07.12.2009
0

Поделиться

Юнгианство и эзотеризм

Юнгианство и эзотеризм

Перспективыинтеграции научного и эзотерического дискурса.

(доклад в состоит извступления и двух частей Первая часть –определение эзотерического. Вторая часть – перспектива научного осмыслениеэзотеризма в контексте Аналитической психологии Юнга.

Об определении эзотерического

Для меняочевидно, что каждому из присутствующих известно, что дословный перевод слова«эзотерический» означает «тайный», и прилагательное «оккультный» является вэтом отношении полностью синонимом.

Но что значиттайный? Любое знание есть тайна для не посвященного в него и не является тайнойдля посвященного. Код вашего замка на банковском сейфе является тайной для всехкроме вас, и тем не менее это ни в коем случае не относит оное знание к знаниям«ззотерический».

С другойстороны, совершенно очевидно, что абсолютное большинство школ называющих себяэзотерическими решительно не имеют тайн которые были бы недоступны изучению.Книги Блаватской или Элиафаса Леви выходили и выходят тысячными тиражами и ихсодержание уже давно не является тайной. Даже масонские ритуалы, за разглашениекоторых посвященным обещались страшные проклятия давно публикуются в книгах, ас появления интернета вопрос их нахождения давно перестал быть проблемой.

Даже при том,что отдельные эзотерические ключи и формулы (как например Тайны высокихпосвящений ОТО или Сокровенные Тантры Дзогчена) и сохраняются в тайне, их общийпроцент от массива эзотерической, и при этом абсолютно доступной информациибудет не более одной десятитысячной.

Мне могутвозразить, что подобная ситуация сложилась только в последние плюс-минус столет, тогда как раньше соблюдение тайны было гораздо более строгим, и являлосьреальным критерием эзотерического знания. Это достаточно веское обоснование, ноздесь есть два важных но – во первых, в старину в тайне хранились не толькоэзотерические в современном смысле знания, но и скажем тайны ремесла. Например,доподлинно известно, что масонство выросло из оперативного каменьщичества,строгость сохранения тайн которого было продиктовано простым коммерческимрасчетом. Чтобы вы могли оценить красоту парадоксальной судьбы масонствапопробуйте представить, что к примеру лет через тысячу, наиболее популярноеэзотерическое общество человечества будет основывать свои символы на современныхнам компьютерных корпорациях и их коммерческих тайнах.

И тем неменее, не смотря на такие парадоксы, сама наша способность к их распознаваниюговорит в пользу того что мы все имеем приблизительно одно представление обэзотерическом. Очевидно, что и раньше и сейчас, эзотеризм говорил о тайне накоторую возможно указать, но которую невозможно раскрыть. Так или иначе,центральной идеей любой эзотерической системы, является идея трансформациииндивидуального Я, в нечто превосходящее обычный человеческий уровень.

Разница междупростой тайной и тайной эзотерической именно в том, что узнав простую тайну,будь то скажем мой код в банковском сейфе, или данные о секретныхправительственных операциях, вы в любом случае будете полноправным владельцемтайны, которую вы можете использовать по своему усмотрению. Однако если каждыйиз нас прямо сейчас получили бы текст сокровеннейших и наисекретнейших тантрТибета, это решительно ничего бы не дало. Мы увидели бы сочетания букв, проанализировалиих, уже известными каждому из нас (у каждого свои) методами, но качественногопостижения тайны не произошло бы. Хорошо если для наиболее открытых, сам фактобладания великой тайной, был бы столь вдохновляющ, что подтолкнул бы некоторыедуховные переживания, которые вполне возможно и не связаны с этим текстом.Чтобы реально постичь эзотерическую тайну нужно во первых находиться в даннойсистеме координат достаточно давно, а во вторых принадлежать к человеку особоготипа.

Представленияо трех типах людей способных к разным уровням постижения на удивление живуче, идаже если вы не соглашаетесь с ним, то должны признать что оно несомненноотносится к архитепическим констелляциям. Так например, в эзотерическомгностицизме первых веков христианской эры, было принято разделение людей на тритипа – гилеки, психики и пневматики. И если первые вообще не способны кпониманию эзотерического, а последние уже приходят с этим знанием, то в том чтокасается третьего типа все наиболее сложно. Он ценой огромных душевных усилийможет подняться до пневматика, черпая откровения «через посредника», а можетдеградировать до гилека и «потерять душу».

Очень похожаясхема встречается в тибетском буддизме, где говорится о том, что три типа людейнадо учить на трех разных уровнях – Тело, речь (энергия) и Ум (кактрансцендентный логос) или Нирманакайя, самбхогокайя и дхармакайя. Такжетриадическая структура встречается и у индусов – Пашу, Вира и Дивья.

Здесь надоособенно подчеркнуть, что это «неравенство познания», совершенно неподразумевает социального неравенства. Социальная иерархия традиционно нетриадична а четверична (например индийская кастовая система и более мягкаясредневековая структура общества). Эти две системы абсолютно не связаны – Дивьяили Пневматик может с равной степенью вероятности проявиться в любой касте илилюбом социальном слое, как к сожалению и гилек (иначе не происходили бырегулярные деградации касты «жрецов»). Поэтому любая попытка привязать«неравенство познания» и «неравенство социальное» является катастрофическимсмешением уровней, чреватом множеством неприятностей.

Разницу междутремя типами, пожалуй лучше всего сформулировал в своем хорошо известномафоризме Фридрих Ницше «Низшие презирают возвышенное, средние влюблены ввозвышенное, высшие живут в возвышенном».

Следует сказать,что одни имеют врожденную способность к эзотерическому мышлению, тогда какдругие обретают его в результате серьезной и тяжелой личностной трансформации.Именно в этом и состоит цель духовной практики, которая может варьироваться отпростого чтения священных и символических текстов, до нескольких часовйогической практики в день, хотя как показывает опыт, усилие не определяет нолишь помогает достичь определенных состояний, тогда как реально определяющимфактором, является иррациональный принцип, который в эзотеризме называетсяблагодатью.

Здесь жекроется одна из самых главных трудностей на пути интеграции научного иэзотерического дискурса. Наука требует повторяемого результата, который можетбыть зафиксирован. Однако тайное знание, которое останется тайным даже если егопрокричать по всем центральным каналам (что впрочем еще больше скроет его подмаской банальности) не может быть измерено ни сантиметром ни счетчиком гейгера.Оно – «вещь в себе», открытое лишь тем кто по настоящему принадлежит ему.

Однако еслисуть эзотерического, сокровенная тайна трансформации, останется сокрытой влюбом случае, то его «энергии», «проявления», «эпифеномены», вполне могут бытьисследованы и проанализированы. Это актуально особенно сейчас, когда сама наукавступила в пространство неопределенности, пограничной области где начинаютдействовать воистину эзотерические парадоксы.

В настоящеевремя мы имеем самый широкий спектр учений именующих себя эзотерическими илиоккультными. Теософия Блаватской, Антропософия Штайнера, Телема Кроули,множество школ восточного эзотеризма, и вовсе бессчетное количество различныхнеизвестных нам учителей ограниченных местным ареалом приложения.

Итак что же мыможем определить как основу эзотерического мировоззрения и в чем его основныечерты и отличия от других мировоззренческих установок?

Прежде всегоэто холизм, то есть восприятие реальности как целостной не разделенной в себесистемы. Если основой материализма, является убеждение что реальность дискретнаи фрагментарна, то холизм предполагает существование целостной системы, вкоторой любое разграничение имеет исключительно условных характер. Так, ДокторСтанислав Гроф особенно подчеркивал важность холистической парадигмы впротивовес устаревшей материалистично атомарной.

Однако одногохолизма как парадигмы явно недостаточно чтобы причислить то или другоемировоззрение к эзотерическому. Суть эзотеризма в том, что оно неостанавливается на теоретическом утверждении тех или иных идей, но идет далее,ища практического опыта который стал бы их подтверждением.

Один издостаточно широко используемых синонимов эзотеризма – гностицизм, в строгонаучном смысле относится исключительно к истории раннехристианских движений,утверждавших возможность непосредственность богопознания. Однако в современномэзотерическом дискурсе слово гностицизм используется в достаточно широкомконтексте – зачастую, по отношению к любой эзотерической системе,постулирующей возможностьнепосредственного интуитивного постижения трансцендентного в результатеопределенной духовной практики, то есть фактически к любой эзотерическойсистеме. Формальные критерии по котором можно выделить гностическоемировоззрение в узком смысле повсеместно игнорируется, при чем на самом высокомуровне. Поэтому возможно имеет смысл разграничить понятия Гнозис, (то естьлюбой непосредственный, внеконцептуальный опыт соприкосновения странсцендентным) и гностицизм, как одна из многих эзотерических традиций.

Гнозис какопыт и переживание является целью любой эзотерической традиции, будь то собственногностицизм, неоплатонизм, восточные традиции или наиболее современныеэзотерические традиции как то Традиция Телема. Разные традиции предлагают самыеразные методы достижения гнозиса (далее психотехники), но то что именно гнозисявляется центральной ценностью любой эзотерической традиции думаю сомнению неподлежит.

В этой системеоднако, особое место занимает Теософия Блаватской, которая хотя и утверждаетвозможность эволюции человека на иной уровень не предлагает никаких психотехникдля достижения этой цели. Подобный «пассивный» или «спекулятивный» эзотеризм,представляется мне чем то вроде подготовительного класса перед поступлением вшколу.

Еще однойособенностью эзотерического мировоззрения, является стремление к андрогинности,которое можно отследить начиная с платоновского мифа о круглых людяхпринудительно разделенных богами. В различных традициях предлагается самыеразные, зачастую противоположные методы преодоления границ пола, от строгогоаскетизма, до сексуально магических практик, в процессе исполнения которыхпартнеры фактически соединяют свое сознание в визуализируемых божествах.Кажущаяся противоположность, на самом деле подчеркивает скрытое единство – иаскет, и практик сексуальной магии, выходит за пределы социально фиксированнойполоролевой идентичности (так в акте сексуальной магии пара отождествляется сархитепическими божественными формами того или другого пантеона).

Из холизмапонятого как инструкция к действию, вполне естественно следует отрицание границчеловеческих возможностей. Иными словами, любой последовательный эзотерик,может присоединиться к словам Фридриха Ницше – что человек «лишь мост междуобезьяной и сверхчеловеком», однако в отличии от Ницше утверждающего что «богумер», эзотерик рассматривает «бога» как безличностный источник всех форм черезинтуитивное постижение (гнозис) которого и происходит переход к«сверхчеловеку», «шестой расе», «эону Гора». Впрочем, и слова Ницше можнорассматривать не как атеизм, но как указание на преодоление персоналистическогомонотеистического представления о Боге, в пользу пантеизма или холизма.

Следуетотметить что существует несколько различных уровней понимания того чем на тойстороне моста станет сверхчеловек. Наиболее примитивное и техническоепредставление отождествляет «сверхчеловеческое» с получением паранормальныхспособностей, таких как Телепатия, Ясновидение, Телекинез, Целительство. Магия(в том смысле в каком использовал это слово Малиновский и Фрезер а не в том вкаком оно используется в традиции Телема) и множество других способностей,называемых в восточной традиции сидхи.Это так называемый «внешний круг» эзотерического, и по моему мнению,может быть отнесен к эзотерическому с некоторой натяжкой. Скажем школа ДЭИРучит своих последователей самым различным энергетическим манипуляциям среальностью или чужим сознанием, однако реальная трансформативность подобныхпрактик кажется мне сомнительной.

Разумеется, теили другие сидхи, очень часто являются побочным результатом получения гнозиса.К примеру, мой личный опыт, говорит о потрясающих воображения результатахтелепатии непосредственно после пробуждения кундалини. Однако, во первых,серьезные эзотерические традиции, никогда не утверждают побочный результатцелью, а во вторых, очень часто, человек сам не в состоянии контролироватьсидхи которые по большому счету «идут через него» и «ему не принадлежат»,поэтому их неожиданное исчезновение может стать огромным ударом для того ктоидентифицировался с «персоной мага».

Поэтомусерьезные эзотерические традиции вообще не придают значения сидхам, а ставятцелью глубинную трансформацию Я, изменение самого принципа восприятия себя иреальности. Здесь лучшим примером будетпроцитировать последние строки Кефалона Алистера Кроули «Колдун» о Колдунекоторый «подчинил все вещи», но «остался таким же как был». «Жаль его». Жаль непотому, что его ждет страшная кара, а потому что его актуальная позиция с точкизрения настоящего посвященного это позиция нищего.

Пожалуй ещеодним критерием «эзотерического мировоззрения», является вера, (или что будетболее точнее «допущение как наиболее вероятного варианта») в реинкарнацию. Несмотря на то, что в настоящее время появились отдельные исключения (РобертАнтон Уилсон, Хайят, многие хаос маги) из этого правила, в целом оно достаточноуниверсально и устойчиво.

На этом можнопоставить точку, поскольку все остальные широко распространенные критерии, както вера в тайных учителей, духов, демонов, определенные этические установки,вера или неверие в богов, консерватизм или прогрессизм, могут относитсяисключительно к отдельным эзотерическим школам, но никак не являтьсяобязательным критерием эзотеризма как такового.

Эзотеризм и юнгианство

Говорить оперспективе научного осмысления эзотеризма, следует с нескольких сторон. Этоможет быть историческое исследование диалектики эзотеризма и экзотеризма, ивыявление общих черт их взаимодействия в различных культурах. Это может бытьвзгляд с точки зрения Квантовой физики, основа для которой была заложенаисследованиями Лауреата Нобелевской Премии Вольфганда Паули. Наконец,грандиозное открытие эзотерических знаний на новом уровне, может бытьосуществлено посредством глубинной психологии.

Не являясь нифизиком ни историком я предпочту оставить право говорить в этой области тем ктов ней более сведущ. Моей специализацией является исключительно глубиннаяпсихология, и прежде всего аналитическая психология Карла Юнга. Тем не менее,полностью обойти вниманием физику не получится, поскольку Карл Юнг всоавторстве с Вольфгандом Паули проводил очень важные эксперименты доказывающие реальность принципа синхронистичности, открытие которого сталокоролевской дорогой к ренессансу эзотерического знания.

Невозможнопереоценить значение Юнга для психологии. Многие понятия психологии, давновошедшие в повседневный обиход, например «экстраверсия», «интроверсия»,«комплекс», «бессознательное», «проекция», «кризис середины жизни» впервые быливведены именно Юнгом. Часто считается, что Юнг в начале был учеником Фрейда,однако если это и верно то только относительно тех психологических проекцийкоторые возникли между ними. В плане науки, Юнг пришел к Фрейду ужесформировавшимся ученым, и более того – предоставил ему прямую эмпирическуюбазу доказательств в пользу существования бессознательного, в которой Фрейд такнуждался и благодаря которой Фрейдовский психоанализ смог наконец выйти измаргинального статуса. Более того – многие открытия Юнга были интегрированы втом числе и в ортодоксальный психоанализ.

После разрывас Фрейдом Юнг посвятил все силы исследованию мифологических и эзотерическихсимволов, фактически создав научную базу позволяющую интегрироватьэзотерические знания в психологию. Алхимия, гностицизм, восточный мистицизм,астрология и Ицзин, были переосмыслены Юнгом на принципиально новом уровне. Намой взгляд именно Юнгу, удалось сделать то о чем мечтали многие эзотерическиедеятели девятнадцатого и начала двадцатого века. Юнгианство – это не еще однаэзотерическая школа и не одна из многих школ психологии, но мост между наукой иэзотеризмом.

Отдельноследует упомянуть то, что переживая кризис Середины Жизни, и установив связь сбессознательным, Юнг как и многие эзотерики, методом автоматического письма,получил изумительный текст-откровение «Семь наставлений мертвым». Оказавшисьдостаточно мудр и осторожен, Юнг не публиковал, и не афишировал этот текстдолгое время, дав разрешение на его публикацию только незадолго до смерти. Поформе этот текст напоминает гностическое евангелие, однако в отличии отгностиков, Юнг, или тот кто продиктовал ему этот текст, (вероятно Василид),рассматривал все противоположности как грани единого, то есть существеннорасходился с гностическим дуализмом.

Одним изглавных вкладов Юнга, является то, что ему удалось доказать существованиеобъективного психического слоя, который присутствует в человеке изначально, ане является результатом личного опыта. Традиционное материалистическоеопределение сна как «небывалой комбинации бывших впечатлений» было разрушеноубедительными примерами, снов неграмотных людей и душевнобольных,бессознательное которых продуцировало неизвестные их сознанию символы и дажесимволические сюжеты. Эти манифестации бессознательного обладают такой силой иочарованием, что оказываются настоящим духовным потрясением для Сознания. Чтобыхарактеризовать действие архетипического опыта, Юнг использовал термин РудольфаОтто «нуминозное», то есть то что содержит в себе одновременно восторг и ужас.Таким нуминозным переживанием была встреча Ницше с Дионисом.

Учение обАрхетипах, стало своего рода воскрешением философии Платона, однакопреимущество позиции Юнга была в том, что он смог эмпирически, на примерах,доказать что определенные идеи (архетипы, эйдосы) проявляют себя посредствомчеловека, даже если сам человек не имеет о них понятия. В своих сочинениях Юнгприводит ряд убедительных примеров, как например неграмотный душевнобольнойчернокожий, который спонтанно продуцирует неизвестный ему миф о распятии наколесе, и отождествлении колеса с солнечным диском. Другой душевнобольной почтидословно цитирует Юнгу текст из митраисткого гимна, где «фаллос солнца идет потрубам лучей чтобы оплодотворить землю». Такие мифологемы прорываются всознание в сновидении у самых разных людей часто даже близко не подозревающих осмысле своих прозрений. Так в своих исследованиях посвященных поэтическомусимволизму русского рока, я убедительно продемонстрировал очевидные параллелимежду текстами таких Мэтров Русского Рока как Гребенщиков, Мартиэль, Бутусов, иэзотерическим наследием, при чем если некоторые символы могли использоватьсясознательно (например «роза и крест» в поэзии Наутилуса), то в большинствеслучаев можно смело исключить любое заимствование.

ПротивникиЮнговской Теории Архетипов утверждают что во всех подобных случаях речь идет окриптомнезии, то есть бессознательном припоминании. Но если и предположить чтонеграмотный чернокожий всю жизнь проработавший грузчиком мог случайно услышатьмиф о распятии на колесе, то вероятность что другой душевнобольной читалмитраисткий гимн доступный только для узкого круга ученых, имеет явноотрицательную величину.

Повторюсь,часто речь идет не просто о продуцировании отдельных символов, но целыхсимволических констелляций и сюжетов. Так например, я в 14 лет во сне увиделсюжет детально, и символически воссоздающий герметический миф, смысл которого яузнал только в 21 читая труд Юнга «Мистериум Коньюнктионис», я не буду тратитьвремя слушателей детально описывая сон и его амплификацию, направив всехзаинтересованных темой к моей исповеди опубликованной на моем сайте.

Само по себе,такое подтверждение правоты идеалистической философии на практике, еще недоказывает принадлежность Юнга к эзотеризму. Ранний Юнг обосновывалсуществование архетипов сходством «человеческой матрицы». Вполне логично,утверждал Юнг, что раз в семени человека заложена вся его будущая физическаяструктура, точно так же может быть заложена и структура психическая со всемиобразами, и законами по которым эти образы образуют мифологические констелляции.Именно на таких позициях стоит наиболее консервативные ученые использующиебазис открытий Юнга для психотерапии. Интерес Юнга к символизму гностиков иалхимиков, тоже в общем то ничего не доказывает, поскольку ученый может избратьпредметом исследования любую область не обязательно разделяя их идеи. Крометого в ранних работах, (возможно в целях маскировки) Юнг считал концепциюреинкарнации (которую мы определили как одну из основопологающих критериевэзотерического мировоззрения), как «проекцию образов коллективногобессознательного.

Тем не менее,в поздних работах Юнг гораздо откровеннее. Например статья «О жизни послесмерти», Юнг утверждает что независимо от того что мы не можем обладатьстопроцентным знанием есть жизнь после смерти или нет, с точки зренияпсихологического здоровья и гармонии более целесообразным является гипотезаотвечающая на этот вопрос Да. Потом Юнг делает потрясающее утверждение, чтопредставления о жизни после смерти следует делать на психодуховном опытеполученном уже здесь, и далее Юнг предлагает красивую версию гипотезыреинкарнации.

Настоящий«эзотеризм» начинается тогда, когда Юнг решает пойти на риск и обнародуетконцепцию синхронистичности – акаузального причинного фактора. Многолетняяисследовательская работа Юнга – как с учениками и клиентами, так и всобственной внутренней практике показала, что когда происходит выход за пределыличного бессознательного, и человек напрямую взаимодействует с архитепическойидеей, сама реальность начинает «подстраиваться» под эту идею. Вот классическийпример действия закона синхронистичности:

«Первого апреля 1949 г., утром я занёс всвой блокнот надпись, содержащую образ получеловека-полурыбы. На завтрак мнеподали рыбу. В разговоре кто-то упомянул об обычае делать из кого-то «апрельскуюрыбу». Днём одна из моих бывших пациенток, которую я не видел несколькомесяцев, показала мне несколько впечатляющих картин с изображением рыб. Вечероммне продемонстрировали кусок гобелена с морским чудовищем и рыбами. Наследующее утро я встретил свою бывшую пациентку, которая была у меня на приёмедесять лет назад. Этой ночью ей приснилась рыба. Несколько месяцев спустя,когда я включил этот случай в одну из своих работ и как раз закончил егоописание, я вышел из дому к озеру, на то место, где уже несколько раз побывал втечение этого утра. В этот раз я обнаружил на волномере рыбу длинной тридцатьсантиметров. Поскольку поблизости никого не было, то я не мог представить, какона могла туда попасть»

Разумеетсяматериалист голословно обвинит Юнга во лжи, или в лучшем случае сочтет все этовпечатляющим совпадением. Тут есть два возражения. Во первых, история знаетдостаточно впечатляющих синхронизмов которые засвидетельствованы не однимчеловеком, а целой группой уважаемых людей в здравом уме и твердой памяти(например такие синхронизмы были постоянны в творчестве Андрея Тарковского. Такпри расчистке ручья для сьемок «Сталкера» Тарковский увидел оторванный листоккалендаря, и изменившись в лице попросил оставить его. День на этом календареоказался днем его смерти). Во вторых – всякий соприкоснувшися с опытомсинхронистичности, знаком с особым чувством, которое предваряет синхронию наматериальном плане – то что Рудольф Отто называл «трепетом». Кроме того, каждыйтретий сталкивался в своей жизни с подобными феноменами, но поскольку чащевсего для обычного человека, эти феномены связаны с «крайними» состояниями(например синхронии связанные с предчувствиями чьей то смерти), то их значениеобесценивалось и вытеснялось, из за инстинктивного нежелания соприкасаться сопасным и травматическим уровнем.

Очень легконедооценить значение открытия синхронистичности и поверхностно ознакомившись сним и положив на полку как еще одну научную теорию. На самом деле, концепциясинхронистичности фактически переворачивает всю картину мира. Внутреннееоказывается напрямую связано с внешним, так, что логично предположить чтосуществует гипотетический уровень на котором материя и сознания представляютодно. Фактически, идея синхронистичности воскрешает строки герметической изумруднойскрижали – «что вверху то и внизу» или «что внутри то и снаружи». Не только всеявления вокруг нас, но и все смыслы, все идеи, все события, с которыми мы«случайно» соприкасаемся, сплетены воедино на глубочайшем уровнебессознательного, одно прикосновение к которому вызывает ужас и восторгодновременно.

Как былосказано ранее, к подобным выводам, уже со стороны физики, пришел Гениальныйученый, лауреат Нобелевской премии Вольфганд Паули, в соавторстве с которым Юнгпроводил статистические эксперименты и создавал труд о синхронистичности. Сейчас, полвека спустя, открытие Юнгаоказалось подтверждено новейшими данными физики – оказывается на поведениеэлементарной частицы, воздействует Сознание наблюдателя!

Поэтому мыполучаем подтверждение возможности Магии (воздействия психики на материю, приусловии если оператор способен «выйти» за пределы личного бессознательного изадействовать архетип), Астрологии (по принципу «что вверху то и внизу»), идругих эзотерических дисциплин.

Как мыговорили выше, эзотерическое мировоззрение подразумевает духовную практику. УЮнга таковой является постоянное взаимодействие с символами которые продуцируетбессознательное. Это прежде всего отслеживание и анализ сновидений и активноевоображение.

О последнемследует сказать несколько подробнее, поскольку слишком велика путаница. Преждевсего следует подчеркнуть, что работая в активном воображении, следуетотноситься к фигурам появляющимся в нем как к автономным манифестациямглубинного, а не к порождениям собственного сознания. В своей автобиографии,Юнг подчеркивал что рассматривал «Филемона» как совершенно автономный от егосознания персонаж, общение с которым порой давало информацию о которойсознательно сам Юнг не подозревал. Уже на этом основании мы вполне можем отождествитьпрактику Активного Воображения со Скраингом который практиковался вэзотерических сообществах начала века, например Ордене Золотой Зари.

Более того –говоря о необходимости создания «западной йоги», Юнг приводил в пример словаодного из герметиков о «постоянном разговоре со своим добрым ангелом», что уженапрямую пересекается с эзотерической традицией Телемы, где целью духовнойпрактики является «достижение знание и собеседования со своим Святым АнгеломХранителем».

ЭзотерическийГений, Аутогейдос, Высшее Я или САХ, в психологии Юнга называется Самость.Самость, согласно Юнгу, объемлит всепроцессы происходящие в сознании и бессознательном, это тот архитепическийцентр психической реальности который регулирует психические процессы. В своихработах Юнг утверждал близость между понятием Самость и Бог, во всяком случае,опыт Гнозиса, Юнг рассматривал как взаимодействие с архетипом Самости.

Отдельногорассмотрения заслуживает концепт Анимы\\Анимуса. Согласно Юнгу в психике мужчиныприсутствует «внутренняя женщина» — Анима,а в психике женщины – «внутренний мужчина» — Анимус. Человек низкогоуровня развития находится в противостоянии с Анимы\\Анимус, и диссоциирует её,тогда как по мере индивидуации (то есть восхождение психики к подлиннойидентичности – т.е. Самости) качества Анимы\\анимуса органично встраиваются всознания и из противника Анима превращается в проводника. Очевидно, что этаконцепция напрямую связана с идеей андрогинности упомянутой выше.

Таким образом,по всем представленным выше критериям, юнгианская психология согласуется сэзотерическим мировоззрением. Тем не менее, одновременно с этим, Юнготказывается делать какие либо метафизические гипостазирования, и остаетсяисключительно в рамках наблюдаемых явлений, проверить которые может любойжелающий. «прежде всего я Эмпирик», говорит Юнг. В своих работах он не придаетбольшого значение чисто умозрительным спекуляциям – попробуйте методы работы спсихикой которые я предлагаю, и вы получите схожие результаты.

Чтобыподчеркнуть важность изучения Юнгианского подхода, обозначим для началанекоторые трудности диалога научных и эзотерических парадигм.

Сложностьустановления взаимопонимания между научной и эзотерической парадигмой на мойвзгляд, связана с предубеждениями с обоих сторон. Научный мир чаще всегорассматривает эзотеризм как нечто абсолютно недоказуемое и невозможноепредпочитая иметь дело с фиксированными величинами. Однако жизнь ясносвидетельствует, что феномены связанные с эзотерическим (прежде всего явлениесинхронистичности) регулярно имеют место быть – это та данность которая требуетинтерпретации, или по крайней мере создания рабочей гипотезы в которойэзотерические феномены могли бы быть вписаны хотя бы приблизительно. Даже если рассматривать эзотерическиефеномены как «реальность психического», нельзя забывать что современные физикивсе больше склоняются к тому, что психика наблюдателя влияет на исходэкспериментов с сверхмалыми единицами.

Одной изглавный сложностей для научного исследования эзотеризма, является сложность верификации.Мы не можем «искусственно» вызывать направленные синхронии (разве что в оченьмалых областях) в противном случае человек стал бы не просто потенциально, нореально равен богу. К тому же, согласно всем мировым традициям, далеко не вселюди обладают способностью к «гнозису». Так «гилетический» тип не обладаеттакой способностью вообще, а психический может получить гнозис, только врезультате «предельного усилия». Тогда как для пневматического типа – гнозис –это тот воздух которым он дышит. Это утверждение подтверждается словами Юнгачто «порой ему попадались индивиды подобные пустому ореху, которым былоневозможно объяснить что такое «психическая жизнь». То что Юнг разделялгностическое триадическое воззрение подтверждается тем, что в своих сочиненияхон неоднократно повторял следующую фразу – «природа аристократична».

Этотриадическое разделение создает почти фантастическую трудность для изучения,поскольку невозможно добиться повторяемого результата. Любые методики,практики, эксперименты связанные с гилетическим типом, обречены на провал ещедо их начала. Более того – далеко не каждый «психик» готов совершить«предельное усилие», то есть приблизиться к тем областям, соприкосновение скоторыми переживается сознанием как Смерть. Вот почему любая инициация, любоепосвящение, будь это древнее шаманское посвящение, элевсинская мистерия илиюнгианские работы «некеи» именуются опытом смерти и возрождения, при малейшемприближении к котором трусливая душенка современного человека бежит назад, подзащиту материнских мифов, будь то вытеснение, прикрываемое псевдонаучнымирационализациями или инфантильная религиозность.

Таким образом,эзотерическая реальность с самого раза ставит перед человеком правила игры, вкоторых применение научной методологии достаточно сложно. В этом отношении, тепсихические факты, события, результаты которые регулярно публикуются вюнгианском сообществе, где напрямую и документально прослежено действиеАрхетипов в случаях где исключена криптомнезия, является уникальным научным доказательством.Мы можем читать истории индивидуации, происходящие на приеме аналитика ианализанда и по стенограммам этих сеансов получать очевидное подтверждениеправоты теории Архетипов.

С другойстороны, освоение юнгианской парадигмы, является хорошим противоядием противтого, что Юнг называл «духовной инфляцией», которая возникает в результатесоприкосновения сознания с глубинными уровнями Психэ. Широко известна проблема,что на одного серьезного и адекватного эзотерика, встречается десяток (а то ибольше) невротиков а то и психотиков, совершенно неадекватно понимающихэзотерический опыт вообще и свой опыт в частности. В моей практике мнеприходилось встречаться с самыми забавными казусами, от «ясновидящих добившихсястопроцентного результата», но почему то уклонявшихся от любой эмпирическойпроверки, до адептов «целью практики которых является разрушение вселенной».

Спецификаопыта соприкосновения с духовными универсалиями такова, что если человек доэтого не прошел ряд подготовительных операций, происходит катастрофическаядеформация личности. Один и тот же духовный опыт может быть спасительным илигубительным для разного типа людей, обладающих различной базой. Мелкийбессознательный комплекс личного бессознательного может раздуться (инфляция –раздувание) до катастрофических масштабов в результате слишком раннегосоприкосновения с глубинными уровнями.

В этомотношении система Юнга уникальна в том, что эзотерический вектор в нейорганично компенсирован психологическим. То есть прежде чем человек вообще получаетправо заниматься оккультизмом он обязан пройти психологический анализ, которыйвыявит его инфантильные фиксации и освободит от эдиповых завязок (или хотя бысделает их достаточно осознанными).

Внезависимости от традиции оккультизма, знание и понимание юнгианской системыможет служить превосходным критерием проработанности данного конкретногоиндивида, и положить водораздел между серьезными эзотериками и так называемой«шизотерией». Отмечу что многие выдающиеся деятели оккультной мысли, считали психологический(предпочтительно юнгианский) анализ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ условием для эзотерическойпрактики. Человек не владеющий базовым набором юнгианской психологии не можетвосприниматься как серьезный эзотерик, поскольку пренебрежение к психологииуказывает на опасные диссоциации, которые могут привести к опасным последствиямв эзотерической практике.

С другойстороны, колоссальная польза юнгианского дискурса в том, что он существеннооблегчает понимание эзотерической картины мира для современного человека. Критическийподход Юнга, научная скромность, не позволяющая ему делать «метафизическиевыводы» (так относительно «фигур бессознательного» он говорил что они могутбыть как персонификациями комплексов, так и полностью автономными фигурами,однако в любом случае в момент взаимодействия с ними, целесообразнее дляполноты взаимодействия исходить из гипотезы их автономии) позволяет тем комусвойственен подлинно научный поиск сделать первые шаги в мир эзотерическогознания, избегая опасной экзальтации и инфляции, свойственной начинающим.