08.02.2016
0

Поделиться

Боевые искусства: Путь Единения

Дэниел Пинеда

Боевые искусства: Путь Единения

Зеркало Истины

С начала времён [всё] раздельное должно придти к единению, разъединённое должно сочетаться между собой.

Маршал Юэ Фэй,

из “Десяти важных тезисов”

По природе своей, человек — создатель и пользователь различных инструментов. Главный и наиболее могущественный инструмент, который ему необходимо научиться использовать — его собственный организм. В ходе первоначальной социализации человек учится разделять себя на “разум” и “тело”, видеть мир вокруг себя как разъединённые обители “внешнего” и “внутреннего”. Несмотря на то, что это разделение сначала служит просто для удобства в разговорной речи, со временем оно становится сложившимся состоянием бытия для человека. Получаемая в результате атрофия стала столь распространённой среди нас, что большинство людей даже и не задумывается о том, что что-то здесь не так.

Каждый изобретает свои собственные способы поиска удовольствия и избегания боли. Материалист бежит со всех ног от призрачных объектов вроде мыслей, эмоций и воображения, в направлении ощутимого или “настоящего” мира. Схожим образом и интеллектуал убегает от всего “физического” в поисках, как ему кажется, не несущей последствий деятельности в областях философии, академической науки или духовности. Подавленные склонности и естественные аппетиты превращаются в болезни одержимости, страха и прочей неуравновешенности.

На протяжении всей истории угнетатели держали рабов неграмотными, чтобы сохранять над ними контроль. Точно так же ограничения разума контролируют тело. Схожим образом, разум может быть ограничен телом, например, когда человек голоден, болен, или ему постоянно угрожает нападение. Тираны эксплуатировали единство человека, атакуя его части, в результате поражая человека целиком. Они постоянно ищут способы избавить человека от сокровищ в его владениях, поддерживая иллюзии разделения и полярности.

Но факт остаётся в силе: человек — единое существо. Он не может быть разделён без последствий. И в то же время, проблема не в том, чем человек является, а в том, как он себя понимает. Человек, полностью осознающий себя в качестве единого потока, может стать осознанно действующей силой природы. Такой человек может поднять планку человеческих достижений на новую высоту — впрочем, этого не может произойти без уничтожения тирании.

Единение человеческой природы возможно только тогда, когда человек осознает незавершённость своих представлений о себе. Если он хочет попытаться привести раздробленные части своего бытия к единению и гармонии, он должен встретиться с ними и дать им имена.

Подумайте о мире, в котором мы живём. Не опасен ли он порой? Можем ли мы в принципе ожидать милосердия, любви или самоотречения от обитателей такого мира? Кому мы сможем довериться, если земля сотрясётся, наступит голод, мир поразит болезнь, и те, кого мы избираем или прочим образом полагаемся на них в качестве наших правителей, снова и снова нас подведут? Каким путём, если таковой вообще существует, человек может незамедлительно приступить к работе по честному открытию себя заново, чтобы проложить мост между раздробленной и единой личностью? Можешь ли ты, как индивид, позволить себе не узнать ответ на эти вопросы?

На сцену выходят боевые искусства

“Будо — это божественный путь, данный богами, приводящий к истине, добру и красоте; это духовный путь, отражающий бесконечную, абсолютную природу вселенной и великий замысел творения”

Морихэи Уэсиба,
из “Будо”.

Искусство боя непросто. Его сложно преподавать, изучать и даже обсуждать, не упуская из вида его сути. Существует бесчисленное множество стилей обучения, нацеленных на развитие в ученике свойств, которые, как казалось основателю, помогут ученику в бою. Корень всех этих стилей — один и тот же, потому что у них одна и та же цель. Цель — получить “Кун-Фу”, или “навык посредством упорного труда”.

Боевые искусства — “Будо”, как их называют в Японии, или “Кун-Фу” (“Куань-Фа”) в Китае — это накопившийся свод знаний, включающий в себя и объединяющий в себе многочисленные способы победить противника в бою. В общем и целом, это включает в себя все разновидности оружейного дела, технологии, психологического и рукопашного боя, также известные как военное дело. Для нашей же цели мы будем здесь рассматривать только техники ближнего боя без применения оружия. В дополнение к боевым применениям, эти техники также содействуют гармонии внутри личности, семьи, народа и всего мира. И все эти аспекты в сумме также известны как “путь воина”.

Приверженцы боевых искусств демонстрируют приверженность высочайшим стандартам поведения и самодисциплины. Они нацеливаются на то, чтобы возвести изучаемые ими науки в ранг искусства. Такой человек сражается со своим собственным невежеством и добивается гармонии. Любой индивид, вне зависимости от социального статуса, физических ограничений, профессии или вероисповедания, может выбрать для себя путь боевых искусств, просто посвятив себя обучению и идеалам пути воина.

Потребность в эффективных методах самозащиты должна быть очевидна любому человеку, хоть сколько-нибудь изучавшему историю или человеческую природу. В первой книге Библии мы видим убийства, обман, стихийные бедствия и изгнание. Даже в библейском мире с всевидящим творцом, праотцы постоянно встречаются с бедами и опасностями. И тем не менее, посредством боевой удали, они победили своих врагов и стали основателями нации. Это верно для всех древних сказаний о богах и людях, таких, как написанный на санскрите эпос “Рамаяна” или “Илиада” Гомера, где великие герои поддерживали яркость и чистоту сияния мира посредством тяжкого труда войны.

Способ, которым люди успешно свергали мрак тирании и полагали конец несправедливости, не является ни случайным, ни бессистемным. Это наука о моральном, физическом и духовном обучении свободных мужчин и женщин, способных защитить свои свободы от любых посягателей. Чтобы добиться успеха, путь к победе нужно изучать, практиковать и оттачивать до идеала.

Можно быть практически полностью уверенным в том, что как минимум один раз в жизни индивид или коллектив станет мишенью для человека или людей с теми или иными враждебными намерениями. Если дело дойдёт до физической конфронтации, защищающийся должен применить некую боевую технику, чтобы нейтрализовать нападающего (или нападающих). Разница между полностью физическим и утилитарным военным делом и холистичными боевыми искусствами состоит в том, что первое заботится лишь о том, как убить врага. Второе заботится как о физической, так и о моральной победе. Эта победа должна придти с адекватным, не избыточным применением силы — и, если возможно, сделать менее вероятным само событие нападения.

Поскольку любое насилие происходит в определённом контексте, невозможно отделить эти аспекты друг от друга без создания или А) убийцы-социопата, реагирующего применением смертельной силы на малейшую возможность конфликта, или Б) высокомерного, но никчёмного и склонного к бреду “ролевика”, не способного остановить ни одного противника. Истинный мастер боевых искусств старается остановить зло не только в своих врагах, но и в себе.

Чем этот путь отличается от многих других — так это тем, что философия здесь исходит из практики. Техники боевых искусств аналогичны строкам из Священного Писания. Техники и стратегии — это союз идеального и реального, науки и религии. Это слово, обретшее плоть, и, в отличие от других систем личностного развития или художественного самовыражения, оно не допускает чисто субъективных толкований. Методики боя или эффективны, или неэффективны. И в то же время вы не можете их читать, вы должны ими ЗАНИМАТЬСЯ, чтобы они закрепились.

Пусть аналогичное справедливо и для любого другого духовного обучения, очень часто эта истина теряется за бесконечной метафизикой, догматами и тайнами, разделяющими теорию системы с её практикой. Только путём выполнения этих техник скрепляется воедино ранее разъединённый человек, и его организм преобразуется в инструмент его Воли. Ученик должен работать над координацией своих движений, поскольку в самой сути своей, свобода — это результат координации.

Техники боевых искусств — это алфавит битвы. Как мы складываем буквы в слова, так и техники боя соединяются, чтобы образовать тактические и стратегические подходы. Каждый вид боевых искусств имеет свой набор базовых техник и шаблонов, из которых строится конкретная гипотеза подхода к бою.

В повторяющихся упражнениях, оттачивающих эти движения, множество частей человеческой личности соединяются с всё улучшающейся координацией. Сначала неофит должен сознательно проявить Волю к тому, чтобы его разум расслаблялся, а его тело или растекалось, или било, в зависимости от ситуации. Затем, незаметно для себя и будто бы случайно, он двигается правильно, не задумываясь и не рефлексируя; его разум и тело становятся одной прозрачной линзой, через которую освобождённая Воля сверкает мгновенно и ясно. Когда ученик впервые замечает этот феномен, шок снова отправляет его назад, в былое раздробленное состояние. Но когда частота таких случаев возрастает, увеличивается и его комфорт, доверие к неизвестному внутри себя. Движения, совершаемые им, рано или поздно начинают выглядеть не столько его действиями, сколько его сущностью. Со временем он узнаёт, что тот, кого он называл “Я”, находится в постоянном движении и неотделим от всей остальной вселенной его восприятия. Тело — это микрокосм. Работая над созданием, сохранением и разрушением тела при помощи боевых искусств, ученик вовлекается в процесс инициации посредством самого могущественного символа из арсенала техник открытия себя.

Ци: таинственная сила

“Постигая науку Ци, ты должен стать взрослым и подчинить себе свой разум.”

“Познать таинства работы разума легко, куда сложнее проникнуть вглубь себя и действовать совершенно свободно.”

Иссаи Чодзаньси,
из книги “Боевые искусства: Проповедь демона”

Вы не успеете зайти далеко в практике боевых искусств, как столкнётесь с их самым обсуждаемым, самым недопонятым и наименее верно интерпретируемым концептом: Ци (по-китайски) или Ки (по-японски). Множество идей ассоциируется с Ци, буквально переводимым как “дыхание”, но также используемым для описания “жизненной силы” или “энергии”, текущей через всё сущее. Все боевые искусства используют Ци, с разной степенью акцентирования внимания, и у каждого из них есть свои теории о том, как её можно использовать.

Системы, ставящие акцент на развитии Ци, настаивающие на том, что верная техника исходит из накопления этой силы, известны как “мягкие” или “внутренние” боевые искусства. Это такие стили, как Тайцзи-Цюань, Багуачжан, Синъи-Цюань и Айкидо. Системы, фокусирующиеся на воспитании тела посредством прямого применения роста мышц и укрепления скелета, известны как “жёсткие” или “внешние” боевые искусства. Это Шаолинь-Цюань-Фа, Каратэ-Сётокан и Муай-Тай. Большинство боевых искусств являют собой сочетание как внешнего, так и внутреннего — например, Лю Хэ Ба Фа, Дзю-Дзюцу, Тайдзюцу и Эскрима. В мире боевых искусств есть поговорка — “от жёсткого к мягкому, и от мягкого к жёсткому”.

О Ци делалось много скандальных заявлений — что Ци может останавливать пули, поднимать человека в воздух усилием Воли или отправлять противников в нокаут без прикосновения к ним. Как можно догадаться, эти заявления разве что создали негативный антураж вокруг всей темы для более практичных её представителей. И в то же время, когда достигается высокий уровень концентрации Ци, действительно склонны происходить удивительные вещи. Более “общественно приемлемые” результаты изучения Ци — это быстрое излечение, долголетие, контроль над разумом и расслаблением, и все они улучшают жизнь человека и его практику боевых искусств.

В основе теории Ци лежит понимание того, что наше намерение может вести за собой жизненную силу и, таким образом, должно быть направлено к гармонии посредством дисциплины. Возможно, самый важный аспект изучения Ци — это идея о том, что болезнь является результатом дисбаланса. Сперва достигнув равновесия внутри себя, мастера боевых искусств затем стараются сделать лучше мир вокруг них.

Вот несколько базовых упражнений на увеличение выносливости, концентрации, координации и, таким образом, количества энергии Ци:

Упражнение Ци 1: Дыхание Младенца

Когда дышат взрослые, они чаще всего делают это исключительно верхней частью груди, с сильным напряжением торса. Это не способствует расслаблению, ментальному равновесию и накоплению Ци. Младенцы же, напротив, дышат нижней частью живота, задействуя всё тело в расслабленной манере. Древние утверждали, что для достижения гибкости и природной силы мы должны подражать дыханию новорожденного младенца.

Для практики Дыхания Младенца, лягте и положите одну руку на грудь, а вторую — на живот чуть ниже пупка. Это называется “нижний дантянь”, ваш физический центр гравитации и место, где вы храните большую часть Ци (низ живота называется “морем Ци”).

Дышите глубоко и ритмично, двигая лежащей на животе ладонью вверх и вниз, но не сдвигая с места руку на груди.

Когда вы освоите эту технику лёжа, вы сможете тренировать её сидя, стоя и на ходу. Только тогда, когда вы сможете дышать так без сознательного усилия, вы ощутите пользу Дыхания Младенца. Научиться так дышать — жизненно важно для вашего роста до мастера боевых искусств.

Упражнение Ци 2: Стойка Вучжи

“Вучжи” в переводе означает “без крайностей”, и, как говорят мудрые даоисты, лежит в основе мироздания. Стоя в стойке Вучжи, исходной стойке для всего остального, вы взращиваете равновесие и увеличиваете осознанность.

Чтобы освоить стойку Вучжи, встаньте естественным образом, с ногами, отстоящими друг от друга на несколько дюймов, и руками, свисающими вниз по сторонам. Слегка согните ноги в коленях, подтяните живот и вогните грудь. Слегка дотроньтесь языком до нёба.

Упражнение Ци 3: стойка Чен Бао

“Чен Бао” означает “объятия”. Эта стойка важна для обретения боевой силы и понимания, как связаны между собой различные части тела.

Чтобы освоить стойку Чен Бао, сперва встаньте в стойку Вучжи и расставьте ноги на ширину плеч. Затем поднимите руки до высоты плеч, направив ладони вниз, и слегка согните локти. И, наконец, разверните ладони внутрь, как будто обнимаете дерево или столб.

Когда готов ученик…

“Собственная воля — это единственная добродетель, не принимающая во внимание созданных людьми законов. Волевой человек подчиняется иному закону, абсолютно священному для меня — закону внутри себя, своей ‘воле’.”

Брюс Ли,
основатель Джит-Кун-До

Мы живём в эпоху, в которой мастеров различных стилей и стран легко наблюдать по книгам, видео и Интернету. В прошлом всё было иначе — доступ к столь широкому ассортименту учений был крайне редкой привилегией. Смотря на всех этих мастеров, мы видим схожие черты в применении каждого из этих методов. Почти в каждом случае эксперты боевых искусств демонстрируют равновесие, силу, концентрацию, чувствительность и координацию. Найдите преподавателя, воплощающего в себе эти свойства. Достижения этих мужчин и женщин приведут к источнику их силы, как концентрические круги выдают то место, где в пруд упал камень.

Обучение, дающее возможность правильного развития и применения силы, основывается на дисциплине. Дисциплина — это первый шаг. Если вы будете сражаться с врагом, внутренним или внешним, ваши инструменты должны двигаться по команде и без сомнения. Разум должен подчиниться, тело должно подчиниться, и они должны быть обучены работать вместе, прежде чем объединятся и смогут доверять друг другу. На это потребуются долгие годы тренировок.

Это означает, что какой бы вид боевых искусств и обучения им вы ни выбрали, вы должны полностью посвятить себя этой работа. Приходите на занятия и упражняйтесь в том, чему вас учат. Держите себя в наилучшей физической и душевной форме, отказывайтесь от всего, что замедлит ваш рост в боевых искусствах. Примите как данность, что путешествие в мир боевых искусств закончится только с вашей смертью, и ни секундой ранее.

Когда ученик впервые приходит к мастеру, он ожидает, что его будут учить. Но прежде чем мастер сможет передать науку о том, как побеждать, в первую очередь он должен натренировать ученика испытывать боль без эмоционального напряжения. Потому что боевые искусства нельзя описать словами — их можно только почувствовать, чтобы точно понять, как они работают.

Мастер боевых искусств может демонстрировать свою силу. Эта демонстрация может быть не такой, какую ожидает ученик, но, тем не менее, она случится, потому что это обязанность мастера — найти ученика, которому он может доверить своё знание. Истинный мастер предпочитает показывать, а не рассказывать, и, когда возможно, предпочтёт раскрывать, а не утаивать, свои методики. Хоть мастер и не идеален, если он честно передаёт методы, доказавшие для него свою эффективность, он может дать ученику видение идеала. Если в сосуд налита чистая вода — пейте из него и не волнуйтесь за его форму или материал, из которого он сделан.

И, наконец, ошибка ученика состоит в том, что, по его мнению, приобретаемое им знание его возвеличит. Мастер может забыть всё, что знает, и всё же оставаться мастером, поскольку он подверг свою суть трансмутации. Если он перестанет говорить, это не изменит источника его повествований. Если он прекратит своё существование, это не изменит источника его бытия. Ученик должен твёрдо встать на путь осмысления источника учения мастера, и стараться изменить себя на глубочайшем уровне, чтобы соединиться с этим источником.

И превыше всего — продолжать в том же духе.