07.11.2009
0

Поделиться

История Лилит

ИсторияЛилит

Прямые талмудическиеупоминания

Эрувин, 18

РаббиИеремия бен Элеазар сказал: «В те годы (после их изгнания из Сада), в которыеАдам, первый человек, был отделен от Евы, он стал отцом призраком и демонов илилин». Рабби Меир сказал: «Адам, бывший весьма благочестивым и нашедший, чтоон вызвал смерть в мир, начал поститься 130 лет и отделил себя от жены на 130лет и носил фиговые листы 130 лет. Его отцовство над злыми духами, указанноездесь, стало результатом грязных мечтаний».

Эрувин, 100

Лилитотращивает длинные волосы.

Нидда, 24

Лилит- демоница в человечьем обличии, имеющая крылья.

Шаб., 151

РаббиХанина сказал: «Однажды я видел Хормина, сына Лилит, бегущего по крепостнойстене Махоза… Когда об этом услышали демонические власти, они убили его [за то,что он явил себя]».

Талмудприводится по английскому переводу Эпштейна (The Babylonian Talmud. London:Socino Press, 1978) и Рафаэля Патая (Patai. Gates to the Old City.Detroit: Wayne State Universtiy Press, 1981.

Лилит в еврейскоммистицизме

Трактато левых эманациях

р.Исаак б. Иаков Ха-Коэн

пер.на англ. Рональд Кинер

(j25ephDan, ed. The Early Kabbalah, (New York: Pauilist Press, 1986), стр. 172-182)

«Трактат о левых эманациях» был написан в первой половине XIII в. и, наряду створениями брата р. Исаака, р. Иакова, похоже, оказал большое влияние на р.Моше де Леона, автора «Зогара». Он появился достаточно позже «Алфавита бенСиры», чтобы автор был знаком с этой традицией, но он не демонстрирует никакихследов знакомства с ней. Это может означать, что бен Сира был не знаком р.Исааку, но может также значить, что последний не нашел его полезным (или дажеотрицательно относился к нему — см. «Критику Элиэзера Сегала» на «Алфавит»).Шолем считает «бен Сира» главным источником сведений о Лилит в «Зогаре», но мнекажется, что этот текст в этом отношении повлиял гораздо сильнее. Алан Хамм.

6.Теперь я запишу имена князей зависти и вражды. Поскольку их сущность и службаистинны и чисты, их уста свободны от фальши и нет места лжи или лживости срединих.

Первыйкнязь и обвинитель, повелитель зависти — злой Самаэль, сопровождаемый своейсвитой. Он зовется «злым» не потому что такова его природа, но потому что онжелает соединиться и тесно слиться с эманациями, которые не в его природе, какмы далее объясним.

Второйкнязь зовется его представителем, имя его Заафиэль, сопровождаемый своимокружением.

Третийкнязь зовется третьим повелителем, и имя ему Заамиэль, сопровождаемый своимислужащими.

Четвертыйкнязь — Касфиэль, сопровождаемый своей свитой.

Пятыйкнязь — Рагзиэль, сопровождаемый своими служащими.

Шестойкнязь — Абриэль, сопровождаемый своими служащими.

Седьмой- Мешулхиэль, сопровождаемый своими служащими. Последние составляют собраниезлых ангелов.

19.В ответ на твой вопрос о Лилит я объясню тебе суть дела. Здесь дело в том, чтосуществует принятая традиция, идущая от древних Мудрецов, которые использовалиТайное Знание Малых Дворцов, то есть управление демонами и лестницу, по которойподнимаются до пророческих уровней. В этой традиции известно, что Самаэль иЛилит были рождены едиными, подобно Адаму и Еве, которые тоже были рожденыедиными, по образу свыше. Это сведения о Лилит, полученные Мудрецами в ТайномЗнании Дворцов. Мать семейства, Лилит — супруга Самаэля. Оба они были рождены водин час, подобно Адаму и Еве, переплетенные вместе. Асмодей, великий царьдемонов, имеет в супругах Малую (более юную) Лилит, дочь царя, чье имяКафсефони (Qafsefoni). Имя его супругиМехетабель, дочь Матред, и их дочь — Лилит.

Этов точности то, что записано в «Главах Малых Дворцов», как мы получили их, словов слово и буква в букву. И изучающие эту традицию обладают весьма глубокойтрадицией, идущей от древних. Они найдут в этих Главах, что Самаэль, великийкнязь их всех, воспылал лютой завистью к Асмодею, царю демонов, из-за этойЛилит, которую называют Лилит Девой (юной). Она в обличье прекрасной женщины отголовы до талии. Но от талии и ниже она пылающий огонь — какова мать, такова идочь. Ее зовут Мехетабель, дочь Матред, и значит нечто погруженное (mabu tabal). Смысл здесь таков, чтоее намерения никогда не направлены к добру. Она ищет лишь как учинить войны иразличных демонов войны и войны между Лилит-Дочерью и Лилит-Матерью.

Говорят,что от Асмодея и его жены Лилит на небесах родился великий князь. Он управляетвосьмидесятью тысячами разрушительных демонов и прозывается «мечом царяАсмодея». Его зовут Алефпенеаш (Alefpeneash) иЕго лик пылает как ярящийся огонь (esh). Его также зовут Гуригур,поскольку он противостоит и борется с князем Йуды, называемым Гур Ари Йехуда [Gur Aryeh Yehudah] (Львенок Йуды). По этому же подобию, давшемурождение этому демону войны родился в небесах князь, корни которого в Царстве.Его называют «мечом Мессии». Он также имеет два имени Мешихиэль и Кохвиэль.Когда придет время и когда пожелает Бог, меч сей покинет ножны, и сбудутсяслова пророчества: «ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он наЕдом» (Исайя 35:5). «Восходит звезда от Иакова» (Числа, 24:17). Аминь. Скороудостоимся мы узреть лицо нашего праведного Мессии; мы и весь наш народ…

22.Теперь я научу тебя чудесному новшеству. Ты уже знаешь, что злой Самаэль ипорочная Лилит подобны сексуальной паре, которая при помощи посредника получаетзлые и порочные эманации от одного и эманирует другому. Я объясню это, опираясьна эзотерический смысл стиха «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, ибольшим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего» — это Лилит — «и убьетчудовище морское» (Исайя 27:1). Как есть чистый Левиафан в море и он названзмеем, так есть и великий испорченный змей в море в буквальном смысле. То же ивыше в тайном смысле. Небесный змей — это слепой князь, образ посредника междуСамаэлем и Лилит. Его имя — Танинивер (Taniniver)[букв.: «слепой змей»]. Учителя традиции говорят, что как этот змей ползет безглаз, так и небесный змей имеет образ духовной формы без цвета — здесь «безглаз». Люди традиции называют его безглазым созданием, потому его имяТанинивер. Он связь, сопровождение, союз между Самаэлем и Лилит. Если бы он былсоздан целым в полноте эманации, он бы уничтожил мир в одно мгновение.

Когдаприбудет божественная Воля и эманации Самаэля и Лилит ослабят эманацию,достигнутую слепым князем, они будут полностью уничтожены Габриэлем, княземСилы, который пойдет войной на них при помощи князя Милости, и тогда стих,который мы объяснили при помощи нашего секретного смысла, исполнится.

24. Я обнаружил, что во имя древних людейтрадиции и совершенного Хасида благословенной памяти [рабби Йуда Хасид?]записано, что Лилит также Танинсам [буквально, «ядовитый змей», но также«слепой» (suma’)]. Говорят, что имя это происходит от змея,который есть образ посредника между Лилит и ее мужем. Он съест смертельного ядаиз рук князя Силы; это эликсир жизни для всех, чьи предпочтения превозмогутего. Затем он примет участие вместе с Михаэлем, князем Милости, в уничтожениивласти зла на небесах и на земле. Тогда исполнится стих «Ибо Его Милостьпревозмогла нас, истина Господня пребудет вовек. Аллилуйя» (Псалмы, 117:2) [всинодальном переводе: «Да скажет ныне дом Израилев: он благ, ибо вовек милостьего» (Псалмы, 117:2)].

Тайназавета соли (melab) [Числа 18:19] — это царство соучастия вкрасоте [Malkhut Leviat Hen]. Потому они утаили секреты соленой рыбы [Левиафана] дляокормления правденика в будущие времена. Счастлив тот, кто понимает эти вещикак они.

Каббала: происхождениеЛилит

Заметьте, что следующие отрывки основываются на традицииЛилит как первой жены Адама, как это указано в «Алфавите бен Сиры». Шолемзаключил, что все ссылки на Лилит в «Зогар» основаны на «Алфавите». Адам Хамм.

Отрывкипереводятся по RaphaelPatai, Gatesto the Old City. Detroit: Wayne State Universtiy Press, 1981. [прим. перев.]

Ялкут Рубени, Брешит 34

Вначале святейший, да будет он благословен, создал Еву, но она была не плотью,но прахом земным и ее нечистым осадком, и она была зловредным духом [т.е.Лилит]. И святейший, да будет он благословен, отнял ее от Адама и дал емудругую взамен ее.

Зогар, 1:34

Когдабуквы имени Адам спустились вниз во всей их полноте, мужское и женское быливместе, и женское было присоединено к его боку, пока Бог не послал ему глубокийсон и он не уснул. И возлег он на месте Храма. И святейший, да будет онблагословен, отделил ее от него и украсил ее, как украшают невесту и привел еек нему… В древней книге я нашел, что это [указывает на] первичную Лилит,которая была с ним, и взята была от него, но не была ему супругой.

Зогар, 3:19

Идии смотри: вот женщина, дух всех духов, и имя ей Лилит, и она была с начала сАдамом. И в час, когда Адам был создан и тело его стало завершенным, тысячидухов с левой [злой] стороны прилепились к этому телу, пока святейший, да будетон благословен, не закричал на них и не прогнал их. И лежал Адам, тело бездуха, и на вид он был зеленым, и все эти духи окружали его. В тот часспустилось облако и прогнало всех тех духов. И когда встал Адам, его женщинабыла присоединена к нему сбоку. И тот святой дух, бывший в нем, распространилсяи на ту сторону, и на эту, и там, и здесь, и так стал завершенным. После этогосвятейший, да будет он благословен, разделил Адама на два, и сделал женщину. ИОн привел ее к Адаму в ее совершенстве как невесту, укрытую завесой. КогдаЛилит увидела это, она улетела. И она в морских городах, и она все еще пытаетсянавредить сынам мира.

Моше бен Соломон изБургоса

Следующие отрывки, напротив, не основаны на традиции Лилиткак первой жены Адама. Здесь она обручена с Самаэлем (царем демонов, нечтовроде Сатаны) с самого начала.

Лилитзовут северянкой, потому что «от севераоткроется бедствие» (Иер. 1:14). И Самаэль, царь демонов, и Лилит былирождены духовным рождением андрогинными. Древо Познания Добра и Зла — этометафора Самаэля и Великой Матери Лилит (напр. Северянки). В результатепрегрешения Адама оба они пришли и возмутили целый мир, и Высший, и Низший.(основано на издании Г. Шолема)

р. Яаков и р. Ицхак

Самаэльсходен по форме с Адамом, а Лилит с Евой. Оба были рождены андрогинными,соответственно форме Адама и Евы: вверху и внизу, две одинаковые формы. ИСамаэль, и Праматерь-Ева [т.е. Лилит], которая Северянка, суть эманации из-заТрона Величия. И грех [Адама] привел к этому злу.

Зогар 1:19

Послетого, как изначальный свет скрылся, была создана скорлупа для разума, и скорлупаэта распространилась и породила иную скорлупу, которая была Лилит. И когда онапоявилась, она спускалась и подымалась к малым ликам и хотела присоединиться кним и стать подобной им и не хотела отдаляться от них. Но святейший, да будетон благословен, удалил ее отсюда и установил внизу. Когда Он создал Адама,чтобы усовершенствовать этот мир, как только Лилит увидела Еву, прилепившуюся кАдаму и увидела в них красоту Свыше и увидела их совершенный образ, она улетелаоттуда и захотела, как раньше, присоединиться к малым ликам. Но стражи вратСвыше не позволили ей. И святейший, да будет он благословен, укорил ее иотправил в глубины моря, где она обитала, пока Адам и его жена не согрешили.Тогда святейший, да будет он благословен, поднял ее из глубин моря и дал ейвласть над всеми их детьми, малыми ликами детей человеческих, которые обреченына наказание за грехи своих отцов. И пришла она и странствовала по миру. Онаприблизилась к вратам Рая на земле и увидела Херувима, охраняющего врата Рая иуселась, глядя на пылающий меч, ибо она произошла от этого пламени. Когда пламяобернулось, она улетела. И она странствует по миру и находит детей, обреченныхна наказание и ласкает их, и убивает их. И все это из-за убывающей луны,которая уменьшает свой свет… Когда родился Каин, она не смогла присоединиться кнему. Но позже она приблизилась к нему и породила духов и крылатых демонов.

И она ходит и странствует по миру в ночи и развлекается смужчинами и заставляет их испускать семя. И где бы ни были найдены мужчины, спящиев одиночестве в доме, они [злые духи] спускаются на них и удерживают их иприлипают к ним и разжигают желание в них и рождают от них. И они заражают ихболезнями, и мужчины не знают о том. И все это из-за убывающей луны.

Бахара, Эмек Ха-Мелех, 23

Этот отрывок интересен тем, что в нем мы обнаруживаем текстуальнуюсвязь (хотя и проблематичную) между Лилит и Змеем из сада Эдемского. Эта связь,вероятно, усиливается христианской иконографией, но вряд ли ее можно считатьокончательно доказанной. Хотя контакты между иудейскими и христианскимимистическими и алхимическими идеями существовала, распространенностьиконографических символов такова, что мы должны настаивать на гораздо болеераспространенной христианской версии истории, которую мы извлекаем из мистическоговзаимообмена. Другая проблема с этой историей в смешении полов. Сначала мыпредполагаем, что «совращение» Евы Лилит-Змеей было интеллектуальным. Но мыобнаруживаем, что змея не просто имела сексуальную связь с Евой, но что Ева ещеи была девственницей к этому времени, иименно этот союз в совокупности с семенем Змеи является причиной менструации!Наконец, Адам имел сексуальные отношения с женой, но в это время у нее быламенструация/адюльтер. Это грязное деяние является источником силы Лилит, котораятеперь имеет сексуальную власть и над Адамом, рождая от него детей-демонов. Ноесть и еще одна проблема. Если Лилит женщина (а она женщина!) и Лилит — Змея,как нам сообщается в этом отрывке (Жена Разврата = Лилит), то как она моглаиметь сексуальные отношения с Евой? Это не просто лесбийский секс в узкомсмысле слова, поскольку она извергает семя в Еву. Есть по крайней мере одинпараллельный отрывок, в котором Змеем является Самаэль, а Каин есть результатэтого союза. В этом случае половой проблемы нет, потому что Самаэль мужскогопола. Проблему этого текста можно разрешить (и, следовательно, согласовать сверсией о Самаэле), ссылаясь на традицию, по которой Лилит и Самаэль были единыв это время, подобно Адаму и Еве, были андрогинной парой.

И Змея, Жена Разврата, подстрекала и соблазнила Еву через скорлупыСвета, которые в себе святы. И Змея соблазнила Святую Еву, и сказано достаточнодля того, кто понимает. И все крушение произошло оттого, что Адам, первыйчеловек, совокуплялся с Евой, когда она была менструально нечиста — этозагрязнение, и нечистое семя Змеи, которая овладела Евой ранее. Узри, вот предтобой: из-за греха Адама, первого человека, воплотились все упомянутые вещи.Ибо Злая Лилит, увидев величие его разрушения, стала сильнее в своих скорлупах,и пришла к Адаму против его воли, и разожглась[1] от него, и родила ему демонови духов и лилин[2].

[1] Здесь употребляется, вероятно, в смысле «забеременела». АланХамм.

[2] Лилин — Рафаэль Патай считает, что это мужской эквивалентлилит — напр. инкубы. Эпштейн, напротив, переводит «женские демоны». Алан Хамм.

Приложения

ИзгнаниеЛилит на персидской чаше

lil1


Персидскаязаклинательная чаша

Частнаяколлекция

lil2

Персидскаязаклинательная чаша (фрагмент)

Частнаяколлекция

Связанывы и запечатаны,

все вы, демоны и дьяволы и лилиты,

тойтяжкой и сильной,

могучей и могущественной связью, которойсвязаны Сизон и Сизин…

ЗлобнаяЛилит,

сбивающая с пути мужские сердца,

появляющаяся в ночных снах

и дневных видениях,

Разжигающаяи сотворяющая кошмары,

нападающая и убивающая детей,

мальчиков и девочек.

Онапобеждена и запечатана

вдали от дома

и от порога Бахрам-Гушнаспа, сынаИштар-Нахид

талисманомМетатрона,

великого князя,

прозывающегося Великим МилосерднымИсцелителем…

побеждающегодемонов и дьяволов,

черную магию и могучие заклинания

и удерживающего их вдали от дома

и порога Бахрам-Гушнаспа, сына Иштар-Нахид.

Амен,Амен, Селах.

Побежденачерная магия и могучие заклинания,

Побежденычарующие женщины,

они, их колдовство и их заклинания,

их проклятья и их инвокации,

они держатся вдали от четырех стен

дома Бахрам-Гушнаспа, сынаИштар-Нахид.

Побежденыи растоптаны чарующие женщины —

побеждены на земле и побеждены в небесах.

Побежденыих созвездия и звезды.

Опутаны творения их рук.

Амен,Амен, Селах.

Развод с Лилит

Дано[1]демонам и духам и Сатане

…и Лилит, чтобы изгнать их из… всего дома.

Ях…отсеки царя демонов

…великого управителя лилитов.

Язаклинаю тебя… муж ты или жена,

Я заклинаю тебя…

Какдемоны пишут разводные письма

и дают своим женам и не возвращаются к нимбольше,

таки ты возьми свое письмо о разводе,

прими свою долю,

иуходи, прочь от дома…

Амен,Амен, Амен, Селах.

[1]Это официальное письмо о разводе, которое муж дает жене, и она«отсылается»/отпускается.

Еще один развод с Лилит

lil3

Заклинательнаячаша шестого столетия до нашей эры

МузейУниверситета Пенсильвании

lil4

Заклинательнаячаша шестого столетия до нашей эры (фрагмент)

МузейУниверситета Пенсильвании

Воимя Господа Спасения.

Предназначенаэта чаша

для запечатывания дома

Гейоная бар Мамая,

чтобыосвободить его от злобной Лилит,

во имя YHWHEL рассейся;

Лилит,

мужской лилин,

женские лилит,

Ведьма [призрак?],

Похититель,

вы трое,

вы четверо

и вы пятеро.

Нагимивы отосланы прочь,

не одетыми,

срастрепаными волосами,

развевающимися у вас за спиной.

Дабудет вам известно,

чьего отца зовут Палхас,

чья мать Пеладад:

Слушайтеи повинуйтесь

и уходите прочь от дома и обиталища

Гейоная бар Мамая,

и от жены его Рашной,

дочери Марат.

…Узнайтеже,

что рабби Иешуа бар Перахия

наложил запрет на вас…

Разводниспослан вам с Небес,

издесь записаны вы,

описаны и устрашены,

во имя Палса-Пелиса [«Разведенный супруг»],

которыйустроит твой развод и твое отделение,

ваш развод и ваше отделение.

Ты,Лилит, мужской лили и женская лилит, Ведьма и Похититель,

наложен запрет на вас… Иешуа бар Перахией,

которыйизрек:

предписание о разводе пришло к вам

из-за моря…

Выслушайте его и покиньте

дом и обиталище

Гейоная бар Мамая,

и Рашной, жены его,

дочериМарат.

Неявляйтесь им больше,

ни в ночном кошмаре,

ни в дневном сне,

ибовы запечатаны печатью Эль-Шаддая

ипечатью дома Иешуа бар Перахии

и Семи, которые перед ним.

Ты,Лилит, мужской лили и женская лилит, Ведьма и Похититель,

Язаклинаю вас…

Могучим Авраамом,

Скалой Исааком,

Шаддаем Иаковом,

именем Яха…,

памятью Яха…

Язаклинаю вас обратиться прочь от

Гейоная бар Мамая

и от Рашной, жены его,

дочери Марат.

Вашразвод и предписание и письмо об отделении…

посланы святыми ангелами…

Мест огня в сферах,

Колесниц Эль-Паним, стоящих перед ним,

зверей, служащих в огне его трона

и в воде… Амен, Амен, Селах,Аллилуйя!

Перевод Sedric