Перевод

Глава 7

От Хиромантии к Хирологии

 
Английская хиромантия
XVI- XVII веков

    Несмотря на раннее появление в Англии текстов по хиромантии, в
 частности «Псалтыря Эдвина» в конце двенадцатого века, рукописей
 Метама и трактата «Digby Roll IV» в начале пятнадцатого столетия,
 усердное изучение астрологии и хиромантии среди класса интеллектуалов
 началось здесь гораздо позже по времени, нежели на континенте. И хотя
 некоторые работы по хиромантии и физиогномике были опубликованы в
 Англии во второй половине XVI века, хиромантия все же получила свое
 широкое распространение только в середине семнадцатого столетия. К
 этому времени Англия стала центром изучения всего герметического,
 особенно в период с 1640 по 1700 годы, как мы это увидим далее.

    Нет никаких сомнений в том, что хиромантия была широко известна
 в Англии, поскольку многочисленные упоминания в литературе
 шестнадцатого века ясно показывают, сколь привычной стала
 данная практика. Бен Джонсон приводит стих о хиромантии в своем
 «Алхимике», мы также можем вспомнить одного из шекспировских
 персонажей, который хвастается линиями на своих руках, в
 «Венецианском купце». Собрание подобных литературных упоминаний
 можно найти в статье Кэролла Камдена о елизаветинской хиромантии.

    Тем не менее, некоторые из этих упоминаний демонстрируют
 скорее пренебрежительное отношение к данному искусству, в связи
 с чем мы можем сделать вывод, что в Англии в постренессансный
 период хиромантия, по крайней мере частично, ассоциировалось с
 необразованными массами в целом и цыганами в частности.

    Томас Хилл и возрождение хиромантии в Англии

    Возрождение академического интереса к изучению хиромантии в
 Англии, судя по всему, начинается в первой половине XVI века, спустя
 более чем сотню лет после сочинений Метама и анонимного автора трак-
 тата «Digby Roll IV». Однако нам известно, что в этот период только
 два английских автора писали о хиромантии — Томас Хилл и Роберт
 Фладд.

   Томас Хилл (ок. 1545-1599) являлся плодовитым автором и писа-
 телем родом из Лондона. Его авторству принадлежит значительное
 число книг по различным тематикам, включая сочинения по астрологии,
 астрономии, физиогномике, хиромантии, медицине, химии, пчеловодству,
 животноводству, садоводству и ботанике. Он был скорее компилятором,
 чем оригинальным автором, однако его большое трудолюбие в значи-
 тельной степени способствовало популяризации современной ему науки и
 философии и помогло сделать подобные знания доступными для относи-
 тельно необразованных людей. Его первая работа по физиогномике под
 названием «Краткое описание всего искусства физиогномики», изданная
 в Лондоне в 1556 году, фактически являлась переводом работы по той же
 тематике Коклеса. Эта работа была переиздана в 1571 году под заглави-
 ем «Размышления о роде людском» и представляла из себя трактат по
 физиогномике объемом в 236 страниц. Две главы о физиогномическом
 значении ладоней и ногтей содержатся на страницах 166-177.

   Глава 38 этой работы называется «Форма и оценка ладоней» и
 представляет собой, прежде всего, толкование значений формы, длины
 и пропорций пальцев и руки. Имеется также краткое упоминание о лини-
 ях руки и две иллюстрации, демонстрирующие, где именно они должны
 располагаться на ладони, однако без разъяснения каких-либо деталей.

   Интересно отметить, что Томас Хилл называет Мензальную линию
 (линию Сердца) «Veneris et Genitalium Linea». Ранее мы уже видели
 в некоторых рукописях пятнадцатого века проведение связи между
 этой линией и половыми органами, однако здесь мы имеем первое из
 найденных мной упоминаний, приписывающих рассматриваемой линии
 Венеру, как планетарного управителя. Тем не менее, в тексте книги
 линии руки совсем не объясняются, и основной акцент делается на
 том, что итальянцы назвали бы натуральной хиромантией, а мы ныне
 называем хирогномией. Хилл высказывает замечания, касающиеся
 различных форм пальцев, значений ширины руки и длины пальцев,
 суставов и межфаланговых сгибов пальцев, большинство из которых
 выражаются в виде кратких комментариев и афоризмов с выдержками
 или упоминаниями таких ранних авторов по физиогномике, как ар-Рази,
 Авиценна, Альберт Великий и Птолемей. Некоторые из его замечаний
 представляют интерес для современных хирологов. Например, Томас
 Хилл пишет: «Человек, имеющий большую руку и тонкие, длинные
 пальцы, считается подходящим или имеющим склонность к игре на
 инструментах», описывая, таким образом, Воздушный тип ладони,
 который даже сегодня весьма распространен среди музыкантов.

   Комментарий Хилла о высоте мизинца также отражает некоторые
 современные выводы относительного значений характеристик этого
 пальца и его связи с сексуальностью, детскими эмоциональными
 переживаниями, хотя автор XVI века излагает свои идеи, разумеется, в
 куда более упрощенной и грубой манере. Он, например, пишет: «Когда
 кончик мизинца не доходит до верхнего сустава безымянного пальца,
 это считается верным указанием на подонка (bastard)». Томас Хилл
 дает нам также подсказку об истории происхождения старого хироман-
 тического мифа о том, будто промежутки между пальцами указывают на
 человека, не способного удерживать свои деньги, поскольку он говорит:
 «Если человек обладает тощими пальцами, которые не соединяются
 вместе, это сообщает о склонности пребывать в бедности». Разумеется,
 с точки зрения хирологии, подобные характеристики ладони просто ука-
 зывают на человека, не потворствующего своим слабостям и не страда-
 ющего ожирением, что в те давние дни, несомненно, могло быть связано
 с бедностью, плохим питанием и недоеданием. И подобный признак,
 вероятно, был не так уж необычен для шестнадцатого столетия!

     Данный трактат содержит в себе мало астрологических описаний, что
 лишний раз демонстрирует, что в тексте речь идет скорее о натуральной,
 нежели астрологической хиромантии, которая тщательно разрабатыва-
 лась во Франции и Германии. Также в книге Томаса Хилла отсутствует
 описание отдельных знаков и отметок; единственное, что мы встречаем
 — это упоминание о холмах ладони в том месте, где автор размышляет
 о долгожительстве: «Руки, впалые в центре ладони и обладающие также
 добрыми, высокими холмами, пропорциональными линиями, с уверен-
 ностью говорят о долгой жизни». Причем обратите внимание: автор не
 проводит никакой связи между линией Жизни и самой продолжитель-
 ностью жизни.

    Следующая глава книги посвящена ногтям на руках, при этом чи-
 тателю предлагается недостоверное изложение причин их роста; затем
 следуют рассуждения о том, что форма ногтей способна поведать о
 темпераменте человека, а также даются некоторые комментарии относи-
 тельно гадательного потенциала тех знаков, что могут быть найдены на
 ногтях. Так, белые пятна на ногтях, по мысли автора, свидетельствуют
 о счастье и дружбе, тогда как черные пятна символизируют причинение
 человеку вреда, преследования и тюремное заключение.

    В работе Хилла о садоводстве мы можем найти рекламу написанных
 им ранее книг, а также тех текстов, что в тот момент еще не были за-
 вершены до конца. В этом перечне он анонсирует свою будущую книгу
 под названием «The Great Work of the Arte of Palmestrie» в двух частей,
 первая из которых должна была выступать, как доказывающая ценность
 искусства с помощью «серьезных аргументов», а вторая — демонстри-
 ровать практические примеры и инструкции того, как читать по рукам.
 Однако похоже на то, что эта книга так никогда и не была опубликована,
 и поэтому единственным известным нам трактатом Хилла о руках явля-
 ется пересказанный им текст о физиогномике Коклеса.

Врач и мистик Роберт Фладд
 и искусство хиромантии

Герметистом Робертом Фладдом (1574-1637) было создано
 несколько коротких трактатов по хиромантии, копия одного из
 которых была воспроизведена в сочинении Преториуса «Ludicrum
 Chiromanticum» 1659 года. Известно, что Фладд изучал медицинское
 дело в Оксфорде, однако попал под сильное влияние работ Парацельса,
 благодаря которому и увлекся различными оккультными искусствами.
 Помимо изучения астрологии, физиогномии и хиромантии, Фладд
 интересовался каббалой и алхимией, а также принимал
 участие в таких эзотерических обществах, как
 Розенкрейцеры[2]. Роберт Фладд яв-
ляется воплощением архетипического
«человека эпохи Возрождения», о чем
в полной мере свидетельствует широ-
чайший спектр тем его сочинений.

В 1605 году Роберта Фладда
 приняли в ряды Коллегии врачей,
 однако медицинские ортодоксы
 никогда до конца так и не признали


 его из-за мистических и оккультных
 помимо своих оккультных интересов и медицинской квалификации
 врача и анатома, Фладд являлся также опытным физиком, химиком
 и математиком. Между 1617 и 1619 годами в Оппенхайме была
 опубликована его двухтомная работа «Utriusque Macrocosmi et
 Microcosmi Historia»[3]. Эта громадная работа включает в себя обсуж-
дение как мирских, так и эзотерических предметов, таких, например, как
применение геометрии в искусстве и геодезии, музыкальная теория и те-
ория зрения, использование силы воды для работы часов и органа и даже
конструкция замков, оборонительных сооружений и военных машин!

Второй том сочинения начинается с длинного трактата по анатомии
 и физиологии, однако затем наступает черед более оккультных и
 эзотерических исследований. К ним относятся трактаты о мистической
 анатомии, герметической философии, Каббале и астрологической
 метеорологии. Раздел, посвященный дивинационным наукам, включает
 в себя семь традиционных предсказательных искусств: искусство
 естественного пророчества (art of natural prophecy), геомантию, искусство
 памяти Луллия, натальную астрологию, физиогномику, хиромантию и
 науку о пирамидах (pyramid science). Трактат по хиромантии озаглавлен,
 как «De Scientia Animae Naturalis cum vitali seu astrologia chiromantica» и
 может быть найден на страницах 140-178.

 «AstrologiaChiromantia»

  Как и остальные сочинения Роберта Фладда, данный трактат напи-
 сан в довольно упорядоченной и систематической манере. После введе-
 ния на страницах сочинения следует список наименований различных
 частей руки и иллюстрируются основные линейные формации, встре-
 чающиеся на ладони. Из приведенной на страницах сочинения Фладда
 диаграммы можно увидеть, что автор следует принятой в хиромантии
 номенклатуре и связанным с нею астрологическим соответствиям, кото-
 рые к настоящему моменту стали стандартными по всей Европе. Однако
 обращает на себя внимание, что он называет средний палец Медику-
 сом, а не Медиусом, что, несомненно, является ошибкой с его стороны,
 учитывая, что Медикус — это, как правило, безымянный палец, также
 именуемый «медицинским пальцем».

 Почти весь текст этого трактата отдан рассмотрению линий на
 ладони. Фладд начинает с того, что делает несколько общих замечаний
 о самых линиях, разделяя их на Естественные (семь основных линий)
 и Акцидентальные[4], имея в виду под последними дополнительные
линии и такие знаки, как звезды и кресты. Вторая часть трактата
посвящена каждой из Естественных линий поочередно, при этом
подробно описывается многообразие их вариаций, перемежаемое
большим числом маленьких диаграмм, которые иллюстрируют те
знаки, что могут быть обнаружены на них. Большинство разделов,




 посвященных главным линиям,
 чрезвычайно коротки, хотя Жизненная
 и Мензальная линии рассматриваются
 более подробно. Необычно, что он
 линией (the linea hepatica), а линию
 Здоровья Кефалической линией (the
 linea cephalica), как это позже сделал
 Бело. Имеются также короткие
 разделы, посвященные треугольникам,
 четырехугольникам и линейным
 образованиям, что могут быть
 найдены на холмах и самих пальцах.
 Третий раздел сочинения Фладда по
 хиромантии посвящен Акцидентальным
 линиям, там же автор трактата дает
 краткое изложение астрологических

месте книги имеются две иллюстрации

по хиромантии, испещренные большим числом крестов и небольших
 линейных образований в различных частях ладони, со списком всех
 значений, приведенном ниже.

В дополнение к написанному о значении линий, Фладд также дает
 перечень практических инструкций или правил для чтения по рукам. Он
 советует нам выявить ведущую линию руки, так как она расскажет об
 основной окраске личности, а также говорит о том, что мы никогда не
 должны выносить суждения по одной-единственной линии или знаку, но
 нам следует взвесить и оценить все особенности линий в совокупности.
 Вильям Бенхам, таким образом, явно был не первым автором, рекомен-
 дующим органический и синтетический подход к чтению характеристик
 ладони.

На страницах книги Фладд делает одно любопытное утверждение,
 которое заключается в следующем: чтобы узнать, какую именно руку
 — правую или левую — нужно принять во внимание, следует спросить
 у человека, в какое время дня он родился. Если человек родился ночью,
 то следует анализировать левую руку, если же днем — правую. Именно
 этот комментарий, наряду с неправильным указанием среднего пальца и
 двух основных линий руки, заставляет довольно скептически отнестись
 к истинной природе познаний Фладда в хиромантии. Либо он вовсе не
 изучал большую часть существовавших в его время работ по хиромантии,
 либо ознакомился с ними лишь поверхностно, либо попросту позабыл то,
 что прочитал. В любом случае, подобные пассажи не внушают особого
 доверия.

Однако большая часть того, что Фладд говорит о хиромантии, карди-
 нально не отличается от содержания современных ему работ; английского
 мистика нельзя счесть в это плане ни новатором, ни особенно оригиналь-
 ным автором. Кроме того, несмотря на интерес к алхимии, астрологии
 и Каббале, Фладд не предпринимает здесь никаких попыток соединить
 все эти идеи и ракурсы вместе, что мы можем увидеть, например, у Бело
 и Ротмана. Мы можем сделать вывод, что он не был активным энтузи-
 астом хиромантии; в противном случае мы скорее ожидали бы увидеть
 куда больше герметической философии, выраженной в его сочинении по
 хиромантии. Данный трактат является простым и понятным изложением
 смысла линий ладони и не сильно отличается от сочинений других хиро-
 мантов той эпохи. Вероятно, причиной включения трактата по хироман-
 тии в обширный сборник «Utriusque Macrocosmi et Microcosmi Historia»
 является скорее проявление стремления Роберта Фладда к порядку и
 полноте, нежели желание действительно дать подробное изложение
 принципов и практики искусства чтения по руке.

«MedicinaeCatholicae»

Более поздняя работа Фладда, опубликованная в 1631 году, посвя-
 щенная тайнам заболеваний и озаглавленная как «Integrum Morborum
 Mysterium: Medicinae Catholicae», также содержит хиромантию. Хотя
 это сочинение в основном сосредоточено на медицинской тематике, оно
 включает в себя большое число трактатов по различным оккультным
 наукам; так, мы можем найти в нем работу по хиромантии в том разделе,
 что включает в себя также тексты о нумерологии, астрологии, физиог-
 номике, геомантии, а также о метеорологическом прогнозировании. В
 книге, помимо прочего, обсуждается цвет лица, медицинское изучение
 мочи и пульса: как и Парацельс до него, Фладд не увидел проблемы в
 соединении науки и оккультной мудрости вместо со своей практической
 медициной. В сочинении имеется даже раздел об астрологической оценке
 образцов мочи!

Данная работа Фладда представляет собой поистине огромный
 фолиант; сам текст о хиромантии находится на 221-й странице — это
 третий раздел второй части второй книги (!) — и называется «De Signis
 sive praesagis Chiromanticis». Несмотря на внушительный объем всего
 тома, сам трактат о хиромантии, на самом деле, довольно короток —
 это всего лишь восемь коротких глав на десяти страницах; по факту мы
 обнаруживаем, что имеем дело с сильно усеченной и отредактированной
 версией трактата из более ранней работы «Utriusque Microcosmi
 Historia». Многое здесь является дословным воспроизведением более
 раннего текста, но автор гораздо менее подробно рассматривает материал
 — из текста исключено большое число оригинальных схем, иллюстраций
 и их интерпретаций.

Имеются также дополнительные свидетельства того, что Фладд
 попросту скопировал сохранившиеся традиции хиромантии: например,
 он повторяет существовавший много веков старый вздор о том, что
 круг, найденный на Жизненной линии, указывает на потерю глаза, в то
 время как обнаружение двух кругов указывает на потерю обеих![5] И это
вновь говорит о том, что Фладд не был серьезным исследователем хи-
романтии; кроме того, он не предпринимал никаких усилий к интеграции
своей хиромантии с любыми другими изучаемыми им герметическими
науками. Обычно мы ожидаем, что позднейший трактат является более
всеобъемлющим, нежели более раннее сочинение; факт же того, что от-
редактированный Фладдом трактат по чтению руки не демонстрирует
какого-либо развития идей, опубликованных в 1619 году, лишний раз
свидетельствует о том, что хиромантия не была сферой активных инте-
ресов ученого и мистика.

Таким образом, учитывая скудный объем трудов Фладда по хироман-
 тии в сравнении с общим содержимым исследований по другим темам,
 будет ошибкой сказать, что хиромантия была неотъемлемой частью его
 работы в качестве герметиста или врача. И хотя правомерен тот тезис,
 что Фладду в целом были интересны руки, он совершенно точно не был
 главным специалистом по хиромантии в свое время, хотя столь много со-
 временных чтецов по ладони и стремились заставить нас поверить в это.

Джордж Уортон и другие английские
 эзотерики семнадцатого века

Пик возрождения интереса к хиромантии в Англии приходится
 на середину семнадцатого века и связан с осуществлением переводов
 Фабианом Уитерсом в 1651 году работы Индагине «Introductiones
 Apostelesmaticae» и Джорджем Уортоном в 1652 году сочинения
 Иоганна Ротмана «Chiromantiae Theorica Practica», указывая на тот
 факт, что к обозначенному периоду стандартный подход к чтению по
 руке, практиковавшийся на континенте, достиг, наконец, английских
 берегов. Хотя все же не исключено, что европейские традиции достигли
 Англии немного ранее середины XVII столетия, поскольку рукописный
 экземпляр работы Индагине можно найти в Бодлианской библиотеке
(«Ms Rawl D 1028»). При этом сама библиотека датирует эту рукопись
 примерно 1595 годом. Тем не менее, на лицевой стороне текст указан
 вместе с именем некоего мистера Смарта из Дарема, владевшего данным
 текстом в 1709 году. В связи с этим, рукопись также может быть более
 поздней рукописной копией перевода Фабиана Уитерса.


Как мы видели ранее, в Европе изучение хиромантии в это время
 было также связано с изучением физиогномики, астрологии, алхимии
 и гуморальной медицины; Уортон и Уитерс воплощали собой ту же
 тенденцию, поскольку являлись частью тесного круга эзотериков,
 усердно изучавших такие смежные предметы, как астрология, алхимия,
 хиромантия и физиогномика. Хорошую иллюстрацию взаимосвязанности
 данных искусств мы можем увидеть на примере бодлианского
 манускрипта «Ms Ashmole 177.198», датированного примерно 1650
 годом и содержащего астрологические и медицинские заметки Ричарда
 Нейпира (1607-1676), врача семнадцатого столетия, который также
 содержит короткий двухстраничный трактат по хиромантии и фрагмент
 о хорарной астрологии, почерпнутый у Уильяма Лилли.

Джордж Уортон (1617-1681) обучался в Оксфорде, где стал близким
 другом Элиаса Эшмола[6]; тот познакомил его с астрологией и алхимией,
в результате чего Уортон стал его напарником по алхимическим
экспериментам. Уортон также был знаком с астрологом Уильямом Лилли
(1602-1681)[7], с которым соперничал и которого осуждал, хотя, похо-
же, это соперничество не был лишено некоторой дружбы и взаимного
уважения. В период Английской гражданской войны эти астрологи уча-
ствовали по разные стороны, создавая конкурирующие альманахи и пе-
чатая свои астрологические предсказания в газетах. Как роялист, Уортон
часто писал пасквили на работу Парламента в период Междуцарствия
и из-за этого был заключен в 1648 году[8] в тюрьму и должен был
быть повешен за подрывную деятельность. Только своевременное
вмешательство Эшмола и Лилли спасло его; сами же активные действия
Лилли показывают, сколь сильна была дружба между этими людьми,
несмотря на различные политические пристрастия. Стоит, правда,
отметить, что посвящение Лилли во введении к уортонскому переводу
сочинения Ротмана появилось только после этого случая!

Но, несмотря на амбиции Уортона, именно Лилли являлся в то время
 бесспорным лидером в астрологической профессии. Тем не менее, вполне
 вероятно, что именно Уортон заинтересовал короля Карла II алхимией и
 предоставил тому то астрологическое руководство, что он искал. В каче-
 стве награды за свою преданность делу роялистов он был возведен в ранг
 баронета в период Реставрации монархии. Помимо перевода труда Рот-
 мана, Уортон также создал работы по юдициарной астрологии, альмана-
 хи и эфемериды. Сборник его сочинений, включающий «Cheiromantia»
 Ротмана, был выпущен в 1683 году, вскоре после его смерти.

Хирология Бульвера, Уильям Салмон
 и сочинение Аристотеля

Одну из ранних работ семнадцатого века, посвященных изучению
 руки, мы можем найти в трудах лондонского врача Джона Бульвера,
 который, как считается, являлся хиромантом, поскольку часто фигури-
 ровал под прозвищем «Хирософа». Однако две созданные им работы
 о руках фактически не касаются искусства хиромантии, уделяя вместо
 этого внимание смыслу и значениям различных жестов рук. Его сочине-
 ние «Хирология, природный язык руки» 1644 года[9] отмечает ту важную
роль, что играют руки в акте общения, и в самом деле, с этим нельзя не
согласиться — жесты являются своего рода особым языком.

Основная часть книги состоит из иллюстраций различных жестов и
 положений рук, а также кратких разъяснений их значения. Во втором
 разделе отдельно рассматривается использование рук в ораторском ис-
 кусстве и публичных выступлениях, при этом автор справедливо заме-
 чает, что естественные жесты являются «помощниками в риторическом




 |
 |   |

высказывании».ВтораякнигаБульвераподзаглавием«Philocophus»,
изданная в 1648 году, дополняет первую, и хотя она и имеет подзаго-
ловок «Друг глухого и немого человека», все же не является трудом о
конкретном использовании рук в качестве языка жестов, как это может
показаться на первый взгляд. Скорее автор хотел показать, как мы спо-
собны использовать свои руки: даже если мы глухи и немы, мы все же
способны передавать свои идеи с помощью поз и движений рук.

Хотя подобные исследования применительно к основной сфере ин-
 тересов хиромантов и хирологов являются побочными, тем не менее,
 работа Бульвера нашла свое отражение в проводившихся столетия спустя
 Шарлоттой Вольф исследованиях жестов рук у душевнобольных людей.
 Подобные исследования оказывают существенную поддержку основной
 предпосылке всех аналитиков, работающих с руками, заключающейся в
 том, что рука является выражением сознания человека.

Диковинный пазл

Две главы о хиромантии можно найти в работе Уильяма Салмона
 (1644-1713) «Polygraphice», опубликованной в Лондоне в 1675 году.
 Данная работа, на самом деле, мало связана с руками или любой иной
 дивинацинной наукой и вызывает некоторое недоумение, поскольку Сал-
 мон пожелал воспроизвести работу по хиромантии в тексте, созданном
 для художников и в первую очередь посвященном искусству рисования!
 Отметим, что Уильям Салмон был много читавшим и высокообразо-
 ванным человеком, о чем свидетельствует каталог его библиотеки, вы-
 ставленной на аукцион вскоре после его смерти в 1713 году. Многие из
 перечисленных в каталоге работ содержат названия на французском,
 греческом, латинском языках и даже на иврите. Он являлся преиму-
 щественно доктором медицины и хирургии, но имел также массу иных
 интересов, включавших в себя химию, математику, историю, теологию,
 а также практический взгляд на искусство рисования.

«Polygraphice» — это работа в четырех частях, включающая в себя
 книгу по рисованию, книгу по гравировке и офорту, книгу о живописи и
 книгу о «Совершенстве искусств». Два трактата по хиромантии можно
 найти в конце первой (страницы 46-50) и четвертой книги (страницы
 389-407). Первый из трактатов представляет собой введение в
 искусство хиромантии, озаглавленное, как «Рациональная демонстрация
 хиромантических сигнатур» и включающее в себя рассмотрение основных
 принципов, общие наброски по наименованиям и локализации различных
 характеристик ладони. Как мы вскоре увидим, это оригинальная работа.

Второй трактат касается толкования линий ладони и различных ли-
 нейных знаков. Каждой из основных линий ладони и соответствующих
 им холмам в тексте отведены краткие разделы, при этом, изучая эту
 работу, мы поражаемся ее сходству с «Cheiromantia» Иоганна Рот-
 мана. Похоже на то, что этот второй текст является попросту копией
 оригинальной работы Ротмана или же перевода сочинения Ротмана,
 выполненного Джорджем Уортоном, поскольку нет сомнений в том, что
 основная часть этого трактата Салмона совершенно идентична первой
 части книги Ротмана! Тем не менее, стоит отметить, что оригинальный
 текст Ротмана был подвергнут некоторому разумному редактированию
 и перегруппировке текста: например, были сведены воедино разделы,
 посвященные второстепенным линиям и их холмам, также незначитель-
 ные поправки были внесены в формулировки в самом тексте. И хотя
 есть вероятность, что здесь имеет место новый перевод работы Ротмана,
 кажется куда более вероятным, что речь идет о воспроизведении пере-
 вода, выполненного Уортоном. Однако же текст в трактате Салмана не
 содержит никаких астрологических карт в совокупности с аналогиями в
 хиромантии, в связи с чем мы можем отметить, что он в целом по содер-
 жанию уступает оригиналу.

Все это, однако, не означает, что Уильям Салмон являлся не более
 чем переписчиком старых книг. Хотя второй его трактат и является сво-
 его рода воспроизведением одной из частей работы Ротмана, все же его
 первый трактат по хиромантии не имеет ничего общего с идеями немец-
 кого хироманта. В нем мы обнаруживаем несколько совершенно разных
 и нестандартных подходов к чтению по руке. Описание линий, холмов
 и значений планет выглядит совершенно оригинально, а выбранный
 автором формат изложения сильно отличается от других современных
 ему текстов. Приведенные в тексте описания показывают, что Салмон
 в самом деле был знаком с основами искусства хиромантии, во всяком
 случае, он понимал астрологические значения планет, даже если и не хо-
 чел следовать за Ротманом в попытке продемонстрировать соответствия
 между хиромантией и астрологией. Он немного отступает от принятых
 в его время норм хиромантии и говорит о линии Жизни, как о Linea
 Jovialis, а о Мензальной линии, как о Linea stellata. Учитывая отсутствие
 какой-либо оригинальности в разделе о толковательном значении ли-
 ний, мы должны рассматривать такие наименования скорее как ошибку,
 нежели как нововведение, тем более что сам Салмон не использует эти
 термины в своих интерпретациях.

Подобные наблюдения наводят на мысль, что познания Салмона вряд
 ли продвинулись дальше общего интереса к хиромантии, наверняка он не
 был практикующим хиромантом. Кому-то из исследователей на планете
 осталось только выяснить, по какой такой причине он счел нужным до-
 бавить два раздела о хиромантии в качестве приложения к своему сочи-
 нению, которое являлось практическим руководством для художников.

Посмертное творение Аристотеля

Еще одним любопытным текстом, изданным где-то в конце семнад-
 цатого столетия (предположительно, около 1684 года) и также включав-
 шим в себя главу о хиромантии, является анонимная работа под заглавием
 «Шедевр Аристотеля», претендующая на то, что является оригинальным
 сочинением, как мы понимаем, самого Аристотеля; текст по хиромантии
 из этого сочинения был перепечатан Вильямом Бенхамом, поверившим
 в его подлинность, в 1900 году в его «Законах научного чтения руки».
 Однако даже беглый взгляд на содержание книги и включенные в нее
 темы со всей очевидностью показывает, что здесь не может быть и речь о
 подлинности. Короткая глава по хиромантии из «Шедевра Аристотеля»
 в разделе, посвященном физиогномике, рассматривает значения и лока-
 лизацию различных линий ладони, особенно знаков, указывающих на
 здоровье или болезнь, целомудрие и почтение, мужей и детей, богатство,
 смерть и т.д. — все те темы, с которыми мы уже хорошо знакомы. Тем
 не менее, путаная манера изложения значений некоторых линий и знаков,
 неразбериха в отношении используемых терминов намекают на то, что
 автор текста не сильно разбирался в данном искусстве: он, например, не
 понимает, где располагается Срединная или Натуральная линия, пред-
 полагает, что именно буква «Y» на линии Жизни указывает на потерю
 глаз и слепоту. В самом деле, содержание данного труда демонстрирует
 резкое снижение уровня понимания хиромантии по сравнению с позна-
 ниями других авторов той же эпохи.


Единственное, однако, в чем мы можем быть точно уверены, так
 это в том, что данное сочинение совершенно определенно не является
 подлинным трудом Аристотеля! Помимо того, что безымянный автор
 «Шедевра Аристотеля» рассматривает знаки на руке куда более под-
 робно, нежели это делал сам Аристотель в сохранившихся подлинниках,
 тот астрологический язык, на котором написан текст и те темы, что он
 охватывает, отчетливо показывают, что создатель «Шедевра» опреде-
 ленно жил позже 1500 года нашей эры!

Ричард Сандерс и «Раскрытые секреты хиромантии»

Если Уильям Лилли являлся центральной фигурой в астрологическом
 мире XVII века, то Ричард Сандерс (1613-1692) был центральной
 фигурой в мире хиромантии. Сандерс опубликовал свою первую
 работу под заглавием «Физиогномия, хиромантия, метоскопия» в
 1653 году, причем введение к ней написал сам Лилли, восхвалявший
 в тексте своего товарища до такой степени, что назвал его величайшим
 хиромантом своего времени. А поскольку высокая репутация Ричарда
 Сандерса говорит сама за себя, искренний хиролог-исследователь с
 нетерпением переворачивает страницы его книги и... Не долго читает
 эту работу, поскольку быстро начинает понимать, что значительная
 часть предполагаемого величия автора почти целиком связана с работой
 Жана Бело. И хотя Бело никак не упоминается Уильямом Лилли в его
 хвалебных речах, адресованных Сандерсу и не признается последним в
 его предисловии, для нас совершенно ясно, что данная работа является
 почти точной переводной копией сочинения Бело «Les Oeuvres».

Первая часть книги по хиромантии Сандерса включает в себя
 136 страниц, причем первая 81 из них бесстыдно скопирована из
 сочинения Жана Бело. Сандерс даже воспроизводит точную копию
 (в переводе) знаменитой схемы Бело, изображающей зодиакальные
 знаки на пальцевых фалангах! Единственный раздел, который Сандерс
 решил исключить, рассказывал о том, как узнать своего духа или
 ангела-хранителя по руке. Кроме того, мы обнаруживаем, что Сандерс
 скопировал у Бело его физиогномику... и раздел о толковании снов...
 и раздел об искусстве памяти Луллия. Фактически вся книга Сандерса
— это копия сочинения Жана Бело с добавлением нескольких авторских
 идей и иллюстраций. По-настоящему уникальным разделом в данной
 книге является тот, что касается даже не рук, а рассказывает о гадании
 по расположению на теле родинок.

Если же говорить только о хиромантии, то единственная часть книги,
 касающаяся данного предмета и имеющая авторство самого Сандерса —
это раздел иллюстраций и афоризмов, который следует за теоретической
 частью текста. Здесь он приводит 47 схематичных изображений ладоней,
 содержащих описание различных линий, и 700 тщательно пронумерован-
 ных афоризмов, дающих интерпретации иллюстрациям. Эти афоризмы
 содержат традиционный подход поиска «знака и символа» и включают в
 себя все привычные темы и суеверия, что сильно контрастирует с относи-
 тельной сложностью астрологической теории, изложенной в предыдущих
 разделах. Стоит ли говорить, что многие из этих интерпретаций — это
 всего лишь те старые традиции хиромантии, что использовались столе-
 тия назад! Хочется спросить: и где же все то новое, инновационное и
 вдохновляющее, что мог бы дать нам один из «величайших» чтецов по
 ладони в истории?..

Сандерс и планеты

Одно из нововведений, предпринятых Сандерсом, заключается в идее
 отдать под планетарное управление основные линии руки. По мысли ан-
 глийского хироманта, линия Жизни управляется Солнцем, линия Головы
— Меркурием, линия Сердца/Столовая — Юпитером, пояс Венеры,
 соответственно, — Венерой, а линия Смерти — Сатурном; таким об-
 разом, мы имеем здесь одну из первых попыток провести отчетливые
 астрологические связи в отношении линий ладони. Но нам не до конца
 ясно, в самом ли деле Сандерс использовал эти соответствия в своей
 практике. Как и Бело, его подход к хиромантии очень астрологичен: в
 самом деле, Сандерс выступал скорее, как астролог, и потому включил
 трактат об элективной астрологии[10] [11] в одну из своих более поздних работ.

Однако в других отношениях Сандерс попросту следует за
 Бело в своих астрологических утверждениях. Как и Бело, он ищет
 «священные буквы» в линиях руки, и каждая найденная буква подробно
 рассматривается в зависимости от того, где именно была найдена.
 Например, обнаружение буквы T на задней части большого пальца
 указывает на содомию и скотоложество, в то время как буква S на
 равнине Марса обозначает победы и славу на войне. Сандерс также
 включает в свою книгу раздел о том, как можно узнать день рождения
 человека по линиям руки; так, если линия Головы завершается на холме
 Луны с крестом, это указывает на тот факт, что вы родились в десятый
 день июня в понедельник.., но если она заканчивается двумя крестами,
 то вы, очевидно, родились также в понедельник, но в двадцатый день
 июня! (Поработайте-ка над этим... и увидимся с вами ниже в тексте,

если данный метод по какой-то причине ускользнул от вас.

Секреты хиромантии

Более позднее и популярное сочинение Сандерса было издано в
 1663 году под заглавием «Хиромантия, секреты которой раскрыты». Эта
 книга была задумана, как карманная книга, на страницах которой автор
 признается в своем намерении написать труд о хиромантии для всех
 простым языком. Первое издание этой работы состояло лишь из двух
 разделов: один из них касался хиромантии, а второй содержал трактат об
 элективной астрологии; однако во втором издании 1664 года появился
 третий раздел, посвященный физиогномике и родинкам. Раздел о хиро-
 мантии включает в себя 131 страницу и имеет довольно-таки бессвязное
 начало, в котором Сандерс бранит цыган, различных шарлатанов и
 невежд, причем текст периодически перемежается фрагментами, рас-
 сказывающими об истории хиромантии и дающими описания различных
 частей руки.

Основная часть книги включает в себя значительное число схем и
 сопроводительных надписей, сгруппированных вместе под различными
 заголовками, как если бы текст специально был создан, как удобное
 пособие для быстрого поиска ссылок. Разделы сочинения Сандерса
 включают в себя все известные ему ладонные знаки насильственной
 смерти, богатства и удачи, нищеты и лишений, несчастья и тюремного
 заключения, продолжительности/краткости жизни, а также указания,
 рассказывающие о сексуальности, похоти, распутстве, легких и трудных
 родах.

В какой-то момент своего повествования Сандерс останавливается на
 перечне тех качеств, что, по его мнению, необходимы для человека, дабы
 он мог стать хорошим хиромантом. Помимо обладания хорошей памятью
 и наблюдательностью, он предполагает, что хироманту необходимо быть
 также хорошим философом, астрологом, математиком и лингвистом,
 хорошо знать такие предметы, как история, география и религиозные
 обычаи. Он также считает, что хиромант должен быть «благоразумным,
 сдержанным, честным и всюду уважать правду». Мы увидели ранее,
 что Сандерс был, в самом деле, хорошим и довольно благоразумным
 языковедом; правда, весьма досадно, что он своим примером продемон-
 стрировал нехватку честности и уважения к истине. Мы можем лишь
 слезно умолять: врач, исцели себя сам!

Английский предсказатель

Еще один трактат по хиромантии, который, как считается, был
 написан именно Сандерсом, являет собой небольшую главу, включенную
 в произведение под названием «Английский предсказатель», изданное
 примерно в 1680 году. Это наиболее популистское из всех сочинений
 Сандерса, что неудивительно, учитывая, что эта книга в целом являет-
 ся работой, посвященной искусству любезности и ухаживания. Среди
 включенных в книгу заголовков мы можем встретить такие: «Верный
 советник девы, или Быстрый способ заполучить хорошего мужа», «По-
 веренные купидоны любви» и «Новый способ ухаживания»! Шестнад-
 цать страниц о предсказаниях включают в себя, помимо строк о руке,
 также гадания по родинкам, снам и написаны специально для жен, вдов,
 горничных и холостяков. И хотя данный текст относительно короток,
 Сандерс специально отобрал ряд афоризмов из своих более крупных
 работ, зная, что они будут представлять интерес именно для этой кон-
 кретной аудитории. Например:

«Линии, идущие на холме большого пальца вдоль линии Жизни, пока-
 зывают количество жен или мужей, и если речь идет о мужчине, то у него,
 безусловно, будет так много жен, как то позволят городские манеры».

«Две глубокие и прямые линии, пересекающие первый сустав без-
 ымянного пальца, ясно показывают богатство жен».

«Сестринская линия Жизни, длинная и красноватая на ладони жен-
 щины, намекает, что она будет склонна целоваться в переулках и несколь-
 ко развратна».

«Линии, пролегающие в шахматном порядке вблизи запястья руки,
 обозначают чрезмерно распутную женщину, которая не может сладить со
 своим темпераментом и предается разнообразным наслаждениям».

Как бы то ни было, Сандерс не останавливается лишь на признаках
 удачи, богатства и славы, знаках жен, мужей и детей, поскольку его
 сочинение включает в себя также и основные линейные показатели
 нищеты и лишений, продолжительности жизни и безвременной кончины.
 В целом, мы имеем здесь дело со своего рода халтурой, созданной, чтобы
 пощекотать любопытство влюбленных и сексуально озабоченных людей.

Текст о хиромантии мы также можем найти в книге, озаглавленной
 «Демонстрация хиромантии», где дается еще восемь афоризмов по хи-
 романтии среди некоторых замечаний по толкованию родинок и снови-
 дений. И хотя автор этого небольшого трактата остался анонимным, он
 был первоначально включен в брошюру под заглавием «Кунсткамера и
 Кабинет Диковинок», изданной около 1680 года.

Хиромантия, представленная анонимом, ок. 1680 г.
 Или некоторые правила выбора и указания, чтобы
 узнать о хорошей или плохой удаче по линиям

и знакам ладони

«Субъект, имеющий длинную и полную линию Жизни, обладает обе-
 щанными здоровьем и долгой жизнью. Обладание поясом Венеры отчет-
 ливо указывает на стремление к женитьбе, да чтобы выбранная партия
 была обеспеченной. Обладание подушкой у большого пальца или холмом
 Венеры точно указывает на богатство и любовь. Наличие звезды меж-
 ду двумя средними суставами указательного пальца или фигуры Сатурна
 означает богатство и мудрость. Изображение буквы G на мизинце или
 пальце Меркурия указывает на непостоянство. Кроваво-красная линия в
 середине ладони или на равнине Марса обозначает того, кому повезет на
 войне. Фигура Луны на мышечном холме ладони указывает, что человеку
 повезет в навигации и торговле. Три креста у основания большого пальца
 предвещают разнообразные браки».

(Из «Кунсткамеры и Кабинета Диковинок», брошю-
 ры, опубликованной около 1680 года П. Бруксби / Bodleian
Reference: Wood69(3))

Сандерс также создавал работы по юдициарной астрологии и даже
 написал текст о практике физики, ведь несмотря на то, что считался глав-
 ным английским хиромантом данного периода, он также являлся опыт-
 ным и уважаемым астрологом. Из-за того, что Лилли, Сандерс и Уортон
 в то или иное время проживали в Оксфорде, а также из-за того факта,
 что Эшмол поддерживал тесные связи с Оксфордским университетом,
 большая часть оригинальных материалов, созданных этим кругом, нашла
 свое место в хранилищах Бодлианской библиотеки, включая оригиналы
 текстов, принадлежащих Лилли и Эшмолу. Однако падение интереса к
 оккультным наукам привело к тому, что значительная часть этих работ
 оставалась нетронутой и неисследованной на протяжении более трех со-
 тен лет. Конец семнадцатого века, таким образом, стал последним «золо-
 тым веком» в изучении мистических наук, финальной кульминацией того
 мировоззрения, что преобладало на протяжении более четырехсот лет.

Преследования колдунов и положение хиромантов
 в Европе и Англии в XV-XXвеках

Некоторые авторы в прошлом пытались внушить нам, что профессии
 хироманта и астролога с особой силой очернялись как государством, так
 и Церковью на протяжении XV и XVI веков. Однако, как мы увидели
 ранее, в Европе существовало большое число монархов, королев, свя-
 щеннослужителей и епископов, которые симпатизировали обеим наукам,
 не говоря уже о том, что некоторые представители ученого духовенства
 сами писали трактаты на эти темы! Таким образом, данное утверждение
 имеет под собой мало оснований и служит скорее как средство идеализа-
 ции чтецов по ладони из прошлого, как будто статус хиромантии увели-
 чивается от того, что в былые времена она для кого-то ассоциировалась
 с чем-то опасным, магическим или подрывным.

Тем не менее, среди английской знати и аристократии интерес
 к таким предметам, как астрология и хиромантия, был широко
 распространен. В елизаветинские времена в семействах высокого
 класса было привычным делать слепки детских ладоней. Известно,
 что Генрих VIII консультировался у астрологов (по крайней мере!)
 о поле своих будущих детей, а кардинал Уолси[12] был, согласно всем
известным сведениям, энергичным приверженцем астрологии. Известно,
что королева Елизавета I широко использовала прогностические умения
астролога и мага доктора Джона Ди[13] (1527-1608), а сэр Уолтер Рэли и
Уильям Гарвей (открывший кровообращение), как известно, с симпатией
относились к изучению астрологии. Как и сэр Исаак Ньютон[14].

После Реставрации монархии во второй половине XVII века Карл II
 также регулярно обращался за астрологическими консультациями. Дей-
 ствительно, во время английской гражданской войны и междуцарствия
 услуги таких астрологов и хиромантов, как Уильям Лилли и Джордж
 Уортон, пользовались огромным спросом среди политиков и генералов
 по обе враждующие стороны. Наверное, не будет слишком голословным,
 если предположить, что заявления оккультистов имели некоторое вли-
 яние на сам ход войны; во всяком случае, известно, что по крайне мере
 одно сражение было отложено по совету Лилли до более благоприятного
 момента. Влияние У. Лилли на английское общество семнадцатого сто-
 летия было столь велико, что к 1650 году его альманах распродавался
 со скоростью порядка 30 000 экземпляров в год, что значительно пре-
 вышало даже число продаваемых Библий! Учитывая эти обстоятельства,
 трудно принять всерьез позицию, будто астрологи и хироманты в самом
 деле так активно очернялись и преследовались, как это изображает ряд
 авторов.

Также высказывалось предположение, что чтецы по ладони и астро-
 логи подвергались гонениям столь же сильно, как и представители ис-
 кусства колдовства. Преследование колдовства в Европе связано с вли-
 янием католической инквизиции, которая изначально предназначалась
 для уничтожения так называемых еретических версий христианства, по-
 добных практикуемых катарами и альбигойцами в тех районах Европы,
 где ослабло католическая влияние. Со временем полномочия инквизиции
 были расширены и включили в себя суд над любыми лицами, признавае-
 мыми виновными в магии или колдовстве, что считалось худшей формой
 ереси, поскольку, согласно церковному определению того времени, они
 полагались практикой, включавшей в себя «пакт» с самим Дьяволом.


Преследование так называемых ведьм началось в конце
 четырнадцатого века и стало особенно ярко выраженным после
 буллы папы Иннокентия VIII от 1484 года и публикации «Malleus
 Maleficarum» («Молота ведьм») в 1486 году[15]. Однако стоит учесть,
что в Англии самый первый акт против колдовства не был принят вплоть
до 1542 года; более того, он был отменен всего лишь через пять лет
Эдвардом V! Только в царствование Елизаветы I, во время которого
был издан «Закон о колдовстве» 1563 года, в Англии по-настоящему
началась мания охоты на ведьм. Тем не менее, преследования ведьм
в этой стране никогда не достигали тех масштабов, что имели место
у инквизиции на континенте. Это связано с несколькими факторами
и не в последнюю очередь с отделением английской церкви от церкви
Римско-католической, а также тем фактом, что применение пыток для
получения признаний считалось в Англии незаконным. Вероятно, данная
ситуация была также вызвана стремление к гражданскому миру, свободе
вероисповедания и толерантности, пропагандируемых Елизаветой I после
столкновений между протестантами и католиками в годы, последовавшие
за созданием английской Церкви.

В любом случае, несмотря на разглагольствования некоторых религи-
 озных фанатиков из числа пуритан и пресвитериан в пост-Реформаци-
 онный период, в большинстве случаев колдовство считалось совершенно
 иным явлением, нежели астрология или хиромантия. Если и случалось
 так, что к ответственности за колдовство привлекались люди, практи-
 ковавшие также астрологию и хиромантию, то это являлось случайно-
 стью, поскольку в «Законе о колдовстве» 1563 года не говорится ничего
 конкретного ни против астрологии, ни против хиромантии. И учитывая
 интерес к обеим дисциплинам со стороны тех, кто устанавливал зако-
 ны страны, было бы удивительным, если бы против них были введены
 запреты. Астрология не считалась колдовством, поскольку колдовство
 означало maleficium, то есть попытку умерщвления или причинения
 физического вреда или ущерба собственности через наложение про-
 клятия. Зафиксированная история судебных процессов над колдунами
 демонстрирует, что это именно то, в чем обвинялись и за что осуждались
 ведьмы, в то время как астрологи и хироманты никогда не признавались
 виновными в подобных преступлениях.

Одного примера вполне достаточно, чтобы проиллюстрировать, что
 обе обсуждаемые нами дисциплины не считались связанными ни с кол-
 довством, ни с магией: в конце XVII века знаменитому астрологу Уи-
 льяму Лилли было предъявлено обвинение по «Закону о колдовстве»,
 однако речь шла только о том, что он будто бы обманом взял деньги
 за обнаружение украденных товаров, которые сумел найти благодаря
 использованию дивинационной астрологии. Его защитил судебный ре-
 гистратор, заявивший, что астрология фактически является законным
 искусством, и дело должным образом было прекращено.

Несмотря на «официальную» позицию Римско-католической Церкви
 и некоторых чрезмерно ревностных второстепенных христианских сект,
 безумную манию искателей ведьм и фантазии невежественного, необра-
 зованного населения, нам совершенно ясно, что в действительности ни-
 каких массовых преследований чтецов по ладони и астрологов попросту
 не было. Таким образом, «увековеченная» в некоторых книгах история
 гонений хиромантов оказывается лишь элементом мифологии. Тем не
 менее, отметим, что в указанные периоды нестабильности в трактатах
 по хиромантии довольно часто цитировалось Святое Писание, особенно
 Иов 37:7, дабы продемонстрировать, что Библия на самом деле благо-
 склонно относится к подобной практике. Но несмотря на то, что хиро-
 мантия юридически не признавалась колдовством или результатом пакта
 с Дьяволом, в народном сознании все же сохранились некие подобные
 ассоциации. Отсылка к Писанию осуществлялась с целью повысить
 уверенность, что искусство чтения по руке угодно Богу и санкциониро-
 вано им. В подобном же ключе цыганка-предсказательница успокаивала
 своих клиентов словами: «Перекрести мою руку серебром». Использо-
 вание серебра и изготовление креста являлись двумя самыми известными
 способами защиты от чертовщины; перед тем, как начать рассказывать
 клиенту по рукам о его судьбе, требовалось выполнить данный ритуал,
 чтобы продемонстрировать, что здесь нет никакого колдовства.

В «Закон о колдовстве» 1563 года при Якове I в 1604 году были
 внесены поправки, и в такой форме он оставался пребывающим в силе
 вплоть до 1735 года. Основная часть преследований за колдовство имела
 место до Реставрации монархии в 1660 году: после этой даты обвиняе-
 мые чаще оправдывались, чем осуждались. Сокращение числа пресле-
 дований происходило одновременно со снижением веры в магические
 силы в целом и в колдовство в частности; эти перемены мировоззрения
 также повлияли на судьбы как хиромантии, так и астрологии, как мы
 увидим далее.

В 1735 году в «Закон о колдовстве» вновь были внесены изменения:
 на этот раз положения акта рассматривали наказания лишь для тех, кто
 притворялся, что практикует колдовство или применяет магические силы;
 само же колдовство не считалось преступлением по той причине, что бо-
 лее не рассматривалось как нечто реально существующее. Тем не менее,
 последнее обвинение по «Закону о колдовстве» было предъявлено со-
 всем недавно — в 1944 году против Хелен Дункан![16] Сам же закон был
полностью отменен только в 1951 году, трансформировавшись в «Закон
о лже-медиумах». Согласно этому постановлению, по-прежнему неза-
конно претендовать на использование ясновидения или телепатических
способностей, выступать в качестве спиритуалистического медиума, осо-
бенно, если в качестве вознаграждения или оплаты принимаются деньги.



  Смысл нового закона демонстрирует фундаментальное неверие в по-
 добные способности, в связи с чем подразумевается, что любой человек,
 берущий плату за аналогичную деятельность, является обманщиком и
 мошенником. Хотя такое положение дел никоим образом не влияет на
 современную практику аналитической хирологии, оно, тем не менее, вли-
 яет на тех, кто утверждает, что является «ясновидящим» или «парапси-
 хическим» хиромантом. А поскольку такие способности не признаются
 вероятными в законе, любое лицо, утверждающее, что умеет читать
 по рукам с помощью парапсихических или экстрасенсорных средств,
 должно ipso facto[17] быть мошенником. И если такой человек получает за
свою деятельность деньги, даже если делает это в виде развлечения, то
он явно нарушает закон. Таким образом, реальность заключается в том,
что заявлять о наличии парапсихических способностей и предлагать их в
качестве услуги, предполагающей оплату в виде гонорара, по-прежнему
противозаконно.

  Здесь имеет место отголосок того различия, что было проведено
 еще в шестнадцатом веке, когда впервые были сформулированы законы
 против колдовства — различия между серьезным изучением астрологии
 и хиромантии, проводившимся интеллектуалами эпохи Возрождения, и
 более сомнительными практиками, осуществлявшимися необразованны-
 ми «ведьмами» и «цыганами». И как в свое время Ричард Сандерс, один
 из английских хиромантов XVII века, сетовал по поводу существования
 «подхалимов и лживых невежд, благодаря которым эта драгоценная
 наука ежедневно поругаема», так и современные хирологи и профессио-
 нальные астрологи могут лишь сокрушаться относительно существования
 гадательной хиромантии или газетной астрологии, учитывающей только
 солнечные знаки Зодиака.

 Исторические перемены
 и упадок хиромантии

 Когда мы рассматриваем социальные условия жизни в период с
 пятнадцатого по семнадцатый век, нас не должно удивлять, что люди,
 которые посещали хиромантов, были столь сильно озабочены такими
 вопросами, как продолжительность своей жизни, когда и как они могут
 умереть, а также какая иная судьба может настигнуть их завтра. Как от-
 метил известный философ семнадцатого века Томас Гоббс (1588-1679),
 жизнь в то время действительно была скверной, жестокой и короткой.


Жизнь и смерть

 Ожидаемая продолжительность жизни в то время составляла
 максимум 40-45 лет, хотя большинство людей могло рассчитывать
 только на свой 29-й день рождения[18]. В то время были широко рас-
пространены плохое питание и болезни, связанные с недоеданием, а
также заболевания, вызванные всеобщим отсутствием гигиены и санита-
рии. Были широко распространены крупномасштабные эпидемии оспы,
тифа, гриппа и дизентерии, а также Чумы, которая впервые прокатилась
по Европе в 1350-е гг. Повторяющиеся опустошительные нашествия
«Черной смерти», как известно, были столь сильны, что Лондону
удавалось быть свободным от чумы лишь в течение двенадцати лет за
150-летний отрезок времени до 1665 года![19] Преобладание деревянных
зданий с соломенными крышами означало также, что большую опасность
для людей того времени представляли пожары, особенно в городских
районах, где масштабное бедствие (как, например, Великий лондонский
пожар 1666 года[20]) в одночасье могло превратить вас в нищего.

 Свою роль в порождении социальной и экономической
 неопределенности сыграли также и войны, обеспечившие также
 достаточный импульс к идее «быстрой» жизни. После Крестовых
 походов (ок. 1089-1295 гг.), забравших жизни многих молодых людей,
 населению Англии пришлось сражаться с Францией в Столетней войне
 (ок. 1353-1453)[21] и участвовать в гражданской Войне Роз (ок. 1390-
1485 гг.)[22], не говоря уже о Гражданской войне в Англии в 1640-х гг.
Даже такие события, как Крестьянское восстание 1381 года, неизбеж-
но вызывали огромное количество т.к. сопровождались убийствами.
Общественная и политическая жизнь представляли опасность
повсеместно! В добавок к этому, изменения в состоянии Римско-
католической Церкви в XVI веке, четыре столетия Инквизиции,
гонений и других религиозных конфликтов также в незначительной
степени помогали стабилизации общества. Бедность, болезни, смерть
и внезапные бедствия были характерными чертами социальной среды
того периода, и, учитывая подобные условия, было бы попросту
нереалистичным ожидать обнаружить от хиромантии той эпохи что-то
иное, помимо озабоченности жизнью, отпущенным сроком и способом
ухода в мир иной.

Наука, технологии и социальная организация

 К концу семнадцатого столетия астрология и хиромантия практически
 перестали представлять интерес для ученых. Новая эра интеллектуальных
 исследований, зародившаяся еще до появления последних работ великих
 английских эзотериков, пустила корни, и старый символический взгляд
 на Вселенную и место человека в ней стал постепенно отмирать. Отчасти
 этому способствовали как достижения в области науки и техники, так
 и социальные и политические перемены, повлиявшие на образ жизни
 людей. Новая интеллектуальная свобода, обретенная после Реформации,
 означала освобождение от многовековых интеллектуальных ограничений,
 обусловленных догмами Римско-католической церкви, и, следовательно,
 развитие как естественных, так и общественных наук. В это время стали
 развиваться важные общественные организации, подобные пожарной
 службе[23] и страховой брокерской деятельности, которые прошли долгий
путь, дабы суметь помочь людям и защитить их от неопределенностей
жизни, в результате чего снизилась и потребность вопрошать астролога
или хироманта о своей будущей судьбе или удаче. По мере того, как
люди начинали понимать, что способны взять на себя больший контроль
над обстоятельствами собственной жизни и на самом деле могут сделать
что-то, чтобы улучшить судьбу, оставалось куда меньше необходимости
придерживаться старых суеверных ритуалов. И чем больше расширялось
научное понимание мира, тем меньше было нужды, как казалось,
прибегать к магическим разъяснениям.

Эпоха Просвещения

 Но именно изменение философских взглядов, переход от
 символического взгляда на Вселенную, как на гигантский организм,
 все части которого взаимосвязаны и взаимопроникающи, к научному
 взгляду на нее, как на огромный механизм, фактически привело к
 разрыву с прошлым. Подъем науки и математики уничтожал старое
 мировоззрение просто потому, что подрывал идею взаимоотражения
 микро- и макромира — принцип, фундаментальный как для изучения
 астрологии, так и для изучения хиромантии. Новая философия
 рационализма, распространяемая Декартом (1596-1650) и Лейбницем
 (1646-1716) на континенте, а также эмпиризм, предложенный Джоном
 Локком (1632-1704) в Англии, привлекли внимание ученых и пустили
 корни. Наступила новая «Эра разума», и в процессе своего становления
 она отбросила в сторону всю символическую философию оккультных
 наук. Астрология стала не более чем астрономией, алхимия стала
 химией, на хиромантию же стали смотреть свысока и оставили увядать.
 Интеллектуальный климат изменился радикальным образом, однако
 хиромантия и астрология не претерпели изменений вместе с ним.

 Новые интеллектуальные требования научного метода, системы и
 ясности в сочетании с общим пренебрежением обоими предметами,
 как «глупыми, ложными, скандальными и суеверными практиками,
 попахивающими гаданием и пактом с дьяволом», означали, что и
 хиромантии, и астрологии нужно было подождать еще около двух
 сотен лет, прежде чем снова начать считаться предметами, достойными
 изучения лучшими умами.




[2] Розенкрейцеры (Орден розы и креста) — теологическое и тайное мистическое общество, по легенде
основанное в период позднего Средневековья в Германии неким Христианом Розенкрейцем. Ставит
перед собой задачи совершенствования христианства и достижения прочного благоденствия государств
и отдельных лиц. Истоки розенкрейцерства могут быть прослежены к двум манифестам, получившим
распространение в Германии в промежутке между 1607 и 1616 годами. Согласно историку Дэвиду
Стивенсону, это культурное движение оказало существенное влияние на становление в Шотландии
сходного мистического общества — масонства. Согласно розенкрейцерам, их учение построено «на древних
эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы,
физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства — розой,
распускающейся на кресте.[3] Полное заглавие этой работы Фладда пишется, как «Utriusque Cosmi, Maioris scilicet et Minoris,
metaphysica, physica, atque technica Historia», что можно перевести следующим образом: «Метафизическая,
физическая и техническая история для знания обоих Космосов, Большого и Малого».[4] Случайные, второстепенные, несущественные.[5] На месте К. Джонса мы бы не были бы столь уверены в своей критике. В словах Р. Фладда есть свой
резон. Так, современные хирологи В. Финогеев и Е. Острогорский указывают на то, что обнаружение то-
чечного выпячивания круглой формы вблизи линии Жизни нередко свидетельствует о проведении операции
с органами круглой формы в этот период жизни — глазами, сердцем, грудью. Если подобное значение
отыгрывалось и в прошлые века на руках людей, то с большой долей вероятности можно было бы сказать,
что любое серьезное заболевание глаз приводило бы к слепоте, а не к излечению, учитывая слабый уровень
развития медицины в Средние века и Новое время. И потому понятна ассоциация кругов на линии Жизни
именно с потерей зрения, а не с фактом операции.[6] Элиас Эшмол (1617-1692) — английский антиквар, политик, алхимик и астролог, основатель Музея
Эшмола в Оксфорде. Круг интересов Эшмола был энциклопедически широк: помимо алхимии и астрологии,
это старые книги и средневековые рукописи, законоведение и геральдика, описание руин и хорография,
нумизматика и медалистика, ботаника и фольклор. В 1661 г. он вошёл в число членов-основателей
Лондонского королевского общества и разработал герб этого учёного общества.[7] Уильям Лилли (1602-1681) является культовой фигурой в истории астрологии и по сей день продолжает
считаться величайшим представителем хорарной астрологии всех времен. Хорарная астрология, именуемая
также вопросной астрологией — это отрасль «науки звезд», занимающаяся изучением гороскопов,
построенных для ответа на те или иные чётко сформулированные вопросы, касающиеся актуальных событий
ближайшего времени.[8] По другим данным, в 1649 году.[9] Возможно, здесь мы имеем одно из самых первых упоминаний термина «хирология» (chirologia) в истории.[10] Элективная астрологи (от лат. electio — «выбор») астрология выбора, раздел астрологии, использующий
методы определения подходящего времени для начала любого задуманного проекта или для приложения
усилий в деле, требующем решения, будь то свадьба, путешествие, судебный процесс, начало строительства,
смена профессии, значительная покупка, переезд и т.д.[11] Примечание К. Джонса: О дате рождения. Почему линия Головы, завершающаяся крестом на холме
Луны, указывает, что вы родились в понедельник 10 июня? Подумайте: римские цифры. лунный день.
и линия Меркурия (Головы). Меркурий управляет знаком Близнецов, а знак Близнецов охватывает начало
июня. Легко! Примечание А. Шлыкова: Логику объяснений Кристофера Джонса человек, знакомый и
с астрологией, и с хиромантией, легко может понять, но согласится ли он с ней так просто? Да, крест из
линий похож на римскую цифру десять (X). Допустим, что Сандерс прав, и линия Головы управляется
Меркурием. Но ведь всем астрологам известно, что Меркурий управляет не одним, а двумя знаками —
и Близнецами, и Девой. Следовательно, мы можем, следуя логике Сандерса и Джонса, предположить
минимум две даты — и 10 июня, и 10 сентября.[12] Кардинал Томас Уолси (ок. 1473-1530) — канцлер Английского королевства в 1515-1529 годах,
архиепископ Йоркский с 1514 года, кардинал с 1515 года. До 1529 года считался самым могущественным
человеком в Англии после короля Генриха VIII, держал в своих руках всю внешнюю и значительную часть
внутренней политики.[13] Являясь одним из образованнейших людей своего времени, Джон Ди был также математиком, географом,
астрономом, алхимиком.[14] Данный тезис применительно к И. Ньютону не нашел исторических подтверждений, как мы уже отмечали
в комментариях ранее.[15] В 1486 году «Молот ведьм» был написан, а растиражирован (опубликован) он был уже в 1487 году.[16] Хелен Дункан (1897-1956) являлась одной из самых одиозных и неоднозначных фигур в историимедиумизма. Она неоднократно уличалась в жульничестве, но при этом, как утверждали некоторые (вчастности, историк Альфред Додд и Морис Барбанелл, главный редактор журнала «Psychic News»)за вызывание духов умерших Джейн Йорк. Последняя попытка применения закона относится к 1950 году.Хотя, теоретически, астрология могла подпадать под действие данного закона, газеты, которые стали
публиковать астрологические прогнозы с 1930-х годов, на практике преследованию не подвергались.[17] Ipso facto — с. лат. тем самым, в силу самого факта, автоматически.[18] Тем не менее, это не помешало тому же Томасу Гоббсу дожить до 91,5 года. Джон Локк, другой известный
английский философ XVII столетия, умер в возрасте 72 лет. Однако это скорее исключения из правил. Если
мы вспомним других известных философов XVII века, то увидим, что они часто не доживали до старости.
Так, Рене Декарт умер от пневмонии в 53 года, Бенедикт Спиноза скончался в 44 года от туберкулеза, а
Блеза Паскаля не стало в возрасте всего лишь 39 лет (смерть от рака и туберкулеза).[19] Даты 1665-1666 гг. известны как время Великой чумы — массовой вспышки бубонной чумы в Англии,
во время которой умерло приблизительно 100 000 человек, 20% населения Лондона. Эпидемия 1665-1666
годов была значительно меньше по масштабам, чем более ранняя пандемия «Чёрная смерть» (смертельная
вспышка болезни в Европе между 1347 и 1353 годами). Однако эпидемию семнадцатого века запомнили
как «великую» чуму потому, что это бедствие стало одним из самых заметных проявлений болезни в Англии
в то время.[20] Пожар, при всех своих минусах и жертвах, помог Лондону избавиться от Великой чумы, которая начала
свирепствовать в городе в 1665 году.[21] Ныне начало Столетней войны в исторической науке датируется 1337 годом.[22] Ныне датируется 1455-1485 гг.[23] Существенным толчком к развитию страхования имущества от огня явился Большой Лондонский пожар
1666 года, уничтоживший 13200 зданий в центре Лондона. Именно после этого трагического события была
учреждена первая в мире страховая компания, осуществлявшая страхование от огня. Принято считать, что
страхование жизни также зародилось в Великобритании. Именно здесь в 1762 году появилась страховая
компания «Equitable Life Assurance Society».
  class="castalia castalia-beige"