06.07.2013
0

Поделиться

Архетипы Звезды и ночного неба

Fr. IAO131

Психология Liber All

Архетипы Звезды и ночного неба

Два особых архетипа, выделенных Карлом Юнгом, будут важны для нашей дальнейшей дискуссии. Первый из этих архетипов, или, если выражаться точнее, его манифестаций, это искра или звезда, одно из важнейших проявлений архетипа Самости. Второй из них – звездное ночное небо, которое символизирует всю совокупность архетипов или бессознательное как таковое.

Оба этих архетипа находят свое отображение в Книге Закона. Третья строка книги провозглашает: «Каждый мужчина и каждая женщина – это Звезда».

Практически мгновенно мы осознаем тождественность самости каждого человека с символическим образом звезды. В своей работе «О природе психе» Юнг объясняет, как алхимический символизм способен стать важным источником символического выражения бессознательного наполнения психе. Он пишет: «Отсюда я почерпнул, прежде всего, идею scintillae — искр — которые появляются как зрительные иллюзии в «тайной субстанции». Если мы вправе сравнить эти искры с архетипами, то очевидно, что Кунрат особо выделяет один из них. Его представляют также как Монаду или Солнце, причем и то и другое указывает на нечто Божественное… Отмечу мимоходом, что с точки зрения психологии, Одну искру, или Монаду следует рассматривать как символ Самости.»

Поэтому заявление о том, что каждый мужчина и женщина – это звезда, представляет собой использование распространенного архетипического символа Самости и идентифицирует каждую личность с Монадой и Солнцем, которые указывают на Божество.

Юнг продолжает:

«Этот свет — lumen naturae — свет природы, озаряет сознание, a scintilae (искры) — это зародышевые точки свечения, вспыхивающие во тьме бессознательного. Дорн, подобно Кунрату, многим обязан Парацельсу, с которым сходится во мнениях, предполагая в человеке «invisibilem solem plurimis incognitum» (невидимое солнце, многим не ведомое).

Также:

«Sol est invisibilis in hominibus, in terra vero visibilis, tamen ex uno et eodem sole sunt ambo» (Солнце, невидимое в человеке, но видимое в мире, является одним и тем же солнцем)… Таким образом, один архетип, которому придает особое значение Кунрат, известен также и Дорну как sol ibvisibilis или imago Dei. У Парацельса lumen naturae первоначально исходит от «astrum» или «sydus», «звезды внутри человека». «Небесный свод» (синоним звезд) — это природный свет. Действительно, по сути человек является «Astrum»: не сам по себе, но беспрестанно со всеми апостолами и святыми; все и каждый — суть astrum, небесная звезда… поэтому и в Писании говорится: «Вы — свет мира». Итак, если звезда заключает в себе весь природный свет, и от нее человек берет его [этот свет], как пищу от земли, на которой он родился, таким же образом он рождается на звезде».

Книга Закона раскрывает это «невидимое солнце, многим не ведомое», sol invisibilis, которое представляет собой образ Бога, imago Dei, в сердце каждого мужчины и каждой женщины. Каждый из нас является этим «светом мира». По сути, Юнг предлагает ту же доктрину, что провозглашена в Книге Закона, каждый человек – это Astrum, звезда, ссылаясь дальше на автора, который пишет, что этими звездами мы являемся «вместе со святыми и апостолами, все и каждый — суть astrum». В этой смысле, мы можем сказать, что символически звезды объединены в пространстве ночного неба. Сама Нюит провозглашает это в Книге Закона: «Я — Бесконечное Пространство и Бесчисленные Звезды в нем». Здесь мы снова возвращаемся к Юнгу, который развивает свою мысль об архетипах, найденных в алхимии, и это удивительно перекликается с телемитским символизмом. «Особенно поразило меня (применительно к нашей гипотезе о множественном сознании и его феноменах) то, что характерное алхимическое видение звезд, искрящихся во тьме тайной субстанции, должно, согласно Парацельсу, преобразоваться в зрелище «внутреннего небесного свода» со звездами. Он увидел темноту психе как усыпанное звездами ночное небо, чьи планеты и созвездия представляют архетипы во всей их ясности и божественности. Звездное небо есть поистине открытая книга космической проекции, в которой отражаются мифологемы, т.е. архетипы. В этом видении астрология и алхимия — две классические выразительницы психологии коллективного бессознательного — тесно переплетаются.»

Мы рассматриваем Нюит как целостность «темноты психе», где каждая звезда являет собой архетип. Так Нюит становится своего рода двойным символом для макрокосмических и микрокосмических амплификаций. На макрокосмическом уровне каждый индивид – это звезда, соединенная с другими звездами в ночном небе, которое также обозначает всю полноту возможностей (см. эссе о базовых принципах Телемы в фигурах Нюит и Хадита). На микрокосмическом уровне Нюит представляет собой полноту психе, а изобилие звезд – отображения архетипов бессознательного. В этом усеянном звездами небе есть та «одна Искра», одна звезда, которая является архетипическим символом для нашего целостного «Я», нашей Самости.

Эти размышления добавлены для того, чтобы продемонстрировать, не только символы Книги Закона представляют собой манифестацию определенных архетипов, но также они появляются в гораздо более ранних исторических документах. Работа Юнга «О природе психе» была написана значительно позже Книги Закона, которая появилась в 1904 году. К сожалению, по каким-то причинам Юнгом не было исследовано это современное проявление изучаемых им архетипов. Снова отметим, что Книга Закона может быть рассмотрена как плод и проявление коллективного бессознательного, пропущенного сквозь призму уникальной психики Алистера Кроули. Ранее мы указали на то, что мы можем найти универсальные архетипы, проявленные сквозь конкретные символы, знакомые сознанию Кроули, однако теперь мы можем видеть, что, хотя этот случай и является наиболее распространенным (так мы можем объяснить появление в Книге Закона египетских богов, исламской терминологии и оккультного символизма), Книга Закона также содержит символы, которые могут быть названы всеобщими.

перевод Татьяна Кулинич