IZM – баннер

Shop.castalia баннер

Что такое Касталия?

     
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ "Касталия" ЮНГИАНСТВО.ОККУЛЬТИЗМ.ТРАНСГРЕССИЯ
                "Касталия" - многомерный культурно-просветительский проект, целью которого является ментальное и духовное обогащение личности посредством синтеза самого широкого спектра знаний - от глубинной психологии до оккультных традиций - и от того не имеющий аналогов в информационном пространстве. Подробнее...
Воскресенье, 04 января 2015 12:55

Ремо Рот Возвращение Мировой Души: Вольфганг Паули, К.Г.Юнг и вызов психофизической реальности Часть 1

Ремо Рот

Возвращение Мировой Души: Вольфганг Паули, К.Г.Юнг и вызов психофизической реальности

Часть 1: Битва гигантов.

Предисловие

Это для заурядных математиков, чтобы оно могли занять себя

подсчитывать тени; алхимики и философы-герметики же

постигают истинную суть природных тел.

Математиками, получившими формальное(классическое) образование

природа открывается и просчитывается в своем естестве; для неловких же и фальшивых, однако, она остается скрытой и невидимой. Т.о. последние вычисляют тени вместо сути и питают себя зыбучими убеждениями; тогда как

формалисты схватывают суть и радуются свету истины.

Но здесь скрывается разногласие, потому что[Кеплер]выдумывает

внешние причины созданных явлений, в то время как я рассматриваю внутренние сущностные импульсы, которые исходят из природы как таковой; он ухватился за хвост, а я схватил голову; я постиг изначальную причину, он же- ее следствия.

Ответ Роберта Фладда на книгу Иоганна Кеплера ‘Гармония Мира[1]

В письме коллеге Маркусу Фирцу, датированном 10 августа 1954[2], физик и Нобелевский лауреат Вольфганг Паули предвидел, что квантовая физика может быть Темной материей. Он считал, что это вещество в результате его восстановления посредством квантовой физики может восстать и начать противостоять человечеству. Он также размышлял над тем, как это может случиться. С помощью философии Шопенгауэра он сформулировал, что кроме ‘nexus physicus’-‘внешней связи явлений’- может существовать ‘прямое воздействие сущности вещей как есть, т.е. изнутри на природу’. Он считал, что ‘Воля’ Шопенгауэра- в терминолгии Юнга ‘контр-воля бессознательного’, и в вышеприведенной цитате Фладда ‘внутренние сущностные импульсы, которые исходят из природы как таковой’ – это как ‘nexus metaphysicus’вне пространства и времени, и он констатировал, что это утверждено тем фактом, что оно проникает в сущность всех вещей.

Удивительный факт, что самое известное из предложенного Паули- существование элементарной частцы без массы и без заряда, нейтрино- обладало точно таким качеством- оно проникало сквозь все вещество вселенной, практически с ним не взаимодействуя. Может ли так быть, что антинейтрино- называемое физиками ‘призрачной частицей’- соответствует ‘nexus metaphysicus’, до сих пор неизвестной энергии, которую мы используем в атомных бомбах и на атомных электростанциях? Если так, то из-за того, что мы производим эту магическую энергию действием воли (и это возможно лишь из-за ‘открытия’ Паули нейтрино) это была бы ‘призрачная частица’, которая ведет к разрушительному развитию Темной материи.

Мы знаем, что нобелевский лауреат постулировал антинейтрино, ‘dieses narrische Kind meiner Lebenskrise[3]’ (это глупое дитя моего жизненного кризиса), через некоторое время после развода с его первой женой, Кэти Деппнер, в декабре 1930[4]. Мотивацией Паули для предложения антинейтрино было предупредить нарушение законов сохранения энергии, импульса, момента импульса (углового момента).Которые в свою очередь основывались на важнейшем принципе симметрии и, как мы увидим, идея симметрии имеет ключевое значение для Паули. Тем не менее в выводах своей книги я покажу, что возникший вопрос такой: а не было ли бы лучше принять нарушение закона сохранения энергии, как это изначально сделал Нильс Бор?

В действительности, с точки зрения глубинной психологии, решение Паули оберегать сохранение симметрии вместо того, чтобы принять ее нарушения, могло быть причиной того, что после постулирования нейтрино он стал очень невротичным, что проявилось в его апифобии(боязнь ос).Он искал психологической помощи и связался с Юнгом, который по случайности жил поблизости, недалеко от Цюриха в Швейцарии.

Терапевтическая работа довольно быстро переросла в научный взаимообмен и сотрудничество. Это задокументировано во множестве писем, опубликованных ныне в Атом и Архетип[5] В данной работе я буду обращаться к наиболее важному содержимому этой переписки, так же как и ко многим другим письмам Паули, и покажу, что решающим результатом сотрудничества Паули и Юнга была идея о том, что Физика и Глубинная психология Юнга как науки дополняют друг друга. Это означает, что один и тот же исследуемый факт может быть рассмотрен снаружи посредством Физики, в особенности квантовой физики, а изнутри с помощью Глубинной психологии.

Паули был уверен, что их представление о взаимозависимости между внешним и внутренним было результатом их стремления к целостности, которую он рассматривал как новую форму мистицизма, выросшую из естественной науки[6]. Он также верил, что однажды в будущем наука осознает пределы своих взглядов на мир и посмотрит, что же лежит за пределами, на так называемую психофизическую реальность или unus mundus(единого мира). С помощью такого нового мистицизма это, вероятно, станет возможно посредством не только (внешних) инструментов естественной науки, но и непосредственного влияния внутриличностных аспектов на природу, которую станет возможно трансформировать или даже преобразовать. Такое ‘прямое воздействие сущности вещей как есть, т.е. изнутри на природу’ Шопенгауэра может стать правдой. Это может открыть двери для дальнейшей эволюции не только сознания, но и самой материи.

Паули также осознавал, что благодаря таким прозрениям он приблизился к Герметической магии, и предвидел, что такая оригинальная форма естественного мистицизма может быть Alexipharmakum, противоядием от темной материи квантовой физики[7]. В то же время, как Нобелевский лауреат предсказывал такое разрешение, он всячески от него отгораживался: пока он был не в состоянии понять, что в случае радиоактивного бета-распада, который основывался на его всепроникающем излучении антинейтрино, вело по факту к шопенгауэрскому проникновению всего на физическом уровне, к абсолютной истине того, что закон сохранения энергии должен быть признан относительным. Как я покажу (особенно во втором томе этой книги), взаимодополняющей к процессу радиоактивного бета-распада, описанного средствами квантовой физики, является процедура, которую также можно наблюдать внутри как беспричинно(acausally) производимая ‘внутренняя радиация’. Используя физико-символический язык, который Паули предложил, можно постулировать, что наблюдение самопроизвольных внутренних квантовых скачков, связанное с внешним наблюдением физических квантовых скачков в материи в процессе измерения, возможно. Это наблюдение телесных ощущений и внутренних картинок, коренящихся в животном мозге(belly-brain) , которое будет описано во втором томе как Телесно-ориентированное воображение или Симпто-символьная трансформация. Т.о., это такое особое наблюдение внутреннего феномена(в глубоком самопогружении ), которое соотносится с гипотезой Паули о возможности нашего прямого влияния на природу, которое может сбалансировать черную магию квантовой физики в конструктивное русло.

Для достижения этой этой цели целостности в рамках наблюдения и описания природы в первую очередь необходимо стать цельным человеком. Это означает, помимо всего остального, что мы включаем наши архетипические сны, видения, синхронистичности в наше научное исследование, как это сделал Паули. Хотя он не достиг эмпирически психофизического уровня, он в своих письмах приблизился к этой цели, что с ясностью демонстрирует письмо его другому коллеге C.F. von Weizsacker[8] В нем он представляет идею Юнга , т.н. циркумамбуляцию, кружение вокруг(всегда неизвестного) центра , которая является единственным способом приблизиться к описанию психофизической реальности. Сначала он приводит следующую цитату части примечания[9] в работе Юнга ‘Mysterium Coniunctionis’:

«Одна из главных характеристик Гностического мышления это цикличность… Алхимик, говоря о том же самом, говорил бы об уроборосе, как древнейшем символе алхимической истины… ‘Округлость(Обтекаемость)’ это приближенное описание этой концепции для факта,который существует, но пока не может быть описан, и приблизиться к которому можно лишь посредством циркумамбуляции… В то же время эти факты являются ‘сферами’ неопределимого пространства ,так как они символизируют основы, принципы. Психологически они соотносятся с архетипами. Взаимоперекрытие и взаимопроникновение свойтственны их природе. ‘Округлость(Обтекаемость)’ это характерная черта алхимического мышления »

Затем он продолжает: ‘Круг-это древний символ целостности. Если этот архетип напрвляет мышление- хоть и не напрямую- мышление становится “округлым(круговым)”’[Перевод мой; Рот] Затем он критикует Weizsacker-а за то, что циркумамбуляция не в достаточной мере освещена в письмах последнего. Паули чувствовал, что вместо того, чтобы позволить его мыслям покрутиться, он их слишком быстро рационализировал.

В конце письма Паули обращается к термину Weizsacker-а ‘Истинной квантовой теории’. Он соглашается с тем, что и сам подчеркивает, что такая теория более не может быть объективной(естественной) наукой. И добавляет: ‘ “Истинная квантовая теория” это ситинный Гнозис[В смысле истинного познания; Рот]: только из своей собственной цельности человек может создать модель цельности. ’[Перевод мой; Рот]

Циркумамбуляция - это также и стиль, в котором написан данная книга. Она обеспечивает предпосылки для психологических методов Телесно-ориентированного воображения и Симпто-символической трансформации. Выглядит так, тем не менее, что к целостности можно приблизиться только через осознаные страдания. Признаюсь читателю, что у меня не было бы возможности написать эту книгу, если бы в моей жизни не было страданий от разочарований в отношениях с любимыми людьми и от тяжелого физического заболевания. В дополнение были сотни архетипических снов, видений и синхроний, и принятие необходимости осознанных страданий было главной движущей силой моего творчества.

//-//-//-//

Настоящий манускрипт содержит шесть глав. Первые пять глав посвящены интеллектуальному диспуту между Юнгом и Паули касательно отношений между физикой и глубинной психологией и его результату: постулированию взаимодополняемости между двум научными направлениями; ‘взаимодополняемость’ в отношении Копенгагенской трактовки квантовой физики. Далее Юнг и Паули также обсуждали возможность психофизической реальности за, или даже за пределами, разделением на внутренний и внешний мир. Тем не менее они не преуспели в формулировании соответствующей теории. Поэтому эта задача встает перед нами в начале 21го века. И вследствие этого глава шестая содержит сформулированную новую психофизическую теорию и ее подтверждение через интерпретацию некоторых снов Паули и моих собственных. Т.о. главы 1-5 с одной стороны и глава 6 с другой представляют собой две относительно независимые части. Я решил опубликовать книгу в двух томах, Том 1 и Том 2(Part I and Part II). Том 2 будет опубликован так скоро, как это будет возможно.

//-//-//-//

В конце я хотел бы выразить свою глубочайшую признательность Марии-Луиз фон Франц(1915-1998) за почти 20 лет, в течение которых я имел удовольствие сотрудничать с ней. Она первая, кто осознал глубокую алхимическую подоплеку большинства моих архетипических снов и видений; она показала мне, что их содержимое имеет много общего со снами и видениями Паули. На этом пути я начал понимать, что для разрешения экзистенциальных проблем своей жизни, мне нужно взять на себя задачу, и судьбу, понять бессознательную жизнь Паули и развитие в осознании, которого от него потребовали его сны и видения.

В конце 70х начале 80х прошлого века я также познакомился с Арнольдом Минделлом. Это было в то время, когда он начал разрабатывать его теорию телесной работы и Процесс-ориентированной психологии. У него я научился беспристрастному взгляду, который только и открывает двери к новым прозрениям. Потому как я глубоко интровентированная личность, которая коренится в своих чувствах\ощущениях и интуиции, мне со временем пришлось оставить Минделла, экстравертированного в мышлении и интуиции, и найти свой собственный путь, единственный, который и привел в итоге к Телесно-ориентированному воображению.

Несмотря на то, что мой родной язык немецкий, книга написана на английском, т.к. первыми людьми, кто попросил меня проинтерпретировать их сны и видения, были американцы. Сначала они консультировались у американских Юнгианцев по поводу своих снов, но чувствовали, что интерпретации последних не помогают им в разрешении их личных кризисов. Более того сам Паули испытывал подобные проблемы! Это казалось серьезным наблюдением с того момента, как я осознал, что эти Американские Юнгианцы (так же, как и Европейские) придерживались Неоплатонических взглядов на мир. Последний пример этого, это типично Неоплатонический комментарий Шамдасани (Shamdasani) к Красной книге Юнга, несмотря на то, что Красная книга самая Герметическая ‘книга’, какую Юнг когда-либо написал! Моя позиция, которая оформилась во время написания различных моих манускриптов, тоже Герметическая. Под ‘Герметическим’ я понимаю принятие и включение магии и взаимодействия физического и тонких тел. Мария Луиза фон Франц тоже пыталась это сделать, но ее подход был слишком интеллектуальным (утрирую;Рот) Я верю в то, что это было началом болезни, через которую она прошла. Здесь важно подчеркнуть отличие моей точки зрения, т.к. я верю, что она не была лишь Юнгианцем, которая заболела вследствие скатывания от ‘Герметического Юнга’ к ’Неоплатоническому Юнгу’.

Работа со снами этих американских клиентов привела меня к идее, что они имеют общее значение. С помощью этой работы я смог сформулировать теорию, которая будет представлена во втором томе этой книги.

Я очень благодарен за их вклад в работу корректорам Gregory J. Sova, Stefan Furegati, Michael Biuso, Maria Pocsai and Roger Faglin. Последние двое также помогли мне перевести немецкие цитаты Паули на английский.

Далее благодарю Pari Publishing и в особенности Maureen Doolan и F.David Peat за приятное сотрудничество.

Последним по списку, но не по значению, хочу выразить свою глубочайшую признательность своему другу Eduard Klarer, крайне одаренному целителю, кто поддерживал меня эмоционально в моменты внутренней пустоты, которые были необходимым подготовительным этапом перед творческим процессом.

1 Некоторые из наиболее важных открытий Вольфганга Паули и К.Г.Юнга.

Если кто-то анализирует досознательный уровень понятий, он обязательно обнаружит представления (Vorstellungen), которые представляют собой в основном наполненные сильными эмоциями символические картины. Рисование таких внутренних картин является предварительным этапом мышления, и эти картины не могут быть сведены ни вообще, ни в первую очередь к воспринятому через органы чувств. Наоборот, они создаются инстинктом воображения (Vorstellung) и воспроизводятся независимо, т.е. одинаково у разных людей… Для формирования понимания (Erkenntnis) тот, у кого картинки проявляются, на их основе строит свои понятия.

Вольфганг Паули - Маркусу Фирцу, 1948[10]

1.1 Подборка самых важных открытий Вольфганга Паули.

Вольфганг Паули, который до сих пор недооценен как величайший физик и эпистемолог XX века, был очарован симметрией. Как я уже упоминал, одна из важнейших симметрий в физике послужила началом для Закона сохранения энергии. Это значит, что в любом энергитическом процессе количество энергии до и после физического события равны. Энергия не может исчезнуть; она может лишь превратиться в другую (известную) форму энергии (Конечно, в теории относительности Энштейна материя и энергия становятся взаимоконвертируемыми, и Закон сохранения энергии становится Законом сохранения материи-энергии).

Когда Анри Беккерель(1852-1908) в 1896 открыл радиоактивный распад Урана, физикам пришлось признать, что Закон сохранения энергии был нарушен. При радиоактивном бета-распаде, когда нейтрон в ядре атома превращается в протон и электрон, энергия не сохраняется, так как сумма энергий, соответственно массам, результирующих протона и электрона всегда меньше, чем изначальная энергия ядерного нейтрона.

Это был Нильс Бор, отец квантовой физики, кто был готов пожертвовать Законом сохранения энергии, этой непоколебимой физической догмой. Как бы то ни было, эта идея не вписалась в ‘поправку на личностные особенности’(‘personal equation’;К.Г.Юнг) Паули, он был тем, кто более других был очарован принципом симметрии. Т.о., в конце 1930, через несколько дней после развода с танцовщицей Кети Деппнер(Kathe Deppner) в знаменитом письме к ‘Liebe radioaktive Damen und Herren[11]’(Дорогим радиоактивным Леди и Джентльменам) он предложил новую частицу в порядке защиты одной из самых фундаментальных физических аксиом. Это частица, которую сегодня мы называем антинейтрино[12], и о которой Паули писал, что она ‘dieses narrische Kind meiner Lebenskrise[13]’(‘глупое дитя моего жизненного кризиса’). Т.к. в физике масса эквивалентна энергии, эта третья частица восстановила симметрию в радиоактивном бета-распаде нейтрона: Количество энергии до и после распада осталось тем же; энергия была снова сохранна.

Как уже упоминалось выше, после того, как Паули предложил антинейтрино, он стал крайне невротичным. Его невроз особенно сильно проявлялся в его апифобии, которая, согласно редактора Атом и Архетип (Atom and Archetype) К.А.Майера, продолжалась до его последних лет[14]. Это показывает, что глубочайшее содержание его невроза, несмотря на лечение у лучшего глубинного психолога того времени, никогда не исчезало. По ходу книги мы выясним, что невроз Паули был связан с изобретением антинейтрино, а также с его неспособностью принять нарушение закона сохранения энергии[15]. Тем не менее именно из-за невроза Паули гениальный физик и великий глубинный психолог встретились впервые в 1931, чтобы впоследствии иметь возможность обсуждать некоторые из важнейших эпистемологических проблем и физики, и глубинной психологии. Записанная часть этого диалога, в форме длительного обмена письмами, была впервые опубликована на немецком в 1992[16], а затем в 2001 на английском как Атом и Архетип[17]. Множество выводов, представленных в книге, содержат критическое рассмотрение переписки между Паули и Юнгом, которая просто заворожила меня с тех пор, как я впервые ее для себя открыл.

Когда Юнг впервые встретил Паули в 1931, он немедленно осознал[18], что физик-теоретик до краев наполнен архетипическими снами и видениями[19]. Т.к. он искал независимых доказательств своей теории архетипов, он решил не оказывать влияния на процессы, которые имели место в бессознательном будущего Нобелевского лауреата. В результате он передал Паули Ирене Розенберг, которая была начинающим аналитиком. Она анализировала Паули в течение 8 месяцев, и только позже Юнг согласился встретиться с ним снова.

Во время этих 8ми месяцев у Паули было более 1000 снов[20]. В дальнейшем у него начались глубокие видения. Одно из них известно сейчас как Видение мировых часов[21]. Это видение он испытал 4 ноября 1932 года[22] и, согласно Юнгу[23], оно было ‘поворотным пунктом в психологическом развитии пациента’, т.к. оно произвело ‘впечатление величайшей, безупречной гармонии’. К сожалению глубинный психолог не описал точные события, связанные с этим поворотным пунктом. Так что мы не можем достоверно подтвердить или опровергнуть это заявление. Однако, как я упоминал выше, апифобия не исчезла, вот почему я сомневаюсь в бесспорности лечения К.Г.Юнга[24].

Как мы увидим, эти сны и видения, полные Герметических символов, компенсировали паули его Неоплатонические научные взгляды. Они пытались показать ему, что за, или даже за пределами, физикой лежит мир, в котором нет ни пространства, ни времени, ни материи. Позже Нобелевский лауреат назовет этот мир ‘психофизической реальностью’ и соотнесет его с миром, который Юнг называл unus mundus (Мир единый) – поздний термин Юнга, который он заимствовал у алхимика Gerardus Dorneus(вторая половина 16 века). Здесь я хотел бы подчеркнуть, что определяя это термин, физик говорил о ‘реальности’, что означает, что он был уверен , что она должна быть как-то наблюдаема. Как мы откроем позже, символом Мира, который включает в себя и запредельное, является звезда из двух треугольников, Печать Соломона или Звезда Давида.

В этой книге разбирается устройство и внутренние процессы, unus mundus (Мира единого), психофизической реальности, находящейся за пределами разделения на внешний мир физики и внутренний мир глубинной психологии К.Г.Юнга. вот почему я должен описать читателю концепции не только современной физики, но и глубинной психологии. В этой первой части я продолжу с открытиями Паули; во второй представлю наиболее важные новшества Юнга.

Первым открытием Паули был принцип запрета, или принцип Паули, который он опубликовал в 1925, и за который был награжден Нобелевской Премией в 1945. Он говорит нам, что физический мир разделен на два совершенно различных типа частиц: бозоны и фермионы. Бозоны- носители четырех физических взаимодействий(сил): т.н. сильного ядерного взаимодействия, которое удерживает атомы вместе, электромагнитного взаимодействия, гравитационного и слабого ядерного взаимодействия, отвечающего за радиоактивность.

Бозоны могут все находиться в одном квантовом состоянии, т.о. большое их число может быть сконцентрировано в одной точке. Фермионы, напротив, не могут находиться в одном квантовом состоянии и являются частицами, которые составляют физическую структуру материи. Например, фотон, частица, связанная с электромагнитным взаимодействием, это бозон; а с другой стороны протоны, нейтроны и электроны, из которых состоит атом, это фермионы.

Так качественно/символически бозоны, т.н. частицы силы(поля), активны, и поэтому на архетипическом уровне являют собой мужское, тогда как фермионы, частицы материи, пассивны и потому- женское. Таким образом, в 1925 Фольфганг Паули неосознанно определил принцип, который идеально влился в мировоззрение 20го и предыдущих веков: мужчина активен, а женщина пассивна.

Тем не менее, как показало множество снов Паули, компенсаторный принцип был встроен в его бессознательное: средневековая anima mundi, Душа мира, спонтанное, ни от чего не зависящее творение и живой, деятельный принцип женственности, который был подавлен в начале 17 века, когда математика проникла в натурфилософию, и была рождена современная наука. Это и есть принцип Средневековой Теологии, называемый creatio continua (непрерывное творение), который уравновешивает концепцию creatio ex nihilo (творение из Ничего или творение из ничего).Последняя идея лежит в основе Бытия (Книга Бытия, 1-2) и астрофизической идеи Большого Взрыва, полностью причинно-обусловленной, т.е. принципа мужественности. Эта идея мира есть ‘унылый часовой механизм’ (cheerless clockwork, К.Г.Юнг[25]). Creatio continua лежит за тем, что физики называют (самопроизвольным) квантовым скачком, наблюдаемым при спонтанном распаде радиоактивных атомов Урана с одной стороны, и так называемым коллапсом волновой функции в процессе измерения с другой.

В этой книге я объясню, как с течением жизни Вольфганг Паули все более и более осознавал свои бессознательные Неоплатонические предубеждения, и как он пытался приблизиться к душе мира через определение психофизической реальности или unus mundus, монистического мира, лежащего за разделением на физику и глубинную психологию. Далее я покажу и границы его прозрений. Начав с инсайтов Паули и Юнга, я сформулирую теорию устройства этой глубоко женственной ‘области’, лежащей за пределами физики и глубинной психологии, и покажу процессы, в ней протекающие. Это будет основано на принципе creatio continua, упоминавшемся выше, истинно женственном принципе, который был демонизирован и Церковью, и Наукой. Я также предоставлю опытные подтверждения теории моим методом Телесно-Ориентированного Воображения, которым именно и возможно наблюдать те процессы в психофизической реальности.

Третьей важной областью исследований для будущего Нобелевского лауреата была его роль, совместно с Джоржем Ухленбеком (George Uhlenbeck) и С.А.Гудсмитом(S. A. Goudsmit), в разработке концепции спина в квантовой теории. Как правило он описывается как форма внутреннего момента импульса (углового момента) каждого атома, элементарной частицы или кварка, также фактически это свойство может быть описано только математически и не может быть конкретизировано. Спин бозонов, несущих четырех взаимодействий, представляет собой целое число, а фермионов, материи,- полуцелое. Таким образом спин делит физическую реальность на Силы(Взаимодействия) и Материю, Мужское и Женское, как и Принцип Паули.

Я считаю, что спин важен по нескольким причинам. Во-первых, в письме Паули написал, что со спином вводит четвертое квантовое число. С другой стороны, в глубинной психологии Юнга переход от третьего к четвертому, символически представленный в вековой Аксиоме Марии Пророчицы (Maria Prophetissa), является абсолютно решающим- эту сторону также обсудим во втором томе книги, где ему будут даны различные интерпретации. Т.о. четвертый принцип Паули, спиновый, тесно связан с четверичностью Юнга так же, как и с моей психофизической теорией, представленной здесь.

Вторая причина важности спина в том факте, что Паули использовал его, чтобы создать принцип, который его ‘внутреннему гуру’(так называемый мастер, незнакомец, или даже маг, символ глубинной свободы и магической силы в его бессознательном) особенно не понравился. Это проиллюстрировано сном, в котором маг/незнакомец/мастер обвиняет будущего Нобелевского лауреата в объективизации(воплощении) вращения. Я разберусь с этим в конце второго тома этой книги.

Паули должен был, по крайней мере полу-сознательно, почувствовать, что этот сон иллюстрировал конфликт между его сознательным открытием спина, воплощенного вращения, и обратной позицией, которая была представлена досознательным знанием коллективного бессознательного. После изложения сна он написал:

«Нейтральный(как не принимающий ни одну из сторон;прим.пер.) язык ‘Блондина’[Мага или незнакомца, т.е. магического первоисточника, который также владел досознательным знанием; Рот] во сне (он не употреблял термины ‘материальный’ или ‘нематериальный’, а говорил только о людях, которые ‘знают, что такое вращение’, и которые не знают) казалось восстановил срединный слой, где пребывал infans solaris. Современное сознание говорит здесь о ‘радиоактивном ядре.’»

В этом замечании, трудном для понимания, мы уже коснулись центрального аспекта темы этой книги: описание Герметического алхимического мира за пределами разделения на материальное и нематериальное; срединного уровня между духом и материей. В этом мире, согласно принципу creatio continua, что-то новое рождается путем магическим и без всяких причин: infans solaris как красная тинктура и квинтэссенция (от лат. quinta essentia; прим. пер.). Это принадлежит психофизической реальности и, как мы увидим, выходит за пределы спина Паули как ‘объективизации вращения’, разделения на пассивную материю и активные силы.

Третьей причиной такой важности спина в контексте работы Паули является наличие процесса, оформившегося в бессознательном Паули, в котором колебание всегда переходит во вращение. Не имея желания демонстрировать это на данном этапе, я должен упомянуть, что этот процесс, описанный на символическом языке, это то, что я буду называть единичный(беспричинный) квантовый скачок или уникальный(беспричинный) квантовый прыжок. Далее, это выглядит так, будто в момент наблюдения квантового скачка, мы попадаем в( или даже отождествляемся с) мир без спина; мир, в котором с одной стороны материя и энергия(сила) неразграничены, а с другой стороны спина больше не существует; мир, в котором пространство, время и масса(эти три базовые характеристики материального, физического) отсутствуют. Это такая психофизическая реальность, определенная Паули и Дорнеусом/Юнгом(unus mundus), в которую можно войти при помощи Телесно-Ориентированного Воображения или Симпто-Символической Трансформации. Вот почему во втором томе я опишу созданный мной метод и использую его в терапевтическом плане, а также как способ активизировать собственную креативность.

1.2 Некоторые принципы Глубинной психологии Юнга.

В цифровой версии Священной Свадьбы[26] я отмечаю, что невозможно понять теорию Юнга без рассмотрения его’поправки на личностные особенности’(‘personal equation’), термина, который он ввел, чтобы показать относительность любой теории. Одной из важных сторон персональной поправки Юнга был невероятно глубокий жизненный кризис 1913-1918 годов. Творческим итогом и путем выхода из этого кризиса стала, во-первых, его широкоизвестная типология сознания и, во-вторых, открытие и характерное структурирование коллективного Психэ человека. Мы вернемся к этому позже, и придем к пониманию, что слово ‘Психэ’ в терминологии Юнга смешивает в себе два совершенно различных принципа. Здесь мне хотелось бы подчеркнуть, что следующим результатом преодоления глубинным психологом своего кризиса было открытие Анимы. Как я показываю в тексте выше, мы можем определить этот термин как ‘символическое мышление’. Таким образом прогресс Юнга заключался в переходе от его научного и медицинского (соответственно, весьма конкретного мышления) к мышлению символическому. Он называет этот процесс слиянием с Анимой. Символическое мышление также является весьма существенным отличием от психоанализа Зигмунда Фрейда, где все принимается буквально.

До своего жизненного кризиса Юнг разрабатывал теорию эмоциональных комплексов. С помощью Ассоциативного словесного эксперимента он показал, что бессознательное структурируется вокруг именно таких комплексов. Поэтому ассоциативный тест дает нам возможность и средство определить специфическую структуру индивидуального бессознательного каждого человека. С его помощью Юнг эмпирически доказал существование открытого Фрейдом подсознания. Юнг назвал этот мир комплексов индивидуальным бессознательным. Этот мир обусловленный, т.к. можно показать, что комплексы всегда реагируют схожим образом на некий внешний сигнал. Это показано в ассоциативном эксперименте, во время которого экспериментатор по очереди произносит 100 специально отобранных слов-стимулов, на которые пациент должен ответить как можно быстрее. Если комплекс сформирован, то ответ требует гораздо больше времени, либо тестируемый настолько впадает в ступор, что вообще ничего не может сказать. Когда тест повторяется, появляются схожие ответы, что показывает, что процессы, касающиеся комплекса, обусловлены и предопределены.

Во время его срыва, который он, мягко говоря, называл ‘путешествие по ночному морю’, глубинный психолог, а на тот момент еще психиатр, открыл глубинный аспект бессознательного. Он назвал его коллективным бессознательным, т.к. был уверен, что это коллективная структура человеческого Психэ. Содержимое коллективного бессознательного Юнг назвал Архетипами. Например, упоминавшиеся ранее архетипы мудреца/знахаря и мага были сформированы у Паули. Согласно Юнга, когда дело касается мужчины, Анима- это срединный принцип между Эго и Самостью, центр коллективного бессознательного. В случае же женщины это мужская фигура, которую он назвал Анимус. Как я показываю в тексте выше, не совсем ясно является ли Самость женщины также мужественной. Юнг дает противоречивые определения, то же, что он делает и в структуре Самости:иногда это структура симметричного прямоугольника(4x1), иногда симметричного креста(2+2), а иногда это асимметричная структура(3+1), т.е. три части мужского и одна часть женского в его внутреннем образе Бога. Особенно Юнг выделяет эту структуру в своей книге Ответ Иову, в которой христианин Юнг расширяет троицу путем добавления четвертой Непорочной Марии. Как мы увидим, Вольфганг Паули протестовал, иногда даже весьма язвительно, против этого квартета в Христианском Раю. В бессознательном Паули сформировалась другая структура Самости, Печать царя Соломона. Итак, мы определили, что конфликт коренился в расхождении Неоплатонической четверицы, спроектированной в Христианский Рай, у Юнга и Герметическими воззрениями Паули, символизированными Печатью Соломона в Срединном мире.

С помощью Паули почтенный Юнг, основываясь на своем опыте в той же мере, как и на опыте своих пациентов, ввел понятие ‘синхронии’. Это можно описать следующей ситуацией: после сна или видения происходят внешние события, которые имеют сходный или тот же самый смысл. Например, нам приснился человек, и на следующий день мы встречаем его в городе. Хороший пример синхронистичности Юнг описал в одном из своих писем. Я называю его Лисьей синхронией:[27]

«Я прогуливаюсь с пациенткой по лесу. Она рассказывает мне о своем первом в жизни сне, который произвел на нее очень стойкое впечатление. Она видела призрачную лису, спускавшуюся по ступеням в доме ее родителей. В этот момент реальная лиса вышла из-за деревьев не далее, чем в 40 ярдах от нас, и тихо пошла по тропинке перед нами в течение нескольких минут. Животное вело себя так, будто было участником описываемой ситуации.»

Согласно Юнгу, для психического развития очень важно раскрыть для себя значение таких синхроний. Только таким образом они могут привести нас к будущей жизни с Высшим смыслом. Если же мы, несмотря на это, не поймем значение таких синхроний, то они все равно пробьются, но уже бессознательно, и скорее всего это будет иметь разрушительные последствия.

Как первым заметил Паули, с определением синхронистичности глубинный психолог свел вместе две противоречащие теории. Синхронистичность по определению беспричинна, что означает, что внутренний и внешний опыт не имеют между собой причинно-следственных связей. Теория же комплексов, так же, как и теория эволюции архетипов (что, например, показано в Aion) является обусловленной. Т.о. перед нами стоит задача и вызов разрешить это научное противоречие. То, что я буду называть беспричинный единичный квантовый скачок, основанный на так называемом архетипе coniunctio, представляет собой именно такое объединение непрерывного и прерывистого мира. Так он становится решением проблемы. Я надеюсь убедить читателя, что этот центральный процесс, коренящийся в моей психофизической теории, описанной во втором томе, и есть инструмент, объединяющий обусловленный и беспричинный мир.



[1] Процитировано согласно статье 'Влияние архетипических идей на научные теории Кеплера' В. Паули в : Writings on Physics and Philosophy, ed. Charles P. Enz and Karl von Meyenn, Springer, Berlin, 1994, p.25l. Впервые статья была опубликована в Германии в 1952 гу совместно с эссе Юнга 'Синхронистичность' в Jung, C.G., Pauli, W., Naturerk-larung und Psyche, Rascher Verlag, Zurich, 1952. Касательно термина 'импульс' Паули добавляет в примечании, что в оригинале на латинском он звучит как 'actus' и означает 'созидающий импульс'. Это прояснение имеет решающее значение с того момента, как Фладд использует его для описания способности к самооплодотворению Анимы мунди (Anima mundi), Души мира. Эта способность Мировой души, архетипичного женственного принципа в Герметической алхимии, к созиданию и самооплодотворению подавлена и потому не представлена в современной науке, и является одной из ключевых идей моей психофизической теории.

[2] Pauli, Wolfgang, Wissenschaftlicher Briefwechsel mit Bohr, Einstein, Heisenberg, u.a, Band 4/II: 1953-1954, ed. Karl v. Meyenn Springer, Berlin, 1999, letter 118641, pp.742- 747; abbreviated as WB 4/11.

[3] Pauli, Wolfgang, Wissenschaftlicher Briefwechsel mit Bohr, Einstein, Heisenberg, u.a,Band 4/IVB: 1958, ed. Karl v. Meyenn, Springer, Berlin, 2005, p. 1279; abbreviated as WB 4/IVB

[4] Дальнейшие разъяснения смотрите в части 1

[5] Atom and Archetype, The Pauli/Jung Letters, 1932-1958, ed. Meier, C.A., Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 2001, abbreviated as AaA.

[6] См. WB 4/1VA, letter [2707], p. 566; For this problem of a new union of science and mysticism see also Pauli’s short correspondence of 1956 with Aldous Huxley in WB 4/111,letters [2269], [2294] and [2322]

[7] To Pauli's revolutionary anticipation of quantum physics being a black mass see the letters [1864] and [1865] in WB 4/11, pp. 744-745 and p. 747.

[8] WB 4/III, letter [2171] of Oct 26, 1955, pp. 380-382

[9] С W 14 ('Mysterium Coniunctionis,), footnote 54, pp. 102-103.

[10] 'Wenn man die vorbewusste Stufe der Begriffe analysiert, findet man immer Vorstellungen, die aus symboliscben Bildern mit im allgemeinen starkem emotionalen Gehalt best eh en. Die Vorstufe des Denkens ist ein malendes Schauen dieser inneren Bilder, deren Ursprung nicht allein und nicht in erster Linie aufdie Sinnestvahrnehmungen des betreffenden Individuums zuruckgefuhrt iverden kann, sondern die durch einen Instinkt des Vorstellens produziert und bei verschiedenen Individuen unabhangig, d.h. kollektiv reproduziert werden... Zu einer vollstandigen Erkenntnis gehort auch diejenige der Bilder, aus denen die rationalen Begriffe gewachsen sind.' Pauli, Wolfgang, Wissenschaftlicher Briefwechsel mit Bohr, Einstein, Heisenberg, u.a, Band 3: 1940-1949, ed. Karl v. Meyenn, Springer, Berlin, 1993, p. 496; abbreviated as WB 3.

[11] Pauli, Wolfgang , Wissenschaftlicher Briefwechsel mit Bohr, Einstein, Heisenberg, u.a, Band 2: 1930-1939, ed. Karl v. Meyenn, Springer, Berlin, 1985, pp. 39-40; abbreviated as WB 2.

[12] По факту Паули предложил называть эту не имеющую ни массы, ни заряда частицу ‘нейтрон’. Но в то же самое время Чедвик предложил то же название ‘нейтрон’ для нейтральной частицы с массой, эквивалентной массе протона. Энрико Ферми разрешил эту путаницу, используя итальянское уменьшительное ‘нейтрино’.

[13] Pauli, Wolfgang, Wissenschaftlicher Briefwechsel mit Bohr, Einstein, Heisenberg, u.a, Band 4/IVB: 1958, ed. Karl v. Meyenn, Springer, Berlin, 2005, p. 1279; abbreviated as WB 4/IVB.

[14] Pauli, Wolfgang, Wissenschaftlicher Briefwechsel mit Bohr, Einstein, Heisenberg, u.a, Band 4/11: 1953-1954, ed. Karl v. Meyenn, Springer, Berlin, 1999, p. 254, Footnote 5; abbreviated as WB 4/II.

Для связи между апифобией Паули(колебательный символизм) и частотным символизмом на рисунке у Юнга в СW 9/1, p. 309 и проблемы прерывности-непрерывности в видении мировых часов см. Pauli, Wolfgang, Wissenschaftlicher Briefwechsel mit Bohr, Einstein, Heisenberg, u.a, Band 4/1: 1950-1952, ed. Karl v. Meyenn, Springer, Berlin, 1996, p. 144, letter to C.A. Meier o f August 1st, 1950; abbreviated as WB 4/1.

[15] См. последний раздел второго тома книги.

[16] Wolfgang Pauli und C.G. Jung, Ein Briefwechsel 1932-1958, ed. Meier, C.A., Springer, Berlin, 1992 (abbreviated as PJB).

[17] К сожалению оригинальное немецкое издание так же, как и английский перевод Атом и Архетип, полны ошибок, которые, видимо, основаны на транскрипции Мейером от руки написанных писем Юнга и Паули. Я обнаружил ошибки, исследуя эти письма (написанные от руки)[ Manuscript Hs 7056] в библиотеке ETH (Federal Institute o f Technology in Zurich) , и сравнив их с тем, что было напечатано. Я буду вспоминать эти ошибки в тексте, если они будут искажать позицию Паули. Особенно обращаю внимание читателя на письмо [29P], p. 26, в котором критическая ошибка полностью преворачивает значение утверждения Паули: он думал, что ‘есть основания для нового типа закона природы’ как третьего типа закона природы кроме обусловленных законов физики Ньютона и Энштейна с одной стороны и статистических обусловленных законов квантовой физики с другой стороны. Мейер же написал прямо противоположное: ‘нет основания для…’
К проблеме третьего типа закона природы см. раздел 5.3.2.

[18] Подробное описание см. в Zabriskie, B., ‘Jung and Pauli, A Meeting of Rare Minds,’ in: Atom and Archetype, The Pauli/Jung Letters, 1932-1958, ed. Meier, C.A., Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 2001, abbreviated as AaA, pp. xxxii-xxxiii

[19] Далее см. Jung, C.G., Collected Works, Volume 12, Walter Verlag, Olten, 1972, $ 45; abbreviated as CW 12.

[20] См. CW 12, § 45. Сны, которые Юнг интерпретировал в этой статье- это сны Паули.

[21] Описание и интерпретацию этого видения см. во втором томе

[22] Мистер U. Hoerni of the 'Erbengemeinschaft C.G. Jung’ написал мне в частном письме от 1го июля 2004: 'Die Vision der Weltuhr findet sich mit grosser Wahrscheinlichkeit in einer Traum-Aufzeichnung Paulis vom 4.11.1932.’(Видение мировых часов найдено в записях снов Паули от 4 ноября 1932: Перевод мой; Рот)

[23] CW11,§110.

[24] Неудача также имела отношение у тому, что аргументы Юнга на тот момент были просто психологическими- теория синхронистисти была опубликована только в 1952- поэтому не было возможности конфронтировать истинную проблему Паули, а именно констелляцию психофизической реальности в нем. Поэтому на мой взгляд интерпретация снов и видений Паули в статье Individual Dream Symbolism in Relation to Alchemy in CW 12, §44- §331 это сведение к Неоплатонизму Герметического опуса, констеллированого в физике.

[25] Jung, C.G., Memories, Dreams, Reflections (abbreviated as MDR), p. 285.

[26] http://www.psychovision.ch/hknw/holy_wedding_alchemy_modern_man_contents.htm

[27] Jung, C.G., Letters, Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 1973, Volume I, p. 395 (A letter to J.B. Rhine).

Что такое оккультизм?

Что такое Оккультизм?

Вопрос выведенный в заглавие может показаться очень простым. В самом деле, все мы смотрели хоть одну серию "битвы экстрасенсов" и уж точно слышали такие фамилии как Блаватская, штайнер, Ошо или Папюс - книги которых мы традиционно находим в "оккультном" разделе книжного магазина. Однако при серьезном подходе становится ясно что каждый из перечисленных (и не перечисленных) предлагает свое оригинальное учение, отличающееся друг от друга не меньше чем скажем индуисткий эзотеризм адвайты отличается от какой нибудь новейшей школы биоэнергетики.

Подробнее...

Что такое алхимия?

Что такое алхимия?

Душа по своей природе алхимик. Заголовок который мы выбрали, для этого обзора - это та психологическая истина которая открывается если мы серьезно проанализируем наши собственные глубины, например внимательно рассмотрев сны и фантазии. Мой "алхимический" сон приснился мне когда мне было всего 11 и я точно не мог знать что это значит. В этом сне, я увидел себя в кинотеатре где происходило удивительное действие. В закрытом пространстве моему внутреннему взору предстал идеальный мир, замкнутый на себя.

Подробнее...

Малая традиция

Что есть Малая традиция?

В мифологии Грааля есть очень интересный момент. Грустный, отчаявшийся Парсифаль уходит в глубокий лес (т.е. бессознательное) и там встречает отшельника. Отшельник дает ему Евангелие и говорит: «Читай!» И в ответ на возражения (а ведь на тот момент Парсифаль в своем отчаянии отрекся и от мира, и от бога), уточняет: «Читай как если бы ты этого никогда не слышал».

Подробнее...

Наши партнеры Баннеры


Рекомендуем:
http://maap.ru/ – МААП – Московская Ассоциация Аналитической Психологии
http://www.olgakondratova.ru/ – Ольга Владимировна Кондратова – Юнгианский аналитик
http://thelema.ru/ – Учебный Колледж Телема-93
http://thelema.su/ – Телема в Калининграде
http://oto.ru/ – ОТО Ложа Убежище Пана
http://invertedtree.ucoz.ru/ – Inverted Tree – Эзотерическое сообщество
http://samopoznanie.ru/ – Самопознание.ру – Путеводитель по тренингам
http://magic-kniga.ru/ – Magic-Kniga – гипермаркет эзотерики
http://katab.asia/ – Katab.asia – Эзотерритория психоккультуры – интернет издание
https://www.mfmt.ru/ – Международный фестиваль мастеров Таро
http://www.radarain.ru/triumfitaro
http://www.agoraconf.ru - Междисциплинарная конференция "Агора"
классические баннеры...
   счётчики