06.07.2013
0

Поделиться

Введение и первичные принципы

Fr. IAO131

Психология Либер Алл

Введение и первичные принципы.

В Книге Закона содержится множество метафизических и духовных утверждений, претендующих на истинность, но в данном эссе мы рассмотрим их исключительно в свете психологии. Следующие цитаты Карла Юнга могут охарактеризовать нашу позицию:

«Религиозная точка зрения всегда выражает определенное психологическое отношение и специфические предрассудки в связи с ним». Соответственно, «психология считает все метафизические заявления и высказывания ментальными явлениями и рассматривает их как утверждения о сознании и его структуре, которые, в конечном счете, происходят из определенных бессознательных предпосылок. Они не рассматриваются как обладающие абсолютной реальностью или способные установить метафизическую истину».

Поэтому многочисленные утверждения Книги Закона сейчас понимаются как такие, что описывают определенные ментальные феномены, или, если выражаться точнее, части психе, от сознательного до глубочайшего бессознательного ее уровня. Так как Книга Закона будет рассмотрена в качестве набора психологических утверждений касательно ментального явления, может показаться, что она полностью субъективна. Однако это не так. Как ученые, занятые изучением физического мира, полагаются на единство проявленной природы, так и психолог опирается на сравнительное единство человеческой психе. Юнг пишет:

«Подобно тому как человеческое тело демонстрирует общую анатомию поверх любых расовых различий, так и психика обладает единым субстратом по ту сторону любых различий в сфере культуры и сознания, субстратом, который я назвал коллективным бессознательным. Эта бессознательная психика, общая для всего человечества, состоит не из осознаваемых содержаний, а из латентных предрасположенностей к известным идентичным реакциям. Факт коллективного бессознательного это просто психическое выражение тождества структур мозга по ту сторону любых расовых различий».

Поэтому мы будем более точны, если опишем Книгу Закона как выражение коллективного бессознательного, пропущенное сквозь призму уникальных особенностей психики Алистера Кроули. Соответственно, мы сможем обнаружить символику, обладающую универсальным значением, которая раскрывается с помощью ряда определенных символов, которые были знакомы сознанию Кроули и нашли отображение в его бессознательном. Если мы сможем понять значение различных терминов и символов в Книге Закона так, как понимал их сам Кроули, смысл или цель их появления из бессознательного в тексте книги также может быть понята. Так мы сможем увидеть, что Телема фактически открывает нам новый психологический взгляд на жизнь.

Базовые принципы:

Для того чтобы сформулировать принципы учения Телемы, мы должны обозначить ее основные положения, которые позволят нам эффективно работать в ее рамках. Принципы бытия в Книге Закона провозглашены в виде дихотомим (что весьма напоминает Даосское учение об инь-ян и западные концепции касательно стихий огня и воды), выраженной в первых строках глав 1 и 2. Это Нюит и Хадит, которые представляют собой бесконечный космос/потенциал и бесконечное движение соответственно. Интересно отметить, что они выражены метафорой («В сфере я — центр (Хадит), что пребывает всюду, она же (Нюит) окружность, которой нет нигде), которая перекликается с почти идентичным постулатом Эмпедокла, озвученным им в 5 столетии до нашей эры.

Нюит это «бесконечность, в которой мы все живем, двигаемся и черпаем источник нашего бытия», «чистая потенциальность любого рода», и она говорит о себе «Я — Бесконечное Пространство и Бесчисленные Звезды в нем». Хадит – совершенно абстрактен, «он не имеет собственной природы, он «тот, с кем происходят все События», он «точка, которая переживает безграничность возможностей в конкретном опыте». Таким образом, мир понимается сотворенным из взаимодополняющих противоположностей, сходных с Материей и Движением, Пространством и Временем, что выражается через символические фигуры Нюит и Хадита. В этом смысле мы можем удостовериться, что Телема утверждает мир, сходный с современным пониманием (пространственно-временной континуум), добавляя к этим идеям символическое и почти личностное измерение. Кроули углубляет наше понимание данного символизма следующей цитатой:

«Проявленный мир происходит из союза Нюит и Хадита; без него немыслимо никакое существование. Это вечное, непрекращающейся брачное торжество является самой природой вещей, поэтому всё существующее это непрерывное воплощение божественного экстаза».

Основной чертой мировоззрения телемита является осознание того, что все явления могут быть объяснены через символизм соития или непрекращающегося брачного торжества этих двух идей, «Бесконечного Пространства» (Нюит) и того, кто проживает ее бесконечное количество возможностей (Хадит), поэтому сама жизнь понимается как «непрерывное воплощение божественного экстаза». Эта точка зрения Телемы, выраженная в идеях Книги Закона, открывает новые перспективы в нашем психологическом понимании радости; темы, которую мы рассмотрим в наших следующих эссе.

В сущности, нами была установлена следующая дихотомия: Тот-кто-воспринимает-происходящее, не имеющий никаких самостоятельных характеристик, назван Хадитом, и Все-события-возможные-для-восприятия, Поле восприятия – Нюит, что представляет собой совершенно приемлемую модель для психологического понимания мира. Это перекликается со сходным утверждением Бхагавад-гиты:

«Все живое в этом мире — движущееся и неподвижное — есть соединение поля деятельности (материи) и знающего поле деятельности (сознания)»

Стоит также отметить сходство данных идей с мыслями психолога Карла Роджерса, который описал свой клиентоцентрированный подход к психотерапии в 1951 году, спустя 4 года после смерти Кроули. Роджерс выделил 19 положений, которые легли в основу его понимания психотерапии, и первый из них гласит:
«Каждый индивид существует в постоянно изменяющемся мире опыта, центром которого он является».

Индивидуальная точка восприятия, Хадит, существует в постоянно изменяющемся поле феноменов, Нюит, центром которого она и есть, как было сказано выше. В 7 положении Роджерс утверждает: «Лучшей точкой опоры для понимания поведения является компетенция самого индивида». Это первые примеры того, как философия Книга Закона сочетается с различными психологическими моделями.

Пер Татьяна Кулинич.