06.08.2013
0

Поделиться

Отмена понятия греха

Frater IAO 131

Психология Liber All

Отмена понятия греха

«Формула этого Закона такова: Поступай согласно своей Воле. Его моральный аспект в теории достаточно прост. Поступать согласно своей Воле не значит «Делать что хочешь», хотя и подразумевает подобную степень свободы. Таким образом, теперь невозможно сказать, что какое-то действие неправильно a priori. Каждый человек имеет право – абсолютное право – исполнить свою Истинную Волю» – Алистер Кроули «Метод Телемы».

В Телеме личности предписывается «Творить свою Волю», и, как мы видели выше, эта Воля рассматривается как чистая и совершенная, творимая с неустанной энергией, свободная от привязанности к результату. Кроме вожделения цели, другое отклонение или покров, скрывающий «чистую Волю» — это конвенциональная мораль и особенно понятие греха. В концепциях иудаизма, ислама и христианства мир рассматривается в рамках добра и зла, где «хорошие» поступки – те, что отвечают предписаниям священной книги, а «злые» — противоположные законам, сформулированным в них. Телема – это философия взгляда на мир, который Ницше бы мог охарактеризовать как ту, что находится вне категорий добра и зла. Не отклоняться от исполнения своей Воли – единственное запрещение, налагаемое Телемой. Фактически, после слов «Твори свою Волю, таков да будет весь Закон», мы читаем: «Слово греха Ограничение».

Кроули лаконично объясняет эту фразу следующим образом: «это универсальное определение Греха или Ошибки. Всё, что связывает Волю, препятствует, отклоняет ее, должно быть признано Грехом». Это совершенно новое понимание этики, где единственным «злом» признается то, что отвращает личность от самой себя, или, точнее, от ее Воли.

С психологической точки зрения, когда личность отклоняется от своих истинных побуждений, возникает конфликт, который известен как невроз. Карл Юнг определяет невротические расстройства как «состоящие преимущественно из отчуждения от своих инстинктов, в отмежевании сознания от первичных основ души. Как правило, когда в душе индивида возникают противоположные «правильным» общественным или религиозным установкам (Супер-Эго Фрейда) действия, мысли, склонности, психика склонна подавлять и предотвращать появление этих негативных элементов в сознании. Хотя подобные мысли (например, совершение гомосексуального акта для христианина) могут не осознаваться личностью, но они способны продолжать оказывать свое влияние в его подсознании. Подавление естественных желаний с целью привести их к соответствию с ожиданиями социума – основа психологического понятия вытеснения.

В Телеме подобные явления воспринимаются такими, как они есть: то есть подавлениями природных склонностей индивида. Поэтому, если единственный закон Телемы состоит в том, чтобы творить свою Волю, искусственное подавление определенных сторон личности ведет к опасному расколу в психике, и соответственно, Воле. Человек, отклоняющийся от своей Воли, создает фундаментальный раскол в себе – множественные воли, которые расходятся и конфликтуют – что является серьезным расщеплением сознания (с его определениями добра и зла) и подсознания, сферы инстинктов. Телема осознает, что любые отклонения от своей уникальной Воли, включая подавления природных инстинктов с целью соответствия искусственным определениям морали в конкретном обществе, приводит к вытеснению, что и является главной причиной невроза. Кроули писал: «Телемиты являются трижды-рожденными, мы принимаем всё таким, как оно есть, без привязанности к результату, без настойчивого стремления подогнать вещи к понятию идеала a priori, без сожаления из-за неудач в этом деле. Поэтому мы способны наслаждаться вещами, их ощущением и происходящим из них восторгом в соответствии с их истинной природой.

Одно из наиболее очевидных применений философии «Слово греха – Ограничение» касается сферы сексуальной морали. В каждой религии есть бесчисленное множество недоказуемых запретов в проявлении сексуальности, особенно женской. Книга Закона не только провозглашает «Каждый мужчина и каждая женщина это Звезда», демонстрируя их сущностное равенство, но идет дальше, произнося: «Также досыта вкушайте любовь по воле своей, когда, где и с кем пожелаете!». Эта строка странным образом оказалась пророческой в предвестии сексуальной революции 1960 годов, почти спустя 50 лет после написания Книги Закона, а также новаторского исследования сексуальности Альфредом Кинси в 1940 годах. С точки зрения телемита больше не существует ограничений, даже в отношениях, выражающих гомосексуальность, мазохизм или содомию, явление может быть признано «неправильным» только если оно противоречит истинной Воле личности. «У нас нет права вмешиваться в проявления сексуальности с позиций a priori».

Кроули пишет, что «Любовь в соответствии с Волей» является законом. Мы отказываемся воспринимать секс как нечто постыдное и унижающее человеческое достоинство, как опасность для души и тела. Мы отказываемся воспринимать это как падение божественного к животному; для нас любовь это средство, благодаря которому инстинктивное, как крылатый сфинкс, вынесет человека наверх, к Дому Богов. Сексуальный инстинкт безжалостно подавлялся в религиях прошлого и осуждался как нечто греховное и примитивное. Телема переворачивает эту идею с ног на голову, освобождая секс от определений постыдного и унизительного, и провозглашает его как естественную человеческую потребность, которую, если это соответствует их Истинной Воле, они должны удовлетворять (без необходимости согласия с неким априорным сводом правил).

Кроули суммирует свое отношение к этому вопросу в следующих словах: «из предыдущих замечаний должно быть абсолютно ясно, что каждый человек имеет абсолютное и неотъемлемое право использовать собственную сексуальность в соответствии с ее истинным характером, и за это он несет ответственность только перед собой».

С психологической точки зрения, это верный путь, ведь «подавление сексуальности ведет к неврозу и является причиной общественных беспокойств». В своих исследованиях Альфред Кинси установил, что «сексуальное желание это базовая, биологическая потребность, которая требует удовлетворения», и «если (мужскому) сексуальному желанию отказано в легитимных способах выражения, оно может найти выход в нелегитимных (изнасилование, педофилия и т.д.)», «подавление сексуальных потребностей может привести к физическим и душевным расстройствам, в особенности, к неврозу у женщин» и «потребность в сексе относится к базовым потребностям организма, сопоставимым с потребностью в пище». В этом смысле, кажется, Телема предоставляет нам подходящую концепцию мировоззрения, где мы можем проявлять свои сексуальные склонности без страха «физических и душевных расстройств», возникающих от их подавления.

В целом, с провозглашением ограничения как греха, Книга Закона утверждает, что все запрещения и подавления Истинной Воли являются единственным злом или грехом. Мы знаем, что «ограничения естественного удовлетворения могут закончиться пристрастием к тайным и опасным заменителям, которые разрушают свою жертву, так как являются искусственными и неестественными отклонениями». Очевидно, что идея ограничений выходит далеко за пределы сексуальной морали, но она имеет наглядные и очевидные последствия именно в сфере сексуальности, поэтому мы остановились на этом вопросе столь подробно.

Действительно, заявления «Твори свою Волю» и «Слово Греха Ограничение» относятся ко всей морали в целом. Цитата в начале этой статьи лаконично и просто объясняет, почему мы больше не можем рассматривать то или иное действие как a priori неправильное. Каждый человек имеет право – и это право абсолютно – следовать своей Истинной Воле. Далее Кроули пишет: «Не существует единых стандартов правильного. Этика – это вздор. Каждая Звезда имеет свою орбиту. К черту «моральные принципы», такой вещи просто не существует». В этом смысле Телема демонстрирует, что единого абсолютного стандарта добра и зла не может быть; есть только относительные стандарты «правильного» и «ошибочного» в отношении природы и обстоятельств конкретной личности – ее личная Воля.

«В сущности, добро и зло – одно и то же и коренятся лишь в нашем сознании. В зависимости от того, каким образом используется та или иная вещь, она может быть «доброй» или «злой». Возьмем для примера свет от этой лампочки. Ее горение позволяет нам видеть окружающее и совершать нашу работу; это один способ использования света. Сейчас, если вы прикоснетесь к ней, появится ожог; это другой способ использования того же света. Поэтому должно быть ясно, что вещь становится хорошей или плохой в зависимости от того, как мы ее используем. Так же и с пороками и добродетелями. Говоря в общем, надлежащее использование способностей нашего ума и тела — это добродетель, а ненадлежащее — порок» — Свами Вивекананда.

перевод Татьяна Кулинич