Перевод

Глава 6. Шесть Ключей Евдокса, трактат, открывающий наиболее тайную часть Философии

Философский камень

Израиль Регарди

Философский камень

Глава 6

Шесть Ключей Евдокса, трактаn, открывающий наиболее тайную часть Философии.*

ПЕРВЫЙ КЛЮЧ

1. Первый Ключ - то, что открывает темные тюрьмы, в которых сокрыта Сера: это - он, знающий как извлечь семя из тела и формирующий Камень философов соединением духа с телом - серы с ртутью.

2. Гермес очевидно продемонстрировал операции, производимые этим Первым Ключом словами: В пещерах металлов скрыт Камень, который является почтенным, ярким в цвете, возвышенным умом, и открытым морем.

3. Этот Камень ярко сверкает: он содержит Дух возвышенного первоисточника; это - Море Мудрых, в котором они удят свою таинственную Рыбу.

4. Но три операции имеют много аналогий, подобных друг другу, и философы действительно умышленно говорят в сомнительных выражениях для того, чтобы те, что не имеют глаз Рыси, направились по ложному следу и потерялись в лабиринте, откуда очень трудно выйти. В действительности, когда некто предполагает, что они говорят об одной работе, они часто рассматривают другую.

5. Примите это во внимание, чтобы не быть обманутыми здесь; поскольку это - правда, что в каждой работе Мудрый Искусник должен разъединить тело с духом; он должен отрезать голову Ворона, обелить Черное и оживить Белое; все же, Первая операция заключается в том, что Мудрый Искусник отрезает голову Черного Дракона и Ворона.

6. Следовательно, Гермес говорит: "В рожденном от Ворона берет начало Искусство". Под этим следует понимать, что отделением черного, грязного и зловонного пара Самого Черного формируется наш звездный, белый и великолепный Камень, содержащий в своих венах кровь Пеликана. Такова Первая Очистка Камня, и работа первой ключа завершается этой сияющей белизной.

ВТОРОЙ КЛЮЧ

1. Второй Ключ растворяет состав Камня и начинает разделение Элементов философским путем: разделение элементов не происходит, но тонкие и чистые части поднимаются выше грубых и земных частей.

2. Ведающий, как возвысить Камень философски, справедливо заслуживает звания мыслителя, так как он знает Огонь Мудрого, единственный инструмент, способный осуществить это возвышение. Ни один мыслитель никогда не показывал открыто этот Тайный Огонь и мощный преобразователь, творящий все чудеса Искусства: он не должен понимать его и знать характеристики, посредством которых его можно было бы описать, но должен лишь молиться Богу о прояснении; поскольку знание этой большой Тайны - скорее подарок Небес, чем Свет, приобретенный естественной силой рассуждения; однако ему следует прочитать труды мыслителей; размышлять; и прежде всего молиться, нет никакой трудности, которая в итоге не может прояснится Работой, Размышлением и Молитвой.

3. Без возвышения Камня, преобразования Элементов и извлечения Основ невозможно; и это преобразование, которое создает Воду Земли, Воздух Воды и Огонь Воздуха, является единственным путем, посредством чего подготавливается наш Меркурий.

4. Познайте, что Тайный Огонь, растворяет Камень естественно и без насилия и заставляет его растворится Водой в большом море Мудрости дистилляцией, творящейся лучами Солнца и Луны.

5. Именно таким образом, Камень, согласно Гермесу, являющийся виноградной лозой Мудрого, становится их Вином, что операциями Искусства, производит их очищенную Воду Жизни и их самый острый Уксус. Элементы Камня не могут быть растворены, но их Природа становятся Божественной; прекрасное растворение также еще не может быть осуществлено, но после пропорционального выравнивания и гниения завершается операция Второго Ключа Первой Работы.

*

Этот текст я привел из книги г-жи Этвуд. Она взяла его из книги "The Hermetical Triumph" A. T. Limojonde St. Didier. Последний был переведен с французского на английский язык в 1723 г. Г-жа Этвуд в некоторой степени изменила некоторые формулировки. Я вновь ввел нумерацию строф из соображений удобства.

ТРЕТИЙ КЛЮЧ

1. Третий Ключ представляет собой более длительный ход преобразований, чем все остальные вместе. Философы говорили очень мало о нем, видя, что Совершенство нашего Меркурия зависит от этого; самые искренние, даже Артефиус, Тревизан и Фламель, передали в тишине Подготовку нашего Меркурия, и едва ли можно найти того, кто не притворялся, вместо того, чтобы показать самую долгую и самую важную из операций нашей Практики. Чтобы протянуть вам руку на этой части пути, которую Вы должны пойти, и где из-за отсутствия Света невозможно увидеть истинную дорогу, я более, чем другие остановлюсь на этом Третьем Ключе; или, по крайней мере, я буду придерживаться той последовательности, что другие рассматривали настолько смутно, что без вдохновения Небес, или без помощи верного друга, всякий, несомненно, останется в этом лабиринте, не имея возможности найти счастливое освобождение из него.

2. Я уверен, что вы, истинные Сыновья Науки, получите очень большое удовлетворение в объяснении этих скрытых Тайн, касающихся разделения и очищения Основ нашего Меркурия, сотворенного совершенным растворением и возвышением тела из его природы, близкого союза души с его телом, где Дух - единственное связующее этого соединения.

3. Это - Намерение и ключевой момент Операций Ключа, который заканчивается образованием нового вещества, бесконечно более благородного, чем Первое.

4. После того, как Мудрый Искусник заставил родник живой воды течь из камня, возделал виноградную лозу философов и сделал их вино, он должен заметить, что в этом гомогенном веществе, которое появляется в форме Воды есть три различных вещества и три естественных основы тел - Соль, Сера и Меркурий - они являются духом, душой и телом; и хотя они кажутся чистыми и совершенным образом объединенными вместе, еще потребуются преобразования; поскольку, когда дистилляцией мы получаем Воду, которая является душой и духом, Тело остается на днище сосуда, как мертвая, черная, и мутная земля, которую, однако, не следует презирать; поскольку в нашем предмете нет ничего, что не хорошо.

5. Мыслитель Иоанн Понтанус, возражает, говоря, что излишества Камня преобразованы в истинную сущность, и тот, кто предлагает отделять что-либо от нашего предмета, ничего не знает о философии; все, что является лишним, грязным, мутным - в гармонии, весь состав сотворен совершенным действием нашего Огня.

6. Этот совет открывает глаза тех, кто, намереваясь сделать правильную очистку Элементов и Основ, убеждает себя, что они должны лишь взять утонченное и отбросить грубое. Но Гермес говорит, что его сила не будет всеобъемлющей до тех пор, пока он не будет превращен в землю; каждый из сыновей науки осведомлен, что Огонь и Сера скрыты в центре Земли, и что он должен вымыть ее вместе с ее духом, чтобы извлечь из нее Неподвижную Соль, являющуюся Кровью нашего Камня. Это - ключевая Тайна операции, которая не завершается до окончания подходящего вываривания и медленной дистилляции.

7. Вы знаете, что ничто не более не противоположно, чем огонь и вода; но Мудрый Искусник должен заключить мир между врагами, которые, несомненно, сильно любят друг друга. Космополит сказал об этом несколько слов: «Все вещества, будучи очищенными, легко делают Огонь и Воду Друзьями в своей земле, что поднялась с ними. Будьте потому внимательны к этому вопросу; увлажняйте землю часто ее водой, и получите то, что ищете». Разве тело не должно быть растворено водой и проникнуть в Землю своей Влажностью, чтобы стать пригодным для преобразования? Согласно философам, Дух - Ева, Тело - Адам; они должны быть объединены для воспроизведения своего вида. Гермес говорит то же самое другими словами: "Поскольку Вода - самая сильная Природа, которая преодолевает и побуждает неподвижную Природу в Теле, то есть, радуется ему".

8. В действительности, эти две субстанции схожей природы, но различных полов, поднимаются равнодушно вместе, покидают, но немного остаются на днище их сосуда; так, чтобы душа, дух, и тело, после правильной очистки, становились, наконец, неразрывно объединенными более благородной и более прекрасной Формой, чем это было прежде и столь же отличающимися от своей первичной жидкой Формы, как спирт Вина, должным образом очищенный и приводимый в действие его солью отличается от субстанции вина, откуда он был извлечен; это сравнение не только очень подходящее, но кроме того, оно дает сыновьям науки точное понимание операций Третьего Ключа.

9. Наша Вода - живой Источник, текущий из Камня естественным чудом нашей философии. Первичнее всего - вода, проистекающая из этого Камня. Именно Гермес провозгласил эту великую Истину. Он признает, далее, что эта вода - основной принцип нашего Искусства.

10. Мыслители дают ему много имен; иногда они называют его вином, иногда водой жизни, иногда уксусом, иногда маслом, согласно различным степеням Подготовки, или согласно разнообразным эффектам, которые оно способно произвести.

11. Все же я сообщаю, что его надлежит называть Уксусом Мудрого и при дистилляции этой Божественной Жидкости происходит тоже, что и с обычным уксусом; вы можете следовательно усвоить правило: сперва поднимаются вода и муть; маслянистое вещество, в котором состоит действенность воды, прибывает последним и т.д.

12. Поэтому необходимо растворить тело полностью, чтобы извлечь всю его влажность, которая содержит драгоценный фермент, серу, тот бальзам Природы и замечательную мазь, без которой Вы не увидите в вашем сосуде черноту, так желаемую всеми философами. Преобразуйте затем весь состав в воду и сотворите прекрасный союз летучего с неподвижным; предписание Старших, заслуживающее внимания заключается в том, что самый высокий пар должен быть уменьшен до самого низкого; поскольку божественная вода спускается с небес, приковывает душу к ее телу, которое, наконец, оживает.

13. Бальзам Жизни скрыт в этом грязном осадке, вы должны омывать его небесной водой, пока не удалите черноту прочь, и затем вашу Воду надлежит оживить этой Пламенной Сущностью, что творит все чудеса нашего Искусства.

14. Но, далее, чтобы вы не заблуждались относительно определения Состава, я скажу вам, что у философов есть два вида составов. Первым является состав Природы, о котором я говорил в Первом Ключе; поскольку сама Природа творит его непостижимым для Искусника образом, он же, в действительности, лишь протягивает руку Природе посредством применения внешних объектов, и в итоге чего она производит этот великолепный состав.

15. Вторым является состав Искусства; это - Мудрец, который делает его тайным союзом летучего с изменчивым, совершенным образом соединенным со всем благоразумием, которое не может быть обретено, но огнями глубокого размышления.

16. Состав Искусства - в целом не тождественен ни во Второй, ни в Третьей Работе; все же это всегда - Искусник, который совершает ее. Гебер определяет его как смесь Серебренной ртути и Серы, то есть летучего и неподвижного; которые, действуя на друг друга, выпарены и обездвижены в совершенную Неподвижность. Посмотрите на Природу; Вы видите, что земля никогда не произведет фрукты, не будучи увлажненной, и что влажность всегда оставалась бы бесплодной, если бы не сохранялась и не поглощалась сухотой земли.

17. Так, вы не будете успешны в Искусстве, если в первой работе не очистите Змею, порожденную Слизью земли; если вы не обелите этот грязный и черный осадок, чтобы извлечь из него белую серу, являющуюся Нашатырем Мудрого и их Целомудренной Дианой, омывающей себя в купальне; и вся эта тайна - всего лишь добыча неподвижной соли нашего состава, в котором состоит вся энергия нашего Меркурия.

18. Вода, которая поднимается дистилляцией, несет с собой часть этой пламенной соли, так многократное обливание тела водой пропитывает, обогащает, оплодотворяет наш Меркурий и делает его неподвижным, завершая вторую Работу.

19. Нельзя лучше объяснить эту Истину, чем словами Гермеса:

«Когда я видел, что вода постепенно становилась более густой и более плотной, я радовался, поскольку определенно знал, что должен найти то, что искал».

Небезосновательно философы называют эту вязкую Жидкость Едкой Водой.

Ее избыточная едкость - в действительности истинный характер ее достоинства, и чем больше вы очищаете ее, чем больше Вы работаете над ней, тем больше достоинства она приобретает. Ее называли Водой Жизни, потому что она оживляет металлы; но ее надлежит называть великим Лунарием из-за ее сияния....

20. Так как я говорю только с вами, истинными учениками Гермеса, я раскрою одну тайну, которую вы не найдете целиком в книгах философов. Некоторые из них говорят, что из их жидкости они делают две Ртути - одну Белую и другую Красную; Фламель остановился подробно на том, что нужно использовать лимонный Меркурий, чтобы Пропитать Красную; предупреждая Сыновей Искусства не обмануться в этом вопросе, как это случилось с ним, пока Иудей не сообщил ему истину.

21. Другие учили, что Белый Меркурий - купальня Луны, и что Красный Меркурий - купальня Солнца. Но нет ни одного, кто был бы готов отчетливо показать Сыновьям Науки способы, которыми они могут получить эти две ртути. Если вы хорошо схватываете мои слова, то кое-что уже должно было проясниться.

22. Лунарий - Белый Меркурий, самый острый Уксус это Красный Меркурий; но лучше, ограничить эти две ртути, накормите их плотью их собственных разновидностей - кровью невинных, горла которых перерезаны; то есть духи тел – Купальня, где Солнце и Луна омывают друг друга.

23. Я раскрыл вам большую тайну, если вы хорошо ее обдумали; философы говорили об этом важном момент очень поверхностно. Космополит очень остроумно упомянул в своей изобретательной аллегории, говоря об очистке Меркурия: «Это будет сделано - говорит он, если вы дадите проглотить наше золото и серебро старику так, чтобы он смог употребить их наконец умереть в огне». Он завершает описание всего процесса приготовления такими словами: «Позвольте его праху успокоится в воде; кипятите ее сколько потребуется, и в ваших руках появится лекарство, излечивающее проказу. Вы должны знать, что Наш Старик - наш Меркурий; это имя действительно подходит ему, потому что Он - первое вещество всех металлов». Как продолжает тот же автор, Меркурий их вода, и его он также называет сталью и естественным магнитом; добавляя для большей убедительности к тому, что я собираюсь раскрыть вам, что если золото соединяется с ним одиннадцать раз, оно сеет свое семя и истощается почти до смерти; но Металлы оплодотворяются и порождают сына, более великолепного, чем Отец.

24. Созерцайте большую Тайну, которую я открываю Вам без загадки; это - тайна двух ртутей, содержащих два оттенка. Держите их отдельно и не путайте их разновидности, из страха они способны породить чудовищного Потомка.

25. Я не только говорю с вами более понятно, чем какой-либо философ прежде, но я также показываю вам наиболее существенный момент Практики; если Вы размышляете над этим и утруждаете себя пониманием его должным образом; но прежде всего, если Вы работаете в согласии с тем светом, что я даю вам, вы можете получить то, что ищете.

26. И если вы приходите к другим знаниям путем, что я указал вам. Я уверен, что вы едва достигнете своего понимания, только читая философов. Поэтому отчаяние пустоты ищет источник Жидкости Мудрецов, который содержит все, что необходимо для работы; это скрыто под Камнем - обожгите его Краснотой Магического Огня и выйдет чистый фонтан; затем сделайте, как я продемонстрировал - подготовьте купальню Короля кровью Невинных, и у Вас будет оживленный Меркурий мудрого, никогда не теряющий своего достоинства, если вы сохраняете его в плотно закрытом сосуде.

27. Гермес говорит, что между очищенными телами и духамт присутствует такая симпатия, что они никогда не оставляют друг друга, покуда объединены вместе: потому что этот союз напоминает союз души с возвышенным телом; после которого, как Фейт говорит нам, больше не должно быть разделения или смерти; потому что духи желают пребывать в очищенных телах и, находясь в них, они оживляют и живут в них.

28. Таким образом, вы можете наблюдать достоинства этой драгоценной жидкости, которой философы дали более тысячи различных имен; она являет собой великий Универсальный Растворитель, полностью растворяющий металлы - истинная постоянная вода, что после растворения неразрывно объединяет их, увеличивая их вес и оттенок.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛЮЧ

Четвертый Ключ Искусства - вход во Вторую Работу (и частичное повторение, а также развитие предшествующего) - то, что низводит нашу Воду в Землю; в мире есть всего лишь эта единственная Вода, которая одним лишь кипением может быть преобразована в Землю, потому что Меркурий Мудрого несет в своем центре свою собственную Серу, сгущающую его. Помещение Духа в Землю - единственная операция этой работы. Кипятите их с терпением; если вы продолжите надлежащим образом, вам не придется ждать долго признаков этой коагуляции; и если они не появятся своевременно, то не появятся никогда; потому что это - бесспорный знак того, что вы потерпели неудачу в некотором существенном моменте в ходе предшествующих операций; поскольку, чтобы воплотить Дух, являющийся нашим Меркурием, необходимо хорошо растворить тело, в котором заключена Сера, сгущающая Меркурий. Но Гермес подразумевает, что наша подвижная вода при превращении в землю обретает все достоинства, которые философы приписывают ей. Земля великолепна для нее своим плодородием - Земля обетованная Мудрого, ведающего как заставить росу Небес упасть на нее и производить плоды неоценимой значимости. Возделайте затем эту драгоценную землю старательно, увлажняйте ее часто ее собственной влажностью, осушайте ее также часто, и Вы приумножите как ее добродетели, так и ее вес и изобилие.

ПЯТЫЙ КЛЮЧ

Пятый Ключ включает Ферментацию Камня совершенным телом, чтобы сделать препарат Третьего назначения. Я ничего не скажу о подробностях операции Третьей работы; за исключением того, что Совершенное Тело - необходимый фермент Нашей Пасты. И что Дух должен объединить пасту с ферментом таким же образом, как вода увлажняет муку и растворяет дрожжи, чтобы сотворить тесто, пригодное для выпекания хлеба. Это сравнение очень уместно; Гермес первым использовал его, говоря, что тесто не может бродить без фермента; поэтому, когда вы возьмете возвышенное, очищенное и отделенное от загрязнения и осадка и соедините, поместите в него фермент, и сотворите водную землю, тогда при помощи фермента становится возможным изготовление пасты; которая повторяет структуру целого делания, поскольку вся паста сбраживается действием добавленного фермента, таким же образом, все философское приготовление становится, посредством этой операции, новым веществом, умножаемым до бесконечности. Если вы внимательно понаблюдаете за приготовлением хлеба, то найдете также пропорции, которые надлежит соблюдать между веществами, составляющими нашу философскую пасту. Разве пекари не помещают больше муки, чем дрожжей и больше воды, чем дрожжей и муки? Законы Природы - правила, которым надлежит следовать в практике нашего приготовления. Я дал вам касательного основного вопроса все необходимые инструкции так, чтобы не требовалось ничего помимо них; особенно относительно последних операций, о которых Адепты были более многословны, чем о первых, являющихся основами Искусства.

ШЕСТОЙ КЛЮЧ

Шестой Ключ касается Увеличения Камня повторением той же самой операции, которая состоит в открытии и закрытии, растворении и сгущении, впитывании и высыхании; посредством чего достоинства Камня бесконечно преумножаются. Поскольку мой замысел не подразумевает полного описания применения этих трех операций я только проинструктировать вас касательно важных моментов относительно подготовки Меркурия, которые философы обычно передают в тишине, чтобы скрыть тайны от нечестивых, предназначенные только для мудрого; я больше не буду останавливаться на этом вопросе и не скажу вам ничего больше, потому что успех, который Вы ожидаете, зависит не от этого. Я не дал Вам очень подробные инструкции за исключением Третьего Ключа, потому что он состоит в длительных операциях, которые, хоть просты и естественны, но требуют глубокого понимания Законов Природы и свойств Нашего Вещества, наряду с прекрасным знанием химии и различных уровней жара, которые соответствуют этим операциям. Я провел вас прямым путем без всяких поворотов; и если вы имеете склонность к тому пути, что я указал вам, я уверен, вы неуклонно пойдете прямо и до конца. Благосклонно примите это от меня, моим замыслом было сберечь вас от тысячи трудов и тысячи проблем, которым я сам подвергся на этом непростом пути из-за отсутствия помощи, подобной той, что я оказываю вам от чистого сердца и нежной привязанности ко всем истинным сыновьям науки. Я бы очень сожалел, если бы вы, как я, после познания истины, должны были провести пятнадцать лет полностью в работе, в исследовании и в размышлении, не имея возможности извлечь из Камня драгоценный сок, заключенной в его груди из-за отсутствия знания тайного огня мудрого, который извлекает его из этого растения (сухого и увядшего снаружи), воду, не смачивающую руки, и который магическим единением сухой воды моря мудрого растворяется в вязкую воду - в подвижную жидкость, являющуюся началом, основой и Ключом нашего Искусства. Преобразовывайте, отделяйте и очищайте элементы как я учил вас и обретете истинный Меркурий философов, что даст вам неподвижную Серу и Универсальную Препарат. Но я еще замечу, что даже после того, как Вы познаете Тайный Огонь Мудрого, вы не достигнете совершенства. Я заблуждался много лет, думая, что путь окончен, что достиг таинственного фонтана, где Король омывает себя, становясь молодым вновь и обретая новую жизнь, освобожденную от всех видов немощи. Помимо этого Вы должны знать, как очистить, исцелить и оживить королевскую купальню; здесь вам окажет помощь тайный способ, о котором я говорил в Третьем Ключе, описывающем эти операции. Я желаю от всего сердца, чтобы инструкции, которые я дал вам, позволили дойти до конца. Но помните, сыновья философии, что знание нашего Приготовления обретается скорее Вдохновением Небес, чем от Света, который мы можем получить сами. Эта истина признана всеми искусниками; именно по этой причине недостаточно делать; молитесь ежедневно, читайте хорошие книги и размышляйте ночь и день о операциях, творящихся Природой, и о том, что она в состоянии сделать, когда ей оказывает помощь наше Искусство; и этими средствами вы без сомнения преуспеете в вашем делании. Это - все, что я должен теперь сказать вам. Я не желал рассуждать так долго, как вопрос того требовал; и при этом я не сказал вам ничего кроме того, что важно для нашего Искусства; так, чтобы, если Вы знаете Камень, являющийся единственным веществом Нашего Камня, и если у Вас есть Понимание Нашего Огня, тайного и естественного одновременно, в ваших руках были Ключи Искусства и вы могли прокалить Наш Камень; не обычным прокаливанием, совершающимся насилием огня, но философским прокаливанием, которое полностью естественно. Вы заметите, обращаясь к просвещенным мыслителям, что существует различие между обычным прокаливанием, творящимся силой Огня и естественным прокаливанием; то, что первое разрушает тело и потребляет самую большую часть его основной влажности; но второе не только сохраняет влажность тела при его обжиге, но еще и значительно увеличивает ее. Опыт даст Вам знание в Практике этой великой истины; вы действительно найдете, что это философское прокаливание, возвышающее и очищающее Камень при его обжиге много увеличивает его влажность; причина состоит в том, что огненный дух естественного огня - воплощается в веществах, подобных ему. Наш камень - Звездный Огонь, симпатизирующий Естественному Огню, и он, как истинная Саламандра рождается, кормится и растет в Элементарном Огне, который геометрически распределяется в нем.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

алхимия

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"