07.05.2017
0

Поделиться

День Мертвых в Лос-Анджелесе

Маг Леонардо,

День Мертвых в Лос-Анджелесе

Традиция – это:

1. путь мышления, поведения, или делания чего-либо, что использовалось людьми в определённой группе, семье, сообществе и т.д, в течение длительного периода времени.

2. истории, верования и т.д, бывшие частью культуры группы людей длительное время.

Данное определение (из «Merriam Webster online») достигает самих основ. Оно определяет традицию как источник культурной идентичности и как нечто сосредоточенное на прошлом, то, что люди делали «длительный период времени». Несмотря на то, что в нем нет ошибки, это очень стерильное и статическое определение, лишенное соображений о том, почему люди поддерживают традиции в первую очередь.

Для многих людей по всему миру, традиция – это живой поток унаследованной духовной мудрости, который вдохновляет и движет культуру. Это выражается через историю, символы, праздники и ритуал; и соединяет людей с их предками и с духами их космологии. Для того чтобы оставаться живой, традиция должна передаваться и оставаться актуальной для будущих поколений.

Dia de los Muertos – одна из этих живых традиций, прославляемая в Америке с доколумбовых времён. Современный праздник – это смесь природного культа предков с колониальным Католицизмом. Существует несколько местных воплощений праздника по всей Америке. Самое известное из них – это Мексиканское празднование фестиваля Ацтеков Миктлансиуатль, королевы подземного мира, и Леди Мёртвых. После принятия Католического календаря, праздник наблюдается на День Всех Святых и День Поминовения Усопших (1-2 Ноября). Эти даты также отмечались в местном Испанском фольклоре с коренными ритуалами предков; несомненно, способствуя синкретизму празднований.

День Мёртвых Лос-Анджелеса, по-видимому, слишком современен, слишком люден, слишком «Голливуден» для нас, чтобы мы даже рассматривали его в качестве реального празднования традиции. Давайте посмотрим правде в глаза – это то, что все мы думаем. Тем не менее, он завоевал огромную популярность за последние шестнадцать лет. По имеющимся сведениям, более 30 000 празднующих посетили его в прошлую Субботу! Событие проводится на красивом кладбище «Голливуд Навсегда» (Hollywood Forever) среди мест упокоения многих из Голливудской элиты.

На первый взгляд всё кажется неправильным – возможно, даже оскорбительным; ofrendas («подношения»), представляющие собой больше художественные сооружения, нежели чем святыни, построены над несвязанными гробницами, люди ходят по надгробиям и сидят на ступеньках мавзолея, а также переносные туалеты и линии палаток с пивом по периметру дорожки. Назревает неприятное напряжение между живыми и мёртвыми, поскольку границы между нашим и их пространствами размыты.

Ритмы Кумбии, Мексиканской народной музыки, и племенные ритмы Ацтеков наполняют воздух вместе с ароматами мяса, камеди и шалфея. Это карнавал ощущений. Цвета, запахи и звуки взрываются из празднований, напоминающих смесь между фестивальной музыкой, тематическим парком и открытым языческим ритуалом. И, ого, здесь множество людей. На самом деле, это самое большое празднование Dia de los Muertos, проводимое за пределами Мексики. Тем не менее, это не традиционно; ибо в этом году это произошло 24 Октября, т.е. даже с «неправильной» датой празднования.

Но иногда наш собственный опыт подтверждает, что наши предвзятые представления ложны; это поднимается неожиданно, кусает нас за задницу и разрушает наши предвзятые мнения.

Конечно, находясь на кладбище, наши умы обращаются к тайнам неизвестного и к воспоминаниям тех близких, которые приходили и уходили перед нами. Это интуитивная и неизбежная реакция в присутствии мёртвых. Некто, кого мы могли видеть в мрачных глазах тех, кто позволил своему уму странствовать, любуясь ofrendas и величественными гробницами. И тот, кого мы могли слышать в голосе ребёнка, когда он спрашивает свою мать: «Бабушка здесь?»; и в своем ответе, по мере того как она улыбается, сдерживая слёзы, «Конечно, она, сынок, конечно же, она здесь».

Тем не менее, это не чувства скорби и отчаяния; нет, цвета, звуки и праздничная атмосфера не позволяют такой печали войти в наши сердца. Вместо этого, преобладающее чувство любви, взаимосвязи, общения и общности, и вспоминание дара жизни вместе друг с другом и с нашими мёртвыми. Да, среди этой всей мишуры и показухи, которую только Голливуд может производить, было нечто реальное, нечто почти осязаемое, что резонировало внутри и истинно внутри тех, кто поддался такому опыту.

Где-то в промежутке между ритмами музыки, в безмолвии моментов, посреди какофонии звуков живых, если вы слушали (не ушами, но сердцем), вы могли услышать отклик умерших. Они были с нами, и они вступили в силу. В этот день и тем более в ночное время, кладбище активизировалось, сопровождалось колоритом и звуком, и изобилующей жизнью.

Когда солнце село, всё больше и больше люде й стало разливаться и скользить сквозь кладбищенские аллеи, наблюдая могилы и алтари, беседуя с друзьями, семьёй и посетителями, и по-своему вспоминая своих собственных умерших любимых людей. Кладбище гудело от энергии и волнения. Переплетаясь между торговцами едой, ремесленниками и чрезмерными Шаманскими обрядами Уичоль, присутствие мёртвых было ощутимым. Куда бы мы ни смотрели, мы встречались с гипнотическим взором calaca, раскрашенными лицами, ярко светящимися в лунном свете. Нельзя было не задаться вопросом, были ли эти лица живых, замаскированных под умерших, или же мёртвых, замаскированные под живых. В эту ночь, завеса между мирами стала действительно очень тонкой.

Это было красиво, это было эмоционально и это было невероятно верно ТРАДИЦИИ… это то, как фестивали мёртвых должны проводиться. Буквально, бок о бок с ними в их гробницах и поверх их могил. В этот день уходят все табу, мы едим и пьём, ходим и сидим, танцуем и поём вместе с мёртвыми, мы – гости в их доме. Мы вонзаемся пальцами ног в их землю, передаём свои руки на их траву и дышим их воздухом. Влюблённые убегают вместе в темноту кладбища, старые друзья и семьи снова соединяются в общих воспоминаниях, налаживаются новые отношения. Жизнь не просто продолжается в присутствии мёртвых, она процветает; социальные связи укрепляются, и чувство общности и причастности возрождается для всех присутствующих. Мы можем не иметь Мексиканского или Ацтекского происхождения, но этим вечером все мы – это часть одной традиции, одной человеческой семьи, собравшейся под небом Лос-Анджелеса великим уравнителем смерти и общего празднования жизни.

В эту ночь, это культовое кладбище стало храмом, посвящённым празднованию чествования мёртвых. Священный памятник в сердце Лос-Анджелеса, где древняя традиция очень жива для десятков тысяч празднующих.