06.02.2012
0

Поделиться

Глава 11. Сестра пророчества.

Теодор Абт

Арабская Алхимия

Глава 11

Сестра пророчества

Текст: (95.4) Когда мудрый искатель изучает источник искусства, он обнаруживает, что это дар Господа Всевышнего своим пророкам, святым и благочестивым мудрецам, чей праведный образ жизни и отрешенность от мира снискали его расположение; они могут исповедовать любую веру. (95.8)

Итак, камень может сотворить человек «любого вероисповедания». Способность собирать вместе «благочестивых мудрецов» указывает на эротический аспект камня, объединяющий адептов всех религий. Связь личности с собственным центром, достигнутая путём создания камня, несёт в себе основу для объединения людей в глобальную деревню. Камень может стать храмом или мечетью и собрать под одной крышей людей всех вероисповеданий. Сон 51-летнего европейца, испытывающего трудности с одним сложным творческим проектом, иллюстрирует такую возможность:

«Я присутствую при торжественном открытии мечети, которая в то же время похожа на христианскую базилику, на синагогу и на церковь в той деревушке, где я вырос. Похоже, что это общий дом Господа, храм глобальной деревни. Король собирается открыть мечеть, поместив огромный чёрный куб из базальта, диорита или – как я подумал, проснувшись, – пирита со стороной более десяти метров в специально оставленную для этого нишу. Затем этот камень оказывается в полу перед молитвенной нишей или алтарём, который выглядит как белый полотняный экран. Как камень попал туда, осталось для меня загадкой. Но перед окончанием замазывания стыков камня с остальным полом король – теперь явно выглядящий как султан и напомнивший мне «Натана Мудрого» – спрашивает собравшихся людей, кто из них произнесёт торжественную речь, так как он этого сделать не может. Никто не вызывается. Поскольку я знаю, что может быть сказано лишь то, что пожелает произнести сам камень, я поднимаю руку. Но сначала султан этого не замечает из-за большой толпы, и я машу рукой, чтобы привлечь его внимание. Он явно испытывает облегчение оттого, что кто-то вызвался. Сначала я встаю рядом с камнем – на эту часть пола никто не наступает из благоговения. Напротив себя я вижу близкого друга, подругу и других знакомых. Я поддерживаю визуальный контакт с ними, когда начинаю говорить. Я складываю руки. Речь начинает сам камень, говорящий, что он поднялся с земли на небеса, а теперь снова соединился с землёй, и это очень важно. Я не помню точно, что происходило между этими этапами – его вознесением и затем нисхождением в приготовленное углубление, но я знаю, что это имеет какое-то отношение к моей работе».

Теперь мы можем рассмотреть этот сон в свете новообретённого знания алхимического символизма. Здесь чёрный камень и в самом деле становится основой будущего центра глобальной деревни, где мы учимся сосуществовать с различными образами Бога, которые каждый для себя может спроецировать на белый экран — алтарь. Чтобы объединиться вокруг камня, нужно осознать, что все мы должны искать общность, основу для объединения в нашей собственной тени – «тени солнца» или «сердце солнца», лунном «камне дьявола». То, что сновидец обратился к толпе людей и передал им слова камня, стало для него мощной компенсацией. Ему нужно было закончить творческий проект, казавшийся ему слишком большим и сложным. Для этого ему нужно было осознать, что, хотя выполнять работу ему придётся самому, это задача не его эго, он просто должен стать максимально прозрачным, чтобы камень мог говорить его устами, как показывает сон. Чёрный камень в центре, в основании дома Господня соответствует женской стороне, почве, плодородной чёрной земле. Это символ женской стороны божественного, объединяющей людей вокруг одного центра, скрытого в бессознательном (рис.92). Это символ того, что каждый из нас должен извлечь из бессознательного, чтобы получить основу для проецирования образа божества на белый экран, теперь заменяющий киблу, алтарь, святилище. На белом экране можно показать всё что угодно. Он принимает любой образ божества и, поскольку проецируемые образы не оказывают на него влияния, он также собирает все эти образы или символы в один. Участники собрания, стоящие на общем участке чёрной земли, могут принадлежать к разным религиям. Образы на белом экране, занимающем святейшее из святых место, могут быть бесконечно многообразны, но каждый увидит на нём лишь собственную проекцию божества – уникальное, таинственное, притягательное «что-то» , вдохновляющее человека продолжать свой путь индивидуации.

Рис. 92. Адепт и женщина в сосуде. Рассматривание символов бессознательного в закрытом сосуде психе адепта постепенно очеловечивает это неизвестное «иное» и превращает его в живую прекрасную спутницу. Это позволяет адепту услышать, что говорит камень – обратная сторона сознания или объективная психе. (Хусейн Бехзад. Рубайят Омара Хайяма).

Интересно, что, когда наш сновидец посетил собор Святой Софии в Стамбуле, это здание напомнило ему дом Господень. Тот собор, который можно увидеть в наши дни, был построен по приказу императора Юстиниана в 532-537 годах. Затем более тысячи лет в нём проходили коронации византийских императоров. Когда в 1453 году мусульмане захватили Константинополь, собор Святой Софии был превращен в мечеть. Благодаря гениальному турецкому архитектору Мимару Синану (1491-1588), который при строительстве четырёх минаретов принял меры для укрепления здания, оно не разрушилось. При мусульманах собор назывался мечетью Айя-София. София здесь – имя Священной Мудрости, супруги Господа до сотворения мира. Сегодня, благодаря Кемалю Ататюрку, первому президенту Турецкой Республики, это здание стало музеем или, можно сказать, всеобщим домом Господним.

Текст: (95.8) Всеблагой Господь передал его [искусство] Адаму, праотцу всех людей, взамен рая, из которого его изгнали. Потому когда ему [мудрому искателю] стало ясно, что это дар обладателю мудрости и секрет из секретов Господа, и эта великая Мудрость – сестра пророчества – от Него, он [искатель] не мог более иметь дело с грязным и недостойным. И он более не мог сказать, что эта Мудрость, с её благородством и величием, находится в человеческих экскрементах, моче, выпавших грязных волосах, протухших яйцах, сперме, крови, желчном пузыре или мозге, и ему не нужна была более известь из черепов, ибо все эти отвратительные вещи придают другим вещам уродливый вид и ужасный запах. (97.6)

В этом отрывке становится кристально ясной истинная цель символической алхимии. Это внутренний поиск Божественной Мудрости, и внешние эксперименты могут лишь отвлечь от работы. Однако внешние символы, как мы вынесли из «Толкования символов», являются ключом к этому внутреннему центру. Поэтому в процессе работы внешний мир становится для адепта всё более привлекательным. Однако его нужно рассматривать именно как символ божественного, не концентрируясь на внешнем. Если эти символы свести к явлениям материального мира, они превратятся в отвратительное «не что иное, как…», так и не открыв спрятанной в них Священной Мудрости.

Текст: (97.7) Как может сестра пророчества, по свидетельству Главы правоверных, мир ему, быть нечистой, отвратительной вещью или происходить из грязного, отвратительного, дурно пахнущего, если она – секрет Господа и его сокровище? [Как может быть такое, что] Божественная Мудрость, чьи имена священны, вываливается из куриного зада? Благословенная Мудрость Господа, дарующая благородство своим адептам, вовсе не такова. Нет, клянусь, Всеблагой Господь не поместит свою священную Мудрость, слишком тонкую для понимания разумом, ни в один из этих гнусных, отвратительных, грязных предметов. (99.8)

Ибн Умаил указывает, что «сестра пророчества» – это внутренняя алхимическая работа. Это опыт, сравнимый с опытом пророков из Корана. Однако мы говорим не о брате, а именно о сестре пророчества, поскольку философский камень компенсирует однобокость мужского божественного образа в иудаизме, христианстве и исламе, указывая на женскую сторону Бога, символ которой – Его Мудрость.

Слово «пророчество» (nubuwa) происходит от глагола naba’a, означающего, среди прочего, «сообщать, предупреждать, показывать». Это изначальный смысл пророчества. Пророки Корана передавали то, что хотел сказать Бог, и несли людям новые, монотеистические ценности. Это были сильные личности, жившие в соответствии со своими ценностями. В мусульманском мире высшим человеческим существом считается пророк Мухаммед, второй после Аллаха. В Коране (сура 33.40) он назван печатью пророков (hatm). Обычно это толкуют в том смысле, что Мухаммед – последний из пророков. Но у шиитов существуют также имамы – духовные наследники Мухаммеда[1]. В некоторых алхимических текстах камень называют имамом[2]. Это указывает на возможность опыта некоего внутреннего проводника, который будет направлять человека и, возможно, окружающих его людей. Индусы говорят о таком опыте как о внутреннем гуру.

В начале работы камень – возможность, открытая для всех. Если внутренние символы, связанные с огнём, то есть внутренними дьявольскими эмоциями, подвергаются тщательному обдумыванию и полученные инсайты привязываются к повседневному существованию, древо жизни вырастает и питает личность «золотыми плодами», как пишет Маслама аль-Магрити[3]. Это выражает всю суть работы. Он пишет: «О искатель, эта (алхимическая) работа похожа на воду, бьющую из-под земли в виде источника или доставаемую с помощью сосуда. Эта вода увлажняет сухую пыльную землю. Со временем, с помощью Господа Всемогущего, вода превращается в сияющие золотые плоды». Твёрдый сухой внешний мир, соединившись с внутренним потоком воды, с помощью Бога превратится в золотые плоды – символ длительных инсайтов или озарений.

Наш автор, основываясь на своём опыте, понимал слово hatm в том смысле, что Мухаммед – свидетельство тому, что пророки открыли людям до него, и тому, что эманация Аллаха не завершилась его пророчеством. Чтобы очистить психе и сделать её достаточно тонкой для выражения божественной воли, нужно позволить проявиться тому, что хочет сказать камень. Это и есть цель адепта. Таким образом, камень – это речь. Работа также даёт ощущение причастности к чему-то нерушимому, не подвластному времени.

Связь алхимии и предсказаний берёт начало еще в греческой алхимии и культуре фараонов, поскольку Тот-Гермес был известен и как глава пророков. К примеру, Демокрит в трактате «Physika Kai Mystika» называет адепта synprophetai, что Руэль переводил как «confreres en prophetie» — собрат по пророчеству[4]. В тексте «Исида – Гору» Исида называет пророчицами себя и Марию[5]. В Risalat as-Sirr, приписываемом Гермесу, алхимики названы провидцами (nazirun)[6]. И.Верено связывает это название с пророчеством и приводит весьма убедительные аргументы. Видимо, говоря о пророчествовании, ибн Умаил хотел сфокусировать внимание именно на этой традиции[7]. Эта связь алхимии и предсказания сохранилась и в поздней латинской алхимии[8].

Интенсивные взаимоотношения мудрецов со своими фантазиями, происходящими из пламенного эмоционального фона психе, позволяют им войти в контакт с тем, что сконстеллировалось в коллективном бессознательном. Тогда они могут воспринимать то, что стремится выбраться на поверхность и что нужно увидеть, чтобы выполнить божественную волю. Так они входят в контакт с бессознательным духом времени, который должен стать осознанным. Поэтому ибн Умаил и называет алхимию сестрой пророчества. И действительно, корень всех знаний о будущем человечества лежит в глубинах бессознательного в форме образов[9].

Текст: (99.9) По воле великого и могущественного Господа Его пророк Моисей – мир ему – должен был украсить Тору золотом, до которого нельзя дотрагиваться нечистыми руками. Когда Моисей – мир ему – узнал об этом, Господь ниспослал ему эту мудрость. Так как может она [мудрость] быть нечистой и как [мог Он] повелеть ему [Моисею] и другим работать с экскрементами, мочой или кровью? Великий Господь не мог позволить своим пророкам и праведным людям работать с чем-то нечистым. И секрет Его – не в этих отвратительных вещах и ни в чём подобном. (101.6)

Этот отрывок подтверждает еще раз, что не нужно сосредотачиваться на предметах низшего мира (моче, крови, экскрементах), поскольку это всего лишь символы бессознательной, отвергаемой части психе. В этой части и следует искать золото мудрецов (in stercore inventiur – [золото] находят в навозной куче, как говорили латинские алхимики ). Но ни в коем случае не стоит обращать внимание на конкретные вещества и предметы материального мира. Как я неоднократно повторял, в будущем религиозно-мистическую ветвь алхимии правильно было бы называть символической алхимией.

Текст (101.7) Если он (искатель) знает высоту этого искусства и его чрезвычайную важность, он знает и что тайна Господа могущественна и благородна, что это божественная мудрость, и нет среди наук равных ей, и ему понятно, что она происходит лишь из самых благородных вещей высшего разряда, чистейших, прекраснейших и тончайших. И если искатель осознаёт величие этого искусства, он почитает и восхваляет его и считает его самым великим и благородным делом на свете; благородное искусство возвысит и облагородит самого адепта, и он будет работать лишь с самыми прекрасными, ароматными и возвышенными вещами. Но если он пренебрегает нашим искусством и пытается работать с земными, презренными вещами, такими как экскременты и моча, мышьяк и сера, которые воняют и горят, искусство также будет презирать его в ответ, и унизит его, и заставит работать с самыми низкими, нечистыми, отвратительными вещами, ибо тот, кто верит в вещь, должен работать с ней, и работа ставит его в то положение, в которое он поставил себя сам. И когда он видит изъяны в своей работе, его собственные пороки также становятся заметны, и другие замечают в нём то, чего он сам в себе не видит. Мы просим милостивого Господа, чтобы он даровал нам успех и помог нам изучить эту науку. Ибо воистину Он всесилен. (105.3)

Итак, результат работы принадлежит этому миру. Однако если теневые побуждения эго к созданию связи с бессознательным не будут осознаны, то работа будет испорчена, и результат не принесёт удовлетворения. В этом случае адепт может даже не заметить неудачи из-за одержимости миром архетипов. Только «другие заметят в нём то, чего он сам в себе не видит». Остаётся надеяться, что «неприятный запах» от такой «надутой» личности будет замечен его или её окружением. Как сказано в предисловии к «Толкованию символов», алхимическая работа доступна лишь тем, кто «страстно любит искусство, кто вытерпит горечь любви и страсти и не поддастся нетерпению, горечи и усталости». Только любовь к внутреннему бессознательному Иному может заставить продолжать болезненный, но увлекательный поиск, который завершится поднятием в сознание сокровища из океанских глубин и позволит получить ответ на загадку о смысле человеческой жизни. Но, как считают все великие мастера искусства, в конечном счёте успех зависит от божественной воли.


[1] Имам (с арабского – образец благочестия, пример для подражания). Сунниты считают, что имам не безупречен, поскольку назначен людьми, и ему нужно подчиняться, даже если он лично грешит, при условии, что он не нарушает законов ислама. Но по верованиям шиитов, имам назначается Богом, и потому защищён (ma’sum) от греха. Это великий имамат. Малый имамат проводит пятничные молитвы. (Энциклопедия ислама)

[2] См.например, Габир ибн Хайян – Kitab al-Malik (Книга короля) в M.Berthelot, La Chimie au moyen age III, p.91 f. (арабский); p.126 f. (перевод) и Gabir, Kitab ar-Rahma as-sagir (Маленькая книга милосердия) p.99f. (арабский), p.126f. (перевод). См.также J.Ruska, Arab.Alch. p.50f. Был ли Габир ибн Хайян на самом деле автором этих текстов, нам здесь неважно.

[3] Maslama al-Magriti, K.Rutbat al-hakim wa-mudhal al-ta’im (Ступени мудрых и введение в науку). Библиотека Рампур, Северная Индия. Ms.Nr. LXXVII, fol.215b.

[4] Berthelot, Coll.Alch. Grec. II.I.14

[5] I.Vereno, Studien p.97, n225.

[6] Под редакцией I.Vereno, там же, p.156

[7] Там же, p.327,330. См. также J.Ruska, Arab.Alch. p.91: “…адепты этой науки должны признать, что она открыта по воле Господа Всеблагого Его пророкам” (Ga’far as-Sadiq, мой перевод с арабского).

[8] Например, Petrus Bonus “Pretiosa margarita novella” в Bibliotheca Chemica II p.30 – J.J.Mangetus. Цитата из Мориенуса: «Знай, что эта работа невозможна без секрета из секретов Великого Господа, который он доверяет своим пророками и мудрецам».

[9] Подробнее см. К.Г. Юнг, «Эон», а также в письме Юнга Герберту Риду от 2 сентрября 1960 года – параграф, начинающийся с «Что есть великая мечта? Она составлена из множества малых…». Касательно практических примеров этого аспекта алхимической работы отправляю читателя к моим исследованиям архетипических снов и их коагуляции в коллективных проблемах.

Пер. Александра Кау-Тен-Чжи