Статья

Профанация Гекаты: Богиня Дева, Мать и Старуха

Сорита Дэ’Эсте,

Профанация Гекаты: Богиня Дева, Мать и Старуха

Написано для Adamantine Muse, на Pagan Patheos, 2016

«Я прихожу, дева различных форм, блуждая по небу, с лицом тельца, трёхголовая,  безжалостная, с золотыми стрелами; непорочная Феба, несущая свет смертным, Илития; несущая три  synthemata [священные знаки] тройной природы. В Эфире я появляюсь в огненных формах, и в воздухе я сижу в серебряной колеснице»

Халдейские Оракулы

В данной статье я обращусь к статьям и книгам, которые я написала в прошлом, а также лекционных заметкам, попытаюсь прояснить некоторые ключевые вопросы с присвоением титула «Старуха» тройственной богине Гекате. Может быть, профанация – это сильное слово, но когда последователи, посвятившие множество лет своей жизни исследованию и работе с Её Мистериями, сталкиваются с концепциями Гекаты, изображаемым как нечто меньшее, чем абсолютное, их реакция оказывается шоковой. Поэтому я думаю, что это уместно.

Речь не только о рассмотрении Гекаты в качестве Старухи, но Старухи как части конструкции Девы, Матери и Старухи, с другими богинями в роли Девы и Матери. Также стоит учесть, что искажение или описание богов как нечто меньшее, нежели безупречное, зачастую было техникой, используемое побеждавшей религией, чтобы умалить и опозорить более старые и более утвердившиеся религии для получения контроля над ними.

Что такое Дева, Мать и Старуха?

Во всем этом, божественная женственность считается особенной, с множественными различными формами – т.е. «все богини – это одна Богиня». Далее, это предполагает, что эта Богиня имеет три лика, или фазы жизни – это Дева, Мать и Старуха (ДМС). В таком случае, каждой фазе заданы атрибуты и использованы не только отсылки к фазам Богини, но также жизни всех женщин. Это может быть мощным архетипом для исследования в ритуале, особенно при исполнении ритуалов перехода для женщин, особенно тех, что связаны с менархе, браком, родами и менопаузой. Но может быть ограничительным для женщин, которые по тем или иным причинам, не имеют выбора во время переживания этих фаз жизни в аккуратной и прогнозируемой манере. Например, женщинам, которые бесплодны и не способны удовлетворить своё желание иметь ребёнка; девушки, у которых девичество было отнято силой, и т.д.

Джейн Эллен Харрисон (Jane Ellen Harrison)

Один из предполагаемых создателей идеи ДМС – это Кембриджский классик Джейн Эллен Харрисон. Её работа «Пролегомены к исследованию греческой религии» (1903) зачастую цитируется в качестве первого примера Девы, Матери и Другой (неназванной) богини. Однако изучение данной книги даёт понять, что её работа не всегда прочитывается в правильном контексте, поскольку она делает очень чёткое различие между Девой и Матерью с одной стороны, и тройственной Девой с другой. Это непосредственно утверждается Харрисон, когда она отмечает:

«Как только тройная форма установилась, можно заметить, что в Греческой Мифологии три фигуры всегда рассматриваются как девичьи Богини, не как матери. Они, возможно, доросли до Матери и Горничной, но мать отпадает предельно далеко»

 Харрисон продолжает давать некоторые примеры тройной Девы, не упоминая Гекаты, но акцентируя возникновение феномена, отмечая, что «Милосердие, Moirae [Судьба], Horae – все они по существу девы».

Роберт Грейвс

Кто бы не предложил идею ДМС в начале двадцатого столетия, бесспорно то, что идея обрела популярность через Роберта Грейвса, благодаря его работам, особенно «Белая Богиня» (1948). Грейвс увековечил эту тему в своих последующих трудах, чередуя матерь и нимфу. Например, в Греческих мифах (1957.1:12) он замечает:

«Три лунные фазы – новая, полная и старая, обратно призывают три фаза матриархата – деву, нимфу (достигшую брачного возраста женщину) и старуху»

 Сегодня Геката чаще всего приравнивается к аспекту старухи этого архетипического тройного образа, но данная идея Гекаты как богини старухи была бы совершенно чужда людям из Древней Греции и другим лицам, кто чествовал там до 20 века. Единственное возможное объяснение сегодняшней продолжающейся взаимосвязи: тёмные, страшные аспекты Гекаты были приравнены к мудрости пожилого возраста. Но если подумать об этом, то это довольно нелепо. Мудрость и знания, безусловно, приходят со старостью, но мудрость не делает вас угрюмее и страшнее.  Теоретически, она сделать вас более просвещённым, интересным и, как это именно говорится, благоразумнее.

Алистер Кроули

Геката-«старуха» продолжает быть популярной идеей среди некоторых традиций современного Язычества, даже при том, что это противоречит многим сотням лет противоположного свидетельства. Первое упоминание, обнаруженное мной, специфически описанное и приспособленное к архетипу старухи, содержится в работах небесспорного и оккультного писателя Алистера Кроули.

В своём романе «Лунное дитя», написанном в 1917 году и опубликованным в 1929 году, Кроули заявляет о тройной лунной богине: «И, в-третьих, это Геката, сущность уже совершенно адская, скрытная, страшная и коварная, Царица Смерти и злой ведьминской силы … Старуха-Геката, утратившая все женские надежды, с душой, полной черной ненависти и зависти к более счастливым смертным».

Геката также фигурирует в других работах Кроули. Десятью годами ранее Кроули намекнул на данное восприятие Гекаты в своей поэме «Орфей», опубликованной в третьем томе его «Collected Works» (1907). Он описал начало призвания Гекаты:

О, тьма троякая! О, мрачное величье!

О ты, луна, сокрытая от смертных!

О, грозная охотница! О, демон,

Царящий над утратившими царство!

(Цитируется по Алистер Кроули, «Книга Тота» / Пер. с англ. А.Блейз.)

Позднее замечание в той же самой части предполагает, что он видел её в качестве подобной старухе фигуры. Он комментирует: «Геката, затянутая в сияющее покрывало, предельно хрупкая»; поскольку хрупкость обыкновенно связана с физическим возрастом.

Полностью противоположно, в древнем мире Геката описывается как богиня Дева, юная и красивая женская фигура, иногда изображающаяся в единичной форме, а иногда - в более поздней тройной форме. Там, где изображения сохраняют тройную форму, Богиня изображается в качестве трёх идентичных женщин одинакового возраста, стоящими спиной к спине и удерживающими различные инструменты, символизирующие связанные с Гекатой мистерии. Инструменты обычно включают факелы, а также кинжалы, ключи, шнуры и другие элементы.

Геката – это богиня, которая тысячи лет была связана с магией, в этом качестве она способна проявляться во многих формах. Исторически она появляется с одним телом, или двумя, тремя, четырьмя телами, или головами, человеческими и иногда животных. В теории, все древние боги стары – они давние, но поскольку они бессмертны, возраст неважен, так же как и в случае людей.  Хотя, может быть, приятно думать, что божества впишутся в наши изящные человеческие модели, в реальности это просто не работает, когда вы начинаете копать под поверхностью, даже незначительно. Навязывание ограничивающей конструкции, на древнюю и многогранную Богиню, такую как Гекату, на мой взгляд, неполезно. Это приводит к путанице, поскольку путь, которым эта богиня рассматривается исторически, и роли, удерживаемые ею в различных мистериальных культах, не совместимы с атрибутами, заданными Старухе в конструкции ДМС.

Однако если кто-либо настаивает на ввязывании Гекаты в эту конструкцию, ей было бы более уместно быть закреплённой за ролью девы, и, возможно, матери, вместо того чтобы быть старухой. Я понимаю, что эта идея будет очень чужда её священству и почитателям до 20 века, но если Геката рассматривается внутри триады Богинь, прославляемых в Элевсинских мистериях, эти атрибуции становятся ясными – Геката как дева, Персефона как невеста/мать, а Деметра как старуха. Современные писатели чаще всего приравнивают Персефону к роли девы, Деметру к роли матери, а Гекату к старухе. В случае Деметры и Персефоны по хорошим и очевидным причинам. Персефона отправляется в путь, будучи девой, Корой; а имя Деметры буквально переводится как Святая Мать. Нет никакой очевидной причины помещения Гекаты на роль Старухи, она – спутница Персефоны в её ежегодном путешествии, она помогает Деметре знанием, и она изображается и описывается как юная женщина, несущая факелы. Но модель ДМС также ограничивающая и для Персефоны с Деметрой. Персефона – это супруга Аида. Она - богиня, которая эффективно приносит плодородие на землю, когда возвращается к своей матери, и  всё это материнские качества. Деметра же, богиня зерна, чья ежегодная скорбь по потере своей дочери приносит зиму и, вместе с этим, бесплодность Земли, представляет качество старухи.

Хотя это может работать как путь рассмотрения жизни женщины, конструкция ДМС явственно представляет проблемы, когда пытается делать сравнение с историческими богинями, особенно когда Геката включается внутрь триады. Однако, наоборот, с богиней столь многогранной как Геката, также совершенно очевидно, что она будет способна посылать духов к тем, кто взывает к ней сегодня, в тех формах, в которых они могут быть распознаны и подсоединены – и, возможно, для некоторых людей это может  принять форму Старухи.

  Для меня Геката выходит за пределы фигуры и формы, и как богиня, лично я не понимаю, почему возраст должен быть важным. Если мы хотим быть буквальными, она очень старая. На самом деле, она древняя! Мы знаем, что она существовала возле людей, по крайней мере, 2800 лет назад, и, вероятно, задолго до этого. Как бы женщина-человек выглядела в этом возрасте? Тела и кости её древних подвижников теперь не более чем пыль, и, в свою очередь, мы будем тем же самым – обратно поглощёнными телом Природы. С этой мыслью, я оставляю вас с цитатой из Халдейских оракулов:

«Не смотрите на Природу, ибо имя её смертоносно»

– Proc. in P1at. Th., 143. Z.

Дополнительное чтение:

Сорита д’Эсте, Дэвид Рэнкин, "Геката: пограничные обряды"

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

оккультизм

Читайте также

похожие материалы

  class="castalia castalia-beige"