Перевод

Michael Maier Золотой треножник 1618

Золотая игра


Михаэль Майер: Tripus Aureus

 

Tripus Aureus ("Золотой Треножник") содержит три избранных трактата, а именно: I "Практику Двенадцати Ключей с приложением" Василия Валентина, немецкого монаха-бенедиктинца, из Германии; II "Верь мне, или Порядок" Томаса Нортона, английского философа, написанный 140 лет назад и переведенный на латынь с английского манускрипта с сохранением каждой фразы и максимы; III "Завет" некоего Кремера, аббата Вестминстера, англичанина, никогда ранее не опубликованный. Опубликовано для блага многих наций, снабжено рисунками, мастерски выгравированными на меди трудом и штудиями Михаэля Майера, Доктора Философии и Медицины, Пфальцграфа Франкфурта, напечатано на медном прессе Пауля Якоба для Лукаса Дженниса, 1618.

Личность Василия Валентина, автора "Двенадцати Ключей", иллюстрированных Михаэлем Майером, до сих остается обсуждаемой загадкой. Так как Антониус Гуаинериус, восхвалявший его, умер в 1440 году, мы можем исключить версию, что Иоганн Толден, опубликовавший труды Валентина в 1590-е годы, был их автором. В своем труде "Currus triumphalis Antimonii" Валентин сообщает, что родился в Рейнланде, часть детства провел в Бельгии и Англии. Он стал монахом-бенедиктинцем в монастыре св. Петра в Эрфурте, но из-за псевдонима никаких записей о нем найти не удалось.

Однако на странице 129 "Historia Erjurtensis Duderstadii" (1675 г.) Иоганн Мориц Гуден утверждает: "В то время, в 1413 г., Василий Валентин жил в монастыре св. Петра, изумляя своими навыками в медицинском искусстве и природных вещах. Его труды высоко ценились."

Согласно традиции, поскольку его имя происходило от греческого "basileus", Король, и латинского "valens", могущественный, он есть Могущественный Король, символ Философского Камня.

 

 

 

val-00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0) Обложка. Василий Валентин, Джон Кремер и Томас Нортон, авторы трех трактатов «Tripus Aureus», в мастерской.

 

 

 

 

val-01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

00) Обложка «Двенадцати ключей». «Практика двенадцати ключей и приложение, о Великом камне древних мудрецов». Пренебрежение личностями авторов в алхимической литературе здесь получает свое подтверждение. Роджер Бэкон здесь стал Василием Валентином.

 

 

 

 

 

val-1

 

 

 

 

1). Первый ключ. Король и Королева, два Принципа Делания, извлекаются из руды посредством Диссолюции (Dissolution), серый волк Сурьмы, прыгающий через тигель, пока Сульфур осторожно извлекается действиями Сатурна. Прочитанная другим образом, эта эмблема прекрасно иллюстрирует открывающее утверждение «Liber secretus» Артефиуса: «Antimonium est de partibus Satumi & in omnibus modis habet naturam eius» («Сурьма принадлежит миру Сатурна и полностью обладает его природы»)

 

 

 

val-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2). Второй ключ. Разделение и Растворение Философского Золота. Василий Валентин заявляет: «операция, никогда не описанная никем из древних мудрецов, живших до меня и знавших этот Магистерий». Противники (Связанный и Летучий) разделяются и примиряются в Философском Меркурии, Двойном Меркурии, называемом так, чтобы отличить его от Растворителя, получаемого в Первом Делании. Юношеская обнаженность бога указывает на отсутствие всех нечистот, а корона – его благородство. Два Кадуцея с Солнцем и Луной указывают на его двойную силу. Крылья позади указывают на цель операции: освобождение чистых частей связанного. Змея на мече Связанного указывает на Растворитель, а Орел на мече другого на средство, которое будет использовано.

 

 

val-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3). Третий ключ. Дракон традиционно указывает на Прима Материю, Первоматерию, Объект Мудрых, так же известный как Камень Философов. Лиса с курицей в зубах, атакованная петухом, означает Связывание Летучего и Освобождение Связанного: кольцевой процесс символизирует аксиому Solve et Coagula (Растворяй и Сгущай)

 

 

val-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4). Четвертый ключ. Первая, и главнейшая из алхимических операция – Диссолюция, называемая «Смерть» многими древними авторами. Через эту Смерть Материя очищается Духом (или Огнем), который представлен здесь горящей свечой. Павлин на колокольне указывает на почернение, или путрефакцию – черное чернее черного, nirgurn nigrius nigra – за которой следуют многие цвета на стадии, известной как Павлиний Хвост. Важность Диссолюции подчеркивается мертвым деревом справа, что символизирует «мертвое» состояние Прима Материи, когда она впервые получена. Диссолюция, будучи ключом или осью Делания, воскрешает мертвого; отсюда вертикальное положение скелета и цветущее древо около церкви.

 

 

val-5

 

 

 

5) Пятый ключ.Венера, Объект Мудрых, показывает свои удивительные качества; все происходит от нее. Сосуд, который, кажется, исходит из ее глаз и рта, есть наиболее выразительный символ Sal Petrae (Каменная Соль), также, из-за своей белизны, называемой Кристаллом (от «Christou halas», соль Христа). Как «Наша Соль» она разделяет с меркурианским принципом его холод, летучую сырость, с Сульфуром его огненность, закрепленное качество; она посредник между Сульфуром и Меркурием в Делании. Более того, смесь двух соляных субстанций, Соль Философов, есть Огонь Мудрецов, который требует вмешательства Элементального Огня (справа), чтобы активизироваться. Эрос с завязанными глазами, тем не менее, указывает, что магнетическая сила Материи достаточна, чтобы привлечь небесный луч, который есть Тайный (третий) Огонь, который есть небесный динамизм, на котором основана алхимия. Коронованный Лев есть символ Закрепленного, Связанного (Сульфур Мудрецов), тогда как сияющее Солнце – это отличное олицетворение Совершенства Философского Камня.

 

 

 

val-6

 

 

 

6) Шестой ключ. Свадьба – неразрушимый Союз Противоположностей – один из, как мы видели, наиболее часто используемых символов. Брат и Сестра женятся при помощи Соли или Тайного Огня (как отмечено в Пятом Ключе). Радуга возвещает о конце Почернения (Нигредо) и объявляет грядущую Белизну (Альбедо), Лебедь движется впереди Солнца. Двойственная природа Тайного Огня ясно показана двуликим Янусоголовым Атанором. Нептун –меркурианская Вода, которая очищает черноту Путрефакции при помощи повторяемых возгонок, в три приема, что указано трезубцем.

 

 

 

val-7

 

 

 

7). Седьмой ключ. Соль Философов – это огненная вода (Вода в треугольнике Огня), которая приводит Хаос к Совершенству Мудрецов. Это сосуд, или Sigillum Hermeticum, который растворяет металл и ведет тело к Душе, так крепко обнимая его, что если четыре сезона Огня применены правильно, у него нет шансов скрыться. Весы и обоюдоострый меч символизируют вес Природы и Тайный Огонь.

 

 

 

val-8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8). Восьмой ключ. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24)

«Безрассудный! То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; и когда ты сеешь, ты сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или какое другое; но Бог

 

 

val-9

 

 

 

9) Девятый ключ. Фигура на этом рисунке – иероглиф Прима Материи. Над ним три принципа: Соль, Сульфур и Меркурий и три уровня Совершенства и два противоположных принципа – Мужской и Женский. Ворон на первой стадии (Нигредо) над ногами мужчины; Хвост Павлина, следующая стадия, под ногами женщины. Лебедь, соответствующий Альбедо, над ее головой, а Красный Орел на его голове.

 

 

 

val-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10) Десятый ключ. Три операции Великого Делания представлены в виде загадочной формулы, состоящей из трех высказываний, записанных на сторонах треугольника Воды: «От Гермогена я родился. Гиперион выбрал меня. Без Ямсуфа я бы погиб.» Гермоген – это первичная меркурианская субстанция, соединенная со вторым изначальным Принципом, производящая результат смешанных качеств: этот результат, символизируемый Грифоном, первый шаг к Философскому Камню. Гиперион, отец Солнца, это способ, при помощи которого чистейшая часть, Душа Грифона, улавливается, когда она поднимается из второго Хаоса (Хаоса Искусства) как чистая жидкость: Меркурий Мудрых.

Ямсуф – это еврейское название Красного Моря, а Красное Море на алхимическом языке – это Меркурианская вода, которая имеет красный цвет, поскольку содержит собственную Устойчивость (нелетучесть). Последнее высказывание – это ссылка на Огонь Жизни, невидимый Свет – или Дух – без которого не может быть создан Философский Камень.

 

 

 

val-11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11). Одиннадцатый ключ. Чтобы увеличить весь, объем и Совершенство, Закрепленный Камень вновь поглощает Меркурий, который в процессе вновь растворяется, и потому «умирает» снова. При каждом Умножении скорость совершенствования увеличивается, и его мощь удесятеряется.

 

 

 

val-12

 

 

 

12). Двенадцатый ключ. «Все наши очищения огненные», - заявляет Фулканелли, - «все наши очищения совершаются в огне, огнем и с огнем – поэтому многие авторы описывали такие операции как обжиг». Горящая бочка один из самых драгоценных изображений Тайного Огня, объясняющее происхождение таинственного вещества, которое находят на дне старых винных бочек, а затем приготовляют в соответствии с правилами Искусства. Лев (Сульфур) поедает Змею (Меркурий), указывая на Закрепление Свободного.

 

 

 

 

val-12a

 

 

 

 

 

 

000). Это Атанор, алхимическая печь. Внутри сосуд со Змеей, символизирующей Меркурия Мудрецов. Ниже герметический бестиарий: Лев, символ Закрепленного Сульфура; Орел, символизирующий Меркурия, Летучесть и Растворение; Змея, меркурианский растворитель; Дракон, который есть Объект Искусства; Ворон Нигредо или Путрефакции; Павлин разных цветов; Лебедь, Белый Камень; и Феникс, символизирующий Философский Камень и Мультипликацию.

 

Перевод Sedric

Другие главы перевода

26
1. Andreas Libavius Алхимия 1606

28 февраля 2009 г.

2. Steffan Michelspacher Каббала 1616

28 февраля 2009 г.

3. Michael Maier Золотой треножник 1618

3 марта 2009 г.

4. Michael Maier Тайное тайных1614

3 марта 2009 г.

5. Heinrich Khunrath Амфитеатр вечной мудрости 1602

3 марта 2009 г.

6. Oswald Croll Химическая базилика 1622

31 марта 2009 г.

7. Daned de planis Campy Школа трансмутации металлов 1633

31 марта 2009 г.

8. Johann Daniel Mylius Реформированная философия

31 марта 2009 г.

9. Michael Maier Философская неделя 1620

31 марта 2009 г.

10. Mihael Maier Проводник1618

31 марта 2009 г.

11. Mihael Maier Символы золотого стола 1617

31 марта 2009 г.

12. Johann Daniel Mylius Медико-химическая работа 1618

31 марта 2009 г.

13. Joannes de Monte-Snyders Метаморфозы планет, 1663

3 апреля 2009 г.

14. Johann Joachim Becher Химический Эдип, 1664

3 апреля 2009 г.

15. Elias Ashmole Британский Химический Театр 1652

3 апреля 2009 г.

16. Иоганн Даниэль Милиус, Анатомия золота 1628

3 апреля 2009 г.

17. GOOSSEN VAN VREESWIJK Красный лев 1674

7 апреля 2009 г.

18. Jacob-Bohme Теософические труды, 1682

21 апреля 2009 г.

19. Goossen van Vreeswijk Золотой Сын 1675

21 апреля 2009 г.

20. GOOSSEN VAN VREESWIJK Золотой Лев 1675

21 апреля 2009 г.

21. GOOSSEN VAN VREESWIJK Зеленый Лев

21 апреля 2009 г.

22. Joannes de Monte/Snyders Химическая веялка 1666г.

22 апреля 2009 г.

23. Mutus liber, 1677

3 мая 2009 г.

24. Christopher Love Morley and Theodorus Химическая коллекция 1693

5 мая 2009 г.

25. Barent Coenders van Helpen Лестница Мудрых

5 мая 2009 г.

26. Введение

28 июня 2009 г.

  class="castalia castalia-beige"