06.01.2010
0

Поделиться

Инициация и смерть

Томми Вестланд

Инициация и смерть

in1

Что такоеинициация на самом деле? Раньше я использовал термины вроде «перерождение» и«новое начинание» в самых разных вариантах, и хотя я по-прежнему считаю ихверными, более важными стали иные аспекты. Прежде всего, то, что инициацияпредставляет собой глубокую смерть, и драматическую, и физическую –алхимическое состояние нигредо,которое с необходимостью предшествует грядущему процессу перерождения. КакФеникс, мы должны пасть и сжечь наши элементы в прах, чтобы затем восстать какадепты магического пути. В алхимических терминах мы должны найти нашу prima materia иследовать обманчиво простому принципу V.I.T.R.I.O.L и Solve et Coagula. Для большинства людей умереть, однако, не просто,потому что против этого восстает все чувство бытия. Надеюсь, что моя статьяпоможет тем, кто еще не прошел через процесс смерти, но движутся в этомнаправлении.

Далее, ядумаю, что существуют слишком большие пробелы в описании смерти и того, что онаможет значить и как переживаться кандидатом, особенно в популярной оккультнойлитературе последнего столетия. Упор делается на «Свет» и то, что происходит дои после, но эта односторонность и отрицание процесса смерти делают ее лишь ещеболее бессознательной, и потому более пугающей. Очень часто это всплывает какбессознательное, инстинктивное отвержение традиции, системы или Ордена, вкоторых идет работа. Часто кандидат решает прекратить процесс и работу.Надеюсь, что нижеизложенное вдохновит его и укрепит, показав, что темная ночь –возможно, самый важный признак того, что процесс на самом деле идет именнотогда, когда вы этого менее всего ожидаете.

Циклические принципы IAO

С учетом того,что действующий процесс инициации имеет много разных фаз, которые я в другихстатьях назвал принципами IAO,и которые включают в себя «смерть» и «перерождение», может показаться странным,что я придаю такое большое значение именно концепции смерти. Однако, я считаю,что смерть – основной аспект, к которому стремится процесс инициации и ккоторому он разными путями готовит кандидата. Пережитая смерть – конечныйпродукт и проход на следующий уровень серии переживаний малых смертей иперерождений, так называемых циклов IAO.

Каждый можетувидеть эти процессы разделенными на три фазы, которые называют принципами IAO. Когда нечто инициируетсяили начинается, человека переполняют соучастие, сила, интерес и желание.Человеку свойственно проецировать на работу, традицию и Орден только позитивныеаспекты. Эта фаза символизируется богиней Исидой, могущественной матерью, ижизненность буквально бурлит и кипит. Это сходно с состоянием влюбленности.

Рано илипоздно эта фаза проходит, и наступает ее противоположность. Все, что раньшеказалось значимым, стимулирующим и результативным теперь видится пустым,бессмысленным и неинтересным. Позитивная проекция заменяется негативной,которая может направляться и на Орден, и на традицию в целом и/или на Иерофантаи других авторитетов храма. Эта фаза символизируется богом-разрушителемАпофисом, и иногда называется ТемнойНочью Души.. Однако важно помнить и напоминать самому себе, что это лишьчасть инициатического процесса. Важно отметить, что есть разница между фазамиАпофиса, которые повторяются циклически, и темной ночью души. Последняя будетболее подробно описана далее.

Во время фазыАпофиса свойственно испытывать напряжение на физическом, умственном,эмоциональном и духовном планах. Внутренний «поток» ограничен или прегражден.Медитации и ритуалы больше не дают привычных результатов, а даже если естьприятные результаты, они не вызывают желания продолжать работу. Частопоявляется желание спать; опять-таки на самых разных планах. Даже если человек«знает», что нужно сделать, чтобы все изменить, он не находит сил, чтобы начатьили продолжать работу.

На этой стадииконфронтации и примирения с самостью, под-, над- и сознательными проекциями иконцепциями может открыться путь к третьей фазе, символизируемой умершим ивоскресшим богом Осирисом. Проход этот может переживаться как процесс смерти иперерождения, освобождающий и парадоксальным образом жизнеутверждающий. Есличеловек оказывается способен создать личный синтез, он освобождает себя покрайней мере от некоторых «заблуждений» и «самообманов» и получает возможностьвидеть процессы, людей и архетипы в ином свете и контексте. Воспринимаетсяновый подход к прежним проблемам; в свете Осириса они могут оказаться и непроблемами вовсе. Происходит нечто вроде трансценденции, которая оказываетсяеще одним шагом вверх (или вниз) по спирали и связывает эту фазу с последующейфазой Исиды. Это хорошо иллюстрирует дзенский коан: сначала адепт видит дерево(фаза Исиды), затем дерева больше не видно, потому что знание о реальностииллюзии слилось с сознанием (фаза Апофиса), и, наконец, дерево сноваоказывается деревом, когда достигается более глубокое понимание реальности иличных заблуждений (фаза Осириса).

Ключевымисловами в прохождении этих трех фаз в частности и оккультного пути в целомявляются терпение и стойкость. Часто я находил, что легче перенести внимание надругую систему или традиции, таким образом, временно «забыв» вещи, которые язнал о настоящей системе. Когда те же концепции описываются иной символическойсистемой, на личную ситуацию может пролиться новый свет, а это можетинициировать фазу Осириса.

Простоеделение на три части может быть применено, разумеется, далеко за рамкамиоккультизма. Отличительной чертой этих процессов является то, что они –настоящие и живые процессы, всегда циклически повторяющиеся, то есть они незаканчиваются после первого достижения фазы Осириса.

На оккультномпути эти циклы достигают пиковой точки во встрече со Стражем Порога. Страж этот в некотором роде воплощает все страхи,опасения и подавленные процессы, которые не принимались и не рассматривались, иявляется преградой между человеком и его Святым Ангелом-Хранителем. Именноздесь происходит подлинная смерть, то, что египтяне называли «смерть прижизни». Она значительно отличается от предыдущих фаз смерти, и по силе, и позначению. Я вернусь к этой теме чуть позже.

Несколько жизней за несколько лет

Можно ли вдвух словах описать, что достигается посредством инициации? Можно сказать, чтоинициация сжимает опыт длиною в жизнь, скажем, в одно десятилетие, а нескольковоплощений во всего одну жизнь. Самое важное здесь заключается в том, чтокандидат переживает процессы, субъективные и объективные, которые ведут запределы обычного причинного знания и пониманияв том, что нь. (можно прочитать и понять информациюрациональным образом, но полностью переживается и оставляет впечатление онатолько когда знание трансформируется в мудрость понимания) к глубокомупониманию, что автоматически означает трансформацию личности.

С этой точкизрения будет инфантильно считать, что это путешествие разворачивается самособой и является легким и приятным. Оно включает, и должно включать, каквдохновляющие переживания и приятные моменты «просветления», так и боль искорбь, и именно благодаря последним мы растем как индивидуумы и постепенно восходимкак адепты с силой и верой, которые дают нам первые стадии.

Отбросить – не то же самое, что сдаться

Внезависимости от традиции или символической системы, которые обуславливаютпроцесс инициации, все слои сознания кандидата поражаются одновременно. Этопроисходит благодаря символизму, используемому обществом и традицией, которые,таким образом, помогают и вызывают те переживания и изменения, которые должныпроизойти. Символизм служит, во-первых, для обращения к рациональному иинтуитивному разуму и действует как приманка для настоящей и будущей работы, аво-вторых, в долговременной перспективе, как основание в бессознательном, скоторого человек сможет восстать, когда начнется фаза смерти. Это можносравнить с процессом, который часто представляют как пересечение бездны (переход без пути от Хесед к Бинена Древе Жизни, через завесу Исиды). Испытание, которое следует пройти,заключается в том, чтобы отбросить все, чему пришлось научиться в этомпутешествии ради более глубокого постижения того же самого. Иными словами,можно описать это как понимание того, что пережитое ранее и принятое за картуреальности (или даже принятое за реальность)в лучшем случае лишь карта карты реальности. Чтобы продолжать развитие,необходимо осознать форму или лабиринт, которые использовались для того, чтобыдобраться сюда, а потом отбросить их. Чем больше эта форма значила, тем,соответственно, труднее это сделать.

Вызов здесь втом, чтобы отбросить то, что считалось реальным, ради чего-то более глубокогоили истинного в самом себе, не отказавшись при этом от процесса. Как много тех,кто на этих стадиях утратил веру в собственный путь, и в результате чувствовал,что все испытанное, пережитое и пройденное было не более чем бессмысленнымзаблуждением! Продолжение работы может казаться самообманом, и рациональноерешение заключается в том, чтобы оставить процесс, сменить точку зрения исконцентрироваться на других областях жизни. И именно сейчас крайне важностановится вспомнить о мудрости и символизме, однажды принятых, где-то глубоковнутри, и понять, как их можно применить для этого личного процесса, который,вне зависимости от того, что человеку кажется, ни в коем случае не остановился.

Ангелы-хранители и демоны

Одно измистических переживаний Малкут (низшая сфира на Древе Жизни) – это видениеСвятого Ангела-Хранителя. Видение это приходит рано, в самом начале работы, икроме прочего является источником вдохновения и путеводной звездой. Не впоследнюю очередь это указывает, что человек на правильном пути. По моемуопыту, есть и другая, отрицаемая сторона этого опыта, а именно видение своейтени или демона. Тогда как первое обычно переживается сознательно (впсихологических терминах это можно сравнить с первым контактом междусознательным «я» и Высшим Я), второе происходит на бессознательном уровне(контакт/конфликт «я» с тенью). Некоторых этот опыт так пугает, что онинемедленно дистанцируются от той работы, которая к этому привела. Для многихдругих сознательное и позитивное переживание ангела-хранителя оказываетсясильнее и важнее, и потому их работа продолжается дольше.

Когда приходяттакие видения, сознательные или бессознательные, кандидат стремитсяспроецировать этот опыт на окружение. Позитивные переживания, таким образом,проецируются на традицию в целом или на отдельных авторитетов (например,храмового Иерофанта). Негативные переживания проецируются наружу, или на другиетрадиции или общества, или же на членов и друзей, которых человек считаетслепыми или невежественными по каким-то причинам. Так человек укрепляет себя, создаваявнешнего врага, и общее у этих врагов то, что они не следуют «истинным» или«правильным» путем, не подчиняются благому богу, не имеют устойчивой морали ит.д. Эти тенденции легко наблюдать во всем мире, но они особенно распространенысреди тех, кто движется к самосознанию. В оккультном мире эти «черные» и«белые» общества испокон веков создавали такие проекции друг на друга. Группаили традиция, к которой принадлежит человек, «всегда» считается той, котораяпо-настоящему понимает происходящее и связана с подлинной силой и мудростью(вне зависимости от того, идут ли они от Бога или Сатаны, сознания илибессознательного, света или тьмы и т.д.), тогда как другая сторона ослепленатьмой и безнадежно потеряна.

Эти «темные»или «черные» группы стремятся сместить символизм и фокус всей силы сознания натень или демона, тогда как видение ангела-хранителя подавляется на уровеньбессознательного. В этом случае правит бессознательное.

Чем болеечеловек старается установить сознательный и ясный контакт с одной из этих противоположностей,тем неизбежнее приближение встречи с другой. Эта встреча возносит все выше поциклам IAO, и рано илипоздно разрешается в «темной ночи души» и встрече со Стражем Порога, а следомза этой стадией следует достижение Тифарет или Солнечного сознания. Вклассической операции Абрамелина, когда практик стремится достичь полногоконтакта и собеседования со своим святым ангелом-хранителем в течение шестимесяцев, за этим приятным контактом следует период одиночества и пробуждениятемных сил внутри и вне его для встречи, принятия и интеграция этой «обратнойстороны монеты». Как и в профанном мире, даже сильный оккультный светотбрасывает огромную тень.

Темная ночь души

Чем чащепереживаются принципы IAO,тем ближе человек к неизбежному и пугающему состоянию, называемому Темная НочьДуши. Во время фазы Апофиса каждый может составить впечатление, каково это, норазница между ними столь велика, что трудно даже поверить, что это частьпроцесса. Ночь эта переживается как вакуум, в котором все, буквально все, казавшееся столь значимым ещевчера, стало бессмысленным. Нет никакого света, ничто не привлекает, ничто неинтересует и ничто ничего не значит. Умереть так же бессмысленно, как жить(жизнь – это не самое подходящее определение в этом случае), и чем дольшепродолжается ночь, тем более человек убежден, что это положение никогда неизменится. Это все равно что быть зомби, который механически пытаетсяобустроить некоторые аспекты своей жизни, но страх в нем заменил желание иволю. В психологических терминах это можно сравнить с переворотом пирамидыпотребность Маслоу, и там, где раньше вы трудились над самоактуализацией,теперь обнаруживаете себя работающим с базовыми психологическими нуждами.

Разница междуэтим состоянием и фазой Апофиса в степени, в которой затронут мир вокруг. Это,таким образом, процесс не только субъективный (который может быть объяснен иотброшен), но и объективный. Он может проявляться в том, что человека грабят,избивают, он теряет работу или жилье, попадает в физическое происшествие (автомобильнаяавария, падение и т.д.), заболевает, или у него разрываются важные отношения,часто враждебно и с тяжелыми эмоциями. Чем сильнее человек стремится избавитьсяот этого состояния (при помощи воображаемых интересов, наркотиков, путешествияи т.д.), тем сильнее чувство бессмысленности, которое давит изнутри, покабессмысленным не станет само бегство, и человек не остановится. Ибо это битва,которую не выиграть при помощи бегства или насилия, как бы они ни проявлялись,потому что по обе стороны фронта сам человек.

Искушениеиспользовать различные формы насилия не следует недооценивать, потому что, вконце концов, человек будет готов на все, чтобы остановить давление, котороеего уничтожает. Вещи, о которых в «нормальных» условиях он бы не подумал, вэтих условиях кажутся не только разумными, но и садистски вдохновляющими.Процесс, спроецированный на окружение, ранит настолько сильно, что не даетпонять – именно усилия по познанию себя, мира и реальности (или какой бы мотивто ни был) привели к этому кризису.

Все, чегохочется во время пребывания в ночи – это изменить пустоту внутри и вне себятак, чтобы вернуть обратно сущее в свою жизнь. Проблема, однако, в том, чтоуспех в этом предприятии будет бегством, потому что целью является познаниеэтой пустоты и ее кристаллизация. Как только это будет достигнуто, станетвозможным медленный подъем без бегства от себя самого и без падения обратно вводоворот.

Этакристаллизация должна быть проведена совершенно самостоятельно, хотя всесущество человека кричит о помощи извне. Символическое описание поможет понятьсуть этого процесса. По своему собственному опыту я могу описать себя будтоподнимающимся на высокий холм, открытый всем ветрам, которые пытаются сдутьменя с холма. Все мои силы уходили на то, чтобы удержаться на его склоне, и ядаже не думал о том, движусь ли я вперед или назад. В те моменты, когда ветерпревращался в ураган, я думал только о том, чтобы найти успокоение в близкомдруге, который не даст мне сорваться в пропасть, чтобы получить отдых от тоговнешнего и внутреннего давления, которое разрушало все мое существо. Однакокаждая попытка удержать кого-то вблизи себя, чтобы не остаться одному,приводила к тому, что в последствии я оказывался предоставлен воле еще болеесильного шторма и чувствовал себя еще более одиноким. Я осознавал, насколькомое состояние пугает людей вокруг, и помощь, которую они пытались мне оказать,разрушала меня еще сильнее. После многих скорбей и страдания я неожиданнопонял, что не могу переложить ответственность на кого-то, кроме себя, что залюбой такой попыткой стоит желание бегства от самого себя, что я должен пройтичерез все это сам. Возвращаясь к визуальному символизму, я понял разницу междуподдержкой и цеплянием за окружающих, и если первое было эскапизмом, последнеепомогало мне, когда ветер крепчал. Таким образом, я переместил фокус сокружающих на мою внутреннюю суть и пугающую пустоту, которая наполняла ее. Такможно постичь ее и мало-помалу кристаллизовать.

Страж Порога

Однако, чтобыдостичь такой стадии процесса, нужно вынести встречу со Стражем Порога. Этивстречи, которых будет несколько, могут иногда инициировать темную ночь, аиногда останавливают продолжающееся падение и предоставляют некоторую почву подногами. Страж этот воплощает все страхи, опасения и подавленные процессы,которые человек не хочет или не может признавать и принимать, и встреча этабудет одновременно пугающей и неожиданной. Как и темная ночь души, страж можетворваться в объективное окружение, то есть здесь снова преступаются границысубъективности. Поскольку страж – индивидуальное творение (что служит ключом кего преодолению), каждый отдельный страж и форма, которую он принимает, а такжевстреча с ним, абсолютно уникальны. Например, лично я был поражен, насколькообъективную и реальную форму он принял, а также тому, какую роль он играл втрадиции, которой я следовал много лет. Я, однако, считаю, что детальныеописания встречи с ним бесполезны, потому что есть риск, что читатель создастсебе образ, который примет за стража и тем ограничит собственный опыт. Когдавстреча действительно случается, она, вообще говоря, не оставляет никакихсомнений по поводу того, что происходит, потому что она пугает настолько, чтозаставляет повернуться спиной ко всей работе.

Встреча состражем обычно происходит в течение периода от трех до девяти-восемнадцатимесяцев (опять-таки, это зависит от индивидуального поведения и предпочтений).В течение этого периода человек находится в состоянии темной ночи, котораяпостепенно наполняется проблесками света и надежды, сначала слабыми, затем всеболее сильными, что указывает на приближение Золотой Зари. Параллельно состолкновениями со стражем человек переживает учащающиеся контакты со СвятымАнгелом-Хранителем (высшим Я и т.д.), и буквально чувствует себя находящимсямежду светом и тьмой, между надеждой и отчаянием. Много раз человеку будетказаться, что он прошел сквозь ночь, и началась заря, но затем снова нахлынетеще более темная ночь.

Эту фазу можнонемного облегчить изоляцией от внешнего мира. Это, несомненно, тяжелое итрудное время, и если наряду с этим на человеке еще будут висеть социальныеобязательства вроде работы, учебы или содержания семьи, давление нагерметический сосуд, в котором протекает процесс, может быть настолько велико,что он буквально лопнет. Наше общество, разумеется, не облегчает это положение,и потому большим преимуществом будет возможность оградить разгоняющийся процессот давления общества. Однако, следует отметить, что интенсивность процесса невсегда одинакова; за жаркими периодами следуют периоды восстановления, преждечем давление на сосуд вновь возрастет. Далее, в случае слишком сильнойинтенсивности и жара во время встречи в частности и всей ночи в целом, естьриск буквально сгореть. Опять-таки очень важно уделять внимание и телу, и душе,и приводить внешние обстоятельства в соответствие внутреннему процессу.

Если человекне выдержит встречи со стражем, он, в лучшем случае, вынужден будет начать всес самого начала. В тех случаях, когда это невозможно, оставшаяся жизнь будетбегством от самого себя, во время которого внутренние процессы будут постояннопроецироваться наружу. Это состояние без преувеличения можно описать какпребывание в рабстве у тени.

Золотая Заря

В темной ночидуши все пережитое, все, во что человек верил, переоценивается; отношения,место в мире, все – от незначительного до важнейшего. Вся личная работа, такимобразом, вела к уничтожению масок и иллюзий относительно себя и всего вокруг.Вслед за этим предстоит выстроить себя заново как личность, пережившую смертьпри жизни и возродившуюся. Поворотная точка достигается, когда установленцентр, и потому очень важно найти и установить центр своего мира как мировуюось, axis mundi. Сэтого момента начинается реконструкция и восстановление мира. Кандидат посетилнедра Земли и очищением получил Грааль, который возвращен миру.

Первымпризнаком того, что ночь близится к концу, является то, что кандидатосмеливается взглянуть вперед. Познание частей себя, о которых раньше иподумать было нельзя, этот свет сознания позволяет увидеть свет в концетуннеля, и это укрепляет уверенность в себе. Тонкость задачи теперь состоит втом, чтобы создать себя заново и (желательно) не повторять тех шаблонов,которые были обнаружены в течение темной ночи. Возвращаясь к иерархии потребностейМаслоу, человек за шаг за шагом выстраивает основание своего целостного бытия,основание, на котором будет базироваться и с которого начнется вся дальнейшаяработа. Поскольку многие вещи были переоценены в течение ночи, теперь следуетпроявить их в своей жизни. Разными путями можно соединить крайние точки,которые приняли форму духа и материи, сражаясь на разных уровнях сознания, и наосновании этой мудрости, идущей из глубокого, интуитивного понимания, начатьработу по одухотворению тела и материализации духа. Так работа подходитк стадии создания Камня Мудрых и достижения Истинной Мудрости, Summum Bonum.

Перевод Sedric