Некоторые простаки попадались в эту ловушки и всерьез продавали все имущество, надеясь получить хоть крупинку золота, в то время как серьезные адепты Алхимии всегда говорили – «Наше золото не есть золото черни».

Религиозным (точнее мистическим) символизмом Алхимия пронизана насквозь. Что на самом деле значит призыв Герхарда Дорна «Превратите себя в живые философские камни»? Разгадка находится в религии – «Камень, отвергнутый строителями, но ставший во главу угла» в Евангелии – это аллегория Христа. Станьте Христами, станьте Богом – это, фактически, гностическая позиция, столь опасная для ортодоксальной церкви. Да и в самих алхимических гримуарах мы найдем массу аллегорий, относящихся к библейской истории, где Бога называют «первым алхимиком».

Поэтому хотя церковь и не могла напрямую предъявить алхимикам обвинение в ереси, она очень их не любила, и многократные попытки запретить алхимию тому подтверждение.

Однако многие ли алхимики понимали духовный смысл своей операции? Вовсе нет. Большинство оставалось в неведении относительно проективной природы своей работы. Позднее — в спиритуальной алхимии проекция была интегрирована, но многие тонкости оказались также утрачены.

Как доказывает Юнг, главной целью алхимиков было соединение противоположностей в душе самого алхимика. Это очень важный для понимания алхимии момент.

В самой алхимии, идея соединения (на латыни coniunctio) противоположностей обретала самые разные поэтические формы. Алхимики говорили о бракосочетании Солнца и Луны, Короля и Королевы, соединении «крылатого и бескрылого», змеи и птицы, льва и дракона, серы и ртути. И это – малая часть той сокровищницы образов, которыми полна алхимия!

На самом деле, проблема противоположностей – это не просто одна из проблем, а фундаментальная основа человеческого бытия. Человеку свойственно видеть в бинарной перспективе. Любая наука, любое учение, любая система основаны на противопоставлении бинеров. В искусстве такими бинарными категориями являются красота и уродство, в науке – истина и ложь, в этике – добро и зло, в религии – бог и дьявол, в философии – дух и материя.

Ну а в психологии… О, в психологии все гораздо сложнее, потому что она, как и алхимия, не просто имеет дело с одним из бинеров, но вынуждена иметь дело с самим бинарным принципом и его преодолением.

Простейшим бинером являются эго и тень, сознание и бессознательное. Как сказал один гениальный режиссер, «сознание желает победы вегетарианства во всем мире, а бессознательное отдало бы все за сочный бифштекс». Старый подход, основанный на дуалистической психологии (которая, в свою очередь. имеет корни в дуалистической религии), пытается подавить бессознательное. Куда более мудрым является подход, когда сознание ищет соединения с бессознательным, когда вместо двух путей выбирается третий. В философии это синтез тезиса и антитезиса, но на уровне души, первыми о необходимости этого синтеза догадались именно Алхимики. Фактически, в своих лабораториях, алхимики искали путь соединения света и тьмы, бога и дьявола.

И это не единственное, чем алхимия досаждала патриархальной ортодоксии. Вместо того чтобы вместе со всеми искать бога в заоблачных высях чистой метафизики, алхимия утверждала бога сокрытого в материи. Той самой материи, которая, по представлению ортодоксов, была осквернена и должна быть преодолена во имя чистого духа.

Так что противостояние алхимии и церкви было серьезным. Императору Рудольфу II, стратегическому союзнику Ватикана, грозили отлучением от церкви только за то, что он давал убежище алхимикам, которые стекались к нему со всей Европы, а верный сын католической церкви помещал алхимиков на самом дне ада – ниже убийц и еретиков. Видимо, католическая инквизиция видела в алхимиках прямую угрозу. И как показала история – не зря видела. Именно из алхимии родилась наука, которая поразила ортодоксию в голову. Но более того – именно из алхимии родилась новая психология нового человека – человека, который больше не хочет видеть мир разорванным и понимает. что земля так же свята, как и небо!

Это и есть важнейшее из посланий алхимии. Еще не отвергая догму (долго бы он прожил если бы стал отвергать) алхимик призывает нас слышать не только «свет закона» но и «свет природы». Материя, доселе униженная, обесцененная и богооставленная, вдруг оказывается в центральном фокусе внимания. Алхимическое послание в сущности взрывает типичную христианскую позицию меняя с «прочь от грешной земли к святому небу» но «соединить землю и небо воедино». Это соединение и есть высочайшая тайна алхимии.

Так что же стоит почитать если вы хотите понять Алхимию.

Для начала мы советуем работу Марии Луизы Фон Франц «Алхимия». В этой работе, Мария Луиза Фон Франц продолжает аналитическую работу Юнга, однако делает это гораздо проще чем сам Юнг, поэтому начинать свое погружение в мир алхимии стоит именно с Марии Луизы Фон Франц.

Далее, мы рекомендуем работу Эдварда Эдингера «Душа в античности». В этой работе, автор выводит семь особых алхимических «режимов» и рассматривает их как особый каркас психической структуры. Разумеется то что режимов семь достаточно произвольно — при желании можно было бы написать книгу с тремя, восемью или двадцатью режимами. Однако труд Эдингера тем и хорош, что будучи отчасти описанием субъективного опуса, он дает нам готовую модель работы с алхимией погружая в основные герметические понятия.

Следующая алхимическая работа — Джеффри Рафф «Мистерии воображения», где автор идет совсем другим путем нежели Фон Франц или Эдингер. Вместо того чтобы пытаться охватить всю алхимию, автор берет один единственный алхимический опус с соответствующими иллюстрациями и достаточно подробно анализирует стадии индивидуации.

Прочитав эти работы вы уже будете иметь необходимую базу для понимания алхимии. Теперь можно читать Самого Юнга. Начать я бы рекомендовал с «Психологии и алхимии» поскольку там Юнг наглядно демонстрирует как именно алхимический символизм проявляется в снах современных людей.