16.08.2007
0

Поделиться

Как читать Юнга

Как читать Юнга

Добро пожаловать в мир Карла Густава Юнга! Здесь вы найдете самую полную подборку трудов Юнга. Но прежде чем приступить к изучению, которое при серьезном подходе займет у вас не один год, позвольте наметить для вас некоторый план. Ведь если вы с первого раза решите взять «Aion», то, скорей всего, ничего не поняв, закроете эту книгу на десятой странице. И дело не в том, что «Эон» — недостойная внимания и траты времени книга, напротив, это одна из лучших книг юнгианского наследия. Просто в начале вам надо набираться той терминологической базы, которая позволяет осмыслить то, что описано в «Эоне». Потому, конечно же, начинать лучше с «Тавистокских лекций».

О последовательности в изучении Юнга существует много споров и версий. В самом деле, трудно однозначно сказать, с чего стоит начинать читать Юнга. По мнению одних, это автобиография, другие настаивают на «Тавистокских лекциях», третьи – на сознательной популяризации «Человек и его символы». Предлагаемая мной система не лучше и не хуже любой другой, важно то, что она была уже не раз проверена, и, следуя ей, читатель приходил к нужному результату.

В этой системе я разделяю ключевые работы Юнга, входящие в основной юнгианский курс, и вспомогательные, которые имеет смысл читать по прохождении основного курса. Основные работы дают ключи в мир идей Юнга, тогда как вспомогательные разбирают отдельные темы с позиции аналитической психологии.

Самым начинающим я рекомендую начинать не с самого Юнга, а с популяризаторов его идей. Работа Робина Робертсона «Введение в психологию Юнга» дает прекрасную возможность начинающему обрести необходимую базу понятий, которыми оперирует аналитическая психология, а мои 11 лекций, размещенных на Касталии в отдельном разделе, несколько уточняют акценты.

Далее советую читать Юнга в следующем порядке:

1) В первую очередь имеет смысл читать сборник статей «Человек и его символы», который был написан Юнгом совместно со своими лучшими учениками для объяснения основных идей аналитической психологии на самом простом уровне. В этих работах даны азы анализа снов, разъяснения таких базовых понятий, как тень, Анима, Анимус, архетипы, приводятся доказательства автономной жизни психики, не зависимой от воли сознания.

2) «Тавистокские лекции» — это курс лекций, прочитанных Юнгом, в которых он самыми простыми словами разъясняет суть своего учения. Психологическая типология, анализ сновидений, активное воображение, архетипы, о которых вы узнали из прошлой работы, здесь излагается немного под другим, более академическим углом, потому эта книга позволит вам значительно углубить ваши знания. Следует заметить, что читатель может без малейшего ущерба для себя поменять местами первый и второй пункт и начать с «Тавистокских лекций», позже ознакомившись со сборником «Человек и его символы».

3) Третья работа которую мы можем вам рекомендовать, это серия семинаров Юнга по Аналитической психологии. Некоторые идеи здесь повторяют то что было сказано в Тавистокских лекциях, однако здесь этот материал значительно более детально проработан, снабжен множеством вспомогатальных схем делающих идеи наглядными и целым рядом важных примеров из жизни и психиатрической практики. Обращаем внимание что эту книгу вы можете КУПИТЬ у нас на сайте по следующей ссылке

4) Прочитав указанные работы, читатель уже в состоянии решить, насколько ему близка аналитическая психология. Продолжать изучение Юнга имеет смысл книгой «Шесть архетипов индивидуации». Уже с этой книги от теории вы начинаете переходить к практике, поскольку здесь Юнг дает убедительные портреты людей, захваченных тем или другим архетипом. В самом деле интересно увидеть, как проявляется архетип и комплекс матери, Коры (девы), Трикстера, Духа или Анимуса, и, наконец, важнейший архетип – божественное дитя или Самость. Анализ последнего будет особенно интересен тем, кто знаком с символизмом Телемы и осознает, что новый эон есть эон побеждающего ребенка, Гора. Последним архетипом является архетип трансформации. Трансформация – ключевое слово для ищущего свободы, трансформация – это переход из одного состояния психики в другое. Реинкарнация, метемпсихозис, инициация, энантиодромия, словом, с этой статьи открывается ряд важных идей, связанных с переходом в иное.

5) Отдельно следует сказать про двухтомник Юнга посвященный детским снам. На самом деле именно в этих семинарах Юнг предельно подробно описывает теорию работы с любыми сновидениями, описывает теоретические и практические аспекты анализа сновидений, а также на приводимых примерах читатель может сам попрактиковаться и проверить себя насколько он глубоко прочувствовал сам принцип понимания сновидений. ПО большому счету этот двухтомник является самым важным из работ Юнга связанных со сновидениями. Обращаем внимания что этот двухтомник вы также можете Купить на нашем сайте нажав на следующую ссылку. Следует сказать что помимо указанного выше сборника у Юнга есть еще один курс семинаров посвященных анализу сновидений. Однако в отличии от предыдущего, этот курс мы можем рекомендовать только продвинутому и искушенному пользователю, уже достаточно глубоко освоившему юнгианскую психологию либо имеющий опыт психотерапии. Эти «Семинары по сновидениям», наверное следовало бы спустить на несколько позиций ниже, но поскольку речь идет об одной теме мы решили его собрать. Этот куда более сложный семинар вы также можете купить у нас на сайте

6) Несколько более сложным в силу его специфики является сборник статей «Проблемы души нашего времени», с которым мы рекомендуем ознакомиться далее. Каждая статья – это ответ на конкретный вопрос, вынесенный в заглавие, поэтому по большому счету никаких особых дополнительных комментариев и не требуется. «Проблема души современного человека», «Проблемы современной психиатрии» «Противоречия Фрейда и Юнга», «Психологическая типология», «Душа и земля», «Архаичный человек», «Жизненный рубеж», «Аналитическая психология и мировоззрение», «Комплекс и миф», «Дух и жизнь», «Структура души», «Брак как психологическое отношение» — названия статей говорит само за себя. Эта работа важна тем, что мы потихоньку приближаемся к сердцевине юнговского учения – вопросу о мировоззрении.

8) Только изучив приведенные выше четыре работы, имеет смысл приступить к изучению автобиографии Юнга «Воспоминания, сновидения, размышления». Даже для подготовленного читателя её прочтение может оказаться немалым потрясением, ибо те видения, которые описывает Юнг в ней, фактически перебрасывают мост между психологией и магией, между великим деланием алхимиков и индивидуацией Юнга. «Воспоминания, сновидения размышления» являются мостом, перейдя который, вы оказываетесь во внутреннем дворце юнгианского учения и готовы воспринимать его гностические исследования. Очень важно, чтобы в вашем варианте автобиографии Юнга было его личное откровение – «Семь наставлений мертвым», в котором содержится символическая квинтэссенция учения. Некоторые юнгианцы советуют начинать с автобиографии, но мне такой подход кажется не совсем разумным, поскольку для неподготовленного читателя некоторые идеи просто останутся непонятны.

9) Но перед тем, как приступать к изучению королевских работ Юнга, связанных уже с юнгианским гнозисом, имеет смысл изучить два его труда. Первой из этих книг является работа «Символы трансформации», она же известна русскому читателю под названием «Либидо: метаморфозы и символы». Книга эта была переломом для самого Юнга, и именно она стала причинной его разрыва с Фрейдом. Хотя некоторые идеи, высказанные в ней, впоследствии были опровергнуты самим Юнгом, ценность предостережения этой книги огромна, ибо здесь Юнг предупреждает о необходимости «жертвоприношения ребенка» — то есть перед тем, как войти в мир архетипов, следует полностью разрушить инфантильные установки эго, принести себя в жертву. В противном случае для инфантильного сознания встреча с силами бессознательного могут обернуться безумием.

10) Так же имеет смысл очень внимательно изучить работу «Об отношении между эго и бессознательным». Эта работа является превосходной страховкой от возможной инфляции сознания, опьянения силой архетипического. Здесь превосходно описаны опасности, которые могут ожидать эго при встрече с бессознательным, а так же та единственная модель взаимодействия сознания и бессознательного, которая называется индивидуацией. Так же именно здесь Юнг окончательно опровергает односторонность фрейдисткой и адлерианской позиции.

11)НО перед тем как рекомендовать неизмеримо более сложные работы Юнга принадлежащие к своего рода «второму этажу» юнгианской мысли, следует обратиться к пожалуй самой главной работе Юнга резко отличающейся от всего что он писал до и после этого. Это легендарная Красная книга переведенная нашим проектом несколько лет назад. В течении долгих лет, Юнг погружался в свое бессознательное и раз за разом исследуя внутреннюю динамику жизни воображения закладывал фундамент своей теории. Красную книгу можно понимать по разному. Для кого то — это откровенное безумие, для кого то наглядная иллюстрация самой динамики практики активного воображения, а для кого то — своего рода откровение нового времени. В любом случае, статус Красной книги совершенно уникален не только в юнгианском дискурсе но и пожалуй во всей культуре двадцатого века. Однако будьте готовы к тому что из за крайней самобытности этой книги она может вам и не зайти, и если вы почувствуете что книга не ваша — смело переходите к следующим позициям. ОДнако если вы хотите более глубоко понять этот энигматический текст, мы можем рекомендовать более психологическое осмысление Красной Книги Сенфордом Дробом и более философское метафизическое — Питера Кингсли. Коллектив авторов этого текста единогласно убеждены что Кингсли гораздо глубже Дроба и превосходит его эстетически, философски и пророчески, однако более сдержанные, научно настроенные и укорененные в классической психологии конечно оценят Дроба гораздо выше. На самом деле, и тот и другой автор подобны известным героям из притчи вслепую ощупывающими слона с разных сторон.

12) «Синхронистичность». Эксперименты, проводимые Юнгом совместно с лауреатом нобелевской премии по физике Вольвгандом Паули, способны повергнуть в шок. В результате этих экспериментов наивный материализм оказывается низвергнут – между явлениями существует не только причинно-следственная связь взаимного отражения, как учит марксизм, но иная, более глубокая и тайная связь – связь смысла. Это открытие переворачивает все. Юнгу удалось невозможное – он научно доказал существование Дао и математически доказал правду астрологии.

8) Теперь, вооружившись знанием смыслов, вы можете рискнуть и погрузиться в сложнейшую проблематику взаимоотношения двух противоположностях. Речь, конечно, идет об одной из сложнейших работ Юнга «Aion». Здесь все: гностический символизм, единство Христа и Антихриста, парадоксальная зависимость астрологических циклов на события, происходящие в человеческой истории. «Эон» – это книга, взрывающая представление о реальности, если только у нас хватает сил её понять. Поскольку эта книга очень сложна, я рекомендую перед тем, как приступать к ней, ознакомиться с работой Эдварда Эдингера «Эго и архетип», которая написана несколько проще и готовит почву для восприятия сложнейшей системы «Эона».

Если вы достаточно хорошо знакомы с магией и оккультными традициями, то можете попытаться начать свое знакомство с Юнгом сразу с этой работы.

13) «Психология и алхимия». Название этой книги говорит само за себя, вы узнаете, как древние символы алхимии проявляют себя в сновидениях современных людей и в каком отношении находятся алхимия и религия. Чтобы найти свою Самость, современному человеку следует обратиться к богатству алхимического и гностического символизма – доказывает Юнг в этой работе.

Представления об алхимии как о дочери корысти и матери химии взрываются этой работой. Алхимия оказывается важной духовной, даже религиозной системой, компенсирующей односторонность христианского отрицания земного.

Впрочем, перед тем, как читать «алхимические» работы Юнга, я советую ознакомиться с трудом его прямой ученицы Марии Луизы Фон Франц «Алхимия». Эта работа написана предельно простым языком и на конкретных примерах рассматривает значение алхимических символов для психического, объясняя, почему именно алхимия особенно ценна для аналитической психологии.

14) Если вас заинтересовала проблематика алхимического символизма, то вам имеет смысл прочитать несколько коротких работ Юнга, в которых он также обращается к этой теме: «Дух Меркурия», «Парацельс». Самое главное, что следует понять, читая эти работы, это то, что алхимия – не некая архаичная лженаука, давно ушедшая в прошлое, а живое и самое чистое отражение психологической динамики.

15) «Психология и религия». Очень важная работа, название которой говорит само за себя. В ней Юнг готовит почву для революционных идей, которые будут высказаны несколько дальше.

16) Перед тем как рекомендовать самую вершину юнгианской метафизики, следует посмотреть туда куда большинство даже самых внимательных психологов и ценителей Юнга не смотрят. Это на его переписку с множеством респондентов, образовавшую четыре крупных тома. В наше время, когда переписка стала неотъемлимой частью быта, и давно перестала быть эпистолярным искусством, очень сложно понять, что во времена Юнга — каждое письмо это своего рода произведение искусства мысли и чувства, разговор от сердца к сердцу с собеседником, и зачастую именно в переписке мысль достигала своего наивысшего накала. Также, обращаем внимания что такие наиболее известные последователи Юнга как Эдвард Эдингер, цитируя Юнга чаще всего цитировали именно фрагменты из его переписки, как наиболее полно выражающие его посыл. Письма вы также можете купить в нашем магазине Тем читателям и исследователям для которых особый интерес представляет история взаимоотношений Юнга и Фрейда от начала их сотрудничества до разрыва, мы можем предложить два крупных тома переписки Юнга и Фрейда, переписки в которой выковывалась не только аналитическая психология но и психоанализ Фрейда. С нашей субъективной точки зрения, это не самая важная часть наследия Юнга и к пониманию Юнга как личности, как мыслителя и как психотерапевта не столь важны, однако для тех кому важно рассмотрения Юнга в контексте психоанализа это будет пожалуй один из самых важных документов.

17) «Попытка психологического истолкования мифа о троице». «Вот трое, а где четвертый?» — вопрошает Гете в «Фаусте», повторяя извечный вопрос Платона. Архетип троицы, от Египта до христианства. Троица и четверица, интеграция четвертого элемента, объединения Бога и Дьявола в сосуде человеческой души – вот какие вопросы ставит Юнг. Здесь вопрос мировоззрения снова становится актуален, и мы начинаем понимать, как глубоко сходятся оккультное и юнгианское видение.

18) «Символы трансформации в мессе». Архетип причастия, от цивилизации майя до католической церкви. Читая, как Юнг разбирает символизм причастия, остается сожалеть, что он не знал о нашем, телемитском, гностическом причастии нового эона.

19) «Мистерия объединения». Самое подробное за всю историю исследование алхимического символизма.

20) «Ответ Иову». Однажды, за несколько месяцев до смерти, Юнг сказал удивительную фразу: «Если бы у меня была возможность переписать все написанное за жизнь, я бы это сделал, оставив неизменной только одну книгу – «Ответ Иову». Эта книга, является вершиной юнгианской метафизики, ставя вопрос вопросов – смысл человеческого существования. Юнг рискует дать очень дерзкий и нестандартный ответ на вопрос о смысле человеческого существования. Но здесь я таинственно замолкаю, ибо и так сказано слишком много.

Подробнее идеи «Ответа Иову» развивает прямой ученик Юнга и кронпринц юнгианского анализа Эдвард Эдингер в работе «Сотворение сознания», которую имеет смысл изучать параллельно «Ответу Иову».

21) В заключение этого цикла я хочу сказать о наиболее стоящей в стороне от общего наследия Юнга работе. Это его самая ранняя, немного юношески наивная работа — серия докладов для студенческого общества «Зофингия». Ни о психологии, ни о высоком символизме вы не узнаете из этой работы, однако для искушенного Юнгианца читать ее — это удовольствие совершенно особого толка — здесь мы видим те неизменные константы мировоззрения Юнга которые сопровождали его от рождения и до могилы. Как нетрудно догадаться из ссылке выше — эту книгу вы тоже можете приобрести у нас.

К вспомогательным или специальным работам Юнга я отношу следующие труды:

1) Раннее (до разрыва с Фрейдом) исследование Юнгом шизофрении.

2) «Йога и запад». Этот сборник статей будет интересен тем, кто испытывал на себе очарование восточной философии. Хотя Юнг формально отрицал возможность прямого заимствования восточных практик западным человеком, восток всегда влек его своей тайной. Йога и запад, комментарий к тибетской книге мертвых, об индийском святом, к психологии восточной медитации, предисловие к и-цзин, комментарий к «тайне золотого цветка»… Для тех кто интересуется связью аналитической психологии и востока более глубоко мы предлагаем ознакомится с уникальным текстом семинаров Юнга где впервые в западной психологии, восточные символы и понятия осмысляются с точки зрения глубинной психологии и психолог впервые говорит слово Чакры. Семинары оснащены подробнейшим современным подходом.

3) Сборник «Психотерапия» содержит статьи «Цели психотерапии», «Некоторые принципиальные соображения относительно психотерапии», «Основные вопросы психотерапии»

4) Сборник «Психология и искусство» суммирует важнейшие работы Юнга, посвященные осмыслению художественного творчества. Как архетип проявляется в произведениях искусства? На какие категории можно разделить произведения искусства? Какова природа гения Пикассо, Джойса?

5) Узнать о юнговской теории сновидений и получить некоторые уточнения в теории бессознательного можно в сборнике статей «К вопросу о бессознательном». Какие есть подходы к сновидениям, как сновидения действуют на сознательный разум – это основная тема, которую освещает этот сборник. «Значение сновидений», «прошлое и будущее в подсознании», «функция сновидений», «анализ сновидений», «проблема типов», «архетип в символике сновидений», «душа человека», «значение символов», «излечение разлада», «практическое использование анализа сновидений», «психотерапия и мировоззрение», «умственное расстройство и психическое».

6) Сборник статей, известный в русском переводе как «Трансцендентная функция», расширяет понимание мировоззренческих аспектов юнгианства. «Трансцендентная функция» рассказывает об объединении противоположностей, «Нераскрытая Самость» описывает феномен индивидуации как отделения от матрицы коллективных ценностей, «Вотан» и «Борьба с тенью» описывают феномен нацизма с точки зрения динамики коллективного бессознательного.

Последователи Юнга что есть в юнгианском мире

Приступая к этому разделу, читателю стоит сразу сделать скидку на субъективность авторского коллектива, поскольку 90 процентов рекомендуемых нами книг, изданы нашим же коллективом, поэтому вполне может быть воспринят как реклама. Однако будучи прогрессорами, мы всегда ставим цель достичь насколько это возможно, равновесия между вполне понятным интересом к продаже нашей продукции и необходимости дать максимально беспристрастную картину, действительно честно позволяющую читателю составить представление о наиболее важных шедеврах юнгианской мысли.

Но перед тем как предлагать читателю списки непонятных книг, следует сделать несколько вводных замечаний. В юнгианской психологии существует три школы или направления. Во первых это классическая цюрихская школа, большая часть авторов которой лично знали Юнга и были его учениками. Хотя мы (коллектив авторов статьи) не можем этим похвастаться, мы придерживаемся основных постулатов этой школы , считая её наиболее аутентичной. Именно это соображение легло в основу того, что 80 процентов изданных нами текстов принадлежат именно классической школе.

Вторая существующая школа — это американская школа Архетипической психологии Джеймса Хиллмана. Не смотря на свойственный американцам национальный дух некоторой поверхностности, мы считаем что в этой школе порой попадаются настоящие жемчужины, сам же Хиллман это пожалуй один из самых ярких и самобытных мыслителей в локусе юнгианской психологии. Однако его идеи следует принимать с осторожностью, поскольку порой Хиллман игнорирует очень важные мировоззренческие грани классического юнгианства смещая акцент с единства на множественность, от духа к душе. С нашей точки зрения это спорная позиция, которая впрочем компенсируется настоящей феерией и мастерством с какой архетиписты прорабатывают каждый образ души.

Третья школа, должна быть упомянута, просто по соображениям исторической справедливости, однако ни одна из книг этой школы не будет здесь рекомендовано. Речь об английской школе юнгианства. С нашей точки зрения, эта школа считается юнгианской разве что по недоразумению, и представляет собой неуклюжий гибрид юнгианства и фрейдизма выхолостив все что возможно выхолостить. Ни одной книги этой школы не будет представлено здесь и ни одна никогда не будет издана нашим проектом исключительно по идейным соображениям, ибо преумножать заблуждения это совершать предательство Самости.

Прежде чем говорить о книгах представленных нами мы считаем своим моральным долгом назвать три самых важных работы в сфере Юнгианской мысли, которые были изданы значительно раньше чем появился наш проект, и следовательно рекомендуя их даже выше чем что либо изданное нами, мы совершенно точно не преследуем цели личной выгоды.

Мы выделяем эти три работы именно потому, что для нас (коллектива авторов) эти работы стали принципиальными точками позволившими сделать выбор в пользу юнгианской психологии и заинтересоваться ей более глубоко. Если вы сможете найти эти работы у других издателей будь то букинистические книги или переиздания — вы получите огромное преимущество в понимании Юнгианской психологии.

Это Эдвард Эдингер «Сотворение сознания» — небольшой текст, который некогда и стал для нас поворотной точкой заставившей обратить внимания на юнгаинство как мировоззрение, и по сути ответившая для нас на вопрос о том в чем смысл и предназначение человеческой жизни.

Затем это ключевая работа Эриха Нойманна «Происхождение и развитие сознания», где Нойманн фактически переосмысляет в юнгианском ключе сам процесс стадий развития сознания, которые впервые попытался осмыслить еще Зигмунд Фрейд, однако в отличии от Фрейда Нойманн свободен от вульгарного биологизма и понимает символ именно как он есть.

Третьей работой имеющей исключительную ценность, мы считаем работу Эриха Нойманна глубинная психология и новая этика. Работа в свое время наделавшая шума даже среди ближайшего круга Юнга, и существенно бросала вызов устоявшимся этическим и философским константам. Если вы хотите понять что есть тень и какие изменения несет осознания тени эта работа должна стать вашей настольной книгой или распечаткой, коль все букинистические версии уже закончились.

Так что друзья — ищите эти работы и да обрящете. Ну а теперь давайте рассмотрим те книги которые изданы нами и есть в наличии.

Первой работой на которую я хотел бы обратить внимания — это книга состоящая из двух работ Фон Франц «Путь сновидений». В этой книге, уже в значительно более простом и наглядном стиле чем сам Юнг читатель обучается самому подходу к анализу снов, мягко вводиться в базовые понятия юнгианской психологии. И если первая часть книги настолько проста что будет ясна даже если вы до этого ничего не слышали о Юнге и написана в форме Интервью, вторая часть, где рассматриваются сны великих личностей, потребует серьезной концентрации.

Фактически в юнгианстве есть два фундаментальных практических метода — анализ сновидений и активное воображение. И если для понимания анализа сновидений достаточно двухтомника Юнга плюс указанной выше работы Фон Франц то по активному воображению к сожалению материалов гораздо меньше. Наиболее полным исследованием метода активного воображения является работа Барбары Ханны «Встреча с душой», где подробно обсуждается история, теория, приводятся исторические и клиентские иллюстрации метода активного воображения. Более того, для психологов самого разного профиля может быть очень полезна работа Иоланды Якоби «образное царство души» включенное нами в подарочное издание. В этой работе автор детально объясняет значение различных символов, цветов, приводит множество наглядных примеров и интерпретаций, так что книга может быть полезна как юнгианцам так и психологам других направлений желающих расширить свой арсенал понимания души.

Еще одна очень важная работа, представляющая собой полноценное и весьма глубокое введение в основные понятия Юнгианской психологии под немного необычным углом, это работа Эстер Хардинг «Я и не я». Какие «не я» живут в нашей душе, что такое бессознательное, родительские архетипы, тень, самость, Анима и Анимус. Автор весьма глубоко рассматривает каждое из фундаментальных понятий юнгианской психологии и среди множества общих введений эта книга может быть рекомендована как наиболее глубокая и серьезная, вместе с тем достаточно доступная для понимания.

И позволим себе мастерский произвол — выведем четвертую книгу которая представляет собой пожалуй один из самых важных трудов в русле осмысления Юнга, юнгианства и неповторимой культурной миссии Юнга, миссии трагической и величественной. Это работа Питера Кингсли «Катафалк — Юнг и Конец человечества». Для нас — авторов этого текста, «Катафалк» особенно дорог ведь он прямо, ярко и убедительно доказывает все то что мы знали еще с начала основания нашего проекта но не могли это особновать.

А вот дальше мы сталкиваемся с проблемой, поскольку не существует никакой возможности представить тот объем юнгианской литературы доступной для читателя в какой либо последовательности будь то последовательность по важности, ценности или сложности-простоте. Дело в том, что получив представление о юнгианском мировоззрении, поняв основные понятия юнгианской школы, и освоив хотя бы в теории набор практик (но лучше все же на практике) именно вы решаете что же вам более всего интересно и куда будут направлены ваши духовные стопы.

Как будет понятно из списка ниже, который даже не включает половину того что доступно на нашем сайте среди изданных книг — мир юнгианской мысли многогранен многомерен и граничит с самыми разными и самыми неожиданными областями. И конечно невозможно прочитать весь блок литературы которая будет названа ниже — если вы конечно не такой крайний почитатель Юнга и его школы как коллектив авторов. Гораздо важнее здесь понять, что именно интересует вас более всего, в каком направлении ведет вас ваша душа, ведь для кого то важно найти точки примирения с религией осмыслив религиозные образы вне ортодоксальной затхлости, у кого то сны полны алхимических символов, которые так хочется понять, кто то хочет понять Юнга, кого то влекут мифы кого то — естественные науки. Словом, Юнгианство охватывает самые разные и противоречивые области. Просто доверьтесь своему направлению и приступайте к вашему странствию в этом море которое невозможно выпить полностью.

Очень может быть, что прочитав главные работы Юнга у вас осталось чувство непонимания и вам хотелось бы понять их более глубоко. Тогда вам нужны комментарии Эдварда Эдингера делающие сложную мысль Юнга значительно доступнее для читателя, но при этом не предавая ее сокровенного ядра как это часто бывало с популяриизаторами. . К таким работам принадлежат прежде всего труды Эдварда Эдингера такие как «Навстречу Эону« (комментарий пожалуй на самый сложный труд Юнга «Эон» является вызовом не только для простого читателя но и для профессионального философа и психолога), «Осмысляя Юнга» (комментарий на алхимические штудии Юнга и его первую работу «символы трансформации»), «комментарии к мистериум» (Комментарий к итоговой работе Юнга по алхимическому символизму Мистериум Коньюнкотионис), или Джеймс Хиллман «Анима» где автор собирает все когда либо сказанное Юнгом про Аниму (что само по себе ценно) и отталкиваясь от сказанного мэтром выстраивает свою картину мира.

Но возможно вас больше интересует именно психотерапевтическое измерение юнгианство, юнгианство как метод, и тогда вы можете начать с достаточно простого текста Марии Луизы Фон Франц «Психотерапия», затем ознакомится с ее работой о феномене проекций и их устранения — пожалуй самый важный вопрос теоретической и практической психологии, и наконец закусить» сложнейшими но очень любимыми профессиональными психотерапевтами книгами Натана Шварц Саланта «Тайна человеческих отношений» и Энн Уланов «Ведьма и клоун». Или работа Эдингера «Наука о душе», где он дает ряд ключевых замечаний о призвании психотерапевта.

А может быть для вас особенно важно понять неповторимую природу женской психологии и женской индивидуации? И тут неважно — вы мужчина который хочет лучше понять женщин или женщина желающая понять свою суть — в нашем арсенале есть настоящие жемчужины о женской индивидуации и женской мифологии. Прежде всего это работа Эстер ХАрдинг Женские мистерии, уже по содержанию которой вы можете судить о масштабе и глубине исследования. Нам эта работа более всех люба однако как показывает опыт продаж — женщины более всех ценят труд Морин Мердок «Путь Героини», своего рода отклик на культовый бесселер Джозефа Кэмпбела «Путь Героя» (который да мы тоже очень рекомендуем) и наконец две книги Барбары Ханны о самом таинственном аспекте женской психологии — ее мужской сокрытой части или Анимусе. Это две книги — Анимус и Анимус и Эрос. Очень ценно что эти книги написала женщина, ибо, будем честны — что может знать мужчина о женском Анимусе.

Однако очень может быть, что вам более интересен мифологический срез. Тогда — потрясающий анализ мифов о сотворении мира в связи с тем как мы созидаем свою собственную душу в работе Фон Франц «Космогонические мифы». Или труд который его создательница, супруга самого Юнга Эмма Юнг писала всю жизнь, осмысляя один единственный миф — миф о Граале. Или вы хотите обратить внимания не столько на мифы сколько на сказке и то как «Индивидуация в волшебных сказках» представлена в образах и символах которые может переживать каждый из нас в снах и фантазиях не зная что они уже были в сказках. Или быть может вы хотите пойти в глубину классической мифологии и вас заинтересует труд Джозефа Кэмпбела «Маски Бога». С изысками египетской мифологии вы можете познакомится в уникальном трактате Кавали «Воплотить Осириса» а с исследованием главного древневавилонского мифа о Гильгамеше — ставшего праобразом всех героев и героических мифов -в труде ученицы Юнга Рифка Шерф Клюгер «Гильгамеш — древний и современный герой»

Совершенно отдельно лежит мир юнгианской алхимии. В нашей работе «Душа по своей природе алхимик» мы дали краткое и простое в очень долгое и непростое пространство алхимического символизма, символизма на языке которой говорит наша душа. И здесь конечно же вам в помощь придется работа Эдварда Эдингера «Анатомия души», где он представляет совершенно уникальное включение в алхимическую вселенную предлагая семь алхимических стадий как семь режимов воображения. Джеффри Рафф открывает нам «Мистерии воображения» на примере анализа средневекового алхимического трактата, и то же самое делает Мария Луиза Фон Франц в работе «Алхимическое воображение»

Или быть может вас интересует то как юнгианство осмысляет религиозные проблемы? Тогда снова добро пожаловать в мир Эдварда Эдингера. Главная и самая популярная его книга — Эго и архетип, исследует пожалуй самое важное ядро юнгианской теологии — отношение эго и Самости, человека и Бога. В «Библии и психике» он осмысляет всю глубину Ветхого завета, в «Архетипе Апокалипсиса» откровение Иоанна Богослова а в «Осмыслении христианства и гностицизма» — идеи самых первых ортодоксальных и еретических христианских мыслителей от Оригена до Маркиона. В работе «Сны и видения Святого Николая из Флуе» Мария Луиза Фон Франц убедительно показывает насколько живыми, интересными, и многомерными может быть душевная жизнь святого, самим своим фактом оказывающая влияние не только на него и его «спасение» но и на окружающий культурный климат, наглядно иллюстрируя слова Серафима Сарофского «Спасись сам и рядом с тобой спасутся тысячи».

Или может быть вас уже сразу интересует эзотерическое, оккультное измерение Юнгианства? Может быть вы хотите увидеть где юнгианство выкладывает мост между психологией и внеконфессиональной, эзотерической духовностью. Лучшая книга «Эзотерического Юнгианства» это Келтон Кин «Пути Целостности».

А может быть вы склонны к естественным наукам, и вам интересно где Юнгианство спрягаяется с физикой? Вы попали туда куда нужно — История дружбы и сотрудничества Юнга и лауреата нобелевской премии По физике Вольвганда Паули в книге Девида Линдорфа «Юнг и Паули», для желающих «пищи потяжелее» — Атом и Архетип — сама переписка Юнга и Паули. Мария Луиза ФОн Франц — давний друг и вдохновительница Паули также написала об этом две фундаментальные работы — «Психе и материя» и «Число и время», где простым языком объясняет как открытия Юнга и Паули полностью меняют физическую парадигму мира.

Впрочем юнгианство пересекается и с другими научными областями. Например, потрясающая работа Энтони Стивенса «Возвращение к архетипу» строит мост между аналитической психологией и биологией, осмысляя связь инстинкта и архетипа, прослеживая как новейшие биологические открытия подтверждают ранние интуиции Юнга. А сборник статей под редакцией Томаса Сингера «Культурные комплексы» выстраивает связь юнгианской психологии и культурологии, анализируя тот самый промежуточный слой между личным и архетипическим — то есть культуральным бессознательным.

Впрочем строго научные параллели как правило интересуют исключительно специалистов в своем деле. Большинству из нас, приходящим в юнгианскую психологию, хочется прежде всего разобраться в себе и тех вечных вопросах, которые всегда интересовали человека от сотворения мира. Секс, смерть, духовные кризисы, родители и дети. О сексе мы представляем удивительно легко написанную книгу современного юнгианского аналитика Томаса Мура «Душа Секса», рассматривающего самые разные грани человеческой сексуальности при этом избегая как пошлости так и чрезмерной наукообразности. Другая книга Томаса Мура «Родственные души», рассказывает о природе самых разных связей которые создаются между людьми и искусстве ценить и беречь эти связи. О смерти и снах связанных со смертью, вы узнаете из последней работы гениальной Марии Луизы Фон Франц, которая будучи в глубокой старости, этой книгой готовилась к последнему путешествию — внешне сдержанная но внутренне страшная «О снах и смерти». А что касается родительско детских отношений то в книге «Родительский образ» Эстер ХАрдинг дает потрясающее осмысление стадий которые проходят дети проходя отделение от родителей и последующее соединение с их образами на более высоком уровне.

И конечно для самых умных и философствующих, кто не согласен с акцентом на образы и символы, есть работа Вольвганга Гигериха «Логическая жизнь души». Автор — единственный юнгианец имеющий философское образование. Идет оно на пользу или во вред — пусть каждый решит для себя, но то что это один из самых самобытных и необычных трудов думаю согласится каждый вне зависимости от своего отношения.