08.03.2019
0

Поделиться

Юнгианский взгляд на архетип волка

FallenAngel

Юнгианский взгляд на архетип волка

Через несколько недель будет День Святой Троицы, и я совершу одну из моих редких поездок в монастырь. Скальный монастырь Святого Георгия — это центр развития ордена Бенедикта в австралийской долине. От монастыря до горы Святого Георгия (Карвендель) пешком примерно один час. Религиозное упражнение будет управляемо Бенедиктинским монахом, у которого, как оказалось, есть формальные психоаналитические полномочия. Вводилась тема «Архетип волка», что в моем понимании представляет собой духовный уикэнд.

Сначала я думал, что волк – это довольно скучная тема, но в ходе моих исследований выяснилось, что в мифологии, религии, в легендах и волшебных сказках, волк играл выдающуюся неоднозначную, дуалистическую и многомерную роль. Архетип волка столь важен, что то, как он воспринимается, указывает на образ мыслей человека, светских или духовных организаций общества, в котором мы живем.

Но есть гораздо больше. Иоланда Якоби, близкий ассистент Юнга, упоминает архетип волка несколько раз в ее книге «Комплексы, архетип, символ в психологии К.Г.Юнга» (Bollingen Series Princton University Press, 1957). Иоланда Якоби пишет, что «быть поглощенным или проглоченным – это также широко распространенный архетипический мотив… волк, который пожирает дитя». Юнг много раз пишет о Вотане, которого в Рагнарок был съеден гигантским волком Фенриром, а затем отомщен его сыном Видаром (“Four Archetypes Mother, Rebirth, Spirit, Trickster”, Routledge and Paul, 1957). В той же книге Юнг пишет о волках в немецкой сказке, где волк дает герою магический подарок из своих волос.

Волк напоминал людям об их приручении и их внутренней борьбе с этим. Волк также стал образом сохранившейся дикости и сексуальности, в Юнгианском смысле став человеческой Тенью нежеланного и нежелательного. Те из нас, кто имеет западное происхождение, часто не осознают глубин и тонких (неуловимых) различий и сходств языческих немецких или норвежских, восточных или индейских историй. Особенно истории о волках рассматривают реинкарнацию, духовную энергию, обмен дарами, жизненность тела и дух души. В старом мировоззрении все находится в потоке и начинается, балансируется и заканчивается полярностям сродни Инь и Янь. Даже боги подвержены этому, подвержены трансформации, и часто платят за то, что они получают с соответствующей потерей. Для коренных народов (включая исконных кельтов и германцев) религии как таковой не существует. Родные взгляды на духовность сочетались со временем и местом, землей, морем и небом. Наши предки жили бок о бок с волками во вдохновленном мире, и этот мир прочен, так же как его инстинктивные, но священные измерения:

Топор-время, меч-время, щиты расколоты,

Ветер-время, волк-время, перед падением мира;

Никогда люди не пощадят друг друга…

Теперь я вижу землю заново

Снова все зеленое поднимается из волн…

Мифы о волках – боги, богини, демоны и разбойники

Волки принимают быстрые решения, часто нуждаются в доверии своим собственным инстинктам и создавать прочные эмоциональные привязанности. Они учат нас делать то же самое, доверять своим инстинктам и интуиции, контролировать свои собственные жизни. В какой-то момент психологического развития большинство людей борется с трансформацией духовных и физических аспектов своего бытия. Во многих историях, волк описывался как дикий, неистовый, кусающий, зловещий и кровожадный. Образ волка использовался для представления всех этих аспектов. Откуда берется первобытный страх и трепет волка?

Демоны: В Эдде, древних исландских сагах, волк был символом демонических сил: Один, бог войны и смерти, сопровождался двумя волками. Мифический волк Фенрир, сын бога огня Локи и великана Ангрбода был сильнее богов. В Индийской мифологии волк описывался как демонический. Кроме того, волк изображался вороватым, обманчивым и лживым. В Индии демонов называли в честь волка. В Христианстве волка даже приравнивали к дьяволу: Иисус Христос предостерегал от лжепророков в овечьих шкурах, который в действительности были волками. Многочисленные мифы из Восточной Европы, России и Скандинавии рассказывают о сотворении волка дьяволом. Во время создания волка, дьявол полагался на помощь Бога, и волк убивал овец и коз по Божьей воле.

Боги: многие различные культуры поклонялись волку. Для египтян волк символизировал бога царства мертвых. Для римлян волк был символом Марса, бога войны. Сочетание волка с войной не подразумевало негатив, но, наоборот, соотносило его со славной смертью воина или императора. Кроме того, боевых героев сравнивали с разъяренными волками.

Положительная мужская сила: Сочетание волка с войной не должно было быть негативным, но, напротив, соотносило его со славной смертью воина или императора. Кроме того, боевых героев сравнивали с разъяренными волками. Волк также почитался как защитник человеческих существ. Волк рассматривался либо как неистовый страж, или заботливый поставщик. Также волк очень часто ассоциировался с войной и силой. В немецкой и скандинавской мифологии волк был символом хаоса, разрушения и смерти. Волки рассматривались как учителя тяжелых, но необходимых уроков. Волк – это также символ попечительства, ритуала, преданности и духа.

Положительная женская сила: Многие различные культуры поклонялись воспитывающей волчице как символу плодородия. Наиболее известный миф — Ромул и Рем, основатели города Рима, которые были брошены в детстве. Волчица нашла их и вырастила как своих собственных детенышей. В других контекстах, волк также почитался как символ материнской жертвы и плодородия. Частая связь между фигурами богинь и тотемными волками может рассматриваться как еще одно указание на огромную роль волков в первобытных матриархальных сообществах и шаманских религиях.

Негативная неприрученная сила: Люди из многих культур и традиций интерпретировали волка как представителя неприрученного (бессознательного). Слово «волк» широко распространено в индо-европейских корнях языка и зачастую не только обозначает животное, но и описывает в старых германских языках бандита, убийцу, душегуба, не поддающегося преступника, злого призрака или сверхъестественного зверя.

Волк в дикой природе

Волчья стая.

Стая представляет собой основную социальную единицу волчьих популяций. Стая обычно состоит от пяти-восьми членов до тридцати и более волков, в зависимости от размера добываемой жертвы. Волки обычно устанавливают территории площадью от сорока до более четырехсот квадратных миль в некоторых случаях. Они определяют свои диапазоны с маркировкой запахом и такими вокализациями как рычание, лай, легендарный вой и воля защищают эту область от незваных гостей. Волчья стая подобна семейной единице, состоящей из взрослой пары и их в основном выросшего потомства. Члены стаи формируют сильные социальные связи, способствующие внутренней сплоченности. Порядок поддерживается иерархией доминирования. Вожак стаи, самец, часто упоминается как альфа-самец, имеет тенденцию инициировать активность стаи и вести группу на охоту. Во время охоты, он будет направлять ее движение и брать на себя управление в критические моменты. Новые исследования диких волков показали, что волки живут в семьях: два родителя вместе со своими младшими детенышами. Коммуникация особенно важна для волков, где необходима координация, кооперация и укрепление связей и статуса. Внутри семьи волков, коммуникация помогает поддерживать социальную стабильность и солидарность. Коммуникация среди волков особенно сложна и использует ряд вокализаций для «разговора», язык тела и запаха. «Волчий» разговор, проводимый доминирующим самцом, удерживает семейную стаю вместе и работающей как группа. В некоторой литературе встречается «доминирующая альфа-пара». Исследования волков в неволе не переносимы в дикую природу, поскольку здесь волки разного происхождения или семейные группы были заперты вместе.

Волки и люди всегда были соперниками, а иногда и врагами, возможно потому, что во многом были похожи на людей. Волки имеют сильную социальную природу и, подобно людям, организованы как семейное племя. В любом случае, посредством жестов и телесного движения, они сообщают свои чувства. Волки любят выть стаей по нескольким причинам. Это может поощрять их близость, празднование успешной охоты и указание другим стаям держаться подальше. Одинокий волк, молодой самец, обычно ищет свою собственную территорию и самку. Он будет обходить чужие территории, но редко воет. Выход из стаи позволяет молодым самцам выйти из своих семей или стаи, и начать жизненный цикл, найдя пару и создавая собственную семью. В то время как волчью стаю возглавляет альфа-самец, каждый волк или волчица берет на себя свою долю ответственности за благополучие стаи. Из раннего игрового опыта со старшими волками, волчата тщательно обучаются принимать свою часть руководства в стае, как будто от этого зависит их жизнь и жизнь стаи. То же самое с успешными гражданскими и военными организациями, и семьями, или, кажется, психоанализом. Томас Манн написал в отношении эссе К.Г.Юнга, опубликованных под названием «Wirklichkeit der Seele» (1934): «К.Г.Юнг – сомнительный персонаж… он не ‘одинокий’ волк, он не из тех, кто остается верен вечным законам разума и морали».

До сегодняшнего дня волк вызывает страх. Все же волк – это не опасное чудовище, но скорее умный хищник с отчетливым социальным поведением. Любой, кто «обладает» хорошей охотничьей собакой, замечает, что хорошие лидеры и вообще хорошие люди в целом имеют некоторые атрибуты волка. Жизнь человека и волка несильно отличалась несколько тысяч лет назад: и те, и те либо были успешными охотниками, либо погибали, вот и все. В те ранние годы человечества волки всегда соперничали с людьми за один и тот же вид добычи. Однако конкуренция между ними возросла, когда люди осели 10 000 лет назад и занялись сельским хозяйством и животноводством. Сельскохозяйственные животные были для волков легкой добычей, и многие овцы или козы падали их жертвой. Волк стал ненавистным животным, которое угрожало средствам к существованию или, по крайней мере, имуществу человека. Даже будучи туристом, я больше боялся волчьей стаи, чем бурого медведя.

Архетипическое значение Волка

Архетип Волка: Двойственные Архетипы – конфликтующие сообщение.

На вопрос, насколько хорошо работает реклама, маркетолог однажды сказал: «Нужно знать и находить архетипические образы и связывать их с продуктами рынка». Таким образом, сообщение становится сильным, а желаемая тенденция поведения строится более легко. В рекламе встречается мало волков, поскольку архетипическое значение волка символизирует зло, а также положительные и духовные аспекты. Как было показано ранее, вы видите заявленное идеологиями и религиями. Волк представляет, как отмечалось прежде, и как можно наблюдать на изображении, интеграцию противоположностей. Это всегда производит чувство противоречия: дикое и страшное животное, которое может представлять смерть и зло; но в то же самое время компаньон богини Артемиды и скандинавского бога Одина. Это двойное имаго волка также представлено контрастом между его мужской и женской природой. Маскулиная природа волка изображается многими культурами как защитник и воин. Женская природа символизируется как форма волчицы, воспитывающая близнецов Ромула и Рема, или в ирландском мифе о Кормаке, или Каспар Хаузер, которых кормили волки. Интересно, что Христианство усилило и разрушило этот символизм этот дуализм в ранних Библейских источниках, представляющих контраст между волком, символизирующим кровопролитие и разрушение в противовес символу волка и ягненка, лежащих вместе, представляя мир и грядущее правление Мессии. Средние века также представляли этот контраст между образом волка как дьявола, против волка как «эмблемы святого Франциска Ассизского, укротившего волка».

Основные архетипы Юнга и Волк

Юнг прорабатывал понимание архетипов как «древних и архаичных образов, которые происходили из коллективного бессознательного». Есть много разных архетипов, и Юнг заявлял, что они безграничны, но у них есть базовые образцы в самом человеке, включая «персону», «тень», «аниму», «анимуса» и Самость. Еще четыре архетипа заметно упоминаются К.Г.Юнгом: «великая мать», «плут», архетип трансформации и «герой». Интересно, что волк может представлять их всех.

Юнг предположил, что архетип имеет двойную природу: он существует и в психике, и в мире в целом. Также он предполагал, что архетипические структуры не только управляют поведением всех живых организмов, но также контролируют поведение неорганической материи. Архетип был не просто психической сущностью, но, что более важно, мостом к материи в гностических сущностях, известных в оккультной традиции как «эоны». Немецкий Вотан (скандинавский Один) – это эон, описанный Юнгом (которого очень тянуло к Гнозису).

Теперь, теория Юнга о Вотане, немцах и склонности Гитлера как провидца, привлекает много академического и политического огня. Интересно и то, что Гитлер, который был неразлучен с Блонди, своим волкодавом, выбрал для себя имя – Волк. В египетской мифологии бог Упуаут был разведчиком, расчищающим пути для продвижения армии вперед. Одна старая найденная надпись упоминала Упуаута как «открывающего пути» к победе царя Сехемхета. Со временем, связь с войной, и, следовательно, со смертью, привела к тому, что Упуаута также рассматривали как того, кто раскрывает пути и через Дуат, для духов мертвых.

Но вернемся к моей интерпретации основных суб-архетипов волка:

— Воспитывающий и защищающий волк появляется как великая волчица, которая кормила Ромула и Рема (Анима).

— Волк-самец, инициированный обществом, вынуждает молодого взрослого в становлении зрелым взрослым (Анима).

— Стражник, который проводит душу через врата, которые должны были быть пройдены как в Египетской мифологии (Тень).

— Волк в овечьей шкуре, который пытался скрыть свое инстинктивное и дикое «я», развивая личность мягкости и невинности (Персона).

— Воющий волк, у которого есть голос, чтобы общаться с другими и восстанавливать внутренний голос души (Эго).

— Волк и ягненок лежат вместе, что представляет внутренний мир (Самость).

— Волк, принявший свою роль в жизни (Эго после индивидуации).

К.Г.Юнг мало писал о волках как непосредственно об архетипах (за исключением того, что можно было бы очень хорошо связать волка с трикстером и койотом), но широко писал о сказках и мифах, где волк часто играет главную роль.

Миф о Ромуле упоминается Хендерсеном в книге «Человек и его символы» в качестве четвертой стадии мифа героя. В «Железном Джоне» Блая волк был представлен диким человеком, охотником и воином.

Архетипы трансформации Юнга и Волк

Оборотень как кровожадное существо, когда-то человек, когда-то волк, был охотно распродан киноиндустрией в «Американском оборотне» или классическом немом фильме о докторе Джекилле и мистере Хайде. Во времена Средних Веков было широко распространено воззрение о том, что люди превращаются в оборотней. Оборотень, существо от дьявола, одержимое, наполовину человек и наполовину животное, бродил ночами по улицам и «пил еще теплую кровь, пожирал внутренности своих невинных жертв во время оргий сатанинской жестокости». Вера в оборотней уже существовала в древнем мире, но в Средние Века эта вера стала намного сильнее. В основном женщины и дети были жертвами оборотней, которые в действительности были мужчинами, действующими и чувствующими себя подобно волкам, находясь под воздействием наркотиков и ритуалов. Считалось, что с помощью Malleus Maleficarum (Молота Ведьм) в 1489 году, можно было не только распознать ведьм, но и оборотней, в результате чего множество людей были сожжены на кострах как так-называемые оборотни. Современникам было ясно, что человек превращается в оборотня через злое заклинание или в качестве наказания за серьезный грех.

Архетипы Волка и языческие мифы

Существовал даже чудовищный волк, который был главной угрозой богам, которые появляются и в «Поэтической (или Старшей) Эдде» и «Прозе Эдды», записанной в Исландии в 13-ом веке из ранних традиционных источников, достигая Эпохи Викингов. Имя Фенрир означает «из болота». Также известный как Fenriswolf, он был порождением хитреца-бога огня Локи. В скандинавской мифологии, Локи был богом или jötunn/Jætt или оба. Некоторые из jötnar (мифологические великаны и великанши) имеют отвратительный вид – когти, клыки и деформированные черты. Сестрой Фенрира была богиня Хель, а ее братом – злая змея Йормунганд. Викинги верили, что во время Рагнарока, битва состоится на краю света. Согласно мифам, злой Локи сам дал рождение Фенриру, съев сердце великанши, ведьмы Ангерботы. После его рождения, боги получили пророчества о катастрофе, но боги не могли убить Фенрира, потому что это осквернило бы их святилище. Но они искали способ связать зверя, который с каждым днем становился все больше и больше. Они пытались удержать его, но после неудачных попыток стали еще больше бояться силы волка. Один послал Скирнира, гонца Фрейра, вниз в мир гномов и приказал им сделать магическое обуздание, именуемое Глейпнир, гладкое и мягкое, подобное шелковой ленте. Они позвали волка, показали ему шелковистую ленту и попросили еще раз проверить его силу. Фенрир был подозрительным из-за тонкости группы. Боги согласились освободить его, если сам он не сможет вырваться из оков. Но Фенрир попросил, чтобы кто-то положил ему в рот руку в качестве залога, что боги действуют добросовестно. Ни один из богов не был готов пойти на такой риск, прекрасно зная об обмане, но затем Тир шагнул вперед и положил правую руку в рот волку, совершая жертву, которая сохранит богов в безопасности. Фенрир был связан Глейпниром, и он пытался из всех сил, но не смог разорвать его. Боги рассмеялись, увидев страдания волка (за исключением Тира – конечно, его рука была укушена за запястье). Фенрир продолжил жутко выть, но остался до Рагнарока, когда боги и гиганты должны были сразиться насмерть. Ко времени Рагнарока, волк должен стать столь большим, что когда он откроет рот, его нижняя челюсть будет прижата к Земле, а верхняя челюсть будет царапать небеса. Пламя будет гореть из его глаз и ноздрей. В Рагнароке, волк вырвется на свободу и присоединится к великанам в напряженной войне с богами. Фенрир убьет Одина, проглотив его. Затем сын Один Видар выйдет вперед, чтобы отомстить за Одина и, наконец, убить зверя.

Архетипы Волка и Египетский Владыка Некрополя

В поздней египетской мифологии Wepwawet (также переводимый как Упуаут) изначальной был божеством войны. Упуаут назвался сыном Исиды, и был одним из египетских божеств, принявших форму собаки, сегодня идентифицирован в качестве волка. Теперь египтологи считают, что он, скорее всего, был связан с шакалом, хотя он часто изображает с серой или белой головой. Упуаут изначально рассматривался как волчье божество, поэтому греческое имя Ликополис (Lycopolis) означает город волков. Со временем, связь с войной (и поэтому со смертью) привела к тому, что Упуаут также стал рассматриваться как то, кто охранял духов умерших. В более позднем египетском искусстве Упуаут изображался волком или шакалом, или как человек с головой волка или шакала. Отражая свое волчье происхождение, он изображался одетым как солдат, а также с другим военным снаряжением – булавой и луком. С ростом солнечного культа, особенно во время 12-ой династии, Осирис был ограничен подземным миром, а местный бог и Упуаут получили титулы «Владыка Абидоса» и «Владыка Некрополя». Бог хорошо известен в погребальных текстах Нового Королевства, таких как «Книга Хождения Вперед», «Книга Мертвых» и Амдуат (Amduat, Книга о том, что есть в Подземном Мире). Упуаут также считался посланником и защитником королевской семьи, которая сопровождала короля во время охоты, как «тот, у кого острая стрела, кто более могущественен, чем боги». Упуауту не следует путать с Анубисом.

История Исиды и Осириса представляет собой один из наиболее древних мифов и являет собой основу смерти (и воскресения), которая столь важна для их религии. Исида, Осирис, Сет, Нефтида и старший Гор были родственниками, рожденными от Геба, бога небес, и Нут, богини земли. Осирис стал царем Египта и женился на своей сестре Исиде. Сет женился на Исиде без любви, и всегда завидовал своему старшему брату Осирису. На празднике богов он обманом уложил Осириса в гроб и утопил его. Чтобы помешать Исиде вернуть Осириса назад к жизни, он разрезал его на куски и распространил их по всему Египту. Исида, обладавшая огромной магической силой, решили собрать все части тела своего мужа и собрать их заново. Как только она выполнила свою задачу, она вдохнула дыхание жизни в свое тело и воскресила его. Исида забеременела вскоре после рождения младшего Гора, бога-ястреба. Культ Исиды распространился с Александром Великим по всей Греции, и через Калигулы стал в Риме государственной религией. Образ Исиды, ухаживающей за младшим Гором, нашел путь в Христианство, как суд после смерти и ада, и, возможно, даже воскресение.

Хотя со временем многие боги «выжили» только как воплощения Ре, который стал наиболее могущественным, почти пантеистическим богом солнца, Осирис смог спуститься в подземный мир, где стал единственным владыкой этой области. Здесь впервые в истории была введена концепция суда после смерти. Было 42 греха, в которых вы могли быть повинны. Много лет назад, до рождения Младшего Гора, Упуаут располагал себя как бога войны, помогая своим последователям до, во время и даже после битвы. Но в этих новых обстоятельствах Упуаут обращался к Осирису в эти дни, с просьбой о новой роли. Затем волкоголовый бог был назначен проводником мертвых, проводя умерших через Подземный Мир (отсюда и его имя). Вскоре после того, как Упуаут был назначен проводником, способность Осириса к общению за пределами подземного мира начала ослабевать. Упуаут снова вмешался и предложил свою помощь в качестве посланника (подобно греческому Гермесу или римскому Меркурию). Некоторые говорят, что Упуаут все еще очиститель в глубине души, подобно его животному тотему, нащупывая любую задачу, которая не взята или еще частично доступна.

Вот список самых важных и упомянутых богов:

ГЕБ: бог земли; супруг Нут; член эннеады Гелиополиса; представлен как человек.

НУТ: богиня неба; супруга Геба, бога земли; представлена как женщина, ее обнаженное тело изогнуто в форме арки небес.

ГОР: сокол-божество, первоначально бог неба, отождествляемый с королем Египта во время его жизни; также рассматривается как сын Осириса и Исиды, для первого из которых он стал мстителем; культовые центры во многих местах, например, Бехдет в Дельте, Иераконполис и Эдфу в Верхнем Египте. Здесь также можно рассмотреть Haroeris, Harpocrates, Harsiesis, Re-Harakhty.

ИСИДА: божественная мать, супруга Осириса и мать Гора; одна из четырех богинь-«защитниц», охраняющих гробы и сосуды-канопы; сестра Нефтиды, с которой она служили божественной плакальщицей об умерших; в поздний период Филы были главным ее культурным центром. Я писал об Исиде, импортированной в Римскую культуру в «Исида, Митры и Иисус»: столкновение мужских и женских Архетипов в классическом Риме.

СЕТ (СУТЕХ): бог штормов и насилия; отождествлялся со многими животными, включая свинью, осла, окапи и гиппопотама; представлен как животное неопределенного типа; брат Осириса и его убийца; соперник Гора; греками приравнивается к Тифону.

ВЕПВАВЕТ (УПУАУТ): бог-волк Асьюта в Среднем Египте; бог некрополя и мститель за Осириса; Упуаут (Upuaut, Wep-wawet или Ophois) был древним собачьим богом, поклонение которому зародилось в Верхнем Египте. Он был одним из самых ранних богов, которым поклонялись в Абидосе, возможно, предшествующим (и поглотившим) этого Хентиаменти (другой бог некрополя Абидоса). Чтобы не ошибиться с Анубисом, существует очень мало информации о семье Вепвавета, или родителях, если они у него вообще были. Иногда он – сын Сета или Анубиса. Большую часть времени о нем говорят, что он сын Исиды, что может дальше связать его с Анубисом. Или он может быть еще одним приемным сыном, усыновленным Исидой.

АНУБИС: защитник и сын Осириса и Нефтиды. Поскольку Осирис вырос в популярности (поглощая и Хентиаменти, и Упуаута) Анубис взял на себя погребальную роль Вепвавета. Во время Нового Царства его стандарт даже предшествовал Осирису и «процессия Вепвавета» положила начало мистериям Осириса как бога мертвых.

НЕФТИДА: речная богиня и дочь Нут.

АМУТ (Ammut, или Ammit или Ahemait): богиня-крокодил, известная как «пожиратель мертвых», помогает Анубису с осуществлением Постановлений.

АМОН-РЕ (РА): Amun-Ra и Akmun-Ra: бог солнца Гелиополя; глава великой эннеады; верховный судья; зачастую связан с другими богами, стремящимся к универсальности, например: Амен-Ре, Собк-Ре; представлен как соколо-головый; Ре – это бог Солнца и король богов, пока Осирис не занял его трон.

ОСИРИС (АСАР): бог подземного мира; идентифицированный как мертвый король; также бог наводнения и растительности; представлен как мумифицированный король; главный культурный центр Абидос.

АТОН или АТЕН: новый бог солнца, воплощение Ре. Это был монотеистический сверхновый бог в культурной революции, продолжающейся только во время правления.

Атон был (монотеистической/пантеистической) религиозной революцией в период Эсхатона, которая хотела подавить Амона, Осириса и Ре (или ассимилировать его). Отстранен был не только Амон (которому поклонялись все цари Новой Империи в Фивах), но все другие боги также ушли. Ре стал духом, который возвращал жизнь каждому человеку после каждого воплощения и новой государственной религией, Атон (был Ре) предложил свою милость всем существам всякой нации и цвета кожи. Существует известная гравюра рук, тянущихся к солнцу, представляющая приглашение людей к небу. Атон, отец всех богов, также воплотил их в своем существе, и стал тем, кто мог очищать человеческих существ, когда они просили его поддержки для выведения их из тьмы материальной жизни.

Архетипы Волка и Христианство

Раннее Христианство на Европейском континенте также использовало волка, но вместо символа воспитания или сверхъестественного превращения, волк стал ассоциироваться со злом и проклятием, по мере роста аграрного образа жизни. Библия описывает Иисуса как пастыря, защищающего свое стадо овец от волков (Библия, Иоанн 10:12). Это предполагает внутреннее мнение о волке, как символе греха и похотливого влияния. В стихе Исаии (11:6) Ветхого Завета говорится: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком». Эта фраза считается метафорой объединения верхов и низов под Христианским богом, резким контрастом по сравнению с предыдущим примером и возвратом к раннему времени, когда волк представлял более положительные идеи. Другое очень распространенное представление в Ветхом и Новом Заветах Христианской Библии касается волка, как орудия Сатаны и его приспешника. Волки в этом контексте воспринимаются как хищники или похитители человеческих душ.

Недавно в St. Ottilien была интересная проповедь про овец. Отец, сын ветеринара, сказал, что любил овец, но для него они тупы. Когда волк приходит к ним, они прижимаются друг к другу, не дерутся и не убегают, когда их убивают. Они – беспомощные жертвы. Он ссылался на известного немецкого философа Ницше, который разделил нас на хозяев и рабов, тех, кто являются добычей (овца) и тех, кто является хищником (волки). Ницше писал психологически и физически, это разделяют наш человеческий вид. Тип господ живет силой, творчеством, независимостью, настойчивостью и связанными с этим чертами. Они уважают силу, храбрость, смелость, принятие риска, даже безрассудство. Для них естественно следовать своим собственным путем, несмотря ни на что, бунтовать против социального давления и конформизма. Рабский тип живет соответственно. Они склонны к пассивности, зависимости, кротости. Для них естественно держаться вместе для чувства безопасности, как это делают стадные животные.

Отец также напомнил о том, что бог умер, но этому противостояло воскресение Иисуса. Теперь же, говорит Ницше, то, что мы считаем моральным, зависит от нашей биологической природы, и различные биологические природы диктуют разные моральные кодексы:

Что покажется вам хорошим, как овца? Возможность мирно пастись, держаться рядом с другими, как и ты, быть частью стада и не сбиваться с пути. Что вам кажется плохим? Хорошо, волки будут казаться плохими, и все подобные волкам, хищные, агрессивные. Но что, если ты волк? Тогда сила, злоба и презрение к овцам придут к вам естественным путем и покажутся хорошими. Нет ничего, о чем волки и овцы могут договориться морально – их природа различна, как и их нужды и цели, как и то, что ими полагается как хорошее. То же самое относится и к людям. Разрыв между сильными и слабыми, напористыми и робкими, проходит прямо через весь человеческий род. Моральные кодексы, как предполагает Ницше, представляют собой часть жизненной стратегии выживания биологического типа, и чем больше мы смотрим на историю морали эволюционно и биологически, тем более мы поражены разнообразием обстоятельств и тем, сколь драматично мнения о морали изменяются с течением времени.

Это именно наша ключевая культурная проблема, утверждал отец. Этот мир показывает, что когда-то мы ценили превосходство и силу, и смотрели свысока на кротких и скромных. Теперь кроткий, простой человек, добрый сосед – это «хорошие парни», в то время как агрессивные, могущественные, сильные, гордые являют собой «зло».

Иисус предупреждал учеников в Матфея 10:16, когда Он говорит, что они «посланы как овцы среди волков». Образ и идея здесь интенсивны, но таким образом быть последователем Христа в мире, где те, кто следуют за Христом, беспрестанно сталкиваются с некоторым уровнем преследования. Иисус знал это; он дал им понять, что это будет так же опасно, как и для овец среди волков. То же самое и для тех, кто следует за Христом сегодня. Как последователь Христа, у вас уже есть выход через спасение во Христе через его смерть на кресте и воскресение, выбирая это. У христиан есть лекарство, но Иисус говорит нам, что пока мы на этой земле, те, кто следует за Ним, будут испытывать трудности, это не небеса; это земля, где некоторые люди решили сказать «нет» Христу, а другие верят и решили следовать за Иисусом, и им Иисус говорит: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Евангелие от Матфея 10:16)».

Архетипы Волка и постмодернистские идеологии

Правящий архетип не остается неизменным вечно, как это ясно из временных ограничений, которые были установлены для долгожданного правления мира, и необратимой Европы. Архетип справедливого, отцовского, благожелательного правителя и кормящей матери был разрушен во всей Северной Европе, о чем свидетельствует нынешняя среда Христианских церквей.

Даже Католическая Церковь больше не может себе позволить испытание силы. Нигилистические Боги атаковали Христианство на широком фронте. В коммунизме это называется равенством и наукой, в национал-социализме – лидером, в капитализме – глобализмом.

Волк, рассматриваемый сегодня как финансовый хищник, естественно охотящийся на одомашненных животных, легко превращается в метафору Сатаны, соблазняющего невинных, уводящего от их истинной природы в состояние, когда они вынуждены действовать против себя и природы. Это, возможно, самая частая религиозная мысль о волках, которая повлияла на Христианство и популярную Европейскую культуру. Печальный акт, однако, заключается в том, что образ волка в этом контексте имеет мало отношения к чему-либо, основанном на реальности, и служит только для того, чтобы не просвещать мышление относительно этого животного и его роли в нашем мире.

Архетипы Волка и маскулиность

Маскулинизм относится к защите прав и потребностей мужчин и приверженности или поощрения мнений, ценностей, рассматриваемых как типично мужские. Одним из наиболее известных защитников мужских прав был Уоррен Фаррелл. Волки – это очень хорошие архетипы для определения мужественности и мужчин. Сегодня волк все еще представляет нашу «инстинктивную природу, дикую и естественную», и предполагает дикое и природное существо внутри каждого мужчины, которое наполнено хорошими инстинктами, страстным творчеством и нестареющим знанием. Этот воин внутри рассматривался как архетип, который несет образы, идеи и уникальное поведение для человечества. Дары волчьей природы приходят к человеку при рождении, но общество, во многих случаях, будет пытаться цивилизовать их в жесткие роли, которые разрушат внутреннее сокровище и заглушат глубокие послания души. В результате, мальчики оказываются в ловушке, чрезмерно одомашненными, нетворческими и испытывающими страхи. На социологическом уровне, общества путаются от детского сада до будки голосования и противопоставляют фигуры Отца и Матери их интересу к власти, путаясь в нарциссических гендерных вопросах. Мужчинам, чтобы найти их душу, придется снова столкнуться с их инстинктивным диким «я», так чтобы они могли стать свободными, творческими и лидерскими. Конечно, то же самое может быть верно для женщин в нездоровой воинской культуре (подобно немецким женщинам, которые были истеричными поклонницами Гитлера, или тем, кто с гордостью жертвуют своими сыновьями как террористами-смертниками).

Архетипы Волка и феминизм

Волк также является сильным женским архетипом. У них также есть инстинкты. Довольно интересная типичная Феминистская идеология делит Маскулистов следующим образом:

  • Мужчины-феминисты, которые поощряют «гендерное равенство», термин, который, конечно, представляет собой «зыбучие пески».
  • Другие как форма женоненавистничества, поощряющие «мужское превосходство или доминирование», будучи против определения равенства.

Основываясь на этой логике «только мертвые индейцы – хорошие индейцы», волки – это очень плохие ролевые модели для определения феминизма, но все еще хорошие для описания женских архетипов. И есть хорошие примеры. В книге «Бегущая с волками» Кларисса Пинкола Эстес (1992) предполагает, что здоровые волки и здоровые женщины, в частности, разделяют определенные психические характеристики: острое чутье, игривый дух и повышенная способность к преданности. Волчицы и женщины по своей природе родственны, любознательны и обладают большой выносливостью и силой. Они интуитивны и заботятся о своих молодых, своем партнере, стае и шаманах. Существует история La Loba, женщины-волка. Ее работой было собирание костей волков и «впевание» в них жизни. История символизирует голос души. Он передает истину о целительной силе женщины над всем, что больно или нуждается в восстановлении. Таким образом, волк – это представление архетипа Великой Матери, который несет женские образы, идеи и уникальное поведение для человечества, чтобы помочь людям найти их души, и, в качестве воина, чтобы помочь людям защитить их выживание. Волк сочетает двойственность Великой Матери и Великого Воина. Таким образом, волк может рассматриваться как символ успешной индивидуации на внутреннем психическом уровне. Духовная Самость успокаивает и интегрирует Аниму (Анимус) и тень, которая была создана для приспособления к коллективным нормам. Индивидуация предполагает приверженность внутреннему росту и развитию.

Волчий миф – вчера и сегодня

Краткое резюме волчьих характерных черт, занимающих видное место в историях по всему миру.

Европа и Средний Восток

— Ликаон был первым королем в Аркадии в Греции. Он вел нечестивую жизнь. Бог Зевс пришел на пир в маскировке в свой дворец и почувствовал отвращение к тому, что его обслуживали детскими конечностями. Бог уничтожил дворец и превратил короля и его сыновей в волков. Затем он послал волков, чтобы затопить их всех.

— У египтян был бог-волк Вепвавет, чье имя означает «тот, кто открывает дорогу». Он вел королей в битву, а его образ носился по улицам его города Асьют, во время великого ежегодного праздника. Волк позже считался Богом подземного мира. Он был разжалован вместе с Осирисом в подземный мир.

— Ранние Библейские источники представляли волка как разрушительного и связанного с вечером (Иеремия, 5:6), и нечестным доходом, кровопролитием и разрушение (Иезекииль, 22:27). Однако когда волк и ягненок изображались лежащими, хотя традиционно считались врагами, вместе они представляли мир и пришествие Мессианского правления (Исайя 65:25). Многие святые приручили волков, как это сделал Святой Франциск Ассизский.

— Основание Рима (и, таким образом, целой империи) базируется на истории о Ромуле и Реме, осиротевших близнецах, которых вырастила волчица. Связь волка с женщиной прослеживалась в первобытной Римской культуре Лупа и Ферония, унаследованных об Сабинской матриархии. Он основан на известном Западном мифе о Ромуле и Реме: волк как кормилец, должен был кормить человеческих детей. Древняя статуя в Люперкальском гроте позже была дополнена изображением младенцев, Ромул и Рем были ежегодно почитаемы на Луперкалии, фестивале волчицы, проводимом каждый год в Феврале, который был многоцелевым событием, которые празднует плодородие не только скота, но также людей. «Книга Джунглей» имеет сходную тему в качестве главного персонажа, «Маугли», который воспитывался волками. Римляне считали, что увидеть волка – это удача. Животное было священным для Марса, бога войны и покровителя Рима. Победа Юлия Цезаря над Галлами при Сентиниуме в 195 году до н.э. приписывались волку, посланному Марсом для устрашения врага.

Родная Америка

Инуиты Северной Америка высоко ценили великого волка Амарока. Амарок был одиноким волком и не путешествовал со стаей. Он был известен тем, что охотился на охотников, достаточно глупых для того, чтобы быть глупым. Согласно легенде, Амарок пришел к людям, когда северного оленя стало столь много, что стадо стало ослабевать и заболевать. Амарок стал охотиться на хрупких и больных северных оленей, таким образом, позволяя стаду снова стать здоровым, чтобы человек мог охотиться.

Существует легенда Лакота о женщине, которая получила ранение во время путешествия. Она нашли волчью стаю, которая приняла ее и лелеяла. За время, проведенное с ними, она обучилась волчьим укладам, и когда вернулась в свое племя, использовала вновь приобретенные знания для помощи своим людям. В частности, она знала раньше всех, когда приближался хищник или враг.

Легенда Чероки рассказывает историю собаки и волка. Первоначально, Собака жила на горе, а Волк жил рядом с костром. Однако когда пришла зима, Собака замерзла, поэтому спустилась вниз и отослала Волка от огня. Волк отправился в горы и обнаружил, что ему там нравится. Волк преуспевал в горах, и сформировал свой собственный клан, в то время как Собака осталась у костра с людьми. В конце концов, люди убили Волка, но его братья пришли вниз и отомстили.

Азия

— Турки и свирепые Монголы были врагами; но и те, и другие утверждали, что произошли от волков. Один юный турецкий воин, который выжил после набега Монголов, был спасен волчицей и приведен ею в тайный земной рай в горах. Они поженились, и их дети были приведены большим серым волком на землю, которая теперь есть Турция. Монгольский император Чингисхан также утверждал, что он – сын волка. Помимо Буддизма и Несторианства, Монголы также преимущественно придерживались шаманских верований перед обращением в Ислам.

— В Турции волк все еще в почете, и рассматривается в том же свете, что и для римлян — волк Ашина Туву – мать первого из великих Ханов. Также именуемая Асена, она спасла пострадавшего мальчика, отходила его до выздоровления и затем родила ему десять детей (наполовину людей, наполовину волков). Сегодня волк все еще рассматривается как символ суверенитета и лидерства и используется PPK (Курдское Движение за Отделение).

— Горцы Грузии, бывшей части СССР, когда-то думали, что у волков есть такое же общество, как и у людей. Они находились под покровительством святого и не считались дикими животными. Охотники, убившие волки, носили траурную одежду, как будто бы убили человека.

— В Древнем Китае Волк был виден в Небе. Люди верили, что затмения солнца вызваны тем, что огромный небесный волк пожирает солнце. Люди били в барабаны и стреляли стрелами в солнце, чтобы отогнать животное. Китайцы также видели в волке стража небесного дворца. В Японии волка почитали за его свирепость, упорство и быструю атаку. К тому же, они считали волка небесным и почтенным.

Заключение

«Миф — это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы. … ибо если в жизни человечества мифическое представляет собой раннюю и примитивную ступень, то в жизни отдельного индивида это ступень поздняя и зрелая»

Томас Манн

Архетип волка может рассматриваться как идеальный мост между богами и злом, мужчиной и женщиной, патриархатом и матриархатом, людьми и «Сверхчеловеком» Ницше. Однако следует отметить, что волки живут традиционным, диким архетипом, приспособленным к природе. Волк ясно представляет инстинкты, поэтому полноценные и положительные архетипы волка могут быть бессмысленными в контексте сегодняшнего дня. Или нет? Может ли волк быть немощный воином или пожирающей матерью, может ли волк спать с ягнятами? Предпочитаете быть ягненком или одиноким волком?

Ссылки (философия, история и психоанализ)

Richard Wagner, Ring des Nibelungen und seine Symbole, Donnington (Transl)

Spaziergänge durch Nietzsches Sils-Maria, Raabe 1994

Nietzsche und Faschismus, Taureck Reclam, 2000

Nietzsche Philosophie als Kunst, Friedrich DTV, 1999

NietzscheSchriften

Die fröhliche Wissenschaft.

Also sprach Zarathustra (1883–1885)

Jenseits von Gut und Böse

Zur Genealogie der Moral

Der Antichrist

Acient Egypt, Silverman

Geschichte des Morgenlandes im Altertum, Berlin, Historischer Verlag Baumgärtel (ca. 1904)

Mythology Comte, 1988

Geschichte Ägyptens, Breasted 1954 (Translaion)

Der Mensch und seine Symbole, C.G. Jung, Jaffe Olten 1968

Wes Nisker, 1990 Crazy Wisdom

Jolande Jacobi, Complex, Archetypes, Symbol in the Psychology of C.G. Jung, Bollingen Series Princton University Press, 1957

C.G. Jung, “Four Archetypes Mother, Rebirth, Spirit, Trickster”, Routledge and Paul, 1957.

  1. G. Jung Archetypen (dtv, Bd. 11)

Jung, C. G. (Hg.) (1968). Der Mensch und seine Symbole. Olten: Walter

Jung, C. G., Jacobi, J. (1971 ): Mensch und Seele. Zitate von C. G. Jung aus dem Gesamtwerk 1905 bis 1961. Olten: Walter

Jung in Context A Reader

Neue Jerusalm Bibel, Herder 2011/The holy Bible. King James Translation. (1947). Cleveland: The World Publishing Company.BishopB

Ссылки вторичные

Alpha Status, Dominance, and Division of Labor in Wolf Packs

Mech, L. E. (1991). The way of the wolf. Stillwater: Voyageur Press.

Wolves: Behavior, Ecology, and Conservation

The Wolf: The Ecology and Behavior of an Endangered Species

Politics of Aristotle asserts excellence varies with social role, including gender.

The Myth of Male Power: Why Men Are the Disposable Sex; Warren Farrell, Simon & Schuster, New York, 1993: ISBN 0-671-79349-7

The Liberated Man; Warren Farrell, Simon & Schuster, New York, 1993: ISBN 0-671-79349-7

Why Man are the way they are: Warren Farrell, Simon & Schuster, New York, 1993: ISBN 0-671-79349-7

Fire in the Belly by Sam Keen(1991), Bantham

Iron John, Robert Bly (1992), Vintage Books

Sex Differences, Modern Biology and the Unisex Fallacy, Yves Christen

Raising a son by Don Elium and Jeanne Elum (1994); Celetial Arts, Berceley

The War Against Boys: How Misguided Feminism Is Harming Our Young Men; Christina Hoff Sommers ISBN 0-684-84956-9

Estes, C. P. (1992). Women who run with the wolves: Myths and stories of the wild Woman archetype. New York: Ballantine Books.

Neumann, E. (1955). The great mother. New Jersey: Princeton University Press.

Towery, T. L. (1997). The wisdom of wolves: Nature’s way to organizational success. Franklin, TN.: Wessex House publishing.

  1. Theweleit (1978) Männerphantasien Verlag Roter Stern I and II