17.05.2016
0

Поделиться

Искусство прорицания

К олглавлению

Искусство прорицания

Как правило, любой разговор о Таро начинается с вопроса о его прорицательных свойствах. И это естественно. Потому что, в отличие от множества других систем, Таро обращается непосредственно к архетипической первопричине, которая лежит за событийным рядом. Следовательно, такое обращение будет эффективнее «гадания на кофейной гуще» или использования какого-нибудь второсортного оракула.

Печально, что, как правило, разговор на этом же и заканчивается. И вдвойне печально, что в большинстве случаев все разговоры об этом сводятся к «джентльменскому набору» стандартных прорицательных значений (как правило, упрощенных — минуя биполярность архетипа) и воспроизведению наиболее известных раскладов, вроде разработанного еще Артуром Уэйтом «Кельтского креста». К сожалению, ни правила безопасности, ни традиции прорицания, за редким исключением, большинством доморощенных гадателей не соблюдаются.

Поэтому нашей задачей является раскрыть те аспекты прорицательной практики, которые в большинстве пособий по Таро остаются нераскрытыми. И это понятно — большая часть книг предназначена скучающим домохозяйкам, мы же пишем для образованных и мыслящих людей с широким культурным кругозором.

Итак, начнем с одного очень важного вопроса, который обычно возникает у незаинтересованного читателя, впервые узнающего, что его друг занимается Таро. Вопрос этот можно сформулировать примерно так: «А зачем вообще проводить прорицание? Если будущее предначертано — какая разница, знаем мы его или нет? Это все равно что получить спойлер к шестому сезону «Игр престолов», не посмотрев даже четвертого. А если предопределенности нет, то, что могут сказать карты о будущем, которое представляется чем-то вроде непрерывного сада расходящихся тропок?»

Редко приходится слышать это возражение в таком законченном варианте, но интуитивно большинство оппонентов Таро хотят сказать именно это. Кажется, что оба варианта — и предопределенность, и хаос — делают идею прорицания как предсказания будущего бессмысленной.

Однако на самом деле реальность не является жестко детерминированной, как в романе Воннегута «Бойня номер пять», в котором девятимерные существа точно знали, когда их инженер в результате неудачного эксперимента взорвет Вселенную. Но реальность не является и тотальным хаосом, постоянно извлекающим из своих недр случайный бросок кости. Феномен синхронистичности, о котором мы говорили ранее, открывает нам то, что мир содержит множество куда более тонких связей, чем можно отследить с помощью рационального Эго.

Поэтому ответ на поставленный вопрос можно сформулировать следующим образом. Да, вектор развития большинства из нас вполне определен. Вы точно знаете, что не поедете завтра в Африку и не застрелите президента. Но внутри этой определенности у нас есть очень большая степень свободы.

Представьте, что вам надо идти в некий город. Но туда ведет много дорог, от самой короткой до самой длинной. Причем иногда эти дороги могут даже пересекаться. И на этих дорогах с вами могут произойти разные события. То, что вы идете в конкретный город, — предзадано, но то, как, когда и каким вы придете в этот город — зависит только от вашего выбора внутри предопределенности.

Конечно, метафора города и дороги очень приблизительна. Но она позволяет осмыслить очень важную идею. Популярный слоган гласит: «Будущее творится уже сейчас». И это правда. Уже сейчас, на уровне архитепической психики, изначальных идей формируются констелляции, которые впоследствии будут полностью выстраивать нашу жизнь. Обычным сознанием мы можем наблюдать только следствия, результаты тех процессов и состояний, которые создают нашу реальность. Начав же заниматься искусством прорицания, мы обращаемся к миру причин, ведь, как уже было сказано, арканы Таро представляют собой архетипические образы, находящиеся в основе нашей реальности. Очевидно, что, обратившись к причинам, мы можем увидеть, в каком направлении катится автомобиль нашей жизни. И, может быть, даже где-то на поворотах слегка притормозить, а на ровной и безопасной дороге — нажать на газ.

Это опять-таки можно проиллюстрировать каббалистическим Древом Жизни.

Верхняя сфира — это первопричина бытия. Точка, из которой произошел «Большой взрыв» современной физики. Нижняя, десятая — наш материальный мир. Значение других сфирот мы рассмотрим, когда перейдем к малым арканам. Для нас важно другое. Идея сначала появляется на более высоких уровнях. Каждая сфира определяет реальность низшей сфиры и определяема сфирой высшей.

Таким образом, обращаясь к образам Таро, мы устанавливаем связь с иными модусами сознания и бытия, которые определяют наш собственный модус. И с этой точки зрения правильно выполненное прорицание на Таро дает куда больше свободы выбора.

Важнейшим при прорицании является искусство правильно задавать вопрос. Потому что неправильно заданный вопрос может поймать нас в опасную ловушку.

Во-первых, Таро не стоит задавать бинарные вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Если надо получить ответ на такие вопросы, проще кинуть монетку. А если у вас на «да» выпадает Звезда, а на «нет» Вожделение или на «да» Пятерка, а на «нет» Семерка Мечей, — понять, какой совет дает вам колода, едва ли получится.

Главная и самая правильная формулировка запроса: как мне прояснить ситуацию? Как мне увидеть и осознать те влияния, которые в данной ситуации или на данный период от меня сокрыты? Еще одним важным моментом правильной прорицательной работы является четкое прояснение срока, на который делается расклад.

Обратите внимание на корректность формулировок. Если вы хотите сделать общий расклад, то лучше спросить не «что произойдет за эти полгода?», а «какие силы направляют мою жизнь в эти полгода?». В первом случае — жесткая ловушка причинности. Во втором — просто расширение восприятия. В ходе сеанса прорицания Таро используется как нечто вроде увеличительного стекла, позволяющего лучше рассмотреть реальность, или даже телескопа, благодаря которому мы видим недоступные обычному взгляду звезды и планеты.

Еще один важный момент. Специфика прорицания такова, что изреченное пророчество начинает исполняться. Произнесение пророчества — само по себе магия. Если вы сомневаетесь, то попробуйте ответить на вопрос: «Переспал бы Эдип со своей матерью, если бы не услышал оракула»?

Именно поэтому вопрос правильной и корректной интерпретации расклада зачастую оказывается еще более важным, чем сам расклад. С одной стороны, очень велик соблазн смягчить и «не заметить» дурные карты. Есть множество гадателей, которые отчасти из страха самосбывающихся пророчеств, отчасти из нежелания огорчать кверента вовсе не используют дурные значения. И если уж попадается Луна, то это непременно «восхитительное приключение» (Алистер Кроули в «Книге Тота» пишет, что «достойный человек, сталкиваясь с любыми ужасами, скажет только: “Как же великолепно это приключение!”». — Прим. автора.), а о том, что’ стоит за этим приключением, мы лучше промолчим. Надо ли говорить, что такая позиция, как и любая эвфемизация в целом, — это трусость и путь к растворению в бессознательном?

С другой стороны, увлекаться дурными предсказаниями тоже не стоит. Есть известная притча о мудром хасиде и его ученике. Однажды хасид уехал и доверил ученику принимать просителей. Один человек пришел и рассказал ученику свой сон, который тот истолковал так: «Это значит, что умрет ваш отец». Когда хасид вернулся и ученик рассказал ему об этом эпизоде, он схватился за голову со словами: «Ты убил этого человека, ведь исполнение следует за устами».

Это очень важная мудрость — исполнение следует за устами. Если вы прорицаете, то должны понимать, что от формулировки, в которую вы облечете свое прорицание, зависит развитие событий в жизни кверента.

Именно поэтому мы настаиваем, что гораздо разумнее с самого начала формулировать запрос в терминах вероятности, а не определенности. Например, вы спрашиваете не «что будет?» а «каков наиболее вероятный исход?». Чувствуете разницу? Коль скоро есть наиболее вероятный исход, значит, возможен и другой, менее, но все-таки тоже вероятный. Если в первом ответе выпадают позитивные карты — прекрасно. Прекращаем гадание и благодарим богов. А если негативные? У нас появляется право на еще один вопрос: «А как можно предотвратить или хотя бы смягчить то, что надвигается»? Обратите внимание: если вы спросили: «Что будет?», то вы уже зафиксировали результат — и следующие вопрошания просто лишены смысла. Но если вы спросили о наиболее вероятном исходе, у вас есть право узнать и менее вероятный и спросить, что можно сделать, чтобы этот менее вероятный исход стал реальностью. А если и тут дурные прогнозы — значит, сами боги против вас, и тут уж ничего не поделать.

Занимаясь прорицанием, следует запомнить ряд правил, которые и переводят прорицательную работу с Таро из сферы банального развлечения в сферу духовной практики.

Для начала надо усвоить одно простое правило. Не перегадывать. Никогда. Категорически. Если вы получили ответ, больше не задавайте этот вопрос. Ситуация, когда изначально в вопросе заложен вариант дополнительного вопроса (как в примере выше), не считается. Но если вы спросили: «Как у меня будут складываться отношения с таким-то?» и, получив ответ, повторяете этот вопрос, — вы совершаете очень опасную ошибку.

Иногда, правда, бывает, что ответ не столько негативен, сколько противоречив, и тогда допустимо вытащить карту-пояснение, хотя часто бывает, что и она не привносит ясности.

Если вы перегадываете, то проявляете неуважение к Таро. И не только к Таро — вы проявляете неуважение к той высшей силе, которая здесь и сейчас, в настоящий момент говорила с вами посредством арканов. Таро — это только средство связи с Самостью, Богом, Высшим «Я». Как телефон или скайп. То же, что нам отвечает, превосходит все человеческие взгляды и определения. И, не принимая первый ответ, вы проявляете неуважение к собеседнику.

Результаты нарушения этого правила могут быть самыми разными. В лучшем случае карты просто перестанут работать. Вообще. Причем не только будут «врать в раскладах» (невозможно говорить правду, которую никто не желает слышать), но вообще — связь «отрубят». В худшем же случае… В худшем случае вы получите дополнительные очки по дурной судьбе и все самые худшие ожидания станут реальностью. 95 % бед начинающих тарологов (особенно женщин) происходит вследствие нарушения этого простого правила. Не нравится мне Семерка Мечей, дай-ка я еще карту вытащу. Ой, и эта не нравится! — ну, давай еще. Так всю колоду перетянут, пока «хорошие карты» не выпадут.

Крайне негативные прорицания можно нейтрализовать магически. По крайней мере, лично у меня один раз это получилось. Не уверен, получится ли еще. Только нужно помнить, что подобные «переписывания» — это действительно крайнее средство, аварийная мера.

Еще одно правило, которое так хочется нарушить начинающим, — это запрет на вопросы, по которым вы уже приняли решение. Если я прошу у вас совета — значит, я в нем нуждаюсь. А если я прошу совета у Самости? Тем более! Но что, если я начинаю «дергать» высшие силы по любой мелочи, и более того — игнорирую ту информацию, которая мне дается? Иногда спрашиваешь у человека: а зачем ты спрашиваешь, если уже все решил? Убедиться? Вот и получи картину, прямо противоположную ожидаемой. Каков итог? Все тот же — в лучшем случае система перестает работать — на том конце перестают брать трубку, когда вы звоните.

Отношение к результату прорицания зависит от уровня развития человека. На примитивном уровне Таро — не более чем развлечение. Гадают, не задумываясь, на что, зачем и почему. К счастью (дуракам везет), это даже не имеет побочных эффектов, кроме разве что того, что система с самого начала не работает с таким «практикующим» всерьез.

Обычно на десять развлекающихся приходится один, который в результате каких-то особых событий вдруг, с изумлением посмотрев на колоду, осознаёт — а оно же действительно работает! С этого начинается второй уровень.

Именно здесь, на втором уровне, прорицание (а на первом никакого прорицания и быть не может — только гадание, то есть потуги угадать будущее, которые, как правило, ни к чему не приводят) становится формой искусства и духовной дисциплины. Здесь мы начинаем осваивать свои особые ритуалы и мистерии.

Как я писал в своей первой книге «Прыжок в бездну вершин», высшей мистерией, которой предваряются особо серьезные прорицания, является ритуал Исрафель, разработанный Алистером Кроули на основе античных рукописей, в котором практикующий призывает Тота помочь в столь сложном деле. Но, конечно, этот ритуал получается выполнить не каждый раз. Поэтому вполне достаточно совершить данную работу при помощи следующей, очень простой техники.

Закройте глаза. И некоторое время сосредоточьтесь в своем сердечном центре. Если все делается правильно, вы почувствуете приятное тепло (если вы «кинестетик») или бело-золотистое сияние (если вы «визуал»). Как только вам удалось поймать это ощущение, попробуйте совершать прорицание непосредственно из него.

Конечно, существует очень много формальных правил подготовки к прорицанию. Очень часто можно услышать, что «надо брать карты левой рукой» или «обязательно три (или семь) раз подснять колоду». На самом деле эти правила служат только одной задаче — настроить вас на осознание того, что делаемое вами не принадлежит к привычному и банальному порядку вещей. Таро — это сакральный инструмент, и работать с ним следует в определенном, сакральном состоянии сознания. Таро — это инструмент связи, соединяющий вас с глубинными уровнями коллективного бессознательного. Но основным инструментом является правильно настроенное сознание.

Распространено ошибочное мнение: чем сложнее расклад, тем лучше. Это не так. Сложные расклады зачастую только запутывают вопрошающего. Иногда одна карта бывает гораздо более информативна, чем сложный расклад на 22 карты.

Со своей стороны я предлагаю всем желающим один расклад, который хорош тем, что учитывает сложную структуру Таро с ее стихиями и архетипами.

Чтобы выполнить этот расклад, вам потребуется разделить колоду на две части — большие и малые арканы. Напомню, что карты двора (или фигурные карты) относятся к малым арканам. Обе части колоды должны быть тщательно перемешаны и подсняты.

Кладем две стопки карт перед собой и читаем, вслух или про себя, LIBER ISRAFEL. После этого берем колоду с большими арканами и, сконцентрировавшись на ней, вытаскиваем одну карту, положив ее в центр стола. Эта карта — основа и сердце вашего расклада, она — та архетипическая сила, которая ныне прямо или косвенно проявляется в вашей жизни. Но карты больших арканов предельно многозначны и иногда не так просто понять для себя, какой стороной они повернутся. «Дьявол», к примеру, может представлять страсть, искушение, экстаз саморазрушения последнего полета, познание собственной Тени, да и множество других значений. То же касается каждого большого аркана. Потому прояснить, в каком аспекте сейчас этот архетип проявляется в вашей жизни, вам помогут четыре карты малых арканов, которые выкладываются вокруг исходной карты.

Если представить себе часы, то первая карта больших арканов будет находиться в центре циферблата, как ось вращения стрелок, а четыре карты малых арканов — в точках 12, 3, 6 и 9 часов.

Положению 12 соответствует стихия огня, положению 3 — вода, положению 6 — воздух и положению 9 — земля. В этой последовательности нетрудно проследить одну из ключевых магических формул — формулу Тетраграмматона.

Карта огня соответствует проявлению в сфере интуиции, духа, творчества, самоосуществления и, если не считать центральной карты, является определяющей. Вода соответствует чувствам, эмоциям, отношениям с близкими. Воздух соответствует как интеллектуальным достижениям, так и всему, что связано со стихией мысли, и, как нетрудно догадаться, земля — это материальная сфера, самоощущение, здоровье и богатство.

Действие карты многократно усиливается, если масть совпадает с положением. Скажем, Семерка Чаш в положении 6 говорит о том, что ваша интеллектуальная активность блокирована низшими чувствами, но если Семерка Чаш оказывается в своей стихии, то это означает полную катастрофу в сфере чувств. Шестерка Мечей не в своем доме будет относительно нейтральна, но, оказавшись в сфере воздуха, сулит интеллектуальные прозрения, которые обязательно произойдут, если сосредоточить свои силы в сфере мышления.

Отсутствие хотя бы одного совпадения мастей говорит о некоторой разбалансированности и хаотичности сознания, но, если нет откровенно негативных карт, эта хаотичность безопасна и со временем будет подвергнута организации.

Любые совпадения масти и положения должны быть проанализированы в первую очередь. После проведения прорицания необходимо записать результаты в магический дневник и вернуться к анализу расклада где-то через пару недель, поскольку за это время многое из того, что было туманно, может быть объяснено.

Следует помнить, что если мгновенный расклад может выполняться хоть каждое утро на текущий день с целью установления связи с колодой, то сложные расклады, в особенности королевский расклад, не следует выполнять часто. Для обращения к последнему должны быть действительно веские причины.

Дорогие друзья.

Если вам понравились фрагменты моей книги «Таро для всех и для никого» вы можете купить ее перейдя по ссылке

Другая моя книга по Таро — это «ПРыжок в бездну вершин», может быть рекомендована как более ранняя но содержащая те материалы к котором мы впоследствии не возвращались — например магия таро. Вы можете купить ее перейдя по ссылке

Среди десятков и сотен авторов пишущих о таро, я хотел бы вам рекомендовать одного, человека который как я считаю единственный в русскоязычном пространстве кто значительно превзошел меня по глубине, тонкости, масштабу исследования, и чей авторитет для меня незыблим. Это Григорий Зайцев и три из семи написанных им тома о философии, символизме, истории арканов Таро. Никогда прежде еще никто не предпринимал столь масштабное исследование, обращаясь как к давно забытым, архивным изображениям арканам, так и к самым последним достижениям философии и науки. Григорий дает одновременно взгляд несколько школ таро и является пожалуй единственным человеком чьи работы могут быть интересны представителю любой школы, а чей подход достоин стать примером для подражания. Из семи томов им написано три — «Лики мистерий», «ТАинство пути» и «Бездны и выси» — кликнув на называния книг вы можете купить один том или сразу три по желанию. Книги великолепно иллюстрированы, в альбомном подарочном формате.

Из книг иностранных авторов по Таро, наиболее заслуживает внимания работа Салли Николз «Юнг и таро», где каждый аркан рассмотрен во всей полноте архетипической перспективы. Именно эта книга на данный момент является абсолютным лидером продаж не только в графе Книги по Таро, но и в общем списке, гранича с «Красной книгой» Юнга и «Путем сновидений» Фон Франц.

Еще огромного внимания заслуживает двухтомник Алехандро Ходоровского «Путь таро». Он состоит из двух томов — Старшие арканы и Продвинутый уровень. Чтобы понять ценность этой книги достаточно вспомнить кто такой Ходоровский. Талантливейший режиссер, некогда работавший совместно с Сальвадором Дали, и едва ли не единственный кто применил в кино принцип «психошаманизма». Махатма помогающий множеству ищущих зачастую исключительно из любви к искусству. Поэт, художник, автор комиксов, режиссер, писатель. Очевидно что обращаясь к таро, человек такого уровня вне сомнения привнес сюда немало ценнейших прозрений. Обратите внимания что Ходоровский обращается к тому единственному таро у которого нет автора — Марсельскому Таро

В качестве дальнейшего развития понимания именно Телемитского Таро, мы рекомендуем книгу Лон Мило Дюккета «Таро Тота». Книга написана легким, даже игривым языком, но при этом объясняет сложнейшие тонкости символизма Таро Тота уходящего в глубины каббалы и алхимии Телемы.

И наконец книга Майкла Даммита «История Оккультного таро». Можно не соглашаться с теми оценками, и установками которые порой сквозят у исследователя к исследуемому материалу, однако нигде и никогда не приходилось нам встречать столь подробного, детального исследования истории практических всех эзотерических школ и традиций, от рассвета до заката.

К оглавлению