28.02.2009
0

Поделиться

Гоэтические эвокации и клиническая психология

Лон Майло Дюкетт

Гоэтические эвокации и клиническаяпсихология

Еслинепредвзято взглянуть на современную психологию в целом и в особенности на еетерапевтическую часть, то неизбежно станет заметным сходство этой науки стаким, казалось бы, далеким от рациональной мысли явлением, как религия. В сущности, в чем разница между врачом, который с позиции своегоавторитета волен признать то или иное психическое проявление ненормальным, илинеестественным, и священником, готовым высказаться о тех же проявлениях, как овещах дьявольских и демонических?

Я склоненсчитать, что большинство психоаналитиков в своей работе ничем не отличаются отслужителей церкви.

В ходе леченияи анализа, пациент фактически вызывает в проявленный мир демонов своей души,достаточно долго сдерживаемых, но умело выявляемых врачом. Существуют, конечнои свои опасности, главная из которых, это так называемый контрперенос, вышедшийиз под контроля, или ускользнувший от осознания, он становится минимум причинойнеэффективности лечения, а обычно заставляет комплексы (Или, если угодно — демонов)равно, аналитика и больного, сплавиться в единый и ужасающий монолит. С этого моментавозможно все, от секса до различных форм проявления насилия.

Важно помнить,и я обращаю внимание читателя на этот факт еще раз, что такое развитие событийимеет своей причиной только потерю контроля психоаналитика (Читайте: мага) надсодержанием собственных бессознательных процессов, в числе которых инфантильныеидеализации, подспудные желания, вытесненные свойства натуры. Случись такое иможно сказать, что лодка психотерапевтического лечения дала течь.

Ужасыконтрпереноса настолько реальны, что во многих штатах был принят регламент,призванный воспрепятствовать любым отношениям между врачом и его клиентом,выходящим за рамки модели психоаналитического лечения. Что стоит понимать подвыходом за рамки? Прежде всего, игру взаимных проекций, так как считается, чтово многом именно проекции связанные с каким-то вытесненным, травмирующимсодержанием бессознательного, например из детства и вызывают болезнь илирасстройство.

Есть довольноеизвестное мнение о том, что для появления результатов лечения пациентунеобходимо очень четко и непредвзято взглянуть на содержание своегобессознательного, так, как если бы он видел его со стороны. Именно в этом иможет ему помочь аналитик, способный на время исполнить роль зеркала, в которомв равной мере отражаются как высшие чаянья так и «темные», табуированные слоипсихики, исключая иллюзии и контроль со стороны процессов вытеснения.

Сложнопредставить весь тот дискомфорт, который способен испытать пациент, в момент, когдаврач развеивает неверные представления о своей роли, ведь понимая ошибочность воззрений относительно аналитика, клиентначинает сомневаться в том, насколько верно он воспринимает себя. Хороший психотерапевт способен, прежде всего,заставить больного осознать, что в одной и той же личности могут уживатьсявесьма противоречивые качества и свойства натуры, и что он достоин обожания ничутьне больше, чем порицания, ухватившись за это знание, клиент становится способнымприменить его и к себе. Стоит отметить, что подобное, казалось бы естественное,осознание обычно требует тяжелой и упорной работы и возникает во времякакого-то пикового состояния, например сильного эмоционального потрясения илиистощения.

Неважно, какнакапливаемое ранее напряжение явит себя, как взрыв эмоций, или нечтоневротическое, важно, что бы оно проявилось, и психотерапевт должен всяческипомогать этому процессу и в зависимости от ситуации его контролировать. Стимулироватьэто возможно через логическое или фактическое разрушение представления пациентао каком-то содержании как о табуированном, через посулы и простой разговорпобуждающий к новому взгляду на ситуацию.

Зачастую, во время реального лечения, пациентс аналитиком неоднократно меняются ролями и из человека, изучающего ситуацию,пассивно и отстраненно наблюдающего за ней, терапевт может превратиться вактивного оператора процесса, способного донести важные суждения и мысли досвоего клиента, и это всегда очень сложный, и тонкий феномен.

Конечно,возможно то, что я пишу, покажется весьма странным и непривычным, взглянитесами — суждения, их переосмысление, границы дозволенного, попытка прорваться к свету души. Однако не смотря на всю странность,если анализ выполнен верно, приходит желаемый результат, под которым я так илииначе понимаю то, чего человек больше всего хочет, но одновременно с тем боится– контроль над собственной жизнью, свобода от навязчивых и опустошающихпредставлений, или воспоминаний. Настоящее лечение это процесс тонкого ипоследовательного обучения тому, как воплотить в себе весь мир и саму жизнь,неотъемлемой частью которой является, в том числе ограниченность идеалов, иприсущий человеку набор слабостей. Исцеляясь человек пресуществляет себя,становится способным видеть и ад, и рай своей души.

Перевод Гвальх