Перевод

Глава 2. Принципы практики духовного соединения

Практика духовного соединения

Джеффри Рафф

ПРАКТИКА ДУХОВНОГО СОЕДИНЕНИЯ

встреча и взаимодействие с вашим Духом-Хранителем в мире воображения

Глава 2

Принципы практики духовного соединения

Рассмотрев в предыдущей главе, что собой представляет практика духовного соединения, здесь я предлагаю читателю глубже разобраться в ее особенностях. Благодаря описанию основных принципов практики духовного соединения я рассчитываю прояснить вопросы природы этого процесса и связанных с ним упражнений. Кроме того, в этой главе мне бы хотелось раскрыть некоторые тайны, касающиеся этой работы и связать их с алхимическими процессами.

Духовное соединение – связь с Духом-Хранителем

Самый первый и главный принцип работы по практике духовного соединения – обращать внимание на своего Духа-хранителя. Я уже останавливался на этом вопросе, но теперь хочу рассмотреть его более детально. Интересный факт состоит в том, что внимание со стороны человека помогает расти и развиваться духовному существу. Для нас важно понять, почему это происходит. На самом деле К. Г. Юнг в свое время долго исследовал данный феномен и в итоге предложил несколько интересных идей. Он открыл удивительные особенности, которые имеются у внимания, и об этом написал в своей книге об алхимическом символизме:

Внимание к бессознательному действует как инкубатор, нужно лишь немного слабого пламени, чтобы инициировать ранние стадии работы; отсюда и происходят различные термины такие, как decotio, усвоение, putrefactio, solutio. Это как если бы внимание питало и активировало бессознательное и тем самым ломало бы всякие границы, разделяющие его от сознательного.9

Внимание работает как огонь в алхимических процессах, оно пробуждает неподвижную субстанцию к жизни и активности, дает новое рождение бессознательному, которое по своим параметрам идентично Духу-Хранителю. Нельзя сказать, что внимание аналогичным образом оказывает влияние на Духа-Хранителя, но, так или иначе, оно ускоряет его развитие и запускает процессы трансформации. Внимание является тем самым связующим звеном, которое объединяет Духа-Хранителя с его партнером. Кроме того, внимание необходимо в процессе практики духовного соединения, как и огонь для алхимии, поскольку оно направлено на достижение различных целей.

В широком смысле внимание означает быть с кем-то, заботиться о ком-то, поэтому если вы внимательны к своему Духу-Хранителю, то автоматически вы оказываетесь связанным с ним. Если человек не уделяет внимание Духу-Хранителю, то не будет никакого взаимоотношения. Это настолько очевидно, что не требует никаких доказательств, но, к сожалению, многие не осознают важность времени, проведенного наедине со своим Духом-Хранителем. Одно из ужасных последствий упадка культуры состоит в том, что люди считают воображение пустым занятием. Время в нашей культуре приравнивается к материальным ценностям, поэтому в нашей жизни становится более важным и нужным все, но только не работа с Духом-Хранителем или пребывание в мире воображения. Как только мы приступаем к практике духовного соединения, мы тут же вспоминаем о невыстиранном белье, о незаплаченных налогах, о неотвеченных телефонных звонках – и у нас попросту не остается свободного времени для путешествия в мир воображения. У нас, конечно же, есть время на мирскую рутинную работу, но она может подождать немного, ведь посещение мира воображения не займет у вас больше часа. Однако в начале внутреннего поиска, тут же все земное громким голосом начинает требовать немедленного ответа.

Самый частый ответ, который я слышал от новичков всегда состоит из извинений вроде того, что мы собирались, но так и не нашли времени для встречи с Духом-Хранителем на протяжении примерно месяца. Они даже удивляются, что в тот момент они не получали никаких ответов со стороны Духа-Хранителя и даже не думали и не переживали о нем. Представьте себе, что вы назначили с кем-то встречу и не звоните этому человеку вот уже месяц только потому, что были слишком заняты. А когда вы вдруг решаете позвонить, на какую реакцию вы рассчитываете? То же происходит и внутри взаимоотношения между партнером и Духом-Хранителем. Жизнь этого союза подпитывается вниманием и ответственностью. Поэтому здесь не может быть никаких оправданий по поводу нехватки какого-то количества времени для общения с Духом-Хранителем. Вы либо занимаетесь этим, либо нет, и степень вашей ответственности зависит от этого.

Другая функция внимания состоит в предельной концентрации на конкретном вопросе. Например, вы захотели избавиться от вредной привычки путем исследования реакции вашего бессознательного на значимые символы или путем взаимодействия с Духом-Хранителем. Любое событие, на котором вы пожелаете сосредоточиться, получит сильнейший импульс от внимания. В результате внутри мира воображения возникает ответное движение, когда фигура воображения откликается на зов, или же вы продолжаете размышлять над проблемой. Вне зависимости от формы проявления всегда следует заметная и выразительная реакция. Это настолько важно, что я рекомендую всем, занимающимся миром воображения, заранее перед занятием выбрать тему, на которой они хотят остановиться. В частности, я называю фокусом (выделено переводчиком – А. П.) любую фигуру воображения, на которую вы нацеливаете свое внимание. В данной книге вы чаще всего будете взаимодействовать с Духом-Храниетем, а также есть практики, в ходе которых ваше внимание будет направлено на соединение с другими фигурами воображения. Как правило, фокус концентрирует внимание на определенной фигуре, с которой вы планируете вступить в диалог и работать над целью этого общения.

То, что непосредственно связано с фокусом, вот что я именую «целью», которая является еще одной функцией внимания. Целеполагание составляет важную часть практики духовного соединения, поскольку оно показывает ваши ожидания от самой работы. Имея определенную цель, вы сможете настроить свое внимание на результате, который будет для вас желанным и полезным. Описывая какое-либо упражнение, я буду обсуждать цель и фокус его. Цель включает в себя не контролирование процесса, но настраивание на желаемый результат. Так, например, если я поставлю себе задачей развить более глубокие взаимоотношения с Духом-Хранителем с целью более ясно его почувствовать, то, скорее всего, я дам возможность этому процессу идти своим чередом без направления его по моемому усмотрению. Знание вашей цели помогает Духу-Хранителю адекватно отвечать на нее. Он, скорее всего, не сможет сразу помочь вам в достижении желаемого результата: или вы будете не готовы к этому, или он найдет другие способы осуществления вашей цели. Вне зависимости от характера ответа, он всегда вызывается путем обращения внимания на конкретную цель.

В эзотерической традиции также признавали ценность внимания. Например, в Каббале развита концепция кавваны (выделено переводчиком – А.П.), или интенции, благодаря которой внимание во время молитвы или ритуального действия обращается к божественному существу. Каббалисты осознавали важность внимания и интенции и связывали оба процесса с миром воображения. Они считали воображение чем-то магическим и творческим; иными словами воображение могло влиять на Бога и вызывать изменения в божественных мирах. Моше Идель, знаток Каббалы, пишет:

Согласно этому представлению, каввана способствует поднятию человеческой мысли от слов молитвы до сефиротического мира, путь к которому преодолевается без каких-либо промежуточных ментальных операций или внешних факторов. Внутренне положение речи по отношению к истокам божественного мира помогает человеческому мышлению подняться на высоту сефирота и влиять на них10.

Сефироты отражают различные стороны божественной сущности. Посредством воображения и внимания каббалисты надеялись трансформировать Бога и позволить тем самым божественной энергии спуститься в мир. Успех или неудача зависели от способности к восприниманию слов и воображения, которые относились к божественному миру. Таким же образом интенция является творческой и преобразовательной силой, которая движет процесс воображения в заданном направлении.

Внимание представляет собою мощный инструмент, пользоваться которым следует с умением. С помощью фокуса я нахожу для самого себя место, где будет сосредоточено внимание, чтобы извлечь максимальную пользу из этого. За счет целеполагания я настраиваю себя и своего Духа-Хранителя на определенный результат, который мы хотим достигнуть вместе. Такая работа с Духом-Хранителем и совместная направленность на достижение результата укрепляет ваши взаимоотношения, а благодаря силе внимания само целеполагание делает этот процесс более успешным.

Я пришел к выводу, что как бы я не учил всех интенции, все равно найдутся люди, которым будет это не под силу. Многие говорят мне, что это плохо иметь какую-либо свою цель, ведь, по их мнению, это может противоречить тому, что желает сам Дух-Хранитель. Они считают, что интенция слишком амбициозна, исполнительна и может привести к инфляции как ошибочной вере в единоличное превосходство и могущество. Другие надеются на то, что Дух-Хранитель сам предложит им свою цель, и готовы уже передать полномочия Духу-Хранителю.

Некоторым образом эти люди оказываются правы в своей нерешительности по определению цели, так как в любом случае есть риск инфляции. Однако интересный факт состоит в том, что Дух-Хранитель обычно прислушивается к желаниям своего партнера, и если цели как таковой не существует, то Дух-Хранитель вообще отказывается работать. У него также есть цели, которые он может предложить, но для сотрудничества партнеру необходимо проявить внимание, чтобы запустить процесс духовного соединения. В свою очередь внимание связано с целеполаганием, и если нет цели, то и прогресс будет небольшим. Нет нужды бояться инфляции или узурпировать роль Духа-Хранителя пока вы находитесь во взаимоотношениях, ведь Дух-Хранитель сообщит вам, если вдруг что-то пойдет не так. Дух-Хранитель не обязан следовать цели, и может отказаться от нее, если последняя окажется неадекватной. Лучше перестараться, чем вообще ничего не достигнуть, потому что Дух-Хранитель, конечно же, может исправить любые ошибки, но он не способен исполнять желания. Быть полноценным партнером значит, что вы вместе со своим Духом-Хранителем имеете право совместно ставить задачи и принимать решения.

В этом союзе партнер отвечает за внимание и целеполагание, а Дух-Хранитель – за результаты. Если Дух-Хранитель не одобряет вашей цели, то он не будет взаимодействовать, а если же он согласен с ней, то он начинает процесс, который приведет к желаемому результату. Таким образом, получается, что у каждого из партнеров есть свое личное место внутри взаимоотношения. Чтобы практика духовного соединения могла осуществляться на должном уровне необходимо, чтобы партнер Духа-Хранителя сам назначал вопросы и цели, которые сопровождают ваш союз. В ходе этой работы вы будете балансировать между желанием быть либо слишком почтительным, либо высокомерным.

Наше общество имеет особое пристрастие к власти. Ценности религии отдают предпочтение бедности и скромности, тогда как ценности самой культуры прославляют богатство и могущество. Психология и та не смогла уйти от этого противоречия. К. Г. Юнг пытался избежать доминирования и контроля со стороны Эго в своих исследованиях по изучению роли последнего в процессе индивидуализации. Но не всегда это у него получалось; в результате некоторые из юнгианцев смогли устранить влияние доминирования в теории, а в практике, наоборот, казалось, страдали от него. Правильное отношение к власти подразумевает, что вы никогда не отказываетесь от нее и не считаете ее плохой, но принимаете и используете с умом. В практике духовного соединения партнер должен осознать свою роль и необходимость доминирования, пока любовь и взаимоотношения с Духом-Хранителем стоят у него на первом месте. Как люди мы вряд ли сгодимся на роль правителей вселенной, но и не являемся, совсем уж, такими бесполезными и ничтожными. Вместе с божественным мы помогаем этому миру развиваться, и осветляем его темные стороны.

Нет большего удовольствия, чем работать с Духом-Хранителем на воплощение стоящего результата, тем более, если это помогает нам понимать сны, отвечать на метафизические вопросы, преобразовывать комплекс

(по Юнгу это совокупность чувств, мыслей и воспоминаний, несущих сильный эмоциональный зарядпримечание переводчика А.П.) или приводит к изменению нашего отношения ко всему миру. Для достижения этих целей мы должны попросить Духа-Хранителя помочь нам их осуществить. Кроме того нам необходимо сосредоточить свое внимание на самих целях с тем, чтобы завершить наши упражнения. Обычно в моей практике люди, начинающие работу с Духом-Хранителем, не такие уж и напыщенные. В итоге они оказываются слишком робкими, когда дело доходит до определения желаемого результата, и слишком нетерпеливыми, когда нужно ожидать или наблюдать за тем, что происходит. Так или иначе, такое положение вещей располагает к ожиданию; и чаще всего на длительный период.

Алхимические тексты содержат много указаний на воспитание смирения и других добродетелей. И в то же время они утверждают, что Философский Камень невозможно отыскать в природе. Они объясняли это тем, что изготовление Философского Камня предполагает существование одновременно и алхимика, и алхимии. Без алхимика не будет и Философского Камня. Более того, как на это впервые указал Юнг, алхимики были убеждены в том, что они должны спасти мир и не ждать при этом, пока к ним самим придет освобождение. Алхимики должны были принимать активное участие в осуществление этого искупление, так как без них оно бы и не началось. Соломон Трисмосин в своей книге «Slendor Solis» (1582) писал:

Таким образом, это искусство показывает нам удивительную вещь, уходящую своими истоками в такую сущность, которую природа не смогла бы породить; поскольку в природе никогда бы не возникло что-нибудь такое, посредством чего металлы, не в совершенстве сотворенные природой, могли бы быть изготовлены11.

Алхимики производят Философский Камень, который не может появиться в природе сам по себе, и исцеляют неблагородные металлы, которые являются символами освобождения.

Для нас очень важно не забывать алхимические символы, касающиеся освобождения и изготовления Философского Камня, потому что они могут напомнить нам роль, за которую каждый из нас в ответе. В алхимии, как и других эзотерических традициях таких, как Каббала, например, всегда ценились человеческая душа и разум. Осознание этих ценностей пробуждает в нас не напыщенность, а скорее смелость для достижения того, что мы должны сделать в результате. Таким образом, первым принципом практики духовного соединения для нас становится внимание; фокус же и интенция – это способы сознательной работы с этим принципом.

Диалог с Духом-Хранителем

Для связи с Духом-Хранителем нужно найти общий язык с ним. Такое соединение возникает внутри мира воображения. Существует множество способов взаимодействий, равно как и путей проникновения в мир воображения. Вы можете танцевать, двигать телом, рисовать представлять себе картинки или общаться с существами из мира воображения. Из всех путей диалог с Духом-Хранителем кажется мне наиболее продуктивным. Я бы даже рекомендовал всем записывать эти разговоры, нежели просто озвучивать их, ведь написанное сохраняет уникальность опыта и память того, что было сказано навсегда. Несмотря на прекрасное чувство от незабываемого общения, оно может испариться, как часто происходит и со снами. Написание своих переживаний дает вам уверенность в том, что вы не потеряете всего того, что успели достигнуть. Кроме того, письмо усиливает эффект от самих впечатлений. У людей чаще всего все лучше получается, если они записывают что-то, а не сидят и ждут, когда кто-нибудь начнет диалог. Написание как раз подходит для тех упражнений, которые я собираюсь представить позднее. Хотя, в общем-то, люди чувствуют себя уютно и с другими техниками по взаимодействию с миром воображения, я же считаю, что есть цели, которые можно достигнуть только путем записывания и никаким другим способом.

Я учу всех тому, что практика духовного соединения включает в себя письменные диалоги с Духом-Хранителем. На более поздних стадиях этот метод уступает место сильным, чувственным переживаниям, такие впечатления могут никогда и не возникнуть, если практика не приводит к этому. Записывание увеличивает эффективность сближения партнера и Духа-Хранителя, усиливает обмен информацией и обеспечивает Духа-Хранителя необходимым вниманием. Занятия диалогом не так уж легко даются и требуют определенных затрат, даже если в письме у вас все хорошо получается. Насколько я могу судить, каждый человек способен сделать это, будь у него хоть немного терпения и желания. Первые упражнения способствуют развитию техники диалога, а последующие закрепляют навыки, необходимые для этой практики.

Один из путей понимания ценности диалога состоит в формировании внутри мира воображения новых взаимоотношений с человеком, которого вы находите интересным и привлекательным. При таком общении внутри воображения вы не можете говорить с людьми напрямую. Теперь подумайте, насколько это будет сложно найти общий язык с ними, узнать, что они любят и чего не любят, и каковы их интересны. И, конечно же, это будет сложно, так же и во взаимодействии с духом хранителем. Дух-Хранитель – это существо со своими душевными и личностными качествами, и самый лучший способ понять его – это заговорить с ним. Просто удивительно, насколько взаимоотношения с Духом-Хранителем развиваются и углубляются во время диалога. Даже студенты, которые и не надеялись что-либо найти, уже после курса диалога отмечали, что взаимоотношения начинают быстрее преобразовываться.

Отметив особую важность диалога, я считаю его основным принципом практики духовного соединения. Интересно будет отметить роль диалога в алхимии. Как-то трудно себе вообразить алхимика, активно использующего диалог в своих исследованиях, привычней всего их видеть как прото-химиков, стоящих среди колбочек и огня. Тем не менее, многие из них знали технику диалога и включали ее для улучшения эффекта в свои работы. Мартин Руланд, написавший «Алхимический лексикон», называл медитацией «внутренний диалог одного человека с другим, который остается невидимым, будь то молитва к Богу, разговор с самим собой или своим ангелом-хранителем». Между прочим, этот «ангел-хранитель» имеет много общего с Духом-Хранителем.

К. Г. Юнг осознавал важность диалога для алхимии и уделял ему особое внимание. Он отмечал, что в процессе медитации «через общение с Богом еще больше духа будет проникать в камень….»12. С присоединением духа Философский Камень быстрее проходит через все стадии. Диалог помогает акцентировать внимание и в то же самое время включает в процесс силу и энергию того существа, с которым вы говорите. В практике духовного соединения в ходе общения с Духом-Хранителем его сила проникает во взаимодействие благодаря нашему вниманию. В алхимии диалог использовали не только для извлечения информации, но также для активации и направления энергий, с помощью которых ученые получали конечные стадии изготовления Философского Камня. Сходным образом взаимоотношения с Духом-Хранителем в форме диалогов приводят к достижению поставленных целей.

Восприятие и отражение

Этот принцип практики духовного соединения, возможно, самый сложный, но не менее важный, чем два предыдущих. В воображении восприятие работает не совсем так, как в обычном мире. Восприятие образов это не просто действие, с помощью которого можно видеть объект, но также

процесс, в ходе которого преображаются одновременно видящий и видимое. Чтобы объяснить это воспользуемся аналогией. У художника сначала возникает в уме некое изображение того, что он хочет сделать. В процессе создания рисунка художник хранит в голове эту картину, а в итоге законченная работа выглядит в точности так же, как первоначальный образ. Теперь представьте, что художник это Пигмалион, и он имеет возможность одухотворить свое творение. Картина возникает в воображении, затем попадает в другую реальность в процессе рисования и, в конце концов, рождается как живое существо.

Восприятие напрямую связано с вниманием. Ведь в процессе нашего наблюдения за миром воображения, его обитатели кажутся нам более реальными. Чем чаще я вглядываюсь в Духа-Хранителя, тем более настоящим он мне видится. Дух-Хранитель сам выбирает форму, в которой он воплощается, и уже потом с каждым разом при рассмотрении его контуры становятся все яснее. Когда человек воспринимает Духа-Хранителя или другое существо мира воображения, между ними возникают энергичные и активные взаимоотношения. Поскольку трансформация является неотъемлемой частью практики духовного соединения, следует отметить, что она возникает в процессе восприятия. Восприятие может быть визуальным, слуховым или же может происходить с помощью письма.

Способность к восприятию облегчает взаимодействие с Духом-Хранителем – этот факт я смог увидеть в своих исследованиях, а позже я обнаружил подтверждение этому в других традициях. Суфии верили, что восприятие имеет огромную силу. Многие из них также были алхимиками и отмечали зеркальную природу Духа-Хранителя. Суфии-гностики, или «искатели истины» (выделено переводчиком – А. П.), разрабатывали учения близкие к практике духовного соединения. В некоторых из этих школ они проповедовали, что человек может иметь непосредственное восприятие населяющих вселенную ангельских существ, и оно приводит к трем главным результатам. Восприятие соединяет человека напрямую с главными силами вселенной, устанавливает, насколько это возможно, взаимосвязь между ними и обеспечивает преобразование одного за счет другого. Кроме того восприятие позволяет получить правдивые знания об окружающем мире через общение и другие взаимоотношения с этими ангелами. Последние же не только обучают и сопровождают человека, но и помогают гностикам развить свои духовные способности путем увеличения частоты и глубины контакта с ангельскими существами до такого уровня, когда мир воображения становится для их взора более доступным. Это открывает безграничные возможности как для возросших потребностей в знании, так и для преобразовательных упражнений.

Суфии-гностики указывали на то, что взаимоотношение, основанное на восприятии, является отличительным признаком в работе с ангельскими существами. Один из таких учителей рассказывал своим ученикам, что они могут поначалу ощутить их божественных партнеров, или Духов-Хранителей, как невидимое излучение, но такой уровень зависит лишь от слабости восприятия (см., например, рассуждение Анри Корбена «Небесный свидетель» в книге «Световой человек в иранском суфизме»). Вскоре они будут иметь возможность видеть их во всех цветовых гаммах и в конце как сильное золотое свечение. И чем чаще они смотрят на Духа-Хранителя, тем более развивается их способность к созерцанию. С каждым разом органы восприятия все усиливаются. Можно пересказать эти идеи по-иному. Мы начинаем работу с неразвитым воображением, потом с усложнением практики духовного соединения наше воображение шире раскрывается и показывает различные стороны реального мира. В то же самое время, когда навыки восприятия преумножаются, Дух-Хранитель трансформируется и делается более реальным и менее бесплотным. Кроме того он становится более настоящим и материальным вместе с углублением объективной реальности и чувствуемого смысла, как если бы он приобретал все более ясные очертания при возрастании наших способностей к восприятию. До сих пор не понятно, зависят ли наши навыки воображения от трансформации Духа-Хранителя или же наоборот, но это не так уж важно. Значимо только то, что взаимоотношения развиваются одновременно с восприятием, и если союз укрепляется, то и восприятие усиливается.

Учитывая представление суфиев об ангелах, мы можем утверждать, что посредством диалога с Духом-Хранителем – или как его называли суфии, Ангелом-Хранителем – мы приходим к взаимодействию с божественными центрами вселенной. Диалог раскрывает возможности нашего восприятия, а восприятие в свою очередь обогащает общение. Природа такого восприятия познается скорее путем опыта и перцептивных экспериментов, но никогда с помощью мыслительной деятельности или теории. Чем живее наше восприятие, тем более проявляется Дух-Хранитель.

Современная физика учит нас, что нет никакой границы между наблюдателем и наблюдаемым. Сам акт наблюдения меняет объект наблюдения. Таким же образом в практике духовного соединения наблюдение изменяет Духа-Хранителя и преобразует взаимоотношения между наблюдателем и наблюдаемым. Как уже отмечалось ранее, в этом процессе Дух-Хранитель становиться более видимым. Но что мы подразумеваем под этим? Как же Дух-Хранитель может быть менее или более заметным, если он и так реально существует?

Чтобы понять, о чем я говорю, нам надо вспомнить мир реальности. Высший мир души остается для нас неведомым. Духовные существа, такие как Дух-Хранитель, попадают в срединный мир воображения для того, чтобы быть воспринимаемыми. По той же причине мы приходим в мир воображения, чтобы воспринимать их. Тем не менее, Дух-Хранитель не сразу возникает в мире воображения. На это есть свои причины. Скорее всего, процесс проявления Духа-Хранителя сначала задействует небольшое количество энергии, потому как воспроизводимая информация получается сравнительно слабой и нечеткой. Когда человек попадает в мир воображения, он приносит с собой некий багаж знания и опыта, которые облегчают восприятие фигур воображения. Люди со способностью к восприятию будут видеть все более четко, а те, у кого эти навыки не отработаны, не смогут ничего различить. С возрастанием наших умений мы получаем возможность узнать много интересного о мире воображения. С другой стороны Дух-Хранитель также имеет ограниченные способности к воплощению внутри мира воображения, но когда он развивает свои навыки, то его очертания становятся более явными в любом случае. Продолжительная работа по практике духовного соединения помогает Духу-Хранителю быть видимым. В этом процессе задействуется больше его собственной энергии, поэтому Дух-Хранитель быстрее трансформируется в некий образ. В результате изображение становится мощнее и отчетливее. В этот момент партнеру кажется, что его Дух-Хранитель выглядит более реальным, чем раньше. Если нашей целью, к примеру, будет усовершенствование своих умений в восприятии, то Дух-Хранитель будет стараться воплотить в свое обличие, которое он создает, как можно больше индивидуальности. В конечном итоге образ и Дух-Хранитель сливаются в единое целое.

Подобные процессы происходят и в алхимии. Алхимики использовали изменение цвета как индикатор качества Философского Камня, который они изготовляли. Правильная последовательность начиналась с черного, переходящего в белый, и потом все заканчивалось красным. Поскольку каждый цвет в действительности проявлялся, алхимики считали процесс совершенным. Они снабжали каждое превращение рисунками, но один из них более близко относится к предмету нашего исследования, на нем изображено выделение трех частей, олицетворяющих тело, дух и душу. Для нас совсем неважно знать определение этих терминов, но следует отметить изменения, которые происходят с Философским Камнем путем добавлении каждой из этих составляющих.

В черной фазе все, что у нас есть это мертвое тело, отработанный материал, с помощью которого мы запускаем алхимический процесс. Это соответствует слабому проявлению Духа-Хранителя в начале практики духовного соединения. Алхимики понимали неустойчивость тела, но считали, что именно черное тело идеально подходит для трансформаций. В ходе преобразований оно получает возможность впустить в себя божественное существо. Алхимики представляли себе, что превращение черного цвета в белый зависит от проникновения оживляющего духа в тело. Потом уже, когда цвет становится красным, добавляется душа, и получается единая субстанция, состоящая из тела, духа и души. Один из алхимиков объяснял это тем, что в результате этого «божественное поселяется в земном теле и что земное тело превращается в божественную сущность»13. Этот же ученый связывал этот процесс с сотворением Адама и Евы. Он был не единственным, кто приписывал этому процессу рождение божественных творений. Когда божественное сливается с земным телом, Дух-Хранитель воплощается в образе, выделяясь сильнее и яснее.

Как мы уже ранее обсуждали в контексте опыта воображения, с возрастанием чувствуемого смысла и объективной реальности, Дух-Хранитель делается более настоящим и зримым. Партнеры обычно сразу замечают эти изменения в восприятии, так как объективное присутствие Духа-Хранителя становится более ощутимым. Преобразование Духа-Хранителя зависит от способности партнера к наблюдательности и перцепции. Поскольку эти изменения происходят только в процессе восприятия, я обратил внимание на перцептивную природу взаимоотношений между партнером и Духом-Хранителем и подчеркнул особую важность восприятия на всех этапах работы по практике духовного соединения.

Любовь

Взаимодействие с Духом-Хранителем прежде всего касается Любви. С того самого момента, как Дух-Хранитель обнаруживает себя, от снов до картин воображения, он показывает нам свою любовь и благожелательность. Любовь – это пожалуй самое яркое впечатление в практике духовного соединения, оно углубляется процессе взаимоотношений, развиваясь с каждым новым упражнением. Я говорю здесь не о человеческой Любви, где объектом является индивидуум с личными особенностями, а о чувстве к существу без объектных свойств, который не поддается четкому определению. Вы любите и любимы в ответ, но вы не можете охарактеризовать Духа-Хранителя или эту любовь к нему. Это как если бы вы любили и имели бы возможность погрузиться внутрь самих любовных переживаний. Когда Дух-хранитель стоит перед вами, вы одновременно и любите, и находитесь в центре этих чувств, но определить, что именно вы любите, вы не можете. Все это в принципе не так уж важно, главное запомните, что связь между Духом-Хранителем и партнером нельзя рассматривать с точки зрения обычных взаимоотношений между людьми. Это очень личное и особенное взаимоотношение, которое развивается по своим собственным законам.

Одно из интересных свойств этого взаимодействия в том, что оно не может сравниться ни с каким другим подобным взаимоотношением. Я часто задаю себе вопрос, как моя любовь к Духу-Хранителю может повлиять на первоначальные мои взаимоотношения? Люди всегда чувствуют себя виноватыми в том, что они любят кого еще, кроме их мужа или жены, но это не касается Духа-Хранителя. Так как наши чувства к последнему являются переживанием любви самой по себе, то они только увеличивают нашу способность любить других. Эти чувства не составляют другим конкуренцию и не касаются ревности или зависти. В сущности, Дух-Хранитель вряд ли будет на стороне тех людей, которые ведут одинокий образ жизни для поиска идеальных отношений, он скорее будет поддерживать другие первичные взаимоотношения. Поскольку одной из целей Духа-Хранителя является соединение обыденного мира и мира воображения, то он будет способствовать вашему активному участию в любых повседневных делах.

Несмотря на то, что люди редко соотносят любовь и алхимию, алхимики между тем прекрасно знали, какой глубокой может быть любовь к Философскому Камню, и чувствовали при этом ответную любовь. Один из алхимиков с таким трепетом и любовью описывал процесс изготовления Философского Камня:

Теперь, когда камень приобрел форму, когда эликсир жизни приготовлен, когда на свет появилось дитя любви или любимый ребенок, когда новое рождение совершилось, тогда работа может считаться цельной и совершенной. О чудо из чудес!14

Ввиду глубокого чувства, возникающего между Духом-Хранителем и его партнером, первый никогда не будет сознательно причинять боль второму. Он будет защищать и питать своего друга, но если партнер будет отлынивать от работы, Дух-Хранитель может оказать сопротивление. Мы можем доверять ему безоговорочно, рассчитывая на любовь, которую он нам преподносит. Есть все же одна предосторожность, которую я бы хотел озвучить и которая приводит меня к пятому, последнему принципу практики духовного соединения.

Несовершенство Духа-Хранителя

Это очень важный принцип, который нужно знать при работе с Духом-Хранителем. Предубеждение о том, что божественные существа, будь то боги или ангелы, совершенны, прочно укоренилось в нас. Конечно же, есть традиции, такие как алхимия или Каббала, которые указывали на несовершенство мирового устройства, но в большинстве случаев религиозные традиции отстаивали идею о совершенстве божественной природы. Студенты постоянно переносят это совершенство на Духа-Хранителя, забывая при этом, что сама практика духовного соединения подразумевает его преобразование. Иначе говоря, Дух-Хранитель является перед своим партнером в несовершенном виде и требует дальнейшей трансформации. Будучи далеко не совершенным, он просит человека помочь ему в своем дальнейшем развитии.

На практическом уроне это имеет важное значение. Ранее я уже отмечал, что работа по практике духовного соединения делает образ Духа-Хранителя более четким. Как только он достигает этой реальности, он становится сильным и способным к невероятным подвигам. Он также набирается мудрости и опыта. По сравнению с «обычным» человеком Дух-Хранитель, конечно же, выглядит более сильным и разумным, но для себя самого, для того, кем бы он мог стать, Дух-Хранитель в действительности же очень мал.

Если вы попросите его предсказать будущее или исцелить кого-то, он не сможет отказать вам, но при этом может ошибиться или оказаться неправым, потому что для осуществления этих целей, ему не хватит сил. Дух-

Хранитель редко дает дурные советы и всегда легко предсказывает то, что может случиться в процессе практики, но попробуйте только нагрузить его чем-то требующим усилий, он вряд ли с этим справится. Пусть для вас он будет источником мудрости и наставлений, но не просите его быть руководителем для достижения ваших целей. Иногда только из-за большой любви к своему партнеру Дух-Хранитель может отважиться на какие-то сверхъестественные поступки, но в этом случае успех не гарантирован. Если даже вдруг он ошибется, нередко партнеры считают себя преданными, как будто бы Дух-Хранитель намерено обманул их. Именно поэтому нужно всегда помнить, что Дух-Хранитель не всесилен. Вы должны с нетерпением ожидать того момента, когда вы сможете развиваться с Духом-Хранителем в любви и мудрости, чтобы однажды вместе достичь невероятных переживаний. В отличие от самого взаимоотношения цель не является необычной. Если по какой-то причине Дух-Хранитель говорит что-то заведомо ложное, партнер должен спросить у него, что могло пойти не так, а не обвинять его в обмане. Потом вы обнаружите, что сам запрос был неправильно сформулирован или что попросту Дух-Хранитель не в силах его исполнить. Если вы по-настоящему любите своего Духа-Хранителя, вы примете его со всеми недостатками и будете искать любые пути для дальнейшего совместного роста.

В этой главе я представил вам достаточное количество теории, чтобы последующие занятия стали для вас более понятными и чтобы вы имели представление о том, что включает в себя работа с Духом-Хранителем. Многое из того, что я вам рассказал, имеет смысл только в случае применения на практике, поэтому я приглашаю вас принять участие в первом курсе упражнений.

Другие главы перевода

17
1. Глава 1. Введение

6 октября 2015 г.

2. Глава 2. Принципы практики духовного соединения

6 октября 2015 г.

3. Глава 3. Путешествие начинается

6 октября 2015 г.

4. Глава 4. Первая практика: Игра воображения

8 ноября 2015 г.

5. Глава 5. Практика вторая: Мудрость представления

8 ноября 2015 г.

6. Глава 6. Практика третья: Помощь воображения

8 ноября 2015 г.

7. Глава 7. Практика 4: Встреча с Духом-Хранителем

8 ноября 2015 г.

8. Глава 8. Практика 5: Партнерство и чувство смысла

8 ноября 2015 г.

9. Глава 9. Практика 6: Жизнь с Духом-Хранителем

8 ноября 2015 г.

10. Глава 10. Промежуточные практики

8 ноября 2015 г.

11. Глава 11 Практика 7: Восприятие Духа-Хранителя

8 ноября 2015 г.

12. Глава 12. Практика 8: Познание себя

8 ноября 2015 г.

13. Глава 13. Практика 9: Любовь и Дух-Хранитель

7 декабря 2015 г.

14. Глава 14. Практика 10: Желания Духа-Хранителя

7 декабря 2015 г.

15. Глава 15. Усиление голоса Духа-Хранителя

7 декабря 2015 г.

16. Глава 16. Практика 11: Совершенствование диалога

7 декабря 2015 г.

17. Глава 17. Практика 12: Дух хранитель и его друзья

7 декабря 2015 г.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

активное воображение

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"