08.12.2009
0

Поделиться

Кундалини: персональный взгляд

Фил Хайн

Кундалини: персональныйвзгляд

«Я пламя, которое пылаетв каждом человеческом седрце,

Я жизнь и отец жизни,потому знать меня – это знать смерть».

AL II: 6

1.Введение

ПробуждениеКундалини, или Огненной Змеи – центральный пункт современной Магики,позаимствовавшей эту концепцию из тантрических практик. Хотя впервые этойконцепцией с западными оккультистами поделились теософы, такие, как Алиса Бейлии Ч.У.Лидбитер, потребовались дождаться более подробных работ Артура Авалона иАлистера Кроули, чтобы вовлечь значительное количество западных оккультистов висследование этого опыта. Кроули, в частности, разрабатывал синтез западных ивосточных магических практик, и снабдил будущих оккультистов интегральнымподходом к опыту Кундалини, идентифицировав его как центральную «магическуюсилу» в организме человека. Эксперименты Кроули, как с психоактивнымипрепаратами, так и с сексуальной магикой, были весьма далеки от «духовногоаскетизма», исповедуемого множеством его современников. В то время, как «духовность»повсеместно рассматривали с философской точки зрения, отвергая физический исоматический аспекты переживаний, Кроули заложил основы западного подхода кразвитию, который объединил вместе психические и соматические области опыта. Итолько с наступлением шестидесятых, с приходом «психеделической эпохи», такойподход удостоился повсеместного (и серьёзного) внимания. Шестидесятые открывалипуть тому, что Тимоти Лири называл «гедонистической технологией» — доступ кудовольствию без границ посредством препаратов, сексуальности, танца, музыки,массажа, йоги и диеты. «Психеделическая Эпоха» принесла также и великое«оккультное Возрождение», с обстрившимся интересом к гедонистически ориентированноймагике, такой как Тантра и учение Телемы Кроули.

Такоевзрывное расширение сознания привело к развитию магической мысли и практики в1970-х, в частности, нужно упомянуть проведённые Кеннетом Грантом исследованиятантрических доктрин, работ Кроули и Аустина Османа Спэра. Телемически ориентированныежурналы вроде SOThIS, Agape, The New Equinox обозначили ключевые пункты эволюции магическихтехник и соображений. Осознание физиологической природы предельных состоянийсознания стало значительным шагом вперёд, и магика начала всё больше рассматриватьсякак подход к развитию и интеграции внутреннего, ментального опыта, и телесногоосознания. «Потенцию» теперь помещали скорее внутри индивидуальности, чемприписывали её какой-то внешней силе.

Совремён шестидесятых, «пробуждение» Кундалини стало опытом, которого ищут многиепоследователи западной традиции. Магика – это одна из главных дорог, йога –другая, есть, кроме того, экстатические культы, возглавляемые всевозможнымигуру. По данному вопросу накоплен огромный объём информации, в диапазоне открайне специфических авторов вроде Кеннета Гранта, и до популярных работ покундалини-йоге и пособий по тантрическому сексу. Как это случилось и смножеством других оккультных идей,сейчас мы имеем, среди прочего, кучу книг, написанных «на диване», когдаавтор развивает конкретный взгляд на предмет, не имеющий отношения кнепосредственному опыту. Это привело к множеству ошибок и непониманий,связанных с природой Кундалини и соответствующих переживаний. Сила этихпереживаний, их способность трансформировать сознание в его различных аспектахочевидна, кажется, практически для всех, однако многие авторы предостерегаютпротив занятий кундалини-йогой, в то время как другие пытаются делать вид, будтонужно немногим более, чем несколько базовых асан йоги, и полный желания партнёр(как правило) противоположного пола. Это ваша Кундалини пробуждается, или выпросто так рады меня видеть?

2.Личный Опыт

Такчто же подразумевается под термином «переживание Кундалини»? Кундалини этослово санскрита, которое можно перевести как «спиральный подъём» (coiled up).Кундалини во множестве тантрических иллюстраций представлена как спящая в самомосновании позвоночника змея, свернувшаяся в три с половиной витка. Популярныйвзгляд на Кундалини таков: это дремлющая сила, которая лежит в ожиданиимомента, когда произойдёт её освобождение с помощью различных методов. «Змеинаясила», будучи пробужденной, распрямляется вдоль центрального каналапозвоночника, проходя через чакры (центры психической энергии), пока недостигнет теменной чакры – и тогда йогин достигает «просветления».

Звучитдостаточно прямолинейно, не так ли? Однако опыт кундалини представляет собойгораздо более сложное явление. Кажется, теряется даже согласованный взгляд наэтот вопрос, стоит только попробовать копнуть поглубже. Западные учёные и восточныемистики, древние старцы и современные исследователи – все они придумали массу различныхобъяснений того, что же это за кундалини такая.

И,как и с любым другим «оккультным» опытом, наиболее полезный подход здесь –исходить из личного опыта; что касается Кундалини, то личный непосредственныйопыт изменил моё отношение к этому вопросу (и заодно много всего ещё) инаправил на путь поиска своих собственных ответов.

Когдая впервые столкнулся с темой Кундалини, в работах Кеннета Гранта и Гопи Кришны,я выработал неправильную концепцию, согласно которой это было нечто, чегостоило определённо избегать до тех пор, пока я не стану «более продвинутым» в отношениимагических и йогических навыков. И чтожеслучилось? – УменяслучилсяопытКундалини. Шокиужас! Этопроизошло после долгого периода занятий бхакти-йогой во имя богини Кали,кульминацией которого стали очень живые видения «смерти-возрождения», собразами погребения заживо под каменной плитой, и воссоздания вновь.

ПереживаниеКундалини произошло семь дней спустя. Весь день я испытывал сильный дискомфорт,будучи не в состоянии определить точную причину этого. Вечером я медитировал вприсутствии Жрицы Ворон (Priestess Raven). Внезапно я почувствовал то, что могуопределить только как припадок – мышцы начали судорожно сокращаться, зубыстучать, меня бросало в жар и холод, и когда мой позвоночник выгнулся дугойназад, я начал интенсивно дышать. Ворон уложила меня и помогла расслабиться,чтобы «пройти через это». «Приступ»длился около двадцати минут, и когда он утих, я почувствовал сильную слабость иголовокружение. Ворон, которая была квалифицированным учителем йоги более 20лет, с опытом хатха- и раджа-йоги, заметила, что, как ей показалось, это “Змея пришлав движение».

Этопереживание было резким, крайне физиологическим, и не поддавалось сознательномуконтролю. Все предрассудки, которые были у меня по поводу Кундалини (и поповоду контролирования этого переживания) внезапно разлетелись вдребезги. А подповерхностью замешательства, в котором я пребывал на сознательном уровне,находилась интуитивная уверенность в том, что всё случившееся было«правильным».

Следующие28 дней и Ворон, и я испытывали «острые» признаки активности Кундалини –характерные мускульные спазмы в основании позвоночника, эйфорию, внетелесныепереживания и галлюцинации. Вот отчёт об одном из самых дезориентирующих эпизодов.

10.05.1984, началопримернов 23.30

Началосьскрикавмоейголове – «крикКали» — какмнекажется. Онпродолжался снова и снова, казалось целую вечность, пока я не перестал слышатьего – но продолжал чувствовать и видеть – белый свет, низвергающийся по моемупозвоночнику вниз в нижнюю чакру, открывшуюся со вспышкой. Чувство холодамедленно распространилось по моему телу – казалось, осветился каждый отдельныйнерв. Очень «резкое» чувство диссоциации последовало за этим. Когда я закрылглаза, оно вдруг превратилось в ощущение высокоскоростного водоворота,сопровождаемое цветными вихрями. Я вскоре выпустил из внимания остальных людейв комнате, и сел в позу лотоса, как лучшую позу чтобы «собраться». Такпродолжалось более часа.

Примернов это же время, Ворон переживала видения Кали, сопровождаемые интенсивнымиощущениями. Она «слышала» волчий вой, и её кошка боялась её и не приближалась кней.

Когдаинтенсивная фаза Кундалини утихла, мы попробовали как-то осмыслить всё это, чтопривело меня к новому взгляду на Кундалини.

Первое,что нужно заметить – Кундалини нельзя рассматривать как изолированную областьоккультных переживаний. Хотя об этом часто пишут именно в таком духе. То, чтоКундалини может быть «пробуждена» с помощью множества различных техник (йоги,танца, барабанного боя, интенсивного религиозного поклонения (бхакти),сексуальных асан, различных медитаций и использования психоавтивных агентов), характеризуетеё как центральное звено, ядро трансформационного и магического опыта. Когда явпервые испытал сильное переживание этого типа, я никак сознательно неприближал подобные состояния, так что оно должно было «включиться» какими-тодругими факторами.

Пристальноеизучение тантрических текстов демонстрирует, что Кундалини представляется тамскорее не спящей «потенцией», ожидающей сознательного пробуждения, а чем-товроде организующего принципа, поддерживающего системы в равновесии на всехуровнях – от субатомного до космического. В тексте «Сат-чакра-нирупана» Кундалиниобозначается как «взбаламучивающая мир» — корень физического мира. Онарассматривается как особая форма Шакти (энергии), связанная с материей.«Свёрнутая» Кундалини обычно называется «спящей» — но спящей в смысле Сушупти –свободного от мыслей состояния не-ума. Именно свёрнутая Кундалини лежит воснове физического мира. Активность её в индивидуальных системах (органическихсуществах) направляется Дживатманом – воплощённой искрой жизни.

Используяголографическую аналогию, Дживатман есть голографический код внутри каждойиндивидуальной системы, повторяющий голографическую вселенную, или Брахман втантрических учениях. Именно Дживатман несёт эволюционную «программу» каждойиндивидуальной сущности. Поэтому именно он, а вовсе не «земной» эго-комплекс, «управляет»активностью Кундалини. Этим можно объяснить множество случаев, когда люди,стимулирующие опыт Кундалини с помощью йоги и других средств, никак недобиваются сколь-нибудь заметных результатов, в то время как скептик в соседнейкомнате может испытать мощное экстатическое переживание, пока вывешивает бельёна просушку.

Многиейоги Востока, по сути, предостерегали учеников от попыток сознательного«пробуждения» Кундалини как особого результата. «Интегральная Йога» ШриАуробиндо, в особенности, делает акцент на «подходящем образе жизни» итрансформации изнутри физического мира, вместо его отвержения. ИнтегральнаяЙога занимается поисками не «освобождения» от существования, а осуществлениявнутри мира, в результате чего Кундалини пробуждается «в свой подходящиймомент».

Этаидея согласуется с моим личным опытом. Единственные разы, когда я использовалупражнения, специально разработанные для воздействия на Кундалини (такие, какупражнения Кроули из Liber SSS), былив период острой активности Кундалини, когда эти переживания стали слишкомдезориентирующими. Любой вид оккультных практик или сильных трансформирующихсобытий окажет влияние на Кундалини. Она «пробудится» тогда, когда условия всистеме, которую она организует, станут подходящими.

Многочисленныемодели, которые пытаются объяснить феномен Кундалини, постулируют существованиекосмических тонких планов и психических центров – чакр. Кундалини, в этихсистемах, концептуализируется как «духовное пробуждение». Пусть так, но многие модели,типа сформулированных западными авторами (Алиса Бейли, Ч.У.Лидбитер)способствуют формированию разделения «духовный-земной», «ум-тело», побуждаяучеников отвергнуть материальную жизнь и искать «духовной». Я нахожу эту идеювесьма сомнительной, предпочитая не проводить подобных разграничений. Во времяпервого опыта Кундалини, я изучал неврологию, и после этого заинтересовалсяразработкой нейрологической (а позже, нейромагической) модели активности Кундалини.

3.Триггер-Факторы

Описываянаступление интенсивных состояний сознания, многие люди используют слово «триггер»,пытаясь объяснить то, как возникает подобный опыт. Триггер-факторы не являются причиной этих переживаний в смыслелинейной причинности, но каким-то образом содействуют его возникновению. Когдаподобное событие случается самопроизвольно, мы можем уже лишь тольковоспринимать его, и не осознаём микроскопические паттерны, итогом которых оноявляется. Триггер, включающий блаженство Кундалини, можно представить какпоследний толчок, благодаря которому всевозможные микроскопическиевзаимодействия в индивидуальной системе преодолевают критический порог, и в результатепроисходит изменение сознания.

Исследовательсостояний блаженства Нона Коксхед рассмотрела триггер-факторытрансцендентального опыта, и выделила некоторые часто встречающиеся ситуации:

Восприятиемузыки

Суицидальныестремления

Возвратк Природе

Освобождениеот эмоционального давления

Сообщениео неизлечимой болезни

Роды

Достижениецели

Гореили утрата

Спортивныесостязания

Ситуацииугрозы жизни

Религиозноепоклонение

Счастье

Клиническаясмерть

Кэтому можно добавить техники йоги и магики – различные пути достижения гнозиса;длительные физические упражнения типа тай-цзи или хатха-йоги; визуализации;ритуальную магику; созерцание и медитацию; использование изменяющих сознаниепрепаратов, и так далее. Трансформативный опыт (который и выражен в концепцииКундалини) может возникнуть самопроизвольно, или в связи с систематическойпрактикой.

Сильноеэмоциональное возбуждение, любая техника фокусирования сознания нафиксированном объекте, и крайние физиологические состояния – все они, кажется,могут стать ключевыми факторами. Переживания типа Кундалини сильнофизиологичны, связаны с телом, пережившие его свидетельствуют о мышечныхспазмах, пространственной дезориентации, и чувстве наполненности энергией.Многие люди, такие как Гопи Кришна, рассказывают о странных ощущениях восновании позвоночника – том месте, где помещают «корневую чакру» Муладхару.Кундалини часто описывают поэтическими или мистическими сравнениями, какдвижущуюся вверх по позвоночному каналу, по очереди проходящую черезпозвоночные чакры. Лично меня, тем не менее, более интересует то, чтопроисходит с Центральной нервной системой.

Впериоды сильного влияния Кундалини я испытывал сильные «порывы» энергии,движущиеся вверх по позвоночнику. Рассматривая происходящее с физиологическойточки зрения, я обратил пристальное внимание на два момента. Первое: моё тело,судя по всему, демонстрировало непроизвольные мышечные паттерны, характерныедля оргазма – только намного более ярко выраженные. Второе: была заметнакрайняя стимуляция автономной нервной системы – вспомним, к примеру, приступыжара и холода. Из того, что «странные ощущения» чувствуются в основаниипозвоночника, не обязательно следует, что происходящее имеет причины именно вэтой области тела. Пробуждение Кундалини может быть общим для всей нервнойсистемы событием, влияющим на множество ощущений тела.

Какже это может быть связано с триггер-факторами? Все виды перечисленных вышефакторов оказывают мощное влияние на человеческую нервную систему. Интересноотметить, что множество способов, которые могут использоваться для достижениягнозиса, применяются также в пытках и промывании мозгов – сенсорная депривация,лишение сна, пост и болевые воздействия. Олдос Хаксли в книге «Небеса и Ад»(1956) указывает на то, как духовные практики мистиков влияют на ихбиологические системы:

Исторические хроникисвидетельствуют, что большинство послушников систематически изменяли биохимиюсвоего тела, пытаясь создать внутренние условия, благоприятные для духовногопрозрения. Когда они не ввергали себя в состояние пониженного содержания сахараи витаминов в крови, они бичевали себя, вызывая интоксикацию гистаминами,адреналином и продуктами распада протеина, в неудобных позах, способствующихсозданию психофизиологических симптомов стресса

Создаётсявпечатление, что некоторые психотехнологии (такие, как магика) воспроизводят, вболее подверженном волевому контролю виде, тот же тип предельных состояний,который связан с эмоциональными потрясениями. Эмоциональное возбуждениевызывает всплески в работе эндокринной и нервной систем, до такой степени, чтоэти изменения могут стать перманентным паттерном, соответствующим образом влияяна восприятие, образ мыслей и поведение.

Вероятно,триггер-факторы имеют отношение к индивидуальному нейрологическому состоянию вмомент начала переживания. Триггер-фактором моего первого опыта была диадическаямедитация, которую выполняли мы с Ворон, и целью которой было очищение ума. Предваряющимифакторами могли быть и долговременные влияния, такие, как общая магическая подготовка,и недавние конкретные влияния, такие, как развитие отношений между Ворон имной, длительная бхакти, посвященная Кали, с видениями смерти-возрождения, ирабочие стрессы. Я не верю, что эти переживания «случайны», но думаю, что паттерны,приводящие к ним, далеко не всегда сразу очевидны.

Нейрологическиеосновы медитации были хорошо исследованы нейрологами, предложившими рядинтересных моделей воздействия медитативных техник на мозг. В частности, естьфеномен «привыкания». Привыкание есть отклик нервной системы на повторениеодного конкретного стимула. Фокусирование сознания на конкретном объекте илиявлении (будь это визуальный или мысленный образ, звук, пение илиритуализованное движение) снижает входную чувствительность и способствуетподавлению активности кортекса. Простейший случай привыкания происходит, когдавы входите в комнату с тикающими часами. Сперва это новый стимул, так что выбудете слышать тиканье очень отчётливо. Постепенно, в особенности, если вашевнимание привлечёт что-либо другое, вы «перестанете» слышать этот звук.Нейроны, возбуждающиеся в ответ на тиканье часов, в некотором смысле «устали»,и звук постепенно ускользнул под порог осознанного внимания. Подавлениекортикальной нейроактивности приводит к обращению сознания внутрь. Реакция ввиде привыкания связана с группой клеток мозговой ткани, известной какАктивирующая Ретикулярная Система. – АРС. Эта группа клеток как-бы«цензурирует» чувствительность входов, так, что только «значимые» стимулыдостигают кортекса (который имеет отношение к осознанию). Похожее состояниеможет быть вызвано интенсивным эмоциональным возбуждением или шоком, как будто АРСмгновенно «заморозила» все входные каналы

4.Пробуждение Кундалини

Какотмечалось выше, Кундалини пробуждается в «своё» время – то есть, когдачеловеческая биосистема / комплекс «ум-тело» достигает некоторого критическогопорога. Несколько современных исследователей переживаний Кундалини пытаютсяпонять этот процесс с помощью моделирования различных уровней химическихтрансмиттеров (нейромедиаторов и секретов эндокринных желёз), имеющих отношениек переживаемому эмоциональному и физическому стрессу. Соответствующая теорияносит название «нервной согласованности». Эта теория постулирует, чтосознательные переживания происходят из крайне сложной активности миллионовнейронов в мозге. Сознательные переживания зависят от согласованности этойактивности, проявляющейся в соответствующих паттернах. Чем более упорядоченаактивность нейронов кортекса, тем резче (интенсивнее) переживание.

Намизвестно, что огромная часть информации, обрабатываемой мозгом, вообще недостигает бодрствующего сознания. Двумя факторами, влияющими на этот отборстимулов, могут быть обсуждавшаяся выше ретикулярная система, и уровень «шума»в мозге. Шум, в терминах кибернетики, есть случайная фоновая активность, по контрастус упорядоченными сигналами. Высокий уровень шума в области кортекса означает,что индивидуум осознаёт лишь очень сильные сигналы, типа информации от органовчувств. Сигналы меньшей силы скрадываются шумом. Любая ситуация, «очищающая»кортекс и устраняющая значительную долю стимулов, снижает общий уровень нервныхшумов. Любой вид активности, приводящий к характерному паттерну нервнойактивности под названием «привыкание», следовательно, также снижает нервныйшум. Когда это происходит, паттерны нервной активности, обычно скрытые шумом,достигают бодрствующего сознания. Иными словами, мы начинаем осознавать болеетонкие аспекты нашего опыта, не обязательно связанные спространственно-временными координатами наших тел и органов чувств. Возможно,сюда можно включить сверхчувственное восприятие, или базовый мистический опытединения с огромным «целым» – обозначаемым как Дао, Бог, или Хаос. Кроме того,мы начинаем осознавать определённые аспекты соматическогоопыта, обычно не достигающие порога сознания.

Трудностьсо «спиритуальным» подходом к описанию переживаний типа Кундалини в том, чточасто сложно приложить такие модели к самопроизвольным случаям вроде того, чтобыл с Гопи Кришной, а также к состояниям, вызванным, например, различнымипрепаратами. Пытаясь же основываться на нейрологическом подходе, мы вовсе необязательно скатимся к редукционизму, это может быть просто способом заложитьосновы понимания, которое охватит и указанные варианты (как и многие другие).

Многиесамопровозглашённые авторитеты отвергают мысль о том, что вызванные препаратамисостояния столь же мощны (в духовном аспекте) как те, которые достигаются болеедлительными практиками. Писатели-оккультисты часто предостерегают противиспользования препаратов как «духовного пути напрямик». Однако, исследованияLSD и сходных веществ демонстрируют, что испытуемые проходят, в результатевызванного веществами переживания, через значительные перемены в жизни,перемены в стремлениях и «духовное» пробуждение, такое же, как и в результатеболее ортодоксальных подходов или травмирующих событий. Но, в любом случае, замечаетамериканский исследователь У.Н.Панке, «труднейшие этапы работы могут начатьсяуже после переживания, и будут связаны с попытками интегрировать пережитое вповседневную жизнь».

Это,вероятно, верно для «путешественников», у которых нет согласованной системыубеждений, с помощью которой они могут осмыслить пережитое – тому свидетельствомногочисленные «жертвы кислоты», закончившие правоверными христианами. Верноэто также и в отношении тех, у кого были «самопроизвольные» переживания.Главное отличие между опытом, вызванным препаратами, и «дисциплинированным»подходом в том, что последний гораздо медленнее, и обычно лучше контролируется.Возвращаясь к гипотезе «критического порога», предложенной в этом разделе, я быпредположил, что психотехнологии вроде магики и йоги с течением временипроизводят изменения в человеческих биосистемах, которые в конце концоввключают переживания Кундалини. Эти изменения имеют отношение к связующимпаттернам нервной системы – так что, практикующий эти техники начинает всёсильнее осознавать скрытые аспекты переживаний и перемен в других внутреннихсистемах. Долгие упражнения в контроле дыхания, к примеру, снижают уровеньуглекислого газа в крови, что «преуменьшает» нервную активность в областикортекса.

Хотяаппаратное обеспечение органов тела не изменяется, меняется программноеобеспечение, то есть паттерны нейроактивности, химических сигналов, и обменапитательных веществ. Все эти факторы могут в равной степени, конечно же, испытыватьна себе воздействие всевозможных стрессов, эмоциональных травм и регулярногоупотребления веществ. С этой точки зрения, Кундалини может быть организующимпринципом, поддерживающим гармоничное взаимодействие всех биосистем человека.Когда мы начинаем более глубоко это осознавать, мы начинаем лучше восприниматьвнутреннюю динамику наших собственных систем и в то же время открываем (как этоназывал Олдос Хаксли) «Двери Восприятия». Мы в меньшей степени «пробуждаемКундалини», чем Кундалини пробуждает нас. Бунт систем организма, приходящих вкрайнюю активность, и часто переживаемый как характерная черта ранних движенийКундалини, может быть результатом последовательных изменений программногообеспечения, о которых говорилось выше. Это можно представить как «пик»внутренней эволюции комплекса «ум-тело», устанавливающий новые паттерны нервнойорганизации мозга. В субъективных терминах, происходит замена старых«импринтов», касающихся мира и нас самих, на осознание интуитивных способностей,тонкого восприятия, творчества, новых стремлений и ощущения сопричастности квеликому целому.

Ячувствую, что мой собственный опыт переживания Кундалини в 1984 году обозначилповоротный пункт в моём развитии. Мне пришлось отбросить множество прошлыхконцепций и научиться слушать и доверять собственной интуиции. Острые пикиактивности Кундалини с тех пор перестали быть столь дезориентирующими, нопо-прежнему освобождают будущие возможности активности и творческойдеятельности. По существу, я обнаружил, что в такие периоды активности лучшийдля меня способ управляться с этой «энергией» – это направлять её накакой-нибудь проект, вместо того, чтобы «настаивать в бутылке» медитаций ийогических практик.

5.Кундалини и Эволюция

АктивностьКундалини в тантрической космологии соотносится с эволюцией физических форм,основами физической вселенной, и духовной эволюцией сущностей в их возвращениик Брахме – ноуменальному источнику. Именно искра Брахмана внутри каждойиндивидуальности – Дживатман – несёт инструкции духовной эволюции.

Некоторыезападные ученые ныне рассматривают структуру ДНК-РНК как генетическийэквивалент Дживатмана. Высказано и предположение, что способность к Кундалини иподобным переживаниям закодирована на генетическом уровне. Как ни удивительно,эта гипотеза имеет происхождение в исследования шизофрении. В последнемдесятилетии проведены исследования различных синдромов, обычно относимых ккругу шизофрении, показывающие, что определённые субъективные состояния, окоторых сообщают страдающие этим недугом, близки по многим характеристикам ксостояниям, о которых сообщают прошедшие «мистический» опыт. Индивидуальнаяспособность к развитию шизофрении частично предопределяется генетически.

Говорят,что шизофрения похожа на пистолет, который сделан генетическими факторами,заряжен семейным воспитанием, и курок которого спускают какие-тотриггер-факторы. Почему такие гены вообще выжили, представляется загадкой, ноесть вероятность, что те же гены, которые определяют предрасположенность кшизофрении, также являются посредниками внутренней эволюции сознания.Мистически-ориентированные комментаторы этого явления, такие как Р.Д.Лэйнг иЮнг, обращали внимание на связи между безумием и психотрансформационнымпутешествием. Однако, если маг или шаман «плавает», то шизофреник «тонет». Еслик этому имеет отношение генетический код, то, в любом случае, существуетогромное множество различных факторов, влияющих на индивидуума и на то,произойдёт ли с ним нейрологическая эволюция – «просветление», нейрологическаясистемная «катастрофа» — шизофрения, или какие-то вариации этих крайностей.Многие люди сегодня считают, что следующим эволюционным шагом для человечествабудет эволюция сознания. Это можно наблюдать в текущих тенденциях магии, таких,как «гештальт-сознание» Потока Ма-ат, и в «нью-эйджевых» научных парадигмах,таких, как разрабатываемая Рупертом Шелдрэйком теория морфогенетических полей,голографическая вселенная Дэвида Бома, и формула S.M.I2:L.E.Тимоти Лири.

Восьмиконтурнаямодель нейрологической эволюции, созданная Лири, в частности, предлагает ещёодин способ интерпретации обсуждаемых мной явлений. Вкратце, теория Лириутверждает, что поскольку строение нервной системы закодировано в структуреДНК-РНК, то эволюция человеческих существ, с точки зрения нейрологии, тожезакодирована там же. По мере развития личности наступают критические периоды, входе которых мозг принимает импринты, становящиеся центральными элементамипоследующего обучения. Первые четыре контура обеспечивают генетическиенаследование и изменчивость, формируя человечество как продолжающийсуществовать вид. Следующие четыреконтура представляют собой «ключи» ДНК-РНК к эволюции и адаптации. Эти «высшие»контуры открываются при определённых внутренних условиях. Они соответствуютсостояниям сознания которые, после того как достигнута определённаяинтенсивность переживаний (или путём повторяющегося доступа к ним, или врезультате сильного одиночного опыта) становятся жёстко встроенными программами– новой фундаментальной «реальностью», исходя из которой действует личность. Будучитаким способом «открытым», контур становится мощным мотивирующим средствомбудущего развития.

Кпримеру, достижение телесного восторга (контур 5) позволяет индивидуумупредвосхитить то, что находится за пределами базовых контуров выживания исопутствующих им программ обучения. Это может подтолкнуть личность к поискудоступа и импринтированию «высших» контуров. ЗвучитпохоженациклКундалини, неправдали? Определённоможно сказать, что эта область заслуживает дальнейшего изучения, и многие магисейчас обращаются к нейрологическим моделям, чтобы интегрировать и осмыслитьсвои переживания.

6.Выводы

Хотямногое, представленное здесь, рассмотрено с научной точки зрения, сделано имного шатких допущений – так что, для понимания Кундалини с нейрологическойточки нужно сделать ещё очень многое. Но, тем не менее, начало положено. Моёличное отношение можно по-прежнему выразить строкой: «ну что ж, это произошло,и теперь я должен интегрировать и осознать этот опыт, после того, как онзакончился». Я по-прежнему не работаю активно над этим опытом, так как сейчасразделяю тот взгляд, что любой вид магической работы может способствовать цели,а я нахожу более подходящей работу над конкретными целями и проектами.

Пикиактивности Кундалини и сопутствующие изменения в сознании приводят к новымимпринтам, о которых говорил Лири. Я склонен полагать, что какую бы «карту»опыта вы не использовали – будь это модель Лири, каббалистические зоны силы,индуистские чакры или даосистские центры ци – опыт будет неплохо подходить ккарте. Это приводит меня к ощущению, что мозг, всё же, оказывается центральнойзоной этих переживаний. Кундалини, по существу, есть корень магической силы,поскольку это и есть та потенция, которая, будучи осознанной нами, выводит насза пределы культурных и пространственно-временных ограничений.

Bibliography

· Arthur Avalon — Serpent Power

· Nona Coxhead — The Relevance of Bliss

· Kenneth Grant — Aleister Crowley and the Hidden God

· Aldous Huxley — Heaven and Hell

· Timothy Leary — Exo-Psychology

· Mary Scott — Kundalini In the Physical World

· Douglas & Slinger — Sexual Secrets

· John White (Ed) — Kundalini, Evolution and Enlightenment

· Robert Anton Wilson — Prometheus Rising

[This essay was first published in ChaosInternational #3, 1987.]

Перевод ibsorath.