Перевод

Ярко-красные эмоции

Темные ночи Души

 
Ярко-красные эмоции 


В течение многих лет каждый вечер я рассказывал своим детям историю о короле и королеве, которые жили много лет назад. В те времена существовала школа рыцарей, в которой обучали взаимодействию с огнедышащими драконами, нарушавшими спокойствие многих деревень. Король с королевой в этой земле были просвещенными людьми, они хотели, чтобы драконов не убивали, а приручали. Рыцарей обучали тому, как использовать музыку и добрые, прекрасные слова для того, чтобы сделать драконов более «цивилизованными». Возможно, «приручать» – не самое хорошее слово. Под этим словом я не имею в виду сделать домашними, я говорю о том, чтобы зачаровать их и успокоить, благодаря чему они смогли бы мирно жить со своими соседями-людьми. Эти драконы по-прежнему могут извергать огонь, но при этом не будут разрушать постройки или причинять вред людям. 

Возможно, этот эпизод с драконами – хорошая иллюстрация того, как говорить о гневе. Все мы, в то или иное время, вспыхиваем. Огонь изрыгается из наших ртов. Мы можем пытаться удержать его, потому что знаем, что он способен принести нам неприятности, но подавлять гнев, мне кажется, не является хорошим решением в данной ситуации. Сегодня многие люди знают из популярной психологии, что важно выражать гнев в тот момент, когда мы его ощущаем. И все равно мы повсюду наблюдаем следы подавленного гнева, от проявления ярости на дорогах до общей нехватки вежливости в обществе. 

Мы уже рассмотрели ранее, как подавление эроса и творческого инстинкта может стать источником темной ночи души из-за исчезновения жизненной энергии. То же самое может произойти и с гневом. Чтобы быть человеком, полностью присутствующим в мире, необходимо обладать энергией, пламенем и силой, которые приходят в гневом. Если вы отвергаете свой гнев, вы будете ощущать себя безжизненными и потерянными. Как сказал Джеймс Хиллман, гнев говорит нам, что не так. Он может не сказать вам, что делать с этой плохой ситуацией, но он четко указывает на то, что что-то с этим делать нужно. 

Мы, в целом, не очень осведомлены относительно того, как выражать наши чувства. В течение жизни нас учат очень многим вещам, но очень редко нам выпадает шанс узнать что-то об эмоциях и о том, как взаимодействовать с другими людьми. Мы прикладываем огромные усилия для развития нашего ума, но, по-видимому, предполагается, что мы должны как-то справляться с нашими эмоциями инстинктивно. Не поразмыслив тщательно над темой гнева, многие люди думают, что гнев всегда негативен, и не могут представить себе, что он может быть полезным и позитивным. Люди часто бывают сильно шокированы, когда терапевт просит их показать свой гнев. Когда они пытаются это сделать, то чувствуют себя очень неловко. Или они обнаруживают, что простое проявление гнева ничего не дает. После того, как вы покричите или поругаетесь, окажется, что ситуация остается по-прежнему такой же плохой, как и была прежде, и удовлетворение от того, что вы громко выразили ваши жалобы не решает магическим образом ваши проблемы, а лишь отталкивает других людей. 

Отсутствие эффективного взаимодействия с гневом может лишить вас радости жизни и заставить выглядеть и чувствовать себя лишь наполовину живыми. Темная ночь души может вывести на поверхность подавленный гнев, потому что, как мы говорили ранее, избегание какой-то одной эмоции влияет на все остальные. Если вы не можете испытать гнев, вы сами и люди вокруг вас не смогут узнать, кто вы. Они не смогут узнать, что вы чувствуете, и не смогут узнать пределы вашего терпения. Гнев дает вам границы и определенность. 

Гнев естественен 
Существует огромная разница между вспышками гнева и его выражением. Вспышки гнева означают попросту то, что вы спускаете пар, когда доведены до точки кипения. Можно поиграть в теннис, поударять в стену, покричать. Вспышки гнева могут снять некоторое напряжение, но они находятся очень далеко от подлинного ответа на возникшую эмоцию и поэтому могут нанести вред отношениям. Любой человек, находящийся поблизости во время ваших вспышек гнева, может воспринять их как что-то личное, и это может его сильно обидеть. 

Выражение гнева означает то, что вы проявляете ваш гнев в отношении определенной ситуации или состояния. Если вы злитесь на вашего супруга (супругу) или партнера, то часы усиленных тренировок в тренажерном зале не будут так же эффективны, как открытый разговор с вашим партнером о том, что вы чувствуете. Вспышки гнева вряд ли здесь помогут, но может быть очень действенным, если вы скажете, с определенной долей страсти, из-за чего вы злитесь. Возможно, что вам придется много говорить на эту тему, а через некоторое время снова пройти через этот разговор. 

Еще одна проблема вспышек гнева связана с тем, что сырые эмоции могут содержать в себе воспоминания насилия и унижения. Вы можете злиться на многих людей по разным причинам. Вспышка гнева, содержащая в себе весь конгломерат чувств, в присутствии одного человека может привести к тому, что вы затопите этого человека всеми накопившимися за долгое время переживаниями, большинство которых не будут иметь к нему никакого отношения. Ярость, превращающаяся в насилие, становится бессилием и не решает никаких проблем, потому что вы никаким образом не взаимодействуете с реальным объектом вашего гнева. Вы просто даете другим людям хороший повод в свою очередь злиться на вас. 

Один очень хороший терапевт однажды сказала мне, что человек должен злиться столько раз в день, сколько он ходит в туалет. Я думаю, она, в первую очередь, имела в виду то, что гнев очень естественен. Он может вам не нравиться, но у него есть свое место, и в зависимости от вашего темперамента, он может быть постоянной величиной в вашей жизни. Она также имела в виду то, что гнев приходит по своему собственному расписанию и по своим собственным причинам, и его расписание может отличаться от вашего. И наконец, она говорила о том, что гнев является частью повседневной жизни, и поэтому он будет появляться часто. 

Другой терапевт мне однажды сказал, что нужно быть в отношениях только с тем человеком, который способен выносить ваш гнев. Некоторым людям нравится взаимодействовать с людьми в гневе или быть в гневе самим. Некоторые отношения выглядят как постоянные военные баталии, что подходит только немногим людям. В целом, очень важно иметь свободу в выражении своего гнева. Никто не хочет, чтобы к нему плохо относились из-за этого или обернули ситуацию против него. Никто также не хочет, чтобы возникший гнев вышел за рамки допустимого. Гнев обладает свойством усиливаться и накапливаться, поэтому лучше направлять ваш умеренный гнев на обычные ситуации, чем когда-нибудь сильно взорваться, забыв при этом, из-за чего вы вообще злились. 

Кажется, что некоторые люди пребывают в хроническом гневе. Они постоянно носят груз обид или обвиняют других в своих бедах. Даже легкая провокация способна вызвать у них ярость. Возможно, они не смогли справиться с несправедливостью, случившейся когда-то давно в прошлом, или у них есть привычка подавлять своих чувства – состояние, которое превращается в черту характера, вечное плохое настроение. Гнев, растворенный в определенном настроении, не очень похож на гнев как таковой, но если вы не охладите его и не придадите ему какой-то значимой формы, то он может навсегда остаться ускользающим и разъедающим. 

Есть люди, которые все время злятся. Ничего не стоит вызвать у них взрыв ярости. Они часто используют ругательства в больших количествах, бросают и ломают вещи. Но, находясь в состоянии ярости, они также могут ощущать свое бессилие. Ситуация никак не разрешается. Это привычка, которая в итоге не решает никаких проблем. Этим людям также нужно научиться тому, как выражать свой гнев, а не потворствовать ему. 
Подавленный гнев может перейти в насилие. Некоторые люди необычайно вспыльчивы и взрываются в неожиданные моменты. Кто-то сталкивается с насилием опосредованно и символически, например, взаимодействуя с грубыми и невежливыми людьми, которые передают другим свои разочарования и невзгоды. Мы можем задаться вопросом, а не связан ли успех сцен насилия в кино с глубоким гневом масс. Люди могут дать волю своей ярости, наблюдая за насилием на экране, без каких-либо серьезных последствий. Но этот вуайеристский гнев никак не влияет на источник недовольства. Такое наблюдение только делает эту проблему еще более длительной. Время от времени какой-то фильм дает взгляд на динамику насилия, и в таком случае образы могут помочь добраться до скрытого уровня ярости у зрителя. Гнев всегда призывает к какому-то ответу, который бы каким-то образом повлиял на мир, потому что гнев связан с силой и творчеством. 

Гнев и темный ангел-хранитель 
Когда с вами поступили несправедливо, гнев может вспыхнуть в вас так внезапно, что вы не успеете понять, что же произошло. Это как если бы кто-то другой присматривал за вами и сразу сообщал вам, когда вы попали в плохую ситуацию. Гнев дает вам импульс, который вам необходим, чтобы изменить те условия, которые изменить необходимо. С этой точки зрения гнев подобен темному ангелу-хранителю, даймонической силе (даймон как неназванная, но ощущаемая невидимая сила), которая предлагает вам покровительство и духовную поддержку. 

Но в тот момент, когда этот даймонический гнев выполнил свою работу, вы остаетесь наедине с личными решениями. Если вы не станете действовать в ближайшее время, то вы можете забыть о том, что же было первопричиной вашего гнева. Первое задание заключается в том, чтобы показать ваше недовольство, а затем исследовать ситуацию и спросить: «Почему я зол? Что конкретно случилось?». У гнева есть свое содержание, но если вы позволите ему рассеяться без размышления о нем и без конкретных дальнейших действий, он может образовать целое болото недовольства, вода в котором со временем станет стоячей и грязной. Этот хронический гнев – необычайно разъедающая эмоция, которая уродует все вокруг себя. 

Гнев может быть настолько подавлен, что человек может жить с постоянным смутным чувством недовольства, даже не подозревая о том, что основой этого недовольства является гнев. В этом случае необходимо вывести это базовое чувство на поверхность и увидеть его таким, какое оно есть. Здесь полезно вспомнить все истории, в которых с вами поступили несправедливо, и сделать что-то, что могло бы изменить эти условия. Также можно попробовать найти новую причину для гнева, направив вашу ярость на ту причину, которая будет достойна такой сильной эмоции. Обратите внимание, что ни в одном из этих случаев вы не пытаетесь избавиться от гнева, а скорее находите ему стоящую причину для того, чтобы себя проявить. 

Вам необходимо лучше понять, что стоит за вашим гневом, чтобы в конце концов вы смогли иметь дело с его причиной. Гнев только отчасти является эмоцией. В нем есть интеллектуальная компонента, которая помогает придать жизни смысл. Если вы точно знаете, что и кто вас злит, тогда вы точно знаете и где вы находитесь, что сейчас происходит и как с этим эмоционально справиться. Гнев помогает упорядочивать многообразие жизни и постоянно ее преобразовывать. Значительный уровень гнева необходим для того, чтобы поменять работу или решиться развестись. Очевидно, что социальная несправедливость может быть исправлена только в том случае, когда потерпевший испытает достаточный гнев, чтобы выразить несогласие и оказать сопротивление. 

Гнев может вывести на свет спрятанного в вас рыцаря и воина и трансформировать обычную эмоцию в эффективный внешний облик. Он может превратить вас в совершенно иного человека. Многие мужчины и женщины, проходящие через темную ночь души, описывая, как она изменила их, часто говорят о том, что они открыли в себе внутреннего воина. Под воином я не имею в виду человека, проявляющего насилие, а скорее того, кто дошел до предела и открыл в себе свою внутреннюю силу. В некоторых случаях простое возвращение себе своей собственной силы, своей эксцентричности и своей креативности достаточно для того, чтобы отогнать настроение, делавшее вас мрачными и тихими. 

Если вы не выражаете ваш гнев эффективным способом, в итоге эти чувства могут обернуться против вас. Один из искусных способ избегания гнева – прятать его за постоянным раздражением на себя. Привычка самобичевания может привести к особой темной ночи души, сердцевиной которой является гнев. Вы блокируете ваши чувства, выбирая такую форму депрессии вместо риска раскрыть то, что вы на самом деле чувствуете. Но гнев хочет пройти свободно через всю систему, от вашего первого осознания несправедливости до финальных слов жалобы. Это чувство гнева может быть самим пульсом жизни, требующим выражения. Суфийский поэт Руми однажды написал: 

Не используйте ваш гнев для того, чтобы скрывать 
Тот свет, который не следует прятать. 
Гнев – это ваш дух, ярко вспыхивающий в вас. Это ваше присутствие в жизни, которое само себя утверждает. Конечно, здесь можно перегнуть палку, выразить его неправильным способом и спутать его со многими другими вещами. Но все же он остается силой вашей жизни, вашим ценным даймоном, проявляющим себя таким образом. 

Придавая гневу форму 
Медицинские книги Средних Веков обсуждают гнев в контексте образов алхимии и астрологии. Эти образы соединяют гнев с некоторыми другими качествами и помогают нам раздвинуть границы нашего воображения и лучше понять, что же такое гнев. Марсилио Фичино сказал, что хотя гнев является проблемой, он позволяет человеку пробудить свои чувства и очистить их. Гнев помогает вам противостоять трудной ситуации. Он стимулирует вас и дает возможность преодолеть робость и застенчивость. Он согревает все ваше существо и придает вашему голосу и вашим действиям твердость и точность, в которых они нуждаются. Фичино делает особый акцент на том, как гнев способен усилить ваш «голос» и придать вам твердую решимость. 

Эти ключевые идеи, которые являются традиционныеми качествами духа Марса, раскрывают очень полезные и даже необходимые нам аспекты гнева. Твердость, жар и сила являются атрибутами гнева. Подавите гнев, и эти качества тоже исчезнут. Гнев также может играть важную роль в других видах самовыражения, в прочности вашей любви и укорененности вашего сострадания, в смелости и энергичности ваших проявлений и в пламенности вашей страсти. Гнев является не только эмоцией, но и качеством. 

Гнев также может стать основой вашей выносливости и силы. Он может придать вам больше твердости, избавив от излишней мягкотелости, сделать вас более сфокусированными и открытыми в речах, избавив от неопределенности и расплывчатости, и более прямолинейными в отношениях с другими, избавив от двусмысленности. Он может вдохновить вас на то, чтобы быть более активными и взять на себя ответственность за свою жизнь. Он способен превратить ваше сострадание в социальное действие и привнести вашу природную творческую энергию в реальную жизнь. Недостаточно иметь хорошие идеи и хорошие ценности, вы должны проживать их с силой и убежденностью. 

Гнев, трансформированный в личную силу, также помогает брачным и другим отношениям. Большинство людей хотят быть с теми, кто берет ответственность за свою собственную жизнь и предлагает лидерство и поддержку. Отношения начинают рушиться, когда один из партнеров проседает под весом жизненных обстоятельств. Гнев может быть началом творческого отклика, и это может стать существенным вкладом в развитие отношений. 

С другой стороны, конечно, сырой или хронический гнев может сделать несчастными всех в отношениях. Спокойствие, доброта, самообладание и выдержка – это те качества, которые помогают в семье и в браке создать ту атмосферу, в которой может расти и развиваться любовь, а люди будут чувствовать право на свободное выражение того, кем они являются. Вам необходимо научиться тому, как давать гневу свое место так, чтобы он не вытеснял другие чувства, которые обеспечивают интимность и комфорт. Дух гнева, Марс, является только одним из пантеона духов и эмоций. В идеале гнев сосуществует со спокойствием, радостью, дружелюбием и чувством общности. 

Еще раз повторюсь, здесь мы снова сталкиваемся с парадоксом. Настоящее спокойствие в жизни и в отношениях исходит не от пассивности, а от прочной подобно железу структуры, сплавленной из философии и личности. Это не значит, что не должно быть гибкости, но сегодня важность силы, свойства Марса, часто недооценивается. Найти правильное место вашему гневу означает помочь создать необходимую структуру, обеспечивающую творческую и любящую жизнь. 

Возможно, ваш гнев никогда не будет понят, и тем не менее он может совершить важную работу по решению жизненных проблем. Биограф Леонарда Бершнтейна рассказывает о том, как композитор долгие годы злился на свою супругу по несущественным поводам, что в конце концов привело к тому, что они расстались. Бернштейн сразу начал исследовать свою бисексуальность. Кто-то может начать оценивать эту ситуацию с точки зрения морали, однако мы можем здесь увидеть, как гнев сыграл свою важную роль в том, чтобы вывести на свет очень важные темы в жизни Бернштейна. 

Правильное использование власти и подчинения 
Может быть это прозвучит слишком просто, но важно давать гневу место в ряду других эмоций, которые появляются в нас и уходят. Но, как я сказал, важно помнить, что у гнева есть и качество внутреннего даймона. У него есть своя собственная воля, и он обладает силой, которую вы просто не можете контролировать. Так же, как любовь представляет собой нечто гораздо большее, чем любая эмоция, с которой можно справиться самому, гнев является источником силы, к которой вы подключаетесь. Гнев часто связан с вопросами власти. Вы злитесь, когда что-то происходит не так, как вы хотите, или когда кто-то зашел слишком далеко в попытках вас контролировать. Но эта тема власти и контроля тесно связана с вашей способностью позволить жизни беспрепятственно проходить через вас, насколько это возможно. 

Ваша жизненная энергия является вашей судьбой, она определяет вас и позволяет вам быть творческими. Ваша работа – выстраивать с ней взаимоотношения. Если вы не находите места для проявления всей вашей силы и возможностей, она превратится во что-то иное. Вместо того, чтобы быть восприимчивым к постоянным приглашениям, раскрывающим жизнь в вас, вы станете более покорны другим людям. Объект, которому вы сдадитесь, от самой жизни перейдет к определенному человеку или группе людей. Это изменение в отклике создает деструктивный паттерн, известный десятилетиями в психологии под названием садомазохизм. 

Удовольствие, которое человек мог бы получить от живого отклика на жизнь, переворачивается. Теперь он начинает испытывать удовольствие от разочарований, от эмоциональных и физических ран или предательства. Вот как я представляю себе садомазохизм и почему я считаю, что он так всеобъемлющ. Он может отражаться в стиле взаимодействия. Вы опаздываете на встречу и ругаете себя за постоянные опоздания. Вы могли бы воспринять это как одну из неудач в жизни, но вместо этого вы фокусируетесь на себе. В этом примере можно увидеть, что самовлюбленность является частью процесса самообвинения. Вместо того, чтобы просто позволить жизни случиться, вы ставите себя в центр тех событий, которые с вами происходят. 

Когда эта привычка глубоко укореняется, ваша самокритика может стать еще более суровой. Вы можете часто и очень жестко осуждать себя. Вы даже можете найти способы эмоционально ранить себя или даже причинить себе физическую боль. Некоторые люди режут или бьют себя. В отношениях это может проявляться в садомазохистских сексуальных играх – довольно распространенном способе сводить проблемы власти и подчинения к сексу. 

Но садомазохизм работает в двух направлениях. С одной стороны, сам человек, который получает удовольствие от страдания, часто имеет скрытую садистическую сторону. Он может предъявлять себя миру как бессильного, всегда несправедливо обиженного и «избитого» жизнью. Но за этим часто скрывается жесткость и сильный контроль, которых человек в себе не видит. В присутствии самоуничижающего себя человека всегда следует искать знаки неявного контроля и скрытой силы. 

С другой стороны, садомазохизм проявляет себя через агрессора. Когда жизнь больше не поддерживает вас и не дает вам силу, вы можете начать отчаянно ее требовать, становясь агрессивными. По меньшей мере, вы можете испытать определенное удовольствие, причинив боль тому, кого вы любите. Или получить ощущение власти, отдавая приказы другим и находясь в более выгодном положении. Недавно, когда я проходил контроль безопасности в аэропорту, то стал свидетелем такого случая. Женщина, стоявшая передо мной, никак не могла понять, что необходимо было сделать. Мужчина, проводящий досмотр, сказал ей поднять чемодан и положить его на ленту. Смущенная запутанностью процедур, она колебалась несколько секунд, не поднимая чемодан с пола. Мгновенно молодой работник аэропорта схватил ее чемодан и отнес его в отдел потерянного багажа. А затем прочел всем нам лекцию о необходимости точного соблюдения правил. «Мы серьезно относимся к контролю безопасности!» – сказал он с преувеличенной важностью уполномоченного лица. Все мы, стоявшие там, были возмущены несправедливостью этого маленького диктатора и открыто высказывали наше несогласие и недовольство, пока к той женщине не проявили должного уважения. 

Сила и слабость необязательно должны быть идеально сбалансированы для того, чтобы эффективно взаимодействовать и быть жизнеспособными. Я уже писал ранее о трудностях писательницы Анны Секстон. В своем письме поэту Стэнли Куницу она делится своим пониманием того, как эти конкретные энергии инь и ян сосуществуют в паре: «Люди мне всегда говорят, что я сильная. Может быть, это от того, что я очень многое пережила. Внутри я чувствую себя как вареное брокколи, и я не имею в виду ствол брокколи, который должен быть хрустящим и вкусным. Я имею в виду верхушки, которые распадаются, когда их разрезаешь. Единственное время, когда я сама себя ощущаю сильной, связано с теми моментами, когда меня захватывает стихотворение, а я пытаюсь одолеть его и в то же время позволить ему жить своей особой жизнью. Вся моя прочность и сила уходят в мой писательский труд». 

Выражение или невыражение гнева – очень сложное дело. Брайан Кинэн рассказывает нам драматическую историю, в которой, после того, как над ним насмехался охранник по имени Саид, у Кинэна возникла возможность ударить его о стену. Но агрессия Брайана привела к суровому наказанию его товарища, Джона. В следующий раз, когда Брайана оскорбили, он ощутил ярость, но отреагировал иначе: «Гнев взревел во мне, но я удержал его в горле, заглушил и отправил обратно. Я ничего не сказал, я только повернулся и пристально посмотрел на своего обидчика, а затем отвернулся. Он ждал, что я заговорю. Но я этого не сделал». 

Но у людей не всегда бывает столько самообладания. Человек может вести себя садистично из-за неведомого, кипящего в его сердце гнева. Он не знает, о чем вообще его гнев, и поэтому он направляет его на все и на всех, кто в его воображении неправильно с ним поступил. Часто уровень гнева практически не имеет отношения к причине вспышки. Это хронический, подавленный гнев, которому не поверили тогда, когда он впервые возник, возможно, много лет назад. Есть старый гнев, и есть новый гнев. Старый необходимо восстановить, а новый – выразить в подходящей ситуации. 

В своих крайних вариантах, конечно, люди начинают проявлять насилие, но, даже исключая физический конфликт, мы все способны на садомазохистские действия. Родители часто поступают так с детьми, учителя со своими учениками, доктора со своими пациентами – эти роли особенно подвержены садомазохистским отыгрываниям. Любовники так поступают друг с другом из-за эмоционального хаоса. 

Еще раз повторюсь, что эта модель поведения очень сложна. Человек, который демонстрирует свою агрессивность, когда оскорбляет кого-то или дерется, возможно даже используя оружие, на самом деле в глубине души чувствует свое бессилие. Единственный способ, каким он может получить ощущение собственный силы – это найти оружие, которое, однако, будет лишь фетишем, символом силы, а не самой силой. Он может демонстрировать самоуверенность и кричать на других, но под его петушиными повадками скрывается слабый и бессильный человек. Вы должны знать это о садомазохизме, чтобы эффективно с ним взаимодействовать. 

Эти варианты использования и злоупотребления властью охватывают широкий спектр от мягких форм контроля до агрессии и насилия. Эта модель часто задействована в случаях самоубийств, убийств, домашнего насилия и социального конфликта. Когда у людей нет возможности творчески реагировать на жизнь, проявляющуюся в них, они могут стать насильственными. С другой стороны, мы все можем впадать в мягкие формы такого отыгрывания в повседневной жизни. Муж и жена пытаются договориться, куда пойти поужинать. Если вы приглядитесь, то сможете увидеть, как в глубине этого вопроса лежат темы власти и подчинения, которые поднимает даже такая простая ситуация. 

Трансформируя пассивность 
Это садомазохистское разделение эмоций может иметь отношение, по крайней мере отчасти, к темной ночи вашей души. Оно может быть связано с процессом распада и воссоздания, который происходит в период темной ночи, когда вы легко выходите из себя и быстро перескакиваете из одного эмоционального состояния в другое. Вы можете часто переключаться с ощущения ярости на ощущение переполненности. Вы можете чувствовать неуверенность относительно того, что вы ощущаете, и что происходит в вашей жизни. 

Часто, когда кто-то подходит ко мне с темой хронического страдания, я вижу боль на лице этого человека и чувствую за ней тенденцию страдать, что является распространенным вариантом мазохизма, о котором я говорю. У некоторых людей есть привычка страдать в любых ситуациях, и, будет верным сказать, одновременно с этим у них есть привычка все контролировать. Выход из некоторых темных ночей может заключаться просто в том, чтобы изменить это отношение. Вам необязательно страдать из-за вашего существования, вы можете получать удовольствие от него. Вам нет нужды завидовать контролю и силе, которые вы чувствуете в окружающих, вы можете найти свою собственную силу, отдаваясь больше потоку жизни и тому, чего жизнь от вас требует. 

Многие люди трансформируют свой гнев в саморазрушение – употребляют алкоголь или наркотики или слишком много работают. Они могут срываться на детях, подчиненных или животных. Они могут по-разному выражать пассивную агрессию – молчать, быть безучастными, предлагать неискреннюю любовь или дружбу, быть доступными для людей, а потом заставлять их за это страдать. Когда гнев чист, он может очень многое сделать для человека или отношений. Но когда он закамуфлирован и скрыт, его воздействие прямо противоположно. 

Люди часто не заглядывают глубоко в то, какие модели поведения лежат в основе их жизней. Они полагают, что когда они чувствуют себя слабыми, им необходимо демонстрировать свою силу. Они пытаются, но поскольку это неверная тактика, у них ничего не получается. Однажды, когда я посещал дискуссионные сессии в доме Джеймса Хиллмана, я приехал довольно поздно и нарушил общую атмосферу в комнате. На следующей неделе я приехал на полчаса раньше. Джеймс встретил меня в дверях и сказал: «А! Компенсация!». 

Всегда есть соблазн компенсации. Вы верите в то, что вы пассивный человек, и стараетесь быть более напористым. То, о чем вы забываете, это то, что в вашей пассивности спрятана сильная, беспокойная агрессия. Это прекрасный момент «пройтись вместе с симптомом». Если вы ощущаете свое бессилие, сначала вам нужно научиться сдаваться и быть восприимчивым, так, чтобы это было для вас полезным. Как по волшебству, вы обнаружите силу, которую вы искали. Вещи зачастую прямо противоположны тому, какими они кажутся, и это потому, что жизнь состоит из парадоксов, противоречий и противоположностей. 

Если у вас есть тенденция к пассивности, то, парадоксальным образом, вам не нужно быть более активным и напористым, а скорее более восприимчивым. Разница между пассивностью и восприимчивостью – это разница между страданием и открытостью. Возможно, вы не видите особых отличий между ними. Но когда вы пассивны, вы ощущаете, что жизнь ударяет вас на каждом шагу. Вам трудно увидеть, что ваша пассивность является симптомом вашей неспособности впускать, выдерживать и взаимодействовать с жизнью, когда она к вам приходит. Сама ваша пассивность является формой контроля. 

Нечто похожее можно увидеть у людей, которые вступают в брак внешне, а не внутренне. Они живут с человеком, которого они любят, но так и не решают оставить свой холостяцкий образ жизни. Они постоянно жалуются на то, что им приходится делить с кем-то свою жизнь и ограничивать себя в своих желаниях. Они в браке и одновременно не в браке. Их радость может вернуться к ним, если они смогут перейти важный рубеж, как мы обсуждали ранее в главе обряды перехода. Но это будет означать то, что они сдадутся той жизни, которая у них есть, вместо того, чтобы быть привязанными к образу идеальной жизни. 

Люди часто чувствуют себя фрустрированными и злыми, поскольку им кажется, что другие люди обладают преимуществами и во многом их превосходят. Эти люди могут прогибаться под чьим-то давлением и отдавать себя на милость тех, кто обладает авторитетом или просто принуждает их что-то делать. Для того, чтобы восстановить свое чувство силы, этим подавленным людям необходимо исцелить расщепление в своих эмоциях. Если они будут пытаться компенсировать это, пытаясь быть сильными, когда на самом деле чувствуют себя слабыми, то это вряд ли станет хорошим решением. Но если они смогут быть одновременно и уязвимыми, и сильными, они могут найти эффективный способ справляться со своей фрустрацией – не быть уязвленными в отношениях с другими людьми, а скорее быть открытыми своим собственным чувствам и тому, что от них сейчас требует жизнь. 

Говоря простым языком, мазохизм – это предложение сдаться жизни, в процессе чего человек может обрести чувство силы и гибкого контроля. 

Эта фраза, «гибкий контроль», описывает баланс между силой и подчинением. Дао дэ цзин рекомендует принцип «у-вэй» – достижения вещей без активных попыток их достигнуть. Есть еще одно качество, способное превратить мазохизм в гибкий контроль, – ум. Вам необходимо знать, когда, как и даже кому сдаваться. 

Определенные виды капитуляции обещают живость и энергию, как брачная клятва провести жизнь с тем, кого вы любите. Но даже тогда капитуляция может быть чрезмерной и очень тяжело переносимой. Самая безопасная капитуляция – это отдаться жизни, верить в себя и в законы природы. Сдаться другому человеку или организации более опасно и имеет смысл только тогда, когда это продуманный и осторожный шаг, который не отрезает вас от самих себя и ваших потребностей. 

У меня складывается такое чувство, что больше людей впадают в мазохизм, нежели в садизм. Многие из нас чувствуют себя жертвами общества, бизнеса и правительства. Мы терпим те моменты в семейной и брачной жизни, в которые нам кажется, что наша сила исчезла. Все это те многообещающие моменты, когда чувство краха и переполненности могут быть трансформированы в более полное участие в жизни. Вам необходимо найти какого-то человека или группу людей, которые будут стоить вашей капитуляции. Тогда вы сможете обрести новую жизненную энергию и новую силу, именно потому что ваша пассивность превратится в уязвимость и самоотдачу. 

Лучшее разрешение садомазохистского поведения может заключаться в браке, в котором вы одновременно ощущаете и свободу, и зависимость, в работе, в которой вы одновременно чувствуете свободу принятия решений и готовность служить корпорации, или в семье, которой вы посвящаете большое количество времени и энергии и в то же время заботитесь о собственных основных нуждах и желаниях. 

Незаметные мазохистские модели поведения в повседневной жизни во многом связаны с гневом, который чувствуют люди. Некоторые выражают его очень сильно, даже насильственно. Другие чувствуют, что этот гнев обернулся против них самих и так глубоко укоренился, что они ежедневно испытывают сильные страдания. Любой вид гнева может привести человека к темной ночи души, долгому периоду недовольства и несчастья. В любой темной ночи души может быть полезным тщательно поразмыслить над тем, где находится ваш гнев и как вы обходитесь с вопросами подчинения и контроля. 

Обнаженная душа 
Эго, которое вы взращивали в себе в течение многих лет, защитное, контролирующее и наполненное страхом, может воспринять это изменение в отношении гнева как свою смерть, смерть в жизни, которую вы знали и любили. Но это только один слой смерти. Каждый день вам приходится умирать, даже пока вы живете. Освобождение от мазохизма может потребовать того, чтобы вы позволили себе прожить его и дать ему умереть. Желаемая новая жизнь приходит только тогда, когда что-то старое отмирает. 

В своей сильной книге «Отрицание смерти» Эрнест Беккер рассказывает о многих сложностях и дуализмах, как он их называет, обращая внимание на потребность каждого человека войти в мир полностью очищенным и освобожденным. «Сами защиты, в которых нуждается человек, для того, чтобы сохранить уверенность в себе и самооценку, становятся его пожизненной ловушкой. Для того, чтобы ощутить вечность собственной жизни, он должен разрушить то, в чем он нуждается для того, чтобы жить. Подобно Лиру, он должен отбросить культурные установки и встать обнаженным перед штормом жизни». Эти культурные установки могут включать в себя многие модели поведения, которые вы усвоили, пока росли, способы, которыми общество учило вас как быть послушными и когда можно заявлять о себе. Сюда также входят многие правила, которые вы почерпнули из своей семьи. 

Беккер фактически использует образ Ионы – «обнаженного в шторме жизни». Подобно Ионе, нам всем необходимо быть выплюнутыми из чрева семейных и культурных предрассудков, став новыми людьми, свободными и неограниченными. Это одна из целей темных ночей души – удалить, очистить и отделить существенное от иллюзорного. Нам необходимо сделать что-нибудь с нашим гневом, не подавляя и не отыгрывая его. Есть тысячи возможностей, но каждая из них должна чтить и поддерживать эмоцию, придавая ей форму и смысл. В конечном счете, вы трансформируете ваш гнев, превратив его в источник жизненной силы, и эта освобожденная жизненная энергия даст вам возможность присутствовать в мире как уникальной личности. 

Если вы когда-либо рожали или присутствовали при родах, вы знаете, какая сила в первую очередь нужна для того, чтобы прийти в этот мир. Мы нуждаемся в духе Марса всю свою жизнь для того, чтобы проявляться в мире снова и снова самими собой. Мы постоянно сталкиваемся с разными препятствиями, с людьми, которые хотят, чтобы мы переняли их взгляды на жизнь, а не оставались самими собой. Сила, в которой вы нуждаетесь для того, чтобы бурно развиваться и творить – это ваш гнев, перевернутый сверху вниз. Гнев дает вам всю силу и мотивацию, в которой вы нуждаетесь, чтобы каждая минута вашей жизни была особенной, а вы были теми, кто вы есть. Без этого вы сдадитесь не там, где это нужно, и будете ощущать себя переполненными. Гнев одновременно удерживает вас от определенных темных ночей и вытаскивает из тех, в которые вы попали. Гнев является вашим ценным ангелом, заслуживающим вашего внимания и взращивания. 

 

Случайные книги

по теме

Случайные переводы

по теме

Случайные статьи

по теме

юнгианство, духовный кризис, алхимия

Похожие переводы

  class="castalia castalia-beige"