Валерия Седова Стадии Великого Делания

Валерия Седова

Стадии Великого Делания

 

Великое Делание— название алхимического процесса трансформации Первовещества в философский камень или Эликсир жизни. Усовершен­ствованием человека дос­тигают воздействия на процессы в микро- и в мак­рокосме. Алхимию харак­теризуют как стиль жизни и тип человеческого пове­дения. 

 

Различается внут­ренняя и внешняя алхи­мии: внутренняя - являет­ся формой внутреннего де­лания и направлена на достижение адептом про­светленного состояния че­рез одухотворение микро­космоса. Внешняя алхи­мия работает с очищением космологических сущнос­тей, скрытых под формой вещества. Полагая микро- и макрокосм изоморфны­ми, алхимия работает над принципом «совершенства совершенного космоса». 

 

В основе лежит древнее пред­ставление о первоматерии, являющей­ся субстанцией микро- и макрокосма, способной трансформироваться и образовывать новые формы. «Как все вещи вышли из Одного, вследствие размыш­ления Одного, так все было рождено из этой единственной вещи» (Гермес Трисмегист). 

 

Алхимия - высочайшая ступень символического мышления. Цельная наука, которая учит, как «достичь центра всех вещей». Алхимия работа­ет в системе четырех модусов первоматерии - перво­элементов греческой на­турфилософии: воздуха, земли, огня и воды (плюс пятый в греческой алхи­мии - всепроникающий эфир или металл в китайс­кой) в сочетании с тремя философским элементами: соли, серы и ртути. 

Ртутъ (Меркурий) - пассивное женское (инь) - представ­ляет первую очистку и яв­ляет собой чувство, вооб­ражение. 

 

Сера выступает как активное мужское на­чало (аналогия ян в китай­ской алхимии) - более тон­кая очистка: разум, интуи­ция. 

 

Первый агент представляет пассивный принцип, воплощаю­щуюся энергию, о которой большинство не имеет представления, но в которой содержатся возможности для духовного роста. Если соединение активного и пассивного принципов происходит в «печи» глубокой медитации, то обнаруживается невозможность овла­деть пассивным принци­пом через борьбу, в кото­рой активный принцип привык добиваться того, что он хочет. Это приводит к темной ночи души, о ко­торой говорят мистики, в ней пассивный и актив­ный принципы кажутся уничтоженными и человек оказывается полностью брошенным. Из этого от­чаяния возникает открове­ние о необходимости про­явления принципа любви, а не силы, и за этим следует объединение двух принципов: красного короля и белой королевы, чье потомство рождается из воды и духа.

 

Великое Делание, пли преображение - это кино­варь - алхимический андрогин, гармоническое со­четание мужского и женс­кого (инь и ян): «Тот, кому не удается «стать двумя в одном теле», станет двумя в одном духе» (де Оливье). Киноварь как форма со­единения серы и ртути (си­ноним эликсира бессмер­тия) является знаком по­стижения закона вечных превращений, знаком единства и гармонии кос­мических сил. Противопо­ложным такому знанию является состояние забве­ния. 

 

Алхимия также извест­на как взаимодействие энергии Кундалини - сим­вола женского аспекта, с высшей энергией, или мужским принципом. Че­рез понимание работы мужского и женского принципов она связана с системой Таро. Трансмута­ция металлов должна быть завершена получением философского камня - в виде металлического по­рошка, камня или эликси­ра жизни. Получение эликсира бывает само по себе целью. Однако, ка­мень, добываемый искате­лем, прежде всего обозна­чает глубокое внутреннее стремление найти свою истинную духовную природу, известную алхимикам как активный принцип. 

 

 

Вопреки упрощенным представлениям, целью алхимии является не только получение золота, что составляло лишь один из ее аспектов[1]. Тройная цель Делания Великого дифференцировалась по так называемым «уровням металла», человеческого микрокосмоса и Божественного макрокосмоса. Им соответствовали процессы трансформации металлов, духовного совершенствования человека и созерцания божества в его славе. Алхимическая технология на всех трех уровнях имела единые принципы. Из Первовещества выделялись Меркурий и сера, посредством операций с которыми производился ребис, т. е. основа для получения философского камня. По ходу обработки вещество последовательно приобретало черный, белый и красный цвет, что дало название алхимическим этапам нигредо — «Делание в черном», альбедо — «Делание в белом» и рубедо — «Делание в красном». Первый этап символизировал гниение и смерть, второй — воскресение к новому бытию, третий — окончательное духовное[3]. Различалось два пути Делания Великого: первый — это путь короткий, сухой, мужской, левой руки, основанный на привлечении некоего огня; второй — это путь длинный, влажный, женский, правой руки, осуществляемый посредством множества дистилляций. В последнем из трансмутационных путей особая роль отводилась загадочной субстанции философского Меркурия. Из него извлекается Дух материи. Таким образом адепт вводит в Делание азот, олицетворяемый образом голубя, подобно голубю Ноя, он прекращает свой полет, когда за меркурианскими водами достигнет фиксации Камня. Лучшим временем для алхимического Делания считался период с конца марта по конец мая. Технология влажного пути предполагала дистилляцию росы и использование в качестве основного ингредиента дождевой воды. Изготовлялись лунная и солнечная эссенции, обозначаемые звездой и цветком либо Луной и Аполлоном. Сатурн использовался в алхимических текстах как символ исходного металла — свинца. Образ умирающего Геракла подразумевал, что алхимики, подобно мифическому герою, возносятся на небеса в телесной оболочке [4].

 Основным методом Алхимии является аналогия, принцип подобия. Практически вся деятельность алхимиков – это попытки воспроизвести в рамках органических веществ то, что изначально происходило в космическом масштабе, в процессе организации первозданного Хаоса под действием проникающего Света. Строгое соответствие между Вселенной в целом и лабораторными процессами – суть исследований большинства алхимиков. Это накладывало практически невыполнимые условия, ибо во внимание должно было быть принято все: расположение планет, время года, магнетизм и т.д. и т.п.

     «Алхимия – это магический процесс, искатель истины погружается в нее, как в сказочный мир, и там ищет ответы на вопросы, обращенные к самому себе», – писал когда-то Парацельс. Алхимические операции подобны процессу индивидуализации, поиску Себя – основы личности. Искания, которые начинаются с абсолютной тьмы бессознательного, находят свое продолжение в расчленении составных частей психики и их глубинном анализе, до тех пор, пока реальные ценности бытия не усваиваются сознанием и не используются в повседневной жизни.

 Первая стадия – Нигредо. Цвет стадии – черный. Стадия говорит о смерти, состав умирает. Алхимические процессы всегда начинаются со смерти. Символ – змея. Стихия – вода. В человеке – все жидкости, исключая кровь (кровь – особая магическая материя, концентрат волшебства). Часто черный цвет соединяют с темно-зеленым, т.к. это цвет излучения царства мертвых.

 

     Поскольку Делание, напомню вновь, имеет и внутренний аспект, то и каждая из стадий имеет духовный смысл.

Нигредо (nigredo) – греч. Melanosis, Почернение. (Подчинено стихии Земли). Созвучно слову «меланхолия». Поэтому меланхолия – символ Нигредо. Кроме того, нигредо символизирует ворон и все, что связано со смертью и гниением.      Как правило, символизируется животным (волк, собака, вол, лисица).      На стадии нигредо, как результат тяжелого опыта глубочайшей депрессии, обретается ЗНАНИЕ, о существовании которого неофит еще не подозревает, но оно уже находится в нем и будет использовано в дальнейшем для сравнивания и анализа последующих стадий Делания с нигредо.     

Низшая стадия, состояние Профана, это Уроборос (дракон), или зеленый лев. В низшей стадии человек ходит по кругу в личном развитии (человек, который не умеет делать выводов из ошибок всегда приходит к тому с чего начал), постепенно приходя к распаду, к деградации, к проглатыванию Уроборосом своей второй, крылатой половины.
Низшая стадия преодолевается через нигредо, то есть через путь отрицания, когда человек начинает отрицать свою связь с миром и, как правило, впадает в глубокую депрессию, отрицая все ранее приобретенные в ходе жизненного опыта ценности. Нигредо часто тянет человека к эстетике смерти, к черному цвету, страданию, мыслям о самоубийстве. Высшая точка Нигредо – это душевное страдание такой силы, при которой хуже уже быть не может, когда остается лишь тонкая ниточка, не позволяющая человеку умереть. В этом случае человеку стоит только начать созерцать страдание со стороны, отрешившись от него, как страдание само по себе прекратится и этап нигредо закончится.

Следующая стадия – Альбедо. Цвет – белый. Символ – воздух. В человеке – органы дыхания. Алхимическая красота – все, что не скажено [5].

Альбедо (albedo) – греч. Leukosis, Выбеливание (под властью стихии Воздуха). Удаление из свинца серого цвета земли. Алхимическая стирка, Баня, купание в Фонтане Философов. Символ альбедо – белая птица (голубка, лебедь, Белый Феникс), кусковой мел.      На стадии альбедо обретается СИЛА, потраченная в стадии нигредо. Потому что сон и хорошие сны всегда возвращают силы. Но это сила совершенно иной природы, чем та, которая была потрачена человеком в стадии нигредо.      Альбедо это пассивная стадия созерцания, лунного растворения, в которой человек отрешенно наблюдает за миром как-бы со стороны, в лунном, мерцающем свете, приятном для утомленных глаз, видит все тайные, скрытые ранее нерезкие краски – всевозможные оттенки бледного, лунного, видит прекрасное во всем, что ранее казалось обыденным, так как лунный свет открывает человеческому взору внутреннюю природу вещей. Это – погружение в страну эльфов, своего рода очищение через творчество, через позитив архетипов, жизнь внутри вдохновения, внутри детской чистой и доброй сказки, когда каждый предмет светится внутренним радостным сиянием.
Опасность Альбедо в том, что если альбедо затягивается, если человек остается в этом состоянии дольше времени, чем требуется для возврата сил и жизненной энергии, утраченной в нигредо, начинается оцепенение, сходное со сном хладнокровной ящерицы, человек входит в стадию Пеликана, когда кормит себя самим собой, своими размышлениями и думами, зацикливается в бесконечной, как Уроборос, круговой возгонке-дистиляции. Эта бесконечная и бессмысленная дистилляция прекратится лишь тогда, когда неофит найдет в своей душе силы вырваться из заколдованного круга и продолжить Делание (пеликан в аллегории кормит своих детей своим мясом, но дети – это продолжение его самого, его собственная плоть).  В противном случае атанор, ставший на время пеликаном, перегреется, свинец расплавится, закипит и Пеликан взорвется. Тогда человек опять упадет в нигредо, но падение будет очень болезненным и может закончиться настоящей смертью. Вот почему на гравюрах в изображении операции сублимации воду льют в пасть грифону (полульву – полуптице), овевая тело грифона воздухом.  Альбедо заканчивается тогда, когда человек просыпается из состояния сна лунной стадии – оцепенения и возвращается в активную жизнь в чистом, белом, свободном от серости приземленного существования состоянии. Этот возврат подобен тому, как если бы ты проснулся после долгого красивого сна в полумраке спальни, выспавшийся, бодрый, открыл дверь, вышел на крыльцо дома, погрузился ступнями в прохладную росу и тебя бы встретило прекрасное, чистое, свежее, ясное утро майского дня, наступившего после ночного дождя. Дождь прибил всю пыль, весь прах и сделал воздух кристально-чистым и вкусным, как живая родниковая вода, в которой в отличии от мертвой речной, никто не утонул. Живая родниковая вода течет из недр Природы, это молоко Гайи.   Дистилляция – лат. distillatio –
«стекание каплям» – охлаждение и конденсация паров олова-станнума (Роса Философов, Алхимический Дождь, Купель Философов). В стадии образования конденсата под действием воздуха (кислорода) и воды-испарины (Майской росы) из станнума выделяется мужская составляющая – красноватая ржавчина, Рыжее Золото Философов. Рыжее потому, что все еще содержит желтые соли-примеси предыдущих операций подобно моче-урине, которая представляет с одной стороны воду, но с другой стороны желта оттого, что в ней слишком много солей и оттого ее нельзя пить. Без ржавчины-урины невозможно дальнейшее Делание. Разделение станнума на мужскую и женскую половины подобно акту творения мира в античном мифе, когда Гея-Земля выделяет из себя мужскую сущность – Урана-Небо (Уран созвучно со словом Урина), который затем становится её мужем. Также акт выделения ржавчины подобен акту рождения Спасителя из Богородицы, Мировой Души, Anima Mundi, которая есть предвечная Дева, родившая из себя и для себя – сына [1]. Операцию дистилляции можно описать так. Гея помочилась и отделила от себя в виде урины – Урана свою вторую часть. Если делится существо бесполое – из его частей образуются мужчина и женщина. Если делится существо, принадлежащее к определенному полу (в природе делиться могут только женские существа), то образуется мать и ребенок. Так как в данном случае дистилляции ребенок – мужского пола, он одновременно является и сыном, и мужем для родившей его сущности.      Заметим, что человеческую урину можно считать дистиллятом воды, присутствующей в организме.      Операцию дистилляции можно описать так: «Марс помочился на Венеру».  В меди после того, как на нее помочится Марс, появляется зелень, символизирующая, отчасти, дикую Природу. Эта зелень отчетливо видна на меди в виде оксидной зеленой пленки. Зеленые оксидные пятна на меди похожи на пятна, которые оставляет сперма, когда высыхает. Но зелень меди больше не дикая, она является необходимой составляющей для дальнейшей операции.      Иногда Дистилляция символизируется петушком, или курочкой с желтым гребнем.      Апофеозм дистилляции является совокупление Марса и Венеры с образованием единой целостности (алхимический брак, алхимическая свадьба).                    

ЦИТРИНИТАС (citrinitas) - греч. Xanthosis: Желтение (под властью стихии Воды), самая тайная стадия Делания, поскольку брак, любовное соитие и зачатие – очень интимная тема. Кроме того, под желтением понимается образование урины-ржавчины. Подробности описания цитринитаса с точки зрения христианской, да и не только христианской, морали можно рассматривать как богохульственные и богомерзкие, поэтому алхимики времен Инквизиции в своих книгах опускали подробности цитринитаса, передавая их устно. Затем традиция устной передачи утратилась, отчего (на основании книг) укрепилось мнение, что цитринитас – необязательная стадия Делания, и что вслед за альбедо сразу начинается рубедо. Это грубая ошибка. Цитринитас – самая главная, сложная и тонкая стадия Делания, без которой невозможно получение Философского Золота.      Символом цитринитаса является золотой орел, урина, мочащийся Купидон (Писающий Мальчик).      На некоторых изображениях присутствует мужская сущность (Купидон), который мочится на свою мать (Венеру).      На стадии цитринитаса приобретается способность СМЕТЬ совершать что-либо, поскольку человек в цитринитисе действует уверенно, он знает что главное, а что ненужное и правильно выбирает свои цели (символизируется стрельбой, охотой).      Сущность цитринитаса заключается в том, что человек, прошедший альбедо- пассивный отдых, пытается исторгнуть из себя все ранее приобретенные в ходе жизненного опыта ценности, которые ввергли его в нигредо и после прохождения альбедо стали казаться ему ядовитыми, как урина вредна для питья. Человек исторгает все былое из себя, как бы мочится. Но капля урины попадает на его тело (что неизбежно в процессе мочеиспускания) и человек неожиданно для себя обнаруживает в своей урине-прошлом много положительного, нужного и вечного. Так он как-бы заново оплодотворяет себя своей уриной, но при этом качественно преображается. Он понимает, что самые необходимые, простые и вечные вещи (любовь к жене, к детям, доброта, твердость в выборе правильных жизненных ориентиров) всегда были с ним, даже в зеленой «дикой жизни» и состоянии нигредо. В цитринитасе человек понимает, что жив до сих пор (не спился,не стал наркоманом, не покончил собой с горя, не сошел с ума от реалий «дикой» зеленой жизни) только благодаря настоящему желтому земному золоту (земное золото – желтое, тогда как золото философов – красное), подлинному земному богатству, которое всегда было у него не зависимо от количества монет в сундуке. Это богатство – любимая жена, семья, близкие, правильная, человечная позиция в жизни, которой он старался следовать, насколько мог. Все доброе, что осталось в человеке с тех времен, когда он был «диким», символизирует зелень красной меди.      Поэтому человек в цитринитасе часто изображается раздумывающим над своим разрубленным телом, и держащим в руках свою золотую голову.   В цитринитасе человек становится спокойным, потому что понимает, что все, что он делал ранее, он делал правильно. В цитринитасе человек рассудителен, уверен в себе и своей жизненной позиции, позитивен, настроен на творчество, не живет одним днем, заранее просчитывая свое возможное будущее и следствия своих поступков. Он готов не раздумывая бороться за вечные идеалы добра и справедливости, зная что ничего кроме пользы ему это не принесет. В цитринитасе человек обладает большим творческим потенциалом, рисует, пишет, создает. Он с терпением, трепетом и тихой глубокой любовью относится к близким, благодушно прощает окружающим их ошибки. Человек делает это не отрешенно, как в состоянии альбедо, а с глубоким внутренним удовлетворением и твердым пониманием смысла всех совершаемых им поступков. Человек приобретает способность добиваться своей цели человечно, согласуя свои желания и цели с целями и желаниями других людей.  Цитринитас заканчивается тогда, когда все совершаемое человеком добро по отношению к другим людям становится обыденностью, привычным делом, когда человек перестает брать какую бы то ни было плату за совершаемое им добро, а плоды своих успехов безвозмездно, без тени в сердце, без капли сомнения, добровольно отдает другим людям[3]

 Коагуляция – лат. Coagulatio — свёртывание, сгущение. Коагуляция уравновешивает все составляющие предыдущих операций – медная зелень, всю полезность которой показал цитринитис, становится наравне с частями Марса и Венеры частью организма андрогина.      Мужская сущность Марса, рыжая урина, извергаясь из станнума, который оставшись без своей мужской половины стал женщиной (Венерой) оплодотворяет станнум и начинается коагуляция – уплотнение, подобно тому, как после попадания спермы в матку, начинается уплотнение спермы и образование зародыша (о существовании яйцеклетки алхимики средних веков не знали). Акт коагуляции подобен свертыванию в подогреваемой кастрюле (Королевской ванне) молока (женской сущности станнума) в творог (сыр), где закваской является ржавчина. Коагуляцию можно также сравнить с образованием тела плода из женских вод, где ржавчина (сперматозоид, сперма, Молоко непорочности) коагулирует воды в плод. Образование коагулята происходит взаимным растворением друг в друге ржавчины, меди и медной зелени при помощи Универсального растворителя – меркурия, что приводит к зачатию красного тела Ребиса, нового Существа (RE-BIS – лат., повторение двойного, то есть повторение совокупленных Марса и Венеры).Коагуляция – это одновременно и зачатие, и преобразование супругов, следствие которого – превращение самих родителей, то есть Венеры и Марса, в их собственное дитя – в Ребиса.

Ребис – это уравновешенная тройственность, он одновременно является как Марсом – мужчиной, Венерой – женщиной (как любящие супруги в счастливом браке являются единой плотью), так и их ребенком, совокупленном в себе самом со своими родителями (алхимический инцест).  Ребис – это совершенный человек, Адам-Кадмон, соединяющий в себе оба пола, как первый человек в Эдемском саду до разделения человека на мужчину и женщину.      Коагулятивное совокупление иногда символизируется королевской птицей Павлином, роскошный хвост которого имеет радужное оперение, или петушком с курочкой (голубем с голубкой), которые зачастую (в силу андрогинности меркуриальной операции) неотличимы друг от друга.  Можно считать, что андрогин был получен амальгамацией – растворением ржавчины и станнума в Универсальном растворителе – ртути-меркурии, подобно тому, как было получено серебро второй операции растворением ртути в свинце. Ребис представляет собой медную амальгаму – сплав ртути и меди с примесями металлов всех предыдущих стадий Делания, собранных в медную зелень.   Метод амальгамации, до сих пор используется в металлургии. Он основан на способности ртути образовывать сплавы – амальгамы с различными металлами, в том числе и с золотом. В этом методе увлажнённая (цитринитас – это и есть увлажнение) дроблёная порода смешивается со ртутью и подвергается дополнительному измельчению в мельницах – бегунных чашах. Амальгаму золота (и сопутствующих металлов) извлекают из получившегося шлама промывкой, после чего ртуть отгоняется из собранной амальгамы (например, прокаливанием) и используется повторно [2].  Метод амальгамации известен с I века до н. э. Коагуляция заканчивается образованием внутри Колбы золотого Философского яйца с зародившимся в нем РебисомКальцинация (прокаливание) – лат. calx – известь; calcination, calcining – кальцинирование – нагрев коагулятивного андрогина. Название созвучно со словом «calc» – копирование, так как итогом заключительная операция Делания является копированием макрокосмических процессов в микрокосме человеческой души.   Ребис совершенен. Но его необходимо выпустить из Философского Яйца, в котором он находится. Вот почему необходимо прокаливание – кальцинация.Нагрев Колбы происходит в огне Совершенной взаимной тройственной любви его частей (Супружеской любви – любви Марса и Венеры друг к другу; родительской любви – любви супругов, Марса и Венеры, к своему ребенку – радужному андрогину; любви к родителям – любви Ребиса к Марсу и Венере).  Так как медь – красноватая, в ней уже присутствует красное Золото Философов, которое извлекается из медной амальгамы прокаливанием. При этом пары ртути с осадками (следами металлов) всех предыдущих стадий Делания (отсюда – радужный цвет меркурия, и его символа – павлина), которые осели на стенках колбы и впитались в нее, испаряются из Колбы вместе с меркурием, иссушая ее стенки, кальцинируя их, делая хрупкими.    Осадки возвращаются в теле Универсального растворителя-меркурия к своему Истоку, к Мировой Душе, так как все металлы Делания, начиная с Философского свинца, заключенного в соли и освобожденного из соли посредством тепла серного гниения, являются частицами Мировой Души[7].      Символом такого вечного возвращения также является Уроборос, кусающий себя за хвост.      Итогом кальцинации является иссушение до полного испарения меркурия Колбы, обрушивание ее иссохших стенок, опадание высохшей до состояния пепла кальцинированной белой скорлупы Философского яйца и выход из него (рождение) Совершенного Человеческого Существа [5].Его совершенство заключается в образовании целостной взаимообусловленной законченности в душе человека (микрокосме), неразрывно соединенной с Мировой Душой (макрокосмом, Богородицей), которая тоже есть целостная взаимообусловленная законченность. В солнечной операции Делания исполняется главное герметическое правило Изумрудной Скрижали Трисмегиста: «то, что вверху – подобно тому, что внизу». Происходит соединение, при жизни человека, его собственной души с Мировой Душой в одно единое целое. Продукт этого соединения носит множество названий – Красное Золото Философов, Философский камень, Алая Тинктура, Магистерий, Наше Золото, Витриол (Vitriolvm), Панацея, Эликсир Жизни.

Рубедо(rubedo) - греч. Iosis: Покраснение (под властью стихии Огня). Завершающий этап Великого Делания, Коронование, Королевская стадия. Символом рубедо является Совершенный (Двуглавый, Коронованный) Орел, или Красный Феникс.

На стадии рубедо неофит становится Адептом. Мужская, деятельная, кипучая марсианская (солнечная) треть вечной души человека (красный феникс) уравновешивается успокаивающей и отрезвляющей женской венерианской (лунной) третью (белый феникс) и той земной (черной) третью (черный феникс), которая есть зелень меди. Это равновесие с самим собой, своей зеленой Природой и всем миром, и есть Ребис [8]. Бессмертие обретается Адептом четким осознанием того, что он уже при жизни является частью предвечной бессмертной Матери – Мировой Души, находится с ней в гармоничном равновесии, а значит смерть как таковая невозможна, если Мировая Душа существует вечно. Смерть – всего лишь слияние с Мировой Душой, но это слияние в результате Делания уже произошло.    Адепт понимает, что все в мире едино и целостно. Подобно тому, как в Ребисе сливаются все его части, и подобно тому, как при Кальцинировании Универсальный растворитель возвращает остатки металлов предшествующих операций Делания в их изначальное лоно, жизнь Адепта – вечное возвращение в Лоно Великой Матери.

В рубедо Адепт имеет возможность совершать любые поступки, однако он никогда не воспользуется этой возможностью, поскольку всегда следует голосу и выполняет все условия Матери Всего Сущего. Эти условия ограничивают его поступки строгими рамками, ради соблюдения Высшей Гармонии в себе самом и окружающем его мире.  Рубедо – это подлинное служение собой, всеми частями человеческой Природы Высшей Гармонии, такое служение, как собой служил Христос – до красного кровавого пота и, если потребуется, до распятия на кресте, если это распятие послужит сохранению Гармонии во Вселенной.      Распятие само по себе – есть символ борьбы Адепта (Христа) с дикостью грубых приземленных душ (крест – символ Земли). Распятие – это Великое Делание, это отрицание себя, отрицание своего «я» ради принятия в себя мирового «Я»как частицы себя, ради помощи Мировой Душе в установлении Гармонии людей друг с другом и с Природой[2].


Литература:

 

1)Жеребцов А. Тайны алхимиков и секретных обществ. М., 1999;

 

2)Великое делание: теория и символы алхимии. Киев, 1995;

 

3)Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;

 

4)Символизм в западной алхимии и традиция Ибн-Рушди. М., 1971; Теория и символы алхимиков. М., 1995.

 

5) Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов. 2005.

 

6)В. Л. Рабинович. Алхимия - как феномен средневековой культуры. - М., 1975. 

7) Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII - XIX вв. - М.,Канон, 1999
8) Книга алхимии. История, символы, практика. - М.,Амфора, 2006

 

 

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики