Валерия Седова Эш – Мецареф: Синтез алхимии и каббалы

Валерия Седова

Эш – Мецареф: Синтез алхимии и каббалы.

 

 «Истинная алхимия начинается в самом человеке и лишь кончается в мире материальном... Алхимия есть химия изначально-живого. Ее взор обращен к первоначальным процессам происхождения миров. В этом смысле, алхимическая проблема сливается с проблемою космогонической…» [1]

О возможных связях между алхимией и каббалой, особенно вее христианской версии, пишут и некоторые исследователи истории тайных обществ и организаций XVII–XIX вв. Так,известныйисторик «теоретического» масонства и оккультных Организаций

 

Карл Фрикдостаточно подробно останавливается на этой теме всвоей книге «Просветленные», посвящая отдельную главу зульц - бахским христианским каббалистам конца XVII в. итрактату «Эшмецареф». Тему «каббалистической алхимии» затрагиваетнемецкий филолог А. Кильхер в своих работах, посвященныхвосприятию каббалы в европейской культуре. В них он подробно рассматривает представления о каббале и некоторых каббалистических учениях в европейской алхимии и христианскойкаббале XVII в.Учение христианских каббалистов об иерархическом устройстве мироздания и о всеобщей символической и магико-теургической взаимосвязи, в основе которой лежало представление об универсальном соответствии сущностей разного порядка, постигаемом при помощи искусства комбинаций, действительно, многое заимствовало из еврейской каббалы [4]. В этом смысле тезис Шолема о том, что взаимодействиемежду алхимией и христианской каббалой было намного болемтесным и результативным, чем между алхимией и каббалой еврейской, кажется совершенно верным. Вместе с тем, неследует сбрасывать со счетов те примеры подлинно творческогосинтеза еврейской каббалы и алхимии, которые нам известны, ипрежде всего – идеи, нашедшие отражение в каббалистико-алхимическом трактате «Эш мецареф» [3]. Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путем естественных соединений превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения» (Роджер Бэкон, XIIIв.), «С ее помощью включенные в минералы металлы, пораженные порчей, возрождаются — несовершенные становятся совершенными» (Альберт Великий, XIII в.). Вполне понятно, почему алхимию часто называли «универсальной медициной», и в таком названии уже содержится намек на второе значение алхимического искусства [9].  Цель духовной алхимии — трансформировать не столько материальные, сколько духовные сущности, и прежде всего — душу самого человека, очистить ее и превратить в совершенное духовное существо. Таким образом, объект алхимической деятельности в этом случае — душа самого адепта [9]. Этот подход исходит из представления о единстве природы, о том, что в основе всех видимых форм материи (минеральных, растительных, животных или человеческих) лежит единая субстанция, все они суть проявления этой субстанции, и, следовательно, все болезни (как металлов, так и людей) имеют общую природу и сходный путь излечения. Подобные взгляды восходят к самым ранним алхимическим текстам, в частности к идеям Марии Еврейки, знаменитой основательницы алхимии эпохи эллинизма. В духовной алхимии теория и практика неразрывно связаны друге другом, это особый тип мировосприятия, основанного на реально пережитом опыте трансмутации [7].
Таким образом, алхимия — это всеобъемлющая традиция, охватывающая все аспекты
  человеческого бытия, в основе которой лежит универсальная онтологическая система. Она тесно связана с другими тайными науками, прежде всего — с астрологией (каждый процесс и каждое вещество находятся в зависимости от определенного зодиакального созвездия или планеты) [6].

Занятия алхимией приписывались различным библейскимперсонажам во многихисточниках, как еврейских, так и нееврейских. Намеки на эту науку обнаруживали и в Библии, и вТалмуде: первым учителем алхимии считали Адама, после негов числе ее адептов видели Ноя, Сима,  Авраама, Моисея, Иакова, Давида, Соломона и большинство

Пророков. Так, Моисею были приписаны трактаты «Diplosis»(написанное по-гречески сочинение о том, как удваивать вес золота) и «Химия Моисея» (работа по металлургии); возможно,их автором был известный александрийский алхимик Моисей (отом, что он был евреем, свидетельствуют присутствующие в еготекстах иудейские идеи и символы). К этой же группе текстовотносится знаменитая «Восьмая Книга Моисея» (или «КлючМоисея»), сборник рецептов, в котором упоминаются Авраам,Исаак, Иаков. Этот текст, содержащийся в Лейденском папирусе  (II–III вв. н.э.), стал основойдля многочисленных магических«Ключиков» средневековья. Особенно много алхимических текстов приписывалось царю Соломону. Однако исторически достоверныеслучаи участия евреев в алхимической работе относятся лишь кпервым векам н.э.Сведения о евреях-алхимиках эпохи эллинизма можно найтив сочинениях Псевдо-Демокрита, Зосимы Панополитанского и вЛейденскомпапи русе [11]. В частности, уже у Псевдо-Демокрита.встречается  утверждение о том, что имен-  но евреям было дано знание алхимии: «Одни евреи достигли знания ее практики и описали иобъяснили эти вещи тайным языком». («О собрании философов»). Этот же автор впервые упоминаетимена реальных евреев-алхимиков. Однако основным источником знаний обэллинистической алхимии служат труды ЗосимыПанополитанского (III – нач. IV в.), называвшего себя ученикомкрупнейшего алхимика того времени – Марии Еврейки [12]. У Зосимы мы также встречаем заявления о решающей роли евреев валхимическом искусстве, причем существенным для него было ибезусловное превосходство священным.

Один из наиболее известных испанских ученых евреев, принявших христианство, – Моше Сефарди, ставший в 1106 г. ПетромАльфонси и прославившийся своей полемикой против иудаизма,был автором (не сохранившегося) сочинения, «открытого ангелом Разиэлем сыну Адама Шету (Сифу)», в котором описуваласьтрансмутация элементов и метал лов. Автором некоторых из алхимических сочинений, приписанных знаменитому испанскому теологу и мистику Раймонду ЛуллиюСерьезно интересовалсяалхимией и крупный итальянский философ и каббалист ЙохананАллемано, наставник Пико делла Мирандолы,сыгравший важную роль в развитии христианской каббалы [1]. Вомногих руководствах по практической каббале упоминается «металлическое искусство» некоего р. Давида из Вены (XV в.), «извлеченное из еврейского языка».Сохранилось немалосвидетельств (более или менее исторически достоверных) о евреях-наставниках, обучавших христианалхимической науке. В частности, как сообщается, таковых учителей имелизнаменитый адепт алхимии француз Никола Фламельи учитель Парацельса, немец Соломон Трисмозин. В своих путевых заметках Трисмозин сообщает, что в1480 г. он встретил в Италии говорившего по-немецки еврея, который вместе с одним итальянцем занимался алхимическими опытами. Трисмозин заявлял также, что свои знания он извлек из каббалистических сочинений, переведенных на арабский язык (по-видимому, имея в виду сочинения по магии и алхимии). Чрезвычайную популярность в XVI–XVIII вв.приобрели сочинения отца и сына Исаака и Иоанна-Исаака Голландов (XV–XVI в.); традиционно их считают евреями, хотя ниче-го собственно еврейского в подписанных этими именами сочинениях не содержится [8].

 

 

Сефиротическая система и соотношение с трансмутационным процессом

 

Неизвестный автор трактата «Эш мецареф» придерживался основополагающего для каббалистического учения принципа, согласно кото-рому система сфирот – т.е. порядок эманации и распространенияБожественной энергии (света) – является универсальной,  и лежитв основе всего мироздания, в том числе минерального царства ицарства небесных светил [12]. Следовательно, для того, чтобы познатьпроявленные  царства, и процессычто преносятся в мир эманаций, а также взаимосвязьмежду ними, нужно использовать сфиротическую схему.Именно схема сефирот использоваласьнекоторыми каббалистами для объяснения процессов, происходящих в минеральном царстве, в частности, среди металлов.Теория сефирот в конце концов стала самой сутью, «спинныммозгом» каббалистического учения и основой специфической системы мистического символизма. С одной стороны, каббалистыговорили о проявлении «силы» или «света» Эйн-соф ( Бесконечное Ничто )  на различных этапах (или уровнях)эманации, называемых «сфирот» и одновременно представляющих собой различныеатрибуты Бога илиэпитеты, которые можно к Нему отнести. С другой стороны, представления об эманации теснейшим образом связывались с теориейязыка. Этот процесс изображается как своего рода раскрытие различных Имен, относимых к Богу как к Творцу. Проявляющий себяБог – это Бог, который Сам Себя таким образом выражает; Бог, который «назвал» Свои силы, чтобы раскрыть Себя, дал им имена. Процесс, посредством которого сила эманации проявляет себя,переходя от сокрытия к раскрытию, протекает параллельно прцессу проявления Божественной речи (от ее внутренней сущности,заключенной в мысли, через звук, который все еще не может быть услышан, к словесному выражению[11]. Сефирот, и по отдельности, и все вместе, относятся к  категории архетипов тварного мира, который находится за пределами мира эманации.  Пребывая внутри мира Божественного, они также наполняют и пропитывают собой всё, что существует вне его. Таким  образом, ограничение их количества числом 10 с необходимостьюподразумевает, что каждая из них состоит из намного большегочисла архетипов, так сказать, более низкого «уровня». Энергия,пронизывающая и связывающая сфирот, понимаетсякаббалистами как сексуальная энергия, энергия любви. Взаимодействие различных уровней внутри схемы сфирот или парцуфимописывается как зивуг сексуальная близость мужских и женскихначал [4]. Символы плотской любви используются для описания творения. Все события, отраженные в Библии,библейские персонажи,слова и даже буквы святого языка связаны с определенными сфирот.

Таким образом, библейский нарратив становится рассказом о внутренней жизни Божества, асама система сефирот – универсальнойсхемой описания Бога, мира, человека [8].

 

В середине XIX в. в кругахоккультистов «Эш мецареф» начинают отождествлять с так на-

зываемой «Книгой Еврея Авраама», известной благодаря знаменитому французскому алхимику Никола Фламелю. Фламель рассказывал о том, как ему удалось приобрести и рас-

шифровать (при помощи еврея-наставника) эту книгу, написанную неким «Авраамом Евреем, князем, священником, левитом,астрологом и философом» для того, чтобы рассеянные по всемусвету евреи могли получать алхимическое золото и платить «дань

римским императорам» (т.е. императорам Священной Римскойимперии) [8]. СогласноФламелю, для понимания этой книги былонеобходимо глубокое знание еврейской каббалы.

Элифас Леви в 1861 г. опубликовал вкниге «Ключ к великим мистериям» свой французский перевод «Эш мецареф». Точнее, им опубликован некий составной текст, в который вошли как действительные фрагментыиз трактата, так и различные каббалистико-алхимико-оккуль-

тистские рассуждения. В качестве дополнения к этому текстуЛеви приводит такжеподборку, по его словам, «оригинальных фрагментов» из «Эш мецареф», которые были «пропущены»переписчиками. В целом же по публикации Леви крайне сложно восстановить первоначальный текст «Эш мецареф», зато длячитателя-оккультиста становится очевидно, что этот трактат –один из древних источников оккультизма, якобы сочетавший всебе каббалу, алхимию, герметизм, магию[2]. Автор трактата «Эш мецареф» придерживался основополагающего для каббалистического учения принципа, согласно которому система сфирот порядок эманации и распространения Божественной энергии (света) – является универсальной,  и лежитв основе всего мироздания, в том числе минерального царства и царства небесных светил. Следовательно, для того, чтобы познатьэти царства, процессы, в них происходящие, а также взаимосвязь между ними, нужно использовать сфиротическую схему. Тора не просто состоит из святых имен Бога, но вся она представляет собой великое Имя Бога. В нем Бог выражает Свое собственное бытие настолько, насколько это бытие имеет отношениек творению и насколько оно способно проявить себя посредствомтворения [6]. С одной стороны, это Имя заключает в себе Божественное могущество; с другой стороны, оно содержит внутри себя всюцелостность сокровенных законов творения. Сотворение Торыаналогично тому процессу, посредством которого эманировали изсубстанции Эйн-Соф сефирот и индивидуальные аспекты Божественных Имен.Бог открывается через имена, они наиболее реальны. Поскольку существует текст Торы как манифестация Божества в формеразвернутого Божественного имени, в Торе заключена вся реальность, и все конкретное наполнение схемы сфирот – все символыи значения сфирот содержатся в Торе. Открыть эти значениязначит получить ключ не только к пониманию Торы, но и к постижению всего мироздания, его строения и развития, мировой истории. В обнаружении в Торе таких «ключей» к тайным смислами состоит главная задача каббалы. Это и есть ее универсальныйгерменевтический метод – изучение символической природы вещей и постижение их сущности при помощи «ключей», которыесодержатся в Торе и показывают подлинное место каждой вещи виерархии мироздания (указывают ее истинное имя  - связываютее с определенной сефирой) [6]. Применительно к алхимической проблематике использованиеданного подхода означало следующее. Сначала необходимо изучить устройство мира металлов (веществ), процессы, в нем происходящие, рождение металлов (здесь подразумевалась связь с планетарным миром, потому что  именно небесные тела оказывают влияниена процесс зарождения и роста веществ) и их превращения. Такимобразом постигался внешний аспект природного мира. Однако дляуспешного овладения алхимией было недостаточно знания лишь отом, как происходит то или иное превращение; нужно было понятьи то, почему это происходит так, а не иначе, и для этого необходимо было овладеть знанием внутреннего аспекта, которое давала каббала. Следующий шаг – соотнесение веществ и процессов с определенными сефирот [5]. Прежде всего здесь использовалась техника обнаружения соответствий междуалхимическими терминами и определенными словами в Торе (связанными с той или иной сфирой), а также и прямо с названиями сфирот, при помощи методов гематрии. В «Эш мецареф» можно встретить самые разнообразные методы гематрии, в том числе простую гематрию; гематрию «малогочисла»; запись слов «в полной форме», т.е. с добавлением букв вавили йуд, увеличивающих сумму; добавление «самого слова», т.е.единицы, к общей сумме и пр. При помощи гематрических вычислений достигаются разныецели [3].Во-первых, это отождествление металлов со сфирот. Так, к примеру, автор утверждает, что сефира Хесед, «вне всякогосомнения» связана с серебром, на том основании, что у слова  хесед  тоже малое число 3, что и у арамейского сама, «серебро».  Далее, какое-либо вещество могут связывать с определеннымсловом в Библии для того, чтобы затем рассматривать свойства этоговещества в контексте данного фрагмента Писания.  В фрагментах «Эш мецареф» более или менее подробно описан целый ряд металлов, веществ и субстанций, играющих ключевую роль в алхимической работе. Обращаясь к ним, автор следует общему принципу комментирования библейского текста при помощи гематрий и схемы сефирот для выявления в нем указаний на то или иное вещество или процесс. Например говоря об олове

отмечается сравнительно слабая распространенность этого металла в алхимии, находя тому

объяснения в Библии: связь олова с идолопоклонническими культами и его аллегорическое соотнесение со свиньей (точнее, лесным вепрем). В качестве доказательства правомерности таких соотнесений приводятся гематрические вычисления, показывающие,тчто слова «олово» (бэдиль), «Юпитер» (цедек; планета, с которой вязаны осуждаемые культы) и «лесной вепрь» (хазир ми-яар) имеют одно и то же «малое» числовое значение. Как аргумент в пользу последнего соотнесения со «свиньей» упоминается и не совсем понятное физическое свойство олова – согласно «Эш мецареф»,оно издает звук, подобный «хрюканию» или «визгу» (возможно,при механическом воздействии). Вместе с тем, олово может принести пользу как дополнительное вещество при очищении иных металлов.

Если олово – металл «скудный» и для алхимии малоценный,то совсем иначе оцениваетсямедь, соотносимая со сфирой Ход (Величие). Основываясь прежде всего на описании жертвенника в Книге Исход, автор создает для меди собственную декаду сфирот, от Кетер до Малькут, выделяя различные типы меди, «мужские» и «женские». Такая интерпретация, по мысли автора, должна иметь значение и для понимания скрытого смысла Писания, и для алхимических процедур, и для астрологических расчетов и амулетов. В целом же раздел о меди вполне соответствует, по-видимому, распространенному в каббалистической интерпретации алхимии отношению к ней как к промежуточному металлу,

объединяющему в себе свойства двух высших – серебра и золота. К примеру, говоряо железе, автор «Эш мецареф» утверждает, что оно и есть тот «кровожадный зверь», о котором говорится в Дан. 7:5, на том основании, чтомалое число арамейского парзэла («железо») равно гематрии слова «медведь»; после этого свойства железа объясняютсякакинтерпретация соответствующего места в Книге Даниила.Гематрия может использоваться и не в отношении веществ [12].Так, в самом начале трактата говорится о качествах настоящего алхимика и алхимика-дилетанта. Первый из них уподобляется пророку (Элише) Елисею, скромному и не стремящемуся к богатству,т.к. числовое значение имени Элиша, , равно таковому у слова «tоhу - пустота»; такое уподобление неудивительно, поскольку,

как известно, библейский термин tоhу соотносится в каббале сосефирой Хокма, Мудрость.

Гематрия – это, возможно, важнейший, но не единственныйметод, используемый автором «Эш мецареф» для обоснования своих утверждений. Комментируя библейский текст, он обращается кразнообразным ассоциациям, вариантам этимологических значений, иногда – к игре слов, к примеру, соотнося различные видызолота и меди с различными местами в Писании,где упоминаются эти металлы. Цель при этом у него та же, что и вслучае использования гематрии, – связать металлы с определенными сефирот, но достигает он ее иными средствами.

 

 

 

Кетер  -  Ртуть

Хокма  -  Свинец

Бина-  Сера

Хесед - Серебро

Гебура -  Золото

Тиферет - Железо

Ход  - Медь

Нецах - Олово

Иесод -  Свинец

Малькут - Философский Камень

 

 

При анализе содержания трактата «Эш мецареф» имеет смислвыделить в тексте три основных смысловых слоя:

 

1. Собственно каббалистико-алхимический, который раскрывает соответствия междусфирот, металлами и алхимическими субстанциями. Автор находит в Писании разнообразные упоминанияо металлах, интерпретирует соответствующие стихи, используя

при этом Талмуд, Таргум Йонатан, традиционные, в том числе  каббалистическиекомментарии и широко применяя методы гематрии [3].

 

2. Алхимический слой, непосредственно с каббалой не связанный и представленный прежде всего конкретными рецептамиприготовления веществ (например, алхимических тинктур для

«работы в Белом» и «в Красном» – т.е. на двух важнейших стадияхалхимического процесса).

 

3. Третий слой – астрологический, представлен семью магическими квадратами (амулетами-камеями) планет-металлов и ихкраткими описаниями. В принципе, аналоги вышеназванным представлениям можнообнаружить не только в европейском эзотеризме последних веков,но и в самых разных мистических системах, в том числе восточ-

ных, хотя именно в эпоху Возрождения они стали особенно популярны среди европейских интеллектуалов, адептов так называемой«герметической философии». Не избежали увлечения этими идеями и евреи-каббалисты. Вместе с тем, достаточно трудно сказать,

насколько сильным было влияние на них европейского эзотеризма,поскольку с самых ранних времен в самой каббале присутствовали сходные идеи, да и едва ли можно переоценить роль каббалы вформировании ренессансного мировоззрения.

Как мы видели, отношение каббалистов той эпохи к алхимииимело и специфические черты, отличавшие его от подхода нееврейских эзотериков. Прежде всего отличия касались учения о сефирот,игравшего центральную роль в каббалистической алхимии. В своюочередь, это учение было непосредственно связано с представлением о Торе как зашифрованной структуре бытия и универсальноморганизме, которое было в основном чуждо христианским адептамкаббалы (именно поэтому известное им учение о сефирот не играло в

их взглядах существенной роли). Основываясь на каббалистическихконцепциях и методах, о которых мы не раз говорили выше, каббалист-алхимик мог объяснить, как устроен мир, как связан мир металлов, мир планет и мир Божественной эманации (сефирот). Он мог описать и процессы, происходившие в этих мирах [10].

 Таким образом,происходит синтез алхимии и каббалистической науки, где они переходят одна в другую и нармонично наполняются элементами оккультного познания, каждая неся свою долю истины и некой «методики» познания чкловеческого бытия и бытия Божественного. Это отчетливо видно в двух аспектах их взаимосвязи:
 Во-первых
 влияние еврейской Каббалы на нееврейскую алхимию. С конца XV в., когда возникает устойчивый интерес к Каббале со стороны христиан и начинают появляться переводы каббалистических текстов на европейские языки, алхимическая литература «пропитывается» каббалистической терминологией и символикой. Христиане-алхимики заимствуют концепцию сефирот, соотнося их с веществами и планетами, и, таким образом, в учении о единой космологической структуре мироздания алхимики получают подтверждение своей основополагающей идее о духовной. Божественной сущности материи, о тотальной взаимосвязи всего сущого [4]. Алхимики начинают активно использовать гематрию, пытаясь найти теологическое обоснование своих взглядов в библейском тексте; перед ними открываются огромные возможности для творчества в рамках концепции о всеобщей взаимосвязи и непрерывном изменении природы. Начиная с «Трех книг о тайной философии» Агриппы Неттесгеймского, появляются десятки трактатов (в основном на латыни), в которых Каббала предстает основой алхимического искусства.
 Второй аспект —  включение алхимического учения и техник в контекст еврейской мистической традиции. Согласно этому синтетическому учению все в мире организовано в соответствии с единой схемой эманации Божественного света, все взаимосвязано согласно системе с
ефирот, а потому и процессы в неживой природе, законы алхимии и астральных взаимодействий можно изучать и инициировать, используя эту схему [2].

 

Литература:

 1. Салтыков А. Об алхимических элементах религиозного предания // Путь (Париж), № 45 

 2. Бадж У. Амулеты и суеверия. М.–Киев, 2001

 3. Бурмистров К. Христианская Каббала и проблема восприятия еврейской мистики (XV-XIX вв.) // Тирош. Труды по иудаике. Т. 2. М., 1998. С. 31–44.

4. Василий Валентин. Двенадцать ключей мудрости. М., 1999.

5. Гастер М. Алхимия. – В: Еврейская энциклопедия / Под ред. Л. Каценельсона,

6. Д. Гинцбурга. Т. 2. СПб, б/г.

7. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / Пер. К.Богуцкого. Киев–М., 1998.

8. Гессманн Г. Тайные символы алхимии, фармацевтики и астрологии средних  веков. Киев, 2006.

9. Дианова Г. А. Язык алхимии. М., 1995.

10. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

11. Сират К. История средневековой еврейской философии. М.–Иерусалим, 2003.

12. Эндель М. «Сэфер йецира» в еврейской и европейской средневековой магии //Тирош. Труды по иудаике. Т. 3. М., 1999.

 
 
 
 
 

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики