Перевод

Что же вам следует знать?

Таро Тота Алистера Кроули

 
ГёАВА 1

ЧТО ЖЕ ВАМ СёЕДУЕТ ЗНАТЬ?

 По-видимому, важно, чтобы вы понимали, чем
 я руководствуюсь. Для меня эта Работа, это
 Таро, над которым я тружусь, — энциклопедия
 всей серьезной “оккультной” философии.
 Это стандартное справочное руководство,
 которым будет определяться весь ход развития
 мистической и магической мысли на протяжении
 последующих двух тысяч лет. Единственная
 моя забота — оградить его от опасности
 уничтожения, а для этого необходимо
 воспроизвести и размножить его в стандартной
 форме и распространить как можно более широко.
 Финансовой выгоды я не ищу; если бы я располагал
 капиталом в этой стране, я бы сам разослал 200
 (допустим) экземпляров по государственным
 библиотекам во все части света и столько же —
 моим главным представителям

— Из письма Алистера Кроули к фотограверу,
 г-ну Пирсону 29 мая 1942 года 1.

 С 1969 года, когда на прилавках книжных и специализиро-
 ванных оккультных магазинов появилось первое цветное из-
 дание «Таро Тота», эта колода остается одной из популярных
 во всем мире. И ничего удивительного! По моему мнению, это,
 как минимум, самая потрясающая, самая прекрасная из всех ко-
 лод Таро, когда-либо появлявшихся на свет. На создание семи-
 десяти восьми сюрреалистических шедевров, составивших «Таро
 Тота», у талантливейшей художницы Фриды Харрис [1] [2] ушло бо-
лее пяти лет — с 1938 по 1943 годы.


И по сей день эти семьдесят восемь изображений заворажи-
 вают и волнуют воображение ничуть не меньше, чем во време-
 на первых выставок, на которых с ними смогла познакомить-
 ся лондонская публика '. Однако тем более ярким кажется кон-
 траст между популярностью «Таро Тота» и зловещей репутацией
 оккультиста, который разработал эту колоду и самым дотошным
 образом руководил процессом ее художественного воплоще-
 ния, — оккультиста, которого еще при жизни клеймили как чер-
 ного мага и «самого порочного человека на свете».

 Создается впечатление, что вся жизнь Эдварда Александра
 (Алистера) Кроули (1875—*947) — один сплошной парадокс.
 Да, во многих отношениях он был негодяй. И невозможно от-
 рицать, что он бессовестно упивался своей репутацией злодея,
 которую сам же и создавал себе в британских литературных
 и оккультных кругах. Но, в то же время, он относился к себе
 и к своей жизни очень серьезно. Он был, среди прочего, аль-
 пинистом мирового класса [3] [4], мастером спорта по шахматам, ху-
дожником, поэтом, романистом, критиком и театральным по-
становщиком. Он приохотил Америку к астрологии [5], Айседору
Дункан — к китайской «Книге перемен», а поэта Виктора
Нойбурга — к пешим путешествиям и церемониальной магии.


 Как британский агент-провокатор он писал подстрекатель-
 ские статьи для печатавшегося в Америке немецкого пропаган-
 дистского журнала, и эти публикации сыграли свою роль в ре-
 шении США вступить в Первую Мировую войну на стороне
 Великобритании '.

Во время Второй Мировой войны по просьбе своего при-
 ятеля Яна Флеминга, офицера военно-морской разведки [6] [7],
Кроули предоставил Уинстону Черчиллю ценную информацию
о суевериях и магических воззрениях, которыми руководство-
вались вожди Третьего Рейха. Кроме того, если верить имею-
щимся свидетельствам, он посоветовал британскому премье-
ру обратить в свою пользу магические предрассудки врага и как
можно чаще фотографироваться со знаменитым «жестом побе-
ды» (в котором указательный и средний палец подняты в виде
буквы «V»). Этот жест — уменьшенная версия магического
знака Апофиса-Тифона, могущественного символа разрушения
и уничтожения, который, согласно магической традиции, спо-
собен победить солнечные энергии, символически представ-
ленные свастикой.

 Но все эти приключения и достижения (которых мно-
 гим вполне талантливым и предприимчивым людям хватило
 бы на дюжину жизней) меркнут и отступают на задний план
 перед грандиозными свершениями, которых Кроули добился
 в сфере самопознания. Благодаря своим визионерским книгам
 и попыткам свести воедино эзотерические духовные системы
 Востока и Запада он заслужил славу одного из самых выдаю-
 щихся культурных и религиозных деятелей двадцатого века.

 В наше время читателей и ценителей его глубоко эзотериче-
 ских (и зачастую весьма сложных для понимания) книг насчи-
 тывается куда больше, чем в годы его жизни, хотя желающих
 всерьез изучать систему «научного иллюминизма» 1, разрабо-
 танную Кроули, по сей день остается немного. Но для тех дерз-
 новенных и упорных учеников, которые все же вступают на этот
 путь, «Таро Тота» становится краеугольным камнем всего про-
 цесса обучения — поистине бесценным и незаменимым сокро-
 вищем. Эти карты — красочное наглядное пособие по эзотери-
 ческой мудрости всех времен и народов и, в то же время, живой
 талисман, воплощающий самую суть духовных знаний и про-
 зрений создавшего их современного мастера древних таинств.
 Стоит ли удивляться, что такой редкостный и великолепный ма-
 гический инструмент неудержимо притягивает и завораживает
 почти всех, кому доводится к нему прикоснуться? По-моему, от-
 вет очевиден. Но справедливость требует задаться другим вопро-
 сом: может ли работать с «Таро Тота» человек, которого совер-
 шенно не интересуют ни Кроули как таковой, ни каббалистиче-
 ские, астрологические и магические составляющие этой колоды?

 Лично я отвечу безоговорочно: да! «Таро Тота» признают
 своей любимой колодой тысячи коллекционеров и исследова-
 телей Таро, тысячи любителей и профессиональных тарологов
 по всему миру [8] [9]. Большинство из тех, с кем я обсуждал этот во-
прос, говорили, что предпочитают эту колоду за ее необыкно-
венную красоту и эффективность в качестве мантического ин-
струмента. Мнения тех, кто осведомлен о Кроули и его трудах,
не столь однозначны, но своего восхищения колодой не скрыва-
ют даже те, кто считает самого Кроули отъявленным чудовищем.
Один почтенный таролог выразил мнение, которое разделяют
многие профессиональные гадатели и почитатели «Таро Тота»:
«Меня не волнует, кем был этот ваш Алистер Кроули, и в магию
его я не верю. Мне просто нравятся эти карты, и они, черт побе-
ри, работают!»

 Не вызывает сомнений, что лишь немногие из владельцев
 «Таро Тота» способны оценить по достоинству его эзотериче-
 ское значение, но столь же несомненно и то, что многие люди
 хотели бы узнать об этой колоде больше. Если вы принадлежите
 к числу последних, эта книга — для вас.

 За последние годы вышло в свет несколько замечательных
 книг, проиллюстрированных картами из «Таро Тота». Авторы
 этих книг подходят к «Таро Тота» с уважением и внимани-
 ем, но, как ни печально, затрагивают лишь наиболее очевид-
 ные, поверхностные его аспекты. Те глубокие идеи и прозрения,
 которые придают этой колоде уникальную значимость, оста-
 ются без рассмотрения. Впрочем, есть одна книга, в которой
 «Таро Тота» анализируется по-настоящему основательно и се-
 рьезно. Она была написана тем единственным на свете челове-
 ком, который был вправе рассуждать о колоде Тота авторитетно.
 Единственный недостаток этого великолепного сочинения —
 не в том, что его создатель не сообщает нам чего-то важного, а,
 скорее, в том, что он пытается рассказать нам все и сразу.

 Уже на склоне лет Кроули опубликовал (под псевдони-
 мом «Мастер Терион») одно из главных своих произведений —
 «Книгу Тота» с подзаголовком «Египетское Таро» '. Она задумы-
 валась как «трактат для начинающих», посвященный Таро вооб-
 ще и «Таро Тота» в частности. Но, как подтвердит вам любой,
 кто прочел ее или хотя бы попробовал прочитать, «начинающе-
 му» с этой книгой придется туго. Чтобы по-настоящему понять
 «Книгу Тота», нужно основательно разбираться в мифологии,
 философии и религии, понимать еврейскую каббалу, тщательно
 изучить весь огромный корпус магических и визионерских сочи-
 нений, над которым Кроули трудился на протяжении полувека,
 и свободно владеть той сложной и таинственной терминологи-
 ей, которая сложилась на основе многих видений и откровений.

 Я вовсе не пытаюсь заявить, что непосвященному читате-
 лю «Книга Тота» не принесет никакой пользы. В ней найдутся
 и рассуждения, понятные всем, и необыкновенно прекрасные
 и вдохновляющие образы. Но тот, кто надеется быстро извлечь
 из нее какую-нибудь практическую информацию о «Таро Тота»,
 скорее всего, не дочитает дальше седьмого абзаца:

 Одно из важных толкований слова «Таро» связа-
 но с тем, что оно представляет собой нотарикон 2 ев-
 рейских слов «Тора» — «Закон» и ThROA — «Врата».
 Далее, по соответствиям из «Сефер Йецира» (см. та-
 блицу в приложении) это слово можно прочесть как
 «Вселенная — новорожденное Солнце — Нуль». Это ис-
 тинное магическое учение Телемы: Нуль равняется Двум.
 Кроме того, по гематрии числовое соответствие слова
 ThROA — 671 = 61 х 11. 61 — это AIN, Ничто, или Нуль;
11 же — число Магического Расширения; таким обра-
 зом, слово ThROA провозглашает ту же идею — един-
 ственное удовлетворительное философское объяснение
 Вселенной и ее происхождения, а также способа и цели
 ее существования [10].

 Только не подумайте, пожалуйста, что я высмеиваю содержа-
 ние этого отрывка. На самом деле здесь все изложено предель-
 но ясно. Я понимаю (до некоторой степени), что здесь имеется
 в виду, и за какое-то разумное время (с перерывами на обед) мог
 бы объяснить это любому мыслящему человеку. Но лет трид-
 цать назад, когда я впервые прочитал эти строки, они не сказали
 мне ровным счетом ничего. Я тогда ничего не знал ни о кабба-
 листических мирах, ни о енохианских Эфирах, ни о магических
 организациях. А в «Книге Тота» буквально на каждой странице
 попадались термины, о которых я не имел ни малейшего поня-
 тия, и ссылки на книги, которых у меня не было.


 Именно по этому поводу в свое время выражала беспокой-
 ство леди Харрис, писавшая Кроули в 1939 году:

 Что касается ваших книг, полагаю, вы и сами дога-
 дываетесь: будь они написаны на санскрите, новичку
 и то было бы легче, и у любого читателя от них зайдет
 ум за разум. Поэтому люди благоразумные (вроде меня)
 отщипывают от них по кусочку, сколько смогут перева-
 рить, да и то лишь время от времени, когда позволяет
 самочувствие [11].

 Да, «Книга Тота» действительно такова. Это шедевр, не зна-
 ющий себе равных, и более совершенной сопроводительной
 книги к «Таро Тота» нет и не может быть. Но если упомянутую
 колоду можно оценить по достоинству с первого же взгляда, то
 разобраться в книге быстро и без усилий не удастся.

 С момента моего знакомства с этой колодой и сопутствую-
 щей книгой прошел не один год, прежде чем я осознал, что мно-
 гие из основополагающих тайн «Таро Тота» открылись бы мне
 гораздо быстрее, если бы я с самого начала хоть что-нибудь знал
 о магическом пути Алистера Кроули, о его революционном ду-
 ховном мировоззрении и пророческих видениях, о каббале,
 астрологии и алхимии, о Древе жизни и о Герметическом орде-
 не Золотой Зари. Чего мне не хватало, так это еще одной кни-
 ги — книги под названием «Всякая всячина, которую вам следу-
 ет знать, прежде чем браться за “Таро Тота” Алистера Кроули».

 Увы и горе мне, такой книги в то время попросту не суще-
 ствовало. Но, будем надеяться, теперь она у вас есть.




[1] Книга Тота, стр. 13—14.[2] В девичестве Маргерита Фрида Блоксам, 1877—1962. — Примеч. автора.[3] Первые выставки своих картин Харрис провела в 1941 и 1942 гг. Но и по-
сле этого работа над некоторыми полотнами продолжалась еще не менее года,
прежде чем были созданы окончательные версии, вошедшие в «Таро Тота». —
Примеч. автора.[4] К 1920 году Кроули все еще сохранял за собой некоторые мировые рекор-
ды в альпинизме: в 1900 году он совершил самое скоростное восхождение (1220
м за 83 минуты) на вершину Истаксиуатль (Мексика) высотой более 4875 м; в
1901 году — первое одиночное восхождение на вершину мексиканского вулка-
на Невадо де Толука, а в 1902 году провел 65 дней на леднике Балторо на склоне
Чогори (К2). — Примеч. автора.[5] Кроули написал учебник по астрологии по заказу Эванджелины Адамс,
опубликовавшей его труд под своим именем. Так появились две классические
книги: «Астрология: ваше место под солнцем» (1927) и «Астрология: ваше место
среди звезд» (1930). Благодаря этим книгам астрология приобрела широкую по-
пулярность в Америке и Европе, а Эванджелину Адамс стали называть «главным
астрологом Уолл-стрит и Вашингтона». Не так давно наследники Адамс при-
знали за Кроули авторство основной части материалов, составивших эти книги,
и в результате вышло в свет новое издание — «Общие принципы астрологии»
Алистера Кроули и Эванджелины Адамс (Aleister Crowley & Evangeline Adams,
The General Principles of Astrology. York Beach, ME: Red Wheel / Weiser, 2001). —
Примеч. автора.[6] Многие забывают, что США чуть было не вступили в Первую Мировую
войну на стороне Германии. Но статьи Кроули — к великому ужасу германско-
го министерства иностранных дел — оповестили американскую обществен-
ность о том, что Германия намеревалась развязать полномасштабную войну
на море, разрешая и даже предписывая командирам своих подводных лодок на-
падать на гражданские суда. Несмотря на то, что — на тот момент — это была
отъявленная ложь, Кроули сумел разогреть антигерманскую истерию, благодаря
которой Америка, в конце концов, приняла в войне сторону англичан. Так что
Алистер Кроули в буквальном смысле спас свою возлюбленную Англию одним
лишь искусством пера, на сей раз заменившего ему магический жезл. — Примеч.
 автора
.[7] Ян Ланкастер Флеминг (1908—1964) — британский журналист и пи-
сатель, сотрудник разведки, создатель знаменитой серии романов о Джеймсе
Бонде, «агенте 007». Кроули и Флеминг были друзьями. Сохранились копии
писем, которыми они обменивались между собой, и в некоторых из этих пи-
сем обсуждаются темы оккультной пропаганды и результаты допросов Рудольфа
Гесса. — Примеч. автора.[8] «Научным иллюминизмом» Кроули называл свою философско-маги-
ческую систему. Девиз ее гласил: «Метод — научный, цель — религиозная». —
Примеч. автора.[9] Мишель Джексон из Американской ассоциации Таро пишет: «По моим
наблюдениям, [среди профессиональных тарологов] “Таро Тота” уступает попу-
лярностью лишь колоде Райдера-Уэйта». — Примеч. автора.1 Впервые опубликована ограниченным тиражом (200 экземпляров с авто-
графами автора) в 1944 году. Впоследствии переиздавалась в 1969, 1974, 1986 и
1991 гг. в издательстве «Сэмюэл Вайзер». — Примеч. автора.[10] Книга Тота, стр. 26.[11] Там же, стр. 404.19 декабря 1939 года Кроули ответил на это: «Таким путем вы ни к чему
не придете. По-видимому, вам кажется, что для понимания духовных материй
необходимо некое исключительное право, какое-то чувство особого привилеги-
рованного статуса. Почему же тогда вы не подходите с подобным беспардон-
ным высокомерием к таким предметам, как логика или математика? Бертран
Рассел пишет в тысячу раз сложнее, чем я, но его вы понимаете лучше, пото-
му что принимаете как данность, что над этими предметами нужно много ра-
ботать, — а необходимость работать над моими текстами вызывает у вас только
раздражение» [там же, стр. 378]. — Примеч автора.
таро, каббала

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"