Воскресенье, 07 декабря 2014 18:52

Карл Густав Юнг Семинары по детским сновидениям Глава 5. Психологическое толкование детских снов (Зимний семестр 1940/41) Часть 2

Карл Густав Юнг

Семинары по детским сновидениям

Глава 5.

Психологическое толкование детских снов

(Зимний семестр 1940/41)

Часть 2

3. Сон пятилетней девочки о дьяволе в шахте1

Представляет доктор Эмма Штайнер2.

Содержание: Я вижу своего отца возле шахты в саду. Земля дрожит, и я понимаю: там, внизу — дьявол. Я зову отца на помощь. Но отец смеётся и толкает меня вниз. Я приземляюсь в сарае, где стоит парник с рассадой.

Профессор Юнг: В чём разница между этим сном и предыдущим?

Участник семинара: Здесь девочка падает вниз, а в предыдущем сне она оказалась наверху.

Профессор Юнг: Обеим сновидицам по пять лет. Но мы видим две совершенно разные картины. Что вы думаете о сознании этой девочки?

Участник семинара: Её мышление слишком схоже с мышлением её отца.

Участник семинара: В предыдущем сне девочка не предчувствовала, что должно произойти, в отличие от этого сна.

Профессор Юнг: Совершенно верно. В первом сне сознание ещё полностью детское, оно пребывает в блаженном неведении, и тут на него внезапно набрасывается тигр. В данном же сне, когда земля начинает дрожать, сознание уже понимает, что внизу дьявол. О чём это говорит? В любом случае, это сознание подготовлено намного лучше. Что это значит с практической точки зрения?

Участник семинара: С этого ребёнка родители не сдували пылинки; девочка развита не по годам.

Участник семинара: Она более здорова.

Профессор Юнг: Прежде всего, я сказал бы, что она менее наивна и кое-что знает в свои пять лет; эта девочка вовсе не глупа. Она уже более-менее представляет себе порядок вещей. В этом отношении подготовленное сознание лучше неподготовленного, и оно легче переживёт внезапное падение в инстинктивный мир. Но здесь есть и свои сложности. В чём в данном случае состоит конфликт? А текущее состояние сознания уже характеризуется конфликтами. Эта девочка уже может предчувствовать конфликты; эпизод с тигром для неё — пройденный этап.

Участник семинара: Мы также наблюдаем типичные проекции на отца — это видно из его связи с дьяволом.

Профессор Юнг: Да, конечно, но в чём всё-таки конфликт?

Участник семинара: Сновидице сложно принять дьявола.

Профессор Юнг: Нет, конфликт ясно виден в содержании самого сна. В чём он состоит?

Участник семинара: Отец оказывается в сговоре с дьяволом.

Профессор Юнг: Девочка зовёт отца на помощь, но отец не спешит помогать — напротив, с дьявольским хохотом он толкает ребёнка в бездну. Ну, разве это не конфликт? Если бы события во сне развивались иначе — к примеру, отец поспешил бы спасти малышку от дьявола, — каков был бы вывод?

Участник семинара: Регрессия.

Профессор Юнг: Да, тогда отец был бы «хорошим». Он очень нравился бы сознанию. Он защищал бы дочь, кормил и согревал. И девочка оказалась бы полностью «внутри» отца. Как бы это проявилось в её дальнейшей жизни?

Участник семинара: Возникло бы множество других конфликтов.

Профессор Юнг: Развился бы отцовский комплекс величиною с дом, fille a papa3. Какой психологией обладает такая девочка?

Участник семинара: Она обращается против своей матери.

Профессор Юнг: Вероятно, в итоге мы получили бы тип анимы, женщину, которая вертит отцом, как хочет, чтобы в нужный момент он всегда раскрывал отцовские объятия и защищал свою бедную малышку от внешнего мира. Разумеется, возникли бы трудности во взаимоотношениях с матерью, и так далее. Во сне же мы видим совершенно нормальный процесс: развитие отцовского комплекса прерывается в зародыше; мы видим лишь его рудиментарный остаток. Сновидица просит: защити меня. Что вы можете сказать о шахте, в которую отец толкает девочку?

Участник семинара: Это падение в бессознательное.

Профессор Юнг: Да, но что такое сама шахта?

Участник семинара: Это намёк на процесс рождения.

Участник семинара: Шахты обычно бывают в рудниках.

Участник семинара: Это проход, подготовленный для того, чтобы подняться или спуститься по нему.

Профессор Юнг: Да, тут уже провели подготовительные работы. Итак, шахта уже вырыта, как будто там, внизу, находится месторождение. О чём это говорит?

Участник семинара: Из этого следует, что отец обладает ключом к связи с бессознательным.

Участник семинара: Эта шахта, путь в бессознательное, вырыта в саду.

Участник семинара: Здесь присутствует какая-то благоприятная сила.

Профессор Юнг: Да, вы сказали о саде. Как мы интерпретируем сад?

Участник семинара: Это состояние сознания ребёнка.

Профессор Юнг: Верно, это какое-то определённое состояние сознания. Это уже пространство сознания. Но что такое сад? Перед нами не лес, не поле, а именно сад. Что это значит?

Участник семинара: Это окультуренная природа.

Профессор Юнг: Да, в пространстве сознания девочки существует культурная атмосфера. И какая специфическая черта для неё характерна?

Участник семинара: В этом «саду» работает её отец.

Профессор Юнг: Разве это не чудесно? Но, как правило, отец всегда связан с культурой. Поэтому дочери наследуют дух отца, анимус. Здесь же мы видим нечто особенное.

Участник семинара: Этот сад возделывается не только на поверхности, но и под землёй.

Профессор Юнг: Да, но что мы ожидаем увидеть под землёй, где обитает дьявол?

Участник семинара: Геенну огненную.

Профессор Юнг: Да, бурлящий хаос; но мы обнаруживаем всего лишь сарай и парник с рассадой. Что здесь произошло?

Участник семинара: Хаос упорядочен.

Профессор Юнг: Именно! В сарае хранятся грабли, лопаты и прочие необходимые инструменты для обработки земли, для подготовки её к высаживанию растений. А парник?

Участник семинара: Также воплощает идею подготовки.

Профессор Юнг: Разумеется, в парнике выращивают рассаду. Вновь подготовка. Но вы не находите, что это несколько странное место для дьявола? Что это за место? Где здесь найдётся уголок для дьявола? Что с ним произошло?

Участник семинара: Он оказался не на своём месте.

Профессор Юнг: Да, если это действительно дьявол, то здесь ему явно не место. Поэтому нам приходится предположить, что это уже не настоящий дьявол. Он оказался вне своей преисподней и утратил силу, поэтому мы полагаем, что это модифицированный дьявол.

Участник семинара: Это демон растений.

Профессор Юнг: Совершенно верно. Его преисподняя — это сад и парник. А кто у нас появляется в парнике?

Участник семинара: Осирис.

Профессор Юнг: Да, это классический образ. В Британском музее вы можете увидеть изображение Осириса, покрытого влажным песком, в который посажены семена травы; он прорастает и воскресает в виде этой травы. Его также изображают в виде колоса, пробивающегося из саркофага. Он воплощается в первых ростках. Это действительно бог растительности, и, будучи повелителем подземного мира, он имеет определённое сходство с нашим дьяволом, также живущим под землёй. Осирис — «добрый» бог, но у него есть злой брат и двойник Сет-Тифон. Это тень Осириса, и именно через эту тень он связан с подземным миром и обладает хтоническим аспектом. Итак, наш дьявол превратился в бога растительности. А откуда взялся страх перед дьяволом? Почему сновидица боится и зовёт отца на помощь?

Участник семинара: Христианская церковь изображает дьявола страшным чудовищем.

Профессор Юнг: Да, христианское понятие зла, разумеется, сообщает сознанию страх перед дьяволом. Но сон показывает девочке: если ты упадёшь вниз, к дьяволу, ты обнаружишь сарай с инструментами для возделывания земли и парник с рассадой. Ты окажешься среди новых всходов. Девочка падает в парник; она сама оказывается посаженной, как семечко, в плодородную землю. Парник — это тот же инкубатор. Образ преисподней полностью изменился, теперь это не христианский ад, а скорее античный.

Участник семинара: Мы можем рассматривать этот подземный мир как обиталище благословенных духов.

Профессор Юнг: Сон говорит девочке: то, что кажется тебе злом, — это плодородие земли, природы.

Участник семинара: Но разве землетрясение само по себе не угроза?

Профессор Юнг: Ребёнок находится в безопасности. Эти возмущения идут не снаружи, а из-под земли, и девочке уже известно, что это дьявол. Землетрясение всегда означает, что основы мировоззрения пошатнулись. «Земля уходит из-под ног», — говорим мы, когда сталкиваемся с чем-то, что трудно принять сразу. Итак, земля дрожит, и девочка сразу предполагает, что внизу дьявол. Эта интерпретация возникает под влиянием христианства, но девочка ещё не знает, что для неё подготовлена шахта. А кто выкопал эту шахту?

Участник семинара: Те же люди, что ухаживают за садом. И человек, который возделывал сад, пользовался инструментами, которые взял из сарая под землёй.

Профессор Юнг: Да, отец создал сад и шахту, и он хранит под землёй свои инструменты. Что это означает?

Участник семинара: Это правильный отец, он обращается с дочерью должным образом.

Профессор Юнг: Да, он подготовил всё для того, чтобы в случае землетрясения ребёнок свалился в мягкую плодородную землю.

Участник семинара: Вспоминается детский сон, в котором ведьма вылезает из трубы и выхватывает девочку из толпы.

Профессор Юнг: Это означает, что ребёнок захвачен бессознательным, растворяется в нём. Вам известна история Джимми, погибшего при охоте на тигра. Хищника поймали и принесли родственникам погибшего со словами: «Джимми внутри тигра!»4 — это тот случай, когда лизиса ждать не стоит. Ребёнок «внутри ведьмы», в когтях дьявола. Случается, что дети годами живут в аду, чувствуя себя несчастными и измученными — бывает, что всё детство оказывается сплошным адом. Это дети, пойманные бессознательным. Такой ребёнок может долгое время оставаться не самим собой, а чем-то таинственным и злым — он «внутри тигра». Его окутывает завеса демонизма. Я был знаком с таким мальчиком — это был сущий демон, мучивший всех окружающих. Но однажды, когда во время школьной экскурсии нам с ним случилось остаться вдвоём, он сказал мне: «Я знаю, что я очень плохой, но сейчас, когда вокруг никого нет, я абсолютно нормален». Ему тогда было четырнадцать лет. В тот момент испарилось всё, что было навязано ему окружением, средой. Такие случаи не развиваются естественным образом, а формируются атмосферой неразрешённого бессознательного родителей. Родители отделены от собственной души толстой стеной, и ребёнок, рождаясь в такой атмосфере, оказывается «заколдован», захвачен той тьмой, которую родители никак не хотят — и не могут — осознать. В таких условиях и появляются подобные сны.

Участник семинара: Здесь дьявол возделывает сад Бога.

Профессор Юнг: Не дьявол возделывает сад, а отец девочки. Дьявол здесь — бог растений, живущий в земле. Он обитает в парнике. Это демон будущей, расцветающей жизни, как и старый бог Осирис.

Участник семинара: Я читал о римской богине Лавинии, ужасной матери. Подобно Кали, она присутствует при родах, и спасти от неё младенца можно, только быстро положив его на землю сразу после появления на свет.

Профессор Юнг: Это то же самое, что посадка растения: ребёнок должен установить связь с землёй, на которой будет жить. Он соприкасается с землёй и заимствует её плодородие. «Плодитесь и размножайтесь»5 — ибо все мы растём из земли, как деревья. Это такой простой и ясный образ, что нет нужды упрощать его дальше.

Участник семинара: Интересно, а что стало дальше с этой девочкой?

Профессор Юнг: Ничего особенного не случилось; после такого сна и не следовало ждать ничего особенного, мы увидели, что тут всё в полном порядке.

4. Сон шестилетнего мальчика о вращающихся решётках6

Представляет доктор Кеновер В. Баш.

Содержание: Мы — я и ещё один мальчик моего возраста — попали в плен к ведьме и находимся в круглой пещере средних размеров с кроваво-красными стенами. Единственный выход отсюда — длинный и узкий проход, вроде трубы. Он начинается в полу пещеры, сначала плавно уходит вниз, а потом изгибается вверх. В конце прохода из стен выходят две решётки из стальных прутьев; они вращаются, то открывая проход, то снова перегораживая его. Пройти, точнее, проползти здесь очень сложно и опасно. Я просыпаюсь в сильной тревоге, и няне приходится меня успокаивать и объяснять, что это был только сон.

Доктор Баш: Место действия в этом сне — круглая пещера средних размеров с кроваво-красными стенами, из которой ведёт узкий проход, напоминающий трубу. Проход начинается в полу пещеры, сначала плавно уходит вниз, а потом изгибается вверх. В проходе расположены вращающиеся решётки. Персонажи — сновидец, мальчик его возраста и ведьма, которая заточила их в эту пещеру. Думаю, в этом случае мы можем обойтись без определения драматической структуры сна, поскольку здесь отсутствует не только лизис, но и вообще какое-либо действие. Этот сон больше напоминает видение; и мальчик просыпается, до смерти напуганный этим видением. Позднее мы вернёмся к значению такой реакции.

Смысл символа пещеры широко известен: это матка, место рождения, перерождения и перемен. Сновидец специально уточняет, что пещера имеет средние размеры, и это интересный момент. Обычно люди обращают внимание на крайности (очень большое или очень маленькое, к примеру), а о средних размерах, как правило, не упоминают вовсе. Следовательно, эта деталь имеет особое значение. Огромная пещера могла бы означать подземелье, обиталище гномов, или, возможно, преисподнюю, «царство мрачное Аида» — в общем, жуткое, сверхъестественное пространство. В углах и нишах такой пещеры таятся тени, скрывающие непостижимые тайны. Человек в такой пещере — это либо самонадеянный нарушитель границ, либо пленник хтонических сил, оказавшийся на чуждой земле, хранящей тайны за пределами индивидуального и временного. Напротив, маленькая и узкая пещера вызвала бы в памяти «инкубационные» пещеры или хижины греческих мистерий и примитивных религий, где кандидат должен был ожидать явления пророческого сна или просто сидеть, пока его не посетит дух. В отличие от предыдущего примера, в такой пещере человек лично встречался с бессознательным. Для него как для законченной, но ещё не развитой личности главной проблемой являлось отношение к бессознательному, тогда как в огромном пространстве большой пещеры индивидуальность умалялась. Наш сновидец находится между двумя этими крайностями. Чтобы правильно истолковать его положение, нужно принять во внимание возраст мальчика. В шесть лет раннее детское сознание, чувствовавшее себя в коллективном, как рыба в воде, остаётся позади. Но пока не достигнута вся сложность взрослого сознания, с одной, так сказать, точкой опоры7 — развитым ядром личности, опираясь на которое, можно противостоять коллективному. Именно переход — основная проблема этого возраста; ребёнок учится обходиться без надёжной защиты родного дома и родителей, идёт в школу, начинает адаптироваться к организованному обществу и взаимодействовать с внешним объективным миром. Его мир больше не заключён полностью внутри него самого. Хетцер8обращает внимание на эти изменения, легко определяемые с помощью венских тестов Шарлотты Бюлер, и сообщает следующее:

«Субъективность и объективность … частично являются критериями развития. До пяти лет субъективность нормальна. Она проявляется в том, что ребёнок не желает подчиняться обстоятельствам: он произвольно толкует содержание картинок, собственных рисунков или конструкций; он не повторяет ваши слова или рисунки в точности, но охотно добавляет или изменяет какие-то детали; он не соглашается с тем, что экзаменатор выиграл у него, и провозглашает собственную победу, несмотря на очевидный факт проигрыша. Дети пяти лет и старше уже приобретают некоторую объективность и способность к ассимиляции: к примеру, они рассказывают историю по картинке, отталкиваясь от того, что на ней изображено, или могут собрать из конструктора точную копию образца. На этой стадии развития ребёнок уже может выполнять данное ему задание. Если же он не проявляет эту объективность, мы можем заключить, что он с большой неохотой подчиняется фактам, имеет неадекватное понятие о реальности и слишком сильную инстинктивность, которую не может примирить с требованиями окружающего мира».

Ребёнок покидает внутренний коллективный мир и теперь вынужден дифференцировать себя, чтобы не затеряться во внешнем мире. Его психический периметр ежедневно расширяется через новые контакты с окружающим миром, а коллективное содержание, с другой стороны, отступает на задний план. Оно приобретает средние размеры. Его проблемы коренятся как в коллективном, так и в личном.

Пещера имеет круглую форму, как бы окружая, ограничивая проблему, не давая ей разрастись. Суть ситуации изложена прямо и очевидно. Снаружи остаются только скрытые факторы, но не сама причинно-следственная ситуация. Поскольку эти скрытые факторы — запреты (о чём говорит факт ограничения), они расположены со всех сторон и касаются всей личности. Речь идёт о запретах, созданных самим сновидцем — поскольку естественные пещеры не имеют такой идеальной формы.

Вдобавок, стены этой пещеры имеют кроваво-красный цвет. Это также заставляет нас подумать о чём-то искусственно созданном. Да, бывают, к примеру, красные камни, но не кроваво-красные. Красный — цвет страсти, возбуждения, агрессии, огня. Дьявол, который обитает под землёй и воплощает злые силы бессознательного, почти всегда изображается в красных одеждах. Кровь, пульсирующая в венах, поддерживает в нас жизнь; таким образом, кроваво-красный — это цвет жизненных инстинктов и эмоционального хаоса, который они приносят с собой. Из всего этого мы можем заключить, что ребёнок находится в крайне перегруженной эмоционально ситуации, которая, возможно, соответствует нормальному психологическому развитию, но которая не была вызвана только лишь естественными внутренними процессами развития.

Теперь обратимся к персонажам сна. Прежде всего, мальчик говорит «мы», но о его «соседе» мы знаем только то, что он одного возраста со сновидцем и, по-видимому, полностью разделяет его судьбу. Нельзя однозначно истолковать эту фигуру; но я склоняюсь к тому, что это двойник или близнец, через которого сновидец связан с коллективным и в то же время может дифференцироваться от него. Тот факт, что сновидец присутствует фактически в двух лицах, возможно, говорит о том, что проблемы этого двойного персонажа имеют коллективную природу; тем более мы не видим никакого выраженного отличия второго мальчика от сновидца, как бывает в случаях, когда двойник представляет теневую сторону. То, что этот показатель коллективного ограничен удвоением вместо множества, возможно, говорит о том же, что и средние размеры пещеры: ни личность сновидца, ни безличные силы бессознательного не имеют явного превосходства в текущей проблеме. В то же время тот факт, что двойник всё-таки присутствует как другой, отдельный человек, заставляет сновидца осознать свою индивидуальность и даёт ему стартовую точку для дальнейшей индивидуализации.

Следующий персонаж — ведьма, о которой также не даётся никакой информации. Нам нет нужды подробно изучать символизм ведьмы в данном случае. Это сила бессознательного, оказывающая магическое воздействие. Мальчик оказался в плену как часть коллективного, с которой, однако, он не идентифицируется полностью. Если попытаться толковать этот сон на уровне личности, логично было бы предположить, что речь идёт о матери. Как часто бывает в сказках, мать, по крайней мере на время, заменяет злая мачеха или ведьма, то есть мать, не выполняющая или намеренно игнорирующая свой материнский долг по отношению к детям. И кто ещё мог бы удерживать ребёнка на примитивной фазе развития и в чреве коллективного? Как мы уже говорили, есть признаки того, что на ребёнка влияет что-то извне, что ситуация, в которой он оказался, создана кем-то другим, и это, скорее всего, слишком любящая и заботливая мамочка. Это подтверждают и форма и цвет пещеры, напоминающей матку, и форма выхода из пещеры, по которому нужно «проползти» — намёк на родовой канал и процесс рождения. Однако не следует принимать это толкование как единственное, поскольку эти же факты могут означать перерождение, стремление к новой стадии развития. Подземная пещера и красный цвет стен вызывают в памяти митраистский тавроболий9, целью которого как раз и было перерождение. Итак, у нас получается примерно следующее: мальчик находится в том возрасте, когда должен уже дифференцировать себя и выйти в мир как личность. Это означает выход сразу из вегетативно-коллективного инфантильного существования и из-под опеки родителей и идентификации с ними. Первый шаг на этом пути уже сделан; однако ребёнка всё ещё удерживает какая-то сила, возможно, происходящая не только из его собственной души, и эта сила создаёт вокруг него гнетущую ситуацию. Это положение соответствует нахождению в материнской матке, что и демонстрирует нам внешний вид пещеры. Наиболее вероятное предположение состоит в том, что именно мать задерживает развитие ребёнка.

Но мы ещё не рассмотрели самый интересный элемент сновидения — вращающиеся железные решётки, закрывающие выход. Обычно такие решётки мы видим в тюрьме или приюте для душевнобольных — то есть в местах, где людей держат против их воли. С другой стороны, через решётку можно видеть мир снаружи, возможности, лежащие за этим барьером. Это подтверждает наше предположение, что ребёнок не своими руками создал эту ситуацию, и он пытается как-то выйти из неё или, по крайней мере, понимает, что не должен ей удовлетвориться. Специфическая черта этого барьера в том, что его можно преодолеть, но только в определённый момент. Здесь мы встречаемся с широко известным в мифологии и литературе мотивом, хотя в снах, которые мы разбирали на этом семинаре, он появлялся нечасто. Поэтому приведу несколько примеров. Первым делом вы, скорее всего, вспомните Сциллу и Харибду или сталкивающиеся скалы — Симплегады. Голубки, несущие амброзию Зевсу, должны пролететь между двумя скалами, которые периодически смыкаются и каждый раз убивают одну из священных птиц. Нечто похожее мы видим и при восхождении Данте из Ада, когда он проходит вместе с Вергилием под крыльями Сатаны в тот момент, когда они поднимаются. Фробениус в книге «Эпоха бога солнца» (Das Zeitalter des Sonnengottes) также приводит интересные примеры:

«Когда Мауи спускается в подземный мир, ему приходится пройти между движущимися камнями, и только заклинание, которое он узнал у матери, спасает его от гибели. Когда Богда Гессер Хан отправляется к великанам, чтобы навестить свою жену, на его пути также встают сталкивающиеся скалы. Легенды о таких каменных вратах существовали в Северной Корее и древней Мексике, а у индейцев Северной Америки скалы с грохотом смыкаются за спиной у духов, улетающих в другой мир. Иногда этот мотив немного изменяется: на северо-западе Америки вместо смыкающихся скал рассказывают о «клацающей» двери; сюда же можно отнести падающий ствол дерева — ещё одна ловушка для героя, распространённая также в японских легендах. Интересно, как этот мотив разделяется на этапы у индейцев навахо и на островах Самоа. Тиитии, спускаясь в подземный мир, проходит сквозь стену тростника, который расступается, когда он произносит магическое заклинание. Затем перед ним оказываются скалы, и они также пропускают его, повинуясь заклинанию. У индейцев навахо идущий к солнцу должен пройти сначала между скал, затем через острые камыши, потом через поле кактусов, потом через бесплодную пустыню; и после всего этого он должен пройти между парами грозных стражей с разинутыми пастями — медведями, змеями, ветрами и молниями. Это высшая форма развития данного мифа».

Итак, почти во всех случаях речь идёт о путешествии в загробный мир или поиске сокровища, которое способно даровать бессмертие. Как недвусмысленно даёт понять вся ситуация сна, перед нами перерождение. Фробениус продолжает:

«Однако интереснее всего этот миф становится, когда мотив расширяется небольшим дополнением: герой едва успевает проскочить между скал, и они смыкаются прямо за его спиной… Так, корабль аргонавтов успел проскользнуть между знаменитых скал, но не избежал повреждений. До этого даже птицы не могли пролететь между скалами, и Финей предложил пустить вперёд голубя и, если птица выживет, последовать за ней — поскольку иначе им оставалось бы только повернуть восвояси. И голубь пролетел между скалами, лишившись всего лишь нескольких перьев из хвоста. Тогда, дождавшись, пока скалы вновь разойдутся, греки начали грести изо всех сил и прорвались, повредив лишь самый кончик руля. Когда Мауи спускается в подземный мир, чтобы повидать родителей и достать огонь, ему также предстоит подобное испытание. Мауи спускается вниз на красном голубе Танес. Он произносит волшебное заклинание, и скалы расходятся, но сразу же вслед за ним снова смыкаются. Мауи удаётся проскочить, но, увы, скалы ломают великолепный хвост его голубя».

Это означает: чтобы достичь цели и завершить трансформацию, нужно принести жертву. Чтобы достичь нового, нужно хотя бы частично отказаться от старого. Это старое как мир «смерть для жизни новой»10. Наш сновидец должен отказаться от материнской защиты, чтобы дифференцировать себя в соответствии со своим возрастом. Прежде всего, важно, чтобы он не упустил благоприятный момент; при нормальном развитии он уже нашёл бы путь в объективный мир, так что сейчас он уже немного запаздывает. Колебания в такой ситуации опасны. Но если он получит инсайт о жизненном пути, о ритме жизни, символизируемом вращением решёток, у него будет шанс пройти без серьёзных потерь, хотя и заплатив положенную цену.

[Далее доктор Баш приводит сон пациентки, страдающей шизофренией, и сравнивает его с данным сновидением.]

Осталось обсудить, как понимать кажущееся отсутствие лизиса в этом сне. Как я сказал в начале доклада, это скорее видение, нежели сон. Здесь нет действия, только конфронтация, противопоставление, само по себе не требующее лизиса. Или же мы можем считать лизисом пробуждение от страха. Можно ожидать, что дальнейшие сны мальчика будут касаться приведённых здесь фактов. Вероятно, для сновидца было бы полезно попытаться разрешить все конфликты, собрав волю в кулак и бросившись в проход, вместо того, чтобы трястись от страха. Но то, что он этого не делает — никоим образом не дурной знак и не приговор, тем более что возможность выхода во сне представляется периодически.

Подводя итог, мы можем сказать следующее: шестилетний мальчик частично осознаёт ситуацию — переход от детского сознания, коллективности, субъективности, семейного очага и привязанности к матери к расцветающему сознанию, дифференциации, объективности, выход в мир и отстранение от семьи. В этом ему препятствуют силы, частично действующие в бессознательном, но всё же он осознаёт, что что-то происходит. И эти силы атакуют его скорее снаружи, чем изнутри. Вероятно, мать хочет задержать его в примитивной фазе, так сказать, in utero. Есть способ выйти из этой опасной ситуации, но он сопряжён с риском. Нельзя просто так взять и выйти, поскольку подходящий момент уже упущен. Теперь требуется определённый инстайт, и прежде всего нужно почувствовать момент, когда спасение возможно, и воспользоваться им. Этот шанс появляется снова и снова. Пока ребёнок не осуждён на безнадёжно патологическое развитие ситуации, в отличие от шизофренической пациентки, чей сон я только что предложил вашему вниманию.

Профессор Юнг: Итак, перед нами сон, не содержащий никакого действия, это скорее, как верно заметил г-н Баш, видение, конфронтация. Весь сон — это, так сказать, показанный сновидцу образ. Этот образ отражает критическую ситуацию, в которой находится ребёнок. Докладчик правильно отметил, что возраст между пятью и шестью годами — критический, и я рад, что он воспользовался соответствующей психологической литературой. На сегодняшний день имеется множество объективных описаний детской психологии. Наша furor paedagogicus [педагогическая ярость], которую мы обратили на ребёнка, оказалась полезной, хотя сам интерес к проблеме имеет патологический оттенок — так учителю не приходится иметь дело с собственной психологией. Мы лишь воспитываем человеческую душу, но не проявляем никакого интереса к тому, что она такое на самом деле. Итак, в этом критическом возрасте ребёнок готовится пойти в школу. Он больше не может оставаться в бессознательной атмосфере, он чувствует, что к нему всё ближе подходит мир, к которому предстоит приспособиться. Понятно и естественно, что, если ребёнок почему-либо не готов к адаптации, в этот момент появляется сон, ясно указывающий на помеху. Именно это и делает наш сон: он показывает препятствие на пути сновидца. Мы можем выразить проблему в двух словах: он ещё не родился. Он всё ещё в животе матери, in utero. Г-н Баш высказал вполне здравую идею: истолковать второго мальчика в пещере как двойника сновидца. Однако в данном случае удвоение имеет особый смысл: прежде всего, у этого удвоения in utero есть мифологическая база. Примитивные народы, к примеру, считают послед братом, близнецом новорожденного и обращаются с ним как с ребёнком, хотя и имеющим несколько странную форму. Это и есть близнец, только выглядит он иначе. Считать плаценту двойником — рационализация. Факт же состоит в том, что человек всегда ощущает себя двойственным: его двойник — тень. Можно сказать, что он по-прежнему таскает с собой плаценту и соединён с ней пуповиной, поскольку тень — это его связь с тёмным миром бессознательного.

Следовательно, здесь мы предполагаем существование тени, которая, однако, видна только когда сновидец выходит на свет — в остальное время она незаметна и сновидец оказывается человеком без тени. Пока этот сон сохраняет свою значимость, наш сновидец остаётся человеком без тени. Он ещё не родился, его личность всё ещё в матке, в тени. Хотя он существует во внешнем мире, он не настоящий — он всего лишь половина человека. Причина того, что он не может выйти наружу, изображена во сне — это решётки. Чем могут быть эти решётки в реальности для человека, который ещё не родился и живёт в полной темноте? Почему две вращающиеся решётки, что это может означать? Решётка, разумеется, это всегда преграда, мешающая войти или выйти. Но зубы или смыкающиеся скалы также выполнили бы эту задачу. Так почему именно решётки?

Участник семинара: Возможно, они означают семью мальчика?

Профессор Юнг: Да, разумеется, но что такое решётки? Прежде всего, решётки не вырастают из земли, кто-то должен был их поставить. Кто-то по своей воле сыграл с ребёнком эту дьявольскую шутку. И если вы подумали о матери, то вы совершенно правы. Ведьма, злая сила, поставила тут эти решётки. Но из чего они сделаны?

Участник семинара: Из запретов.

Профессор Юнг: Да, вместо того, чтобы объяснять: «В окно лазить нельзя», мы ставим на него решётку. Это вполне вероятное объяснение. Это конкретные запреты, конкретные препятствия, следовательно, было принято решение заблокировать проход. Что могла сделать мать? Какими приёмами пользуется мать, чтобы перегородить родовые пути?

Участник семинара: Рассказать ребёнку, какие опасности ждут его снаружи.

Участник семинара: Воспользоваться противоположностями хорошо-плохо.

Профессор Юнг: Верно, но не в нашем случае. Ведьма поставила эти решётки, чтобы Гензель не мог выбраться из печи. А если ему это удастся, она оторвёт ему ноги. Решётки вращаются, так что выбраться теоретически всё же возможно. Значит, мать делает что-то, что во сне отражают вращающиеся решётки. И здесь присутствуют, как вы верно предположили, противоположности, странное противопоставление. Что это за противоположности?

Участник семинара: Она поощряет его выйти, но когда он собирается это сделать, удерживает его на месте.

Профессор Юнг: Да, именно так.

Участник семинара: Возможно, с одной стороны, мать обращается с ним как с героем, а с другой стороны, за героем всегда присматривает нянька.

Участник семинара: Или же она может показывать ему мир, но когда он хочет выйти туда, останавливает: ты ещё слишком мал.

Профессор Юнг: Да, с одной стороны, мать, естественно, заинтересована в том, чтобы ребёнок нормально рос, развивался, общался и стал честным и самостоятельным; с другой стороны, всё это ему запрещается. Поэтому она, к примеру, читает ему долгую лекцию, что то запрещено и это тоже, но при этом провоцирует его всё же сделать то и это. Она подбрасывает ему возможность. Это часто заметно, когда мальчик подрастает. Мать сперва внушает: «И не смей даже думать о том, чтобы поцеловать девочку!». А потом спрашивает: «Разве ты не идёшь на вечеринку? Смотри, все остальные идут». И эта игра повторяется тысячи раз, запреты чередуются с подстрекательствами. Такая мать никогда не думает — она только надеется, мечтает и боится: это всегда эмоциональное состояние. Решётка то поднимается, то вновь падает. Я считаю, что в этом случае имеет место специфическая ситуация: мать желает скорейшего развития ребёнка, но одновременно боится сопутствующих ему опасностей. И она возводит препятствия, чтобы удержать дитя рядом. Со временем мальчик осознаёт, что единственный шанс сбежать — поймать подходящий момент. Бывают очень правильные и послушные мальчики, которые только и ждут момента, когда мать отвернётся. И тогда уж держись! Часто они причиняют себе боль, в том числе и буквально — опрокидывают на себя кастрюлю кипятка или залезают на верхушку дерева, чтоб напугать мать, рискуя при этом упасть и разбиться насмерть.

Итак, описание пещеры не оставляет сомнений в том, что она изображает матку. Вполне вероятно, что мальчику уже известно, как он появился на свет. Сон описывает ему матку, он сообщает: посмотри-ка, ты всё ещё в животе у мамочки. Анатомически описание вполне корректно, есть только одна странная деталь: проход сначала идёт вниз, потом изгибается кверху. Что это говорит о матери? Что это значит в контексте ситуации? В каком положении мать?

Участник семинара: Она лежит на спине.

Профессор Юнг: Да, он заперт внутри лежащей матери. Когда кто-то лежит, он или она обычно спит. Это незначительная деталь, но она может указывать, что мать спит, следовательно, она бессознательна.

Участник семинара: Это может быть подтверждением того, что мать переводит всю ситуацию в бессознательное.

Профессор Юнг: Да, вся эта ситуация основана на бессознательном матери.

На следующей встрече

Профессор Юнг: Мы продолжаем обсуждать сон мальчика, который не может выбраться из материнского чрева. Можно говорить, что это перерождение, хотя это скорее второе рождение. В чём разница?

Участник семинара: Второе рождение — это не что-то новое, а продолжение первого.

Профессор Юнг: Верно, первое рождение не завершилось, и поэтому должно быть закончено позднее. А что такое собственно перерождение?

Участник семинара: Трансформация.

Профессор Юнг: Да, гарантия того, что все требования были выполнены. Человек полностью преображается в результате перерождения. Где оно происходит?

Участник семинара: Во время мистерии.

Профессор Юнг: Да, мы сталкиваемся с этой идеей каждый раз, когда рассматриваем мистерию. И, конечно же, её также можно найти в мифах — в каких именно?

Участник семинара: В героических мифах.

Профессор Юнг: Да, в большинстве героических мифов мы видим символизм перерождения, почему?

Участник семинара: Герой должен родиться дважды, чтобы стать настоящим героем.

Участник семинара: Поскольку он герой, он сверхчеловек.

Профессор Юнг: Да, сначала он всего лишь человек, но чтобы стать сверхчеловеком, он должен переродиться. Где мы видим практическое воплощение этой идеи?

Участник семинара: В ритуалах посвящения.

Участник семинара: В баптизме.

Профессор Юнг: Да, здесь также воплощается идея рождения героя. Также идею перерождения можно найти в форме политического института: в Египте фараон должен был родиться дважды. Во многих храмах устраивались специальные комнаты рождения11, в которых фараон рождался заново от богов. У Геракла было две матери — Алкмена и Гера, усыновившая его. Когда Гера попыталась покормить его грудью, он так сильно прикусил сосок, что молоко брызнуло на небо и образовался Млечный путь. Есть картина итальянского художника, написанная ко дню рождения герцога Феррары: герцог в образе Геракла лежит под юбками Геры. Сюжет картины рассматривали как любовную игру, но на самом деле это именно усыновление. Вторая мать означает великое предназначение, хотя оно может стать как счастливым, так и наоборот.

Участник семинара: Сюда же можно отнести крёстных родителей.

Профессор Юнг: Да, крёстный отец и крёстная мать — боги12. Здесь есть связь с английским «to beget» — порождать, производить на свет. Крестные родители присутствуют при «втором рождении», что означает, что ребёнок родился не только телесно, но и был порождён богами. Раньше крестили только взрослых.

Участник семинара: В православной церкви настоящим родителям строго запрещается присутствовать при крещении.

Профессор Юнг: Что ж, это вполне логично.

Участник семинара: Также по канону крестный отец не может жениться на крестной дочери.

Участник семинара: Ахиллеса втайне окрестили огнём.

Профессор Юнг: Исида у Плутарха также каждую ночь кладёт ребёнка в огонь, чтобы подарить ему бессмертие, но потом мать видит эту процедуру, вскрикивает и нарушает процесс перерождения.

В нашем случае второе рождение сопряжено с мифологическим мотивом трудного пути. Г-н Баш привёл подходящие примеры из мифологии, к примеру, мотив сталкивающихся скал в нескольких различных вариациях. Интересно здесь то, что есть только один подходящий момент, чтобы проскочить препятствие. Как вы знаете, такое обычно встречается в сказках.

Участник семинара: Например, поиск пещер с сокровищами, входы в которые открываются только в самую короткую ночь в году.

Профессор Юнг: Также там могут быть вращающиеся двери, открывающие проход только однажды.

Участник семинара: Ещё один пример — сон о «качающемся топоре»13.

Профессор Юнг: Да, проход в этом сне также открывался в один краткий миг.

Участник семинара: Полночь — также особенное время.

Профессор Юнг: Да, например, только в полночь можно откопать спрятанное сокровище. Оно открывается каждые девять лет, девять месяцев и девять дней, и в эту ночь его можно просто подобрать с земли. А на следующую ночь оно снова уходит на четырнадцать саженей под землю. Это называется цветением сокровища. Это kairos, единственно подходящий счастливый момент. Что это означает с психологической точки зрения?

Участник семинара: Мы должны быть постоянно настороже.

Профессор Юнг: Да, если вы не хотите упустить шанс, вам нужно быть очень внимательным, быть всё время настороже. Это означает необходимость в постоянном внимании, напряжении сознания. Если нечто случается только в один конкретный миг, нужно быть чертовски внимательным, чтобы не проспать этот миг. Это важный момент для исцеления от состояния «нерождённости». Напрягая сознание, наблюдая и рефлексируя, можно выбраться наружу. Сознание находится в плену, и в один прекрасный момент оно должно выскочить наружу. Итак, здесь подчёркивается идея kairos,счастливого момента.

Нужно упомянуть ещё одну деталь: г-н Баш провёл связь между кроваво-красным цветом пещеры и символом красного цвета как такового. Он всегда связан с чем-то эмоциональным. Значит, ребёнок в плену у эмоций. Это вообще характерная черта нерождённого сознания — оно околдовано эмоциями. Как отражено это состояние в учении о чакрах?

Участник семинара: Кундалини находится ниже диафрагмы.

Профессор Юнг: Да, где именно?

Участник семинара: В Манипуре.

Профессор Юнг: Да, в солнечном сплетении. Это центр эмоций, поскольку эмоции влияют на живот и внутренние органы. Гнев может вызвать разлитие желчи. Эмоциональный центр находится в верхней части живота, и если человек ещё не родился и остаётся в животе, он оказывается во власти эмоций. Любой человек, захваченный эмоциями, чьей жизнью управляют эмоции, фактически ещё не родился и находится во власти Геймармены14, во власти астрологической судьбы. Перерождение ещё не совершилось. Когда такой человек говорит «а я так чувствую», или «мне страшно», или «мне грустно», или «я не в настроении», с этим уже ничего не поделаешь. С ним можно чего-то добиться, только если привести его в деятельное настроение, как с примитивными народами. Нам придётся, так сказать, стронуть его с места, чтобы к нему пришло настроение что-то сделать. С эмоциональными людьми можно пользоваться только эмоциональными средствами. Их сознание ещё не поднялось над диафрагмой. Как вы знаете, над диафрагмой есть ещё три чакры. Четвёртую мы в расчёт не принимаем: чтобы добраться да неё, нужно наполовину умереть.

Участник семинара: Не может ли этот сон касаться также проблемы перерождения?

Участник семинара: Но это сон о неврозе.

Профессор Юнг: Перерождение означает рождение в другом мире. Но рождение в нашем сне — это выход во внешний мир.

Участник семинара: Что нам делать с детьми, зависящими от эмоций?

Профессор Юнг: Вы должны поместить их в область иного педагогического влияния, поскольку вы не можете говорить с ребёнком на языке психологии. Мне вспоминается один врач тридцати пяти лет с материнским комплексом. Мне пришлось убить два месяца на то, чтобы убедить этого человека, что он просто не вылезет из матери, если будет продолжать жить с ней. Через два месяца он пришёл ко мне и сказал, что много думал и теперь хочет задать мне вопрос. И спросил: «Вы действительно считаете, что мне нужно переехать?». В конце концов он мне поверил. Вскоре его мать сломала бедро, после чего он увидел сон: он лезет вверх, оскальзываясь на траве; его мать тоже хочет взобраться на этот холм во что бы то ни стало, со свойственным ей упрямством. Но она поскальзывается и ломает бедро.

Как видите, эта история приняла печальный оборот. И причиной того, что врачу потребовалось два месяца, чтобы осознать проблему, было как раз то, что он не мог рисковать жизнью матери. Если бы он уехал, это могло бы убить её. Действительно, есть матери, которые говорят: если ты женишься, я покончу с собой. И сын чувствует себя ответственным за жизнь этой старой ведьмы. Он действительно любит мать и если ему хоть на секунду покажется, что он рискует её жизнью, он не сможет покинуть её. Для этого ему придётся отвернуться от головы Медузы-матери. Но ведь это её обидит!

Участник семинара: Мог ли этот сон быть вызван скорым поступлением мальчика в школу?

Профессор Юнг: Да, конечно же. Эта привязанность к матери оказывается крайне нецелесообразной, поскольку мешает ему подготовиться к трудностям внешнего мира. Если такой ребёнок умён, он может соответствовать школьным требованиям с точки зрения интеллекта, но всё равно ничего не добьётся, поскольку не обладает независимостью. Мать полностью контролирует его. В случае с тем врачом оказалось, что его мать требовала, чтобы он рассказывал ей всё о наших аналитических сеансах. И он записывал для неё каждое слово, так что она крепко держала его за горло. Потом я заявил: «Это должно прекратиться». И, конечно, эта соломинка сломала спину верблюда. К счастью, его мать не умерла тогда. Такие родители порой просто выводят меня из себя.

Участник семинара: Даже если его мать и умрёт, она не умрёт до конца. Это бесполезно. Мамочка всегда будет рядом.

Профессор Юнг: Да, от её смерти не будет никакой пользы. Её тень всё равно будет стоять у него над душой. Он никогда не вырвется наружу. Ровно то же самое, конечно, бывает и с отцами. Никогда не стоит надеяться, что всё закончится со смертью родителя. То, что он раньше проделывал с нами, мы будем проделывать над собой сами. Всё останется на своих местах, и человек продолжит жить, как и прежде. Он будет сидеть в своём холостяцком доме и поклоняться манам15 родителей, оставаясь таким же замкнутым, как и раньше.

5. Сон десятилетнего мальчика о красном шаре

Представляет профессор К. Г. Юнг.

Содержание: Я играл в комнате со своим братом Майнрадом. Неожиданно в небе появился красный шар и начал приближаться к нашему дому. Я выглянул в окно. Когда шар влетел в дом, он раскрылся, и из него появился «Бог». Это был сияющий треугольник, в центре которого находилась фигура «Бога». Но он выглядел не как старик, а как юноша, и при этом не похожий на Спасителя. Он был немного похож на картинку в моей Библии — торс и руки в жесте благословения внутри треугольника.

Потом я оказался в саду. И там я увидел конец света. Я стоял на поляне. Луна и звёзды упали на землю. Я наблюдал. Потом в небе появился Иисус. Вокруг не было людей. Затем я попал на небо. Оно оказалось театром, там была сцена. Над сценой парило облако. А потом на сцене появился трон. Я увидел Троицу (как её обычно изображают — старый Бог-отец, Святой дух и Христос). Затем Бог исчез. Появился «дух». У него было зелёное лицо. Он испугал меня. Я стоял рядом с ним на сцене. Была зима. Я бросился на дьявола и столкнул его в снег. После этого я проснулся.

Профессор Юнг: Прежде всего я должен отметить, что этот мальчик вырос в католической семье. Он живёт в городе, который в настоящее время периодически подвергается бомбардировкам, поэтому он знаком с ужасами войны. Мне ничего не известно о других возможных негативных влияниях. Очевидно, он получил религиозное воспитание. Однако никакой чрезмерно религиозной атмосферы не было, обычная католическая семья. И вот мальчик видит такой сон.

Начнём с начала: он находится в комнате со своим братом. Неожиданно в небе появляется красный шар и приближается к дому. Какие предположения тут можно сделать?

Участник семинара: Первым делом на ум приходит бомбардировка?

Профессор Юнг: Да, можно предположить, что красный шар означает опасность. Однако во всей ситуации нет никакого намёка на воздушный налёт, тут что-то совсем другое.

Участник семинара: Мартин Бубер пишет о видениях монахини. Душа представлялась ей в виде сияющего шара.

Профессор Юнг: Да, это божество. Игнатий де Лойола также упоминает о видениях, в которых появлялся шар. Это абсолютно круглое космическое создание, мировая душа, rotundum. А что вы можете сказать о цвете шара в нашем сне?

Участник семинара: К мальчику приближается пубертатный период и соответствующее эмоциональное состояние.

Участник семинара: Не связан ли красный с дьяволом? Тифон красного цвета. Космос приближается к нему: так выражается недоумение, которое вызывает у него мир. В этом случае значение сна будет понятно из дальнейшего содержания.

Профессор Юнг: Совершенно верно. Красный цвет здесь имеет важнейшее значение. Это сам по себе цвет эмоций, горячий цвет. Это кровь. Мы можем предположить, что этот шар — нечто страшное.

Участник семинара: Ещё бывают шаровые молнии.

Профессор Юнг: Но об этом мальчик вряд ли знает. Это очень редкое явление. В этом сне происходит нечто иное. Появляется некое создание в форме шара, и это неясное, проблемное явление, перед нами что-то неизвестное. Это ни в коем случае не обычное явление. Скорее этот шар выглядит как небесное тело, подлетающее к земле. Это необычное, сверхъестественное явление, такое бывает не каждый день. Далее из шара выходит Бог — значит, этот шар содержит в себе Бога. Он содержит религиозный центр, который во сне этого мальчика естественным образом проявляется в виде Бога. Дальнейшие образы сна также связаны с религиозными идеями, то есть религиозные идеи служат для того, чтобы объяснить сновидцу странное явление.

В видениях Игнатия де Лойолы ему якобы являлся Христос. В одном из видений он также увидел змею со множеством глаз, что никак не соответствует догмам. Это первичный образ, который воспринимается через религиозную призму наблюдателя. Далее во сне мы видим сплошь догматические образы. Прежде всего, появляется Бог. Но не в виде старика, а в виде сияющего треугольника. Это явно экклезиастический образ: лучи и глаз бога в центре. Однако в центре треугольника не глаз и не старик, а юноша. Мальчик также уточняет, что это не Спаситель. Что же это тогда?

Участник семинара: Появляется новый религиозный образ.

Профессор Юнг: Приходится предположить, что бессознательное — в соответствии с недогматическим решением (шар), которое затем воспринимается догматически, — содержит нечто недогматическое. Итак, перед нами не старик и не Спаситель, а юноша. Бессознательное говорит: взгляни-ка, это совсем не то, что ты думаешь, не глаз Бога, не всеобъемлющее сознание, а юноша, незнакомец. Бессознательное уже показало при помощи красного шара: а теперь начинается кое-что совсем другое. Хотя юноша в треугольнике напоминает картинку из Библии, сновидец специально отмечает, что речь не о Спасителе, это другая фигура.

Далее следует перипетия. Можно предположить, что бессознательное утвердилось настолько, что мальчик уже не может его игнорировать, не так ли? Он должен встретиться с ним лицом к лицу. И вот он оказывается в саду. Что мы можем сказать на этот счёт?

Участник семинара: Он вышел из дома, из здания, построенного людьми, в сад, в природу.

Профессор Юнг: В любом случае, он бежит из места, где ему явилось видение, в совсем другое окружение. Он покидает сознание видения и входит в иную ситуацию. Та точка зрения теперь закрыта. А к чему относится это закрытое сознание?

Участник семинара: К предыдущей точке зрения.

Профессор Юнг: Да, совершенно верно: нежилой дом, в котором находится сновидец. Что-то заперто в его комнатах. Это догматическая форма, с помощью которой он воспринимает новое явление. Но он не может принять его полностью таким образом. Он может лишь приблизительно свести его к Христу, и теперь столкнулся, так сказать, с невыносимым фактом: в этих комнатах появилось нечто новое, не укладывающееся в его картину мира. Понятно, почему он вынужден покинуть комнату. Бессознательное перемещает его в сад. В чём здесь разница?

Участник семинара: В саду он свободнее.

Профессор Юнг: Да, но и сад огорожен забором.

Участник семинара: Зато в сторону неба нет никаких ограждений.

Профессор Юнг: Да, над ним больше нет крыши. Есть возможность развития вверх вплоть до Сириуса: если ничего нельзя сделать слева и справа, спереди и сзади, то сверху полно места — до самых небес. И вот мальчик наблюдает в саду конец света. Что это значит?

Участник семинара: Если бы он принял его, это означало бы конец всего, что существовало до того. Для него это равносильно концу света; это сумерки богов.

Профессор Юнг: Продолжается развитие новизны, новой фигуры. Юноша, появляющийся из красного шара — посланник, сообщающий о конце света. И действительно, снаружи этот самый конец света и происходит. Так кто этот юноша?

Участник семинара: Антихрист.

Профессор Юнг: Да, он вполне может оказаться Антихристом. Он появляется перед концом. И вот мальчик уже не в саду, а на поляне, ещё немного дальше от дома. Луна и звёзды падают на землю. Откуда этот образ?

Участник семинара: Из Апокалипсиса.

Профессор Юнг: Да, это очевидно. Как мы знаем, у мальчика есть Библия с картинками.

Участник семинара: Кажется, в Апокалипсисе их сбивает с неба хвост дракона?

Профессор Юнг: Именно так. Ангел разрушения сбрасывает звёзды на землю. «Потом в небе появился Иисус. Вокруг не было людей». Что это значит?

Участник семинара: Люди сбежали.

Профессор Юнг: Конечно, все отреклись от Него: Спаситель остался один. Конец его славе.

Мальчик вновь перемещается. Из комнаты он попал в сад, затем на поляну, а теперь и вовсе на небо. Он поднялся ввысь. И небеса выглядят как театр.

Участник семинара: Это девальвация старого образа.

Профессор Юнг: Да, небеса оказались всего лишь театром. Затем следуют облака и трон, появляется святая Троица. И, наконец, Бог исчезает. Снова обесценивание. Театральные фокусы не срабатывают. Далее во сне появляется «дух». Вот тут-то и начинается самое интересное. У духа зелёное лицо.

Участник семинара: Это дух земли.

Участник семинара: Напоминает «Зелёный лик» Майринка.

Профессор Юнг: Которого сновидец не читал. Мы просто видим духа с зелёным лицом. Поэтому можем предположить: это аль-Хидр16. Кто это такой?

Участник семинара: Ангел Господень.

Профессор Юнг: Это воплощение Аллаха, deuteros theos, второй бог, воплощённый бог. Будучи человеком, он заведует всеми вещами; зелёным его зовут, поскольку растительность также находится в его ведоме.

Когда я путешествовал по Африке, главой17 нашей экспедиции был суфий. Он принял посвящение от самого шейха. Он объяснил мне природу Хидра: «Ты идёшь по улице, встречаешь человека и знаешь, что это Хидр. Как ты это поймёшь? Если ты читал Коран, ты его узнаешь. Ты приветствуешь этого человека: “Мир тебе”. И тогда все твои желания исполнятся. Ночью ты вдруг увидишь белый свет. Он не горит и не дымится. Но это и не звезда. И ты поймёшь: это Хидр». Потом он сорвал стебелёк травы и сказал: «Он может появиться и в таком виде».

Это настоящий Дионис, неделимый и разделённый дух, дух жизни, который всегда рядом и может принимать всевозможные формы. Мальчик говорит, что испугался этого духа. Его напугало присутствие Бога. «Я стоял рядом с ним на сцене» — там, где сидит святая Троица, где разыгрывается христианский догматизм, мальчик стоит рядом с духом. «Была зима».

Участник семинара: Вслед за зимой приходит весна.

Профессор Юнг: Да, там, где сидит Хидр, не может быть зимы. Земля покрывается весенними цветами. Там, где сидит Хидр, земля зеленеет. Но здесь ещё зима, потому что Хидр только что появился. «Я бросился на дьявола и столкнул его в снег». Конечно, если это не Отец, не Сын и не Дух Святой, то это обязательно дьявол! Тот же аргумент, что у Святого Антония: он увидел ночью яркий свет и услышал голоса духов: «Мы пришли просветить тебя». Но Антоний решил, что это демоны искушают его, так что он быстренько собрал чемоданы18 и убрался восвояси. Кстати, это из романа Анатоля Франса, а не из Деяний святых19.

Итак, сновидец приходит к выводу: перед ним не кто иной, как дьявол. Кстати, этот сон явился ему буквально только что: в январе 1940 года.

На следующей встрече

Профессор Юнг: В прошлый раз мы анализировали сон десятилетнего мальчика и обсуждали различные религиозные проблемы. Я также немного рассказал вам об этом мальчике. Естественно, мы не можем предполагать, что ему было что-либо известно о Хидре — это не самый знаменитый персонаж. Я просмотрел раздел «Ислам» у Хейстингса и ничего не нашёл о Хидре или Хадире. Однако в наших краях его знают благодаря стихотворению Рюккерта о вечном юном Хидре, каждые 500 лет возвращающемся на одно и то же место. Рюккерт позаимствовал сюжет из перевода легенды, опубликованной в 1820-х годах20. Легенда изложена аль-Казвини, персидским поэтом, жившим примерно в IX веке н. э. Он занимался описанием космологии, и вот в числе прочего он рассказывает о Хадире, «Зелёном». Жил-был юноша, у которого был друг — Хадир или Хидр (произношение зависит от диалекта арабского языка — как вам известно, в семитских языках могут различаться гласные звуки, но не согласные). Юноша был очень привязан к своему другу; но однажды шейх узнал о Хидре, который рассказывает чудесные истории, и пригласил его к себе, чтобы послушать. В результате шейх был настолько впечатлён, что захотел стать учеником Хидра и последовать за ним. Но Хидр сказал, что это невозможно.

Хидр появляется в одной из легенд Корана, хотя в ней его не называют по имени. Предполагается, что этот персонаж не имеет доисламских корней. Однако возможно и даже вероятно, как указывает Фольц, что он появился из арабского синкретизма21, духовного движения, впитавшего в себя элементы древних религий. Соответственно, здесь можно обнаружить следы христианского, иудейского, греческого и даже гностического влияния, а также персидского и, несомненно, индийского. Именно в исламском мистицизме, к которому и относится этот персонаж, можно найти множество следов индийского влияния. Вот в такой атмосфере складывается образ Хидра. Однако не исключено, что он основывается на других фигурах, которые встречаются под разными именами. Например, нам известно, что Хидра иногда отождествляют с пророком Илией — это уже поздний иудейский синкретизм. Более того, существует даже связь между ним и Александром Великим (Македонским). Искандер (арабский вариант имени Александр) оставил после себя неисчислимые легенды о своих великих деяниях. Под именем Зуль-Карнайна, двурогого22, он появляется как друг Хидра и иногда отождествляется с ним. Александра отождествляли с Юпитером Амоном, изображавшимся с бараньими рогами, и с рогатым Дионисом. Хидр считался богом растений, зелени, заново рождающейся после зимы. Во сне мальчика Хидр также имеет зелёное лицо и появляется зимой, но мальчик толкает его в снег, будучи убеждён, что это сам дьявол. Видимо, он явился возвестить о приходе весны несколько преждевременно. В Коране Хидр не назван по имени, но там записана легенда о нём — самый первый вариант этой легенды. Согласно Корану, эта история произошла в первом десятилетии седьмого века. 622 год — год хиджры23. Вскоре появились и суры. В восемнадцатой суре Аль-Кахф («Пещера») приводится легенда о Хидре в очень интересном контексте. Там рассказывается легенда о семи спящих, суть которой в том, что семь древних богов, богов планет, семь гностических архонтов24 спустились на землю, чтобы отдохнуть и поспать. Они спали очень долго, пока не пробудились к новой жизни спустя много столетий. Вся эта история, да и вообще всё содержание восемнадцатой суры, странным образом напоминает сон и довольно несвязна, как, впрочем, и весь Коран в целом. В психологические истории, к примеру, то и дело вторгаются долгие моралистические рассуждения. Итак, восемнадцатая сура — собрание всевозможных интересных вещей.

В ней говорится: «Муса, сын Имрана, сказал своему служителю: “Не остановлюсь, пока не дойду до того места, где сливаются два моря, хотя бы пришлось идти годы”. Когда же они дошли до того места, где сливаются два моря, они забыли там по воле Аллаха свою рыбу, которую они несли, и она направила свой путь прямо в воду, свободно уплыв в море своей дорогой. Муса и его служитель-ученик, пройдя некоторое расстояние, почувствовали голод и утомление. Тогда Муса сказал своему спутнику: “Подай нам обед наш. Мы уже устали от тяжкого пути”. Но тот ему ответил: “Помнишь, когда мы останавливались у скалы? Там я забыл рыбу. Только шайтан мог заставить меня её забыть и не вспомнить о ней. Рыба, наверно, ушла в море. Удивительно, как я её забыл!”. Муса сказал: “Этого-то мы и желали по повелению Аллаха!”. И оба воротились назад, идя по следам своим. Они дошли до скалы и там нашли одного из Наших праведных рабов, которому Мы даровали мудрость и богатые знания от Нас. Муса сказал Нашему праведному рабу: “Могу ли я следовать за тобой, чтобы ты научил меня тому, чему научил тебя Аллах?”. Но тот ему ответил: “У тебя не хватит терпения и сил, чтобы сопровождать меня и учиться у меня. И как тебе вытерпеть то, чего ты не знаешь и в чём ты не разбираешься?”»25.

Вот, перед вами тот же мотив учителя, знания, и невозможности последовать за учителем.

Из истории, изложенной в Коране, мы узнаём, что Хидр совершает поразительные и шокирующие26вещи, которым, однако, позднее находится объяснение. Это должно означать, что Хидр полностью осведомлен о планах Бога и потому, пользуясь своим предвидением, предпринимает предупредительные действия, на первый взгляд аморальные, но соответствующие божественным планам.

Далее эта история продолжается, хотя и принимает несколько странный оборот. Фокус, так сказать, переключается на Зуль-Карнайна, который вообще-то считается другом Хидра, но, по-видимому, иногда с ним отождествляется. В восемнадцатой суре читаем: «Некоторые неверующие расспрашивают тебя о Зуль-Карнайне». По-видимому, легенда о Зуль-Карнайне как о друге Хидра или одном из его воплощений к этому моменту уже существовала.

«Мы укрепили его могущество на земле и даровали ему большие знания о путях, которыми он может направлять свои дела. С их помощью он распространил своё могущество на земле и выбрал путь для достижения своих целей. Он шёл до тех пор, пока не достиг отдалённого места в западной стороне, где он увидел, как солнце закатывалось в мутный зловонный источник. Зуль-Карнайн нашёл около источника неверующих людей. Аллах повелел ему выбрать один из двух путей: либо призвать их к вере, а это доброе дело само по себе, либо сражаться против них, если они не уверуют. Зуль-Карнайн объявил им, что тот, кто наносит вред себе, настаивая на неверии, заслуживает наказания в земном мире, а затем в будущей жизни он будет возвращён к своему Господу, который его мучительно накажет и подвергнет такой каре, которую никто не может себе представить. Тот же, кто ответит на его призыв к вере, уверует в Аллаха и будет творить благое, получит прекрасное воздаяние в дальней жизни. А в ближней жизни Зуль-Карнайн будет милосерден к нему и будет давать ему такие повеления, которые легки для исполнения. Зуль-Карнайн пошёл дальше с помощью Аллаха и направился в сторону восхода солнца, на восток. Он шёл на восток, где восходит солнце, пока не дошёл до открытого места, где люди жили первобытным обществом. И не было у них никакой защиты от солнца и зноя. Так же, как прежде Зуль-Карнайн призывал людей, живших на западе, где заходит солнце, к вере в Аллаха, он призвал и этих людей также уверовать в Аллаха. Затем он пошёл дальше, опираясь на помощь Аллаха, дорогой, пролегавшей между востоком и западом. Пока он не дошёл в своём третьем путешествии до отдалённого места между двумя горами. Там он увидел народ, едва понимавший речь, с которой к нему обращались Когда эти люди обнаружили силу и мощь Зуль-Карнайна, они попросили его установить преграду между ними и Йаджуджем и Маджуджем (Гогом и Магогом), которые часто совершали набеги на них и опустошали их землю. Эти люди предложили уплатить ему дань. Он им ответил: “Аллах даровал мне могущество и власть. Это — лучшая плата для меня”. Он стал возводить преграду, потребовав от них помочь ему людьми и орудиями труда, чтобы выполнить их просьбу. Он попросил собрать для него куски железа, из которых он устроил высокую преграду, соединив ею два крутых склона. Затем он приказал людям разжечь огонь и раздувать его, пока железо не раскалилось. Потом он вылил на неё расплавленную медь, и в результате получилась прочная сплошная стена — заграждение. И не могли племена Йаджуджа и Маджуджа ни подняться на преграду, ибо она была очень высокая, ни пробить её, ибо она была очень прочная. Построив преграду, Зуль-Карнайн возблагодарил Аллаха и сказал: “Эта преграда — милость моего Господа Своим рабам. Она будет стоять, пока Аллах не прикажет разрушить её, и тогда она сровняется с землёй. Обещание Аллаха — неминуемая Истина!”. С тех пор, как была построена преграда, Йаджудж и Маджудж стали препираться друг с другом, и их злодеяния уже не распространялись на других. Когда настанет День воскресения, и прозвучит труба, Аллах соберёт всех людей для расчёта и воздаяния. В тот День Аллах представит ад перед неверными так, что они устрашатся, и соберёт их в нём. Ведь их глаза были закрыты завесой и не замечали знамений Аллаха, не распознали их и не размышляли над ними. Они были в таком заблуждении, что не могли слышать призыва к истине, словно глухие»27.

Больше в Коране ничего не сказано о сущности Хидра. Эта последняя часть интересна тем, что он появляется в роли защитника людей, возводя преграду против Гога и Магога. В Ветхом завете (Бытие 10:2) упоминается северное племя Магог. В Книге пророка Иезекииля (38:2) Бог выступает в роли верховного правителя страны Магог. В Откровении Иоанна Богослова «Гог и Магог» — два народа. В первом откровении сказано: «Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный» (20:7–8). Это место между двух путей, очевидно, центр, а центр — это Иерусалим. Именно этот центр защищает Хидр, а два пути окаймляют долину и таким образом определяют центр. Вот ещё одно дополнение к характеристике Хидра. Фоллерс даёт следующее описание Хидра: «Это неутомимый странник, учитель и советник благочестивых людей, знаток божественной мудрости, нежданный гость, обходящий, однако, стороной недостойных людей, бессмертный».

Как видите, Хидр — очень загадочный и странный персонаж; мы не можем провести ни одной параллели со знакомыми нам фигурами. То, что я рассказал вам в прошлый раз о современной религиозной практике мусульман, означает, что Хидр, вероятно, тесно связан с распространённым в древности образом Диониса. Дионис — также бог жизни и растительности, дух жизни, проявляющий себя повсюду. Когда титаны разорвали Диониса на части, он разлетелся повсюду и проник во все вещи, так что всё содержит в себе Диониса. Хидр также способен появляться в любой форме и это сближает его с другими гностическими понятиями: сам Спаситель — тоже mutabilis, изменяющийся, который проходит по небесам и принимает ту или иную форму, который возносится ввысь, через орбиты планет, будучи неузнанным Архонтами. Я недавно прочёл Le Conte du Saint Gral, французское переложение легенды о Граале. В ней также сказано, что Христос выглядел таким бедняком, что дьявол не узнал его. Это тоже отдельный мотив: гностики верили, что Христос изменил облик, чтобы не быть узнанным. Хидр также появляется в разных обличьях; например, в разных местах он может неожиданно появляться под видом странника и становиться причиной всевозможных ситуаций. Можете себе представить, как бесился старик Моисей, когда Хидр проделывал подобные штуки. Отсюда мы получаем приблизительное описание любопытнейшего психологического фактора, воплощением которого является Хидр. Очевидно, что это бессознательная фигура, вызывающая различные пугающие эффекты; вы думаете, что всё пошло наперекосяк, но в итоге всё складывается так, как нужно. Вот, кажется, и всё, что мы можем сказать о Хидре. Ещё можно отметить, что он появляется, когда Моисей и Иисус Навин28 возвращаются к источнику жизни. Там они видят человека в бурнусе29, сидящего на земле, вокруг которого зеленеет трава и расцветают цветы. Также есть другие варианты: он сидит на зелёном ковре, на океане. И снова мы видим нечто из бессознательного. В другой версии тот участок земли, на котором он сидел, превратился в золото. Всё это говорит о внезапном появлении некоего бессознательного содержания, сначала непонятного, но затем оказывающегося величайшей ценностью. Этот мотив, вообще-то, появляется в истории ещё раньше, когда они находят источник жизни, не понимая, что это такое. Только позднее им удаётся узнать, что же это на самом деле. Когда Моисей, проголодавшись, достаёт рыбу и хочет съесть её, капля из источника падает на рыбу, и та, ожив, выскакивает из корзины в ручей, а оттуда в море. Между Иисусом Навином, сыном рыбака, и рыбой, ныряющей в море, есть мистическая связь... Но нам пришлось бы задержаться на анализе этого мифа, если бы мы захотели в ней разобраться. Не будем далеко уходить от темы.

Итак, мы пришли к вопросу: что означает всё это для мальчика, чья религиозная догматическая позиция фактически обесценилась при столкновении с этим странным видением?

Участник семинара: Можно предположить, что сон хочет сказать ему: сейчас происходит много непонятных вещей. Но всё идёт как надо.

Профессор Юнг: Да, если бы на это что-то указывало в самом сне. Но во сне нет таких указаний: нам это известно только из легенды о Хидре. Вот почему мальчик защищается от Хидра. Он считает его дьяволом. И это могло бы быть правдой: если бы мы не знали этой легенды, мы бы и сами так подумали. У приличных людей зелёных лиц не бывает. Однако всё же логично предположить, что этот цвет указывает на природный дух.

Участник семинара: Связан ли этот дух каким-либо образом с дьяволом?

Профессор Юнг: Все природные духи связаны с ним! Поэтому все следы природы перед священными ритуалами изгоняются, чтобы избавиться от admixtio diabolicae fraudis30. Поэтому, к примеру, при освящении алтаря он окропляется святой водой и окуривается ладаном — то есть стерилизуется, чтобы изгнать злых духов, если они успели в него пробраться. Любое порождение природы в каком-то смысле порочно. Даже человек не был «хорошим» с самого начала. О какой догме я говорю?

Участник семинара: О первородном грехе.

Профессор Юнг: Да, уже само творение не свободно от зла, оно испорчено. То, что чисто, не может умереть; оно не подвержено тлению; следовательно, нужно первым делом всё продезинфицировать. Человек испорчен первородным грехом. Если ребёнок погибнет до крещения, он не спасётся. Что ждёт таких детей?

Участник семинара: Они не попадают на небеса, им не разрешается увидеть лицо Господа.

Профессор Юнг: Совершенно верно. Они не попадают и в ад, хотя такое поверье распространено. Но они лишены visio dei31 и отданы на милость Бога. Уж ему-то известно, что делать с этими «недоразвитыми» душами.

Участник семинара: Я знаком с одним человеком, наполовину испанцем, наполовину швейцарцем, и оба его ребёнка крещены в католичество. Они родились в больнице и были очень слабенькими, поэтому их спешно окрестили, чтобы в случае чего не пришлось их хоронить за кладбищенской оградой.

Участник семинара: Следует ли понимать фигуру Хидра как компенсацию слишком духовного взгляда на Христа?

Профессор Юнг: Да, этот вопрос напрашивается. Хидр — природный дух. У него зелёное лицо. Но он связан с Зуль-Карнайном и Дионисом, а также с Моисеем, у которого также имеются рога — следовательно, его можно рассматривать и как дьявола. Вполне можно считать его дьяволом; согласно догме о первородном грехе и вообще из-за связи с тленной природой, он воплощает то, что портит и развращает. Дьявол, как известно, великий развратитель; и когда такой образ появляется на месте обесценившегося догматизма, следует понимать это как компенсаторную реакцию. Он занимает место догмы, которая лишилась жизни. В этой догме больше нет pneuma zoes, духа жизни, поэтому неизбежно должен появиться природных дух. Появляется именно то, что прежде всегда отвергалось: «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла»32. Алхимики вновь и вновь цитировали эту фразу, поскольку знали, что нужно найти то, что не сработало, — некий исцеляющий мотив, который сделает природу, мир, совершенным — и это совершенство может прийти только из самой природы. Отсюда поклонение природе и таинственные слова о философском камне, в котором живёт benedicta viriditas, зелёный дух. Это и есть Хидр.

Очевидно, мы приходим к выводу, что этот мальчик, несмотря на свое религиозное, очень католическое образование — или наоборот, благодаря ему, — бессознательно уже ощущает нечто безжизненное, поэтому в нём остаётся нечто, атакующее его сейчас, что он может воспринять только как дьявола. Ребёнок в этом возрасте, разумеется, ещё не может критиковать догму, это происходит с ним само собой. На что ещё в этом случае следует обратить внимание?

Участник семинара: Возможно, эта критика присутствует и в его окружении.

Профессор Юнг: Да, вероятно, что-то витает в воздухе, и мальчик это визуализирует. Так что в этом сне разыгрывается настоящая война, и мы можем ожидать, что в нём довольно точно будет воспроизведена реакция бессознательного на все эти впечатления. А поскольку сновидцу всего десять лет и он всё ещё ребёнок, мы должны предположить, что в этом сне содержится также нечто коллективное, что он будет истинным также для многих других. Можно сказать: если такова реакция этого ребёнка, такое может произойти и в других местах, то есть схожие сны могут видеть и другие люди. Итак, бессознательное отвечает на вопрос, и что появляется, когда старый догматический образ скукоживается и исчезает?

Участник семинара: Появляется Хидр или похожий на него образ.

Участник семинара: Нет ли здесь параллели с Фаустом, который ощущает пустоту, изучив всё на свете, и тут появляется Мефистофель?

Профессор Юнг: А что именно изучал Фауст?

Участник семинара: Все существующие науки, но всё оказалось тщетным и пустым; и тут откуда ни возьмись является Мефистофель — природный дух, любитель поплясать с ведьмами.

Профессор Юнг: Это изначальный алхимический опыт. Мефистофель — природный демон, но искажённый средневековьем. Он взял на себя роль дьявола, хотя на самом деле он всего лишь природный дух.

Участник семинара: Он ведь говорит, что вечно хочет зла и вечно совершает благо33.

Профессор Юнг: Именно!

Участник семинара: Можем ли мы истолковать это так: люди покинули Христа, эта догма больше не принадлежит людям, связь утрачена?

Профессор Юнг: Безусловно, в этом что-то есть. Человек отдалился от Троицы. Вспомните современный протестантизм, в котором Бог totaliter aliter34, и мы не можем понять, как может существовать связь с ним. Если нечто полностью иное, оно также не может влиять на меня. Бог и человек больше ничем не связаны: Бог не имеет ничего общего с человеком, а человек не имеет никакого отношения к Богу?

Один сумасшедший думал, что Бог понимает только мёртвых, а не живых. Затем Бог приблизился к миру, но он был так полон чудесами, что и мир начал «чудить». Солнце разделилось надвое, и начали происходить неслыханные вещи. В случае судьи Шребера мы также видим эту идею: Бог кое-что понимает в мёртвых, но не в живых.

Участник семинара: Это реакция на возрождение язычества и воскрешение Вотана.

Профессор Юнг: Что ж, вот вам ещё одна параллель. Вотан — родственник Диониса. Он также странник. Предоставляю вам самим получить удовольствие, копаясь в этих амплификациях.

1 Сессия 12 ноября 1940 г.
2 Текст доклада отсутствует.
3 Фр. «папина дочка».
4 В оригинале фразы на английском: «Jimmy inside the tiger» и «inside the witch».
5 Книга Бытия, 1:22.
6 Сессия 3 декабря 1940 г.
7 Намёк на Архимеда, предлагавшего перевернуть землю, если ему дадут одну неподвижную точку опоры.
8 Hildegard Hetzer, Psychoiogische Untersuchung der Konstitution des Kindes.
9 Обряд принесения в жертву быка, обычно в честь Великой матери богов, но не обязательно. Обряд имеет восточное происхождение, в Риме был проведён впервые предположительно в 134 г. до н. э. в честь Небесной Венеры.
10 Гёте, «Блаженное томление»: И доколь ты не поймешь: / Смерть для жизни новой, / Хмурым гостем ты живешь / На земле суровой. Пер. Н. Вильмонта.
11 В оригинале — английское birth chambers.
12 В оригинале Gotte и G?tti, на немецком варианте швейцарского. В английском — godfather и godmother, соответственно.
13 См. том 2 английского издания.
14 Греческое воплощение неотвратимой судьбы, термин стоиков.
15 Духи умерших предков в древнем Риме
16 Хидр (Хидир, Хизир, Хызр) переводится с арабского как «зелёный». Это воплощение вечной жизни духа, свежести знаний, «почерпнутых из живых источников». Ассоциируется с живой водой. Он пил из источника бессмертия и обрёл «вечную молодость». Это таинственный наставник, бессмертный святой, наставник тех, кто пожелает пойти путём мистика. Как объясняется далее, он также символизирует перемены.
17 В оригинале английское headman.
18 В оригинале английское suitcase.
19 Cf. Oeuvres completes illustrees de Anatole France, ed. Caiman Levy, vol. 4, pp. 526ff
20 Deutscher Musemlmanach, pp. 39ff (1830).
21 Синкретизм — попытка совместить различные, порой даже противоположные верования и объединить практики разных школ. В теологии и мифологии религии задача синкретизма — найти скрытое сходство, могущее объединить изначально различные традиции. Так, друзы привнесли в ислам элементы гностицизма и платонизма. Несколько иудейских претендентов на место Мессии смешивали каббалу с христианством и исламом. Сикхизм — это смесь ислама и индуизма. Последователи бахаизма почитают основателя этой религии продолжателем дела пророка Мухаммеда, а также признают других древних пророков — Иисуса, Моисея, Будду и Заратустру. Поэтому бахаизм также считается некоторыми синкретической религией.
22 Аспект Хидра-друга отражён в эпизоде с Зуль-Карнайном, «двурогим», который в исламском мистицизме отождествлялся с Александром.
23 Переселение пророка Мухаммеда и его последователей в Медину.
24 Некоторые ответвления гностицизма называли архонтами слуг Демиурга, бога-творца, который стоит между людьми и трансцендентным Богом, и которого можно узнать лишь с помощью гнозиса. Архонты в этом контексте соответствуют ангелам и демонам Ветхого завета.
25 Сура 18:60–68 (здесь и далее перевод с сайта http://www.imam.ru/quran/).
26 В оригинале — английское shocking.
27 Сура 18:84–101.
28 Преемник Моисея из колена Ефремова, один из предводителей еврейского народа.
29 Плащ с капюшоном, одежда арабов и берберов.
30 Лат. «примесь дьявольской хитрости, обмана».
31 Лат. «вид Господа».
32 Псалом 117:22.
33 Гёте, «Фауст», стихи 1335–1336.
34 Лат. «совершенно другой».

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики