Перевод

глава 11. Внутренняя невеста

Путь сновидений

Мария-Луиза фон Франц

Фрейзер Боа

 

ПУТЬ СНОВИДЕНИЯ

 

ЧАСТЬ IV. ПСИХОЛОГИЯ МУЖЧИНЫ

ГЛАВА 11. Внутренняя невеста

Анима является инициатором, зачинщицей изменений; её обаяние соблазняет и заряжает мужчину. Она поощряет все его душевные и духовные авантюры, его активность и творчество как во внутреннем мире, так и во внешнем.

Эрих Нойманн, «Великая мать»

Анима в её развитой форме выступает в качестве посредника между Самостью и мужским эго. Она связывает мужчину с источником его бытия.

В следующем сне мы видим, как женская сторона мужской психики выступает связующим звеном между сновидцем и источником жизни:

«В начале сна репетировалась пьеса в церкви; это было в наши дни. Две актрисы прибивали фигуру Христа к кресту. Крест лежал на трансепте, и я мог слышать ужасающий звук вбивания гвоздей. Но при этом, однако, они только завязывали человека на кресте, не прибивая. Когда дело было закончено, они подняли крест, и распятая фигура оказалась очень высоко. Это было чрезвычайно опасно для этого человека.

Затем сцена изменилась: теперь уже играли спектакль в церкви. Актёр, которому предстояло играть Христа, торжественно прошествовал, и к моему удивлению, это была женщина. Но не только это удивило: она была моей женой, что не соответствует реальности. Женщина была одета в простой серый плащ со стоячим воротником и брошью, и она была беременна. Вся сцена распятия повторилась, как в репетиции, и женщину подняли высоко вверх. Это было очень трогательно и совершенно изумительно.

Затем сцена снова изменилась: после спектакля мы пошли домой. Я смотрю на свою жену, которая шла по левую сторону от меня. Она была русая, с коротко стриженными тонкими волосами; у неё была мальчишеская фигура, несмотря на беременность. Она напомнила мне, как я понял потом, актрису Джин Сиберг в фильме о Жанне Д’Арк. И когда я смотрел на неё, я наполнялся гордостью и любовь к ней. Но… ах… я не сказал ей этого. Я держал всё в себе. И сон закончился».

Сначала мы должны обратить внимание на то, что главная фигура этого сна – беременная жена сновидца, не являющаяся его фактической женой. Это фигура, которая ассоциируется у него с Жанной Д'Арк. Если человеку снятся муж или жена, которые не похожи на его реального партнёра, то речь идёт о внутренней жене или внутреннем муже. То есть, это анима или анимус, с которой или с которым человек состоит, так сказать, во внутреннем браке.

В начале сна происходит какая-то тайна игра – инсценировка распятия Христа. Это немного опасно, потому что крест высокий, но всё равно «ритуал» исполняется. Это отражает религиозную ситуацию нашего времени: христианство стало, в какой-то мере, исторической реминисценцией. Это как если бы мы репетировали сцены нашего исторического прошлого, низведя их до всего лишь внешней имитации.

Проблема в том, что в современной церкви нас учат подражать Христу неверным образом, а именно: учат подражать его внешним действиям. Я бы назвала это передразниванием Христа, обезьянничаньем, воздействие которого не проникает под нашу кожу – душой мы не обращаемся в христианство. Если вы посмотрите на историю западного мира, историю его войн и кровопролитных сражений, вы увидите, что христианизация не дошла до нас. Мы христиане на словах и в каких-то внешних атрибутах, но когда дело доходит до психологических фактов, мы ведём себя абсолютно как язычники и варвары. Мы богобоязненно совершаем исторические реминисценции, мы читаем евангелия, мы наблюдаем инсценировки в церкви, но всё это не трогает многих из нас.

Этот сон говорит сновидцу, что сейчас происходит что-то необычное. Он наблюдает мистерию, в которой его беременная жена собирается быть распятой вместо Христа, и он трепещет, видя, как свершается это торжественное действо. Это переломный момент, когда христианское учение, или тайна, представленная образом Христа, достигла души этого мужчины.

Это внутренняя жена, что была распята в душе сновидца. Это его анима. Анима мужчины – это его ощущение индивидуальности, его чувствительность, его осознание внутренних истин. Если мужчина имеет позитивное отношение к своей аниме, он готов к восприятию духовных процессов в глубине психики. И распятие, которое символически означает быть растянутым между противоположностями и страдать от столкновения различных оппозиционных сил, инициировано его анимой. Две противоположности сведены вместе, чтобы произошло столкновение. Когда Христос был на кресте, он сказал: «Мой Господь, мой Боже, почему ты оставил меня?» Он был абсолютно разорван между противоположностями, размыт между ними.

Это центральное учение христианского таинства теперь было реализовано в душе сновидца. Это означает, что он будет страдать, он должен будет пройти через это, и затем почувствует, что христианское учение – это психологическая реальность. Это не какой-то там жест, который мы должны передразнить или имитировать в своём поведении, чему нас учат пасторы и священники. Нет. Это то, что касается наших сокровенных глубин, нашего психического существа.

Этому учили некоторые христианские мистики, говоря о том, что каждый из нас должен стать своим собственным Христом, преобразить в Христа себя, внутренне, то есть психологически, и это то, что мы видим посредством данного сна, ведь этот процесс происходит в душе сновидца. После этого опыта он будет истинным христианином. Он будет знать, что значит быть распятым между противоположностями, что значит нести свой крест и нести свою собственную судьбу до конца.

Христос, таким образом, является примером человека, который пошёл своим собственным путём и нёс свой крест, выполняя свои задачи без колебаний и не поддаваясь коллективному влиянию. Вот почему мы поклоняемся ему как человеку, который стал Богом, и как Богу, который воплотился в человеке. Он несёт это. И сновидец теперь тоже берёт на себя свой крест. Христианское учение теперь достигло его души.

Он сравнивает эту распятую женщину с Жанной Д'Арк, которая также пережила подобные распятию мучения. Она не передразнивала Христа; она походила на него тем, что жила своей собственной судьбой, шла, как и он, напрямую через мучения и даже через физическую смерть.

В отличие от других фигур анимы, которые мы уже видели в сновидениях мужчин, женщина в следующем сне не инициирует никаких драматических событий. Скорее, её красота создаёт возвышенное настроение. Сновидец сказал, что это самый прекрасный сон, который он смог вспомнить.

«Мне приснилось, что я иду вдоль огромной реки. Течение её было быстрым, и свет вспыхивал у воды. На вершине холма находился замок, окружённый рвом с водой. Я перешёл через подъёмный мост и оказался в центральном дворе замка. Там на валу у источника сидела женщина. В руках у неё был ковш, который она опустила в источник, а потом протянула мне. Я взял его и выпил воды. Затем женщина снова опустила ковш и подала мне его во второй раз. Я выпил, и она уже в третий раз повторила процедуру. Снова я выпил, а затем сел внизу на краю источника, глядя на неё. На ней было платье небесно-голубого цвета. Это была исключительно красивая женщина. Даже простое пребывание рядом с ней пробудило во мне невероятное чувство умиротворения».

Мы уже видели, что мир сновидений, то есть наше бессознательное, поворачивается к нам своей позитивной стороной, только если мы не уходим от реальности, не отказываемся от внешней жизни. Давайте сначала посмотрим на реку, рядом с которой прогуливается сновидец. С рекой мы часто сравниваем поток жизни, поток времени. Время-река, что оканчивается в океане вечности. Жизнь – это река, которая начинается с молодого ручейка и в конце концов втекает в море божественного. С рекой в притчах сравнивают постоянно движущиеся, меняющиеся события нашей жизни и нашу постоянно меняющуюся психику как субстанцию, что переносит нас по жизни.

Задумайтесь на минуту об одном странном явлении: наше эго-сознание каждую ночь на несколько часов стирается, исчезает, но возвращается в прежнем виде наутро. Почему бы нам не проснуться и стать кем-то другим? Но нет, наше сознание полностью непрерывно. Итак, существует нечто, что, по-видимому, проносит нашу идентичность через всю жизнь. Несмотря на то, что наше тело обновляет свои клетки каждые семь лет, и у нас, по сути, не остаётся тех старых клеток, из которых состояло наше тело семь лет назад, мы по-прежнему чувствуем себя самими собой. То есть некая важная психическая субстанция в нас несёт нашу идентичность на протяжении всей жизни. Некий загадочный поток жизни.

И вот, у реки, наш сновидец встречается с женщиной, сидящей у источника. Кто-то вспомнит беседу Христа с самарянкой – одну из немногих встреч, где происходит важное столкновение Христа с женственностью и контакт с ней.

Анима в её развитой форме символизирует в мужчине его способность к любви, совершенно отличающейся от влечения к власти. Это любовь, существующая ради самой любви, любовь в её возвышенной форме. Вот почему эта женщина появляется на фоне средневекового замка, окружённого рвом: она находится в так называемом французами «courts d’amour», дворе любви, где впервые в истории западной христианской цивилизации произошло постижение анимы. У каждого рыцаря была избранная женщина, которая не являлась его супругой, но представляла его возлюбленную фигуру анимы. Он посвящал ей стихи и совершал в её честь подвиги. Он поклонялся ей, как богине. Эти мужчины «переросли» свои варварские войны и стали образованными людьми. Это были мужчины, сумевшие возвысить своё отношение к женщинам, мужчины, сумевшие развить свою способность к любви, к позитивному проявлению чувств. Это было время легенд о Граале и истории о Тристане и Изольде, время трубадуров.

Церкви не понравилось такое развитие событий, так как это привело к некоторым осложнениям. Люди стали слишком независимы, и церковь стремилась подавить это. Интересно, что когда эти «courts d’amour» были упразднены, и рыцари стали поклоняться Деве Марии, вместо идеализации рыцарями своих любовниц началась «охота на ведьм». Женственность стала восприниматься негативно, и соблазнительных, привлекательных женщин начали преследовать как ведьм, а всё потому, что начавшееся когда-то развитие высокой любви было подавлено.

Теперь, когда мы сталкиваемся с проблемой обновления отношений между полами и поиска новых форм связи между мужчиной и женщиной, мы должны вернуться в средневековье, где эта проблема была оставлена без решения. Там эта проблема была вытеснена, отброшена на обочину односторонним мужским рациональным сознанием развивающегося Запада. Поэтому мы должны вернуться. В наше время развитие анимы для мужчин – наиважнейшая задача, равно как и развитие анимуса – для женщин.

_____

Песня

Леди, леди на кресте,

Это был я, кто распял тебя?

И я тоже там, рядом с тобой?

Как разбойник, чтобы высмеять тебя,

Блеск перемешал с окалиной?

Беременная женщина на кресте,

Сможет ли младенец, что внутри тебя

И рвётся к свету, растягивая сухожилия,

Жить своей жизнью, но не отрываясь от тебя?

Выигрыш, но какой ценой.

В этом акте я играю Пилата,

Приподнимая занавес в знак начала.

Автор и режиссёр.

Нет ничего прекраснее,

Чем быть и зрителем, и декоратором.

Когда я падаю и проигрываю,

Тогда я стремлюсь освободить тебя,

Но дай мне силы пригвоздить и распять тебя,

Раскрыть ладони на дереве страданий.

Ты беременная женщина на кресте,

Беременная женщина на кресте…

- Какой урок вы извлекли из этого сна?

- Я понял, что должен уделять гораздо больше внимания и придавать больше значения этой женской, этой чувственной стороне моей личности. Это нелегко для мужчины – развивать свою женскую сторону, потому что вы не можете просто сказать: «Ах, это моя внутренняя женственность. Я нашёл её. Я получил её. Отлично! Она у меня в кармане. Теперь мне не придётся париться». Нет, это только начало. Если мужчина собирается интегрировать свою женственность, он должен отказаться от части своих мужских достижений. Из-за этого он будет чувствовать себя плохо. Предстоит нелёгкая сознательная борьба. Это похоже на маятник, что качается назад и вперёд, из стороны в сторону, и каждый раз это больно, потому что каждый раз это означает отказ от того, что ты привык считать самим собой.

- Как я понимаю, вы используете свои сновидения в своём творчестве, верно?

- Написание песен – это самый важный метод, с помощью которого я исследую свои сны. Я беру, пожалуй, не весь сон, но какое-то одно изображение как старт для песни и, используя лишь гитару, бренча для себя, сочиняю. И затем, после того, как получается песня, я смотрю на неё с целью увидеть, как эта песня расширила мой сон; каким образом она заставила меня проникнуть глубже в образ. Так я перемещаю образ по кругу, собирая знание по кусочкам, потому что сновидение, определённо, пыталось мне что-то сказать, чего я не знаю.

- мужчина

_____

Каков символический смысл того, что анима в этом сне предлагает ковш воды?

Этот сон говорит посредством своей красоты и своих чувств и не очень-то нуждается в рациональном объяснении. Главное активное действие в нём – неоднократное протягивание анимой ковша с живой водой сновидцу, а также то, что он пьёт эту воду. Анима есть вода жизни, и воду жизни трудно «охарактеризовать». Позвольте мне сказать это так: мы знаем, что когда люди чувствуют себя хорошо, они говорят, что чувствуют себя живыми. Даже если в жизни случаются страдания и трудности, всё же бывают периоды, когда человек чувствует себя живым. Когда же у человека есть невротические фиксации или происходят какие-либо неприятности, он говорит: «Я умер. Я внутренне мёртв, я не живу». Это показывает, что быть живым – это не только физический факт, но также и психический факт тоже.

Мы живы, когда мы чувствуем себя живыми, и что заставляет нас чувствовать себя живыми, так это контакт с потоком бессознательной психэ. Вот почему сны так важны. Можно сказать, что каждый сон – это и есть тот полный ковш воды жизни. Вот что значат сновидения. Каждую ночь мы получаем, так сказать, глоток живой воды, и, если мы понимаем сон, мы оживаем. Мы способны чувствовать, если находимся в контакте с нашей психической глубиной, с нашей собственной живой и непрерывной субстанцией, и таким образом мы субъективно ощущаем, что жизнь течёт, что мы живы.

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

Статья

О бабочках

Статья

Символизм осы

сновидения

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"