06.07.2013
0

Поделиться

Каждый мужчина и каждая женщина — звезда

Fr. IAO131

Психология Либер Ал —

«Каждый мужчина и каждая женщина — звезда».

После объяснения фигур Нюит и Хадита, мы подходим к одному из наиболее известных постулатов Телемы, который взят из третьей строки Книги Закона:

«Каждый мужчина и каждая женщина – это звезда». Это значит, что «все мы свободны, независимы, ярко сияем в своей славе; каждый из нас – целый блистательный мир». Как Солнце в качестве звезды является центром солнечной системы Макрокосма, так и каждый мужчина и женщина понимаются как своеобразные микрокосмические звезды своей собственной солнечной системы. «Звезда – это уникальная единица, она излучает энергию, она движется, она представляет собой конкретную точку в пространстве. Это объект, который обретает целостность в своем отношении с другими звездами. Каждое такое отношение – это Событие, это акт Любви, направляемой Волей». Каждая личность – это «совокупность таких опытов, которая постоянно меняется с каждым новым опытом, оказывающим на нее сознательное или подсознательное влияние».  

С психологической точки зрения данная метафора говорит о том, что мы являемся центром нашего собственного мира, а также «совокупностью опыта», как доказывает нам собственная память. Дальше, как звезды – это объекты, обладающие собственной светимостью, как и мы черпаем силу из самих себя, а не из внешнего ресурса (эта мысль будет раскрыта ниже), и также звезды находятся в постоянном движении под воздействии гравитационного поля, рожденного влиянием бесчисленного количества других звезд и систем.

Телема утверждает, что Хадит – «это пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды». Кроули пишет:

 «Он — ваше сокровеннейшее божественное «Я»; и это вы сами, а не кто-то другой, растворены в непрерывном блаженстве объятий Бесконечной Красоты.» Также и Нюит говорит: «Будь Хадитом, сокровенным средоточием моим, моим сердцем и моим языком!», доказывая, что мы имеем глубоко личностную, интимную связь с божественной природой, что находит свое отображение и в восточных концепциях связи личного духа с Богом, и в западных мистических интуициях, например, Майстера Экхарта или Мигеля де Молиноса:

«Ты должен знать, что твоя душа – Центр, Обитель и Царство Бога!»

В выражении «каждый мужчина и каждая женщина – это звезда» мы заявляем о божественности и независимости каждой личности. Как небесные звезды двигаются по своей уникальной траектории в космическом пространстве, так и каждый индивид имеет свою особую уникальную Волю. На самом деле само слово «Телема» переводится как Воля, именно она является фундаментом телемитской философии. Сказано: «Твори свою Волю – таков да будет весь Закон. Любовь есть Закон, Любовь в соответствии с Волей».

Эти два постулата указывают нам на особую важность в Телеме формулировки «твори свою Волю». Как часто отмечал Кроули, ее значение неверно сводить к выражению «делай, что хочешь», данная фраза представляет собой призыв творить свою «истинную» или «чистую» Волю и ничего больше. Книга Закона провозглашает: «Итак, обо всем, что твое: нет у тебя иного права, кроме как творить волю твою. Поступай так, и никто тебе не скажет «нет».

Итак, мы можем осознать ключевые черты телемитского мировоззрения: каждая личность – это звезда, основной смысл которой – творить свою Волю. В ядре этой звезды Хадит, вокруг нее – бесконечное пространство и возможности Нюит. Мы установили, что каждая личность – центр собственной вселенной, «средоточие, сердце и язык» Божественности, творящая свою волю среди пространства Нюит.

Так как Воля признана столь значимым понятием в Телеме, мы должны разобраться, как именно должен проявлять ее телемит. Книга Закона предлагает следующее описание и условия «чистой» Воли:

«Ибо чистая воля, не укрощенная умыслом, свободная от вожделения к результату, совершенна во всех отношениях.» Соответственно, чтобы Воля была признана чистой, она должна быть:

1. Не укрощенной умыслом

2. Свободной от вожделения к результату

Первое условие может быть рассмотрено с двух позиций. Первая из них, более очевидная, состоит в том, что проявления Воли затрудняются или ослабляются «умыслом», тогда как она не должна сковываться жесткими границами одной цели. Излишне полагающийся на рациональное разум способен стать препятствием для проявления Воли и мы обсудим эту идею в следующих частях. Во-вторых же, эта фраза имеет и непосредственно прямое значение «непривязанности к результату» и «неустанной энергии» при проявлении Воли.

Второе условие для проявления чистой Воли, «быть свободной от вожделения к результату», подчеркивает важность отсутствия привязанности к плодам наших действий. Эта доктрина занимает важное место в восточной практике карма-йоги, где она называется «непривязанность к результатам усилий». В Бхагавад-гите читаем:

«Отказавшись от всех привязанностей, йоги позволяют действовать своему телу, уму, разуму и даже чувствам только ради самоочищения. Душа, непоколебимо преданная Мне, обретает истинный мир и покой, ибо отдает Мне все плоды своего труда. Тому же, кто не находится в союзе со Всевышним, кто движим желанием наслаждаться плодами своего труда, уготовано рабство.»

Соответственно, эта строка из Книги Закона говорит нам о том, что мы должны творить свою «чистую Волю», которая «совершенна во всех отношениях» с неустанной энергией, без привязанности к цели и беспокойства о результатах. Кроули пишет:

«Ты должен (1) Определить, что есть твоя Воля (2) Поступать согласной Ей c

а) однозначностью

b) беспристрастностью

c) спокойствием.

И лишь затем ты будешь в гармонии с Движением Вещей, частью которого является твоя воля, и потому она равна Воле Бога. Но ведь воля — ни что иное, как динамический аспект сущности, и две разные сущности не обладают одинаковой волей, а поскольку твоя воля становится волей Бога, то ты являешься Им.»

В Книге Закона Нюит заявляет: «Взывай ко мне под звездами моими! Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.» Кроули объясняет эту строку следующим образом: «Воля есть Закон, но природа этой Воли — Любовь. Однако эта Любовь — так сказать, побочный продукт этой Воли; она не противоречит этой Воле и не подменяет ее собой; и если в какой-либо сложной ситуации между ними возникает мнимое противоречие, то именно Воля выводит нас на верный путь.» Поэтому основный метод или modus operandi Телемы – это Любовь, направляемая Волей, что обозначает ассимиляцию опыта в согласии с Волей.

Важно понимать, что слово «Любовь» в контексте Телемы и Книги Закона понимается особым образом. Это не подразумеваемая большинством сентиментальность или доброта. Кроули пишет: «Посмотри, хотя Книга Закона полна Любви, в ней нет и слова Сентиментальности. Ненависть подобна Любви!», имея в виду, что и ненависть является опытом, заслуживающим нашей интеграции. Это относится и к другим возможным действиям и опытам, любое «Изменение в соответствии с Волей» законно и необходимо. Как объясняет Кроули:

«Каждое событие – это соединение личной монады с одним из возможных для нее опытов» и далее: «Каждое действие или движение представляет собой акт любви, соединение с той или иной частью «Нюит»; каждое такое действие должно быть в согласии с Волей, призванное наполнить, а не разрушить истинную природу существа. Поэтому «любовь» осознается как акт соединения (физическая любовь являет собой соединение на физическом плане и Самадхи – на ментальном) и все возможные опыты понимаются как акты любви в высшем универсальном смысле, «включая опыты, которые могут быть восприняты как разделение».

Сейчас мы можем понять, что фразы «Нет Закона, кроме как творить свою волю» и «Любовь в соответствии с Волей» по существу означают ассимиляцию опыта в согласии с природой индивида. Данная концепция перекликается с так называемыми положениями Карла Роджерса, постулатами, которые легли в основу его клиентоцентрированной терапии. В своем шестом положении он пишет: «Организм имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать (задействовать), сохранять и укреплять организм как средоточие опыта.» Эти действия по актуализации, сохранению и укреплению организма соответствуют пониманию Любви в Телеме. С точки зрения Книги Закона, одно условие особенно важно: подобные акты любви должны происходить «в соответствии с Волей», то есть в согласии с конкретными обстоятельствами и личной природой индивида (или организма в терминологии Роджерса). Действие «любви в соответствии с Волей» можно перевести на язык психологии как психологическая регуляция. В своем 15 и 16 положении Роджерс пишет:

«Психологическая регуляция существует тогда, когда концепция самости такова, что весь сенсорный опыт и внутренние ощущения организма ассимилированы или могут быть ассимилированы на уровне символизации в совместимые отношения с концепцией самости.

Психологическая неурегулированность проявляется тогда, когда организм не пропускает в сферу сознания значимый сенсорный опыт и внутренние ощущения, которые, поэтому, не символизированы и не организованы в гештальты структуры самости. В таких ситуациях возникает сильная реальная или потенциальная напряженность.»

Психологическая регуляция состоит в должном усвоении опыта, что эквивалентно телемитскому методу «любви в согласии с Волей», тогда как психологическая нерегулированность представляет собой недостаточную, неверную ассимиляцию опыта, что, в свою очередь, создает психологическое напряжение. Итак, мы видим, что в некоторой мере Телема перекликается и частично соответствует положениям Роджерса, которые составляют основу клиентоцентрированной терапии.

«Всякая любовь – это расширение, всякий эгоцентризм – сокращение. Поэтому любовь является законом жизни. Тот, кто любит, живет, тот, кто эгоистичен, умирает. Так любите ради самой любви, так, как вы дышите ради самой жизни, потому что это закон существования», – Свами Вивекананда.

Перевод Татьяна Кулинич

После объяснения фигур Нюит и Хадита, мы подходим к одному из наиболее известных постулатов Телемы, который взят из третьей строки Книги Закона:

«Каждый мужчина и каждая женщина – это звезда». Это значит, что «все мы свободны, независимы, ярко сияем в своей славе; каждый из нас – целый блистательный мир». Как Солнце в качестве звезды является центром солнечной системы Макрокосма, так и каждый мужчина и женщина понимаются как своеобразные микрокосмические звезды своей собственной солнечной системы. «Звезда – это уникальная единица, она излучает энергию, она движется, она представляет собой конкретную точку в пространстве. Это объект, который обретает целостность в своем отношении с другими звездами. Каждое такое отношение – это Событие, это акт Любви, направляемой Волей». Каждая личность – это «совокупность таких опытов, которая постоянно меняется с каждым новым опытом, оказывающим на нее сознательное или подсознательное влияние».  

С психологической точки зрения данная метафора говорит о том, что мы являемся центром нашего собственного мира, а также «совокупностью опыта», как доказывает нам собственная память. Дальше, как звезды – это объекты, обладающие собственной светимостью, как и мы черпаем силу из самих себя, а не из внешнего ресурса (эта мысль будет раскрыта ниже), и также звезды находятся в постоянном движении под воздействии гравитационного поля, рожденного влиянием бесчисленного количества других звезд и систем.

Телема утверждает, что Хадит – «это пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой звезды». Кроули пишет:

 «Он — ваше сокровеннейшее божественное «Я»; и это вы сами, а не кто-то другой, растворены в непрерывном блаженстве объятий Бесконечной Красоты.» Также и Нюит говорит: «Будь Хадитом, сокровенным средоточием моим, моим сердцем и моим языком!», доказывая, что мы имеем глубоко личностную, интимную связь с божественной природой, что находит свое отображение и в восточных концепциях связи личного духа с Богом, и в западных мистических интуициях, например, Майстера Экхарта или Мигеля де Молиноса:

«Ты должен знать, что твоя душа – Центр, Обитель и Царство Бога!»

В выражении «каждый мужчина и каждая женщина – это звезда» мы заявляем о божественности и независимости каждой личности. Как небесные звезды двигаются по своей уникальной траектории в космическом пространстве, так и каждый индивид имеет свою особую уникальную Волю. На самом деле само слово «Телема» переводится как Воля, именно она является фундаментом телемитской философии. Сказано: «Твори свою Волю – таков да будет весь Закон. Любовь есть Закон, Любовь в соответствии с Волей».

Эти два постулата указывают нам на особую важность в Телеме формулировки «твори свою Волю». Как часто отмечал Кроули, ее значение неверно сводить к выражению «делай, что хочешь», данная фраза представляет собой призыв творить свою «истинную» или «чистую» Волю и ничего больше. Книга Закона провозглашает: «Итак, обо всем, что твое: нет у тебя иного права, кроме как творить волю твою. Поступай так, и никто тебе не скажет «нет».

Итак, мы можем осознать ключевые черты телемитского мировоззрения: каждая личность – это звезда, основной смысл которой – творить свою Волю. В ядре этой звезды Хадит, вокруг нее – бесконечное пространство и возможности Нюит. Мы установили, что каждая личность – центр собственной вселенной, «средоточие, сердце и язык» Божественности, творящая свою волю среди пространства Нюит.

Так как Воля признана столь значимым понятием в Телеме, мы должны разобраться, как именно должен проявлять ее телемит. Книга Закона предлагает следующее описание и условия «чистой» Воли:

«Ибо чистая воля, не укрощенная умыслом, свободная от вожделения к результату, совершенна во всех отношениях.» Соответственно, чтобы Воля была признана чистой, она должна быть:

1. Не укрощенной умыслом

2. Свободной от вожделения к результату

Первое условие может быть рассмотрено с двух позиций. Первая из них, более очевидная, состоит в том, что проявления Воли затрудняются или ослабляются «умыслом», тогда как она не должна сковываться жесткими границами одной цели. Излишне полагающийся на рациональное разум способен стать препятствием для проявления Воли и мы обсудим эту идею в следующих частях. Во-вторых же, эта фраза имеет и непосредственно прямое значение «непривязанности к результату» и «неустанной энергии» при проявлении Воли.

Второе условие для проявления чистой Воли, «быть свободной от вожделения к результату», подчеркивает важность отсутствия привязанности к плодам наших действий. Эта доктрина занимает важное место в восточной практике карма-йоги, где она называется «непривязанность к результатам усилий». В Бхагавад-гите читаем:

«Отказавшись от всех привязанностей, йоги позволяют действовать своему телу, уму, разуму и даже чувствам только ради самоочищения. Душа, непоколебимо преданная Мне, обретает истинный мир и покой, ибо отдает Мне все плоды своего труда. Тому же, кто не находится в союзе со Всевышним, кто движим желанием наслаждаться плодами своего труда, уготовано рабство.»

Соответственно, эта строка из Книги Закона говорит нам о том, что мы должны творить свою «чистую Волю», которая «совершенна во всех отношениях» с неустанной энергией, без привязанности к цели и беспокойства о результатах. Кроули пишет:

«Ты должен (1) Определить, что есть твоя Воля (2) Поступать согласной Ей c

а) однозначностью

b) беспристрастностью

c) спокойствием.

И лишь затем ты будешь в гармонии с Движением Вещей, частью которого является твоя воля, и потому она равна Воле Бога. Но ведь воля — ни что иное, как динамический аспект сущности, и две разные сущности не обладают одинаковой волей, а поскольку твоя воля становится волей Бога, то ты являешься Им.»

В Книге Закона Нюит заявляет: «Взывай ко мне под звездами моими! Любовь есть закон, любовь в согласии с волей.» Кроули объясняет эту строку следующим образом: «Воля есть Закон, но природа этой Воли — Любовь. Однако эта Любовь — так сказать, побочный продукт этой Воли; она не противоречит этой Воле и не подменяет ее собой; и если в какой-либо сложной ситуации между ними возникает мнимое противоречие, то именно Воля выводит нас на верный путь.» Поэтому основный метод или modus operandi Телемы – это Любовь, направляемая Волей, что обозначает ассимиляцию опыта в согласии с Волей.

Важно понимать, что слово «Любовь» в контексте Телемы и Книги Закона понимается особым образом. Это не подразумеваемая большинством сентиментальность или доброта. Кроули пишет: «Посмотри, хотя Книга Закона полна Любви, в ней нет и слова Сентиментальности. Ненависть подобна Любви!», имея в виду, что и ненависть является опытом, заслуживающим нашей интеграции. Это относится и к другим возможным действиям и опытам, любое «Изменение в соответствии с Волей» законно и необходимо. Как объясняет Кроули:

«Каждое событие – это соединение личной монады с одним из возможных для нее опытов» и далее: «Каждое действие или движение представляет собой акт любви, соединение с той или иной частью «Нюит»; каждое такое действие должно быть в согласии с Волей, призванное наполнить, а не разрушить истинную природу существа. Поэтому «любовь» осознается как акт соединения (физическая любовь являет собой соединение на физическом плане и Самадхи – на ментальном) и все возможные опыты понимаются как акты любви в высшем универсальном смысле, «включая опыты, которые могут быть восприняты как разделение».

Сейчас мы можем понять, что фразы «Нет Закона, кроме как творить свою волю» и «Любовь в соответствии с Волей» по существу означают ассимиляцию опыта в согласии с природой индивида. Данная концепция перекликается с так называемыми положениями Карла Роджерса, постулатами, которые легли в основу его клиентоцентрированной терапии. В своем шестом положении он пишет: «Организм имеет одну основную тенденцию и стремление — актуализировать (задействовать), сохранять и укреплять организм как средоточие опыта.» Эти действия по актуализации, сохранению и укреплению организма соответствуют пониманию Любви в Телеме. С точки зрения Книги Закона, одно условие особенно важно: подобные акты любви должны происходить «в соответствии с Волей», то есть в согласии с конкретными обстоятельствами и личной природой индивида (или организма в терминологии Роджерса). Действие «любви в соответствии с Волей» можно перевести на язык психологии как психологическая регуляция. В своем 15 и 16 положении Роджерс пишет:

«Психологическая регуляция существует тогда, когда концепция самости такова, что весь сенсорный опыт и внутренние ощущения организма ассимилированы или могут быть ассимилированы на уровне символизации в совместимые отношения с концепцией самости.

Психологическая неурегулированность проявляется тогда, когда организм не пропускает в сферу сознания значимый сенсорный опыт и внутренние ощущения, которые, поэтому, не символизированы и не организованы в гештальты структуры самости. В таких ситуациях возникает сильная реальная или потенциальная напряженность.»

Психологическая регуляция состоит в должном усвоении опыта, что эквивалентно телемитскому методу «любви в согласии с Волей», тогда как психологическая нерегулированность представляет собой недостаточную, неверную ассимиляцию опыта, что, в свою очередь, создает психологическое напряжение. Итак, мы видим, что в некоторой мере Телема перекликается и частично соответствует положениям Роджерса, которые составляют основу клиентоцентрированной терапии.

«Всякая любовь – это расширение, всякий эгоцентризм – сокращение. Поэтому любовь является законом жизни. Тот, кто любит, живет, тот, кто эгоистичен, умирает. Так любите ради самой любви, так, как вы дышите ради самой жизни, потому что это закон существования», – Свами Вивекананда.

Перевод Татьяна Кулинич