07.06.2018
0

Поделиться

Селеническое Обличие Лилит

Селен-Лилит

Селеническое Обличие Лилит

Посвящается Асенат Мэйсон за её работу, ставшую моим

жизненным вдохновением

«Вот я пред тобою, Луций, твоими тронутая мольбами, мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времён, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь, мановению которого подвластны небес лазурный свод, моря целительные дуновения, преисподней плачевное безмолвие. Единую владычицу чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная.»

Луций Апулей, Метаморфозы, Книга 11. 5 (перевод М. Кузмина)

Эта статья посвящена богине Лилит, фигурирующей во многих религиозных верованиях, от шумерских до современных, под изменчивыми обличиями- «светлой» и «тёмной», а может быть, просто, крылатой богине. Здесь я хотела бы обратить внимание читателей на аспект Лилит, повлиявший на многие грани моей жизни, не ограниченные только духовной сферой, называющийся селеническим или лунным.

Выше, в упомянутой уже цитате из Метаморфоз, богиня Изида провозглашает, что она является: «Первой среди небожителей и единым образом всех богов». Также она говорит о себе: «Единую владычицу чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная.» Таким образом она показывает, что является богиней богинь или, даже, всех богов, во всех их проявлениях.

Название этого эссе показывает Лилит с точки зрения древних греков, благодаря ему мы смотрим на неё или, скорее, на отдельные её аспекты, как на Селену или на римскую Луну. Это позволяет нам воспринимать богиню не только как Лилит, но и как Селену, Артемиду (римскую Диану) и Гекату (богиню, чей культ древнее Греции, и, вероятнее всего, произошёл из Малой Азии и пережил тысячелетия). Давайте же взглянем на этот таинственный лик Великой Богини (Великой Матери) и признаем, что она вдохновляет, успокаивает, развивает и объединяет нас.

Обсуждая влияние Луны на людей, невозможно обойти вниманием Лилит, называемую в астрологии Чёрной Луной. Это удивительное и интригующее понятие анализируется, например, в книге Елены Сущинской «Современная Астрология». В первом томе, называющемся «Лилит раскрывает свои секреты», мы узнаём о роли Чёрной Луны в жизни каждого из нас, что помогает понять, Лилит, подобна матери, преподающей свои уроки совершенно особым образом и упорнее всего сталкивающей нас с самыми болезненными вопросами. Она указывает на ошибки, повторяемые нами снова и снова в наивном ожидании получить другие, лучшие результаты. Чем больше мы погружаемся в проблемы, не видя, что их причина в нас самих, тем активнее Чёрная Луна подталкивает нас к действиям, выводя проблемы на свет, чтобы мы могли решать их, обладая ясностью и пониманием. Ведь это единственный способ разорвать порочный круг наших неудач, в которых мы обычно виним других. Также это возможность изучить связь между «чёрной» и «светлой « Лунами, вторая из которых олицетворена Селеной, Лилит и Селена- чёрное и белое- понимание путём борьбы ради освобождения, от Всего!

Давайте взглянем теперь поближе на «светлую» Луну и посмотрим, существует ли она независимо от «чёрной».

Греческая богиня луны, описываемая Гесиодом как «светлая Селена», является дочерью Гипериона, Титана солнца, чьё имя означает «Очень Высокий») и Теи («сияющей всюду», сестры и жены Гипериона), являющегося отцом Гелиоса, бога солнца, и Эос («розовоперстой» богини зари в «шафранном одеянии»). Некоторые древние греки, правда, утверждали, что она не являлась дочерью Гипериона, а отцом её, на самом деле, был Паллас, принадлежащий к титанам второго поколения, или же она была дочерью Гелиоса.

Она светла. Каждую ночь она купается в водах первого титана, Океана, окружающего землю своими океанами, и надевает ярко-сверкающие одежды. Она всходит на небо на колеснице, сияющей ярче всего во время полнолуния. Запряжена серебряная колесница двумя лошадьми или волами, это говорит о том, что богиня управляет лошадьми, мулами и быками. Она едет по небу в сторону вод Океана, возвращаясь затем в колеснице, подобно своему брату Гелиосу, благодаря потоку титана обратно, на небосклон. Ночь, лунный свет, светлые, развивающиеся на ветру волосы- быть может, это признаки любви? Может ли любовь богов быть подобна человеческой? Давайте посмотрим.

Величайший из любовников среди греческих богов, Зевс, влюблялся также и в Селену. Как мы знаем, любовниц у него было много как среди богинь, так и среди смертных женщин. И, конечно, такой любвеобильный бог не мог пропустить эту светловолосую красавицу. Селена родила ему дочь Пандию, а, возможно, и Эрсу «росу». Также она была возлюбленной Пана. Вероятно, он убедил её уйти в леса и стать его любовницей. Но это только предположение, которое не может быть доказано.

Но её самой большой любовью, ради которой она была готова сделать что угодно, был прекрасный пастух Эндимион. В древней легенде, упоминаемой Платоном в Федоне, говорится, что Эндимион спит в пещере, расположенной на горе Латме, около Милета, в Карии. Трудно сказать, с чего всё началось. По одной версии истории, Селена увидела пастуха-принца в месте, где он отдыхал, когда её серебряный свет случайно проник в пещеру (здесь- символ беременного чрева Геи, пещер Лилит и других богинь). Она влюбилась и решила, что останется с этим прекрасным человеком навсегда. Конечно, она не спросила, согласен ли он на это, вместо этого, договорившись обо всём с Зевсом.

По другой версии, Зевс пообещал пастуху исполнить его желание, человек же испросил для себя вечного сна и возможности навсегда остаться молодым. Так Селена увидела его в первый раз. Она использовала это, дабы спускать его с небес и наслаждаться временем, проводимым с ним, но он всегда спал. Таким образом они породили пятьдесят дочерей. Его же желания при этом в расчёт не брались- до тех пор, пока богиня была счастлива, то, чего хотел он, значения не имело. Можно ли это назвать любовью в человеческом понимании этого слова? Этим она сильно напоминает Лилит. Трудно себе представить Лилит, просящую о любви, хотя в Иудейских Легендах, вышедших в 1913 году, она и представлена униженной и упрашивающей о возвращении к Адаму и в Эдем. На самом же деле, эта богиня просто берёт то, чего пожелает. Позже греки заинтересовались, что будет с этой любовью, если пастух станет старым. Греческий поэт, Исидор Схоластик, живший в VI веке до нашей эры, написал стихотворение, в котором изображены постель богини и седой Эндимион, стыдящийся своей старости и укрывающийся холодными простынями. Красота его поблёкла, так из-за чего же божественная Селена может ещё проявить интерес к старику? Что он может предложить ей? Его поклонение и любовь к разлюбившей уже богине были бесполезны.

Существует ещё одна версия этого мифа, в которой Селена умоляет своего бывшего любовника, Зевса, Даровать Эндимиону вечную жизнь, чтобы они могли всегда любить друг друга. Однако, она забывает попросить для своего возлюбленного вечной молодости, а Зевс хотя и соглашается удовлетворить её просьбу, быть может, даже ревнуя к человеческому любовнику Селены, не желает в действительности помогать ей. Мимолётное увлечение? Почему бы и нет? В древние времена люди считали, что боги называют нас «однодневками», а ведь один день быстро проходит для тех, кто живёт вечно. К счастью, в случае Селены и Эндимиона такого не произошло. Ведь хотя древнегреческие авторы немного писали о Селене, они согласовывались в том, что любовь соединила богиню и смертного человека.

Также Селена известна и благодаря мифам Гигантомахии, в которых гиганты, сыновья Геи, атаковали Олимп. Они не были бессмертны, Но, чтобы они умерли, их должны были убивать и человек, и бог одновременно. Зевс запретил Гелиосу, Селене и Эос светить в то время, когда он лично спускался на землю за растением, которое Гея (богиня земли) вырастила для защиты своих детей, гигантов. Зевс сорвал растение и унёс его с собой, на Олимп. Когда же он призвал на помощь полубога Геракла, борьба с гигантами быстро была завершена. А Гея снова оплакивала судьбу своих сыновей, не подчинившихся порядку, установленному мужским богом.

В ту ночь я пришла, дабы познать её, великолепную серебряную богиню ведьм. Время полной луны было временем магии и ритуалов, когда заклинания обретают могущество благодаря лунной силе. В другую ночь я встретила её на Саббате. Саббаты и эсбаты в любую ночь свершаются под её руководством.

В книге Джеральда Гарднера «Ведовство сегодня» мы встречаем обряд, называющийся Котёл Перерождения и Танец Колеса или Йоля. Здесь котёл, очевидно, является одним из атрибутов богини. В течении ритуала участники совершают «Низведение Луны» и поют песни. Следующая является одной из них:

«Владычица Луны, Владычица Солнца,

Владычица Небес, Владычица Звёзд,

Владычица Вод, Владычица Земли,

Принеси нам Дитя Обетованное!

То великая мать привела его в мир…

Благословенная Великая Богиня,

Безначальная, бесконечная,

Неизменная в вечности.

ИО Эвоэ, Будь благословенна!»

[Gardner 2010, s.44]

(Перевод Алексея Осипова)

В Арадии- в Евангелие Ведьм Чарльза Годфри Лиланда мы читаем о языческом культе богини луны и бога света, Люцифера, её брата- солнца. Богиню же луны в нём называют Дианой, но Дианическая защита ведьм по-прежнему является функцией Селены. Связь же между Дианой и её светозарным Люцифером напоминает нам об отношениях между Селеной и её лучезарным братом, Гелиосом. Здесь, однако, Диана страстно желает своего брата и сына, он же гордиться своей красотой и восторгается собственным светом, избегая при этом сестру и мать.

Проходили эоны, а богиня по-прежнему желала Люцифера, стремясь соединить свою тьму с его светом, (те, кто мудр, стремятся к подобной Целостности, которой возможно достичь при помощи объединения мужского и женского, анимуса и анимы). В конечном итоге, Диана решает соблазнить Люцифера. Она изменяет свою форму, превращаясь в кошку-эльфа, чтобы всегда спать с братом. Лёжа с ним на постели, в ночи она принимает истинное обличие (этот номер был хорош с Эндимионом, но как к такому отнесётся Люцифер?!) Тьма соединилась со Светом, благодаря чему они и зачали Арадию- первую ведьму. Диана знала, как умиротворить Люцифера, бушевавшего от ярости после осознания того, что сотворила сестра и мать. Она поёт песни мощи, соблазняя его своими словами и успокаивая голосом. Она знает слова силы, подобно Изиде, воплощая с их помощью творческую силу- благодаря чему мужской гнев и отступает перед женской мудростью. Богиня понимает, что она создала новый мир, потому что союз анимы и анимуса чрезвычайно важен как для богов, так и для людей, ведь обрести равновесие и целостность возможно только через соединение противоположностей: Ян и Инь, света и тьмы.

Теперь вспомним о том, что любовная магия включает в себя, помимо прочего, и месть неверному любовнику, что определённо интересно в той же мере, в какой и опасно. Давайте же взглянем на трёх богинь, достаточно сильных, чтобы управлять подобной магией: Гекату (в подземном мире, хотя мы знаем, что она прибывает и в других сферах), Артемиду (на земле) и Селену (на небе). В искусстве Геката изображалась «в трёх ипостасях», но часто считалось, что существует только одна богиня, появляющаяся на земле как Артемида, на небе как Селена, а в подземном мире как Геката. Эта таинственная богиня, более древняя чем греческая культура, происходит, вполне возможно, ещё из времён матриархальных культов и поклонений. Возвращаясь же к любовной магии, давайте вспомним о Медее (трагической героини пьесы Еврипида). Преданная своим мужем, Ясоном, она решила отомстить ему и его новой жене.

В Медее мы читаем о то м, что главная героиня хочет сначала убить их, а потом совершить самоубийство. Для чего она и испрашивает помощи у Гекаты. Также она, посылая в ночь своё любовное заклятие, взывает к Селене, прося её о поддержке (по работам Феокрита). Она просит Селену, которую упоминает, называя её «безмолвной», ярко светить. Взывает она и к «подземной» Гекате, «ужасающей», при появлении которой, когда она ступает меж могил и по чёрной крови, даже звери дрожат. Подобные же действия совершала жрица, выполнявшая ритуал во дворце отчаявшейся Дидоны в Энеиде (здесь римский поэт называет Артемиду Дианой). Распустив волосы, жрица трижды сто раз призывает богов: Эреба, Хаоса и Гекату, которую называет «триликой»- упоминая также и Диану, называемою в поэме «девой». Артемида (римская Диана) говорит здесь от имени Гекаты и Селены (называемой «безмолвной богиней»).

Покровительствуют же эти три богини трём состояниям женственности. Являясь, подобно Лилит, богинями лунными, они даруют женщинам великую мощь, трансформируя и направляя их через красную фазу жертвования, чёрную- тёмной ночи души и белую- очищения, к свету гнозиса.

Селена, как мы уже увидели, является не только прекрасной богиней любви, но и покровительницей ведьм, вампиров и оборотней. Также Селена вскормила Немейского Льва, смертельно опасное чудовище, порождённое Ехидной и Орфом. Красота её многолика- «мрачна» и «сияюща»- что и делает её прекрасной.

Я люблю её имена и переливы. Я люблю Лилит во всех её аспектах- Лилит в обличии серебристой и мягкой, хотя и беспощадной Селены; Лилит, мерцающую во тьме и в пламени Гекаты; Лилит, охотящуюся в лесах Дианы; Лилит- Axis Mundi- ось, соединяющую небо и землю, и её сущность, воду, связывающую сознание с подсознанием и с высшим сознанием. Из света и тьмы каждую ночь входит в мою жизнь вечно существующая Богиня. Она любит, пожирает и рождает – прекрасная и ужасная в своей безграничной мудрости, она наделяет меня интуицией Жрицы, благодатностью Императрицы, тёмной красотой Дьявола и мощью Смерти, приводя к Воскрешению и Целостности. Я иду по пути Таро. Перемещаясь из одного туннеля Сета в другой, я представляю себя перерождающейся в каждой Клифе Древа Смерти. Иногда, когда она поднимает завесу, мне бывает страшно, но, в конце концов, я нахожу в себе мужество преодолеть порог между мирами, всегда с Ней! С Великой Матерью!

Мощь Великой Матери, проявляющаяся в Селене, была особенно заметна орфическим верующим. Они утверждали, что богиня луны являлась существом андрогинным, целостным и содержащим всё в себе. А боги и богини, имевшие как мужские, так и женские качества, считались ими совершенными. По словам Гермеса Трисмегиста, бог или богиня также является андрогином.

Давайте же закончим эту статью словами Луция, сказанными о ней, теми, которые начинали её: «первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь… Единую владычицу чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная». На этом всё!