Среда, 08 апреля 2015 07:44

Израиль Регарди Философский камень Глава 7 Комментарии

Израиль Регарди

Философский камень

Глава 7

Комментарии

Вначале текст сообщает нам, о тройном свойстве первого ключа. Таким образом, он открывает (a) темные тюрьмы, в которых сокрыта Сера или Огонь, являющийся эмоциональной жизнью или жизненным магнетизмом или Праной. (b) Семя это философская Соль, противоположность Серы на Каббалистическом Древе Жизни, та Соль, которая, будучи очищенной, служит движущим принципом просвещенного ума или семенем, из которого сформирован Камень, обращающий все в Золото. (c) Она формирует Камень соединением Серы и Меркурия.

Ясно, Камень представляет единение Меркурия, что является Сознанием, и Серы, огня эмоций, анимы души, используя Соль в качестве основы их действия, астро-ментальной оболочки. Психологическая интерпретация в ее теоретическом аспекте все еще применима здесь. Как в прежнем комментарии, аналитический метод может использоваться, чтобы вызвать растворение сознания в его собственном свете; то есть, погружая его содержание туда, откуда оно первоначально вышло, в Бессознательное. Согласно магнетической теории, подход к первой алхимической операции растворения посредством магнетического транса. Из-за передачи великой витальности умелым и инициированным оператором сознание затмевается, позволяя вторичному сознанию или божественное ядру Бессознательного неограниченно проявляться. Именно происходящее с сознанием во время гипноза или месмеризма остается даже по сей день спорным вопросом. Некоторые придерживаются одного взгляда, другие другого. В книге доктора Милна Брэмвелла по гипнозу приблизительно сотня страниц посвящена рассмотрению различных мнений относительно истинного состояния сознания. Примечание г-жи Этвуд в ее работе "Suggestive Inquiry into the Hermetic Mystery" выражает следующее мнение:

"Мы рассматриваем термин "растворение" здесь в соответствии со старой доктриной; чтобы объяснить изменение, которое имеет место в витальном отношении пациента в гипнотическом трансе были предложены различные теории; некоторые думали, что разумная среда удалена превосходящей привлекательностью действующей силы; другие, что она преодолена, или включена, или ограничена или разрушена; но Алхимики, единодушно, говорят, что ее надлежит растворить; и ввиду отсутствия большей силы разве мы не будем полагать, что она растворена, или что она должно быть, подобна действию кислоты на щелочь, темного доминиона индивидуальности, извлекаемого магнетическим прикосновением к его свету, чувственного или животного в овощном, помещением мозгового в ганглионарную среду? "Corpora qui vult purgare oportet flux facere", - говорит автор Розария, плотное земляное тело чувства может разрежаться потоком пассивного водянистый духа. «Начало работы - говорит Альберт Великий - прекрасное решение; и все, то, чему мы учим, не является ничем иным, как растворением и повторным отвердеванием духа, искусством делать неподвижное летучим и летучее неподвижным до тех пор, пока вся их природа не станет совершенной повторением в обеих своих Солярных и Лунарных формах».

2. Состав металлов или совокупность астрологических планет, с которыми Сефиры Каббалистического Древа Жизни и металлы соотносятся - конституция человека. Символикой "Пещеры" довольно часто обозначается темнота физической жизни, матки и темного творения нутра Матери. Следовательно, это - родовой универсальный символ самого Бессознательного, так как сознательные способности постепенно возникают и развиваются в ходе миллионов лет эволюции от этих витальных динамических потребностей и изначальной массы инстинктов. Пещера обозначает внутреннее состояние, из которого образуются внешние вещи, или из которого они рождаются - как в случае сознательной интеллектуальной жизни. В Бессознательном, таким образом, нам следует искать скрытый Камень Мудрого. Наш текст подтверждает предположение, что каждое состояние сознания связывается с ним или функционирует как движущая сила сущности некоторого вида. Камень ясно представляет собой переливающуюся самосветящуюся ауру, яркую эманацию от внутреннего Тела Света, сияющую как некий редкий и драгоценный камень. В его надлежащем смысле Камень - термин, использованный, чтобы обозначить единство Ауры или астро-метальной оболочки, жизненного магнетизма или пранической энергии индивидуальности, так называемый витальный дух и центральное ядро самого сознания. Последний скрыт в пределах глубин человека. Его происхождение восходит к самым началам развития в тусклых туманных эпохах первобытных времен; таким образом, он почтенен и возвышен по своей природе. Евдокс идентифицирует его с Коллективным бессознательным, Морем Мудрого, используя этот термин в его самом высоком, самом широком и комплексном смысле как это и прежде подразумевалось. Это не только психическая сфера инстинктов, но также и архитипический мир более высоких способностей проницательности, интуиции, духовной мудрости и вдохновения. Поскольку инстинкты - всего лишь отражение более высоких духовных частей божественной природы.

"Их таинственая Рыба"! Какое интригующий символ! Он соответствует сперматозоидам, плавающим в семенном море; плоду, омываемому внутриматочной амниотической жидкостью. Он символизирует возможность жизни, указывает на сферу будущего, большого потенциала и принадлежит классу красноречивых символов, изображающих возрождение и регенерацию. В этой связи есть интересная иллюстрация в книге "The Book of Lambspring", одной из нескольких книг Герметичного Музея, переведенной Уэйтом. На ней изображены две рыбы, плавающие в море. Под иллюстрацией мы читаем "Знай и истинно понимай, что две рыбы плавают в нашем Море. Море - тело, две рыбы - Душа и Дух". Текст, сопровождающий рисунок, следующий:

«Мудрецы скажут Вам, Что две рыбы находятся в нашем море Без плоти или костей. Приготовьте их в их собственной воде; Тогда они также станут обширным морем, необъятность которого ни один человек не может описать. Кроме того Мудрецы говорят, Что две рыбы есть одна, а не две; Их две, и однако они едины, Тело, Дух и Душа. Теперь я говорю вам наиболее истинно, Приготовьте трех вместе, Что образовалось очень большое море. Приготовьте серу с серой, И молчите об этом; Скройте свое знание для собственного преимущества, И избавитесь от нужды. Только позвольте своему открытию оставаться глубокой тайной».

Мы теперь переходим к центральному определению Алхимии, что это - наука о регенерации, ферментировании индивидуального сознания, возвышающих его до собственного высокого истока совершенства.

Слово "ферментация" передает идею принципа совершенствования и возможности трансмутации лучше любого другого слова, а также фиксации или сохранения, о котором они говорят (как объясняет г-жа Этвуд); а так же бессмертия, это - лучшее изображение Божественного Искусства, которое можно найти в земных процессах. Алхимия - процесс ферментирования жизненного духа в и его собственным светом. Жизненный свет находится во Всеобщем так же, как в человеке. В Искусстве Индивидуальность извлекает Всеобщее.

5. В каждой операции есть свои подводные камни. Ранее спутанные, и автоматические интеллектуальные принципы, те, которые помогали кристаллизовать сознание и эмоциональную природу в твердое и подавленное тело, должны быть сломаны процессом растворения. Ворон должен быть обезглавлен. Корень зла, несовершенства и замешательства, латентно залегает в сознании - то, что прежде всего вызвало запрещение эмоции и навязчивое побуждение ума механизмом репрессии должно быть раскрыто и осознанно. Его ясное осознание - сам по себе акт разрушения. Никто, до тех пор, пока он психически принужден или ограничен безумием, безволием или здравым смыслом, не сможет упорствовать на пути, который как он знает, приведет к его тотальному разрушению. С признанием происходит абреакция комплекса и выход скрытой эмоции и духовной энергии.

Есть еще один способ интерпретации этой идеи. Поскольку дух во всех символических системах обозначается белым цветом, чистым по своей природе и вездесущим в его действии, таким образом, его противоположное, тело и индивидуальность, символизируется черным цветом. Обезглавливание Ворона, черной птицы, предписанное Евдоксом, означает разделение в понимании (потому Алхимию называют Спаргическим или искусством разделения) головы - более высоких духовных и интеллектуальных принципов - от более низкой части тела, мира противоречивых желаний и инстинктов. В труде "Сияние Солнца" Соломона Трисмозина, есть прекрасный тщательно продуманный рисунок, показывающий ворона с черным телом, но белой головой, подчеркивая эту идею. Это - мистическая смерть тела. Это снова можно интерпретировать в свете цитаты из предыдущих страниц. То есть то, что древние полагали возможность двух смертей. Одна - естественная смерть, случающаяся с каждым человеком, завершающим свой период жизни, ненамеренная и неизбежная. Но есть и другая смерть, которую мудрецы и святые культивируют, поскольку, таким образом достигается высшая точки жизни и обилие духовного восприятия. Это - вызванная смерть посредством интенсивных медитаций и размышлений, когда сознание, направленное внутрь себя и разъединенное с его физическими чувствами и функциями, умирает для земной жизни сознательно и намеренно, чтобы функционировать в более высокой и более благородной сфере.

Обеление черного - неотъемлемая часть того же самого типа операции. Аналогично, при оживлении белого, то есть самопогружении или самого глубокого состояния сосредоточенности на себе, приводящего к стимуляции глубин Бессознательного, резко поднимается витальный поток либидо или витальный дух. Как только процесс растворения и разделения начат, вся природа подвергается преобразованию и балансировке.

Все же, как утверждал Евдокс, именно в первой операции состоит истинное и предварительное растворение, без которого ничто не значимо и не может быть начато. Дракон - либидо или витальный дух, неприрученный и недрессированный, как мы ранее определили, исследуя Золотой Трактат. Его чернота представляет степень, в которой он включен в вещество и таким образом затеняет его; он символизирует зло, в котором он пребывает из-за подчинения тираническому своевольному духу или сознанию. Чернота снова показывает превосходство тревоги и страха, производимых сознанием, понижая его, препятствуя его свободному обращению в крови и физической системе, и связывая его узлом, если можно так выразиться, на Не-сознающих уровнях, откуда оно неспособно выйти и которые постоянно доминируют над ним. Разрушить это беспокойство и освободить либидо - более или менее синонимичные или одновременно производимые операции посредством магнетического транса, в этом и есть первое делание. "Огонь естественной жизни, входящий и ферментирующий естественный огонь, - та же самая жизнь в другом, открывает последний, развивает, пробуждает и освобождает небесную Жизнь и Свет - вот главный принцип"

Результат такого состояния, естественно, то, за счет чего может продолжиться целая герметичная работа. Освобожденный от ограничения пределами тела воздействием постороннего магнетизма, который является внешним огнем, внутренний огонь или витальность могут сформировать новую жизнь внутри. Оставленный сам по себе в освобожденном состоянии, Свет распространяет и спонтанно формирует свой собственный новый центр и движущую силу. Западная алхимическая концепция фактически идентична Восточной. В китайском тексте, так успешно переведенном Р. Вильгельмом, есть несколько предложений, которые особенно уместно упомянуть в этой связи.

«Небесное Сердце подобно обители, Свет - владелец. Поэтому, когда Свет циркулирует, возможности целого тела помещают себя прежде у его трона, так же, как, когда святой король овладел столицей и установил основной порядок, все государство уплачивает дань; или, так же, как, когда владелец тих и спокоен, слуги и девицы повинуются его приказам сами собой, и каждый делает его работу.

Поэтому Вы только должны заставить Свет циркулировать: это - самая глубокая и самая замечательная тайна. Свет легко переместить, но трудно установить. Если позволить ему достаточно долго идти по кругу, то он кристаллизует себя: это - естественное тело духа».

Это - астральное тело Света, белого и великолепного, пылающего Камня Мудрого, чьи очищенные и возвышенные эманации пылают как аура, как сверкающий и пылающий драгоценный камень несравнимого сияния, неоценимого, невыразимого. Один прекрасный оккультный ученый, John M. Pryse, описывает ауру в своей работе "The Apocalypse Unsealed". Говоря о кундалини, что является алхимическим тайным огнем, он пишет:

«Это сила, что в телесной работе или цикле инициирования, поднимается от основной сущности яйца ауры до идеальной формы своего архетипа, и потому соответствует бессмертному Augoe?des или солнечному телу (soma heliakon), так называемому из-за присущего ему золотого сияния, подобного яркому солнцу. Его ореол виден покрытой дымкой опалесценцией. Это солнечное тело имеет атомную, немолекулярную природу.

Психическое, или серебро, тело, через которые действует Разум в психическом мире, молекулярно по своей структуре, но состоит из намного более прекрасного вещества, чем элементы, составляющие грубую физическую форму, организм с которым они плотно сообщаются, имеющий органы зрения, слуха и прочие. Ему присущ серебристый блеск, окрашенный нежным фиолетовым цветом; и его аура бледно-синяя, играющая и переливающаяся всеми цветами».

В обращении к образу Пеликана - феникса мы встречаем дальнейшие символы возрождения. Животные и птицы всегда присутствуют в символике снов, и такая символика - язык и Бессознательного и алхимического письма - представляет либидо. Тип животного определяет уровень одомашенности и цивилизованности, если можно так выразиться, достигнутый либидо. Освобожденное от ограничения и тюрьмы, в которой оно было так долго заключено, либидо действует на всю структура через кровь, гланды и самосознание, чтобы сформировать великолепную внутреннюю идеальную форму. Но даже последняя требует растворения и ферментации ее собственной аналитической жизнью - как слезы Феникса, раскрывающего свою грудь, чтобы накормить птенцов собственной жизненной основой. Витальность Камня разрушает свою собственную основу, чтобы возобновить себя. Новая солнечная форма извлечена и основана на прежних кристаллизованных ментальных оболочках, как, конечно, это и должно быть. Сравнимо с Осирисом, поющим: "Я разрушаю свое тело, чтобы возродить его".

Здесь алхимическая теория, казалось бы, не только признала, но и развила бы психологическую теорию, недавно изложенную Юнгом. Решение проблемы, касающейся восстановления сознания до его собственной божественной целостности, находится не только в преобразовании в противоположное, хотя, это, конечно, необходимо. Фактически такой процесс обязателен, поскольку без этого преобразования сознание будет оторвано от его архитипических корней и будет дрожать в воздушном пространстве без соответствующей поддержки. Но истинное решение находится в сохранении прежних ценностей сознания и признания их динамических противоположностей в индивидуальном бессознательном.

Таким образом, говоря об этой особой стадии, представленной Пеликаном - определенной стадии продвижения - алхимия объявила, что этот символ либидо также должен быть разрушен или преодолен. Она настаивает на разделении - даже если это сознание, природа которого трансцендентна. Мы встречаем здесь, как мне кажется, описание трансцендентной функции, описанной мастером европейской аналитической психологии. Поскольку текст говорит, что Камень, существующий в этом соединении - то есть, полное понимание противоположности сознания - должен быть расстворен. Таким образом, либидо или духовная энергия, отступая перед очевидно неразрешимым конфликтом - игрой между сознательным и бессознательным - возвращается и возвращается еще дальше воспоминаний о раннем младенчестве. Оно опускается в глубины или залежи расовой или родовой жизни и пробуждаются мифологические образы, населяющие эти глубокие уровни бессознательного.

Таким образом "начинается разделение элементов философским образом". Задача, стоящая перед пациентом или учеником, заключается в том, чтобы дифференцировать элементы его собственного личного бессознательного от первичных архетипов или доминант коллективного бессознательного, чтобы позволить подняться психической энергии, активируя и оживляя способности и возможности самого сознания. Это разделение личного от безличного, это дифференцирование эго от не-эго преодолевает невыносимое напряжение противоположностей в психике пациента, открывая дорогу примирению, которое оказывает терапевтическое и объединяющееся влияние на его сознание.

Пеликан, что следует отметить в заключение описания этой символики, обладает большим зобом, в котором он может хранить еду, обыкновенно рыбу. Если он хочет извлечь еду из своего зоба, чтобы накормить птенцов, он должен извлечь ее из своей груди. Возможно отсюда берет начало легенда о Фениксе, раскрывающем грудь, чтобы накормить птенцов своей собственной жизненной основой. С ранних времен Пеликан поэтому использовался в качестве символа Христа, пролившего свою кровь ради искупления человечества - явно это коллективный символ. Алхимики представляли Философский камень, красный оттенок, как Пеликана или более мифического Феникса. Поскольку своим проецирование на менее благородные металлы его собственной индивидуальности он жертвует собой, но на самом деле, его кровь дает им оттенок. Либидо, таким образом, больше не активирует исключительно первичные глубины, но эго, ребенок, может их использовать.

Некоторые из более поздних алхимиков использовали Христа как символ для представления Камня. Рождение Христа в душе человека является подходящей символикой для такой операции.

Во втором ключе продолжается тема Пеликана. Недавно сформированный Камень должен быть растворен. Очищение еще продлилось достаточно долго для того, чтобы придать совершенство. Работа не может быть выполнена одной операцией. Транс должен продолжаться, пока сознание наконец не затмится и тогда это приведет к его спонтанной трансформации до совершенно новой формы, где чистое отделяется от нечистого. Дух, витальность, должен быть отделен от каждого уровня и типа сознания, его души и движущей силы. Когда извлекаются те самые элементы, составляющие осадок, они могут быть изменены и возвышены, или же перенаправлены в новые и более достойные русла.

2. Теперь мы приближаемся к главной тайне всего делания. Используя психологический метод, мы связали эмоции и чувства с философским Огнем. Использование магнетической интерпретации, такого соотнесения, кажется, не вполне помогло нам. Мы искать дальнейшее и более полное объяснение другим путем. Существует интерпретация, согласно которой Огонь - проникающая власть интеллекта, и это иногда - смысл, в котором автор труда "The Suggestive Inquiry into the Hermetic Mystery" понимает тайну секретного огня. Различные авторы неоднократно идентифицировали его с основополагающим духовным проникновением и проникновением во вселенную. Другие идентифицируют его с пламенной силой воли. Вероятно, мы можем продолжить двигаться дальше, отталкиваясь от этих намеков и объединением и синтезом выработать пригодную гипотезу.

"Позади воли стоит желание". Так гласит алхимический афоризм. Под ним подразумевается, что желание направляет волю и создает объект ее направленности. Или иначе, это может подразумевать, что основание или почва Воли - желание или эмоция, и что она произрастает из последнего как развитие или сублимация, поскольку сознание зависит от Бессознательного. Движущая власть инстинктивной жизни - либидо, желание, витальный дух, в то время как движущая власть интеллектуальной жизни - Воля. В ее развитии и странствовании, в ее затмении магнетическим трансом, воля теряет свое прежнее умение ориентироваться. Но почти на грани уничтожения, если можно так выразиться, достигая низшей точки своей жизни, она восстанавливается усилием, могущественным вне всяких слов. Один шаг к этому божественному восстановлению - свирепость ее огня и жара, так как отчаяние перед лицом жизни предает стойкости каждой капле врожденной витальности. На данном этапе, когда она связывает себя с огнем, дарующим жизнь посредством желания, эмоциональной природы, ее часто называют Купоросом Венеры или Зеленого Льва, что подразумевает под собой волевую власть проникновения, пламенного и грубого, незрелой, но развивающей духовной энергии.

«Но это - из-за присущей желанию трансцендентной силы; и благодаря незрелости ее источника, которого не найти нигде больше, Потому мы называем его Зеленым Львом». - Так написал Викарий Молдена несколько столетий назад.

Г-жа Этвуд замечает что:

«Причина растворения, кажется, проистекает из действия витального жара, вызванного в крови искусственно, и который, будучи непрерывно измельчаемым, зажигает и открывает для себя проход, пытаясь немедленно поглотить обращающийся свет утечкой его собственного богатого хлорноватого ошеломленного духа».

В действительности это более, чем предположение, запутанное, но все же доступное для осмысления. Чтобы объяснить значение этого отрывка и всю месмерическую гипотезу Этвуд необходимо, чтобы мы обратились к различным материалам сравнительной религии, или, по крайней мере, к их практическим аспектам, которые можно найти в таких мистических искусствах как Йога, Тантра и медитация. Из исследований Тибетских Йогических практик мы знаем, что развитие так называемого наружного психического жара, что позволяет отшельнику жить на горных высотах в несколько тысяч футов над уровнем моря, будучи одетым только в хлопковую повязку, достигается различными формами дыхания. Позвольте мне процитировать короткий отрывок из недавней работы доктора Эванс-Вентца "Тибетская Йога и Тайные Учения", относящийся к предмету нашего рассмотрения. Он говорит:

"Первое из них (эти шесть учений) известное в Тибете как Туммо, что означает особое психофизическое тепло, вырабатываемое с помощью йоги. В тайном учении слово "тум-мо" означает метод извлечения праны из неисчерпаемого ее природного источника и накопление ее в аккумуляторе организма, а затем использование для превращения семенной жидкости в скрытую огненную энергию, порождающую в теле психофизическое тепло, которое распространяется по каналам психической нервной системы. В нашем тексте указывается, что в практике Туммо йог должен применять очень сложную визуализацию, медитацию, занимать соответствующие позы, выполнять дыхательные упражнения, направлять мысль, тренировать психическую нервную систему и выполнять физические упражнения".

Но как и в Хатхе-йоге и Тантре, большой акцент делается на дыхании как наиболее важном факторе. Указания, данные в Восточных текстах относительно продолжительности дыхания, задержания и выдоха, очень точны и тщательно продуманы. Примечательно, что любой обычный человек может многого достичь в течение нескольких минут посредством отрегулированного глубокого дыхания и задержек.

Теория Йоги была фактически заимствована Тибетской Йогой и предусматривает, что в воздухе, кроме воспламеняемого кислорода, есть то, что они называют Праной или жизнью. Но чтобы проиллюстрировать взаимосвязь жизни и дыхания в отношении основ, проникающих во все сущее, стоит кратко изложить суть Индуизма. Она гласит, что Жизнь или Прана, является универсально распространяющейся основой. Это - жизненный океан, в котором плавает сама земля; ею пронизан весь земной шар и все сущее. Она являет себя нескончаемо над нами и вокруг нас, пульсируя вокруг и сквозь нас всегда. В жизни мы просто используем особенный инструмент, более, чем кто-либо другой, для того, чтобы иметь дело и с Праной, и с Дживой. Строго говоря Прана - дыхание. Поскольку дыхание необходимо для продолжения жизни человеческого организма, индуистская философия полагает, что это - лучшее слово. Под Дживой, с другой стороны, имеется в виду "жизнь", и также оно применимо к жизни души, поскольку жизнь происходит из самого высшего всеобъемлющего духа. Понятие "Джива" поэтому применимо в общем смысле, как относящееся к бесконечному и вездесущему духу; в то время Прана более частное обозначение, подразумевающее поток жизни, проникающий в человеческое тело.

Часть мистического обучения Йоги требует продолжительной зарядки всей системы огромным количеством Праны, делая тело подобным сильной аккумуляторной батарее. Таким образом, согласно теории, очерченной выше, есть некоторая связь между воздухом и духом, с одной стороны, и между дыханием и движением ума, с другой стороны. Просвещение и духовные плоды могут быть обретены этим техническим методом. Также достигается и психический жар тибетскими отшельниками.

С практической точки зрения теория Йоги требует отрешения от мира, или уделения этим методам большого количества времени и внимания. Каждый день должно проводить часами осваивая трудные положения, в приобретении навыков пранаямы и медитации. Согласно отчету одного практика, которого несколько лет назад показали мне, восемь часов в день были посвящены праняаме прежде чем, наконец, свет немного затопил собой разум. Очевидно, такой путь развития непригоден для среднего человека Запада, независимо от его симпатии к Восточному идеалу. Позади него как минимум две тысячи лет непрерывной деятельности, коммерческой суматохи и материалистической озабоченности. Это нарушило бы его характер и наследственность, принятие Восточной жизни отшельника нарушило бы его историю развития.

Следовательно, некоторые утверждают, что алхимическая и месмерическая теория - почти идеальная адаптация преимущественно к такому человеку. Это - европейская версия Восточной техники Йоги, разработанная по существу для развивающегося Западного человека. Так как преднамеренное и желанное поглощение огромных количеств духовной энергии является основным предметом Йоги, Западные методы принимают ту же самую теорию в ее общем смысле. Но это практика осуществляется другим путем. Магнетизм или Прана, передаются от оператора субъекту характерными магнетическими практическими методами и затем возвращаются назад от субъекта к оператору. При этом происходит ферментация и ускорение. Так как присутствие силы увеличивает и вызывает силу, непрерывное измельчение и трение витального духа увеличивают обе энергии и их потенции. Его интенсивность увеличивается в невообразимой степени. Его напряжение, если можно так выразиться, возрастает, достигается трансцендентное психическое состояние, превышающее простую флегматичность обычного месмерического транса - медленно, но неизменно поднимается поток либидо, становясь настолько мощным по силе и качеству, что его можно назвать Тайным Огнем Мудрого.

Расширение фундаментальных оснований гипотезы Этвуд, а также ее краткое сопоставление с Йогической практикой пранайямы, может быть осмысленно сквозь призму ее собственных слов. Прежде всего, она подвергает критике современную (с 1850 г.) практику Месмерического искусства:

"Если, мы направим нашу посредственую жизненную энергию в сторону посредственное жизненной энергии (то есть, передадим нашу собственную неочищенную и неразработанную Прану таким же неочищенным субъектам), разве не получим мы лишь посредственные результаты? Из общего наблюдения явствует, что очень многое зависит от качества передаваемой жизненной энергии; и это, несомненно, соотносится с влиянием на духовный фермент и выражается степенью, в которой он может быть воспринят получателем в месмерическом трансе. Но спонтанное ферментирование, которому Витальный Дух подвергается, и изменение, таким образом вызываемое в Пассивном Субъекте, не используется в интересах современной практики или удалено от нее; еще меньше понято то точное искусство передачи и трансплантации, которое практиковалось древними, и посредством которого осуществлялись рост и возвышение Духа."

И снова, в описании технического метода передачи Витального Духа она утверждает:

"Как эта жизнь, будучи ферментированной этой жизнью, ею подобной, ведет в общий транс или выходит, так, чтобы последующая жизнь, ферментированная своим подобием, вела в ту третью жизнь, которая приближается и исполнена Созидающим Духом, так, чтобы ум стал в этом случае связанным со Всеобъемлющей Витальной Силой, и так могла действовать Ее воля... Огонь естественной жизни, ферментируемый естественным огнем - та же самая жизнь в другом, открывает последнего, развивает, стимулирует и освобождает небесную жизнь и Свет, который является единственной главной основой... Когда одна жизнь, будучи ферментируемой, передается другой, так же ферментируемой, большее совершенный результат достигается в пациенте, чем был прежде в операторе. Это - закон прогрессии жизненной силы - sic itur ad astra".

Последние предложения действительно заключают существенную тайну. Она состоит в передаче духовной витальности сознательно и намеренно от оператора к субъекту и обратно, продолжая динамический процесс снова и снова, который развивает скрытый огонь и пробуждает жизнь скрытого и спящего духа. Есть несколько уже известных методов, применяемых для ферментирования или увеличения индивидуальной внутренней духовной силы. Несколько из них я суммировал и описал в своей прошлой работе "Срединный Столп". Самый простой среди таких методов искусство ритмичного дыхания. Обычная теория Йоги постулирует, что самый привычный механизм, пригодный для управления и увеличения Праны это легкие. Сознательно устанавливая медленный, размеренный ритм вдоха и выдоха, формулируя в уме намерение напитать витальностью вселенной тело и разум можно существенно зарядится витальностью. Метод чрезвычайно прост, требует только немного терпения и практики, что брести искусность в нем и довольно эффективен в увеличении витальности и силы.

Второй метод, скорее более сложный, чем вышеупомянутый, известный как техника Срединного Столпа, краткое описание которой приведено в "Искусстве Истинного Исцеления". Его процедура достаточно проста и предусматривает образную формулировку различных центров Света, сосредоточенных в луче, проникающем через тело от макушки головы до подошв ног. Названия представляются вибрирующими, и комбинация мысли, звука, и цвета пробуждает эти центры к сбалансированной деятельности. Такая практика придает психофизической системе большое количество мощной духовной энергии. Эта сила, также, может быть передана от одного человека другому легко и непринужденно простым ручным контактом. Я утверждаю, что любой заинтересованный, скептик он или напротив, следуя простым указаниям и практическим инструкциям, может убедиться в действенности магнетической гипотезы. Этот метод пробуждения потока на самом деле является предварительным мероприятием перед практическим применением более сложной и продвинутой техники Этвуд, с помощью который должны быть получены значительные результаты. В этой связи стоит подчеркнуть мое убеждение, что магнетические "пассы" не способствуют удовлетворительной передаче силы. Имеет место значительная утечка энергии, поскольку метод не достаточно прямой. Метод Eeman, описанный в "Self and Superman" должен быть изучен как являющийся самым полезным. Техника, описанная де Пюесигюром, чрезвычайно эффективна, и расширена, будучи основанной на пассах. То есть оператор помещает одну руку на солнечном сплетении пациента и другую на его на голове. Соединяясь таким образом, метод предполагает, что аккумуляторная батарея насыщается силой от вселенной и "перекачивает" ее в пациента. В течение буквально нескольких минут пациент получают эффект от такой передачи. Сопровождение техники Срединного Столпа ритмичным дыханием позволяет оператору поглотить огромные количества витальности из среды и вселенной и таким образом исключает истощение. Пока оператор осознает со смирением и без самомнения, что он - всего лишь канал, через который могут течь космические силы, его способности к передаче энергии ни что не препятствует. Если мы рассматриваем сферу терапии, то только самомнение, порожденное случаями успешного лечения создает проблему. Он начинает считать себя могущественным целителем, подчеркивая свои собственные личные способности и забывая, что духовная сила ему не принадлежит. Таким образом, каналы блокируются и поток духа временного прекращает течь через него.

Через широко открытые каналы потоки витальности без препятствия текут сквозь индивидуальность и применение методов ритмичного дыхания Срединного Столпа позволяет и оператору и объекту его воздействия легко выполнить требования гипотезы Этвуд. Обычно ощущаемая витальность имеет мало ценности. Но сила, которая вторгается в индивидуальность во время практики Срединного Столпа, имеет природу, подобную воле передающейся руками и ферментирующую субъект. Если после некоторого времени субъект меняет роль и становится оператором и отдает обратно витальность прежнему оператору, который теперь становится субъектом, возникают значительные изменения в психике.

Распространенное предположение, что месмерические методы опасны, не требует долгого соображения. Все формы терапии в том или ином смысле опасны. Вся жизнь опасна. Простая попытка пересечь современную улицу является мероприятием, чреватым предельной опасностью, когда каждый рассматривает вероятность, что бурный скачок движения может породить еще одну жертву. Все гипнотические авторитеты опровергают обвинение, что практика гипноза вредна для пациента. Многие из них цитируют субъектов, которые подвергались гипнозу сотни раз без малейшего вреда. С другой стороны, легко заметить, что руками недобросовестного и нечестного оператора можно нанести серьезный вред. Однако, этот последний аргумент справедлив также и в отношении медицинской и психологической практики. Нужно быть уверенным в честности и квалифицированности врача или психолога прежде, чем подвергнуться лечению.

Второе возражение аналогично беспочвенно. Оно утверждает, что практика месмеризма вмешивается в свободную функцию воли, чья способность - точно то, что рассматривается в исследовании оккультизма. Гипноз был определен как искусственный метод получения сконцентрированного или рассеянного состояния. Таким образом, он напоминает медитацию или концентрацию, в ходе которой сознание или внимание отвлекаются от внешнего мира и сосредотачиваются на одной единственной идее. Различие - в том, что в прежнем случае созерцателю помогает второй человек, пока в другом состояние самовызвано. Таким образом, с этой зрения последний является бесконечно выше превосходящим, поскольку не зависит ни от какого другого человека, будучи уверенным в себе и способным к управлению и разумом, и психическими способностями. Один сторонник этой точки зрения, Доктор Эванс-Вентц, утверждает в своей новой книге, что европейские критики Йоги думали, что такие методы вызывают своего рода самогипноз. Если в определенной степени критика небезосновательна, мы должны, однако, принять во внимание факт, что гипнотизация собственными усилиями сильно отличается по своему результату, поскольку зависит от экспериментальных знаний, а не гипнотизации другим человеком. При самогипнозе йог - полностью владеет собой, тогда как в гипнотическом трансе, вызванном в одном человеке другим, загипнотизированный субъект теряет самообладание и в той или иной степени порабощен волей гипнотизера, и по завершению гипноза у него остается минимальная сознательная память о природе гипнотического состояния или характере реакций ума на внешние стимулы, вызывающие это состояние.

Только необходимо заметить, что это явление амнезии может быть легко устранено повторным гипнозом и обучением. Фактически, по моему мнению, уравновешенным и нормальным отношением к вопросу было бы утверждение, что идеальная форма обучения соединяет аналитическую процедуру психологии, индукции месмерического или сомнамбулического состояния и практики одной из оккультных медитационных техник. Этими тремя методами можно устранить любой недостаток конкретной техники и значительно расширить самосознание.

Что касается обвинения, что Йога или медитационные методы вызывают самогипноз, о чем принято говорить в уничижительной манере, то многое зависит от определения гипноза. В этом вопросе существует столько замешательства, страха и неправильных взглядов, вероятно, благодаря имеющим место злоупотреблениям театральными исполнителями, помимо романтичных спекуляций некоторых чересчур образных романистов, что необходимо обратиться к определению, выраженному на предшествующей странице. Говоря кратко, состояние, вызванное гипнозом, сопоставимо во всех отношениях с состоянием глубокого самоанализа. Существенное различие - то, что субъекту помогает в выработке этого однонаправленного состояния второй человек, ведущий его сознание по определенному пути. Будучи очень сконцентрированным, сознание более доступно для (a) поднятия прежде не осознанного материала, (b) внушения путей работы с этим материалом и для пробуждения соответствующих внутренних возможностей. Все это зависит от того, используется ли это состояние с благими и желательными намерениями или наоборот…

Идеал того, чтобы "полностью владеть собой" как в случае йогина, граничит с чрезмерным индивидуализмом. На Востоке идея взаимодействия между группами людей никогда не доводилась до практических высот, которых Запад независимо от других своих недостатков, достиг. Европейцам намного более свойственно работать друг с другом, чем это имеет место на Востоке. Там это обычно можно наблюдать среди учеников, стекающихся к гуру, но в большинстве случаев это - едва организованное занятие. Следовательно, Восточная система склонна отстаивать свою собственную слабость, наделяя возвышенным достоинством то, что в действительности является психологическим и невротическим дефектом. Старая история о лисе, потерявшей свой хвост. На Западе принято взаимодействие, поскольку этот идеал постепенно развивался, медленно двигаясь к своей реализации. Поэтому даже в духовных и психологических вопросах мы не усматриваем вреда в получении помощи и поддержки от некого другого человека. Для нас это естественно. И, таким образом, как утверждалось, не может быть никакого вреда от использования месмеризма или гипноза как средства обретения мастерства в искусстве медитации, если субъект информирован и уверен в двух вещах. Первая - честность его проводника или учителя, и он не испытывает неуверенности или дурного предчувствия перед индукцией гипноза. И, вторая - понимание, что в последнем средстве он должен встать на свои ноги, и что положиться исключительно на оператора означает признание чрезвычайной слабости, которая может быть опасна для его духовного благосостояния.

Это, во всяком случае, кажется, присуще технике Этвуд - методу, в ходе которого взаимодействие двух заинтересованных людей используется с общей и духовной целью. Согласно теории, разрушением астро-ментальных оболочек магнетическим избытком можно освободить запертое либидо и поднять с большей готовностью к более высоким уровням сознания, чем это возможно обычным или немедетативным путем. Эти две операции тождественны и происходят одновременно. Преднамеренная ломка кристаллизованных элементов личной сферы спонтанно освобождает силу, скрытую в них. Этот выпуск эквивалентен возвышению. То есть это - передача энергии от более низкой формы деятельности или уровня сознания к более высокому. И, как указывает наш текст, пока эта запертая энергия не выпущена, никакие дальнейшие шаги невозможны.

Действительно, это положение походит на систему Йоги. Никакое знание, истинное, не иллюзорное знание вселенной и жизни в действительности невозможны, если сперва не испытать определенную степень Самадхи, мистического опыта. Это достигается несколькими средствами, главной среди которых является техника пробуждения дремлющей, скрытой силы под названием Кундалини, сосредоточенной в основании позвоночника. После пробуждения, эта сила должна с помощью Сушумны проследовать от позвоночника к мозгу. Этот подъем жизненной энергии к психо-ментальной мозговой чакре, или скорее макушке головы, вызывает состояние сознания, которое характеризуется спонтанным приобретением интуитивного знания и переживанием невыразимого счастья, которое непохоже на любой другой опыт в жизни. В то же самое время достигается реализация полной и абсолютной свободы, будто каждая связь, которая привязала человека к миру и связала мир с ним, разрывается. Одним словом, механизмы интроекции и проектирования психических свойств полностью осознаются и преодолеваются. Таким образом, испытав Самадхи, Йог впервые становится свободным, отделенным, и больше не порабощенным внешними или субъективными обстоятельствами, может воспринимать жизнь такой, какая она есть. Как следствие он может обдумать, какие дальнейшие шаги должны быть предприняты для его собственного развития. И также он начинает мыслить образом, доступным немногим другим существам, как он может помочь и не препятствовать своему собрату.

Второй Ключ Евдокса сообщает нам, что раскрытие природы сознания не может быть предпринято без предварительного растворения сознательных ограничений и запрещений. Все ментальные оболочки должны быть сломаны, чтобы их психические элементы могли быть перестроены и изменены до лучшей формы. Как следствие, либидо может быть поднято. Это состояние достигнутого возвышения, когда становится возможным преобразование элементов - то есть, восстановление Одежды Славы, внутреннего Тела Света - так же как извлечение и полная реализация в сознании этих трех основ. Эти три основы были уподоблены Самоотверженности с ее противопоставлением Эго Меркурию; Изменение, с его противопоставлением Стабильности Сере; и Горе, с неявным противопоставлением Счастья Соли. То есть эти операции должны пробудить скрытые качества и божественные силы, бездействующие на различных уровнях психики, неизвестные и неподозреваемые эго, чтобы расширить и достигнуть их максимального выражения и развития.

4. Солнце и Луна - астрологические символы мужчины и женщины, положительного и отрицательного, психологические эквиваленты Сознания и Анимы (или Анимуса). Союз этих двух разъединенных элементов индивидуальности создает целостность и единство бытия. И только так человек может быть целостным, сбалансированным, уравновешенным и только так можно приступать к действию. Дистилляция - духовная энергия, которая циркулирует в таком человеке. Именно эта дистилляция требует освобождения. Тогда она способна к ферментированию, и после повторных циркуляций пробуждается тот внутренний скрытый огонь духа в крови, которая растворяет тусклый и неочищенный камень. Большое Море Мудрого, как мы ранее определили, Коллективное Бессознательное или более высокий божественный Астральный план, вездесущий все-распространяющийся источник витального магнетизма, чувства и памяти.

5. Растворенный таким образом, в то, что, из-за отсутствия других и более подходящих слов, можно обозначить как гомогенный магнетический флюид, Камень можно назвать Виноградной лозой Мудрого. Поскольку эти алхимические процессы продолжаются, и жидкое вещество созревает и развивается в правильном направлении, оно известно как философское Вино. Вино возделывается из Виноградной лозы - то есть, растворенные элементы всей индивидуальности, которая, из-за этого растворения, получает возможность дальнейшего и нового роста. Вино представляет то же самое вещество, символизируемое Виноградной лозой, но в более высоком смысле. Из-за внимания, которого мы ему уделили, возделанное из виноградной лозы вино более возвышенно, чем его источник. В этом - развитие. Мы могли аналогично предположить, что Бессознательное - Виноградная лоза и либидо, поднимающееся из скрытых глубин души и есть то Вино, о котором так загадочно говорит Евдокс. Это алхимическое Вино продолжает подвергаться варке и воздействию огня, и в ходе дальнейшего преобразования увеличивает свою ядовитость, если можно так выразиться, и это соединение называется самым острым Уксусом. Это - кислотная жидкость, продолжающая процесс распада далее, и более тонким образом внедряющаяся во всю умственную и психическую сферу как предварительное мероприятие перед реконструкцией сферы ощущений на лучшем и более божественном плане.

Следует упомянуть о последующем изменении в кровотоке, вызванным возросшей секрецией, стимулируемой и балансируемой изменениями в ощущениях и сознании, вызванных Большим Деланием. То, что умственные и эмоциональные изменения способны к стимулированию перемен в кровотоке и в структуре ткани физического тела является эмпирическим фактом. Мы все знакомы со случаями внезапных и неожиданных дурных вестей, полученных во время приема пищи и вызвавших рвоту. Исследования невроза также дают нам неисчислимые примеры нервных и физических расстройств, вызванных неблагоприятной психической деятельностью. Это - психологический факт, что неврастения, запор, расстройство желудка, артрит, зуд и многие другие болезни - прямое следствие психологических причин. Иногда работа с психогенными факторами устраняет или уменьшает физические признаки. В других случаях для уменьшения психических признаков расстройства требуется прямая физиотерапия различных видов. Другими словами, ум и тело нельзя рассматривать как два отдельных механизма. Более здравая точка зрения состоит в том, что они - два полюса единого целого, две различных функции этого целого, используемые с целью получения опыта и контакта с внешней жизнью. Они составляют вместе с постулированным оккультной философией астрого-ментальным телом прямой континуум. Поэтому изменения, происходящие в любой точке этого континуума и затрагивающие любую связь, должны неизбежно привести к результату или изменению в некоторой другой части цепи. Хотя я не знаю ни о каких конкретных экспериментах, но полагаю, что пробы крови, взятые в ходе гипнотического транса будут немного отличаться химическим составом от тех, что взяты у людей, находящихся в обычном состоянии. Следовательно, имея дело с такими влиятельными средствами, как медитация, магнетизм и обратная передача витальности, мы, несомненно, найдем, что должны последовать и физические эффекты. Трансмутация, таким образом, становится физиологическим и экспериментальным фактом, вся физическая структура, становится более чувствительной, очищенной и реагирующей на тонкие импульсы, передаваемые к и от сознания.

Третий Ключ. В то время как мы продолжаем исследование этих Ключей, материал становится более неясным. Единственное, что нам остается - это продолжать начатое, как и было рекомендовано. Из-за этого совета, и потому что я был более многословным в комментарии к двум предыдущим ключам, я не предлагаю исследовать всю полноту третьего Ключа и оставшихся. После рассмотрения определенных моментов в первой половине этого ключа я не вижу дальнейшей необходимости в продолжении. Ученик может исследовать текст в свете предыдущих глав на свое усмотрение.

2. Основная операция данного Ключа, согласно его описанию - извлечение трех принципов Соли, Серы и Меркурия из сравнительно гомогенной основы, названной Водой Мудрого, или нашим Меркурием. Это достигается, как Евдокс сообщает нам, "прекрасным растворением и возвышением тела из его природы". Это делается также содействием Духа или Серы - являющейся союзом души с телом. В другом месте этот процесс называют, "обездвиживанием летучего". Душа соответствовала бы воздушной летучей природе сознания, Меркурию и требует обездвиживания, или сгущения в более или менее прочную основу Соли, тела. И текст далее разъясняет вопрос в следующих строках: "Это - Намерение и ключевой момент Операций Ключа, которые заканчиваются образованием нового вещества, бесконечно более благородного, чем Первое" .

4. Постепенно вопрос становится яснее в ходе толкования с конца второго Ключа. Евдокс говорит о гомогенном веществе, философской Воде, заключающей Три элемента, которые сопоставимы с духом, душой и (тонким) телом. Здесь Евдокс подчеркивает изложенный выше факт. Эти три элемента, как и все в природе, не чисты в их естественном состоянии. Необходимо произвести очищение, отделение перед последующим объединением. Следовательно, первоначальный процесс далее необходимо продолжить дистилляцией гомогенной и аморфной астральной основы. Так происходит разделение. Осуществляется раскол естественного единства Меркурия и Серы, души и духа от их движущего принципа, Соли. Эта земля или Соль, остается неподвижной внутри физического тела "как мертвая, черная, и мутная земля". Его жизнь закончилась, тонкие оболочки предаются гниению и распаду.

5. Но даже эта муть невыразимо ценна. Алхимическое искусство ничего не отвергает, поскольку "Природа учит нас", как утверждается в "the Chaldaean Oracles" - "и Оракулы также подтверждают, что даже пагубные микробы вещества могут быть сделаны полезными". В своем труде "Memorabilia" г-жа Этвуд отмечает, что "основа тела сохраняется в том, что они называют пепел или Caput Mortum, и целая жизнь восстанавливается из этой единственной спасительной основы; Хунрат называет ее 'нашим пигмеем', а также 'диадемой тела' "

6. Жизнь сокрыта внутри черноты пепла - межатомная жизнь, которая ни в коем случае не может быть разрушена, и которая рано или поздно утверждает себя, сообщая движение и жизнь массе. Есть каббалистический афоризм о том, "Кетер" (дух или белизна) "находится в Малькут" (веществе или черноте), "и Малькут находится в Кетер, но иным образом". И вновь повторяется, что внутри материальной противоположности жизни в результате очищения наконец находится Семя Духа . В конечном счете не может быть сделано никакого различия между духом и веществом. Последний - кристаллизация прежнего, и дух возвышается и извлекается из вещества. Вещество составлено из молекул и их атомов. Атомы состоят из еще меньших частиц, протонов и электронов. Они, как полагают, являются положительными и отрицательными зарядами электричества, в то время как последнее, энергия, является световым излучением, проявлением духа в действии. Настойчивым преданием осадка огню Мудрого врожденная и неявная духовная жизнь и энергия пробуждаются к возобновленной и чрезвычайной активности. Чернота отброшена, Соль вымыта и очищена. Этими очищающими средствами она фиксируется, становясь кровью или жизнью Камня, бессмертной, независимой и энергичной основой восстановленного сознания.

7. Огонь и Вода, будучи противоположными, все же взаимно привлекательны. Это старая концепция, которая здесь разъясняется. Дух - антитеза Вещества. Все же привлекательность одного для другого столь велика, что делает их подобными мужчине и женщине, как мужчина и женщина каждый из них по отдельности является потерянным и неполным. Потому союз духа и души заповедован нам с великой и подчеркнутой серьезностью. Огонь - универсальная, все-распространяющаяся жизненная сила, в то время как Вода - индивидуализированная особая единица той энергии, ставшая самосознающей через опыт и погружение в вещество. Это объединение, очевидно, может произойти посредством некого третьего. Они настолько противоположны, что их соединение кажется невозможным. Подобным образом, относительно отношения к жизни, сравнительно легко выбрать какую либо из противоположных точек зрения и следовать ей до конца. Но бесконечно более трудно сохранить эти две противоположности в сознании и совершить попытку их объединения. Такая попытка всегда обречена на неудачу. Но можно преуспеть, формулируя полностью новую точку зрения, которая не состоит исключительно ни из одной из этих двух противоположностей. Или, говоря точнее, эго примиряет их, возвышаясь над ними. Более технично, сам дух или либидо, регрессом к Коллективному бессознательному примиряет и объединяет их. Потому алхимическая традиция утверждает, что объединение индивидуальной души с универсальным духом может последовать только через посредничество третьего, Земли или тонкого тела Света. Это то, что является промежуточным и связью между разумом и материей.

8. Здесь мы встречаем повторение, подчеркивание и разъяснение. Автор этого загадочного текста теперь добавляет, что огонь и вода, хоть и различаются полом или полярностью, существенно и по существу подобны по своей природе. Они отделены от их материальной основы механическим и длительным применением огня. Достигнув разделения, материальное основание, Соль, должна иногда увлажняться своей водой. Таким образом, Меркурий, приводимый в действие Серой, придающей ему волю, должен увлажнить, пропитать или пребывать в своем бывшем носителе, но теперь в его противоположности.

Что прежде имело место в архаичных доисторических эпохах как ненамеренное явление природы, теперь осуществляется с полным сознанием духа. Нисхождение духа в вещество, подобно богам солнечных мифов, спускающимся в подземный мир, повторяются первоначальные операции или фазы, происходящие в космическом развитии. Этот спуск увлажняет Землю Водой, и также фиксирует Дух. Существование носит двойственный характер. Союз Соли и Серы, этих двух противоположностей, приводит к рождению нового индивидуального сознания, прежде затмеваемого магнетическим трансом и передачей витальности. Сперва можно подумать, что объединение духа и вещества таким способом после их предшествующего разделения идентично прежнему единству. Фактически это не так, и алхимики непреклонны, настаивая на различии. Так же, как и в ходе магической церемонии, элемент, призываемый в очищенное пространство после его предшествующего изгнания не тождественен тому, чем он являлся прежде, но представляет собой более чистую квинтэссенцию. Таким образом, спаргическим искусством единство Соли, Серы и Меркурия проявляется "благородной и более прекрасной Формой, чем это было прежде".

Другой комментатор принял решение интерпретировать этот союз как между Руах, умом или эго, и Нецах, Более высокой Душой или Пламенным Мышлением, пониманием. После этого мистического объединения поднятый Руах возвращается как господин к своему должному единению с Нефеш, животной душой, природа которой таким образом реализуется.

9. Мы уже определили, что термин "Камень" отражает несколько понятий. Иногда - это множественная концепция, включающая три алхимических принципа вместе. В других случаях, как слово Меркурий, оно относится к Квинтэссенции, короне и синтезу элементов. В других случаях оно применимо только к субстанциональному принципу Соли, которая отнесена на Каббалистическом Древе Жизни к Сефире Ход, Великолепию, элементу Воды, к астрологической планете Меркурий, и эти последние соответствия представляют энергию, пластичность и текучесть субстанции, субстанции так называемых астральных оболочек или Тела Света.

Данный отрывок учит, что из Камня, общего обозначения для гомогенного состава, исходит Вода. Эта божественная Вода может только быть осознанна нашим пламенным растворением. Здесь становится необходимо расширить значения наших элементных соотнесений. Эти символы бесконечно гибкие. В определенных формах оккультной символики, Сефира Ход символизируется чашей. Кубок обладает особой формой, символически выражающей фундаментальные идеи. Основа Кубка треугольная, или довольно пирамидальна. Она находится на круге или сфере, а над ней полумесяц, фактически чаша Кубка. Возможно это сделано для отражения нескольких существенных значений. Основа, будучи треугольной, является символом огня. Будучи пирамидальной, она представляет каждый аспект огня - звездный, солнечный и земной огонь. Круглый символ, используя символику индуистской таттвы, относится к элементу Воздух. Выше круга полумесяц, который той же самой системой символики относится к элементу Воды. См. раздел о символах в Части Первой из "Золотого Рассвета".

Так, в их самых широких значениях, эти три элемента относятся к трем фундаментальным составляющим или аспектам души человека. Треугольник огня соотносится с инстинктивной и эмоциональной основой. Воздух, как мы ранее определили, является элементной особенностью ума; круг представляет сознание. Духовная часть человека, его стремление и более высокое томление, его интуиция и воображение представлены полумесяцем. Таким образом, Воздух, сознание, примиряет противоположности. Человек, символизируемый этим символом представлен как полное психическое целое, всегда открытое, если он того желает, притоку Кетер, универсального духа жизни.

(см. Рис. 3. - СИМВОЛИКА КУБКА)

Использование Воды на этой особой стадии в нашем алхимическом тексте подразумевает постепенное начало операции духовного свойства. Растворением связей, которые ограничивают и сковывают сознание, цепей, которые неволят его иллюзорным представлениями, конфликтующими с действительностью, освобождается внутренняя духовная сила. Именно ее представляет вода.

10. Эта жидкость описывается различными названиями и свойствами - в зависимости от конкретных стадий, достигнутых в делании. Но я заключаю, что, поскольку работа начинается посредством увеличения потенции внутреннего огня непрерывным измельчением и передачей, таким образом, она продолжается. Это - то, что достигает дистилляцией.

Высокая значимость Воды едва может быть подвергнута сомнению, и каждый помнит ссылки в обеих частях Священного писания. Вспомним отрывки из Откровения: "И он показал мне чистую реку воды жизни, прозрачную как кристалл, проистекающую из трона Бога и Ягненка". И снова: "Я - Альфа и омега, начало и конец. Я свободно даю пить из фонтана воды жизни тому, кто этого жаждет."

12. Повторением подчеркивается, что растворение является предварительной операцией. Тонкое тело, теперь отделенное от его формирующей основы, должно быть растворено в собственную гомогенную астральную основу, Соль. Именно этот дальнейший процесс растворения фактически освобождает пламенный взрыв внутреннего огня.

Первые применения алхимического огня медленны и аккуратны. Обязательно так. Постепенно его жар увеличивается до полной и высокой интенсивности, поскольку физическая и астральная система медленно привыкают к своей силе. И таким образом, когда приходит время, порождается чернота гниения в теле, что является желаемым. Будущий успех в данном типе делания зависит полностью и исключительно от этого достижения.

Предписание Старших, цитируемое в тексте, является чрезвычайно интересным и те, кто следовал за толкованием, и далее обратился к собственной интуиции, могут понять его значение. Самый высокий пар - витальный дух, своим временным затмением низведен до глубин. Меркурий - "божественная Вода", "спускающаяся с небес", что, вторгаясь в душу уменьшает или ломает астральную форму до составляющих ее основ или элементов. Мы можем предложить более точную интерпретацию в свете психологического метода. Меркурий - интеллект, сначала восстанавливающий, а затем синтезирующий все вещи. Во всяком случае, бальзам жизни, который является божественным огнем, в отличие от более сырого элементного огня, используемого в более низких ранние процедурах, скрыт внутри черного пепла разложенного тела.

Как отмечено ранее, наша символика переключается или расширяется в сторону включения Верховной Триады. Последняя - триада божественных сил, обычно называемых единством. Троица может быть уподоблена ноумену или божественным корням элементов, или трем аспектам Высшей Души, ядра Самости и Ид и их основам Мудрости, Воли, и Понимания. Эта единица скрыта и абсолютно бездействует внутри самого черного пепла вещества и ума, пока погасшая жизнь не подтолкнет себя спонтанно к новому и освобожденному возрождению. Пробужденная к возобновленному существованию, она действует на форму, заключающую ее, огнем очищения, очистительной воды, устраняя последние остающиеся фрагменты примеси, черноты и зла. "Ваша вода должна оживляться этой пламенной сущностью, которая творит все чудеса нашего искусства".

Рис. 4. - СИМВОЛИКА КАДУЦЕЯ

Есть другая символическая форма, представляющая основы психики, которая может привнести немного ясности. Ее основа - Кадуцей Меркурия. Способ интерпретации использует то, что называют тремя Материнскими Буквами Еврейского Алфавита. Это Алеф, Мем и Шин. У них есть элементные соответствия. С тех пор в Каббалистической философии все сущее в космосе и, следовательно, в психике человека, произошло от трех главных элементов, справедливо их можно назвать Матерями. На Кадуцее буква Шин трехаспектна и символизируется двумя нависающими крыльями с центральной основой. В середине буква Алеф символизируется двумя головами и шеями переплетающихся змей. Ниже находится буква Мем, символизируемая остальными частями тел переплетенных змей. Таким образом, мы видим символику, обратную символике Кубка, которая была пассивна и восприимчива, тогда как использование трех Материнских Букв - активный и мужской символ. Выше находится Огонь, буква Шин, числовой эквивалент которой - Еврейская фраза, означающая Дух Богов или божественный Дух. Это напоминает о том святом вдохновляющем огне, который спустился на апостолов в Пятидесятницу, благословляя, освящая и неся дар языков. Вдохновение, религиозное, мистическое и профессиональное, является результатом нисхождения в бесплодие души человека. Сознание, эти две головы змеи, буква Алеф отсылают к элементу Воздух по причинам, которые мы обсуждали ранее в других местах. Ниже Мем, пассивная природа человека, его животная душа, водянистая, беспокойная и бушующая время от времени; склоняющая к инерции и бездеятельности.

Другие интерпретации этой фундаментальной символики читатель может найти самостоятельно. Но едва ли здесь есть необходимость погрузиться во всю запутанность интерпретации. Моя задача состояла в том, чтобы, прежде всего, предложить различные формы толкования и предоставить самую прозрачную схему такой интерпретации.

Наконец в завершение остается рассмотреть одну важную и очень трудную проблему. В основе наших истолкований, психологических, месмерических или магических, есть все, что касается достижения просветленного состояния души, но не продуцирования физического вещества, известного как золото. В сравнении с психическим состоянием среднего человека, такое просвещение может являться золотом, как символом сравнения с грубым свинцом нормальности. Естественно, существуют другие интерпретации, и вполне возможно, небеспочвенно, металлургические. Мне они не известны. Их можно оставить металлургам и химикам, поскольку они не касаются моих интересов.

То, что представляет интерес, так это утверждение, сделанное некоторыми последователями оккультизма и алхимии, заключающееся в том, что производство духовных изменений в душе и внутреннее преобразование освобождают скрытые силы, ранее бездействующие и латентные в сознании. Как утверждение это не столь невероятно. Сторонники этой теории, однако, идут далее. Они говорят, что эти силы дают их обладателю способность, например, выполнять физическое преобразование. Они утверждают, что возможно превратить свинец или другие основные компоненты сплава в золото посредничеством внутренних психических и духовных способностей, развитых и стимулируемых духовным преобразованием души. Вряд ли кто-либо из тех просвещенных людей нашел бы разумным совершить попытку такого превращения; это совсем другая история, хотя история и подтверждает существование таких попыток, более того, успешных попыток.

Артур Эдвард Уэйт, в своей работе "The Secret Tradition in Alchemy" предпочитает игнорировать фундаментальные факты оккультизма, как и результаты современных психических исследований. Он использует свою привычную тяжелую артиллерию критики против этой теории, хотя намного более простой метод соображения был бы уместнее. Он выражает презрение к теории психического превращения золота. Фактически, он цитирует последователей данной теории, заявляя, что, хотя они и полностью осознают значение или возможности такого превращения, они "не перешли к практике". И от этого г-на Уэйт заключает с сопутствующим пренебрежением, что такой подвиг невозможен.

Я же, полностью осознавая философское значение духовной интерпретации алхимической теории, присоединяюсь к своим предшественникам в признании что также не приступил к практике в вопросах, относящихся к превращению. Но в то же самое время я знаю о научных исследованиях, которые имели место в прошлом и продолжаются сейчас в современных лабораториях. Результаты психических исследований реальны, и для любого критика было бы неблагоразумно их проигнорировать, не говоря уже о насмешках. Различные явления, которые действительно происходят, и чью точность и правдоподобие свидетельствовали благородные и заслуживающими доверия люди, указывают, что внутри человека сокрыты странные и замечательные возможности, но они редко проявляются нормальным человеком. Не только так, но эти психические факторы в состоянии затрагивать и влиять на объективный мир до экстраординарной степени. Рассмотрим, например, явление аппорта. Объекты, живые и неорганические, появляются в сеанс-зале внезапно. Кажется, как будто магическая сила, активированная вокруг, в состоянии переносить объекты полностью игнорируя законы трехмерного мира, с которыми мы знакомы и к которым мы привыкли. Как мы можем объяснить это явление? Цветы летят в комнату, закрытую, запертую и изолированную - видимо через пол, потолок или эти четыре стены откуда-то снаружи. Безотносительно истинного объяснения мы сталкиваемся лицом к лицу с возможностями психики, которая может действовать на так называемое твердое вещество, изменять и модифицировать его характер исключительно психической деятельностью. Перед лицом обширного количества доказательств, собранных психическими исследованиями, далекими от спиритизма, мы можем сказать, что любой человек, игнорирующий их, проявляет интеллектуальную трусость, боясь принять любую правду, которая не соответствует его убеждениям.

Это - один аспект предмета. Другой аспект может быть менее приемлемым для критиков, хотя его обоснованность засвидетельствована обширным количеством людей, а также светской и религиозной традицией. В восточной духовной философии является обыденным тот факт, что преданность религиозной жизни или практика духовных методов, вполне определенно развивает сверхнормальные возможности психики. Они известны в Индии как Сидхи . Вокруг чудес, как их называют, которые могут быть показаны факирами, отшельниками и Йогами распространяются легенды. Большинство из тех, с кем средний турист входит в контакт, вряд ли являются духовным типом людей. Но для целей нашей аргументации это едва имеет значение. Эти люди следовали основному правилу оккультной практики. За деланием определенных вещей следуют определенные результаты. Следуя этому правилу, они достигли определенного контроля над умом и телом, развивая огромный потенциал воли, способной воздействовать непосредственно на материальные вещи. Только такая философия психизма, значительно расширенная, чтобы включать духовное развитие объясняет чудеса Священного писания. Большинство Западных богословов, неспособных объяснить эти явления, и неспособных к принятию их перед лицом научной критики, отбросило их, таким образом вмешиваясь очень значительно в библейский рассказ и его правдоподобие. Принимая философию Йоги или любое созвучное или подобное искусство, мы обретаем полноценное объяснение. Специализированным и научным исследованием психики, различных ее областей, не включенных в современное психологическое знание, просыпающийся внутренний дух являет себя через невообразимые возможности и силы индивидуальности. Реализацией этих духовных возможностей объясняются чудеса и Старого и Нового Заветов и священных писаний Востока. Кроме того я предлагаю заинтересованному читателю обратится к превосходной работа Хиуорда Каррингтона о душевной жизни Христа под названием "Loaves and Fishes".

И ввиду двух этих линий доказательств, индийской йогической философии и современных психических исследований, я не вижу теоретических оснований и действительной причины, почему внутренняя психическая или магическая сила не может произвести физическое превращение. Если эта сила может переместить физический объект без физического контакта; если она может материализовывать свое собственное субъективное астральное вещество; если, наконец, она может переместить один твердый объект через другой, не ранив и не повредив его, почему тогда разве она не в состоянии перестроить строение атома металла? Теоретически, нет никакой причины, почему это не должно быть так, и я уверен, что, хоть я не продолжил двигаться к практике, будущее продемонстрирует и подтвердит истинность того, о чем свидетельствовали древние ученики. При этом оно обрушит критику и позор на сверхкритически настроенных исследователей, которые, ввиду долго исследования и предполагаемого понимания предмета, должны быть более информированными. Наступит время, когда подобные им умолкнут.

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики