Перевод

Глава 3. Комментарии

Философский камень

Израиль Регарди

Философский камень

Глава 3 Комментарии

В выборе психологического метода для пояснения Золотого Трактата Гермеса я руководствовался личными предпочтениями. Для Трактата «Шесть Ключей Евдокса» я счел гипнотическую и магическую схему наиболее подходящими. Настоящий же трактат наиболее удачно раскрывается в психологическом ключе, приводя к интересному и значительному материалу. У меня сложилось впечатление, что неизвестный автор создавал свой текст, руководствуясь именно такой точкой зрения. Надежда на то, что в ходе психологической практики могут быть найдены более глубокие темы или больший смысл, чем простое устранение и лечение невротических симптомов побудила меня анализировать и интерпретировать данные тексты. Несмотря на то, что мы можем так ничего значительного и не узнать о конкретных техниках, учению Гермеса присуще нечто значимое и жизненно важное для понимания истинных целей и назначения психотерапии, что оправдывает время и усилия, потраченные на изучение этих областей. В заключение своей наводящей на размышления книги по Алхимии, г-жа Этвуд выразила мнение, что "пороги неведения уже пройдены, и эксперимент нуждается скорее в удостоверении этого, чем в практическом изыскании". Более того, когда такой тепло принятый современный автор в области психологии как Джеральдин Костер настаивает, что Западная психология сегодня нуждается в новом импульсе к более высокой цели, я надеюсь, изучение интригующих Алхимических текстов можно признать способным придать верное направление подобному импульсу.

Когда мы обращаемся к вводным стихам Золотого Трактата, первой на себя обращает внимание предварительная демонстрация основ религиозной или духовной природы делания. Это лейтмотив всего трактата, поднимающий уровень истолкования его предмета значительно выше физического и призывающий ученика рассматривать его с более высокой точки зрения, нежели обычно. Джеральдин Костер в своем исследовании "Йога-сутр" Патанджали обнаруживает не только то, что принятие Бога подразумевает преданность личному божеству в обыденном смысле, но нечто гораздо большее. Терпеливое смирение перед Божьей волей или преклонение, подобно Гермесу, обретающему знание "вдохновением одного лишь сущего Бога, что счел возможным открыть их Своему слуге", подразумевает глубокое принятие всей полноты жизни, не оставляющее места для противоречий. Это предполагает безусловное принятие жизни такой, какая она есть и принятие себя со всеми несовершенствами, сообщая о готовности пожертвовать всеми другими целями ради одной - обретения Философского камня.

3. Первое Вещество Алхимиков - синтез или Квинтэссенция четырех элементов или качеств сухости и влаги, жара и холода. Невозможно усовершенствовать Камень, пока это внутреннее тонкое изящное вещество не познано и затем не подвергнуто разложению так, чтобы его кристаллизация и несжимаемость были сведены к нулю. Цвета отсылают нас к тому факту, что во всех системах оккультного знания различные цвета соотносятся с определенной частью магического алфавита. Обычно элементы символизируют черный и красновато-коричневый цвета, землю - темно-зеленый, голубой - воду, желтый - воздух и красный цвет - огонь. Но в алхимической работе используются иные, возможно более простые соответствия. Последовательность такова: сначала черный, представляющий разложение или гниение Камня, поскольку этот процесс раскрывается первым. Затем белый - его первое очищенное и усовершенствованное состояние. Это сопровождается зеленостью, выражающей незрелость и потенциал полного духовного роста, подобно состоянию Природы в Весне; цвет предвкушения и надежды. Красный следует за зеленым, символизируя полноту роста, расцвета и зрелости; и в заключение - цитрин или желтый, цвет золота и достоинства, являющийся окончательным и желанным результатом.

4. В рассматриваемом тексте Первое Вещество называют Водой. В других текстах его называют "Камнем, что не является ни камнем, ни духом, ни душой и ни телом, что растворится при растворении и сгустится при сгущении; и если заставить его полететь, то он полетит, поскольку летуч и чист подобно слезе".

В нем описаны природа основного вещества алхимиков и его подразделение. Четыре субстанции, о которых идет речь в строках, отсылают нас к элементам Земли, Воздуха, Воды и Огня. "Одну на две" символизирует автоматическое разделение единой магической Сущности Личности на ее полярности мужского и женского, на два полюса положительного и негативного, активного и пассивного, и т.д., на две противоположности, пронизывающие и охватывающие всю природу. Это две крайности, между которыми эго, пребывая в невежественном состоянии, постоянно качается маятником и такую противоположность следует преодолеть в психологическом отношении.

"Три на одну" - данные слова выражают алхимические принципы Соли, Серы, и Меркурия - три типа работы Одного Явления, Истинной Квинтэссенции. Вода, уравновешенная разумом - Меркурий; чувства - Сера; и энергетическое вещество - Соль.

5. Это - мрак и vanitas vanitatis. Дальнейшие завесы используются осознанно, чтобы сбить с толку невежественных и не достойных. Влажность, возможно, обращается к магической Земле, Краснота Меридиана является Огнем, лимонный Seyre(?) – Воздухом, и мышьяк - Водой. Наставление просто называет ингредиенты Камня.

Виноградная лоза Мудрого - это усовершенствованный и очищенный Камень, что перекликается с вводными стихами 15-ой главы Евангелия Св. Иоанна:

Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

Из Виноградной лозы добывается вино, несущее удовольствие человеку. Но это возможно лишь посредством применения к ней разума и навыков, внешних по отношению к ней. Иначе виноградная лоза так и останется виноградной лозой, но не вином. Так, при помощи алхимического разложения и очищения, сырой материал астро-ментальной оболочки очищается, становясь, если можно так выразиться, вином или духом. Примечателен также факт, что Виноградная лоза и вино являются священными в мифологии Вакха. На Каббалистическом Дереве Жизни он соотносится со сферой Тиферет, солнечным центром, источником, соответствующим всем смертным Божествам, что учат бессмертию, воскресению и исцелению. Просветленное и очищенное сознание, что и есть Философский камень, аналогичным образом соотносится с Тиферет и часто называется Augoeid?s - бессмертным солнечным веществом, свадебным одеянием священного писания. Таким образом, Камень – это бессмертие, сознание, возрожденное от смерти, одаренное божественным исцелением.

6. Здесь кратко описывается метод работы. Серебро - небесный символ Астрального, философской Воды, и поэтому Коллективного бессознательного. В каждой системе древней символики Луна обращается к Душе Мира. Первая часть преобразования, представленная уменьшением луны и темными двумя неделями, является процессом разрушения, состоящего в отваривании, разложении, растворении вещества и освобождении его тем самым от всякой примеси. Вторая половина - светлые две недели, вощение Луны, - вторая половина формулы "Solv? et Coagula", являет собой восстановление, сгущение летучего.

8. Серебряная ртуть - это Меркурий, человек в самой глубине своего существа. Это явленный мир души. Другое определение дано Гермесом. Он называет это остаточной Землей; Святой Землей. Здесь присутствует ссылка на Древо к области работы четырех элементов. Другое название для этого - неявленная Дева, животная Душа в ее естественном состоянии. Йесод, верхняя половина седьмой сферы на диаграмме, представляет состояние первого очищения, для которого может использоваться термин Квинтесенция. "Если ты нашел эту серебряную ртуть, что является остатком философской земли после очищения, держи ее в безопасности, поскольку это того достойно". Также примечательно воодушевление Вона: "Если Вы действительно познали Первое Вещество, знайте также наверняка, что Вы обнаружили Святилище Природы. Нет ничего между Вами и ее сокровищами, но есть дверь. И она должна быть открыта".

10. На Древе Жизни есть несколько других Сфер, о которых следует упомянуть. Теперь будет полезно обратиться к диаграмме. Три высшие сферы, названные Высшей Троицей, часто классифицируются вместе как объединение. Эта триада находится под управлением Сефиры Бина, обобщенно представляющей Высшую Троицу. Бина означает Понимание, поскольку глиф Триады скрывает Мудрость и сущность божественного Света. Таким образом, Высшая Троица олицетворяет Дух, так называемый изначальный Свет, скрытый и неизвестный высший Человек в человеке.

Сатурн является одним из астрологических соответствий Бины, и с этой планетой связаны такие понятия как стабильность, мир, мрак, смерть, время, и т.д. Печально известный Стервятник - хищная птица, живущая трупами и отходами, - это специфическая идея или символ, который может быть включен в состав большего абстрактного обобщения Сатурна. Читая «стервятник, громко кричащий на горе ..." мы встречаем постоянно повторяющуюся во всей мистической литературе тему горы. Моисей, Псалмист, возносящий глаза к холмам, получил книги закона на горе Синай. Иисус взошел на гору, чтобы произнести проповедь. Очевидно, это обращение к освещенному, высокому состоянию сознания и к духовным высотам. Это тот внутренний божественный пик, когда, душа, обращенная вовнутрь в размышлении и молитве, извлекает свой собственную основу и источник совершенства.

Помимо того, что Стервятник - птица, раздобывающая мертвую и разлагающуюся материю, представленную в Алхимии разложением Первого Вещества, Стервятник также является и материнским символом. Одно из соответствий Бины - это Великая Мать. Она рождает божественно сформировавшийся Камень после своего пребывания в суррогатном символе, Стервятнике, который является светом и промежутком времени, поедающим (изменяющим) вещество, его сформировавшее. Стервятник в своих путешествиях летит чрезвычайно высоко, он способен двигаться медленно и может показаться подвешенным и неподвижным в воздушном пространстве. Ему также присуще чрезвычайно острое и проницательное зрение, позволяющее чувствовать добычу за многие мили. Для нас это олицетворяет очень чистую и проникающую способность понимания сути, интуитивное постижение и "неподвижный" сияющий Дух.

Поскольку Верховная Троица воспринимается как Свет белого цвета, речь стервятника становится спокойной и чистой. Малькут, вторичное значение седьмой сферы, является остаточной землей и черным, в то время как Верховная Троица предстает самой высокой противоположностью на Древе, будучи той же самой остаточной землей, но приведенной к необыкновенному совершенству - к белизне. "Красный белого" символизирует дальнейшее созревание этого процесса, ведущего к зрелости. Цитрин - цвет золота, совершенного металла, Тиферет, сферы гармонии и равновесия; ни трансцендентного, ни земного, но сочетания обоих, дитя крайностей, интегрированная срединная осознанность, Срединный Путь. Верховная Троица это божественная мудрость и понимание, сама Истина.

11. Ворон, так называемая птица Гермеса, летучая астро-ментальная сущность, способная к длительным полетам воображения и фантазии. Ему не требуются крылья, он сам и есть Воздух.

Из горла рождается голос как средство выражения разума. Речь это логос мысли, выражающий мысль. Оттенок - это экстракт мысли и потому, интеллектуальный фермент, который, в конечном счете, трансформирует сознание. Кроме того горло соответствует Даат, непронумерованному центру Древа, которое проявляется в человека в ходе его развития и повышения осознанности. Своим цветом птица обращается более пристально к тому аспекту души, который является не реализовавшейся животной душой Малькут. Очевидно, что Красный представляет Серу, интенсивность чувства и эмоции "происходящие из него" в процессе восхождения по Древу. "И от его спины чистая Вода" – речь вновь идет об Йесод. Квинтэссенция, вода Мудрости, "вязкая влажность, полученная растворением всех металлов и восстанавливающая их до первоначальной сущность, или воды".

12. Вновь мы видим определение Первого Вещества и Камня, классическое и особенно часто повторяющееся определение. Алхимики считали открытие Первого Вещества крайне значимым, но в тоже время были неспособны или не желали дать абсолютно прозрачные определения его природы, и постоянно стремились отбросить наводящие на размышления намеки. Они были убеждены, что изучение и размышление раскроют эти намеки в материальных идеях.

"Каверны металлов", очевидно, что это обращение к внутренним глубинам Человека, принципам, посредством внешней формы которых металлы извлекаются из минерального царства. По своей сути это превосходный символ Бессознательного.

13. Здесь мы встречаем первые наставления относительно практического характера герметической работы. Первое Вещество, твердое, негибкое состояние сознания, заключенное в свою кристаллизованную оболочку, должно быть подвергнуто жару и кипячению. Этими средствами сухость и кристаллизующие свойства эфирного вещества разрушаются. Остается только эфирная природа основы вещества, лишенная твердых и ограничивающих свойств, что налагает естественное произвольное существование.

Вновь возвращаясь к мисс Костер, мы находим следующий ключ к разгадке значения и значимости нагревания и вскипания:

Природа человеческого бытия стремится приобретать привычки и затвердевать в них, и это справедливо не только тела, но и для разума и эмоций. Выражаясь фигурально, менто-эмоциональная природа имеет тенденцию отвердевать как содержимое старой клееварни. Вещество должно быть приведено к совершенно однородной жидкой консистенции, и преодоление привычной ограниченности сопоставимо с процессом плавления.

Я полагаю, что эта последняя аналогия была бы одобрена алхимическими

авторами, однако, я склоняюсь к тому что, в нашем тексте слово "огонь" скорее используется технически.

Упомянутая ранее Внутренняя Сущность Личности является секретным огнем алхимиков; воздействием огня, которое, как говорят, преобразовывает серебристо-серую субстанцию астрального тела в темный прах, черный Сатурн. Вот главный секрет алхимического искусства. Все преобразования зависят от данной тепловой операции, управляемой Огнем. Мы бесконечно повторяем и акцентируем этот факт. До сих пор ни один текст не давал четкие и прямые указания относительно ее истинной природы или средств воспламенения. Даже используемые символы имеют настолько всеобъемлющую и обобщенную природу, что они не могут привести к чему-либо.

Ранее мы решили, что огонь символизирует динамический характер чувств и эмоций, особенно ввиду поэтической выразительности и повсеместного использования в идиомах и выражениях. С другой стороны, с философской точки зрения, мы могли бы также утверждать, что разум своей остротой, способностью проникать в суть и проливать свет, подобен огню, воспетому алхимиками. Это подразумевало бы, что они были мыслителями и философами в духе схоластиков, восхищающимися софистиками и интеллектуальной словесной игрой. Очевидно, однако, что в понимании этих символов мы продвинулись бы незначительно.

Обращаясь за помощью к области психологического знания, мы сталкиваемся с лабиринтом символов, которые лишь немногими рассматриваются с точки зрения поливания света, в то время как большинство искренне и убежденно верят, что они не имеют конечного значения. Например, фрейдистское истолкование природы котла, огня и печи исключительно с точки зрения сексуальности. Такие объекты как котел или печь представляют женские гениталии. Согласно манере понимания вещей Фрейда, сам жар символизирует сексуальное возбуждения или либидо, определяемое им исключительно с точки зрения сексуального желания. Распространенное сравнение, известное почти каждому, ассоциирует жар с сексуальным желанием. В своих Вводных Лекциях по Психоанализу Фрейд утверждает, что:

«Разжигание огня и все с этим связанное пропитано от начала и до конца сексуальной символикой. Пламя, всегда обозначает мужской половой орган, а очаг или топка чрево матери».

Анализ алхимического текста c такой точки зрения привел бы нас в итоге к заключению что, неизвестный автор осознанно или нет, потакал своей сексуальной фантазии. Следовательно, подробный анализ текста не выявил бы никакого окончательного психологического или практического смысла, а лишь представил бы нам новый набор символов, применимый к половым органам и половому акта, а также инфантильные фантазии относительно их использования. Я готов согласиться, что это возможный способ истолкования. И я прибегал к этому способу, работая с другими алхимическими текстами. В 16-ой главе своего «Древа Жизни» я рассматривал алхимические идеи Печи Алхимиков и Крови Красного Льва как символы полового члена и семенной жидкости. Curcurbite (?) и Клейковина Белого Орла рассматривались в качестве символов женских половых органов и их секреции. Но юношеские фантазии подобного рода не имеют глубокого духовного смысла. Они ничего не сообщают нам о предмете моего наибольшего интереса. Мы не узнаем ничего о практических средствах интегрирования человеческой души, развития ее скрытых способностей, возвышения ее на более высокий уровень функционального и психического действия. Потому я исключаю Фрейдистское истолкование, если только оно не будет серьезно модифицировано и расширено.

Если рассматривать печь как символ женского полового органа, то нам следует не останавливаться, а продолжить и расширить этот ассоциативный ряд, и тогда нам откроются иные значения и глубокий смысл подобных идей. Соотнесение с сексуальностью - действительно имеющая право на существование ассоциация. Она настолько верна, насколько далеко она простирается. Но ее значение значительно расширится при переводе на субъективных уровень, установлении символического соответствия со способностью мечтать и живым воображением, а не только с женщинами и их половыми органами. В зависимости от точки рассмотрения мужчины, женщины связываются с тремя свойствами: Во-первых, их первичное восприятие жизни - эмоциональное; оно всегда выражается через чувства, любовь и эмоции. Во-вторых, они являются объектом сексуального удовлетворения. В-третьих, как матери они представляют источник человеческой жизни. Таким образом, мы установили несколько соответствий для алхимической печи и огня, который она производит. Это представляет нечто, чье действие является порождающим, в нем же можно найти и удовольствие, ему свойственна определенная ассоциация с эмоциональными способностями. Таким образом, можно утверждать, что печь соотносится с Бессознательным. Печь-Бессознательное - это феминный символ, в то время, как огнь-либидо являет собой мускулинный символ. По моему мнению, рассмотрение текста подобным образом приведет к бесконечно большему смыслу и практической ценности. Не следует придерживаться того, что является в действительности подростковой фиксацией и ненаучным ключом к интерпретации символа.

Доктора Юнг, чей подход разительно отличается от узких сексуальных истолкований Фрейда, высказался относительно вопроса символического значения огня в своем труде "Комментарии к Секрету Золотого Цветка". Обращаясь к Китайскому тексту, он отмечает следующее:

«Эти строки содержат своего рода алхимическое наставление относительно метода или способа создания «алмазного тела», о котором также идет речь в нашем тексте. «Нагревание» необходимо; то есть, должна возрасти осознанность, чтобы обитель духа могла быть «освещена». Но не только сознание, сама жизнь должна возвыситься. Подобное объединение составляет «осознанную жизнь». Согласно Хуи Минг Чингу, древние мудрецы знали, как построить мост между сознанием и жизнью, поскольку взращивали и то, и другое. Таким образом, бессмертное тело «выплавлено» и «большое Делание завершено».

15. Здесь следуют дальнейшие наставления касательно Камня, и в ходе размышления раскрываются некоторые аспекты данного вопроса. И вновь мы встречаем методологические указания. Под Парящим в Небесах имеется в виду сознание, то, что называется человеческой душой. Огонь - внутренний воссоздающий компонент, придающий интенсивность чувствам и эмоциям. С другой стороны, Огню также подобна сила острого и проницательного ума, что воспламеняет пепел и спутанные мысли.

На данный момент психологические соответствия представляются достаточно уместными в том русле, которому мы следовали ранее. Говоря обобщенно, ассоциативный полет приведет к Матери и Морю. Мать - источник и основа, от которых мы произошли; та, что дала нам жизнь. Переводя объективный символ на субъективный уровень, идея Матери связана с Бессознательным. Очевидно, что сознание человека более или менее прогрессировало недавно в историческом отношении, его же источник и первооснова - Бессознательное. Сознание происходит из темных творческих плодородных глубин Бессознательного. Бессознательное, как писал Юнг, всегда следует впереди, будучи скрытой системой психического функционирования, передаваемой от поколения к поколению. Сознание, однако, является поздним порождением не сознающей души. Разумеется, попытка объяснить жизни наших предков с точки зрения их поздних потомков показалась бы извращенной; и столь же ошибочно и глупо расценивать бессознательное как производное сознания. К истине гораздо ближе обратное утверждение.

В этом случае психологическую идею Бессознательного следует значительно расширить. Мы идентифицировали Коллективное бессознательное с тем, что в оккультизме называют Anima Mundi. Но даже в магической литературе это понятие воспринимается биполярно, если так можно выразиться. Чтобы объяснить его природу, в дополнение к термину Бессознательное следует использовать термин Сверхсознательное, но не во всей полноте его значения. Оно включает все возвышенные духовные устремления, внутреннюю избирательность, врожденную мудрость и любовь. Эти два принципиальных понятия объединены в общей концепции Бессознательного и понимание этого дает неуязвимость. Но предположение, что сознательное буквально происходит от более низких уровней Anima Mundi было бы ошибочным. Согласно магической философии, оно является самостоятельной производной божественного уровня, соответствующего верховной триаде Духа, Мудрости и Понимания.

Но прежде, чем сознание достигнет Верховной Троицы, оно должно пойти сквозь Аверн. В этом смысл текста. Одновременно сознание и чувства любым образом должны быть погружены в плодоносящее море Бессознательного. Естественно, сперва это проявилось бы разрушительным процессом. Юнг кратко выразил это так:

«Опасность возникает всякий раз, когда узко разграниченное, но очень чистое индивидуальное сознание встречает огромные просторы Коллективного бессознательного. Последнее определенно оказывает расщепляющий эффект на сознание».

Эта разновидность расщепленности, осознанная шизофрения, и есть то, к чему стремятся алхимики на первых шагах. С одной стороны, если сделать это осознанно и сознательно, большая часть опасности минуется. Фактически, это можно сделать, понимая механику бессознательного. И такое понимание, как утверждают психотерапевты, дарует свободу от бессознательных автоматизмов, от навязчивого господства вытесненного в Бессознательное материала, а также от опасностей недостаточности понимания и разграничения.

Основываясь на практическом опыте, алхимики утверждают, что если погружение Парящего в Небесах в Море скрытого внутреннего огня повторяться достаточно часто, то вместо производимой деструкции возникает обновляющее движение духа. Немецкий поэт Холдерлин писал: "Сама опасность порождает спасительную силу".

Добавим, цитируя Юнга еще раз:

«Мы наблюдаем основной закон жизни - enantiodromia - обращение в противоположность; и это, то, что делает возможным воссоединение враждующих половин индивидуальности и тем самым завершает внутреннюю борьбу».

Результат этого возрождения жизни - второе рождение. Элементы сознания или человеческой души и ее движущей силы спонтанно собираются повторно по новому и более высокому принципу. Это новое сознание - результат объединения нескольких элементов сознания, или уровней понимания. Его главная особенность - отсутствие любого твердого барьера или разделения, которое сознание устанавливает перед дверьми Бессознательного. Гармония установлена между человеческой душой и бесконечной жизнью без. Результат - способность естественного витального духа течь свободно во все части и уровни целого сознания, даря здоровье, истинное счастье и целостность.

Алхимики часто цитируют Франциска Бэкона относительно этого закона enantiodromia, следующим образом:

«И если какой-либо искусный служитель должен применить силу к сущности в ее естественном состоянии, и тем подвергнуть ее пытке и изувечить с целью уничтожения, то она напротив, подвергаясь этой странной необходимости, изменяется и трансформируется в странную разновидность форм и явлений; поскольку только сила Творца может уничтожить ее или истинно разрушить; так, пройдя полный круг трансформации и завершая его, она в определенной степени восстановит себя сама в случае продолжения применения к ней силы».

Это самопроизвольное реверсирование духовной жизни, восстановление себя после непрерывных и непрестанных попыток растворить структуру и основу души и есть то, к чему стремились алхимики

17. Усовершенствованное внутреннее тело, вернувшее себя самопроизвольно посредством собственной врожденной динамичной силы, снаружи пылает и сверкает исходящим изнутри светом, подобно алмазу или другому драгоценному камню. В этой связи мне представляется интересным процитировать Алистера Кроули и его описание ауры, являющейся освещенным внутренним телом со своей собственной динамической эманацией:

«Аура должна быть четко очерченной, эластичной, лучистой, радужной, сияющей, блестящей. «Мыльный пузырь стальной бритвы, текущий и светящийся изнутри», такова моя первая попытка описания; и она не плоха, несмотря на свою несообразность».

В Цюрихской школе считается, что развитие этого внутреннего или алмазного тела является автоматическим регулирующим механизмом души, задействованным в ее подготовке к смерти. Юнг утверждал, что такое развитие является "психологически символическим в отношении установки, которая неуязвима к эмоциональным трудностям и глубоким потрясениям; одним словом, оно символизируют сознание, освобожденное от мира. У меня есть причины полагать, что это - естественная подготовка к смерти, начинающаяся в середине жизни. Смерть в психологическом отношении столь же важна, как рождение, и является неотъемлемой частью жизни". И немного позднее, тот же самый психологический механизм обращается к «духовному телу души» ('тонкому телу'), которое обеспечивает непрерывность отделившегося сознания". Как сказано в нашем тексте относительно недавно найденного, но все еще глубоко скрытого камня, - "Это дорога от темноты к свету, из дикой пустыни к безопасному очагу, от троп бедности к свободному и вполне достаточному состоянию".

Это и есть знаменитый Эликсир Жизни, являющий собой освобождение от всякого ограничения со стороны негибкого, спутанного и непроницательного образа мышления. Говорят, он продлевает жизнь - однако, нам не следует понимать это только в физическом смысле. Трюизм некоторых философских систем гласит, что человек не бессмертен в отличие от своей сущности. Его бессмертие как индивидуального сознания достигается путем вещей, требующих преодоления собственной беспомощности и неустанности.

Здесь следует упомянуть некоторые сравнительные философские представления. В особенности, буддистская концепция как противопоставление типичным Западным идеям. В той или иной степени известно, что все школы Буддизма придерживаются положения, что у человека нет никакого отдельного эго или постоянной единицы сознания, что способны существовать после смерти. Данное положение разделяют и Индуистские мыслители, а также некоторые представители Запада. Хотя буддизм и придерживается идеи переселения душ или реинкарнации, тем не менее, объяснение, лежащее в основе или modus operandi значительно отличается от распространенной идеи воплощающего вновь и вновь бессмертного эго. Буддизм утверждает, что человек состоит из различных связок или соединений свойств и качеств. Более того, человек является комбинацией нескольких сознаний, связанных вместе естественным образом для формирования единого целого. Пока человек озабочен своим эго, его восприятие вещей ложно. Уместно будет сравнить эго с восходящим и заходящим солнцем. Эго воспринимается как наблюдающее внешнюю природу и игнорирующее истинную природу вещей, или реальность. Эго ложно, иллюзорно и препятствует восприятию истинного характера действительности и вселенной. Из этой точки зрения следует, что тот источник, откуда исходит это ложное восприятие эго ответственен за несовершенное восприятие жизни, и, таким образом, ответственен за страдание, умственный конфликт и душевную пытку, растворение той упрямой и постоянной ошибочности. Различными средствами, соединение, называемое человеком, погружается в Пустоту. Буддизм наверняка рассматривает Пустоту не как рассеивающую концепцию небытия, а скорее как аналогичную необыкновенному Божеству, Чистому Свету, или абсолютному Сознанию.

Западная точка зрения, однако, существенно отличается. На Западе считается, что эго обладает некой самостоятельной ценностью, что мы индивидуальности, обязанные судьбой иметь дело с практическим миром. Поэтому эгоцентрическая концепция сохранилась, несмотря на все аргументы и усилия в обратную сторону. Нельзя сказать, что наши мыслители не в состоянии понять недостатки, несоответствия и случайные ошибки эго. Напротив, это однозначно признано. Западный религиозный и философский идеал связан с освещением разума Богом, Абсолютом или Всеобщим Духом, стирающим пыль с яркого зеркала разума. Он стремится к избавлению от ложного и наносного, которые мирская цивилизация строит вокруг эго. Он сохраняет Эго как самостоятельный и практичный элемент психики, способный произвольно являть себя по отношению к миру божественным сознанием. "Жизнь и еще больше жизни" - распространенный здесь идеал. И свет, освящающий жизнь через очищенное и проясненное сознание, говоря обобщенно, и есть центр этой системы, - бог и человек, Соединенные в едином существе.

Алхимия и Алхимический идеал в Европе особенно прониклись Западным духом. Суть этого идеала в том, чтобы явить и использовать Камень Мудрости для дальнейшей славы Бога. Превосходство Алхимической над другими Западными системами состоит в обеспечении этого идеала практической схемой действия. Лучезарное тело с очищенным духом и душой, поднятой к королевским духовным высотам; сияющее внутреннее духовное тело, используемое восстановленной душой - вот устремления Алхимии. Никакое конечное растворение не стирает и не поглощает лучезарное тело за счет эго. В обратном случае, это подразумевало бы исчезновение человека.

В начале второго раздела Гермес вновь подчеркивает существенную духовную установку, которая требуется от того, кто решит предпринять эту божественную работу. Если бы Алхимия представляла собой лишь разрушение материальных металлов, такая позиция была бы абсурдной. И, кроме того, наш автор демонстрирует способы, которыми может быть получено познание божественного. В то время, как все алхимики убеждены, что ничего нельзя узнать об алхимическом искусстве, сохраненном Божьей милостью, Гермес утверждает, что внутренний процесс рационален и призывает к постоянному рациональному размышлению. Таким образом, это искусство доступно рациональному постижению, если оно происходит правильным образом и в нем проявляется настойчивость, поскольку проникновение в суть видимого достигается осознанным использованием мрака. Размышление, прежде всего, должно привести к разрешению большой проблемы. Размышление в ходе прилежного исследования длительных наставлений Гермеса, размышление, опирающееся на искренность, преданность, полное принятие жизни и человеческой натуры будет вести далеко, если производится с истинным духовным устремлением. Гермес настаивает, что размышление имеет огромное значение и способно дать упорствующему в нем необходимые подсказки. Именно поэтому он призывает рассмотреть текст так, как будто он принадлежит авторству самого читателя. Таким способом можно идентифицировать себя с замыслом автора и интуитивно постигнуть его цель. Проникнитесь замыслом автора через использованные им фразы и выразительные средства. Исследуйте значение его наставлений и "так позвольте своему сердцу подготовиться" к истине.

2. Знаток сразу проникает в глубины алхимической запутанности. "Ржавчина", очевидно, наносящее вред поверхностное мировоззрение человека, развращающее и разъедающее сознание и его жизненный опыт. Инфантильность, навязчивое поведение, приверженность незрелому способу выражения чувств и мыслей, – это черты, примешивающиеся к свободному росту и выражению души. Не только таким образом, но если эти черты сохраняются и становятся хроническими, серьезными или интенсивными, то появляются психозы, истинная шизофрения и другие формы безумия - ржавчина, разъедающая металл сознания и невольно разлагающая эго.

Поэтому мы должны взять сознание, которое ввиду воздушной летучей природы разума текст называет Парящим Летучим Веществом, и утопить его летучесть. Любопытное использование последней фразы больше всего интригует. Это, кажется, указывает на специфический характер используемого метода. То есть, сознание должно быть утоплено его собственной деятельностью - пока оно летит. Это указало бы на погружение сознания в Море, в "утопающие" точки, своей же собственной интеллектуальной и критической деятельностью. Аналитическая терапия наверняка соответствовала бы этому действию. Некоторые формы размышления функционируют аналогичным способом. Часто в ходе анализа, пациент становится довольно беспокойным и тревожным. Аналитический процесс состоит из беспристрастного критического исследования, памяти, фантазии, чувств и другого содержания сознания, с целью прояснения их происхождения и назначения, и тем самым, оценки их истинного значения. Кроме того содержание Бессознательного сообщается со скрытыми глубинами и являет себя различными способами: во сне или непосредственным восприятием и чувством. Иногда оно проявляться по отношению к объекту психоанализа, когда он немного изучил технологию умственного расслабления, и, фактически, может ослабить свою эмоциональную напряженность, поскольку находится

в опасности затопления сокрушительным изобилием не сознающего образа и воображения, которое воскресает. Весь терапевтический процесс выполняется посредством активного использования сознания, содержание которого исследуется и изменяется, и чьи границы и горизонты восприятия все более и более увеличиваются. Погружая сознание в разъедающее море Бессознательного, отделяет "его от ржавчины, которая все же удерживает его в смерти". Так, эти инфантильные установки и фантазии, нарушающие и разъедающие сознание, видятся такими, каковыми в действительности являются, и в свете восходящего понимания преодолевается ограниченность.

Ментальный конфликт, обычно неосознаваемый, всегда подавляется и приводит к нерешительному действию и потере физического и умственного тона. Нахождение в противоречии неизменно, хотя и не неизбежно. Это результат одностороннего и неуравновешенного отношения к жизни. Оно возникает от давления сознательных точек зрения на чувства и эмоции, или наоборот. Такая установка может привести к внезапной потере либидо. Вся наша деятельность может перестать интересовать и даже стать бессмысленной, а цели, к которым стремились - утратить свою значимость.

Осознаваемый конфликт, однако, имеет другое значение, помимо поверхностного факта, что с осознаваемым конфликтом можно сознательно обращаться. Наш текст, кажется, выражает одобрение конфликту в том случае, когда он взращивается осознанно и намеренно с целью ускорить прекращение его существования. Затем следует новое рождение и выработка интегрированной установки, которая не принадлежит никакому элементу конфликта. Говоря точнее, не то что бы конфликт одобряется сознательно или иначе, но анализ и размышление увеличивают восприятие присутствия конфликта так, истинная степень внутренней борьбы становится полностью понятой. Юнг описал довольно подробно в «Психологических Типах» явление, посредством которого конфликт между парами противоположностей, будучи слишком острым, чтобы выносить его, подвергает сознание затмению. Третья, или более высокая регулирующая точка, рождается неожиданно и является результатом преодоления или выхода из невыносимого душевного положения.

Пока эта борьба продолжается, следует проявлять заботу о том, чтобы сознание не теряло самообладание, не убегало и не нарушались защитные механизмы его самосохранения. Истеричное бегство от одного к другому, от моря, что ниже в "области выше" должно сдерживаться, боль и пытка конфликта приняты и вынесены. Тогда, как гласит текст, истеричные признаки бегства исчезают, и летучий полет истинно воздерживается от полета. Он терпеливо и со стоицизмом, присущим мудрецу, выдерживает ужасную тревожность и угрозу измельчения своего существа. И поступает так, прежде всего из-за его полного принятия себя и конфликта, бушующего внутри.

Довольно очевидный результат. Если объект психоанализа может вынести воздействие на свой внутренний мир, деструкцию привычных точек зрения, устранение излюбленных, но все же отвратительных симптомов и поведения, то он приходит сознательно и самостоятельно к пониманию собственного реализованного существа.

Остальная часть текста сравнительно понятна. Осознанием и принятием обильного содержимого бессознательного, большого вдохновения, мира и силы, увеличивается само сознание. И оно становится подходящим спутником. Душа, таким образом, интегрированная и цельная действительно становится "покоренным владыкой".

3. Из-за узкоспециализированной природы сознания, его преувеличенной независимости, самодовольства и чувства вины, следует барьер, устанавливающийся в душе современного человека между несколькими уровнями сознания. Трактат называет этот барьер постоянной репрессией, "тенью и нечистотой, позволяющими облакам возвышаться над ним, оскверняя его тем и мешая свету". Фактически, среди невротиков очень распространено убеждение, что облака действительно нависают над ними, затемняя их жизни; подобное убеждение произрастает из чувства разобщенности со своей основой и, таким образом, с ярким потоком жизни. Фрейд называет это облако затемнения самокритики и встречного обвинения Суперэго. Оно мешает свободному и адекватному контакту с людьми и явлениями, притупляет мозг, замедляет текущий поток жизни и света, либидо Бессознательного. Луч, я беру его, свет непосредственно сияет в сознании после того, как последнее было отделено от тени или сознательно впитало ее.

Именно из-за психического подавления, "сжатия", о котором говорит Гермес, сознание становится воспаленным и лихорадочным в пределах узких границ и будучи заключенным в них репрессией - газовая краснотой. Они жгут душу, заставляя ее стать беспокойной и замкнутой, неспособной принять и адаптировать себя к жизни и функционировать легко и непринужденно. Репрессия могла бы быть альтернативным словом к используемому Гермесом.

Вода - Бессознательное - использование последнего в его самом широком смысле включает не только сферу инстинктов и эмоций, но также и самую тонкую интуицию и мудрость. Это, так сказать, постоянное место жительства либидо, витальной энергии, огня жизни. Ассоциация воды с огнем кажется любопытной. Она напоминает другие алхимические намеки, такие как "огонь вашей воды". И снова, "Внутри в его (водном) сердце жжет самый чистый адский огонь." Аналогично Золотой Трактат говорит о "воде, которая подобна тлеющий углю, заключившему огонь".

Несомненно, невроз вызывается репрессией некого осознаваемого материала. Уходя в самые глубокие части души, этот материал остается автономной единицей, питаемой либидо и приходящим обратно мощным комплексом идей. Постепенно, посредством ассоциаций последний расширяется. Нервные и физические симптомы расстройства, наряду с навязчивостями, обязаны своим существованием репрессированному комплексному соединению, отказывающемуся в действительности пребывать в Бессознательном мирно и спокойно. Это становится взрывоопасным и угрожающим. И так как оно связалось с другими идеями, безвредными по своей сути, и не требующими репрессии, это комплексное соединение входит в сознание закулисным способом. Такие репрессии мучают и сжимают психику. Ее целостность и чувство защищенности подвергаются нападению. Терапевтический способ освобождения должен посредством установления произошедшего в прошлом и происходящего в настоящем положить конец подавлению того, что должно быть выражено в повседневной жизни. Неосознаваемый материал, освобожденный и принимаемый рационально в сознание, освобождается от своей взрывоопасной тенденции, и таким образом становится, если можно так выразиться, очищенным. Он больше не ищет насильственного выхода.

Встретится с неврозом или репрессией лицом к лицу и таким образом принять их, лишая их ужаса, поднимая их из неосознаваемых слоев психики, где они питались психической энергией, текущей непрерывно из самых глубоких частей существа. Выпущенный из бессознательного, где он черпал жизненные силы, вытесненный материал больше не может воздействовать на сознание навязчивым способом. Он больше не ищет мстительного выражения вне своей нормальной и надлежащей сферы. То есть динамичный стимул Бессознательного освобождается от подавления и газовой красноты, невротических симптомов или беспокойных качеств эго, и "краснота очищена". Симптомы спадают, или иначе возобновляют свою обычную функцию в психической структуре. Она свяжет себя с тобой, лелеющим ее, и обретет приют в тебе".

Объяснение процесса в очищении через понимание. Понять Бессознательное означает сразу же освободиться от его господства.

4. Симптомы спадают посредством использования этого метода принятия Неосознаваемого материала. Психика, восстанавливающая свою целостность и усиленная обширным приростом либидо, поднятого выпущенным материалом, определенно обогащается. Это выражено в том месте, где Гермес использует уподобление коронованному королю, что отдыхает у неистощимого источника жизни, поскольку такова природа Бессознательного и текущей по нему жизненной силы.

5. Это указание относительно составляющих принципов нашей Философской Воды - Бессознательного. Сами элементы требуют стимуляции и очищения прежде, чем подвергнуться восстановлению в новой и усовершенствованной форме. В древних магических системах инициирования кандидат должен был пройти через так называемое элементное инициирование. Духи элементов призывались четырьмя различными обрядами, каждый из которых касался определенного элемента. И воздействие их силы на душу кандидата очищало его, пробуждая в пределах психической сферы скрытую способность, соответствующую природе элемента. Истинная сила элемента также передавалась внутренней астральной форме, которая уплотняется ритуальной системой. Но я буду рассматривать ритуальный аспект подробнее в более поздней главе.

«Обратите элементы» говорит Арнальдус де Вильянова" и «Вы должны иметь то, что желаете.» И г-жа Этвуд уточняет, добавляя: «Разделите вещество на его основные элементы и соедините их в гармоничной пропорции.» Юнг пишет в «Секрете Золотого Цветка»:

«Без сомнения, также, вопрос создания противоположностей сознательного (преобразования) означает воссоединение с законами жизни, представленными в бессознательном и выраженными в Китайском понимании осуществления Tao (сознательного способа объединения).»

Я полагаю, что фраза, "восстанови ее до первоначального свойства ", очень значима по следующей причине. На Каббалистическое Древо Жизни, к которому мы часто обращаемся, можно взглянуть с нескольких сторон. Один из самых простых методов классификации - соотнесение с элементами. То есть Кетер, как полагают, представляет Воздух, Хокма - Огонь, и Бина - Воду. Эти три сферы составляют первую и самую важную триаду. Считается, что эта триада отражает себя вниз так, чтобы элементы создали своего рода перекрещивающуюся структуру. Таким образом, у нас есть Хесед, отражающая Воду Бины, Гебура, отражающая Огонь Хокмы и Тиферет, отражающая Воздух Кетер вниз на Средний Столб. Так заканчивается вторая триада, которая снова отражает себя вниз зеркально. Нецах отражает Огонь Гебуры, Ход Воду Хесед, и Йесод Воздух Тиферет. Далее появляется третья триада, которая отражает себя и творит новый элемент, сочетание и основу всех других, Землю, представленную Малькут. Таким образом, при помощи самого простого средства классификации вся вселенная и человек могут быть осмыслены с точки зрения действия этих четырех элементов.

Идея возвращения элементов в их изначальное состояние становится сравнительно понятной при рассмотрении вышеизложенной схемы. Восхождение ясно упомянуто. Духовная энергия, проявление жизненной силы через Бессознательное должны постепенно возвращаться в свое первоначальное состояние до тех пор, пока мы не достигнем их первоисточника или очень высокой степени выраженности. Возможность восхождения аналогично признанна в Психотерапии. Так, если энергия и внимание тратятся впустую в ходе реализации непродуктивных и антиобщественных привычек, то, посредством взращивания более созидательных и социально полезных привычек, прежняя дурная привычка может быть устранена отклонением животворящей силы от ее канала. Однако, магическая точка зрения простирается глубже и вселяет большую надежду на истинную полноценность.

8. Яйцо философов обращается к ауре, яйцевидной эманации, исходящей из и окружающей астро-ментальной оболочки. Именно эта оболочка является предметом работы. Когда она совершенна, то сияет и сверкает подобно самым ярким драгоценным камням.

11 и 12. Эти строки особенно интересны в свете исследования, предпринятого доктором Юнгом и разработанной им терминологии. Здесь я сошлюсь на его понятия Анимы и Анимуса как компонентов личности. Говоря о мускулинном, являющимся "небесами женственности", Гермес обращается к тому, что Юнг рассматривает как Анимус. Это - идеальное основополагающее действующее лицо в психике женщины, как и Анима в психике мужчины. Он утверждает: "Мышление составляет 'душу', или лучше сказать анимус женщины... (он) состоит из низших суждений, или, выражаясь точнее, мнений... (он) состоит из множества предвзятых мнений... (это) - низший логос, карикатура дифференцированного разума."

"Женственность - это земля мужественности" без сомнения, соответствует аниме. "Эмоциональный характер человека (его низшая, не высшая функция, не его разум) соответствует сознательной природе женщины." Поэтому, земля - это место, где, его сознательная психика может функционировать. Аниму Юнг далее определяет "как образ, или архетип, или как результант всего опыта мужчины, связанного с женщиной..." , что представляет эмоциональный и чувствующий аспект его психики. "Я определил аниму в человеке", продолжает он, - "как персонификацию бессознательного вообще, и потому использовал ее в качестве моста к бессознательному, то есть, функции отношения к бессознательному." См. также две больших цветных диаграммы в первом издании «Золотого Рассвета», которые расширяют эти понятия.

13. Огромное количество материала существует в ранней психоаналитической литературе касаемо предмета и значения Дракона. Многое из этого хорошо синтезируется в Психологии Бессознательного Юнгом. Кратко можно сказать, что Дракон обращается к инстинктам, к неприрученному либидо. Мы уже определили либидо не как одно только сексуальное желание, как того требует фрейдисты, но как суммарный итог всей психической энергии, жизненной силы, особенной для всякого организма. Неприрученное либидо поэтому представило бы ту часть психической энергии, которая еще не была распознана и, следовательно, не использовалась сознанием. И в результате остается в сыром, неразработанном, неиспользуемом и неприрученном состоянии. Если добавить сюда психическое состояние страха и беспокойства, отравляющее эту энергию, то она становится источником реальной опасности для человека. Ничего нельзя поделать с постоянно возникающей психической проекцией, некой данностью, которую неразвитая психика может подавить или приложить неистовые усилия, что убежать от нее или обойтись с ней каким-то иным способом.

Все примитивные и архаичные понятия дьявола, сатаны, зла, и т.д., представляют именно такую спроектированную или воплощенную психическую энергию, которая не была ни признана, ни включена в рамки эго. Невежество относительно ее истинного характера дает начало дальнейшему страху, и эта эмоция наделяет психический объект неисчислимыми качествами и предикатами, порожденными фантазией. Дракон, представляющий именно такое проектирование пугающего, будучи дикой психическая энергией и содержанием, символически выражает инстинктивную природу. Он представляет огромную силу и динамичную энергию, эмоциональные двигатели и убеждения, которые являются фундаментом всего сознательного развития. Принятый, и тем открывающий возможность для развития и использования, он оборачивается дрессируемым и верным зверем, которого психика может оседлать и продолжить свое развитие.

Один алхимический комментатор определяет дракона как "своевольный дух, который внешне исходит из природы посредством падения в генерацию". То есть, говоря кратко, инстинктивная жизнь отделяется от высших интеллектуальные способностей.

В другом тексте «Coelum Terrae» Томаса Вона, представленного в Третьей Книге из этой работы, есть описание природы Дракона:

«Я - ядовитый дракон, являющий себя всюду и не несущий ничего. Моя вода и огонь растворяются и соединяются. Из моего тела вы должны извлечь Зеленый цвет и Красного Льва; но если Вы точно не знаете меня, Вы слабеете, мой огонь разрушает ваши пять чувств. Самый пагубный, стремительный яд, разрушивший многих, исходит из моих ноздрей. Отделите потому грубое от тонкого искусственно, если вас в действительности не восхищает чрезвычайная скудность. Я даю вам способности и мужественной и женственной природы, силы и неба и земли вместе взятые. Тайны мастерства обращения со мной должны быть исполнены великодушно и с большой храбростью; сделайте так, чтобы я преодолел интенсивность огня. В этой попытке многие потеряли и свой труд, и свое вещество. Я - яйцо Природы, известной только мудрому, тому, кто праведен и умерен, кто извлекает из меня немного мира. Я был предназначен Всемогущим богом для человека, но, хотя многие и желают меня, я даюсь лишь немногим, чтобы они смогли освободиться от скудности моими сокровищами и не утвердили свой разум в тленном золоте. Меня называют философским Меркурием; мой муж - философское золото. Я - старый дракон, который присутствует повсюду на лице земли. Я - отец и мать, юное и древнее, слабое и все же самое прочное, жизнь и смерть, видимое и невидимое, твердое и мягкое, спускающееся на землю, и возносящееся к небесам, наивысшее и наинизшее, легкое и тяжелое. Во мне назначение Природы часто оборачивается - в цвет, число, вес и меру. Во мне есть свет Природы; я и темное и светлое; я возникаю из земли, и я выхожу из неба; я известен и все же ничем не являюсь; все цвета сияют во мне и всех металлах лучами солнца. Я - Карбункул Солнца, самой благородной очищенной земли, с помощью которой вы можете обратить медь, железо и олово в самое чистое золото.

Наш настоящий текст утверждает, что все принципы человека осквернены драконом - беспокойством и погруженным в страх Бессознательным. Инстинктивное выражение в основе индивидуальной жизни отчетливо ядовито и опасно, если плохо понимаемо. Очевидно, что каждая попытка классифицировать такое положение должна быть осуществлена с точки зрения зла и черноты. Следовательно, чернота оскверняет характер человека, пока он остается под воздействием несознающей психики и пребывает во власти ее импульсов, которые в любом случае из-за репрессии и спутанности мышления и чувств, являются ложными и ошибочными. Даже разум, рациональный и логичный, как это может казаться, не свободен от такого загрязнения. Его особенности и "правильные" методы мышления, его интеллектуальные склонности, окрашены и навязчиво мотивируются эмоциональными репрессиями. Как отмечает Гермес, "Тем(чернотой) он (дракон) взошел на воздух", - воздух, являющийся элементом, представляющим интеллектуальную и рациональную жизнь. Пока преобладает это неправедное положение, человек буден заблуждаться относительно истинной сущности вселенной и его собственных внутренних возможностей. Это препятствует пониманию им своей судьбы и интегрированию. Эта бесконечная тенденция к шизофрении - как раз и есть то, что делает его смертным и неспособным к осознанному и божественному проживанию своих собственных высоких духовных целей вне физической смерти.

Следовательно, наш текст дает указания на этот счет. Растворение всей эмоциональной и умственной природы должно быть достигнуто прежде, чем мы сможем продолжить движение. Колеблющийся пар должен быть удален из Воды, из Меркурия Философа, который является внутренним интеллектом, прежде, чем последний сможет чувствовать жизнь ясно и точно. Масляный оттенок надлежит очистить от Черноты - эмоции необходимо очистить после принятия их существования. Тогда они могут сиять дальше в повседневной жизни, будучи огнем жизни. Смерть умирает от осадка, посредством подобных превращений. Как только эмоциональный и чувствующий принцип функционируют чисто и самостоятельно, восприимчивость и функциональность разума увеличены уходом от автоматического эмоционального и инстинктивного принуждения; тогда их оболочка также подвергается превращению. Мы знаем, какие серьезные изменения могут быть вызваны в физическом теле неврозом и репрессией. Мы также знаем, как уходят функциональные, органические болезни и невротические симптомы в ходе психотерапевтической работы. Сколько еще не должно эфирное одеяние души реагировать на более совершенно функционирующую психику? Такова награда, обещанная Золотым Трактатом.

14. Здесь идет речь о маслах и сере. Станьте одновременно и эмоциональной жизнью и либидо, что приводит ее в движение. Один комментатор здесь замечает, что "Познание секретной серы, и как подготовка и использование ее в работе, включает целую технологию совершенствования. Она пробуждает и силу, и эффективность и очистителя вещества; следовательно, Гермес называет его Преобразователем, чрезвычайно выделяя Рациональный Фермент". Здесь наш комментатор предпочитает рассматривать Серу как умственный, а не эмоциональный принцип.

17. Камень - интегрированный и усовершенствованный разум, функционирующий легко и беспрепятственно в недавно созданной эфирной оболочке. Вполне очевидно, он составлен из различных элементов и т.д. Но чтобы произвести Философский камень, элементы, обнаруженные в своем естественном состоянии в естественном неосвещенном человеке, должны быть подвергнуты разделению, разъединению и деструкции. Что касается элементов окружающего мира, они сложны настолько же, насколько и просты. Нет никакой воды, которая являлась бы лишь водой; никакого огня, который был бы только огнем, или еще какого либо известного земного элемента, который был полным или единственным самим по себе; никакой газ не полон сам по себе, потому все элементы этого мира являются составными, смертными и, согласно подразделению, подмешанными и смешанными. После деления и разъединения их, становится возможным соединить их повторно по полностью обновленному принципу с целью дальнейшего развития человека.

18. Измельчение свершилось, и это - освобожденный разум, объединенный со своей душой, формирующий цельную и воссоединенную психику, которая является ключом к восстановлению. Новое небо и новая земля. Неудивительно, что Гермес подчеркивает достоинства этой воды исцеления! Восстановленная душа действительно обладает силой исцелять и спасать; разум очищенный анализом, ведающий свою истинную основу, укрепляется объединяясь со своей душой и наполняется течением пробужденного витального духа, либидо. Вот ключи Мудрости.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

алхимия

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"