07.10.2009
0

Поделиться

Научный Эон: Магия, Наука и Психология в Научном Иллюминизме Кроули

Эгил Аспрем,

Научный Эон:

Магия, Наука и Психология в Научном ИллюминизмеКроули.

УниверситетАмстердама.

Введение:Секуляризация эзотеризма / психологизация магии.

Широкораспространено мнение, что «оккультная магия» и Викторианское оккультноевозрождение XIX века объясняется исключительно последствиями эпохи Просвещения,когда эзотерическая мысль снова стала объектом общественного внимания. С такойточки зрения, возрождение магии и оккультных течений в новом свете Просвещенияспособствовало значительным трансформациям этих учений. В общем, оккультистыстремились к согласованности эзотерических концепций с распространеннымипринципами «не магической» общественности. Эзотерика и магия должны былиразвиваться вместе с новой наукой и психологией.

Однако, этобыло не так просто- выделить одно единственное направление, по которому быпроисходило подобное согласование. Согласно В. Ханеграафу, такая попыткапривела к «магии без колдовства», главным образом характеризуясь«психологизацией». Другие исследователи, такие как К. Партридж, заявляют, чтосовременные маги живут в мире, таком же наполненном магией, как и раньше,отмечая скорее обновление магического мировоззрения, нежели возникновениеабсолютно иной формы классической магии. Разнообразные споры и недопонимания поэтому вопросу зависят, по-видимому, от того, на какой конкретно сторонепроблемы ставит акцент исследователь. Однако, очевидно, что существует изначальное направление, исходящее из глубиноккультизма, с помощью которого происходит синтез эзотерических и научныхконцепций: мы находим Карму и эволюцию, эфирное пространство и Anima Mundi,магнетизм, частоты и астральный свет, великое множество сходных корреляций иинтерпретаций.

Но средисовременных распространенных эзотерических учений также существует большоеколичество различий. Блаватская предпочитала терминологию, основанную нафизических и естественно-научных дисциплинах, Израэль Регарди, изучавшийпсихиатрию, пользовался психологическими терминами, тогда каканти-модернистский маг Юлиус Эвола избегал и того, и другого. В общем, можноприйти к выводу, что направлений действительно очень много, и зависимость междусветской современностью и магией остается неизученной, неясной.

В этомотношении, Алистер Кроули заслуживает особого внимания. Помимо массылитературных произведений- книг, эссе, писем, его перу принадлежит несколькоинтересных работ относительно науки и психологии, их отношения к оккультизму,религии и обществу в целом.

В этой статьеприведены исследования некоторых важных идей Кроули, в которых соединены магия,наука и психология, выделены ключевые моменты вероятных влияний на идеи Кроули,и научные концепции с краткими комментариями относительно того, как онинтегрировал их со своим магическим мировоззрением.

Тринити-колледж,Кембридж: Знакомства.

Начнем состуденческих лет Кроули, которые он провел в Тринити колледже. Для начала,нужно взглянуть на людей, в обществе которых он мог там оказаться. Кроулиучился в Тринити с 1895 по 1898 годы. Тринадцатью годами ранее там было основаноОбщество Психических Исследований (ОПИ), все это время продолжавшее своюдеятельность. К тому же, одним из основателей ОПИ был Генри Сиджвик, ещеучившийся колледже в то время, когда туда поступил Кроули. Весьма вероятно, чтоКроули был знаком с ОПИ и «психическими исследованиями» и их попыткамиустранить ощутимый разрыв между научным натурализмом и религией, с научнойточки зрения исследуя оккультные и паранормальные феномены. Есть основаниясчитать, что в дальнейшем это знакомство оказало сильное влияние на Кроули.

Сначала нужнообратить внимание на другую выдающуюся фигуру из Тринити: это антрополог ДжеймсДжордж Фрэзер. Его грандиозное произведение «Золотая Ветвь» было опубликовановсего лишь за пять лет до поступления в колледж Алистера Кроули. Эта книга,должно быть, сильно повлияла на Кроули, и, хотя у нас нет доказательств, можнопредположить, что он посещал лекции Фрэзера.

Итак, мыустановили, что могло способствовать становлению взглядов Кроули на связь наукии магии. Психические исследования подали ему идею создания нового подхода,основанного на экспериментальном анализе оккультных феноменов. Позже этостановится основой его магической практики. У Фрэзера мы находим известныйэволюционистический принцип «магия-религия-наука», который Кроули примет иадаптирует в соответствии со своей концепцией. Особенно интересно то, чтоКроули во многом принял интеллектуальную позицию Фрэзера в отношении магии:например, то, что магия в некоторой степени аналогична современной науке. Но всистеме Кроули меньшее внимание уделяется культурному эволюционизму: по его мнению, наука не обязательно заменяетмагию; скорее, происходит реформация магии.

Всоответствии с этим, когда спустя много лет Кроули напишет «Магию в Теории и наПрактике», он будет позиционировать себя как человека, пришедшего уничтожить«эту ненаучную магию», и заменить ее на модернизированный подход «НаучногоИллюминизма».

Братство A\\A\\

До А. А.Кроули был посвящен в традицию оккультной ритуальной магии Золотой Зари, егонаставниками были также такие личности, как Джордж Сесил Джонс, Аллан Беннетт иМакГрегор Мазерс. Мы не будем углубляться в доскональное изучение того периода,но заострим внимание на деятельности Кроули после развала Золотой Зари. Врезультате событий в Каире в 1904 году, когда было получено откровение изаписана Книга Закона, Кроули ощущал, что не только «Старый Эон» подошел кконцу, и Мазерс был свергнут с «трона» Золотой Зари, но ему предстоялопостроить и возглавить новую и сильную организацию. Это привело к основанию А. А.в период между 1906 и 1909 годами.

Основанный насистеме Золотой Зари, орден А. А. отличался тем, что осуществлял обучение имагическую практику строго в соответствии с принципами нового Эона, которыеозначали построение более научной основы. О создании Ордена было официальнозаявлено в журнале «Эквинокс» в 1909году, и его новая магическая парадигма была провозглашена как «НаучныйИллюминизм». Известным стал девиз:«Метод- Наука, Цель- Религия». В то же время, редакция «Эквинокса»пообещала объявить войну превалирующим в оккультном мире «обскурантизму» и«шарлатанизму».

Конечно,обращение к науке не было новинкой в среде оккультистов. Хорошо известно, чтоспиритуалисты старались постичь науку ссередины 19 века. Когда Е. П. Блаватская в своих книгах «Исида разоблаченная» и «Секретная доктрина»опубликовала основы учения Теософии, она свободно прибегала к научнойтерминологии. Однако, например, ОлавХаммер доказывал, что попытки спиритуалистов и Теософистов внедритьпереформулированную научную номенклатуру в эзотерические дискурсы былинепродуманной и непоследовательной стратегией.

Очевиднойцелью этих людей и еще некоторых исследователей из ОПИ была борьба сВикторианским натурализмом и тем, что представляло угрозу для дляматериалистического и механистического мировоззрения. Этот «терминологическийжаргон» нельзя было смешивать с глубоким научным знанием или слепо использоватьфундаментальные принципы. Особенно явной стала тенденция игнорировать научныйметод, избирательно использовать его достиженияи видоизменять отдельные открытия.

В своей«Исповеди» Кроули пишет:

««Эквинокс»стал первой серьезной попыткой познакомить широкую аудиторию с оккультнойнаукой, ведь нельзя принимать в расчет Блаватскую с ее безграмотной мешанинойфактов и вымыслов в «Исиде разоблаченной».

Этодействительно первый в истории факт, когда предмет полноценно и адекватнообъясняется с точки зрения науки.»

Далее, изредакции Эквинокса 2.1 мы узнаем о целях и подходе братьев А. А.:

«Мы нуждаемсяв строгом научном методе. Ум ищущего должен быть беспристрастным: всепредрассудки и другие источники ошибок необходимо осознать и уничтожить. Поэтой причине мы разработали Синкретически-Эклектический метод, основанный на точных экспериментах, а не на догадках.»

Здесь мывидим, что основной упор делается на сторону идеалов научной методологии; Маг,работающий по методу научного иллюминизма, должен сохранять ясность рассудка,быть свободным от предубеждений настолько, насколько это возможно, иостерегаться вероятных источников ошибок в фактических данных. Но также мывидим, что обращение к науке представляет собой инструмент борьбы с другимиформами оккультизма, представленными здесь как «безграмотную мешанину фактов ивымыслов» Блаватской. Подчеркну, что такое явное и искреннее желание создатьнаучную организацию было уникальным случаем в оккультизме. И мы легко можемубедиться, что Кроули не бросал слов на ветер, он всеми силами поддерживал своиидеи.

Явнымсвидетельством желания дать научное объяснение магии является стиль, в которомнаписаны магические инструкции для А. А.В качестве примера можно взять важное руководство «Liber Exercitiorum»,и мы увидим, что ключевыми моментами являются точность эксперимента и избеганиесамообмана. В основном это сводится к ведениюмагического дневника, который должен стать не коллекцией забавныхисторий, а научным отчетом, с помощью которого можно легко анализироватьрезультаты, проверять их верность и повторять эксперименты.

Иногда используютсястатистические методы, например, в тренировке «физического ясновидения» прииспользовании Таро. Кроули пишет, что статистически должно быть доказано, чтолюбое предсказание- это не просто совпадение. Также, он говорит о необходимостиспецифической методологии, основанной на Каббале, позволяющей проверятьверность магических образов иобъективные сведения, полученные в ритуалах или астральных путешествиях.

(продолжениеследует…)

(Перевод Анна Леина)