07.12.2012
0

Поделиться

Вступление, часы 1,2

Теодор Абт, Эрик Хорнунг

Знания о загробной жизни.

Египетская «Амдуат» — поиск бессмертия».

Рис.1. Закат над Нилом. Луксор, Египет.

Введение

Почему для нас важна книга Амдуат

Каждый вечер солнце стареет, слабеет и, наконец, опускается за западный горизонт. Но утром оно встаёт вновь, уже обновлённым.

В чём секрет? Как удаётся солнцу — солнечному божеству древних египтян — обретать новую жизнь и молодость в своём ночном путешествии?

Что происходит за то время, пока солнце скрыто от нас горизонтом?

Амдуат — это описание путешествия солнечного бога по ночному миру, миру мёртвых. Знания, которые хранит в себе эта книга, предназначены для усопшего фараона.

Но в тексте сказано, что эти знания будут полезны и живым. Путешествие солнечного божества можно, таким образом, рассматривать и как символическое представление внутреннего психического процесса трансформации и обновления.

Путешествие божества по миру ночи разделено в книге на двенадцать частей-часов, и каждая часть вмещает поистине огромное число инсайтов о человеческой душе. Фактически эту книгу можно назвать первой «научной публикацией» на тему человечества, описывающей как опасности, так и возрождающие свойства ночного мира, дающей ответы на основные вопросы. Если человек сможет сопровождать Солнечного Бога на протяжении всего путешествия по преисподней, он узнает от него, как взаимодействовать с этими одновременно опасными и полезными силами. Он обретёт секрет вечного обновления и чувство близости к бессмертному солнечному божеству. Вот почему в Амдуат неоднократно говорится:

«Мёртвым нужны эти знания, но они – средство и для земного человека — и это было доказано миллион раз».

Цель Амдуат — заставить читателя осознать своего внутреннего проводника — солнечного бога или «внутреннего великого человека». Эта книга, написанная более 3500 лет назад, содержит знания, необходимые для воссоединения человеческой души с этим внутренним путеводным светом. Эти знания позже более ясно излагались во всех основных религиях.

После ознакомления с историческими фактами мы присоединимся к солнечному богу в его ночном путешествии.

Рис.2 Изображение Осириса на внутренней стороне саркофага. 21-я династия. Зелёный цвет символизирует его воскрешение. Египетский музей, Каир.

Мир мёртвых глазами египтян

Ещё с доисторических времён египтяне старались получше обустроить свою посметрную жизнь. В период с 3500 до 3000 годов до н.э. похоронные обряды постоянно росли как количественно, так и качественно. Археологи находят искусно сделанные каменные сосуды, украшения и косметику времён начале династической эры (около 3000 лет до н.э.), по которым можно определить могилы вождей и царей. Примерно тогда же была изобретена письменность, что позволило сохранить имена усопших до наших дней.

Древнее царство (с 2700 года до н.э.) увидело первый расцвет похоронного искусства, с пирамидами царей и цариц, статуями и богато украшенными гробницами государственных чиновников. В этот период развивалось также искусство мумификации — сложного способа сохранения человеческого тела для вечного посмертного существования.

Несмотря на существование письменности, сравнительно длинные тексты появились в гробницах лишь со времён пятой династии (2520-2360 г. до н.э.). К кратким молитвам за покойного и спискам жертвоприношений, предназначенным для него, прибавились теперь более длинные биографические тексты, определяющие статус усопшего при жизни и после смерти. А ближе к концу династии усыпальницы пирамиды фараона Юниса были покрыты древнейшей известной коллекцией религиозных текстов — особых текстов, предназначенных исключительно для пирамид царей, и, во времена шестой династии, цариц.

Эти тексты, или заклинания, предназначались для того, чтобы помочь царю вознестись на небеса, убедиться, что он обеспечен всем необходимым, чтобы отправиться в путь, и сможет отразить любую атаку злых сил; однако здесь же мы обнаруживаем диалоги с охранниками порталов и перевозчиком нижнего мира.

В переходный период между Древним и Средним царствами тексты пирамид превратились в тексты саркофагов, которые предназначались не только для царей, но и просто для всех, кто мог себе позволить расписанный саркофаг. Восхождение на небеса, которому придавалось столь большое значение в пирамидных текстах, всё ещё присутствовало, но теперь упор делался больше на подземный мир, где солнце обновляется каждую ночь. Из этих текстов и была составлена Книга мёртвых Нового царства (1540-1070 до н.э.), написанная не только на папирусе, но и на стенах склепов, саркофагах и т.д.

Уже в текстах саркофагов описываются некоторые области преисподней и приводятся инструкции, как пройти мимо часовых и избежать опасностей. Они иллюстрируются схематическими изображениями двух путей, которые обеспечивают безопасный проход и позволяют усопшему в конце его путешествия по загробному миру встретиться с Осирисом.

Рис.3. Часть «Книги двух Путей». Заклинания иллюстрируются схематическими изображениями двух путей, которые обеспечивают безопасный проход и позволяют усопшему в конце его путешествия по загробному миру встретиться с Осирисом. Египетский музей, Каир.

Напротив, текст времён раннего Нового царства щедро иллюстрирован, текст и изображения образуют единство, чтобы создать цельный и полный образ загробного мира. Первая в истории иллюстрированная книга, описывающая двенадцать часов ночного путешествия солнца, изначально носит имя «Трактат о тайной комнате»но более известна под именем Амдуат — «О том, что в загробном мире».

Иллюстрации к Амдуат

Первые известные сегодня экземпляры Амдуат относятся к началу периода Нового царства — около 1470 г. до н.э., и нет причин думать, что сама книга появилась намного раньше. Мы стоим на более твёрдой почве с текстами из гробниц Тутмоса III и его первого визиря (высшая государственная должность) Узерамуна. Обе версии Амдуат стараются следовать указаниям в тексте относительно двенадцатичасовой ориентации — текст начинается на западе (где солнце садится) и заканчивается на востоке (где оно снова встаёт). Ориентация идёт по идеальному квадрату — 1-4 часы находятся на западет, 5-6 на юге, 7-8 на севере и 9-12 на востоке (подробно далее). Однако это привело к некоторым сложностям при размещении текста: например, усыпальница Узерамуна оказалась слишком мала, и четыре часа не поместились на восточной стене. Кроме того, Тутмосу III пришлось переместить несколько регистров (горизонтальных секций панели), также нарушив последовательность.

Рис. 4. Гробница Аменхотепа II в Долине Царей в Луксоре. В этой гробнице часы следуют строго друг за другом – с первого по двенадцатый.

Однако сын Тутмоса III – Аменхотеп II – ухитрился избежать этих трудностей, проигнорировав предписанный порядок и расположив часы друг за другом – от первого до двенадцатого, с краткой версией в качестве дополнения в конце. Так же была оформлена и гробница Аменхотепа III – отца Эхнатона (который вовсе не воспользовался книгой Амдуат). Во всех этих гробницах Амдуат представляет единственное украшение стен. На западной стене усыпальницы Тутанхамона изображён фрагмент первого часа, и ещё два часа можно увидеть на одном из его позолоченных саркофагов. Хоренхеб, вернувшись к традиционному виду царской гробницы, заменил Амдуат новой книгой о загробном мире – Книгой врат.

Начиная с Сети I (1291-1279 годы до н.э.) рельефные украшения появляются уже не только в гробницах фараонов. Благодаря этому Амдуат вновь начинает распространяться, теперь она частично располагается в самой усыпальнице, частично – в проходах и вспомогательных помещениях. После Рамзеса II она полностью покинула усыпальницы, однако мы всё ещё видим её, пусть и неполную версию, в длинных коридорах гробницы Рамзеса VI. Рамзес IX также использовал несколько часов (второй и часть третьего) книги Амдуат.

После окончания периода Нового царства Амдуат перестала быть исключительно королевской привилегией и её стали использовать жрецы Амона в Фивах и их родственники во времена поздней 21-й династии (после 1000 г. до н.э.). Теперь Амдуат писали не на стенах гробниц, а на саркофагах и папирусах. Однако она снова встречается на стенах усыпальниц фараонов 22-й и 26-й династий и государственных чиновников 26-й династии. Особенно примечателен ряд саркофагов (фараонов и не только) 30-й династии и раннего периода династии Птолемеев, покрытых текстами почти полной версии Амдуат и других книг о загробном мире. Таким образом, Амдуат была известна до времён поздних фараонов и цитируется в папирусах римской эпохи.

Рис. 5. Гранитный саркофаг Чайхорпата, писца и жреца из Саккары. 30-я династия. Египетский музей, Каир. На фото видны 6-й и 7-й часы. Амдуат была известна до времён поздних фараонов и цитируется в папирусах римской эпохи.

Структура Амдуат

Каждый час описывается с помощью текста и изображений, составляющих единое целое. Час начинается с короткого введения в вертикальных колонках, которые также служат разделителями между часами. Здесь записываются названия часа, его врат и области мира мёртвых; дополнительные замечания касаются направления часов и того, как важно их знать.

Каждый час делится на три регистра, в первом часе средний регистр разделён пополам. В начале среднего регистра всегда изображается сперва ладья солнца, а затем основная тема этого часа. Таким образом, при описании мы будем начинать со среднего регистра. В каталоге божеств из гробницы Тутмоса III каждый час также начинается с ладьи солнца. Однако обычно в литературе часы описываются сверху вниз. Вдобавок три первых часа сопровождаются длинными заключениями.

Рис. 6. Седьмой час Амдуат. Из гробницы Тутмоса III.

Рис.7. Фрагмент восьмого часа Амдуат. Из гробницы Тутмоса III

Солнечный бог окружён большой командой: с ним плывёт Упуаут – «Открывающий пути» (43), Сиа – «Разум» (44), Хатхор (45) — «Госпожа ладьи», «Гор благоухания» (47), «Бык Маат», «Бдительный», Ху «Слово» и «Направляющий ладью» — ещё одна ипостась Гора, который занимает пост рулевого. Сам бог солнца (46) изображён с головой барана, поскольку он спускается в подземный мир как ба-душа, чтобы соединиться со своим телом. А египетский иероглиф ба – баран – одно из обозначений души.

Вплоть до Аменхотепа III эти тексты писались скорописью, как в Книге мёртвых, но после Эхнатона они записываются уже «нормальными» иероглифами (рис.9). В рукописных текстах использовался только чёрный цвет как основной и красный – для выделения, тогда как «нормальные иероглифы» писались каждый своим цветом. Эти два стиля использовались изначально – иероглифы для официальных и крупных надписей, скоропись для повседневного использования и при письме на папирусах. В четвёртом и пятом часах Амдуат встречаются отрывки, записанные криптографическим письмом вместо «нормальных» иероглифов с необычными значениями. Таким образом на эти отрывке делается ударение. Далее, многие имена записаны двумя способами – нормальным и сокращенным, в скорописном варианте они различаются опять-таки цветом чернил.

Рис.8. Скорописные иероглифы из гробницы Тутмоса III.

Рис.9. «Нормальные» иероглифы из гробницы Сиптаха.

Помимо богато иллюстрированной полной версии книги существует также краткая. Это пересказ книги, без картинок, но также разделённый на двенадцать частей, и он ещё встречается в папирусах 21-й династии. Этот текст содержит выборку из множества имён и мест подземного мира и служит кратким руководством, в которое к тому же добавлены дополнительные строки о том, как важно изучить эту информацию.

Ещё один вариант краткого пересказа – это каталог божеств в первом зале гробницы Тутмоса III. Этот каталог был найден только в этой гробнице. В нём перечислены и изображены божества общим числом 741, а в некоторых часах изображены и врата. Однако так или иначе проклятые или наказанные существа из каталога исключены, а команда ладьи встречается только один раз, не повторяясь из часа в час. Всего же созданий в книге 908, считая враждебных.

Порядок часов

Как мы уже знаем, в тексте каждого часа содержатся чёткие инструкции, где именно он должен быть размещён в усыпальнице. 1-4 часы предназначаются для западной стены, 5 и 6 – для южной, 7 и 8 располагаются напротив них на севере. Оставшиеся часы с 9 по 12 логично помещаются на восточную стену.

В таком размещении должен быть особый смысл, поскольку, как мы помним, в гробнице Тутмоса III (и его визиря) этот порядок строго соблюдается, несмотря на неудобства. Особенно сложная ситуация получилась с гробницей самого Тутмоса, поскольку западная и восточная стены оказались короче южной и северной. Поэтому во многих сценах можно видеть, что похожие персонажи располагаются друг поверх друга для экономии места – и это даёт иллюзию трёхмерного изображения. Часы в гробнице Тутмоса III располагаются так, что восходящее солнце оказывается точно к востоку от головы саркофага.

Рис. 10. Размещение двенадцати часов согласно инструкции в тексте Амдуат.

Рис. 11. Двенадцать часов в гробнице Тутмоса III.

Внезапный переход пятого часа на южную стену можно объяснить желанием разместить этот важный час непосредственно возле двенадцатого. После наводнения третьего часа и жестокой пустыни четвёртого в пятом часе мы встречаемся с первым соединением противоположностей – воды и огня. Мы ещё рассмотрим этот момент подробнее, когда будем разбирать каждый час отдельно. Внутренняя связь разнесённых в пространстве четвёртого и пятого часов очень сильна – к примеру, в обоих часах используется так называемое загадочное письмо, которое указывает читателю: «Смотри внимательно, здесь важный переход, который нужно хорошенько запомнить!» Не менее сильна и связь шестого и седьмого часов, также отделённых друг от друга. Эти два часа объединены общей темой: защитой единства души и тела умершего в середине ночи. После столкновения солнечного бога с главным врагом (змеем Апопом) в седьмом часу, оставшиеся часы Амдуат идут друг за другом уже без перерыва – до рассвета.

Такое размещение разделяет ночное путешествие на две части – с 1 по 5-й час и с 6-го по 12-й. Значение такого деления мы поймём, проследовав через все 12 часов.

Рис. 12. Погребальная камера в гробнице Тутмоса III. Слева от саркофага можно видеть 5 и 6й часы, и далее первые три часа.

Заглавие

Книга начинается с длинного заглавия, подчёркивающего важность знаний о потустороннем мире:

«Трактат о тайной комнате.

Где находятся Ба-души, боги, тени, Акх-духи и что нужно сделать…

Чтобы знать о Ба-душах подземного мира,

чтобы знать о таинственных Ба-душах,

чтобы знать о вратах,

и путях, которыми следует великий бог.

Чтобы знать, что делать,

знать, что ожидает в каждом из часов и кто их божества.

Чтобы знать об их превращениях для Ра,

знать, как он называет их,

знать процветающих и уничтоженных».

Мы видим перечисление всевозможных существ, с которыми придётся столкнуться в загробном мире. Самые важные – ба-души, свободные перемещаться по всему нижнему миру и даже подниматься в небеса вслед за солнцем. Акх – слово, которым никогда не называют живых, только богов или избранных усопших. Все обитатели загробного мира мечтают достичь этого состояния.

Важность знаний о мире мёртвых неоднократно подчёркивается и далее в тексте Амдуат: «Знай путь солнечного бога [по подземному миру]! – это вернейшее средство, многократно доказавшее свою силу».

Сегодня мы называем этот тёмный подземный мир бессознательным. Но речь не о персональном бессознательном, содержащем подавленные или забытые ощущения. Из Амдуат мы черпаем знания о той части нашей психе, которую мы делим со всеми остальными людьми. Это коллективное бессознательное было заново открыто в XX веке швейцарским психоаналитиком К.Г.Юнгом. Его исследования показали, что все люди обладают не только одинаковым строением тела – то есть имеют, к примеру, две руки и две ноги – но и одинаковой структурой психе. Сходные модели поведения основываются на общей архетипической структуре, в которой каждому нашему побуждению, желанию соответствует некий образ.

Как станет ясно при изучении Амдуат, базовые знания об этом ночном мире действительно необходимы каждому. Погружение в глубины бессознательного – опасное предприятие, как мы знаем на примере наркотических «бэд трипов» или психозов, появившихся в результате столкновения с бессознательным без подготовки. В кратком варианте Амдуат сказано: «Тот, кто знаком с этими изображениями, подобен великому богу». Такова ценность осознания себя. Чтобы достичь этого, нужно последовать за богом солнца и обрести таким образом его знания о подземном мире. Тогда «познавший» становится отражением божества, живёт и действует согласно божественной воле.

Рис.13. Закат над Западной горой в Луксоре, где хоронили фараонов Древнего Египта. На переднем плане – Колоссы Мемнона.

Первый час

Изображение из гробницы Тутмоса III

Схема часа

Путешествие начинается с заходом солнца, когда оно исчезает с небосвода, погружаясь во тьму иного мира, и появляется, ко всеобщему ликованию, в стране мёртвых. Верхний и нижний регистры первого часа заполнены в основном различными обитателями подземного мира, разделёнными на группы по 9 или 12 созданий. Между двумя этими регистрами плывёт ладья солнечного бога, пересекший западный горизонт. Ладья подходит к первым вратам, названным соответственно – «Всепоглощающие». Врата (не изображенные на рисунке) открываются, чтобы впустить солнце в загробный мир, и захлопываются за ним, чтобы закрыть путь злым силам.

Солнечный бог и его ладья.

Бог солнца (46) изображён в виде человека с головой барана, поскольку баран – один из иероглифов, обозначающих ба-душу. Именно в виде ба-души солнечный бог и проходит через все двенадцать часов ночи.

Согласно египетскому мифу, богу солнца известен путь через ночную тьму к своему утреннему возрождению, ибо он совершает этот путь с начала времён. Поэтому он может служить проводником своему сыну, фараону. Умерший фараон идёт по пути своего отца через все двенадцать часов подземной тьмы. Если он узнает от Ра всё о населяющих ночной мир силах – врагах и помощниках – то сможет самостоятельно пройти этот путь и возродиться подобно Солнечному богу. Так, проследовав дорогой своего бессмертного отца, фараон сам обретёт бессмертие.

Фараон совершает это путешествие через ночь как представитель всех людей на земле. Он становится примером для всех своих подданных, ищущих бессмертия. В поздний фараонический период желанием каждого человека было проплыть с солнечным богом через ночной мир и таким образом достичь бессмертия. Амдуат указывает, что это способен сделать любой человек: «Мёртвым нужны эти знания, но они – средство и для земного человека — и это было доказано миллион раз «. В конце текста ладья Ра названа также «ладьёй миллионов».

На языке современной психологии солнечный бог символизирует источник сознания. На коллективном уровне он представляет созидательный дух бессознательного, осуществивший эволюцию человеческого сознания; на персональном же уровне он символизирует высшее эго или самость. Бог солнца – нечто вроде прототипа правильно функционирующего человеческого эго, способного установить связь с животворными силами бессознательного ночного мира и не быть разрушенным ими. Постепенное – час за часом, шаг за шагом – столкновение с бессознательным в итоге обновляет сознание, и оно настраивается на одну волну с ночными силами, которые потенциально могут как помочь, так и навредить. Фактически, солнечный бог на своей ладье – это пример самодостаточного, реализовавшегося человека.

Ладья была популярным похоронным атрибутом ещё в додинастическую эпоху. Эта рукотворная конструкция позволяет Ра спокойно проплывать по водам ночного мира. Психологически ладья – это символ прочного ментального принципа, основанного на знании и опыте предков. Он позволяет свету сознания возродиться, пройти через обновление в тёмном и опасном мире, который мы сегодня называем бессознательным.

Две богини Маат

Свита бога солнца, которую мы видим перед его ладьёй, начинается с двух богинь Маат (52 и 53). Маат ещё появится в начале второго часа. Она символизирует правильный порядок вещей, справедливость и истину, которую нужно защищать от злых сил. В древнем Египте удвоение символизировало целостность – мы увидим его также в «Чертоге двух истин (двух Маат)» — части загробного судилища. Обратите внимание также на две фигуры Осириса, поклоняющиеся скарабею (64 и 66). Итак, Маат в свите Ра «указывает ему путь через тьму», как сказано в тексте.

То, что мы видим Маат в загробном мире, безусловно, должно нас ободрить и успокоить: мир тьмы, казалось бы, пребывающий в хаосе, в то же время подчиняется порядку Маат. Этот порядок проявляется, к примеру, в чёткой структуре часов и их регистров. Бессознательный ночной мир – не просто беспорядочная смесь противоположностей, каким его часто считают. Он подчиняется природному порядку, который, однако, нужно уметь видеть и уважать.

Два средних регистра

Прямо под ладьёй Ра (46) мы видим второе судно, на котором также изображён солнечный бог, но в образе скарабея (65). Он символизирует, нового, воскресшего бога на рассвете. Две фигуры Осириса (64 и 66) воздают ему почести.

То, что прямо под ладьёй, несущей старого Бога солнца, изображён скарабей – обновлённый бог, цель путешествия, — безусловно не случайно. В самом конце, в двенадцатом часе Амдуат, мы увидим, как скарабей помогает солнцу подняться над горизонтом. Две фигуры Осириса, ночного двойника  солнечного бога, обращены к скарабею и приветствуют своё скорое возрождение.

На современном языке можно сказать, что этот процесс протекает во внутреннем микрокосме психе. Внутрипсихический мир содержит в символической форме знания, необходимые для его собственного духовного обновления. Мы можем получать эти знания, к примеру, из снов. Изображение в целом показывает, что начало и конец этого процесса нужно рассматривать вместе – это поддержит наш дух в пути.

Верхний и нижний регистры

Мы выбрали три группы из восьми находящихся в верхнем и нижнем регистрах для более подробного анализа.

Бабуины, поющие хвалу

Первая группа состоит из девяти бабуинов, «отворяющих врата великому Ба». Эти бабуины – воплощение великой радости при появлении солнечного бога в виде «великого Ба». Где бы ни появилось солнце, солнечные бабуины ликуют, сопровождая его появление музыкой и танцами; потому вторая группа бабуинов в нижнем регистре (83-91) называется «Богами, которые играют музыку для Ра, когда он входит в подземный мир». Кроме того, они общаются с Ра на «тайном языке», понятном только богам и усопшим.

Рис.14. Бабуины восхваляют бога солнца (гробница Рамзеса IX).

В тексте Амдуат описание этих сцен не идёт дальше названий, но в заключении Ра взывает: «Бабуины, раскройте мне свои объятья, распахните для меня врата, о бабуины!»

И они отвечают: «Для тебя открыта секретная область с тайными образами, распахнулись для тебя врата величайшего из городов. Для тебя освещено пребывавшее во тьме, чтобы ты подарил дыхание месту уничтожения, чтобы ты приблизился к месту пребывания Осириса – Предводителя Запада. Слава Ра у врат земных и хвала тебе, дарящему дыхание благословенным, когда ты входишь во врата Подземного мира. Мы, бабуины, отворяем тебе эти врата».

Бабуины олицетворяют досознательную структуру наших инстинктов. В этой области мы во многом сходны с животными. Генная структура человека более чем на 95% идентична генной структуре приматов. Когда Ра- символ человеческого сознания – вступает в ночной мир, активируется и ликует эта часть нашего животного прошлого.

Итак, солнечный бог понимает «тайный язык» бабуинов и прочих созданий нижнего мира. Далее, в третьем часе, его прямо именуют переводчиком. Амдуат ясно указывает на возможность связи между дневным и ночным мирами. Но, как мы помним, всякий входящий в ночной мир должен обладать знаниями Ра, а чтобы получить их, нужно последовать за Солнечным богом в царство мёртвых.

Двенадцать часовых богинь

В последней группе верхнего регистра собраны все двенадцать богинь, отвечающих за ночные часы. Они указывают солнцу путь по тёмным тропам загробного мира.

«Имена богинь, направляющих великого бога, таковы:

Та, кто разбивает головы своих врагов,

Мудрая защитница своего господина,

Та, кто разрезает Ба-души,

Владычица Подземного мира

Та, кто стоит в середине ладьи,

Та, кто прибывает,

Та, кто отражает атаку воинства Сета,

Полуночная,

Та, кто оберегает Глаз,

Неистовая,

Звёздная,

Та, кто созерцает совершенство своего повелителя».

Двенадцать богинь – различные аспекты Хатхор – воплощают женский, эротический принцип. По их именам видно, что каждая действует особым образом в ситуации соответствующего часа. Их указания и защита – и, с другой стороны, ярость и ненависть к врагам Ра – позволяют последнему преодолевать опасности подземного мира.

Рис.15. Крылатая Хатхор (Египетский музей, Каир) – с её помощью Солнечный бог справляется с препятствиями на своём пути.

Двенадцать уреев-змей

Вторая группа нижнего регистра состоит из двенадцати уреев-змей (урей – стилизованное изображение кобры с поднятой головой –прим.пер.), «освещающих тьму подземного мира». Также их задача – с помощью своего огненного дыхания отгонять врагов Ра и следующего его путём усопшего. Они также представляют бесчисленное множество змей, которых нам предстоит встретить в путешествии по ночному миру; в девятом часе мы снова видим группу из 12 змей.

Двенадцать кобр, поднявшихся на хвостах и изрыгающих огонь, это защищающая, светоносная сила, идущая с глубоких инстинктивных слоёв. Они охраняют Ра на всех двенадцати этапах его пути.

В каждой из четырёх групп нижнего и верхнего регистра мы видим по 12 богинь – в человеческой или змеиной форме. Это указание на двенадцать часов Амдуат, подразумевается, что первый час – нечто вроде краткого изложения книги.

Часть заключения

В конце текста, завершающего первый час, читаем: «Тот, кто создаёт эти изображения, подобен самому великому богу. Они необходимы земному человеку, и они есть наилучшее средство…». Итак, человеку, который «создаёт изображения», то есть следует путём Ра, обещано божественное знание о подземном мире. Не «нарисовав» эти образы, невозможно по-настоящему увидеть их и интегрировать в свою психическую систему. Необходимо держать образы в голове, размышлять над ними, пока они не будут «начертаны» в сердце. Так опыт солнечного божества связывается с нашим личным опытом.

Рис.16 Хепри – возрождённый Бог солнца с головой скарабея, цель ночного путешествия. Гробница Нефертари.

Рис.17. Ящик для ушебти (небольших погребальных статуэток — прим.пер.), 21-я династия, Египетский музей, Каир.

Второй час

Изображение из гробницы Тутмоса III

Схема часа

Во втором часе мы покидаем промежуточный мир и входим в собственно мир загробный – Вернес – плодородный край, омываемый водами первозданного океана Нун.

Ладья Ра

В среднем регистре мы видим, что на солнечной ладье теперь появились Исида и Нефтида в образе змей (150 и 151). Солнечную ладью сопровождают ещё четыре «земные» лодки, везущие провизию и символические знаки.

В этом часе начинается течение и подземные воды несут ладьи вперёд. Чёткая структура всех часов с делением на три горизонтальных регистра позволяет нам сохранять ориентацию (в гробнице Тутмоса III средний регистр разделён пополам из-за недостатка места). Но, как постоянно подчёркивается в Амдуат, эту структуру должен хорошо знать каждый входящий в подземный мир. Маат, которую здесь мы видим в начале верхнего регистра (125) гарантирует этот порядок и равновесие в нижнем мире. Известно, что бессознательное содержит упорядочивающие силы, которые могут управлять развитием личности или общества.

Лунная лодка

Последняя лодка несёт символ луны (совмещённый месяц и полный диск) и перо Маат, которое держит безымянный бог. Казалось бы, поскольку луна должна замещать солнце, пока оно пребывает в ночном мире, мы не должны видеть её здесь. Но луна, проходящая через свои фазы, исчезающая и вновь возникающая, является важным символом не только воскрешения мёртвых, но и циклического, повторяющегося перерождения. Более того, луна – это левый глаз Ра, а Хатхор (166), чей символ находится в предыдущей лодке, — его правый глаз.

Рис.18. Изображение солнечной ладьи из гробницы Рамзеса IX.

Рис. 19. Фараон перед богиней Хатхор (гробница Тутмоса IV). Хатхор указывает путь Богу солнца в его путешествии по загробному миру (см. рис. 18)

Неизвестная фигура, держащая перо Маат, как бы связывает символ луны с законами равновесия и справедливости Маат. Луна, каждый месяц умирающая и заново возрождающаяся – единственное небесное тело, которое показывает нам весь этот процесс, шаг за шагом. Для полного годичного перерождения (полного круга солнца) нужно двенадцать перерождений луны, так же, как путешествие Солнечного бога через подземный мир занимает двенадцать часов.

Рис.20. Богиня Маат с золотым страусиным пером на голове. Символ равновесия, порядка и истины. Египетский музей, Каир.

Рис. 21. Провизия для загробного мира (гробница Сеннефера)

Неизвестная фигура с пером может быть Тотом – богом луны, одновременно близким к Маат. Однако в то же время в этой фигуре можно видеть любого, кто поддерживает законы Маат, действуя от имени луны и Бога солнца.

Нижний регистр

Нижний регистр начинается с двух групп, в каждой из которых по три божества, первая группа (170-172) несёт знаки «времени года», вторая (174-176) — «года». В тексте они описываются так:

«Они приносят в дар великому богу времена года,

они приносят ему годы, которые держат в руках,

Этот великий бог повелевает ими.

Они взывают к нему, и голос великого бога даёт им жизнь.

Они дышат, когда он зовёт их.

Он решает, что им надлежит делать,

И он даёт им растения в их полях.

Они – те, кто преподносят плоды Вернеса богам из свиты Ра».

Эти боги отвечают за правильное течение сельскохозяйственного года, который в Древнем Египте состоял из трёх сезонов: разлива, посева и сбора урожая. Они обеспечивают свежие плоды для благословенных мёртвых, как и боги зерна, которых мы видим в конце регистра (187-192). Бог между двумя этими группами (173), вооруженный ножом, защищает их от вездесущих врагов.

Плодородие этого часа пробуждается колосьями, которые божества в нижнем регистре несут в руках (187-189) или воткнули в волосы (190-192). В тексте делается ударение на то, что бог наделяет участками земли адептов Осириса, «крестьян Вернеса», возделывающих поля загробного мира.

Диалог Ра с богами плодородия указывает на их взаимозависимость. Свет солнечного бога начинает оживлять подземный мир, так же, как его свет на земле даёт жизнь растениям. Взамен боги плодородия снабжают пищей самого Ра и его свиту.

То же самое сегодня можно видеть в отношениях человека с бессознательным: обратив внимание на ночной мир, можно получить его положительную реакцию и «пищу».

Рис.22. Солнечная ладья входит в третий час Амдуат. Гробница Сети I.